Бушевала Гражданская война. На запад шел эшелон с боеприпасами, карательными отрядами и добром из сожженных деревень, наворованным для адмирала Колчака и его команды. Из теплушек доносились пьяные голоса солдат. Обходчик посигналил зеленым флажком: всё в порядке, путь безопасен и вдруг, раздался взрыв, состав громыхнул буферами, накренился и вагоны вместе с паровозом полетели под откос.
На месте аварии был обнаружен белый флажок, на котором корявым детским почерком были выведены два слова: "Армия Трясогузки"..
По настояниям дяди-прелата, на девятом году поступил в иезуитскую школу в Реймсе. Заметив в нём наклонность к духовному поприщу, родные поспешили отдать его в Наваррский коллеж, с тем, чтобы в дальнейшем тот мог посвятить себя военной карьере.
Научная деятельность
Но Кондорсе предпочёл занятия наукой. Мемуар «Essai sur le calcul int?gral» доставил ему в 1769 г. кресло в Академии. В 1777 г. он получил премию Берлинской академии за свою «Th?orie des com?tes». В том же году Кондорсе избран секретарем Академии за свои (1775) — ряд биографий: Гюйгенса, Роберваля, Пикара, Мариотта, Рёмера и др. Тогда же он пишет похвальное слово незадолго перед тем умершим Фонтенелю и Бюффону. Беспристрастие, мастерская обрисовка главных черт характера, рассмотрение деятельности замечательных людей в связи с историей человеческого ума — вот главные достоинства этих биографий. Лучшими биографиями, написанными Кондорсе, являются биографии Тюрго и Вольтера.
В начале своей деятельности Кондорсе занимался преимущественно математическими науками, но уделял внимание также вопросам справедливости и нравственности, занимавшим его ум ещё в детстве. Кондорсе отличался добротой и сдержанностью в выражении своих чувств, что дало повод Д'Аламберу сказать о нем: «это — вулкан, покрытый снегом». Другой отличительной чертой его характера было полное отсутствие тщеславия и честолюбия. Всегда снисходительный к другим, мягкий, деликатный, он, однако, умел говорить правду, был беспристрастен в своих приговорах даже по отношению к друзьям. Таким был он, например, в своих сношениях с Вольтером, знакомство с которым у него началось с 1770 г. и перешло затем в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Вольтера. Эта дружба отвлекла Кондорсе от его прежних работ и возбудила в нём желание заниматься литературой. В 1774 году он написал и издал анонимно «Письмо теолога» к автору «Словаря трёх веков», которое современниками было приписано Вольтеру — доказательство достоинств этого произведения.
Из всех привязанностей Кондорсе самой сильной была привязанность к Тюрго. Под его влиянием Кондорсе занялся политико-экономическими науками. Когда Тюрго был назначен министром финансов (1774), Кондорсе занял место председателя комитета по уравнению мер и весов, где он оставался и по отставке Тюрго, до 1791 г. Работая вместе с Тюрго над разрешением некоторых политико-экономических вопросов, он принимал деятельное участие и в его борьбе с современниками, стараясь путём печати выяснить свои и его взгляды на важнейшие вопросы. В сочинениях этого периода («Письмо земледельца из Пикардии к протекционисту», «Рассуждение о хлебной торговле», «Биография Тюрго», «Рассуждения о барщине» и др.) он развивал мысли о праве каждого человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом, о свободе торговли хлебом, о правильном вознаграждении рабочих, о реформе уголовного суда, свободе печати, об уничтожении крепостного права и пр., и везде являлся сторонником взглядов школы физиократов. Занимая пост председателя комитета по уравнению мер и весов, Кондорсе хорошо познакомился с внутренним механизмом Франции, видел много несовершенств в этом механизме, убедился в косности парижского парламента и горячо восстал против него (в «Письмах американского гражданина»), так как последний систематически препятствовал проведению тех реформ, которые предлагали Тюрго и сам Кондорсе.
Несмотря на эту продолжавшуюся и после отставки Тюрго борьбу с противниками, Кондорсе снова вернулся к научным занятиям и в 1780 издал свои знаменитые примечания к 29-й книге «Духа законов» Монтескьё, где говорит о свойствах ума, необходимого законодателю, даёт критерий для сравнения законов, высказывает соображения, которые должно иметь в виду при составлении законов, и т. д. В 1787 г.
