Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Знаменательные и памятные даты
 
27 июля

27 июля начинается здесь


Знаменательные и памятные даты
 
26 июля


26 июля и на след. стр.






26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде была найдена первая новгородская  берестяная грамота 
 

  ...       Памятный знак на месте находки 1-й берестяной грамоты в Великом Новгороде (Неревский раскоп)




Берестяные грамоты – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. 


Прорись берестяной грамоты № 1. 
Она сильно фрагментирована, однако состоит из длинных и совершенно стандартных фраз:
 «С такого-то села позёма и дару шло столько-то», 
поэтому легко восстанавливается




Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков, однако Арциховский и многие из его сторонников утверждали, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX-X веках. Так или иначе, это археологическое открытие перевернуло взгляд современных ученых на Древнюю Русь и, что куда важнее, позволило взглянуть на ее изнутри. 


Стоит отметить, что именно новгородские грамоты учёные считают самыми интересными. И это понятно. Новгород – один из крупнейших центров Древней Руси, который при этом не был ни монархией (как Киев), ни княжеством (как Владимир). «Великая русская республика средневековья», - так называл Новгород социалист Маркс.



 Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.
...

На сегодняшний день в Новгороде найдено 1050 грамот, а также одна берестяная грамота-икона. Найдены грамоты были и в других древнерусских городах. В Пскове было обнаружено 8 грамот. В Торжке – 19. В Смоленске – 16 грамот. В Твери – 3 грамоты, а в Москве – пять. В Старой Рязани и Нижнем Новгороде было найдено по одной грамоте. Так же грамоты были обнаружены и на других славянских территориях. В белорусских Витебске и Мстиславле - по одной грамоте, а на Украине, в Звенигороде Галицком, - три берестяные грамоты. Этот факт свидетельствует о том, что берестяные грамоты не были прерогативой новгородцев и рассеивает популярный миф о Древней Руси - миф тотальной безграмотности простого люда. 







В наши дни каждая найденная берестяная грамота внимательно изучается специалистами и нумеруется. Две находки просто поразительны: огромные берестяные листы, на которых записаны литературные произведения. Один из них имеет номер 17, он был найден в Торжке. Другая же, новгородская, грамота известна под номером 893. Ученые нашли их на земле в развернутом состоянии. Возможно, они были когда-то выброшены, поскольку потеряли свою актуальность, но, может быть, на этом месте когда-то находился архив или другое учреждение, в котором они содержались. Тем не менее новгородские берестяные грамоты были найдены в таком большом количестве, что это явно свидетельствует о том, что на месте находки когда-то находилась какая-либо канцелярия, занимающаяся архивацией различных документов. 



Вместе с первой грамотой также были обнаружены металлические или костяные заостренные стержни, которые представляли собой примитивные инструменты для письма - своеобразные средневековые ручки. Вернее, они были найдены до открытия берестяных письмен. Только археологи изначально считали, что найденные ими заостренные предметы являются либо заколками для волос, либо гвоздями. 

     Однако их истинное предназначение было установлено только после обнаружения грамот, то есть через 15-20 лет, в 50-х годах прошлого века. Ведь из-за Отечественной Войны экспедиция, начатая в средине 30-х годов, была приостановлена. Таким образом, первая грамота была обнаружена в июле 1951 года на Неревском раскопе. В ней содержался «позём» и «дар», то есть записи феодальных повинностей в пользу Фомы, Иева и Тимофея. Эту грамоту нашла археолог Нина Акулова из Новгорода,   которая пришла на раскоп подработать во время декретного отпуска.



Поняв, в чём дело, она потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!».










День находки, 26 июля, стал Днем берестяной грамоты. 
...

Грамота № 155 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…».


Перечень городов, рядом с которыми были найдены берестяные грамоты: 
Смоленск; 
Торжок; 
Нижний Новгород; 
Великий Новгород; 
Псков;
 Москва; 
Тверь; 
Витебск; 
Рязань 
и другие. 
Берестяные грамоты (рассказывает лингвист Андрей Зализняк)



Великий Новгород. Письма из Средневековья (2004)














Знаменательные и памятные даты
 
25 июля


25 июля 1895 года  - Свадьба будущих Пьера Кюри и Марии Склодовской  



Первая встреча Марии и Пьера состоялась весной 1894 года в гостях у Юзефа Ковальского. Наверное, она действительно была предопределена самой судьбой. Мария сразу заметила мужчину, который показался ей совсем юным. Она обратила внимание на его слегка наивную улыбку, вдумчивую, слегка замедленную речь, ясный взгляд. Впервые за много лет девушка почувствовала симпатию к мужчине.

