Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Древние памятники и исторические места, экскурсия по историческим местам
 
Атешгях



Атешгях
Страна
Район
Дата основания
XVII век
Статус



Атешгях (азерб. At??gah) — индийский[1] храм огнепоклонников в Азербайджане, на Апшеронском полуострове, в 30 км от центра Баку, на окраине селения Сураханы в Сураханском районе, в разное время почитавшийся зороастрийцами, индуистами и сикхами. Возник в XVII — XVIII вв. на месте «вечных» неугасимых огней — горящих выходов естественного газа[1], благодаря чему храм и носит название «Атешгях», что означает «Дом огня», «Место огня».
Архитектурный комплекс представляет собой в плане шестиугольник с зубчатой внешней стеной и входным порталом, в центре двора которого возвышается четырехугольный главный храм — алтарь, который был местом паломничества огнепоклонников. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната (балахана).
Дата строительства комплекса сооружений храма относится к 1713 году. Сам храм, предположительно, существовал издавна и дошёл до нас, сохранив свой первоначальный план. Алтарь огня в некоторой степени отражает древнюю традицию строительства алтарей, распространенных на территории Азербайджана ещё в мидийскую эпоху. Отсюда и следует то, что план алтаря огня имеет традиционный вид, с четырьмя столбами по углам квадрата с центральным пространством, перекрытым куполом и открытым со всех четырех сторон.
Музей под открытым небом распоряжением президента Азербайджана объявлен Государственным историко-архи­тек­турным заповедником[2]. Среднее число посетителей музея в год составляет около 15000 человек.
В 1998 году «Атешгях» был представлен в ЮНЕСКО для внесения в Список объектов Всемирного наследия.




Храм огнепоклонников «Атешгях»



[img]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B3%D1%8F%D1%85[/img]
Древние памятники и исторические места, экскурсия по историческим местам
 
Девичья башня (Баку)


Девичья башня (азерб. Q?z Qalas? — Гыз галасы) — древняя крепостная постройка у прибрежной части «Старого города» Ичери-шехер. Является одним из важнейших компонентов приморского «фасада» Баку. Её суровый массив возвышается в прибрежной части феодального города — Крепости, или Ичери-шехер. Башня стоит на скале, частично облицованной чисто тёсаным камнем и защищённой крепостной стеной с системой крупных полукруглых выступов, поднимающихся от подножия почти до самой вершины.
Дата постройки Девичьей Башни неизвестна. Хотя в верхнюю часть башни справа от входа вмонтирована каменная плита с двустрочной куфической надписью. Надпись гласит: «губбе (купол, свод) Масуда ибн-Давуда». Долгое время, исходя из этой надписи, башню датировали XII веком. Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли. Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же — на ней увековечено имя мастера, ремонтировавшего сооружение. При осмотре можно заметить, что на этом месте была квадратная ниша или окно. После установки плиты, в верхнюю часть ниши был вставлен случайный камень, а зазоры заделаны раствором, который не использовался при строительстве. То, что на месте плиты было окно, косвенно подтверждается и его расположением — ниша находилась почти на одном уровне с главным окном башни, но на противоположной от него стороне.
Башня строилась в два этапа. Первый предположительно относится к доисламской эре, а надпись принадлежит более позднему времени, очевидно, XII веку.
В XVIIIXIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города и в 1907 году маяк был перенесён на остров Наргин.
Девичья башня неоднократно реставрировалась. Во время ремонта, проведенного в середине XIX века русским военным ведомством, с вершины башни исчезли машикули (зубцы), служившие для обороны. Последний раз башня реставрировалась в 2012-2013-х годах. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а в 2000 года была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Гравюра 1630 года Э. Кемпфера



В XII веке Девичья башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости — одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. Но позднейшие исследования Девичьей башни полностью опровергли все предположения об оборонительном её предназначении. Ни по своей форме, ни по внутреннему устройству, ни по расположению она не соответствовала никаким оборонительным задачам, была просто непригодна для этого. Наглядным примером чего является расположение окон: их всего несколько во всей башне, и расположены они не на этажах, но вдоль поднимающейся вверх лестницы. И смотрят окна не вниз, а вверх!