Кондорсе женился на Софии де Груши, общественной деятельнице, более известной как София де Кондорсе.
Около этого же времени Кондорсе, убедившись, что монархия не может и не хочет помочь народу в его бедствиях, перешёл на сторону Республики.
Принцип Кондорсе
Кондорсе впервые применил математические методы к общественным наукам. В 1785 он опубликовал одну из наиболее известных своих работ «Рассуждения о применении анализа к оценке выборов большинством голосов» (фр. Essai sur l’application de l’analyse ? la probabilit? des d?cisions rendues ? la pluralit? des voix). В работе были впервые изложен «метод Кондорсе» — алгоритм голосования, обеспечивающий выбор реальным большинством голосов. Там же был описан «парадокс Кондорсе» — случай нетранзитивности выбора в случае трех вариантов.
Работа Кондорсе положила начало целому направлению математических исследований в области социологии, психологии, политики и экономики.
Родоначальник теории прогресса
Во время своего пребывания в доме Вернэ Кондорсе написал свою политическую исповедь «Советы осужденного дочери», где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни. В это же время написал он и свое знаменитое сочинение: «Esquisse d’un tableau historique des progr?s de l’esprit humain», за которое он признается родоначальником теории «прогресса», одним из творцов философии истории. Многие мысли, проводимые здесь, Кондорсе высказывал и раньше, но тут он привёл их в систему. Две идеи проходят красной нитью через все сочинение: о необходимости уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном совершенствовании рода человеческого. «Картина успехов человеческого ума» состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней Кондорсе предполагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и подтверждения мыслей, высказанных в введении. В первой книге Кондорсе делит всю историю человечества на десять эпох, причём к последней относит время с основания французской республики. Вторая часть была написана Кондорсе по памяти, но дальнейшее продолжение труда было невозможно за отсутствием книг. Собрание его сочинений было издано в 1804 и 1847 гг.
Парадокс Кондорсе
Парадокс Кондорсе
— парадокс теории общественного выбора, впервые описан маркизом Кондорсе в 1785 году.
Он заключается в том, что при наличии более двух альтернатив и более двух избирателей коллективная ранжировка альтернатив может быть цикличной (не транзитивна), даже если ранжировки всех избирателей не являются цикличными (транзитивны). Таким образом, волеизъявления разных групп избирателей, каждая из которых представляет большинство, могут вступать в парадоксальное противоречие друг с другом.
Обобщён теоремой «о невозможности» Эрроу в 1951 году.
На практике идея о необходимости ранжирования кандидатов реализована в голосовании по методу Шульце.
Принцип Кондорсе
Кондорсе определил правило, по которому сравнение выбираемых альтернатив (кандидатов) производится с учетом полной ординалистской информации о предпочтениях избирателей.
Сын крупного землевладельца. Учился в Йельском колледже. В 1806-1811 годах служил во флоте. Годы 1826-1833 Купер провел в разных европейских странах. Литературную деятельность начал с романа «Предосторожность» (1820). Однако известность писателю принес исторический роман «Шпион» (1825), в котором говорится об американской революции и ее рядовых героях. В этом романе автор делает простого человека свершителем великого гражданского подвига: коробейник Гарви Берч во время Войны за независимость становится разведчиком американской армии, одновременно играя роль английского шпиона.
В 1823 году вышел первый роман (в дальнейшем 4-я часть) пенталогии Купера о Кожаном Чулке — «Пионеры, или истоки Сусквечанны». Цикл из 5 романов, принесших писателю мировую известность, объединяется общим героем Натти (Натаниэлем) Бампо, выступающим под именами Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок, Длинный Карабин.
После создания своего лучшего морского романа «Лоцман» (1823) и романа «Лайонель Линкольн» (1825) Купер вновь обратился к образу Кожаного Чулка и написал вторую и пятую части цикла романов: «Последний из могикан» (1826) и «Прерия» (1827). «Последний из могикан» — наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным. В романе выведены мужественные, честные индейцы: друг Натти Бампо — Чингач-кук (Великий Змей) и его сын Ункас, героическая гибель которого воплощает трагическую судьбу индейского народа, уничтожаемого буржуазной цивилизацией.
