11 июля
в конце
и на след. стр.
11 июля 1805 года родился Каратыгин Петр Андреевич
-(11.07.1805 - 06.10.1879) русский драматург, актёр, педагог.
Родился в Петербурге. Сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны, брат Василия Андреевича Каратыгиных. Окончив Петербургское театральное, училище (1821), Каратыгин в течение всей жизни играл на сцене Александрийского театра. Исполнял преимущественно комедийные и водевильные роли: Загорецкий "Горе от ума"), Замухрышкин ("Игроки" Гоголя), Фон Фонк ("Холостяк" Тургенева). Играл в собственных водевилях — Сен-Феликс ("Чудак-покойник, или Таинственный ящик", Клейстер ("Булочная" и много др. Как актёр,
по отзыву Белинского, Каратыгин имел "талант односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный"
В истории русского театра Каратыгин известен главным образом как автор водевилей (написал 73 пьесы, в т. ч. 46 водевилей; первый — "Знакомые незнакомцы", 1830). Наибольший успех имели: "Заёмные жёны, или Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь" (1834),
"Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру" (1838 ), "Ложа 1го яруса на последний дебют Тальони" (1838 ), "Чудак-покойник, или Таинственный ящик" (1841), "Булочная, или Петербургский немец" (1843), "Вицмундир" (1845) и др. Большинство водевилей Каратыгина — переводы и переделки иностранных пьес и русских повестей. Пьесы Каратыгина отличаются занимательностью, живым, остроумным диалогом, актуальными сюжетами, рисующими петербургские нравы. Их героями являются преимущественно мелкие чиновники, купцы, бедняки-интеллигенты, крепостные крестьяне. В водевиле "Дом на Петербургской стороне..." Каратыгин. изображает благородного бедняка-чиновника, который мстит домовладельцу за издёвки над такими же бедняками, как он. Чиновничий быт метко изображён в очень популярном водевиле Каратыгин "Вицмундир". Сатиру на разоряющееся дворянство представляет водевиль "Дон Ранудо ди Калибрадос, или Что за честь, коли нечего есть" (1833). Беспринципных критиков Каратыгин вывел в "Знакомых незнакомцах". В водевиле "Сентябрьская ночь" (1830) Каратыгин говорит о несправедливости к эксплуатируемому крестьянству. В то же время пьесы Каратыгин не поднимаются до обличении политики самодержавия. Ограниченность взглядов Каратыгина особенно ярко сказалась в водевиле
"Натуральная школа" (1847), который в сущности был направлен против реализма в русской литретатуре. Драматургическую деятельность Каратыгин продолжал до конца жизни (последнюю комедию "Козёл отпущения" написал в 1878 ). Каратыгин — автор "Записок", в которых нашли отражение события театр, жизни. Каратыгин вёл педагогическую работу в Петербургском театральном училище (1832—38 ).
Новую школу ума и словесности
Мы на Руси завели;
В этой-то школе дойти до известности
Многим уж мы помогли.
Тут не ученость нужна, а призвание,
Сила и воля души;
Если признал кто в себе дарование,
Просто — садись и пиши!
В плоскостях наших значенье глубокое;
Жизнь, как рассмотришь вблизи,
В низком отыщется дивно высокое,
Золото видно в грязи!
В одно из представлений комедии И. А. Манна «Паутина», на сцене Мариинского театра, Каратыгин в качестве зрителя сидел в креслах. В антракте подходит к нему один из знакомых и замечает:
— Что это значит, Петр Андреевич?
— Что такое? — спросил Каратыгин.
— Где публика? Зал совершенно пуст?
— Да разве вам неизвестно, мой добрый друг, что паутина всегда бывает в пустом зале!
Портрет Гоголя,
рисованный с натуры актером П. А. Каратыгиным
в 1835 году