Кроме того, чрезмерно мала площадь крыши, где невозможно расположение каких-либо орудий. В-третьих, отсутствует постоянная связь между первым и всеми остальными этажами. То есть, от первого этажа вверх вела не постоянная лестница, а временная, которую можно было убрать, после чего защитники башни фактически сами себя замуровали бы на верхних этажах. Что подтверждает изначально существовавшее мнение о религиозном предназначении Девичьей башни. Она вполне могла быть зороастрийской «башней молчания», возведённой при Сасанидах, или даже до них (если достоверно упоминаемое ниже предание о казни святого Варфоломея).
Плоскими каменными куполами внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов, соединённых винтовыми лестницами и освещённых щелевидными оконцами, расположенными южнее выступа. Обитателей башни, число которых могло достичь 200 человек, обеспечивал водой глубокий колодец. Своими размерами (высота — 28 м, диаметр — 16—16,5 м)[2] и мощностью стен (5 м у основания и 4 м вверху) Девичья башня значительно превышает замки Апшерона. Не встречает аналогий и её таинственный выступ, который не был ни контрфорсом, ни тайником, ни отражавшей каменные ядра «шпорой». Средства защиты, видимо, сосредоточивались на верхней площадке, характер архитектуры которой документально не установлен.
Необычна и ребристая поверхность корпуса, образованная чередованием выступающих и утопленных рядов кладки. Описания Девичьей Башни, датируемые началом ХХ века и ранее, не упоминают о ярусах.
На фасаде башни со стороны входа находится вставной камень с надписью, которая сделана куфическим почерком. Она гласит: «Башня Масуда, сына Давуда»
О возникновении Девичьей башни ходит много легенд. Большинство из них связано со значением слова «Дева». Одна из легенд гласит, что шах решил выдать свою дочь за нелюбимого ею человека. Пытаясь избавить себя от такой участи и отговорить отца, девушка попросила шаха построить башню и подождать, пока строительство не будет завершено. К моменту окончания строительства шах не изменил своего решения и тогда девушка взошла на башню и оттуда бросилась в море. После этого камень, о который царевна разбилась, назвали «Камнем девственницы», и девушки, будучи невестами, приносили к нему цветы. Существует и другой вариант этой легенды: после того, как она бросилась в море, её возлюбленный отомстил за любимую, убив царя, но вскоре он узнал, что русалки спасли девушку. Спустя время возлюбленные смогли найти друг друга и скрепить себя узами брака. Легенда свидетельствует также и о том, что Каспийское море находилось у самого подножия Девичьей башни.
Согласно преданию, возле Девичьей башни был казнён святой Варфоломей, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. На территории Баку Варфоломей появился в I веке, проповедуя христианство среди языческих племён. Однако, учение Варфоломея было отвергнуто, и его казнили у стен Девичьей башни. В ходе раскопок у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола
В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму под названием «Девичья башня». В следующем году на экраны вышел первый советский фильм, снятый в Азербайджане, который основывался на сюжете легенды. Девичьей башне посвящён и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году.
Символу города Баку посвящено и стихотворение Расул Рзы:

Расул Рза
Девичья башня

Веков кровавый свет в тебе
Года торжеств и бед в тебе
Неизгладимый след в тебе
Тех лет, Девичья башня.
Шепни, шепни, скажи, скажи
О гордости моей души,
Тебе внимаю я в тиши,
Девичья башня.

И ранних облаков полёт
Нетороплив, как мыслей ход,
Не ты ли родины оплот,
Девичья башня?
Шепни, шепни, скажи, скажи
Пусть люди слушают в тиши.

Наступит вечер у воды.
Года, века молчала ты,
Яви слова из темноты,
Девичья башня!
Пора, пора, шепни, скажи -
Планета слушает в тиши.



Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%8C%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F_(%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83)
C праздником!, Много есть праздников, с которыми мы поздравляем друг друга...
 
Всемирный день авиации и космонавтики (Международный день полета человека в космос)

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли. Как праздник — День космонавтики — в нашей стране он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, а международный статус получил в 1968 году на конференции Международной авиационной федерации.