Через 13 лет писатель вернулся к своему герою в романах «Следопыт, или Озеро-море» (1840) — 3 часть, и «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841) — 1 часть.
Охотник и следопыт Натаниэль Бампо — чудесный образ, рожденный благородной мыслью и живым творческим воображением художника. Он переходит из романа в роман, и читатель видит, какими путями он идет по жизни в течение шестидесяти лет — с 1745 по 1805 год.
В первой части пятикнижия Купер создает образ полного сил юного Зверобоя, который неотделим от жизни лесов, рек, озер, от романтического мира индейских легенд, от сурового, но по-своему справедливого народа, которому еще чужды пороки цивилизации. Автор четко различал, что нравственно и что безнравственно в жизни его героев. Безнравственное связано для него так же, как и для Натти, с жадностью, приобретательской страстью, ожесточающей людей. Читатель узнает в «Зверобое» о незавидной судьбе Джудит и ее матери, которые пали жертвой безнравственного духа поселений и военных фортов. А Хетти, болезненно наивная, как бы отчужденная от цивилизованного мира расчетливых, нечистых страстей, непосредственная и детски откровенная, — нравственно чиста, верна в любви и дружбе.
В следующих двух романах Натти — гроза враждебных англичанам индейских племен. Он — знаменитый следопыт и разведчик Соколиный Глаз, знающий каждую лесную тропинку, обычаи и военные хитрости индейцев, вступивших на «тропу войны». Он чувствует себя хозяином в девственных лесах, он хочет быть полезен людям. Но именно здесь с наибольшей силой выражено отношение Натти и самого автора к горестной судьбе гордого, отважного и поэтического народа, каким представлял его себе Купер. Благородны, чужды корысти и эгоизма Чингачкук и его сын Ункас, последний из могикан, — верные друзья Натти.
В «Пионерах» писатель рассказал печальную историю семидесятилетнего Натти и его друга индейца Джона, приютившихся в поместье судьи Темпля. Натти Бампо очень стар, но он благороден и честен, хотя и беспомощен в этом чуждом для него мире новых законов и сложных отношений укрепляющегося собственнического государства. Именно в этом романе читатель ощущает трогательность, но и историческую «неуместность» попыток Натти уйти от страстей и предприимчивости напористых и волевых колонистов, по существу закладывающих основы будущей высокоразвитой промышленности страны.
В «Прериях» старому Натти не удается избежать встреч с хищными, жадными захватчиками земель, буквально все сметающими на своем пути, потерявшими всякие нравственные устои. В этом романе читатель прощается с Натаниэлем Бампо, нашедшим последний приюту полюбившего его вождя индейского племени. Его смерть торжественна, потому что полна для автора символического значения: вместе с Натти уходит в небытие чистая жизнь, слитая с первозданной природой.
М.Горький так отзывался о герое этой эпохи: «Натти Бампо всюду возбуждает симпатии читателей честной простотой своей мысли и мужеством деяний своих. Исследователь лесов и степей Нового Света, он проложил в них пути людей, которые потом осудили его как преступника за то, что он нарушил их корыстные законы, непонятные его чувству свободы. Он всю жизнь служил великому делу географического распространения материальной культуры в стране диких людей и оказался неспособным жить в условиях этой культуры, тропинки для которой он впервые открыл. Такова — часто — судьба многих пионеров-разведчиков — людей, которые, изучая жизнь, заходят глубже и дальше своих современников. И с этой точки зрения безграмотный Бампо является почти аллегорической фигурой, становясь в ряды тех истинных друзей человечества, чьи страдания и подвиги так богато украшают нашу жизнь».
