Форум
Знаменательные и памятные даты
Знаменательные и памятные даты
06.07.2016 22:31:50
7 июля 7 июля 1698 года родился Пьер Луи Моро де Мопертюи
![]() ( После блестящего домашнего образования стал драгунским офицером, но природные наклонности к точным наукам побудили его в 1720 году выйти в отставку и жить совершенным отшельником. Побывав в 1728 г. в Англии, Мопертюи вернулся приверженцем и распространителем идей Ньютона, тогда ещё мало известных на материке Европы. В 1731 году Мопертюи был избран членом Парижской академии наук и затем назначен главой геодезической экспедиции для измерения меридиана в Лапландии. По приглашению короля Фридриха II Мопертюи в 1741 году переселился в Пруссию, принимал участие в битве при Моллвитце (Mollwitz), находился в плену у австрийцев, затем в 1745—1753 годах был президентом физико-математического отделения Берлинской академии. Последние годы жизни провел в Париже. Кроме отчётов о градусном измерении («La figure de la terre» (Фигура Земли), «Relation du voyage au cercle polaire» (Отчет о путешествии к Полярному кругу) и др.), написал несколько учебных книг по астрономии; в трактате «Essay de Cosmologie» (1750) он изложил несколько любопытных собственных гипотез и, между прочим, ввел в механику понятие, известное под названием принципа наименьшего действия, ранее сформулированный им в 1746 году в «Loix du mouvement et du repos» (Законы движения и покоя). Полное собрание сочинений Мопертюи издано в Лионе в 1768 году.Мопертюи известен и по своим отношениям к Вольтеру. Последний написал эпиграмму на безмерное честолюбие Мопертюи, позволившего изобразить себя сдавливающим одной рукой Землю. Нападки Мопертюи на Кёнига, оспаривавшего изобретение теории наименьшего действия, заставили Вольтера написать, сверх «Micromegas», ещё «Docteur Akakia, m?decin du pape». Нападки Вольтера нанесли сильный удар репутации Мопертюи и даже ускорили его смерть. Умер Мопертюи среди двух монахов-капуцинов: перед смертью он признал, что христианство «ведёт человека к величайшему благу при помощи величайших возможных средств». К Мопертюи обращены два стихотворных послания прусского короля Фридриха II Великого (как и все стихотворения Фридриха, написанные на французском языке). С немецкого перевода их перевёл на русский язык прозой молодой Г. Р. Державин — в составе знаменитых «Од, сочинённых при горе Читалагае». Под пером Державина, не знавшего французского языка и вдобавок не так разобравшего имя, Мопертюи превратился в «Мовтерпия». - В честь Мопертюи назван кратер на Луне. Пьер Мопертюи (1698-1759) высказал идею о вращении космических туманностей (галактик) по аналогии с вращением планет Солнечной системы. Основанием для проведения этой аналогии послужило то, что орбиты планет Солнечной системы имеют эллиптическую форму, и такую же форму Мопертюи обнаружил у далеких космических туманностей. Этот вывод Мопертюи оказал сильное влияние на Иммануила Канта при разработке им небулярной гипотезы, в которой постулируется, что планеты образовались из солнечного вещества, находившегося в состоянии вращательного (вихревого) движения. А.И.Еремеева в книге "Астрономическая картина мира и ее творцы" (1984) пишет о Мопертюи: "В сочинении 1742 г. "Рассуждение о фигуре звезд" он рассмотрел проблему маленьких светлых пятен на небе, или туманных звезд, использовав новые списки таких объектов Гевелия и Галлея (явно по статье Дерхэма 1733 г.). Как писал позднее Кант об этом сочинении Мопертюи, именно оно обратило его внимание на "звездные туманности... которые имеют форму более или менее открытых эллипсов" и что сам Мопертюи "считает их большими светящимися массами, которые сплющились от чрезвычайно сильного вращения". Этот второй вывод. был правильным и оказал сильное влияние на Канта при разработке им своей космологической концепции". |
|
|
Знаменательные и памятные даты