Любой повод хорош, чтобы вспомнить друг о друге и пожелать друг другу счастья. Так пусть же таким поводом станет "Всемирный день авиации и космонавтики (Международный день полета человека в космос)"!
Более того!
Пусть этот "Всемирный день авиации и космонавтики (Международный день полета человека в космос)" станет первым по-настоящему счастливым днем в сплошной череде счастливых дней! И пусть эта череда будет действительно сплошной, без прорех и перерывов.
Желаю счастья! Вам и себе, всем и каждому, всем вместе и каждому в отдельности!
Счастья огромного, непрерывного, круглосуточного, всесезонного и круглогодичного!
Ура!
Да здравствует "Всемирный день авиации и космонавтики (Международный день полета человека в космос)"!



Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли (Фото: Shutterstock)



C праздником!, Много есть праздников, с которыми мы поздравляем друг друга...
 
Поздравляю! Сегодня – 8 апреля "Международный день цыган!"
Фрагмент картины Н.Ярошенко «Цыганка» (1886)
Знаменательные и памятные даты
 
Багиров, Аллахверди Теймур оглы

Аллахверди Теймур оглы Багиров (азерб. Allahverdi Teymur o?lu Ba??rov) — азербайджанский офицер, бывший главный тренер агдамского футбольного клуба «Карабах», Национальный герой Азербайджана.
Родился 22 апреля 1946 года в городе Агдам. После окончания школы в 1965 году занялся спортом. Являлся главным тренером агдамского футбольного клуба «Карабах», а также членом Народного фронта Азербайджана.
Указом президента Азербайджанской Республики № 476 от 24 февраля 1993 года Аллахверди Теймур оглы Багирову было присвоено звание Национального Героя Азербайджана (посмертно).
Похоронен в родном Агдаме.

Аллахверди Теймур оглы Багировазерб. Allahverdi Teymur o?lu Ba??rovДата рождения
22 апреля 1946
Место рождения
Агдам, Азербайджанская ССР
Дата смерти
14 июня 1992 (46 лет)
Место смерти
Нагорный Карабах
Принадлежность
 СССР
 Азербайджан
Сражения/войны
Карабахская война
Награды и премии
Национальный герой Азербайджана
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8_%D0%A2%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%83%D1%80_%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%8B
Знаменательные и памятные даты
 
Мамедьяров, Шахрияр Гамид оглы

Шахрия?р Гами ?д оглы Мамедья?ров( род. 12 апреля 1985, Сумгаит, Азербайджанская ССР) — азербайджанский шахматист, международный гроссмейстер. Двукратный чемпион Европы (2009, 2013) командного чемпионата в составе сборной Азербайджана, чемпион мира по быстрым шахматам (2013). Единственный шахматист в мире, становившийся чемпионом мира среди юношей до 20 лет дважды.

Шахрияр Мамедьяров??hriyar M?mm?dyarov
В 2013 годуСтраны:
 Азербайджан
Дата рождения:
12 апреля 1985 (30 лет)
Место рождения:
Сумгаит, Азербайджанская ССР
Звание:
Гроссмейстер (2002)
Максимальный рейтинг:
2775 (август 2013)
Актуальный рейтинг:
2750 (апрель 2016)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D1%8C%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%A8%D0%B0%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%80_%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4_%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%8B
Знаменательные и памятные даты
 
Гусейнов, Иса Мустафа

Иса Мустафа Гусейнов (12 апреля 1928, с. Муганлы, Акстафинский район — 1 апреля 2014, Баку) — советский и азербайджанский писатель, сценарист и редактор.
Родился в селе Муганлы Акстафинского района в семье школьного учителя. После окончания средней школы в 1945 году поступил в Азербайджанский медицинский университет, но через четыре месяца ушёл из него и вернулся в родное село. Впоследствии окончил филологический факультет Бакинского государственного университета и в 1952 году — Литературный институт им. А. М. Горького. В 1952—1954 годах работал редактором в Азербайджанском государственном издательстве, в 1960—1964 годах — редактором в газете «Литературный Азербайджан». В 1964—1968 годах был главным редактором на киностудии «Азербайджанфильм», в 1964—1968 годах — редактором, в 1974—1979 годах — членом совета сценаристов, с 1979 года стал главным редактором Комитета по кинематографии Азербайджанской ССР. В 1976 году получил звание Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР (23.12.1976)[1]
Литературную деятельность начал в 1949 году, опубликовав статью «?nqilab v? M?d?niyy?t» (рус. «Революция и культура»). Написанием романов и сценариев занялся с 1950 года, некоторые его произведения были переведены на иностранные языки. Поставленный по его сценарию фильм «26 бакинских комиссаров» получил в 1968 году премию на Ленинградском всесоюзном кинофестивале как лучший историко-революционный фильм.
Иса Гусейнов скончался от сердечной недостаточности 1 апреля 2014 года в Азербайджане.

