В Азербайджане создание информационного общества является одним из основных приоритетов государственной политики.
Основными задачами создания информационного общества являются: создание юридических основ информационного общества, развитие человеческого фактора, права граждан на получение информации, ее распространение и использование, формирование прозрачного государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, электронного государства, электронной торговли, укрепление социального и интеллектуального потенциала.
Задачами создания такого общества также являются: создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, формирование единого национального информационного пространства, обеспечение информационной безопасности, интеграция в глобальное информационное пространство, производство национальных продуктов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), устранение отсталости страны в области ИКТ и другие необходимые задачи. «Государственная программа по развитию связи и информационных технологий в Азербайджане» (Электронный Азербайджан), осуществляемая в стране, служит созданию информационного общества и развитию государства в целом.
Строительство мечети началось в 1905 году при покровительстве меценатки Набат-ханум Ашурбековой архитектором Зивер беком Ахмедбековым. После смерти меценатки, строительство было приостановленно. Однако вскоре продолжилось при её сыне и было закончено в 1914 году.
Интерьер мечети имеет площадь 1400 кв. м и украшен узорами школы Азербайджанской живописи и редкими образцами восточных орнаментов. Михраб и купол сделаны из мрамора. В мужском молельном зале имеется 52 люстры, в женском же - 5. Женская молельня сделана из фисташкового дерева, металлические лестницы заменены на покрытые деревом железобетонные. Для молящихся имеется гардероб.
Декоративные элементы мечети, верхушки минаретов и надписи сделаны из золота. Купол, на котором 6 раз написано «Ля Илахя Илляллах», сделан из камня Гызылгая. Высота купола полтора метра. Окна и двери мечети изготовлены из красного дерева. Под углублённым на 30 сантиметров полом мечети в настоящее время установлена система обогрева. На полу устлан ковёр «намазлык» для 72 молящихся.
Джума-мечеть — шиитскаяджума-мечеть, расположенная в столице Азербайджана, городе Баку, в её исторической части Ичери-шехер. За время своего существования мечеть неоднократно и радикально обновлялась и перестраивалась. К мечети примыкает минарет XV века.
1309/10 год — реставрация 1437/38 год — постройка минарета XVII век — постройка второго здания мечети начало XX века — постройка третьего здания мечети
Количество куполов1Количество минаретов1Состояниедействующая
История мечети
Второе здание Джума-мечети с коническим куполом. Рисунок XIX века
Мечеть сооружена на освященном традицией, тесно обстроенном участке. Некоторые учёные, в частности Андрей Павлинов, считали, что на месте этой мечети могло находиться языческое капище огня.
На южной стороне мечети, на стене имелась арабская надпись, которая сообщала о ремонте здания. Эта надпись сохранила имя «царя эмиров и знати» (малик ал-умера в-ал-акабир) Шараф ад-Дин Махмуда ибн Фахр ад-Дина и дату 709 год хиджры (1309/10 год). Эмир Шараф ад-Дин Махмуд, который реставрировал мечеть, жил в городе Баку. Он был сыном крупного феодала Фахр ад-Дина, второй сын которого, эмир Низам ад-Дин эмир Хадж являлся строителем мечети в селении Амираджан, получившим имя последнего.
На камне в стене у основания минарета имеется имеется надпись, говорящая о различных видах налогов, которыми были обложены жители города. Эта персидская надпись передаёт содержание ярлыка султана Мухаммеда Улджейту, и вероятно относится к 1309 году, когда султан приехал в Баку. Она состоит из четырёх строк и свидетельствует о том, что Баку (в тексте «Бакуйе»), составлявший часть владений государства Ильханидов, был освобождён от ряда налогов, в том числе и от налога на нефть.
Ввиду природных условий здание первой мечети было полностью разрушено. На его месте в XVII веке в годы правления шаха Аббаса I было построено здание второй мечети. В специальную стену, устроенную в нижней части минарета мечети, вмонтирована надпись 1614 года, выполненная резчиком Сейид Таха. В ней выгравирован указ шаха Аббаса I о налогах.