Время, когда жил Франсуа де Ларошфуко, обычно называют "великим веком" французской литературы. Его современниками были Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Паскаль, Буало. Но жизнь автора "Максим" мало походила на жизнь создателей "Тартюфа", "Федры" или "Поэтического искусства". Да и профессиональным писателем он именовал себя только в шутку, с некоторой долей иронии. В то время как его собратья по перу были вынуждены искать себе знатных покровителей, чтобы существовать, герцог де Ларошфуко часто тяготился особым вниманием, которое оказывал ему король-солнце. Получая большой доход с обширных поместий, он мог не беспокоиться о вознаграждении за свои литературные труды. А когда писатели и критики, его современники, были поглощены жаркими спорами и резкими столкновениями, отстаивая свое понимание драматургических законов, - совсем не о тех и отнюдь не о литературных схватках и баталиях вспоминал на покое и размышлял наш автор. Ларошфуко был не только писателем и не только философом-моралистом, он был военачальником, политическим деятелем. Сама его жизнь, полная приключений, воспринимается ныне как захватывающая повесть. Впрочем, он сам и рассказал ее - в своих "Мемуарах".
Литературное наследие Максимы Результатом жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» (Maximes) — сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 году. Пять изданий, каждое последующее из которых дополнялось автором, появились ещё при жизни Ларошфуко. Ларошфуко крайне пессимистически смотрит на природу человека. Основной афоризм Ларошфуко: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки». В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов, Ларошфуко имеет в виду преимущественно людей своего круга. Общий тон его афоризмов — крайне ядовитый. Особенно характерны его жестокие определения, острые и циничные; например: «Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания других людей». Литературное значение «Максим» считается существенным в историографии французской литературы.
Мемуары Другим важным трудом Ларошфуко явились его «Мемуары» (M?moires sur la r?gence d’Anne d’Autriche), первое издание — 1662 года. Они считаются ценным источником сведений о временах Фронды. В них Ларошфуко подробно описывает политические и военные события, о себе он говорит в третьем лице.
Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко. В романе «Двадцать лет спустя» Ларошфуко выведен под своим прежним титулом — принц де Марсийак, как человек, пытающийся убить Арамиса, также пользующегося благосклонностью герцогини де Лонгвиль. Согласно Дюма, даже отцом ребёнка герцогини был не Ларошфуко (как настойчиво утверждали слухи того времени), а именно Арамис (вымышленный персонаж, не имевший прототипа).
Со страниц многих работ Ларошфуко предстает как заядлый интриган, гордый и заносчивый человек, образец высокомерия.
"Во Франции было немного людей более надменных, чем герцог де Ларошфуко", - утверждал его исследователь У.Г. Льюис. Ларошфуко не сумел сделать карьеры при дворе, "в основном по собственной глупости", поскольку был совершенно непоследователен, то поддерживая королеву, то борясь против нее. Интрига была его стихией, "в которую Ларошфуко и окунается с огромным наслаждением".
Он, очертя голову, "кинулся во Фронду без убеждений, но рьяно, из-за любви и злости на королеву"
. А иные полагают, что он лишь притворялся влюбленным, цинично используя страсть герцогини де Лонгвиль, одной из красивейших дам при дворе, фрондерки и сестры Великого Конде, для достижения собственных целей. Но даже вся его гордость не помешала ему, разорившись, отдать дочь в жены своему бывшему слуге, лишь бы только не лишиться его финансовой помощи (этот брак не был признан официально, но не считался секретом в обществе). - ЗАГАДОЧНЫЙ ЛАРОШФУКО А.В. Стогова
Тема 2016 года: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года В сентябре 2015 года все 193 государства — члена Организации Объединенных Наций приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая представляет собой план построения более светлого будущего для всех; следуя этому плану, человечество за 15 лет должно ликвидировать крайнюю нищету, победить неравенство и несправедливость и защитить планету. Центральное место в Повестке дня занимают цели в области устойчивого развития, в которых содержится призыв к мобилизации усилий по искоренению всех форм нищеты, устранению неравенства и решению проблем, связанных с изменением климата, при обеспечении того, чтобы никто не был забыт. Эти новые цели были выработаны в рамках беспрецедентно открытого процесса: уже на самом раннем этапе правительства привлекали к участию деловые круги, гражданское