А впервые воскресенье было объявлено выходным ещё 7 марта 321 года.
Именно в этот день римский император Константин I Великий провозгласил воскресенье днем отдыха. В этот день закрывались рынки, а государственные учреждения прекращали всякую деятельность.
До этого граждане Римской империи отмечали в этот день «день Солнца» — dies Solis. Традиция празднования сохранилась и в современном названии этого дня недели во многих европейских языках — Sunday (английский), Sonntag (немецкий).
Почему император велел отдыхать по воскресеньям?
Император Константин в 321 году нашей эры издал специальный указ, повелевавший считать каждое воскресенье выходным днём. По легенде, императору приснился сон. В ночь перед битвой, которая должна была произойти в воскресенье, Константин увидел во сне солнце, а на нём — крест и надпись, которая предвещала победу императору. Сражение действительно прошло удачно для войск императора. Константин Великий, вернувшись домой и вспомнив о видении, повелел запретить в воскресные дни всяческий физический труд.
По его приказу в этот день недели не работали рынки и прекращали работу все государственные учреждения. Но при этом никаких ограничений на земледельческие труды, в которых принимало участие подавляющее большинство населения, не предусматривалось.
Спустя ещё 50 лет, при императоре Феодосии Первом (388–395), был издан указ, согласно которому в этот день никто не мог требовать оплаты государственного или личного долга. При Феодосии Втором, в 425 году, императорским указом было запрещено проведение в день Солнца цирковых и театральных развлечений, чтобы подчеркнуть особую святость этого дня. А в 538 году во время третьего Синода в городе Орлеане было постановлено запретить все работы, в том числе и в сельской местности, по воскресеньям.
Считалось ли воскресенье выходным у славян?
Понятие «воскресенье» появилось на Руси после принятия христианства, и поначалу воскресеньем называли только один день (начало празднования Пасхи) — Светлое Христово Воскресение на третий день после распятия. Лишь в XVI веке появилось воскресенье как отдельный день «седмицы».
Во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей», то есть днём, когда «не делают», не работают. Также слово «неделя» является калькой с греческого apracos, т. е. «не-делающий», «не-дельный», праздный.
В русском языке это название — «неделя» — сохранилось в православной церковной терминологии, например в сочетании «Фомина неделя».
Во всех ли странах воскресенье выходной?
В большинстве стран мира рабочая неделя, как правило, продолжается с понедельника по пятницу.
В Израиле основным выходным днём является суббота, рабочая неделя начинается в воскресенье и заканчивается в четверг или в пятницу после обеда. В субботу свято чтится Шабат, в этот день закрыты все офисы, магазины, не работает общественный транспорт (кроме такси).
В мусульманских странах основным выходным днём является пятница. Мусульмане посвящают этот день посещению мечети и молитве. Рабочая неделя продолжается с субботы до среды (Алжир и Саудовская Аравия), с субботы до четверга (Иран), либо с воскресенья до четверга (Египет, Сирия, Ирак, Объединённые Арабские Эмираты).
На выставке присутствовали мэтры российского бизнеса и высокопоставленные лица, сам царь Николай II лично осмотрел новейшие достижения отечественного производства в различных областях.
«Бензиномотор» Яковлева и Фрезе был представлен к осмотру среди парадных карет экипажного отдела выставки, и непонятная экзотическая новинка затерялась среди массы прочих экспонатов, не произведя особого впечатления на царя. Лишь через столетие соотечественники смогли по достоинству оценить вклад этого изобретения в мировое автомобилестроение и восстановить модель в точности, благодаря одной единственной сохранившейся фотографии.
«Бензиномотор» в тот день запечатлел на фоне центрального павильона Нижегородской ярмарки фотограф Максим Петрович Дмитриев, получивший официальное разрешение фотографировать визит царя на главную общероссийскую выставку. Дмитриев сделал несколько фотографий автомобиля, но до наших дней большинство из них не уцелело. Еще одно маленькое изображение первого русского авто сохранил «Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России», выпущенный в 1900 году.
Появлению на свет первого отечественного автомобиля предшествовало знакомство талантливых русских предпринимателей, состоявшееся тремя годами ранее Нижегородской выставки на аналогичной выставке в Чикаго, где они принимали участие каждый со своим изобретением. Евгений Яковлев, будучи отставным лейтенантом военно-морского флота, являлся владельцем небольшого машиностроительного и меднолитейного завода, а горный инженер по образованию Пётр Фрезе владел в Петербурге известной экипажной фабрикой.
На выставке в Чикаго оба русских изобретателя получили бронзовые медали — Яковлев за свои газовые двигатели, а Фрезе за совершенные образцы конных повозок. Но кроме того, на этой выставке любознательные и предприимчивые русские изобретатели познакомились с немецким инженером Готтлибом Даймлером, создателем первого запатентованного мотоцикла на двигателе внутреннего сгорания.