Пьер же влюбился в ее руки, которые были все в ранках от кислоты, попадавшей на кожу во время экспериментов. Прагматик, физик, гений научной мысли был очарован не столько ее красотой, сколько трезвостью ума, ясностью научной мысли, блеском глаз первооткрывателя. Его удивили ее глубокие познания в науке, она же была тронута его серьезной и такой мальчишеской одновременно улыбкой. 



У Пьера и Марии сразу нашлось множество общих тем для разговоров. Они вместе работали в лаборатории, подолгу общались и все понимали, что не смогут быть простыми сотоварищами по науке. 

Мужчина сделал предложение и представил возлюбленную своей семье. И получил отказ. Мария по-прежнему боялась слишком близко допускать в свою жизнь мужчине, она давно хотела посвятить себя только научным исследованиям. К тому же, будучи горячей патриоткой своей страны, она планировала вернуться в Польшу. 


Но Кюри был просто поражен ее желанием трудиться в Варшаве, там совершенно не было для этого никаких условий. Он убеждал Марию пересмотреть свое решение, он считал, ее пытливый ум не выдержит испытания бездействием. Вся семья Пьера стала уговаривать девушку остаться, чтобы заниматься любимым делом. В конце концов, Мария сдалась. Она приняла судьбоносное для себя решение: остаться в Париже во имя науки и во имя любви. Она согласилась стать супругой Пьера. 26 июля (?) 1895 года состоялась свадьба гениальной пары. Она была скромной и малочисленной, разделить радость Пьера и Марии собрались только самые близкие люди. 




Молодые люди после свадьбы отправились в свое свадебное путешествие на двух велосипедах, подаренных им кем-то из кузенов в честь заключения брака. Они неслись на своих двухколесных конях по дорогам Иль-де-Франса и вели нескончаемые научные беседы, попутно наслаждаясь прекрасными видами вокруг. Они останавливались в маленьких гостиницах на ночь, чтобы утром снова отправится в путь. Завтраки на живописных полянках, бездонное небо и они, красивые и влюбленные.






Мария Склодовская и Пьер Кюри: «Моя душа следует за тобой…» 








"Жизнь нелегка, но что поделаешь - надо иметь упорство, а главное - верить в себя. Надо верить, что ты родился на свет ради какой-то цели, и добиваться этой цели, чего бы это ни стоило".










Интересные факты
  • В 1903 г. супругов Кюри пригласили в Королевский институт Великобритании выступить с докладом о радиоактивности. Женщинам не разрешалось выступать с речами, так что доклад представил только Пьер.
  • Французская пресса лицемерно оскорбляла Кюри, указывая на ее атеизм и тот факт, что она была иностранкой. Однако после получения первой Нобелевской премии о Кюри стали писать как о героине Франции.
  • Слово «радиоактивность» было придумано четой Кюри.
  • Кюри стала первой женщиной-профессором Парижского университета.
  • Несмотря на огромную помощь в годы войны, Мари не получила официальной благодарности от правительства Франции. Кроме того, сразу после начала военных действий Мария попыталась пожертвовать свои золотые медали на поддержку французской армии, но Национальный банк отказался их принять.
  • Студентка Кюри Маргарита Перей стала первой женщиной, избранной во Французскую академию наук – это произошло в 1962 году, более полувека спустя после того, как Кюри предприняла попытку попасть в эту научную организацию (вместо нее был выбран Эдуар Бранли, изобретатель, который помог Гульельмо Маркони разработать беспроводной телеграф).
  • Среди учеников Кюри - четыре лауреата Нобелевской премии, включая дочь Ирэн и ее супруга Фредерика Жолио-Кюри.
  • Записи и документы, которые вела Мария в 1890-х, считаются слишком опасными для обработки из-за высокого уровня радиоактивного загрязнения. Даже поваренная книга Кюри радиоактивна. Бумаги ученой хранятся в свинцовых боксах, а желающим поработать с ними приходится надевать специальную защитную одежду.
  • В честь Кюри был назван химический элемент — кюрий, несколько университетов и школ, центр онкологии в Варшаве, астероид, географические объекты и даже цветок клематис; ее портрет украшают банкноты, марки и монет разных стран мира.
Изменено: Елена Харьковская - 22.07.2017 09:18:49
Знаменательные и памятные даты
 