общество и граждан. Теперь, когда цели в области устойчивого развития установлены, государства должны в тесном партнерстве с гражданским обществом работать над их осуществлением и мониторингом прогресса. Особенно важную роль играют парламенты, которым необходимо воплотить новую повестку дня в области устойчивого развития в конкретные действия путем принятия соответствующего законодательства, утверждения бюджетных ассигнований и обеспечения подотчетности правительств. Выступая на четвертой Всемирной конференции спикеров парламентов, организованной Межпарламентским союзом, Генеральный секретарь Пан Ги Мун выразил признательность парламентариям мира за ту ценную роль, которую они играют в формировании новой системы. Он также подчеркнул, что их вклад в осуществление Повестки дня на период до 2030 года будет не менее важным: «Люди будут ожидать, что вы обеспечите подотчетность правительств за достижение целей в области устойчивого развития, разработаете необходимые законы и выделите средства на программы, которые позволят воплотить их в жизнь», — заявил он, также отметив, что принципы демократии «серебряной нитью» проходят через весь документ. Цель 16 в области устойчивого развития предусматривает обеспечение демократии за счет построения открытого общества и создания основанных на широком участии учреждений. Полностью она сформулирована так: «Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях». Достижение этой цели будет ценно само по себе, но оно также является необходимым условием обеспечения устойчивого развития во всех странах. Многие считают, что эта цель обладает наибольшим преобразовательным потенциалом и что от нее зависит осуществимость Повестки дня. Подробная информация на странице мероприятий 2016 года.
Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.
А. де Сент-Экзюпери
Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но ещё более верно то, что несвободная печать бывает только плохой.
А. Камю
Демократия — это правительство народа, избранное народом и для народа.
Авраам Линкольн (1809-1865), шестнадцатый президент США
У нас [в России] сегодня слово "демократия" - самое модное. Как его не склоняют, как им не звенят, гремят (и спекулируют). Но не ощутимо, чтобы мы хорошо задумались над точным смыслом его.
(14 сентября 1769, Берлин — 6 мая 1859, Берлин) — немецкий учёный-энциклопедист, историк, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник. Его работы по истории можно изучить на
Гумбольдт родился в аристократической семье. Его молодость пришлась на знаменитую в истории немецкой культуры эпоху «бури и натиска». Александра увлекала минералогия, история, живопись, астрономия, философия, экономика, но больше всего — путешествия. Он обучался в университетах в Берлине, Геттингене, Франкфурте-на-Одере, а также Горной академии Фрайбурга. Вскоре к нему пришли первые успехи.
В 1786 году копию картины Рембрандта его авторства выставили в художественном салоне Берлина. В 1790 году вышла первая научная работа Александра Гумбольдта по минералогии.
В 1797 году Гумбольдт получил наследство и оставил службу, полностью посвятив себя научным исследованиям. Он многим пожертвовал ради науки, в том числе и личной жизнью.
Александр Гумбольдт стал одним из основателей географии растений, физической географии, научной метеорологии и научного страноведения. Также Гумбольдт внес большой вклад в изучение землетрясений и вулканов, разработал вопросы географического распространения магнитных явлений, вычислил средние высоты материков, дал характеристики приморского и континентального климата.
С 1799 по 1804 гг. участвовал в научной экспедиции в Западное полушарие. Посетил Кубу, Перу, Гвиану, Колумбию, Мексику, США, Венесуэлу. Более двадцати лет Гумбольдт обрабатывал результаты экспедиции, подготавливая 30-ти томный труд «Путешествие по тропическим областям Нового Света, совершённое в 1799— 1804».
В 1807 году было опубликовано одно из самых популярных сочинений Александра Гумбольдта — «Картины природы». Здесь впервые были поставлены многие вопросы географии растений. В 1829 г. он побывал на Урале и Алтае, обследовал Каспийское море и первым высказал мысль о возможности добычи уральских алмазов.
Когда Александру было 76 лет, он начал работать над главной книгой своей жизни под названием «Космос». Ученый попытался собрать в одном труде все имевшиеся в то время знания о Вселенной и Земле. Гумбольдт успел опубликовать четыре тома этой энциклопедии.
В феврале 1857 года Александра Гумбольдта сразил апоплексический удар. Через некоторое время он почувствовал себя лучше и продолжил работу над 5-м томом «Космоса», окончательно прерванную смертью, последовавшей 6 мая 1859 г.
