Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Знаменательные и памятные даты
 
7 февраля




7 февраля - ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ








7 февраля 1780 года основан город Сыктывкар









Знаменательные и памятные даты
 
6 февраля



6 февраля 1886 года Клеменс Винклер 
при исследовании минерала аргиродита обнаружил  новый элемент, который назвал германием (существование этого элемента – «экасилиция» – было предсказано Д. И. Менделеевым). 



«Так как открытие германия является венцом периодической системы, то Вам, как «отцу» германия, принадлежит этот венец; для меня же является ценной моя роль предшественника и то дружеское отношение, которое я встретил у Вас».







Германий был получен благодаря предсказаниям Д.И.Менделеева. Он предсказал существование экасилиция и им предположения где его искать. По словам Менделеева он может встречаться в рудах содержащих титан, ниобий, цирконий и тантал. Он сам решил самостоятельно искать этот неизвестный химический элемент. Но ему обнаружить его не удалось. Прошло почти 15 лет и экасилиций был обнаружен. В 1885 году в Германии на прииске Химмельфюрст был найден минерал, который назвали аргиродит, так как в нем было обнаружено серебро (аргентум). Точный же состав минерала не удалось получить. Горная академия города Фрейберга поручила химику К.Винклеру исследовать и определить состав данного минерала. Сравнительно быстро, Винклер определил состав. Основной составной частью было серебро, также входили в состав сера, оксид двухвалентного железа, оксид цинка, ртуть. Но на эти элементы и вещества приходилось около 93%. Как ни старался ученый, обнаружить недостающие 7% ему не удавалось. Он предположил, что в минерале находится неизвестный химический элемент. Это подтолкнуло его на более скурпулезные исследования. И его труды увенчались успехом. Им был обнаружен новый химический элемент, о чем он сообщил в докладе Немецкому обществу химиков.



Доклад был разослан во многие научные учреждения по всей Европе. Винклер считал, что открытый им химический элемент является неметаллом, что оно аналогичен с мышьяком и сурьмой. Первоначально Винклер хотел назвать его нептунием, но оно было занято. Тогда он и предложил его назвать германием, разумеется, в честь Германии. Позже было установлено что открытый элемент амфотерен, следовательно, называть его неметаллом было неверно. Серьезная полемика развернулась по вопросу аналогии германия с известными химическими элементами. На публикацию откликнулись многие химики и немецкий химик В.Рихтер предположил, что германий соответствует предсказанному Менделеевым экасилициуму. Через некоторое время Д.И.Менделеев сообщил К. Винклеру о том что германий и экасицилиум, это один и тот же химический элемент.
Это открытие еще в большей степени подтвердило великую предсказательную силу периодического закона Д.И.Менделеева.




Менделеева и Винклера



Изменено: Елена Харьковская - 06.02.2017 22:47:05
Знаменательные и памятные даты
 
5, 6 февраля - ЗДЕСЬ



 Патент на первую электронную интегральную схему Джек Килби получил 6 февраля 1959-года.
Под его началом работали команды, создававшие первые военные системы и первые компьютеры на интегральных схемах; позже Килби применил свои технологии и в более приземленных областях – так, он разработал карманный калькулятор и термопринтер.

Знаменательные и памятные даты
 
5 февраля
5 февраля 1903 года родился Леонтьев Алексей Николаевич

    ...     


 (1903-1979) - советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. 

 В 1924 году окончил отделение общественных наук Московского университета. Работал в Институте психологии и Академии коммунистического воспитания. Один из ближайших сотрудников Л. С. Выготского. С 1931 по 1935 год работал в Харькове,  с 1932 года — профессор Московского университета, с 1941 года — доктор педагогических наук. В 1942-1945 годах руководил научной работой на Опытном восстановительном госпитале под Свердловском. С 1945 по 1950 год — заведующий отделом детской психологии Института психологии АПН РСФСР, с 1945 года — заведующий кафедрой психологии, с 1963 года — заведующий отделением философского факультета МГУ. С 1966 года - декан психологического факультета МГУ который был создан по его инициативе, и заведующий кафедрой общей психологии. Действительный член АПН РСФСР (1950). Инициатор создания журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология». 



