«Более страстного голоса в русской поэзии XX века не звучало»
Иосиф Бродский
Марина Цветаева родилась в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы. Например, в стихотворении 1916 года:
Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.
Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, сводным братом Андреем и сводной сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.
В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы. (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».
Так много нужно сказать — и так мало времени! Спасибо за очередное счастье в моей жизни — «Подорожник»1. Не расстаюсь, и Аля не расстается. Посылаю Вам обе книжечки2, надпишите.
Не думайте, что я ищу автографов, — сколько надписанных книг я раздарила! — ничего не ценю и ничего не храню, а Ваши книжечки в гроб возьму — под подушку!
Фильм-монолог полностью построен на воспоминаниях Анастасии Ивановны Цветаевой (1894—1993) , писательницы и сестры Марины Ивановны Цветаевой, о детстве, о традициях семьи, о родных, о годах ссылки.
Ньютон и Лейбниц в XVII веке разработали основы совершенно нового математического исчисления, названого впоследствии анализом бесконечно малых. Дальнейшее, более глубокое исследование основ математического анализа потребовало, как теперь известно, привлечения методов и фактов теории множеств и теории функций действительного переменного. Основы такого исследования были заложены в первой половине XIX века. Главные заслуги в этой области принадлежат Бернарду Больцано, выдающемуся чешскому ученому.
Больцано родился в католической семье. Его отец, Бернард Помпей Больцано, родился в северной Италии и переехал в Прагу, где он женился на Марии Сесилии Маурер, дочери пражского купца, немке по происхождению. Только двое из двенадцати детей дожил до зрелого возраста, один из них – Бернард Больцано.
О ранних годах жизни будущего математика известно немного.
В Пражский университет Больцано поступил в 1796 году, где изучал математику, философию и физику. Начиная с 1800 года, он начал изучать богословие. В 1804 году стал католическим священником.
В 1805 году Больцано окончил теологический факультет Пражского университета с присвоением ученой степени доктора философии.
В 1805-1820 годах он занимал кафедру истории религии в Пражском университете. Больцано проявил себя как способный и популярный преподаватель, имеющий свои взгляды не только на философские и теологические, но и политические, социальные вопросы.
По своим взглядам на будущее устройство общества он был утопическим социалистом. В своей книге "О наилучшем государстве" он выдвигал идеал общества, где не будет частной собственности и разрыва между умственным и физическим трудом, но будет сохранен аппарат государственного принуждения; хозяйство будет вестись на плановых началах.
Либеральные, антимилитаристские взгляды преподавателя, его высказывания в пользу реформирования общественного устройства, системы образования не устраивали австрийское правительство, которое потребовало у него публичного покаяния. После его отказа отречься от своих убеждений, Больцано был уволен из университета, сослан в деревню и отдан под тайный надзор полиции, лишен права публичного выступления – и устного, и в печати. Без средств к существованию Больцано почти весь остаток жизни прожил в деревне у друзей, продолжая любимые с юношеских лет занятия математикой и философией.
Исключительно неблагоприятные условия, в которых жил и работал Больцано, были причиной того, что почти все его работы увидели свет лишь после его смерти. Основные его результаты стали известны лишь в 70-х годах, а признание начали получать с 80-х годов. Рукопись его важнейшего сочинения – «Учения о функциях» – была обнаружена лишь в 1920 году, а опубликована лишь в 1930 году, т. е. ровно через сто лет со времени ее написания. Об этом обстоятельстве можно лишь пожалеть. Больцано в области обоснования анализа сделал многое раньше Коши и тем более Вейерштрасса. Будь его работы опубликованы, ход событий в этой области был бы, видимо, ускорен.
В «Учениях о функциях» Больцано (за 30 лет до Вейерштрасса) строит непрерывную кривую, не имеющую касательной ни в одной точке. Больцано установил современное понятие сходимости рядов и за несколько лет до выхода в свет "Алгебраического анализа" Коши пользовался критерием сходимости, именуемым обычно критерием Коши. Теорему о том, что всякое бесконечное множество чисел, заключенных в замкнутом интервале, имеет в нем по меньшей мере одну предельную точку, Больцано упоминает за много лет до того, как ее сформулировал Вейерштрасс. Уточнив понятия предела и непрерывности, Больцано впервые строго доказал теорему о том, что непрерывная функция принимает любое промежуточное значение, лежащее между двумя ее разными значениями. В "Парадоксах бесконечного" (изданных в 1851 году), написанных Больцано в последний год жизни, содержится определение бесконечного множества как равномощного своей правильной части. Здесь Больцано явился предшественником Кантора – творца теории множеств. Больцано опубликовал обширный труд по логике – "Наукознание" (1837), в котором развил положения, предвосхитившие идеи математической логики. В начале 30-х годов XIX века Больцано сделал попытку построения теории действительных чисел, которая после некоторых уточнений совпадает с теорией Кантора. Приоритет способа обоснования арифметики натуральных чисел методом математической индукции, который связывают с именем Грасмана, принадлежит Больцано.
