25 июня
С праздником! Всем мира!
23.06.2017 18:00:40
24 июня 24 июня 1901 года в Париже открылась первая выставка 19-летнего художника Пабло Руиса Пикассо, недавно приехавшего из Барселоны. «Чтобы рисовать, ты должен закрыть глаза и петь, – говорил Пикассо. – Одни видят, что есть, и спрашивают: "почему? " Я вижу, что могло бы быть, и спрашиваю: "почему нет?"» В январе1901 года Пикассо возвращается в Мадрид, а 17 февраля узнает о самоубийстве в парижском кафе друга Карлоса Касагемаса (1881-1901). В Мадриде вместе с каталонским писателем Francisco de Asis Soler открывает художественный журнал Arte Joven. В апреле возвращается в Барселону после поездки в Малагу и Мадрид. В мае едет в Париж во второй раз в старую студию Касагемаса на бульваре Клиши, 130, недалеко от Монмартра, где начинает писать на тему ночной жизни Парижа. 24 июня впервые выставляется в Париже в галерее вместе с баскским художником Франциско Итуррино (Francisco de Iturrino). Знакомится с поэтом Максом Жакобом.
Но на самом деле первая выставка Пикассо состоялась, когда ему было 13, в задней комнате магазина зонтиков. Но это была выставка детских работ: В возрасте 7 лет он начал учиться приемам рисования у отца. Первой работой юного художника стали лапки голубей, которые отец поручал ему дописывать на своих картинах. В 13 лет Пабло самостоятельно написал большой натюрморт. Легенда гласит, что отец был так поражен мастерством сына, что оставил занятия живописью. В 14-15 лет Пикассо рисовал настолько технично и профессионально, что мог конкурировать с именитыми художниками своего времени. В зале ранних работ представлена картина «Первое причастие», которая была выставлена на конкурс наряду с работами известных мастеров и получила почетный диплом на Выставке изящных искусств в Мадриде! А Пикассо в тот момент было всего 16 лет! Также удивляет своим реализмом еще одна работа – «Наука и Милосердие», в ней абсолютно невозможно угадать руку будущего автора «Авиньонских девушек», она скорее напоминает работы русских художников-передвижников по своему символистко-реалистичному изображению сюжета. В зале ранних работ находится прекрасный портрет матери художника (1896), написанный им по ее фотографиям и воспоминаниям, так как в момент создания картины Мария Пикассо Лопес уже скончалась. Очень интересен автопортрет, который Пикассо написал в 15 лет. - |
|
|
23.06.2017 00:21:04
23 июня 23 июня - Международный день балалайки
Другое название знаменательной даты – Международный праздник музыкантов-народников, ведь именно они, эти творческие люди, демонстрируют нам, простым смертным, всю мощь и красоту гаммы звуков, извлекаемых из струн специфического музыкального инструмента. В реестре официальных мероприятий такого события, как День балалайки, не предусмотрено. Правда, ситуация эта никак не умаляет важность праздника для любителей народной музыки – тех личностей, которые не мыслят своей жизни без веселого музыкального инструмента. Собственно, благодаря последнему День балалайки и появился. Это случилось 6 лет тому назад, в 2008 году. Инициатором первого проведения музыкальной акции стал президент российского клуба музыкантов-народников Дмитрий Белинский. Благодаря этому замечательному человеку, являющемуся к тому же заслуженным артистом РФ и директором Русского концертного квартета «Сказ», день балалайки приобрел статус ежегодного и объединил под своим крылом балалаечников со всего мира. Самый первый День балалайки совпал сразу с двумя специфическими событиями. Прежде всего, 23 июня 2008 года исполнилось ровно 125 лет с момента знакомства с балалайкой Василия Андреева – музыканта, основавшего первый Национальный оркестр русских народных инструментов, и его же дирижера. А во-вторых, в этот день балалаечники отметили 320-летний юбилей первого упоминания музыкального инструмента в исторических документах. Можно сказать, что 23 июля 2008 года стартовал процесс развития современной игры на русском народном инструменте. История балалайки
