Обнаружил явление астигматизма человеческого глаза и ввёл в употребление цилиндро-конические линзы для исправления этого дефекта зрения. В 1834 впервые разработал теорию дифракции света в объективах телескопов. «Диском Эйри» называют светлый кружок в центре дифракционной картины изображения звезды. В 1836 предложил современную теорию радуги. Разработал способ определения параллакса Солнца и метод определения апекса его движения. Обработал наблюдения Луны и планет, выполненные в Гринвичской обсерватории на протяжении 1750—1830; нашел новое неравенство в движениях Венеры и Земли, улучшил солнечные таблицы. В 1847 усовершенствовал теорию приливовЛапласа. В 1855 определил плотность и массу Земли с помощью маятника, установленного на поверхности и в глубине шахты. В 1886 опубликовал новый метод, с помощью которого пытался исправить теорию движения Луны. Изобрел в 1839 компенсатор судового компаса, разработал метод исследования цапф (метод Эйри).
Сыграл большую роль в развитии Гринвичской обсерватории как учёный и организатор науки. Преобразовал методику наблюдений, проводившихся в обсерватории, и их обработки. Обновил и расширил инструментальное оборудование, при этом лично сконструировал ряд инструментов, создал в обсерватории отделы Солнца, магнетизма и метеорологии. Руководил подготовкой и научной работой английских экспедиций по наблюдению прохождений Венеры по диску Солнца в 1874 и 1882.
Радиокомпас — самолетный радиопеленгатор для автоматического определения направления на наземные передающие радиостанции
Действие самолетных радиопеленгаторов основано на одновременном приеме сигналов радиостанции на две антенны — рамочную и открытую. Открытая антенна представляет собой вертикальный штырь или провод, и характеристика направленности ее является окружностью. Сила приема на такую антенну одинакова независимо от направления приходящего радиосигнала. Если плоскость рамки совпадает с направлением на радиостанцию, то сила приема максимальна; если плоскость рамки перпендикулярна направлению на радиостанцию, то сила приема равна нулю. При дальнейшем повороте рамки сигнал появится вновь (перевернутый по фазе) и достигнет максимума, когда плоскость рамки вновь совпадет с направлением на радиостанцию. При одновременном приеме на обе антенны суммарная диаграмма силы приема изобразится так называемой кардиоидой. При соответствующем подборе параметров антенн кардиоида однозначно определяет направление на радиостанцию.
Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Его отец — писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии — биолог Томас Генри Хаксли; по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнолду и внучатым племянником писателю Мэтью Арнолду. Брат Хаксли Джулиан и единокровный брат Эндрю были знаменитыми биологами.
Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было 13 лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением и впоследствии его зрение значительно ухудшилось. В связи с этим он был освобожден от военной службы в период Первой мировой войны.
Свой первый роман, который не был опубликован, Хаксли написал в возрасте 17 лет. Он изучал литературу в Баллиольском колледже в Оксфорде. Уже в двадцать лет Хаксли решает избрать писательскую деятельность как профессию.
В его романах речь идет о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса (антиутопия «О дивный новый мир!», есть ещё книга «Возвращение в прекрасный новый мир» (1958 Brave New World Revisited) написанная через 20 лет после первой (в ней Хаксли описывает противоположное первой книге состояние и развивает мысль о том, что на самом деле все будет значительно хуже и страшнее, чем в первой). Также он затрагивал пацифистские темы.
В 1937 году Хаксли переезжает в Лос-Анджелес, штат Калифорния, вместе со своим гуру Джералдом Гердом, надеясь, что калифорнийский климат улучшит его ухудшающееся зрение. Именно здесь начинается его основной творческий период, для которого было новой чертой более подробное рассмотрение человеческой сущности. Хаксли знакомится в 1938 г. с Джидду Кришнамурти. Под влиянием последнего он обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой.
Накопленные познания просматриваются в его последующих романах «The Perennial Philosophy», наиболее четко в Через много лет («After Many a Summer…») и также в произведении «Time must have a stop».
В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимым Хамфри Осмондом (Humphry Osmond). Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание.
Впоследствии в переписке с Осмондом было употреблено впервые слово «психоделика» для описания влияния мескалина.