06.07.2016 17:43:08
6 июля 6 июля 1897 года родился Анатолий Борисович Мариенгоф
![]() В молодости его родители были актерами, играли в провинции, и хотя потом оставили сцену, страсть к театру, увлеченность литературой царили в доме и передались сыну, который в детстве перечитал русскую классику и многое из западной. Сначала он посещал частный пансион, в 1908 году был переведен в престижный Нижегородский дворянский институт Император Александра II. Стихи начал писать лет с двенадцати. Больше других поэтов любил тогда Блока. В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа с двумя детьми (у Анатолия была младшая сестра) переехал в Пензу. Анатолий продолжил учебу в 3-й частной гимназии С.А. Пономарева. Здесь в 1914 году он издает журнал «Мираж», «более чем наполовину заполняя его собственными стихами, рассказами, статейками…». Неординарным событием для молодого Мариенгоф явилось путешествие летом 1914-го по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он побывал в Финляндии, Швеции и Дании и получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание внезапно прервалось, – началась мировая война. В 1916 году гимназия закончена. Анатолий Мариенгоф поступает на юридический факультет Московского университета и сразу же идет на военную службу. Но на передовую, куда он стремится, попасть не удается – он определен в 14-ю Инженерно-строительную дружину Западного фронта. В дни Октябрьской революции Мариенгоф возвращается в Пензу и с головой уходит в литературу: создает поэтический кружок, включивший соученика по гимназии поэта И. Старцева и художника В. Усенко, в 1918 году печатает первую книжку стихов – «Витрина сердца». Летом белые чехословаки входят в город, и случайная пуля убивает отца. Поэт уезжает в Москву. Поступает литературным секретарем в издательство ВЦИК. Вскоре происходит его встреча с Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих. Потом знакомится с В. Шершеневичем и Рюриком Ивневым. Так оформляется группа имажинистов, заявившая о себе «Декларацией», опубликованной в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж). Для имажинистов, в том числе Мариенгофа, настает период чрезвычайной активности. В 1919 году созданы: «Ассоциация вольнодумцев» (Мариенгоф вместе с Есениным написал текст устава и вошел в правление), книжный магазин «Московской трудовой артели художников слова», кафе «Стойло Пегаса», кооперативное издательство «Имажинисты». Стихи Мариенгофа печатаются во многих выпускаемых издательством сборниках, в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-1924). В 1919-1922 годы в издательстве «Имажинисты» выходит семь его небольших стихотворных сборников. Поэт приобретает известность. Критики спорят о его творчестве, оценки даются взаимоисключающие. Тесная дружба связывает Мариенгофа с Есениным. Сергею Есенину На каторгу пусть приведет нас дружба Закованная в цепи песни О день серебряный Наполнив века жбан За край переплесни. Меня всосут водопроводов рты Колодезы рязанских сел — тебя Когда откроются ворота Наших книг Певуче петли ритмов проскрипят. И будет два пути для поколений: Как табуны пройдут покорно строфы По золотым следам Мариенгофа И там, где оседлав, как жеребенка месяц Со свистом проскакал Есенин. Март 1920 Мариенгофу Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревынные Прохрипят мой двенадцатый час! Есенин Их биографии словно бы переплетаются. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919-го побывали в Петрограде, весной 1920-го в Харькове, летом на Кавказе. Публикуют в печати письма друг другу, чем вызывают негодование критиков. Расхождение между друзьями, наступившее в конце 1923 года, послужило после смерти Есенина поводом для несправедливых упреков в адрес Мариенгофа, который якобы оказывал на Есенина отрицательное влияние. Однако близкие друзья обоих свидетельствуют об обратном. В конце 1923 года Анатолий Мариенгоф женился на артистке Камерного театра А.