(в некоторых переводах — Роалд Дал; 13 сентября1916 — 23 ноября1990) — английский писатель норвежского происхождения, автор романов, сказок и новелл, поэт и сценарист. Его рассказы знамениты своими неожиданными концовками, а детские книги — отсутствием сентиментальности, и часто — чёрным юмором. Обладатель многочисленных наград и премий по литературе.
...детский бунт в книгах Даля всегда направлен против мира взрослых — неуютного для ребёнка, жестокого и лицемерного."
- Ольга Мяэотс, заведующая отделом детской литературы Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, переводчик, литературный критик
"Роальд Даль умеет как никто другой поддержать в детях веру в свои силы и, не делая скидки на возраст, требует от них эти силы использовать — во имя правды, чести и добра."
-Ольга Мяэотс, заведующая отделом детской литературы Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, переводчик, литературный критик
«Ни один современный детский писатель не может сравниться с Роальдом Далем в смелости, увлекательности, грубости и веселье», — писали критики.
Его сравнивали с Дудочником из Гамельна, который, как гласит легенда, увлёк своей музыкой всё детское население этого немецкого городка неизвестно куда. Зато известно, от чего он их увёл — от скуки «добропорядочной» бюргерской жизни, от мещанского лицемерия, глупости и жадности.
Он был назван «одним из величайших рассказчиков для детей XX века».
В 2003 году был составлен список «200 лучших книг по версии BBC», включивший в себя 9 книг Роальда Даля: «Джеймс и Чудо-Персик», «Чарли и шоколадная фабрика», «Изумительный мистер Лис», «Дэнни — чемпион мира», «Семейство Твит», «Лечение Джорджа Марвелуса», «БДВ, или Большой и Добрый Великан», «Ведьмы», «Матильда».
В 2008 году The Times включил Роальда Даля шестнадцатым в список «50 лучших британских писателей, начиная с 1945 года».
День его рождения, 13 сентября, отмечается во всём мире как День Роальда Даля.
В мировой детской литературе есть признанные классики, чье творчество почти неизвестно в России. Например, Роальд Даль.
Роальд Даль родился в 1916 году в семье выходцев из Норвегии. Отец Даля перебрался в Уэльс, мечтая дать детям настоящее английское образование. Ничего хорошего для маленького Роальда из этой затеи не вышло — отец умер, когда ему было три года, а английская школьная система пропустила мальчика через все круги своего ада. Незадолго до смерти — Далю было уже под 70 — он описал пережитые им в школе ужасы в книге «Мальчик. Рассказы о детстве» (1984). Это чтение не для слабых духом, поскольку состоит исключительно из описаний издевательств старших детей над младшими и изобретательных телесных наказаний учителей. Но и здесь Далю не изменяет любовь к абсурдным, комичным сценам — как в том эпизоде, когда одноклассники просят жестоко избитого героя показать следы от ударов и, окружив его полуголый зад, хором восхищаются красотой и точностью удара. «Мы научились относиться к жестокости с отстраненным любопытством, поскольку это был единственный путь не сойти с ума», — объясняет Даль. Именно из школьных кошмаров выросли сюжеты почти всех его книг.
Продолжать образование Даль отказался и, едва окончив школу, поступил на работу в компанию Shell, чтобы на несколько лет отправиться в Восточную Африку. Но вскоре началась война, и он тут же записался в королевские ВВС. Не прошло и года, как в 1940-м Даль был сбит над ливийской пустыней и каким-то счастьем выжил. Но кошмары и посттравматические боли остались с ним до конца жизни.
Списанного в запас летчика отправили в Америку, назначив помощником британского военного атташе в посольстве в Вашингтоне. Именно здесь он начинает всерьез и помногу писать. Пишет и для посольства — сочиняет пропагандистские антивоенные рассказы, тайком работая на MI6. Пишет и для себя — повесть «Гремлины» стала первым его литературным успехом и чуть не превратилась в экранизацию Уолта Диснея.