Эссе «Двери восприятия» («The Doors of Perception») и «Рай и ад» («Heaven and Hell») описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. «Двери восприятия» стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 60-х и дал название знаменитой группе «The Doors»
Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на его творчестве. Так в последнем своем романе «Остров» («Island») он описал положительную утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир» (Brave New World).
Хаксли умер в 1963 г. в Лос-Анджелесе от рака горла. Перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию. Несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу. Незадолго до его смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи.
В этой книге Хаксли рассказывает о способах борьбы с различными пороками зрения. Все это испытывал он на себе – и в результате, можно без большого
преувеличения сказать, прозрел.
Это не чудо и не мистика. В каждом человеке есть огромный запас сил и энергии для того, чтобы поддерживать и восстанавливать свое здоровье, надо лишь уметь мобилизовать этот внутренний запас. Совершенствуя методику д-ра Бейтса, Хаксли показывает, как без посторонней помощи можно восстановить утраченное зрение. Попутно же заставляет читателя задуматься о свойствах человеческой природы вообще.
Рекомендации Хаксли понятны и просты, и хотя эта его книга была впервые издана 60 лет назад, ее практическая ценность не уменьшилась и ее продолжают переиздавать во многих странах мира.
(настоящее имя Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог, 1885—1967), французский писатель и член Французской академии. Впоследствии псевдоним стал его официальным именем.
Мастер жанра романизированной биографии (книги о Шелли, Байроне, Бальзаке, Тургеневе, Жорж Санд, Дюма-отце и Дюма-сыне, Гюго) и короткого иронично-психологического рассказа. Среди основных произведений Моруа — психологические романы «Превратности любви» (1928 ), «Семейный круг» (1932), книга «Мемуары» (опубликована в 1970 году) и воплотившие всю прелесть тонкого, ироничного таланта писателя «Письма незнакомке» ( 1956).
Моруа появился на свет в Эльфебе, местечке неподалеку от Руана. Его семьей были эльзасские евреи, принявшие католическое вероисповедание, переехавшие в Нормандию после 1871 г. и ставшие французскими подданными. В 1897 г. Андре - учащийся Руанского лицея, в 16 лет он становится обладателем степени лиценциата. Завершив обучение в лицее, он поступает в Каннский университет. Практически одновременно начинается его трудовой путь: юноша устраивается на отцовскую фабрику и работает там администратором на протяжении 1903-1911 гг.
Когда разразилась Первая мировая война, Андре Моруа принимал участие в военных действиях в качестве офицера связи и военного переводчика. Впечатления, полученные на войне, помогли Моруа попробовать себя на литературном поприще и стали основой для его первого романа - «Молчаливый полковник Брамбл». После его издания в 1918 г. Моруа узнает, что такое успех, причем известность его сразу вышла за пределы родной страны, произведение тепло принимали в Великобритании и Америке.
После окончания войны местом работы Андре Моруа была редакция журнала «Круа-де-фе». Вдохновленный успехом первого романа, начинающий писатель мечтал не о карьере в журнале, а о профессиональном занятии литературой. Уже в 1921 г. увидел свет его новый роман «Речи доктора О’Грэди». Когда умер отец, Моруа, продав производство, с 1925 г. отдал все силы созданию литературных произведений. На протяжении 20-30 гг. им была написана трилогия о жизни знаменитых английских представителей романтизма – Шелли,Дизраэли и Байрона. Написал он и ряд других романов. 23 июня 1938 г. происходит знаменательное событие в жизни Моруа: его литературные заслуги признаны избранием во Французскую академию.
\
Когда началась Вторая мировая война, писатель ушел добровольцем в действующую французскую армию, служил в звании капитана; тогда ему было 54 года. Когда Францию заняли немецко-фашистские войска, Моруа переехал в США, где работал в Канзасском университете преподавателем. 1943-ий был знаменован отъездом в Северную Африку; возвращение на родину состоялось в 1946 г. В этот период Моруа пишет книгу «В поисках Марселя Пруста» (1949), сборники новелл.
Писатель творил до глубокой старости. В год 80-летнего юбилея им был написан роман, ставший в череде биографических произведений последним – «Прометей, или ЖизньБальзака» (1965). Буквально за несколько дней до смерти была поставлена последняя точка в его мемуарах.