Б. Никритиной. Трижды, в 1924, 1925 и 1927 годах, побывал за границей во Франции, Германии и Австрии, выступал там со своими стихами. Впечатления от первых двух поездок нашли отражение в сборнике «Стихи и поэмы» (1926). За ними последовали три книжки стихов для детей – «Такса Клякса» (1927), «Мяч-проказник» (1928 ) и «Бобка-физкультурник» (1930). К середине 20-х годов издательство «Имажинисты» закрылось, и печататься Мариенгофу становится все труднее – для советских официальных издательств он представляет «некоторые неудобства». В 1928 году Никритина перешла в Большой драматический театр, и семья перебирается в Ленинград. К этому времени в творчестве Мариенгофа происходят значительные изменения. Стихи отходят на второй план. «Со смертию Есенина и переездом в Ленинград, — пишет он в «Автобиографии», — закончилась первая половина моей литературной жизни, в достаточной мере бурная. С 30-х годов я почти целиком ухожу в драматургию. Моя биография это мои пьесы». Мариенгоф написал более десяти больших пьес и множество скетчей. В 1924-1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом Пролеткино, а вскоре, главным образом в соавторстве с друзьями, начал писать киносценарии. Всего их создано около десяти. Одним из ведущих жанров в творчестве Мариенгофа становится теперь проза. Большую известность получил «Роман без вранья» (1927). В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники», публикация которого принесла Мариенгофу массу неприятностей и за который он был подвергнут травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимо». В 1953 году Мариенгоф приступает к автобиографической книге «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги». Ее сокращенный вариант – «Роман с друзьями» — был опубликован только посмертно, в 1964 году. Потребность в поэтическом слове Мариенгоф снова ощутил в начале Великой Отечественной войны. В июне 1941-го он приходит на Ленинградское радио и ежедневно пишет баллады (очерки в стихах), тут же звучащие в выпусках «Радиохроники». Вскоре, вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой были эвакуированы в Киров, где прожили около трех лет. Здесь в 1947 году выходят две его книги – «Пять баллад» и «Поэмы войны». Сборники эти оказались последними прижизненными публикациями поэта. В среду, 30 декабря 1925, гроб с телом Есенина поездом доставили в Москву. Весь день в Доме печати с Есениным прощались его родственники, близкие, поклонники – все, кто его знал и любил. Тем же днём датировано и стихотворение Анатолия Мариенгофа: Не раз судьбу пытали мы вопросом: Тебе ли, Мне, На плачущих руках, Прославленный любимый прах Нести придётся до погоста… …Что мать? что милая? что други? (Мне совестно ревмя реветь в стихах). России плачущие руки Несут прославленный твой прах. [/CENTER]
... Под осень отцветают реки, Роняя на песок И на осоку Зеленых струй листы. В карманах Розовых туманов Чуть слышен ветра крик И воробьиный свист . ![]() Из сердца в ладонях Несу любовь. Ее возьми — Как голову Иоканана, Как голову Олоферна… Она мне, как революции — новь, Как нож гильотины — Марату, Как Еве — змий. Она мне, как правоверному — Стих Корана, Как, за Распятого, Иуде — осины Сук… Всего кладу себя на огонь Уст твоих, На лилии рук. 1916
Я сделала для себя открытие и не первое... |
|
|
Знаменательные и памятные даты
06.07.2016 15:13:36
6 июля 6 июля 1887 года родился ![]() ![]() « ![]() |
|
|
Знаменательные и памятные даты
06.07.2016 14:41:35
6 июля 6 июля 2003 года с помощью радиотелескопа РТ-70 под Евпаторией был передан ![]() 6 июля 2003 года с помощью радиотелескопа РТ-70, расположенного в Евпатории, было передано коллективное радиопослание жителей Земли внеземным цивилизациям. Проект получил название "Cosmic Call" ("Космический зов" ![]() К вопросу о ПРОЕКТАХ (?): |
|
|