Иса ГусейновДата рождения:
12 апреля 1928
Место рождения:
с. Муганлы, Акстафинский район, Азербайджанская ССР, СССР
Дата смерти:
1 апреля 2014 (85 лет)
Место смерти:
Баку, Азербайджан
Гражданство (подданство):
 СССР
 Азербайджан
Род деятельности:
писатель, сценарист
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D1%81%D0%B0_%D0%9C%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%B0
Знаменательные и памятные даты
 
Шушинский, Сеид

Сеид Шушинский (наст. имя — Мир Мохсун-ага Сеид Ибрагим оглы Шушинский; 12 апреля 1889 — 1 ноября 1965) — азербайджанский певец-ханенде, представитель шушинской вокальной школы, последователь Джаббара Карьягдыоглу.
Родился в 1889 году в Горадизе[1]. Карьягдыоглу считал его «жемчужиной восточной музыки».
Сейид Шушинский владел секретами вокального искусства, полученными сначала у Навваба, у которого обучался два года, а затем у Джаббара Карьягдыоглу. С мастерством он исполнял мугам Чаргях, который считается особо трудным для певцов. Он был прекрасным исполнителем мугамов Махур, Нава, Мани, Аразбары, Хейраты. Будучи певцом-новатором, объединив многие мугамы, он пел их в новых вариантах.
При исполнении мугамов и теснифов он обращался к газелями классиков поэзии Хафиза, Физули, Сеида Азима Ширвани, а также к стихам своих современников — Джавида и Сабира, и был первым азербайджанским ханенде, который отбирал для пения стихи на общественно-политические мотивы. Он дружил с такими прогрессивными деятелями своего времени, как Джалил Мамедкулизаде, Абдуррагим бек Ахвердиев, Гусейн Джавид, Гусейн Араблинский. Сейид оказал материальную помощь для выхода нескольких номеров известного сатирического журнала «Молла Насреддин». Меценат также материально помогал многим ханенде и актёрам.

Сеид Шушинский
азерб. Seyid ?u?inski
В 1919 годуОсновная информацияИмя при рождении
Мир Мохсун-ага Сеид Ибрагим оглы Шушинский
Дата рождения
12 апреля 1889
Место рождения
Горадиз
Дата смерти
1 ноября 1965 (76 лет)
Страна
СССР
Профессии
ханенде, певец
Жанры
Мугам
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D0%B8%D0%B4
Знаменательные и памятные даты
 
Международный день движения сопротивления
Международный день движения сопротивления отмечается ежегодно 10 апреля и посвящен всем, кто противодействовал фашистам во время Второй мировой войны (1939-1945) на территориях, оккупированных войсками Третьего рейха. Движение сопротивления было организовано при участии жителей оккупированных территорий, противостоявших немецким войскам, и отличалось многообразием форм борьбы против оккупантов. Самыми распространенными были: антифашистская агитация и пропаганда, издание подпольной литературы, забастовки, диверсии и саботаж на транспорте и на предприятиях, выпускавших продукцию для оккупантов, вооруженные нападения для уничтожения предателей и представителей оккупационной администрации, сбор разведывательных данных для армий антифашистской коалиции, партизанская война. Высшей формой движения сопротивления было всенародное вооруженное восстание. 