24 июля
24 июля  1828 года родился Николай Гаврилович Чернышевский 


    ...   

(1828—1889) — публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ, революционный демократ.


Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома под руководством отца. В 1842—1845 годах Чернышевский учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру. Однако духовное по­прище не влекло будущего пуб­лициста, и, не закончив семи­нарию, он поступил в 1846 году на отделение общей словеснос­ти философского факультета Петербургского университета, где он занимался славянской филологией.





За годы учебы в универси­тете (1846-1850) были вырабо­таны основы мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеж­дение о необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой револю­ции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетение и т.д. — что нужды?., мирное, тихое развитие невозможно».





Чернышевский попробовал свои силы в прозе (рассказ о Лили и Гете, повесть о Жозефине, «Теория и практика», «Отрезанный ломоть»). Выйдя из университета кандида­том, после кратковременной работы репетитором во Вто­ром кадетском корпусе в Петербурге, служил старшим учителем словесности в Саратовской гимназии (1851 — 1853), где говорил в классе «такие вещи, которые пахнут каторгой».





Вернувшись в мае 1853 года в Петербург, Чернышев­ский преподавал во Втором кадетском корпусе, одновре­менно готовясь к экзаменам на степень магистра и работая над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности». Диспут по представленной еще осенью 1853 года профессору Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 года и явился манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав раздражение университетского начальства. Диссертация была официально утверждена в январе 1859 года.





Параллельно шла журнальная работа, начатая летом 1853 года рецензиями в журнале «Отечественные записки». Но с весны 1855 года Чернышевский, вышедший в отстав­ку, занимался журнальной работой для «Современника» Н.А.Некрасова. Сотрудничество в этом журнале (1859 — 1861) пришлось на период общественного подъема, связан­ного с подготовкой крестьянской реформы. Под руковод­ством Чернышевского и Некрасова, а позже и Добролюбова определилось революционно-демократичес­кое направление журнала.





С 1854 года Чернышевский вел в «Современнике» отдел критики и библиографии. В конце 1857 года он передал его Добролюбову и сосредоточился преимущест­венно на политической, экономической, философской темах. Убедившись в грабительском характере предстоящей реформы, Чернышевский бойкотирует предреформенный ажиотаж; по обнародовании манифеста 19 февраля 1861 года «Современник» прямо не отозвался на него. В «Пись­мах без адреса», написанных после реформы и адресован­ных фактически Александру II (опубликовано за границей в 1874 году), Чернышевский обвинил самодержавно-бюро­кратический режим в ограблении крестьян. Рассчитывая на крестьянскую революцию, круг «Современника» во главе с Чернышевским прибегал к нелегальным формам борьбы. Чернышевский написал революционную прокламацию «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».





В обстановке растущей пореформенной реакции вни­мание III отделения все более привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861 года за ним была установ­лена полицейская слежка. Но Чернышевский был умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего подозри­тельного. В июне 1862 года было запрещено на восемь месяцев издание «Современника».





7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. По­водом для ареста послужило перехваченное на границе письмо Герцена и Огарева, в котором предлагалось изда­вать «Современник» в Лондоне или Женеве. В тот же день Чернышевский стал узником Алексеевского равелина Пет­ропавловской крепости, где пробыл до вынесения приго­вора — гражданской казни, состоявшейся 19 мая 1864 года на Мытнинской площади. Он был лишен всех прав состо­яния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся очень долго из-за отсутствия пря­мых улик.