Знаменательные и памятные даты
06.07.2016 09:28:36
6 июля 6 июля 1877 года родился Алексей Михайлович Ремизов
![]() Алексей Михайлович Ремизов родился в купеческой семье (его мать происходила из известного купеческого рода Найденовых). В 1895 поступил вольнослушателем на естественное отделение математического факультета Московского университета, посещал лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах. В 1896 был арестован за участие в студенческой демонстрации, исключен из университета и отправлен на два года в ссылку в Пензенскую губернию, где вторично подвергся аресту в 1898 за участие в работе революционно-пропагандистских кружков (с легкой руки Ремизова в одном из «рабочих театров» Пензы начал свою деятельность В.Э.Мейерхольд). Проживая в 1899-1903 под гласным надзором в Усть-Сысольске, затем в Вологде, Ремизов окончательно уходит от революционной деятельности и решает посвятить себя литературе. Период «декадентского стихотворчества» сменяется освоением фольклорно-мифологического культурного пласта, который станет ориентиром и доминантой последующего творчества Ремизова. В 1902 – первое опубликованное произведение, поэтическая обработка зырянских свадебных причитаний «Плач девушки перед замужеством» (позднее вошло в книгу «Посолонь» под заглавием «Плача»). Ремизов, близкий к младосимволистам, представляет «неомифологическое» течение в русском модернизме. Уже современниками было отмечено своеобразие стиля писателя, произведения которого характеризуются взаимопроникновением стихотворной и прозаической форм речи. Стих Ремизова верлибризированный, акцентный нерифмованный, близок народному сказу, ритмизованной прозе. В 1918 вышла небольшая книга Ремизова «О судьбе огненной. От слов Гераклита», где в стихотворной форме были изложены философские воззрения Гераклита; позднее это произведение вошло в книгу «Взвихренная Русь» (1926). Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его «Слове о погибели Русской Земли», содержащем аллюзии на древнерусский плач о разорении Руси татаро-монголами. В 1919 Ремизова ненадолго арестовали по делу левых эсеров, а в 1921 он эмигрирует сначала в Берлин, а затем, в 1923, в Париж, где живет до самой смерти. В эмиграции Ремизов практически не имел возможности публиковать свои книги отдельными изданиями, поэтому большинство из них опубликовано позднее. Времени детства посвящена книга воспоминаний «Подстриженными глазами» (1951), годам ссылки – книга «Иверень» (опубл. в 1986), петербургскому периоду жизни Ремизова – книга «Встречи. Петербургский буерак» (частично опубл. в 1981), годам парижской эмиграции – «Учитель музыки» (опубл. в 1981). На основе рассказов жены Ремизов написал книги о ее жизни – «Оля» (1927), «В розовом блеске» (1952). Мифология и фольклор по-прежнему доминируют в его творчестве, также он занимается переработкой сказочных и сакральных сюжетов: «Образ Николая Чудотворца» (1931), «Голубиная книга» (1946), создает цикл пересказов древнерусских повестей, оригинальных или являющихся переводами средневековых рыцарских романов («Соломония», «Савва Грудцын», «Брунцвиг», «Мелюзина», «Бова Королевич», «Тристан и Исольда», «Повесть о двух зверях: Стефанит и Ихнелат», «О Петре и Февронии Муромских», «О Григории и Ксении Тверских» и др.). В 1930-е Ремизов обратился к жанру рукописных книг-альбомов, создав целые серии рисунков к своим произведениям. ![]() ![]() В настоящий том Собрания сочинений А. М. Ремизова вошли его книги, основанные на народных легендах, апокрифах, повестях и других произведениях древнерусской литературы. С начала XX в. писатель поставил целью раскрыть современному читателю мир народной христианской культуры — неисчерпаемой сокровищницы религиозных и философских идей, нравственных и эстетических ценностей. Собрание сочинений [в десяти томах] -
![]() Рукописи есть на аукционах. Дорого!!! Бенуа Александр Николаевич.
