Поздравляю! Сегодня – 30 марта "Ладодение!" Любой повод хорош, чтобы вспомнить друг о друге и пожелать друг другу счастья. Так пусть же таким поводом станет "Ладодение"! Более того! Пусть этот "Ладодение" станет первым по-настоящему счастливым днем в сплошной череде счастливых дней! И пусть эта череда будет действительно сплошной, без прорех и перерывов. Желаю счастья! Вам и себе, всем и каждому, всем вместе и каждому в отдельности! Счастья огромного, непрерывного, круглосуточного, всесезонного и круглогодичного! Ура! Да здравствует "Ладодение"!
Поздравляю! Сегодня – 28 марта "День сотрудников органов национальной безопасности Азербайджана!" Любой повод хорош, чтобы вспомнить друг о друге и пожелать друг другу счастья. Так пусть же таким поводом станет "День сотрудников органов национальной безопасности Азербайджана"! Более того! Пусть этот "День сотрудников органов национальной безопасности Азербайджана" станет первым по-настоящему счастливым днем в сплошной череде счастливых дней! И пусть эта череда будет действительно сплошной, без прорех и перерывов. Желаю счастья! Вам и себе, всем и каждому, всем вместе и каждому в отдельности! Счастья огромного, непрерывного, круглосуточного, всесезонного и круглогодичного! Ура! Да здравствует "День сотрудников органов национальной безопасности Азербайджана"!
Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — нидерландский художник-постимпрессионист.
Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08.02.1822), протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера — был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, находившийся в 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате — колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки — французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…»
Мамедова, Шафига Гашим кызы
Шафига Мамедова — азербайджанская актриса театра и кино, Заслуженная артистка Азербайджанской ССР (1974)[1], Народная артистка Азербайджанской ССР (1982).
Родилась 30 марта1945 года в Дербенте.
Шафига окончила в 1968 году актёрский факультет Азербайджанского Государственного Театрального Института. С 1968 года, будучи студенткой пятого курса, была приглашена в Азербайджанский государственный драматический театр им. Азизбекова[1]. С 1980 года преподаёт в Азербайджанского Государственном Университете Культуры и Искусства (бывший Театральный Институт). С 1995 по 2000 год — депутат Милли Меджлиса Азербайджана. Имеет учёное звание профессора.
Журнал «Советский экран» отмечает, что творчеству Шафиги Мамедовой свойственно глубокое вживание в образ и нежелание приукрашивать свой персонаж, «беспощадность к себе .. ради подлинности персонажей». В то же время Шафига Мамедова умеет представлять свои персонажи с неожиданной стороны, что особенно проявилось в фильме Оджагова «День рождения», где Шафига снялась в роли грубоватой проводницы пассажирского вагона
Мехмед II Завоеватель (Фатих) Мехмед II Завоеватель (Фатих) также известный как Мехмед Эль-Фатих, Магомет Великий, Магомет Завоеватель (30 марта1432 — 3 мая1481) — османский султан в 1444—1446 и 1451—1481. С шестилетнего возраста был правителем Манисы. В мае 1453 года войска под предводительством Мехмеда II захватили Константинополь В ходе Балканских войн завоевал Сербию, Герцеговину, Албанию и т. д.. В 1467 году Мехмед II подошёл к владениям мамлюкских правителей Караманидов — Ак-Коюнлу — Мемлюк. В 1479 году Мехмед II предпринял поход против венецианцев, держащих обширную территорию Албании под контролем. Мехмед II осадил крепости Шкодер (Ишкодра) и Круя (Акчахисар), после чего венецианцы предложили мир.
Планета Владимира Маяковского глазами бакинских детей Те, кто близко знаком с творчеством Маяковского, прекрасно помнят его "рубленую" рифму и нестандартные речевые обороты. И все это, но звучащее из детских уст, было мило, наивно и в то же время так же размашисто и серьезно, как и у самого Маяковского.
Первое сообщение, которое я написала подруге в тот день было таким – "ты любишь детей?" и следующее после ее "да" – "а Маяковского?". Она была удивлена. Да и действительно, какая тут связь?