В конце XIX века Павлинов выполнил обмер мечети, по которому можно судить о первоначальном плане мечети. Общий же облик сооружения известен по старинным фотографиям и зарисовкам, в частности Алексея Боголюбова.
В плане мечеть представляла собой неправильный шестигранник со срезанными южным и западным углами. В мечети располагались небольшие помещения, включая купольный зал, который был предназначен для мужчин, и молельные комнаты для женщин. Отличительной чертой Джума-мечети был конический купол, в убранстве которого важное место принадлежало поливным изразцам и привозному декоративному материалу, которое сравнительно редко встречается в архитектуре Азербайджана. Этот сверкающий своими изразцами купол выделялся на однообразном фоне застройки средневекового Баку.
Согласно преданию, здание и второй мечети было разрушено в результате пожара.
В начале XX столетия одним из местных богачей — ревнителей благочестия — бакинцем Гаджи Шейхали Дадашевым мечеть была перестроена совершенно заново и дошла до наших дней в таком виде.
Мавзолей Момине-Хатун— мавзолей, известный также как Купол Атабека, в городе НахичеваньНахичеванской Автономной Республики в Азербайджане. Построена в 1186 году архитектором Аджеми ибн Абубекр Нахчивани. Мавзолей достигал в высоту 34 метров. Сегодня его высота составляет только 25 метров. Мавзолей, построенный и названный в честь жены одного из местных правителей Атабека АзербайджанаДжахана Пехлевана из династии Ильдегезидов, мастерски декорирован сложным геометрическим орнаментом и письменами из Корана.
Поверхность каждой грани (нишеобразная) полностью покрыта резным украшением, которые представляют собой куфические арабские письмена, стилизованные под геометрический орнамент. На каждой грани этот орнамент разный. В верхней части мавзолей украшен сталактитовой композицией.
Внутренняя часть мавзолея имеет круглую форму. Единственными украшениями его интерьера являются 4 круглых медальона, покрытые надписями и орнаментом. Купола содержат имена Мухаммада, Абу Бакра, Омара, Османа, Али, Хасана, Хусейна.
Могила Момине-Хатун находится под зданием, но никакого входа в него нет.
Древнейшее здание не только в Ичери Шехере, но и во всем Азербайджане – это мечеть Мухаммеда (по имени зодчего Мухаммеда Абу Бакра), известная как Сынык-кала.О возрасте памятника говорит надпись арабской вязью на каменной плите, у входа в мечеть (1078— 1079 гг. н. э. или 471 г . по Хиджре).
Название «Сынык-кала» мечеть получила в XVIII веке, когда в 1723 году Баку был взят войсками Петра I. Город подвергся жестокому артиллерийскому обстрелу из корабельных орудий. Одно из ядер попало и разрушило верхнюю часть минарета мечети Мухаммеда, но само сооружение устояло. В результате люди стали называть мечеть - Сынык-кала, что означает «разрушенная башня». А минарет, даже в полуразрушенном состоянии до
сих пор возвышается над мечетью, будто стремясь в небо. Это и отличает «Сынык-кала» от других мечетей «Ичери-шехера».
Сегодня в мечети разрешены экскурсии. Но согласно, мусульманским законам, только для мужчин. Как и в каждой мечети «Ичери шехера» вход сюда ведет через сводчатую арку, ниже человеческого роста, с тем, чтобы каждый входящий преклонял свою голову перед Всевышним.
Мечеть представляет собой двухъярусное сооружение. Особенность в том, что михраб имеет форму полуцилиндра и выступает за наружную линию стены. Внутри - мечеть освещена светом из единственного разноцветного витражного окна и тусклым светом нескольких ламп.
В 40 километрах от Баку расположен известный историко-этнографический музей под открытым небом «Гала». Музей был основан в 2008 году на месте археологических раскопок в одноименном поселке и посвящен истории Апшеронского полуострова. Здесь можно увидеть, как жили, что ели-пили и каким образом вели хозяйство азербайджанцы в период с XVI по XIX вв.
