Ханс Кристиан Андерсен (во многих изданиях на русском языке имя писателя указывается как Ганс Христиан, дат. Hans Christian Andersen; 2 апреля1805 года, Оденсе, Датско-норвежская уния — 4 августа1875 года, Копенгаген, Дания) — датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782—1816), был бедным башмачником, а мать, Анна Мари Андерсдаттер (1775—1833), была прачкой из бедной семьи.
Он рос очень нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик боялся ходить в школу, и мама отдала его в благотворительную школу (куда брали и еврейских детей), где физические наказания не практиковались. Известно, что этой школой руководил христианин Феддер Карстенс.
В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся домой. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!».
Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Несмотря на его неэффектную внешность, из жалости Ханс Кристиан был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил ему учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней — он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок — Андерсен так и не одолел грамоты.
Андерсен никогда не был женат и не имел детей.
В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году — прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».
Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.
В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 года и похоронен на кладбище Ассистэнс(датск.)русск. в Копенгагене
На завершившимся на днях традиционном конкурсе-фестивале народной музыки "Зов Урала", который ежегодно проходит в столице Башкоркостана городе Уфе, победу одержал представитель от Азербайджана – певец-ханенде Тайар Байрамов.
Заслуженный артист Азербайджана, певец-ханенде Тайар Байрамов стал победителем международного конкурса народных исполнителей, сообщается на сайте Министерства культуры и спорта АР.
Солист Государственного академического театра оперы и балеты, заслуженный артист Азербайджана Байрамов занял первое место на международном конкурсе-фестивале оркестров и ансамблей народных инструментов "Зов Урала", который проводился 27-30 марта 2016 марта в республике Башкортостан Российской Федерации.
В конкурсе принимали участие делегации от Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Беларуси, различных субъектов федерации России и других стран. Всего на фестивале приняло участие 500 конкурсантов.
В делегации от Азербайджана, наряду с Байрамовым, участвовали —музыканты Рашад Ибрагимов (тар), Тебриз Юсифов (кеманча).
Сегодня день рождения выдающегося представителя азербайджанского мугама, известного музыкального деятеля Джаббара Гарягды оглу. Будучи виртуозным ханенде, он сыграл важную роль в развитии национальной музыкальной культуры, достойно продолжая богатые традиции имеющей древние исторические корни азербайджанской школы мугама.
Сегодня исполнилось ровно 155 лет со дня рождения великого азербайджанского певца-исполнителя мугамов Джаббара Гарягдыоглу, известного под псевдонимом Гарягды. Он получил широкую известность как ханенде и композитор, исполнявший как народные, так и собственного сочинения песни, был автором новых текстов – теснифов.
Родился Гарягды 31 марта 1861 года в Карабахе, в городе Шуша, которая является колыбелью многих великих певцов и композиторов Азербайджана, в семье красильщика. Отца Джаббара Мешади Исмаила в народе звали Гарягды, что означает "пошёл снег", за его слишком молчаливый и замкнутый нрав. Окружающие, подтрунивая над его характером и замкнутым образом жизни, часто ему говорили: "Ай, Исмаил, что опять приключилось? Снег, что ли, идет, что ты такой насупленный?" А Джаббар ещё в ранней юности взял себе этот псевдоним.
Мешади Исмаил хотел научить своего сына ремеслу красильщика, однако судьба распорядилась иначе. Джаббар, мечтавший стать певцом, так и не научился ремеслу отца. В школе знатока классической восточной музыки Харрата Кули (1823-1883), где, наряду с религиозными песнопениями, которые сопровождали обрядовые действия в месяц "мухаррам", обучали и искусству мугамата, мальчик вместе с братьями получает первое музыкальное образование.
В этой школе маленький Джаббар проникается любовью к азербайджанской поэзии и мугаму. Он часто ходил на свадьбы и вечера, слушал там таких прославленных мастеров своего времени, как Гаджи Гуси, Мешади Иси, Дели Исмаил и другие. После того, как свадебные торжества заканчивались и гости расходились по домам, Джаббар оставался там и подражал мастерам мугама.
В десять лет Гарягды поступает в городскую школу. Его учитель Мирзали – музыковед с разносторонними знаниями, услышав исполнение мальчика, решил обучить его пению. До 15 лет Джаббар посещает школу Мирзали и берет уроки музыки.