Ведь ни для кого не секрет, что Владимир Маяковский, вошедший в мировую литературу как поэт, придерживающийся революционных взглядов не только в жизни, но и в творчестве, частенько с трудом дается даже взрослому читателю. А тут дети…
Маяковский и дети
Тем не менее, ларчик просто открывался. Я звала подругу в минувшее воскресенье на посвященный именно Маяковскому открытый урок театральной студии Центра детского творчества в Российском информационно-культурном центре (РИКЦ).
Кстати говоря, в этот же день отмечался и Международный день театра, что само по себе было очень символично.
В то же время у меня это был не первый опыт похода на такие уроки, прежде я уже была в РИКЦ на открытом уроке, посвященном поэтам Серебряного века. И тогда меня крайне поразило то, как дети совершенно разных возрастов, от пяти и до 16-ти, читают взрослые, серьезные стихи, наполненные глубоким смыслом.
И не просто читают как зазубренные, а так, что не возникает и тени сомнения в том, что они на самом деле все понимают. Стихи и авторов, некогда сотворивших эти чудеса и оставивших нам столь необъятное наследство.
Маяковский – целая планета
Как сказал сам Рагимов, подготовка к этому уроку в общей сложности шла четыре месяца. Но материал дети начали подбирать раньше. Это было самым главным – ребята сами выбирали те стихи, которые они должны были читать.
"У нас в эти месяцы параллельно шла подготовка к открытому уроку, посвященному поэтах Серебряного века. И несмотря на то, что Маяковский также относится к поэтам той же плеяды, в прошлый урок его было решено не включать. Так как он сам по себе отдельная планета и говорить о нем надо, не смешивая с остальными", — отметил он.
Те, кто близко знаком с творчеством Маяковского, прекрасно помнят его "рубленую" рифму и нестандартные речевые обороты, которые давно уже стали "фирменным знаком" русских футуристов.
И вот теперь все это, но звучащее из детских уст, было так мило, так наивно, и в то же время так же размашисто и серьезно, как и у самого Маяковского.
Стихи, проникающие в душу
А голос девочки, читавший "Стихотворение о советском паспорте" и вовсе проник в душу и еще долго там звучал. "Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза".
В зале, кстати говоря, среди присутствующих мам, пап, дедушек и бабушек, пришедших поддержать свое чадо, было немало людей, помнящих тот самый Советский Союз, живших в нем. И нет сомнений, что это поколение чтение тронуло еще больше.
Одним словом, вечер, прошедший в РИКЦ, мне лично доставил массу удовольствия. Да и не побоюсь сказать с уверенностью, что и всем остальным тоже.
Маленькие "солнца" о большом
А завершился открытый урок великолепным и одним из самых известных стихотворений – "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче".
"Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!"
Его прочитал со сцены сам Теймур Рагимов с помощью своего "маленького" прелестного коллектива под бурные аплодисменты благодарного зрителя.
В завершение хочется сказать главное – дети – наше большое счастье, они все талантливы, каждый по-своему, каждый в чем-то своем. Поэтому я желаю всем найти и развить в своем маленьком чуде тот талант, который в нем заложен. Ведь, как говорит Александра Константиновна – "Не талантливых детей не бывает!".
Каждый его персонаж – очень характерный, запоминающийся, яркая личность, пусть даже порой – не очень симпатичная. При этом "визитной карточкой" Самандара Рзаева был его очень своеобразный голос – сильный, громкий и насыщенный, от которого дрожали стены театра, и который невозможно было спутать ни с одним другим.
"Самандар обладал способностью вжиться в образ, пропускал его через свой внутренний мир… Голос его был каким-то удивительным. Он настолько мастерски озвучивал совершенно противоположные по характеру образы, что невольно забывалось, что слышанное произносит один актер. Работать с ним было для режиссера одно удовольствие."
Народный артист Азербайджана Тофик Тагизаде. Тридцать лет назад азербайджанский театр потерял одну из своих самых выдающихся личностей – актера Самандара Рзаева. Несмотря на то, что из жизни он ушел очень рано, этот блестящий мастер сцены и экрана сумел оставить в азербайджанском театре и кино очень яркий след, который не потускнел и по сей день.