«Трехструнная», к которой жители нашей страны всегда проявляли особое уважение, существует не одно столетие. Если углубиться в историю, то окажется, что никакой и не русский этот инструмент. По одной версии балалайка является прототипом домбры – национального инструмента киргиз-кайсаков, по другой – идея создания музыкальной «игрушки» была удачно позаимствована у татар. В любом случае, это очень древний атрибут, ведь о нем упоминалось еще в арабских источниках от 921 г.: автор – историк Ибн-Фацлан - описывает в своем труде подсмотренные похороны русского князя в Волжской Болгарии. В числе традиционных предметов, положенных в могилу хозяину подданными, оказался и музыкальный инструмент «eine Laute» (с точки зрения А. Котляровского – собственно, балалайка). Неизвестно, насколько этот факт достоверен, ведь отечественные историки называют совсем другую дату происхождения инструмента – 1715 год, и склоняются к тому, что создателем его являются крестьяне. От них балалайка попала в руки к скоморохам и распространилась благодаря народным весельчакам по всей стране. Однако радость народная была недолгой. Царь Алексей Михайлович, наблюдая все это «безобразие», приказал уничтожить любые музыкальные инструменты, в том числе и «трехструнную», а тех, кто посмеет ослушаться, - высечь либо вовсе сослать в Малороссию. После смерти правителя национальный инструмент вернулся, но уже через некоторое время снова попал под запрет. Лишь в середине XIX века балалайка окончательно «влилась» в ряды отечественных музыкальных инструментов. Вышло так благодаря дворянину Василию Андрееву, случайно услышавшему звуки «трехструнной» у своего дворового Антипа. И так ему пришлась музыка сия по душе, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Удалось это Андрееву – балалайку полюбили заново и стар, и млад. К сожалению, подобной актуальности игра на народном русском музыкальном инструменте в наше время не получила. Регулярно организуемые балалаечные концерты интересны только узкому кругу лиц. Известны имена прославленных современных музыкантов-балалаечников: Кузнецова В.А., Захаров Д.А., Болдырева В.Б., Горбачева А.А. Интересные факты о балалайке
История балалайки – некоторые моменты
Но расскажем немного и о первом документальном упоминании, а заодно и о некоторых моментах из истории балалайки. В конце 60-х годов XX века был найден интересный документ, в котором говорилось, что в июне 1688 года служащие Стрелецкого приказа задержали двоих мужиков – посадского и крестьянина, и привели их в приказ вместе с балалайкой. Проезжая через ворота Кремля, мужики пели песни, играя на балалайке, да ещё и обругали стрельцов, стоявших на карауле – их задержали и отвели в приказ. Примечательно, что причиной задержания стало не только оскорбление стрельцов, но и то, что мужики играли на балалайке, нарушая тем самым указ государя Алексея Михайловича: он почему-то невзлюбил не только балалайки, но и домры, и гусли, и приказал их сжигать, а тех, кто ослушается, арестовывать и ссылать подальше. В 1688 году царя уже не было в живых, но указ никто не отменял; однако особых преследований балалаечников тоже не наблюдалось – видимо, игра на данном инструменте преследовалась лишь в том случае, если поведение было слишком уж «наглым». Ещё один момент: церковь тогда тоже не жаловала народные музыкальные инструменты. Музыкантов церковники почему-то сравнивали с разбойниками, и считали народную музыку весьма вредной для умов. И, хотя в 1-й половине XVII века музыкальные инструменты активно изготавливались, и мастеров, работавших над их созданием, появилось много, позже церковь объявила их «бесовскими» и «диавольскими». Точно никто не может сказать, как балалайка пришла на Русь, и поэтому версии её происхождения есть разные. Так, некоторые специалисты утверждают, что это типичный русский инструмент, но другие исследователи считают её «матерью» домбру – народный киргизский инструмент. Ещё рассматривается версия «татарская»: балалайка создана монголо-татарами, и во времена ига она была заимствована у них русскими, а затем приспособлена к местным традициям. Как бы ни было, но более «русского» музыкального инструмента, скорее всего, нет: именно балалайка может в точности передавать характер нашего народа, его душу и то, чего не понимает ни один иностранец – сегодня это называют «загадочным русским менталитетом». Она умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная…Сколько эпитетов ни подбери – все они о ней – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой – балалайке. Она – символ России с давних времён, прошедшая сложный путь от музыкальной игрушки черни до всенародного и всемирного признания.