Вклад Андре Моруа в национальную литературу поистине велик – две сотни книг, а также более тысячи статей. Он был разножанровым писателем, из-под его пера выходили не только прославившие его биографии великих людей, но и фантастические новеллы, психологические рассказы, романы, философские эссе, исторические труды, научно-популярные сочинения. Моруа был избран почетным доктором Оксфордского и Эдинбургского университетов, являлся Кавалером ордена Почетного легиона (1937). Вел писатель и достаточно активную общественную жизнь, входил в несколько общественных организаций, сотрудничал с изданиями демократической направленности.
Родился в местечке Кессвил в семье священника. В юности запоем читал философские работы. Окончил университеты Базеля и Цюриха, в 1900 году стал работать в клинике для умалишенных при Цюрихском университете.
Во время работы в клинике Юнг познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позднее - и с их автором. С 1907 г. они стали работать в тесном сотрудничестве, продолжавшемся пять лет.
В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда; два года спустя он ушел в отставку с поста президента Международного психоаналитического общества.
В 1921 г. увидела свет работа "Психологические типы", в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов.
В 1933 году Юнг стал профессором психологии Федерального политехнического университета в Цюрихе. В 1943 г. перебрался в Базель, в университете которого занял пост профессора медицинской психологии.
Альфред Маршалл (1842-1924)— основоположник "Кембриджской школы". Родился в Лондоне в клерикальной семье. Учился в Оксфордском колледже Сент-Джон, затем в Кембриджском колледже. В 1868 г. был назначен преподавателем колледжа в Кембридже, в 1885 г. возглавил кафедру политической экономии в Кембриджском университете. В 1875-1878 гг. читал лекции на тему "Экономические условия в Америке в Кембридже и Бристоле". Первая книга, опубликованная в 1879 г., называлась "Экономика промышленности" и была написана в соавторстве с женой, Мэри Пэйли, правнучкой знаменитого архидиакона. Экономические теории Маршалла приобрели завершенную форму к 1883 г. В 1890 г. вышла в свет его знаменитая книга "Принципы экономической науки", а его работа "Деньги, кредит и торговля", написанная в 1875г., была опубликована только в 1923г. Обобщённая система графического анализа была предана гласности в докладах о "Чистой теории внешней торговли и внутренней стоимости продукции" в 1873 г. С 1891 по 1894г. Маршалл состоял членом Королевской комиссии по труду, для которой подготовил "Меморандум о классифика¬ции имперских и местных налогов и контингенте налогоплательщиков" к 1899 г., а также меморандум "О фискальной политике в международной торговле" в 1903 г. В 1885 г. после возвращения Маршалла в Кембридж сочинения по политэкономии были включены в программу экзаменов по гума¬нитарным наукам и истории. С поста руководителя кафедры политэкономии Маршалл вышел в отставку в 1908 г. в возрасте 66 лет. В 1919 г. на 77-м году жизни была издана книга "Промышленность и торговля".
В своем учении Маршалл ставил во главу угла не абстрактно-теоретические представления о спросе и предложении, а конкретного человека - участника экономического процесса. В какой бы роли ни выступал этот "экономический человек" - покупателя, предпринимателя или продавца рабочей силы, - он всегда стремится максимизировать свой доход и минимизировать издержки. Этот поворот к реальной экономике, получивший название "маршаллианской революции", имеет в своей основе несколько базовых постулатов. Постулат 1. Цель экономической науки - проливать свет на практические вопросы Маршалл утверждал, что экономическая наука изучает не только теоретическую природу богатства, но и, главным образом, побудительные мотивы хозяйственной деятельности. А это уже вопрос насущный и имеющий неоспоримую практическую значимость. "Весы экономиста" - денежные оценки. Деньги измеряют интенсивность стимулов, которые побуждают человека к действию, принятию решений. Именно анализ поведения индивидов положен в основу "Принципов экономической науки". Постулат 2. Ситуация на рынке всегда стремится к равновесию Основная идея Маршалла заключалась в том, что все элементы "экономической вселенной" прочно удерживают свое место путем взаимного уравновешивания и взаимодействия. Рынок - саморегулирующаяся система, части которой находятся в динамическом равновесии. Эту революционную идею Маршалла назвали "коперниканским переворотом" в экономике: предложенная им модель экономического равновесия переносила в сферу политэкономии основные принципы устройства Солнечной системы, открытые в свое время Коперником. Постулат 3. Фактор времени - основной регулятор рыночной ситуации Маршалл впервые ввел элемент времени в качестве фактора экономического анализа. Ученый провозгласил, что рыночная ситуация должна рассматриваться в различных временных периодах: краткосрочном, долгосрочном и сверх-долгосрочном. Чтобы принимать верные решения, предприниматель должен совершенно четко представлять себе, в каком рыночном периоде он намерен действовать. - читать дальше
Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является
А. Маршалл считал необходимой государственную заботу
о «сторонах жизни бедных рабочих,
в которых им трудно обеспечить себя самим»,
иное он расценивал как «ошибочное и безнравственное» с т. з. «общих» интересов.