Самандар Мансим оглу Рзаев родился 2 января 1945 года в городе Агсу. Еще в школьные годы он проявлял интерес к театру и художественному чтению, и даже сыграл роли в нескольких спектаклях, которые ставились в местном драмкружке. Движимый мечтой стать актером, в 1964 году он приехал в Баку и поступил на факультет актеров театра и кино Азербайджанского государственного театрального института. В годы учебы в институте ему преподавали такие видные деятели азербайджанского театрального искусства, как Рза Тахмасиб, Мехти Мамедов, Адиль Искендеров, Насир Садыхзаде.
Еще студентом будущий актер выступал по телевидению как мастер художественного чтения. Он стал первым ведущим только что открывшейся радиопередачи Bulaq ("Родник"), которая снискала широчайшую популярность, ее даже называли S?m?nd?r Bulaq? ("Родник Самандара").
В 1968 году, за год до окончания института, главный режиссер Азербайджанского государственного драматического театра Тофик Кязымов пригласил его в театр, доверив молодому актеру роль Горацио в спектакле "Гамлет" Уильяма Шекспира. Первая же роль Рзаева на большой сцене стала успешной, и в течение короткого отрезка времени он исполнил на главной сцене страны ряд ролей, снискав признание как коллектива, так и зрителей, обратив на себя внимание театральных критиков. В дальнейшем актер создал ряд интересных образов, в том числе Князя ("Князь"), Ибн-Ямина ("Дьявол"), Хатамхана ("Мусьо Жордан и дервиш Масталишах"), Вагифа ("Вагиф"), Валентина ("Человек"), Фазиля Кулейни ("Сборище сумасшедших"), Балахана ("Айдын"), Глумова ("Мудрецы"), Калибана ("Ураган") и многие другие.
Самандар Рзаев много работал и в кино. Первой его значительной работой стал образ ширваншаха Ибрагима в историческом фильме "Насими", снятом в 1973 году режиссером Гасаном Сейидбейли.
Сам он так отзывался об этой роли: "Не считая эпизодической роли в "Последней ночи детства", ширваншах Ибрагим стал моей первой работой в кино. Это очень сложный образ, он занимает одно из основных мест в фильме. Ибрагим – личность с неконкретным характером, понять его мысли, угадать его главную цель очень непросто, так как он меняется сообразно ситуации". Однако, несмотря на сложность образа, актер великолепно справился с этой ролью.
В общей сложности Самандар Рзаев снялся в более чем 20 фильмах. Среди них следует указать такие киноленты, как "Гатыр Мамед" (1974; сельский староста Ахад), "Тропою чарвадаров" (1974; Самандар), "День рождения" (1977; Фаик), "В огне" (1978; Томар бек), "Бабек" (1979; Ибн Баис), "Дедушка дедушки нашего дедушки" (1981; Алигулиев), "Хочу жениться" (1983; Гасан ага), "Рыцари черного озера" (1984; лавочник), "Дачный сезон" (1985; Агамирза), "Похищение жениха" (1985; Идаят), "Особые обстоятельства" (1986; ответственный секретарь газеты), "Городские косари" (1986; Буниат).
Он работал с такими видными режиссерами, как Оджагов, Исмайлов, Махмудбеков, Гулиев, Тагизаде, Мехтиев, Аблуч, Мирзоев, Мустафаев, Махмудов
Особенная, колоритная внешность выдающегося актера диктовала свои условия – в кино Самандару Рзаеву никогда не доставались роли героев-любовников или томных лирических красавцев. Как, к счастью, и роли бравых ударников труда, столь популярные в советский период. Но каждый его персонаж – очень характерный, запоминающийся, яркая личность, пусть даже порой – не очень симпатичная.
"Визитной карточкой" Самандара Рзаева был его очень своеобразный голос — сильный, громкий и насыщенный, от которого дрожали стены театра, и который невозможно было спутать ни с одним другим.