 В конце 1920-х годов, работая у Л. С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно-исторического и онтогенетического развития. В начале 1930-х годов встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956-1963 годы; было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. 


Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.



   ...       

" Более всего меня привлекала техника. Не помню, с какого возраста началось мое увлечение конструированием аэропланов. В классе у нас никто авиамоделизмом, говоря современным языком, не занимался, и никаких кружков не существовало. Во всяком случае, я об их существовании не знал. Правда, продавались игрушечные нелетающие аэропланы, даже сборные, но у меня они вызывали к себе скорее презрительное отношение. Были и поднимавшиеся в воздух “пропеллеры” и “бабочки”, но это – совсем другое дело.

Строил я летающие модели вполне самостоятельно, руководствуясь только общей известной мне схемой: фюзеляж – бамбуковая палка, плоскости, оклеенные папиросной бумагой, такие же рули (хвост) и резиновый мотор, вращающий пропеллер. Все остальное изобреталось. Даже пропеллер делался собственными руками очень хитрым способом: бралась пачечка узких прямоугольников из тонкой фанеры, которые смазывались клеем и слегка раздвигались веером в обе стороны от центра, а потом “уголки” срезались ножом. Шасси строилось тоже очень хитро – из спиц от сломанного зонта. Словом, главным было изобретательство."








«В 1954 году после моей первой поездки в Канаду на Международный психологический конгресс у меня стала складываться некоторая программа организационного развития психологической науки в стране. Мне представилось, что наша психология должна войти “на равных” в мировую. Отсюда и возник первый пункт “программы”: организация национального психологического общества, которое станет членом Международного союза научной психологии.

К этому пункту далее прибавились следующие три:

2. Создать настоящую университетскую подготовку специалистов – факультеты или институты психологии на правах факультетов.

3. Определить статус психологии как особой области знания, т.е. ввести ее в официальный перечень наук и установить ученые степени кандидата и доктора психологических наук.

4. Включить психологию в число наук, представленных в АН СССР.

Сегодня, накануне моего 70-летия, думается о том, что программа эта является выполненной».



Знаменательные и памятные даты
 
5 февраля
5 февраля 1851 года родился  Сытин Иван Дмитриевич
   ...      
 - (25 января (5 февраля) 1851, Костромская губ. — 23 ноября 1934, Москва) — российский предприниматель, книгоиздатель, просветитель.
Иван Дмитриевич Сытин родился 25 января (5 февраля) 1851 г. в с. Гнездниково, Солигаличского уезда, Костромской губернии. Отец — Дмитрий Герасимович Сытин, волостной писарь. Мать — Ольга Александровна Сытина. Иван был старшим из четырёх детей в семье.
С 12 лет Иван начал работать, сначала помощником скорняка на Нижегородской ярмарке, а в 1866 г. в Москве, в книжной лавке купца П. Н. Шарапова.
В 1876 г. Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой и в том же году приобрел свою первую литографическую машину и открыл литографическую мастерскую — «Первая Образцовая типография». Одним из первых удачных коммерческих мероприятий И. Д. Сытина в тот период стал массовый выпуск карт боевых действий русско-турецкой войны.
Всероссийскую известность И. Д. Сытин получил в 1882 г. после вручения ему бронзовой медали Всероссийской промышленной выставки за его книгопечатную продукцию.
В 1884 г. при участии И. Д. Сытина было создано издательство «Посредник», начавшее публикации по доступным для многих ценам произведений Л.Н Толстого, И.C. Тургенева, Н. С. Лескова.
В том же году на Нижегородской выставке был представлен «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший не просто календарём, но универсальным справочным пособием на все случаи жизни для многих российских семей. Уже в следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 миллионов экземпляров, а к 1916 г. превысил 21 миллион.
С 1890 г. И. Д. Сытин стал членом Русского библиографического общества и принял на себя издание журнала «Книговедение». В 1891 г. он приобрёл и продолжил издание журнала «Вокруг света», а в 1897 г приобрел, реформировал газету «Русское слово», с которой впоследствии сотрудничали В. А. Гиляровский и В. И. Немирович-Данченко.
Одним из крупнейших издательских проектов Сытина явилась «Военная энциклопедия», выходившая в 1911—1915 гг. По причине начала Первой мировой войны и последующей Октябрьской революции издание осталось незавершённым, всего было выпущено 18 томов.
К 1917 г. И.Д Сытин имел широкую сеть книжных магазинов — четыре в Москве, два в Петрограде, в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии. 19 февраля 1917 российская общественность широко отметила 50-летие книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина выпуском литературно-художественного издания «Полвека для книги», в подготовке к изданию которого приняли участие М. Горький, А. И. Куприн, Н. А. Рубакин, Н. К. Рерих, П.И Бирюков — всего около 200 авторов.
После установления в стране советской власти все предприятия И. Д. Сытина были национализированы, а он сам выполнял различные работы по поручению правильства — организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 г. ему была назначена персональная пенсия, а за его семьёй была закреплена двухкомнатная квартира (ул. Тверская, д. № 38, кв. 274 — ныне ул. Тверская, д.№ 12).
"За свою жизнь я верил и верю 
в одну силу, которая помогает мне 
преодолевать все тяготы жизни...
Я верю в будущее русского 
просвещения, в русского человека, 
в силу света и знаний". 
Много и интересно - здесь
В истории русского книжного дела не было фигуры более популярной и более известной, чем Иван Дмитриевич Сытин. Каждая четвертая из изданных в России перед Октябрьской революцией книг была связана с его име нем, так же как и самые распространенные в стране журналы и газеты Всего за годы своей издательской деятельности он выпустил не менее 500 млн. книг цифра огромная даже по современным меркам. 