Однажды в городском квартале "Гурдлар" играли свадьбу, куда были приглашены известные мастера мугама. С разрешения именитых мастеров Джаббар исполнил на этом торжестве мугам "Кюрд-Шахназ". Голос Джаббара понравился не только гостям, но и музыкантам, и с того вечера популярность Джаббара начала расти. Он становится почетным гостем городских свадеб. Отца, готовившего Джаббара к исполнению мярсии – религиозный песнопений, сильно беспокоила популярность Джаббара как певца на свадьбах. Он категорически образом противится пению сына на светских празднествах.
В возвращении Джаббара к певческой деятельности большую роль сыграл его сосед, врач Смирнов. Когда он лечил юного Джаббара, который серьезно болел, мальчик обратился к нему с просьбой помочь вернутся к любимому занятию. Смирнову удалось убедить отца Джаббара, что единственный способ вылечить Джаббара якобы заключается в возобновлении его певческой деятельности. Таким образом, отец юного ханенде был вынужден согласиться с выбором сына, и мальчик продолжил выступать на свадьбах и празднествах.
До 20 лет молодой певец был известен только в родной Шуше, но вскоре его популярность начала стремительно расти. Джаббара узнают далеко за пределами родного города, приглашают в Агдаш, Гянджу, Шемаху, Баку.
Рассказывают, что однажды ночью в Агдаше, в караван-сарае Гарабека, Садыхджан начал играть мугам "Карабах шикястяси", а Джаббар стал подпевать ему. Проснувшиеся горожане собрались у караван-сарая послушать исполнение шушинских музыкантов. Казаки градоначальника пытались разогнать толпу, однако люди разбрелись по домам только после того, как ханенде закончил пение.
Слава молодого исполнителя мугамов дошла до Грузии, Средней Азии, Ирана и Турции.
Джаббар Гарягдыоглу был первым ханенде, спевшим мугам на театральной и концертной сцене. Так, в любительской музыкальной сценке "Меджнун на могиле Лейли", поставленной в Шуше в 1897 году под руководством видного писателя-драматурга Абдулрагима Ахвердиева по поэме Низами Гянджеви "Лейли и Меджнун", роль Меджнуна исполнял Джаббар Гарягды. Представление произвело на зрителей огромное впечатление. Будущий композитор Узеир Гаджибейли, которому в то время было тринадцать лет, с большим волнением смотрел на игру Джаббара Гарягды.
Начиная с последней трети XIX века, когда экономическая жизнь в Баку стала стремительно развиваться, сюда со всех концов страны стали приезжать деятели культуры и литературы. В сорок лет Гарягды переселяется в Баку и начинается новый, бакинский период жизни певца.
Вскоре он создает свое музыкальное трио, в которое вошли тарист Мирза Фарадж Рза и кеманчист Мешади Гулу. Трио выступало в период с 1900 по 1905 года. Если в какой-то день Джаббара Гарягды приглашали сразу на 3-4 свадьбы, он рекомендовал хозяину меджлиса своих друзей – Ислама Абдуллаева, Кечачи оглу Мухаммеда и Шекили Алескера. Но, несмотря на загруженный график, все же успевал иногда найти время выступать на всех торжествах, куда его приглашали.
В 1905 году он организовал трио, в которое входили тарист Курбан Пиримов и кеманчист Саша Оганезашвили, и которое просуществовало свыше 20 лет.
В 1907-1910 годах Узеир Гаджибеков, Мирза Алекпер Сабир, Гаджиага Аббасов и Джаббар Гарягды в поселке Балаханы около Баку совместными усилиями создают театральный кружок при рабочем клубе. Члены кружка Мирза Мухтар, Джахангир Зейналов, Гусейн Араблинский и другие часто ставили спектакли, а в антрактах Гарягды пел в сопровождении Пиримова и Оганезашвили.
В 1906-1912 годах Джаббар Гарьягдыоглу совершает поездки в Киев, Москву, Варшаву, где записывает мугамы и теснифы. Акционерными обществами "Спорт-рекорд", "Экстрафон" и "Граммофон" голос знаменитого ханенде был записан на граммофонные пластинки.