На территории музея площадью 1,2 га. находятся старинные жилища – переносные шатры из шкур животных и, позже пришедшие им на смену, каменные и глиняно-соломенные дома с куполами, старинная кузница, рынок, гончарные мастерские, пекарня, молотилка и другие интересные постройки средневековья. Все это можно посмотреть, потрогать, сфотографировать. Можно даже попробовать самому испечь хлеб в грубой печи, поткать ковер, измазаться глиной в гончарной мастерской или покормить верблюдов, лошадей и ослов, мирно отдыхающих в стойлах.
Многие памятники и экспонаты были перенесены в музей «Гала» из разных уголков Апшеронского полуострова, отреставрированы или полностью воссозданы. В совокупности они помогают представить себе жизнь средневековых жителей Азербайджана.
Интересно узнать, что ученые нашли свидетельства того, что первые поселения на месте поселка Гала образовались не в средневековье, а много раньше, не менее 5 тыс. лет назад. Редкие экспонаты глубокой древности также нашли свое место в богатейшей экспозиции музея, равно как и наскальные рисунки первобытных людей с изображениями охоты и ритуальных жертвоприношений. Здесь же, на территории музея «Гала» расположено несколько выставок, где под стеклом взору туриста предстают древние предметы быта, посуда, украшения и другие интересные экспонаты.
Не заплутать в лабиринтах истории Апшеронского полуострова вам поможет гид, которого лучше всего нанять здесь же, в музее.
Батабатская астрофизическая обсерватория Нахичеванского отделения НАН Азербайджана (БАО) основана в 1967 году на горе Батабат в горах Закавказья как постоянная экспедиция Пулковской обсерватории и филиал обсерватории КГУ. После распада СССР обсерватория некоторое время оставалась практически бесхозной: с 1993 по май 2000 года станция фактически не контролировалась руководством обсерватории. Вначале руководство Шемахинской астрофизической обсерватории (ШАО) приняло меры для сохранения обсерватории, а в 1997 году БАО была взята на баланс ШАО. Инструменты и инфраструктура обсерватории сохранены и находятся в удовлетворительном состоянии. В 2002 году на базе Батабатской и Агдеринской станций Шемахинской астрофизической обсерватории была создана Батабатская астрофизическая обсерватория. С 2003 года БАО начала функционировать как научно-исследовательское учреждение в составе Нахичеванского отделения Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА). В октябре 2007 года было сдано в эксплуатацию новое здание обсерватории. Под куполом нового здания расположен телескоп Цейс-600.
Шемахинская Астрофизическая Обсерватория им. Насреддина Туси (ШАО)— обсерватория, расположенная в юго-восточных предгорьях Большого Кавказского хребта, на базе сектора «Астрофизики» Института Физики АН Азербайджана, в 22 км от районного центра Шемаха и в 144 км от Баку на высоте 1435 м. Основана в 1960 году. Огромную роль в основании обсерватории сыграл известный учёный Юсиф Мамедалиев.
В 1981 году обсерватории была присвоено имя средневекового математика, физика и астронома Мухаммеда Насреддина Туси.
Для проживания сотрудников при обсерватории, был создан поселок им. Юсифа Мамедалиева (Пиркули).
С сентября 2008 года были начаты капитальные ремонтно-строительные работы и модернизация научно-технического оборудования Шемахинской астрофизической обсерватории. 16 мая2013 года были завершены работы по капитальному ремонту, реконструкции и автоматизации Шемахинской астрофизической обсерватории.
Пиргулинский заповедник Пиргулинский заповедник был создан в 1968 году на административной территорий Шемахинского района Азербайджана площадью 1 521 га. Территория заповедника расширена на 2753 га и в январе 2003 года доведена до 4274 га. Находится на 22-километровом подъёме. Высота 1450м. над уровнем моря.
Целью создания заповедника является сохранение горно-лесных ландшафтов, особенно растительного покрова различных видов, плодородного слоя почвы, увеличения лесных участков, предотвращения опыления воздуха, оказывающего отрицательное воздействие на астроклимат.
Флора заповедника насчитывает более 60 видов. Из млекопитающих обитают серый медведь, волк, лесная кошка, рысь, кабан, косуля и др.