Философские и математические исследования Больцано всегда были тесно связаны. Он видел в выработке математического мышления необходимую предпосылку для более, как правило, сложных философских суждений. В работе «К более обоснованному изложению математики» он так сформулировал цели своих математических исследований:
Цитата
В течение примерно пятнадцати лет эта наука всегда была одним из моих излюбленных занятий; однако, преимущественно лишь в ее спекулятивной части, как ветви философии, и как средства упражнения в правильном мышлении. Сразу же, при первом ознакомлении с ней, мне стали заметны один-два недостатка, устранением которых я стал заниматься в свои свободные часы, уверяю, не из тщеславия, а из-за внутреннего интереса, который я находил в таких спекуляциях. При более продолжительном размышлении число недостатков, которые я, как мне казалось, обнаружил, еще увеличилось."
... Работая в организованной им школе для крестьянских детей, Больцано написал ряд работ педагогического характера: «О выборе профессии» (впервые опубликована в 1853 году), «Об изучении логики» (1832). Самым главным научным сочинением в своей жизни Больцано считал свой четырехтомный труд «Наукоучение. Опыт обстоятельного, большей частью нового изложения логики с постоянным вниманием к прежним авторам» — (WL). Его появление было вызвано попыткой логического обоснования «высшего нравственного принципа», которым, по мнению Больцано, должна руководствоваться любая наука и любой вид человеческой деятельности. Сохранившаяся в рукописи «Дедукция высшего нравственного принципа» была написана Больцано в 1812 году (опубликована совсем надавно в штутгартском собрании сочинений Больцано). Эта работа, как писал сам Больцано, вынудила его обратиться к серьезным логическим исследованиям и на протяжении 18-ти лет занимала все его мысли. В 1830 году труд был практически закончен и усилиями учеников Больцано был опубликован семь лет спустя в Зульцбахе, но без указания имени автора на обложке книге. Фамилия автора стояла лишь на титульном листе. Таково было следствие запрета на публикации Больцано со стороны римско — католической церкви. ...
3 октября 1924 года вышел первый номер "Учительской газеты"
««Учительская газета»» основана 3 октября 1924 (в 1930–37 называлась «За коммунистическое просвещение»). В создании газеты и её работе непосредственно участвовала Н. К. Крупская, на страницах ««Учительская газета»» неоднократно выступали А. В. Луначарский, М. И. Калинин и др. видные государственные. и партийные деятели. На современном этапе ««Учительская газета»» публикует статьи, освещающие вопросы осуществления всеобщего среднего образования, проблемы качества обучения и коммунистического воспитания, оказывает помощь учителю в повышении его идейной зрелости и профессионального мастерства, пропагандирует передовой опыт лучших школ, знакомит читателей с положением народного образования за рубежом, с борьбой прогрессивного учительства капиталистических стран за развитие просвещения и свои права. Награждена орденом Ленина (1974). Тираж (1977) 1,5 млн. экз.
«Учительская газета» (в 1930–1937 годах — «За коммунистическое просвещение») — российский (ранее советский) центральный орган печати. Издаётся с 1924 года в Москве, в XXI веке выходит еженедельно.
«Учительская газета» основана в 1924 году при деятельном участии Н. К. Крупской. Впервые вышла 3 октября 1924 года. Издавалась в Москве как орган Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Первым редактором газеты был писатель и журналист Сергей Ингулов (1893—1938 ) — в дальнейшем некоторое время редактор «Нового мира», автор учебников «Политбеседы» и «Политграмота» и начальник Главлита СССР, расстрелянный за «участие в контрреволюционной террористической организации». Со страниц «Учительской газеты» выступали такие деятели Советского государства, как А. В. Луначарский и М. И. Калинин. В газете печатался Осип Мандельштам.
Во время Великой Отечественной войны газета в течение года выходила в Кирове. По её подписке были собраны средства на танковую колонну «Народный учитель». В первые послевоенные годы «Учительская газета» одной из первых опубликовала материал В. А. Сухомлинского.
В 1970-е годы выходила три раза в неделю тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. В 1974 году награждена орденом Ленина.
С 1 января 1989 г. газета стала органом ЦК КПСС
В 1991 году «Учительская газета» стала независимым изданием. С 1992 года выходит еженедельно на 24 полосах. В 2010 году газета была удостоена премии Правительства Российской Федерации в области печатных СМИ.
Раньше я получала сообщения о том, какие условия для перехода в следующую лигу, мне надо выполнить. В последнем сезоне таких сообщений не было ни одного. Следовательно, условия перехода мною были выполнены. Но я осталась там, где была. Почему?
Нет я могу причину вообразить. У меня на это фантазии хватит...