Джаббар Гарягды прекрасно пел мугамы на фарси с четкой дикцией. Так, на одной из роскошных бакинских свадеб, на которой присутствовали иранские купцы, Джаббар спел мугамный десгях "Махур-Хинди". Гости из Ирана были изумлены совершенным владением певца персидским языком.
В 1916 году на средства нефтяной компании братьев Пирон по роману Ибрагимбека Мусабекова "В царстве нефти и миллионов" был снят одноименный фильм. Директор картины для исполнения песен в фильме пригласил Гарягды. Великий русский поэт Сергей Есенин, во время своего путешествия в Баку, услышал пение Гарьягды и назвал певца "пророком музыки Востока.
Начиная с 20-х годов Гарягды принимал активное участие в общественной жизни республики. Певец стоял у истоков создания национальной консерватории. Он занимался преподавательской деятельностью, был консультантом научно-исследовательского кабинета азербайджанской музыки. Ханенде был сторонником переложения мугамов на ноты и в этой работе помогал композитору Фикрету Амирову.
Гарягды долгое время был солистом Азербайджанской филармонии. Он оказал большую помощь Рейнгольду Глиэру в изучении азербайджанской народной музыки. В 1934 году при содействии Джаббара Гарягды научно-исследовательский кабинет азербайджанской музыки, возглавляемый Бюльбюлем, записал около 300 народных песен и теснифов.
В том же году, 30 мая, в Тбилиси проходила Олимпиада искусства народов Закавказья. В ней приняли участие 1900 человек, представляющих 17 национальностей, и 74-летний Джаббар Гарягдыоглу был удостоен первой премии.
Неповторимый певец дожил до глубокой старости и пел до последних дней своей жизни. Великий ханенде, народный артист Азербайджана и СССР Джаббар Гарягдыоглу скончался 20 апреля 1944 года в возрасте 83 лет.
1 апреля 1778 года бизнесмен из Нью-Орлеана Оливер Поллок придумал знак доллара. Кстати, в качестве национальной валюты США он был утвержден позднее - в 1785 году.
Поллок взял за образец знак испанской песеты. В знаке песеты две черты поверх буквы S символизировали Геркулесовы столпы, на которые опирается государственный герб Испании. Две колонны, обвитые лентой, символизировали собой край земли, конец, тупик. А надпись на ленте гласила «nec plus ultra» – «дальше некуда»...
Есть версия, что сама буква S произошла от окончаний множественного числа в словах «доллар» или «песо». В испанском языке это выглядит так: 1 dolar – 2 dolares и 1 peso – 2 pesos, отсюда и символ S.
Есть и предположение, что символ доллара происходит от небольшой цифры 8, которая ставилась на испанских песо, равных 8 реалам, а две вертикальные линии были добавлены, чтобы не происходило путаницы.
Так или иначе, трактовок и ассоциаций было великое множество: кто-то видел в этой загогулине латинскую s, прибитую для устойчивости восклицательными знаками, кто-то s расшифровывал как «sale» – «распродажа» и так далее. А вот американцы были уверены, что знак доллара образовался как комбинация первых букв названия государства U и S (United States), наложенных друг на друга, у которых нижняя часть буквы U постепенно исчезла.
Затем прошло еще много лет, и американцы, с целью экономии времени при написании, стали знак доллара перечеркивать лишь одной черточкой I, так и получился сегодня всем известный знак доллара $.
Кстати, само слово «доллар» происходит от немецкого талер, полученного от сокращения Иоахимсталер мюнце (монета из долины Св. Иоахима). Вариантами этого названия в различных странах были: таллеро – в Италии, далеро – в Испании, далер – в Скандинавии, доллар – в Англии.
Ежегодно 1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц (International Bird Day) — интернациональный экологический праздник. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, затем пришел в Европу, а в настоящее время проходит в рамках биологической программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» во многих странах мира.
Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе — орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе, Российское общество покровительства животным, основанное в 1865 году.
В городах открывались и детские организации — так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти-одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему — летящую ласточку. В 1910 году школьный учитель Петр Бузук в селе Хортица основал первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья.