- |
|
|
22.06.2017 12:28:35
22 июня 22 июня 1767 года родился Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гумбольдт - (22 июня 1767 — 8 апреля 1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта. Сочетая в себе, в традициях своего времени и наследуя великим деятелям Возрождения, — разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 г. университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера. Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и — шире — европейской) гуманитарной мысли своей эпохи. Вильгельм фон Гумбольдт родился 22 июня в Потсдаме. На образование сыновей Вильгельма и Александра родители средств не жалели. Во Франкфуртском (на Одере) и Геттингенском университетах Вильгельм основательно изучил право, политику и историю. Преданный науке, он вместе с тем с напряженным вниманием следил за движением в сферах политической, общественной и литературной. В 1789 г. он вместе со своим учителем, известным Кампе, ездил в Париж, «чтобы присутствовать при похоронах французского деспотизма». Несколько позже он отозвался на поставленный тогда историей вопрос о взаимных отношениях между государством и личностью в сочинении «Мысли о попытке определить границы действий государства» (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen). Он является здесь борцом за полную свободу личности и ограничивает роль государства заботой о внешней безопасности. Это сочинение настолько расходилось с традиционными понятиями, что цензура не допустила его опубликования, и оно появилось в печати только в 1851 г. Еще более, чем политические вопросы, интересовали его новые направления в литературе и философии. Уже в 1790 г. в Веймаре он завязал прочные, никогда не порывавшиеся связи с Шиллером, а позже установились дружеские отношения между ним и Гете. И с тем, и с другим Гумбольдт состоял в деятельной переписке, которая издана под заглавиями: «Briefwechsel zwischen Schiller und W. v. H.» (Штутгарт, 1876) и «Goethes Briefwechsel mit den Gebr?dern von H., 1795—1832» (Лпц., 1876). Рано приобретённая им репутация универсально образованного человека сделала его видным членом всех литературных салонов того времени. Он появляется то в Берлине, в кружке Генриетты Герц, Рахили Левин и др., то в Эрфурте и Веймаре, то в Иене (1794-97), в постоянном общении с кружком Шиллера. С тех пор, как он женился (1791) на Каролине фон Дахерёден, его дом сделался одним из самых блестящих салонов, куда стекалось все, что было в Европе умного, талантливого и знаменитого. Жена Гумбольдта была одной из просвещеннейших и умнейших женщин своего времени и оказывала мужу величайшую помощь даже в его ученых работах.
[JUSTIFY] Вильгельм и Александр Гумбольдт, Гёте, Шиллер в Йене, 1796 [/JUSTIFY] «В каждом языке заложено самобытное миросозерцание. Как отдельный звук встаёт между предметом и человеком, так и весь язык в целом выступает между человеком и природой, воздействующей на него…». «Язык должен изучаться не как продукт деятельности (Ergon), а как деятельность (Energia)» В письме к одному из друзей он так формирует своё кредо: «Нет ничего важнее, чем высшая сила и многостороннее развитие индивидуальности, и поэтому первый закон истиной нравственности – «образуй самого себя», и только второй – «влияй на других посредством того, что ты есть». Вильгельм фон Гумбольдт. |
|
|
21.06.2017 23:15:47
22 июня (1887–1975), английский биолог, эволюционист, гуманист и политик. Первый генеральный директор Джулиан является потомком древнего рода Хаксли, внуком Окончил Бейллиол-колледж Оксфордского университета, где в 1910—1912 гг. читал лекции по зоологии. В 1956 году получил медаль Дарвина Королевского общества. В 1958 году был удостоен рыцарского звания. Джулиан активно выступал за распространение Наиболее известны его книги «Записки биолога» (1923), «Поток жизни» (1926), «Наука о жизни» (в соавторстве с Г.Г. и Г.П. Уэллсами, 1929), «О чем я посмел думать» (1931), «Взгляд на Африку» (1931), «Проницательный наблюдатель и другие поэмы биолога» (1932), «Ученый в стране Советов» (1932), «Эволюция. Современный синтез» (1942), «Человек в современном мире» (1947), «Наследственность: Восток и Запад» (1949), «Мемуары» (1970). |
|
|