«А.М.Ремизов читает свои произведения на вичере 30 ноября 1907 г.» ![]() ![]() А.М. Ремизов. Автопортрет. Фрагмент композиции «OUYANGSIU» [Оуян Сю]. Из серии "Современники и предки". 1922. Бумага на картоне, тушь, перо. |
|
|
Знаменательные и памятные даты
06.07.2016 00:00:37
5 июля 5 июля 1889 года родился Жан Морис Эжен Клеман Кокто
![]() Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Не получил систематического образования. С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф. Никогда не претендовавший на лавры философа и даже интеллектуала, употреблявший слова «поэт» и «искусство» чаще, чем матрос употребляет слово из трёх букв, эстет Кокто жил свою жизнь так, будто жил лишь один раз, хотя многажды утверждал обратное. В теории он был эстетом и элитистом, а на практике и в душе — популистом. Кокто сочинял поэзию, прозу, пьесы и критику, поставил несколько фильмов, нарисовал тысячи скетчей и картин, оформлял балеты Дягилева, сотрудничал с такими композиторами, как Стравинский, Сати, Мийо, Пуленк, Онеггер и Менотти, играл в кино и в театре, стал одним из основателей Фестиваля проклятых фильмов, который состоялся в Биаррице в 1949 году, играл джаз в нескольких парижских клубах и лично натренировал конченого боксёра из Панамы по имени Эл Браун до титула чемпиона мира в весовой категории «петуха». Единственной формой визуального искусства, которую он не практиковал, была фотография, однако сам Кокто позировал величайшим фотографам мира — Анри Картье-Брессону, Жаку-Анри Лартигу, Мэну Рэю, Ирвингу Пенну. Он вёл кипучую деятельность, при этом производя впечатление абсолютного бездельника, — а чаще бывает совершенно наоборот. - Вечер На птицу серую, уставшую в полёте, Похож вечерний час, когда душе и плоти Милей всего тоска о прошлом, о былом. И расплывается за призрачным окном Неясный абрис крыш, и вечный шум Парижа Рождает тишину, она плотней и ближе, Хотя доносятся то отзвук песен, то — Пунктиром в сумерках — далёкое авто. Приходит час, когда, чтоб обмануть печали, Достаточно того, чтоб где-то зазвучали Шарманка, или смех, или собачий лай, И то признание — пропасть ему не дай! — Ещё звучащее… Но в сумраке всегдашнем Страшней всего, что день прошёл — и стал вчерашним. ![]() "Искусство — это наука, ставшая ясной." ![]() За несколько месяцев до смерти Жан Кокто написал себе "Эпитафию":
"Прохожий, я по жизни сей
Шел от опасности к опасности,
И путь мой стал всего ясней,
Когда совсем не стало ясности". |
|
|
Спасибо!, специальное место, где принято всем говорить СПАСИБО
07.07.2016 09:46:09
А по поводу "БЛАГОДАРЮ" надо подумать, как ещё преподнести это слово, чтобы оно чаще звучало. |
|||
|
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
06.07.2016 23:45:38
У нас классная новость!!!
В космос отправят «чебонавта» Чебурашка (герой мультфильмов) отправился на Байконур в виде небольшой плюшевой игрушки. «Чебонавт» полетит на орбиту и проведет с космонавтами несколько недель. Об этом со ссылкой на пресс-службу министерства культуры сообщает «Сегодня началась космическая одиссея главного мультгероя страны — Чебурашки. В настоящий момент он находится по пути на Байконур. Он успешно прошел мульткомиссию и предполетную подготовку, чтобы 7 июля отправиться на орбиту. Вместе с космонавтами на МКС "чебонавт" "Союзмультфильма" проведет несколько недель и вернется на студию», — говорится в сообщении. Свой вояж Чебурашка совершит в честь 80-летия «Союзмультфильма» и 55-летия первого полета в космос. Вместе с членами экипажа Международной космической станции (МКС) он посмотрит лучшие мультфильмы и выйдет в открытый космос. ![]() -Моя мечта! Она сбывается! Значит она была настоящая! ![]() -Неужели ты без меня полетишь? -Извини, Гена, приказы не обсуждают. ![]() |
|
|
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
06.07.2016 19:24:20
Представьте, что вы в одном из этих домов!
Побудьте та столько, сколько хотите. Хочется внутрь заглянуть. Нельзя? А мы придумаем что там. (А я так туда торопилась, что букву потеряла!)
Изменено: |
|
|