После революции 1917 года детские Майские союзы прекратили свое существование, но идею охраны птиц подхватили юннатские организации. Летом 1924 года прошел первый и единственный в СССР Всесоюзный съезд юннатов, на котором преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил вновь учредить День птиц. С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. В 1927 году День птиц прошел во всех районах Москвы, в нем приняло участие около 5 тысяч ребят. В 1928 году количество участников достигло 65 тысяч детей, они развесили более 15 тысяч скворечников.
Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет.
Возродился праздник в 1999 году — благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. И сегодня он является самым известным из «птичьих» праздников в нашей стране.
Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
Напомним, что во вторые выходные мая отмечается еще один очень известный «птичий» праздник — Всемирный день мигрирующих птиц.
Иса Мустафа Гусейнов (12 апреля1928, с. Муганлы, Акстафинский район — 1 апреля2014, Баку) — советский и азербайджанский писатель, сценарист и редактор.
Родился в селе Муганлы Акстафинского района в семье школьного учителя. После окончания средней школы в 1945 году поступил в Азербайджанский медицинский университет, но через четыре месяца ушёл из него и вернулся в родное село. Впоследствии окончил филологический факультет Бакинского государственного университета и в 1952 году — Литературный институт им. А. М. Горького. В 1952—1954 годах работал редактором в Азербайджанском государственном издательстве, в 1960—1964 годах — редактором в газете «Литературный Азербайджан». В 1964—1968 годах был главным редактором на киностудии «Азербайджанфильм», в 1964—1968 годах — редактором, в 1974—1979 годах — членом совета сценаристов, с 1979 года стал главным редактором Комитета по кинематографии Азербайджанской ССР. В 1976 году получил звание Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР (23.12.1976)[1] Литературную деятельность начал в 1949 году, опубликовав статью «?nqilab v? M?d?niyy?t» (рус. «Революция и культура»). Написанием романов и сценариев занялся с 1950 года, некоторые его произведения были переведены на иностранные языки. Поставленный по его сценарию фильм «26 бакинских комиссаров» получил в 1968 году премию на Ленинградском всесоюзном кинофестивале как лучший историко-революционный фильм.
Иса Гусейнов скончался от сердечной недостаточности 1 апреля 2014 года в Азербайджане.
В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая «просыпается» после долгой зимы. Другими словами — это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады — покровительницы любви и брака.
Праздник Ладодения традиционно сопровождался у славян особыми обрядами. Все воспевают пробуждающуюся природу. Девушки и молодые люди проводят первые хороводы, посвященные Богине Ладе, покровительнице любви и брака. Женщины залезают на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывают весну. Из теста опять изготавливаются журавлики. Обычно эти птички из постного теста кладут на высокое место — над дверью, как обереги, чтобы сохранять пространство.
С Ладодением связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия — славянского рая, и потому принято подражать танцам птиц — кобениться (вспомните выражение: ты что выкобениваешься?). Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю солнечной силы Жизни.
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1909/
Поздравляю! Сегодня – 1 апреля "Пробуждение Домового!"
Любой повод хорош, чтобы вспомнить друг о друге и пожелать друг другу счастья. Так пусть же таким поводом станет "Пробуждение Домового"!
Более того!
Пусть этот "Пробуждение Домового" станет первым по-настоящему счастливым днем в сплошной череде счастливых дней! И пусть эта череда будет действительно сплошной, без прорех и перерывов.
Желаю счастья! Вам и себе, всем и каждому, всем вместе и каждому в отдельности!
Счастья огромного, непрерывного, круглосуточного, всесезонного и круглогодичного!
Ура!
Да здравствует "Пробуждение Домового"!
Поздравляю! Сегодня – 1 апреля "День смеха!"
Любой повод хорош, чтобы вспомнить друг о друге и пожелать друг другу счастья. Так пусть же таким поводом станет "День смеха "
Более того!
Пусть этот "День смеха" станет первым по-настоящему счастливым днем в сплошной череде счастливых дней! И пусть эта череда будет действительно сплошной, без прорех и перерывов.
Желаю счастья! Вам и себе, всем и каждому, всем вместе и каждому в отдельности!
Счастья огромного, непрерывного, круглосуточного, всесезонного и круглогодичного!
Ура!
Да здравствует "День смеха"!