Поэтому без преувеличения можно сказать, что его знала вся грамотная и неграмотная Россия Миллионы) детей учились читать по его азбукам и букварям, миллионы взрослых в самых дальних уголках России по его дешевым изданиям впервые знакомились с произведениями Толстого, Пушкина, Гоголя и многих других русских классиков. Даже в крестьянской избе, никогда не видевшей печатную книгу, имя Сытина было известно, так как здесь висел или яркий праздничный календарь, или лубочная картинка, изданные его фирмой и отпечатанные в его типографии. Так что к началу XX века в народном сознании имя Сытина и понятие «русское книгоиздание» слились в единое нерасторжимое целое.





Знаменательные и памятные даты
 
5 февраля
5 февраля 1943 года начала работу Дорога победы, более безопасная замена Дороги жизни. Она соединяла блокадный Ленинград с остальной страной и сыграла важное стратегическое значение в обороне города.

   ...    

   ...      


Дорога жизни - магистраль, проходившая по Ладожскому озеру и связывавшая осажденный Ленинград со страной - очень помогла жителям города в первые, наиболее тяжелые блокадные годы. Однако объем перевозок был ограничен, необходима была дорога на суше. Возможность построить ее появилась в январе 1943 года, когда блокада Ленинграда была прорвана. Войска Волховского и Ленинградского фронтов во время операции «Искра» перешли в наступление с востока и запада и 18 января объединились на левом берегу Невы. К тому моменту в Ленинграде находилось 800 тысяч человек мирного населения. В тот же день было принято решение о строительстве более эффективной замены Дороге жизни. Государственный комитет обороны приказал строить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу.
Решение было очень рискованным: ширина «коридора» была небольшой, противник мог его легко обстреливать - немецкие позиции находились всего в пяти или шести километрах. Плюс ко всему, идти железная дорога должна была через болото, лес, а кое-где через Неву. При этом на строительство выделили не больше 20 дней. Проводить работы поручили УВВР-2, которым руководил И. Г. Зубков. Кстати, перед войной он руководил строительством метро в Ленинграде.