Партизаны Великой Отечественной войны



Наибольший размах движение сопротивления приобрело на территории Советского Союза, в Италии, Польше, Франции, Югославии, Болгарии и ряде других стран. Памятник партизанам в Осташкове (Фото: www.ostashkov.ru) В некоторых странах (Югославия, Польша, Чехословакия, Франция, Бельгия, Италия, Греция, Албания, Вьетнам, Филиппины) движение сопротивления переросло в национально–освободительную войну против фашистских захватчиков. В Югославии и Албании национально-освободительная война против оккупантов слилась с гражданской войной против внутренней реакции, выступавшей против освободительной борьбы своих народов. В Нидерландах, Дании, Норвегии ведущими формами движения были забастовочное движение и антифашистские демонстрации. В Германии основным методом стала законспирированная деятельность подпольных антифашистских групп по вовлечению населения в борьбу против фашизма, распространение агитационных материалов, оказание помощи угнанным в Германию иностранным рабочим и военнопленным и т.п. В каждой отдельной стране движение сопротивления было глубоко национальным по своему характеру, но, в то же время, это было интернациональное движение, так как имело общую для всех борющихся народов цель – разгром сил фашизма, освобождение от захватчиков территорий оккупированных стран. Действия участников движения в разных странах существенно способствовали победе антигитлеровской коалиции и приблизили окончание войны.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2899/
© Calend.ru
Знаменательные и памятные даты
 
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD



ТамерланТимур — железо;9 апреля 1336, с. Ходжа-Ильгар,Шахрисабз, совр. Узбекистан — 18 февраля 1405Отрар, совр. Казахстан) — измонгольского племени барласов, среднеазиатский тюркский[3] полководец и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории СреднейЮжной и Западной Азии, а также Кавказа,Поволжья и РусиПолководец, основатель империи Тимуридов (1370 год) со столицей вСамарканде.


Тимур был человеком весьма отважным и сдержанным. Обладая трезвостью суждений, он умел принять самое верное решение в трудных ситуациях. Эти черты характера и притягивали к нему людей.
Дальновидный правитель и талантливый организатор.
Тимур оставил после себя десятки монументальных архитектурных сооружений, некоторые из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Постройки Тимура, в создании которых он принимал деятельное участие, обнаруживают в нём незаурядный художественный вкус.


Тамерлан
чагат. ?????Портрет Тамерлана. Миниатюра XV века


Великий эмир
Империи Тимуридов1370 — 1405Предшественник:Хусейн (13641370)Преемник:Халиль-Султан(14051409) Вероисповедание:Исламсуфийского толкаРождение:8 апреля 1336
село Ходжа-Ильгар, Кеш (ныне Шахрисабз,Узбекистан)Смерть:18 февраля 1405 (68 лет)
Отрар, близ Чимкента (ныне ШымкентКазахстан)Место погребения:Гур ЭмирСамарканд,УзбекистанРод:Тимуриды (основатель)Отец:Мухаммад ТарагайМать:Текина-хатунСупруга:Турмуш ага, Ульджай-туркан агаСарай-мульк ханым, Улус ага, Ислам ага, Туман ага, Тугди-би, Дильшад ага, Чолпан-мульк ага, Тукал ханым, Кутлуг ага, Туглук-текинДети:сыновьяДжахангир,Умар-шейхМиран-шах,Шахрух.
дочериУка бегим, Султан Бахт ага, Биги джан, Саадат султан, Мусалла. Военная службаПринадлежность: Империя ТимуридовЗвание:«Великий Эмир», Бек,Мирза, Абу Мансур, Абу Фатих, Абу Гази, Сахиб-и Кирани, Хаган, Гете Стани, Султан, Искандар Ул Ахад,Гурган[прим. 1].Сражения:Участие в битвах: Походы на Моголистан. Война с Золотой Ордой. Походы на Иран и Кавказ. Трёхлетний поход в монгольские владения. Поход на Индию. Война с Османской империей. Война с Египетскими султанами. Поход в Китай.
Участие в сражениях: Битва в ущельях западнее Иссык-Куля. Битва на реке Кондурче. Битва на Тереке. Ангорская битва. Завоевание Балха, Шибиргана, Бадхиза, Сеистана. Захват Хорасана, Серакса, Джами, Каусии, Исфераина, Туе, Келата, Астрабада, Амули, Сари, Султании, Тебриза. Разорение Азова, Кафу, Сарай-Бату, Астрахани. Захват Сиваса, Алеппо, Дамаска, Смирны
Изменено: Гюльнара Аббасова - 09.04.2016 18:33:27