В 1927 году сотрудниками Кембриджского университета для изучения творчества А. Маршалла было создано Маршаллианское общество. В числе первых членов общества были известные английские экономисты: Дж. М. Кейнс, Н. Калдор, Дж. Робинсон. В настоящее время членами общества являются как преподаватели, так и студенты Кембриджа.
"Цена каждой вещи возрастает и снижается время от времени и от места к месту, а с каждым таким изменением покупательная сила денег также изменяется соответственно повышению или снижению цены на данную вещь."
26 июля 1856 года родился Джордж Бернард Шоу ... (ум. 1950), ирландский писатель, лауреат Нобелевской премии 1925 года «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой» («Тележка с яблоками», «Андрокл и лев», «Пигмалион», «Кандида»).
Джордж Бернард Шоу – английский драматург ирландского происхождения, один из основоположников «драмы идей», писатель, эссеист, один из реформаторов театрального искусства XX ст., после Шекспира второй в рейтинге популярности автор пьес в английском театре, лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель премии «Оскар».
Родился в ирландском Дублине 26 июля 1956 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки. В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом. С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали. За 9 лет лишь 15 шиллингов - гонорар за единственную статью - было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.
В 1884 г. Б. Шоу примкнул к Фабианскому обществу и уже через короткое время снискал славу талантливого оратора. Посещая читальный зал Британского музея в целях самообразования, он познакомился с У. Арчером и благодаря ему стал заниматься журналистикой. Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Сатердей ревью» в качестве театрального критика. Написанные им рецензии составили трехтомный сборник «Наш театр девяностых», изданный в 1932 г. В 1891 г. вышел своеобразный творческий манифест Шоу – пространная статья «Квинтэссенция ибсенизма», автор которой обнаруживал критическое отношение к современной ему эстетике и симпатию к драме, которая освещала бы конфликты общественного характера.
Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» (1892 и 1893 соответственно). Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы». В этом же году увидели свет и «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров. Первый огромный успех принес написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл - «Пьесы для пуритан».
Звездный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес - в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др. После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории, ниспровергает то, что считалось аксимой. Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стал имевший оглушительный успех «Пигмалион» (1913).
В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее он продолжал писать, и в 1917 г. начинается новый этап в его творческой биографии. Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г. он становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем отказывается от денежной ее составляющей.
В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.
Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.
Отказавшись идти на уступки цензуре, Шоу издавал свои пьесы на собственные средства преуспевающего журналиста, а также за счет Шарлотты Пейн Таунсенд, ирландской меценатки и социалистки, на которой он женился в 1898 году. Двухтомный сборник «Пьесы приятные и неприятные» вышел в год их свадьбы. Энергия била из Шоу ключом. На протяжении дня он не давал себе ни минуты покоя. Как писал его биограф Хескет Пирсон, «он даже не мог спокойно разговаривать: вскакивал, садился, клал ногу на ногу, засовывал руки в карманы, опять вынимал их, выпрямлялся в кресле или далеко откидывался на спинку, свешивался вперед, почти до пола, или заваливался назад – минуты не мог пробыть в одном положении!». Если же ему удавалось вконец себя измотать – а такое случалось крайне редко – он шел в темную комнату, плашмя валился на пол и лежал часами, расслабив все мышцы.
Шоу можно определенно отвести место в книге рекордов Гиннеса по количеству сломанных конечностей. Раз в год, в лучшем случае раз в два года, он с непостижимой регулярностью что-нибудь себе ломал.