На одном из участков нужен был низководный мост длиной километр 300 метров. Чтобы понять, как соорудить переправу, рабочие подняли городские архивы по реке, а также документы Балтийского пароходства. В итоге выбрали участок, где глубина воды была не больше 6 метров, а скорость течения — 2 метра в секунду. Из-за быстрого течения мост решили сделать дугообразным для большей устойчивости. Он имел длину 1300 метров. Его возвели за 12 дней. Уже 2 февраля эстакаду впервые испытали. Первые эшелоны пошли по ней с 6 февраля. А уже 7 числа блокадники встретили первый поезд с провизией. Поезд с Большой земли привел старший машинист депо Волховстрой И. П. Пироженко.
Мост через Неву и первые 10 километров пути строили члены двух отдельных железнодорожных бригад и Народного комиссариата путей сообщения СССР. Участвовало и местное население. Например, на строительстве моста через Неву работала тысяча человек.
Но не сроки строительства и сложные природные условия стали основной проблемой рабочих, а неразорвавшиеся снаряды и мины. Пока возводили Дорогу победы, было найдено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. И это при том, что строительство велось под непрерывным артиллерийским и даже минометным огнем противника! Обстрелы не только мешали строить, но и разрушали уже возведенные конструкции. Все усугубляли сильные морозы и бураны. Однако работы велись круглосуточно.

Чтобы хоть как-то облегчить задачу строителям, дорогу строили не по всем правилам, ведь она была временным сооружением: там были крутые подъемы и кривые малого радиуса. Материалы для железной дороги — шпалы и рельсы — привозили с Ладожского узла. Но иногда вместо них использовали обычные бревна. Кроме того, для экономии времени рельсы и шпалы укладывали прямо на снег, ведь на большей части трассы отсутствовали два основных элемента нормального рельсового пути — земляное полотно и баластная призма. Начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны А. С. Кананин вспоминал: «Для экономии времени пришлось укладывать путь, то есть шпалы и рельсы, прямо на снег. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами».
Несмотря на все трудности, дорогу Шлиссельбург — Поляны сдали на трое суток раньше намеченного срока — ее построили всего за 17 суток. Дорога победы была длиной 33 километра с тремя мостами — через Неву, Назию и Черную, кроме того там было три разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.

За 17 суток рабочие понесли огромные потери. За время эксплуатации Дороги победы их было не меньше - пало 110 и ранено 175 человек. Однако все, кто трудился тогда не покладая рук, совершили настоящий подвиг: за рекордные сроки построили железнодорожную трассу Шлиссельбург—Поляны, соорудили мост через широкую, глубокую, с быстрым течением Неву, построили обход Левобережная— Междуречье. Это действительно выдающаяся победа в битве за Ленинград. Около 15 000 воинов-железнодорожников, строивших дорогу, позже получили медали «За оборону Ленинграда».
По Дороге победы в Ленинград шло до 400 составов в месяц. Всего с момента ввода его в эксплуатацию и до декабря 1943 года, чуть меньше чем за год, в осажденный город пришло 3105 поездов, возвратилось 3076. В Ленинград везли оружие, боеприпасы, продовольствие. Обратно вывозили оборудование заводов и фабрик, стратегические материалы и самих ленинградцев. В 1943 году железнодорожниками Октябрьской дороги было доставлено в Ленинград больше четырех миллионов тонн грузов, из них — 630 тысяч тонн продуктов, в том числе 426 тысячи тонн угля, миллион тонн дров и свыше 700 тысяч тонн торфа.
















Фильм "Коридор бессмертия" снимают в Петербурге




Знаменательные и памятные даты
 
4 февраля
4 февраля 1824 года американский 
               изобретатель и бизнесмен Чарлз Гудрич представ-
               ляет публике в Бостоне первые резиновые калоши.



 Владимир Маяковский     (Плакат 1923 года)


   ...   







Американские галоши пушкинской эпохи








Изменено: Елена Харьковская - 04.02.2017 17:40:54
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Мир не без добрых   ...  собак!
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 



Александр Маскаев известный и востребованный русский художник: многие его работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. И немудрено: где еще увидишь такое интересное направление - сказки в живописи для детей и взрослых, да еще в таком потрясающем исполнении. К его картинам хочется возвращаться вновь и вновь, рассматривая каждые детали, каждый раз обнаруживая что-то новое. Его картины полны магии. А коты и мышки не просто ми-ми-мишные симпатяшки, а настоящие характерные герои. Художник наделяет их чертами, присущими человеку. Они могут быть храбрыми, веселыми, находчивыми, болтунами и угрюмыми котярами, и даже немного пьяненькими.

Сказки
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Цветочная солнечная акварель. Художник Shin Jong Sik.

   ...       






   ...