Также общее внимание Яковлева и Фрезе привлек первый в мире автомобиль, который демонстрировал Карл Бенц. Модель больше напоминала безлошадную карету и называлась Benz Victoria. Русские изобретатели тщательно изучили эти новинки и решили сделать более совершенное «авто».
Прежде всего их «самодвижущаяся машина» или «бензиномотор» была приспособлена не только к езде по городским мостовым, но и к движению по бездорожью и плохим дорогам. Автомобиль Фрезе и Яковлева оснастили большими колесами — передние радиусом 780 мм и 836 мм задние. Серийного производства металлических колес подобного размера в то время ещё не было, и «бензиномотор» получил специально созданные ширококолейные колеса из дерева, обтянутые резиной.
Рессоры поместили рядом с колесами, чтобы они поворачивались вместе с ним. Каркас автомобиля был связан с балкой передней оси через поперечину, на ней же крепилась рулевая ось. Цепная главная передача заставляла вращаться задние колеса.
Длина авто составляла всего 2 метра 45 см, масса — 300 кг. Получился компактный и маневренный для своего времени автомобиль с хорошими техническими характеристиками. При мощности мотора в две лошадиных силы, он развивал скорость около 20 км/ч, что являлось очень неплохим показателем для тех времен.
Четырехтактный двигатель Евгений Яковлев сконструировал более легким, чем имевшиеся европейские образцы, со сложной системой охлаждения. Вода постоянно кипела и испарялась, и только часть её охлаждалась, поступая в конденсатор. Поэтому воду необходимо было постоянно подливать, и, как все первые авто, машина Фрезе-Яковлева возила с собой запас воды — 30 литров в двух боковых латунных баках.
Ременная трансмиссия была сходной по конструкции с аналогичной деталью в автомобиле Карла Бенца. Рычаги двухступенчатой коробки передач располагались сбоку от руля. Примечательно, что в машине стояло электрическое зажигание.
В итоге автомобиль Фрезе-Яковлева имел стоимость вдвое ниже существовавших тогда в Европе и Америке единичных аналогов, не уступая им по техническим характеристикам. Таким образом, день 14 июля 1896 года свидетельствует, что Россия по праву является одним из первопроходцев мирового автомобилестроения.
... Долгие годы Нобель упорно проводил многочисленные опыты с нитроглицерином. Однако данное вещество настолько непредсказуемо, что работать с ним крайне опасно. Один из заводов изобретателя даже взорвался, унеся с собой жизнь брата Нобеля и четверых рабочих. Нитроглицерин чрезвычайно чувствителен к детонации и может взорваться при незначительном толчке.
Чтобы уменьшить вероятность несчастного случая при транспортировке нитроглицерина, его помещали в кизельгур, особую пористую почву. Однажды одна из банок разбилась, и ее содержимое вылилось наружу, пропитав землю. Нобель решил провести ряд опытов с пропитанным нитроглицерином кизельгуром и пришел к удивительным результатам.
Как оказалось, после пропитки взрывные свойства нитроглицерина не уменьшались. С другой стороны, полученное вещество стало намного менее чувствительно к детонации. Смесь не взрывалась ни от ударов, ни от трения, ни даже от горения. Единственное, что могло привести к взрыву - возгорание небольшого количества горючей ртути. То есть, результат был даже лучше того, что ожидал Нобель.http://calendie.ru/
Талантливый шведский изобретатель, проведший большую часть жизни в России, "взорвал" мировое сообщество изобретением динамита. В 1863 году он запантетовал в Швеции применение нитроглицерина в технике - впервые после восьмисот лет господства дымного пороха цивилизация получила новое взрывчатое вещество! Вскоре - патенты на детонатор, динамит...
Применение своих научных разработок Альфред Нобель хотел видеть исключительно в мирной жизни. Парадоксально, но создавал он при этом взрывчатые вещества. Их взяли на вооружение армии. Но и созидательные проекты с помощью его взрывчаток стремительно изменили мир: стали возможны быстрые разработки горных пород для добычи руд, угля, нефти и газа, прокладки тоннелей, позднее - полеты ракет. Так что изобретенный Нобелем динамит был востребован во всём мире, а его создатель невероятно разбогател за несколько лет. Хотя Альфред Нобель, будучи аскетом в быту, тратил очень много денег на развитие науки, к концу жизни у него остался 31 миллион крон, которые он и пожертвовал на создание Нобелевской премии.
Не был великий швед обделен своеобразным чувством юмора. Например, в последние годы жизни его особенно мучили сердечные боли, и он заметил о своем лечении: "Разве не ирония судьбы, что мне прописали принимать нитроглицерин! Доктора называют его тринитрином, чтобы не отпугнуть фармацевтов и пациентов".