Далее писательская карьера Роальда Даля складывалась из киносценариев — всего их у него около 20, в том числе флеминговский «Живешь только дважды», — и коротких рассказов, которые критики умеренно хвалили за черный юмор. Но настоящая слава пришла к Далю только в 1960-е, когда он начал публиковать сказки, которые сочинял для своих пятерых детей. «Джеймс и гигантский персик» выходит в 1961-м, «Чарли и шоколадная фабрика» — в 1964-м. Мир детской литературы никогда не будет прежним.
"Не отчаивайтесь! На свете нет ничего невозможного!"
Хоть и с опозданием, но некоторые произведения Роальда Даля стали доступны русскоязычному читателю, а его пьесы и фильмы — зрителям. В 1992 году в России был снят фильм по его рассказам под названием «Идеальная пара».
Кинематограф[править | править вики-текст]
12 сентября 490 до н. э. — греческий воин Фидиппид пробежал от города Марафон до Афин, принёс весть о победе греков над персами — «Ликуйте! Мы победили» и умер. Когда в1896 году в Афинах проходили первые современные Олимпийские игры, в его честь был устроен забег между Марафоном и Афинами. С тех пор марафон стал классической дистанцией, и соревнования по марафонскому бегу стали одним из самых популярных видов лёгкой атлетики.
... Как лучший бегун, незадолго до битвы Фидиппид был направлен в Спарту с просьбой прислать спартанское войско на помощь в случае поражения. Выбежав утром, он менее чем за сутки одолел бегом по горным дорогам 1240 стадиев (238 км), достигнув цели «рано на заре следующего дня», сообщает историк Геродот (ок. 484 до н. э.— ок. 425 до н. э.). Затем, не получив вразумительного ответа[1], бегом незамедлительно вернулся обратно. Грекам стало ясно, что помощи не будет и проигрывать битву нельзя.
Не имея достаточного времени на отдых, Фидиппид, как и все мужчины (в те времена греки воевали в строю до 60-летнего возраста), принял участие в жестокой 6-часовой битве с 10-кратно превосходящим по численности противником и сразу после победы раненый и обессиленный побежал в Афины, где женщины и дети со страхом ожидали решения своей участи.
Право принести весть о победе считалось у греков почётной наградой, достойной героев, и мужественный Фидиппид заслуженно потребовал это право. Весть в Афины несли несколько бегунов, но не привыкший проигрывать Фидиппид и в тот раз приложил все силы, чтобы быть первым. И это ему удалось. По легенде, добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне,мы победили!" и упал замертво.
Рекорды: Нельзя не назвать имя первого марафонского бегуна, победителя олимпиады в Афинах 1896 г. Им был водонос – грек Спиридон Луис, он и установил первый мировой рекорд, который составлял 2 часа, 58 минут и 50 секунд. В пути он даже умудрился выпить стакан вина, который любезно предложил ему местный житель.
Последний мировой рекорд среди мужчин установил Уилсон Кипсанг из Кении. Он пробежал дистанцию за 2 часа, 03 минуты и 23 секунды 29 сентября 2013 г. в Берлине. Рекордсменкой мира среди женщин стала Пола Рэдклиф в Лондоне 13 апреля 2003 года. Ее результат 2 часа, 15 минут и 25 секунд.
Существуют и другие рекорды, которые не связаны со временем пробега.
Ранульф Файнс из Великобритании, в 2003 г. пробежал 7 марафонских дистанций в течение 7дней. В феврале 2011 года, Стефан Энгелс закончил свой 365-й марафон подряд. Он бегал каждый день в году.
Риккардо Мартинес пробежал 500 марафонских дистанций за 500 дней.
Самым возрастным марафонцем считается Мартин Парнелл, который пробежал 250 марафонов за год. При этом температура воздуха на улице опускалась ниже отметки в – 30oC.
Морской слизень вида Jorunna parva стал известен после того, как в водах близ японского побережья в 1938 году его обнаружил японский морской биолог Кикутаро Баба (Kikutaro Baba). Тогда его обнародовали в нескольких научных журналах и затем про него практически забыли и лишь с появлением интернета в сети стали распространятся фотографии и видеоролики этого моллюска. Японцев очень заинтересовал этот чудный морской слизень Jorunna parva который так похож на пушистого кролика. Благодаря этим материалам о «морском кролике» узнал и весь мир.