Тут, пожалуй, стоит припомнить, что в истории мирового и российского кинематографа есть ряд актеров, карьере которых во многом поспособствовал именно необычный голос. Например, Василий Ливанов, с его знаменитой хрипотцой, без которого уже немыслимо представить Шерлока Холмса. Или Анатолий Папанов, Василий Лановой и другие великолепные актеры и обладатели неподражаемого голоса.
Самандар Рзаев также был непревзойденным мастером дубляжа – как благодаря тем самым голосовым данным, так, разумеется, и своим актерским способностям.
Заслуженный деятель искусств, киновед Айдын Кязимзаде вспоминал о том, как в фильме "Король Лир" (в русском варианте исполнителя роли Лира – прибалтийского актера Юри Ярвета дублировал Зиновий Гердт), главную роль дублировал Самандар Рзаев. Работа азербайджанского актера была высоко оценена на всесоюзном конкурсе дубляжа.
Возможно, для многих станет открытием, но именно голосом Рзаева говорит следователь Сейфи Ганиев из детективной драмы "Допрос". Эту роль сыграл российский актер Александр Калягин. Все, наверно помнят, сцены допроса, когда разъяренный следователь, обуреваемый самыми противоречивыми чувствами, мечется по своему кабинету и пытается криком добиться правды от подследственного. Выглядит все это настолько естественно, что кажется, будто весь этот эмоциональный текст мы и в самом деле слышим из уст самого Калягина. И даже мысли не допускаем, что это не так… Да, за Калягина по-азербайджански говорил Самандар Рзаев, и так мастерски, что это сильно повлияло на то, что фильм получился таким впечатляющим и почти легендарным.
Признание пришло к актеру достаточно быстро. Ему было слега за тридцать, когда он стал обладателем Государственной премии Азербайджанской ССР, получил звание Заслуженного артиста республики. И в театре карьера его складывалась более чем удачно, не было недостатка в отличных ролях. Будто небеса старались успеть дать ему как можно больше, зная, что он уйдет очень рано.
По мистическому совпадению Самандар Рзаев – выдающийся азербайджанский актер и обладатель неподражаемого голоса, покинул этот мир 27 марта 1986 года — в Международный день театра. Он прожил всего 41 год
День сотрудников органов национальной безопасности Азербайджанской Республики
Профессиональный праздник — День сотрудников органов национальной безопасности Азербайджанской Республики — отмечается в стране ежегодно 28 марта. Он установлен Указом Президента Азербайджана Гейдара Алиева от 23 марта 1997 года. Дата 28 марта была выбрана в связи с тем, что в 1919 году была заложена основа органов государственной безопасности Азербайджанской Народной Республики — в этот день в Республике было создано отделение разведки и контрразведки. После установления в стране советской власти в 1920 году и создания Азербайджанской Социалистической Советской Республики, органы национальной безопасности Азербайджана перешли под патронаж ВЧК при СНК РСФСР, а позднее КГБ СССР. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, орган национальной безопасности республики были вновь воссозданы, как самостоятельное подразделение.
егодня Министерство Национальной Безопасности Азербайджанской Республики является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим установленные законодательством Азербайджанской Республики полномочия в области разведывательной и контрразведывательной деятельности, охраны государственных тайн, раскрытия, предупреждения и предотвращения преступлений. Среди приоритетных направлений работы Министерства — это разведка и контрразведка; экономическая безопасность и борьба с коррупцией; энергетическая безопасность; борьба с терроризмом, с незаконным оборотом наркотических средств и контрабандой, с нелегальной миграцией и торговлей людьми, с киберпреступностью и с незаконной торговлей оружием. В своей деятельности Министерство национальной безопасности (МНБ) руководствуется Конституцией Азербайджанской Республики, законами Азербайджанской Республики, указами и постановлениями Президента Азербайджанской Республики, решениями и постановлениями Кабинета министров Азербайджанской Республики, а также принятыми Азербайджанской Республикой международными соглашениями, положениями и нормативными правовыми актами министерства. Традиционно в свой профессиональный праздник сотрудники органов национальной безопасности Азербайджана традиционно получают поздравления от руководства страны и высших чинов МНБ, а наиболее отличившиеся награждаются государственными наградами и грамотами, внеочередными воинскими званиями, памятными подарками и благодарностями командования.