В крепости Чернышевский обратился к художествен­ному творчеству. Здесь, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, был написан роман «Что делать? Из рассказов о  новых людях». За ним последовали оставшиеся незакончен­ными повесть «Алферьев» (1863) и роман «Повести в по­вести» (1863), «Мелкие рассказы» (1864). Увидел свет лишь роман «Что делать?»
В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправи­ли в Сибирь, где он находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года — в тюрьме Александровского завода. Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась преддверием к худшему испытанию — поселению в Яку­тии, в городе Вилюйске, где тюрьма была лучшим зданием, и климат оказался губительным.





Здесь Чернышевский был единственным ссыльным и мог общаться только с жандармами и местным якутским населением; переписка была затруднена, а часто специаль­но задерживалась. Только в 1883 году, при Александре III, Чернышевскому было разрешено переселиться в Астра­хань. Резкая перемена климата очень повредила его здоро­вью.





Годы крепости, каторги и ссылки (1862—1883) не при­вели к забвению имени и сочинений Чернышевского — его слава мыслителя и революционера росла. По приезде в Астрахань Чернышевский надеялся вернуться к активной литературной деятельности, но публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были затруднительны.





В июне 1889 года Чернышевский получил разрешение вернуться на родину, в Саратов. Он строил большие планы, несмотря на резко ухудшающееся здоровье. Умер от кро­воизлияния в мозг и похоронен в Саратове.





«...Только те направле­ния литературы достигают достигают блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи. У каждого века есть свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни».

  
Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан.




"Мы – существа, способные ошибаться, и каждому из нас очень часто случается в житейских делах ошибаться. Потому каждый рассудительный человек знает, что в житейских делах надобно всматриваться и вдумываться, когда желаешь не наделать слишком много слишком грубых ошибок. То же самое и в научных делах. Потому в каждой специальной науке выработаны правила осторожности, какие нужны в частности для нее. Кроме того, есть особая наука, Логика, говорящая о правилах осторожности, соблюдать которые надобно во всех научных делах. "






Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.
Недостатками современной ему системы образования Чернышевский считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.
Чернышевский отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.
Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Первая новость, которая сегодня бросилась в глаза:

В Коми пройдет международный горный марафон длиной 125 километров
Республика Коми с 14 по 18 августа примет международный ультрамарафон "ТрансУрал". Это будет четвертый по счету горный забег по невероятно красивым местам Уральских гор. В общем счете дистанция составит 125 километров. Об этом сообщает "БНК".
Участники марафона "ТрансУрал" из 12 стран уже пробежали 430 километров по Южному, Среднему и Северному Уралу. Теперь их ожидают еще 125 километров. Причем бегуны впервые покорят самую высокую точку Уральского хребта, гору Народная, и преодолят расположенную на ней дистанцию в 50 килеметров. В последующие три дня участники ультрамарафона совершат забег на 10 километров на гору Баркова, 26 километров на хребет Малдыныр и оббегут 38 километров вокруг горы Баркова. Причем первый забег с маршрутом на горе Народная пройдет в рамках кубка России по скайраннингу.
Это будет четвертый и завершающий этап международного марафона, который берет свое начало в 2014 году.


Вот это ОТДЫХ!
Кое-что про Урал в целом за картинкой:







Горы видно из моего города. До Уральских гор км. 70.  



А мой активный отдых ещё ближе, тренер ждёт! 
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Я и мой характер.
Я и мои болезни.
Мой характер и мои болезни.





Отрывок

Для особо одаренных исключительных лентяев, которым и это покажется много, три слова сокращаю до трех букв и прошу их как можно быстрее скорым поездом уехать туда на постоянное место жительства?!!
Ну ка-а-к?! Что Вы чувствуете, прочитав оскорбления?
Обиделись? Так Вам и надо! —
Во-первых, потому что уже давно было пора заняться собой! А во-вторых, спешу обрадовать Вас. Вы попались!
Раз это задело, значит, сами считаете себя тем одаренным лентяем. Человек принимает на свой счет только то, что есть у него внутри.
Если я скажу грубость на неизвестном Вам языке, Вы этого не поймете. Значит, нет оснований искать почву для обиды. Это закон. Так что не повторяйте в дальнейшем таких ошибок!
…Заболел император. Ужаснулась свита, обрадовалась свита. Недуг приковал его к постели. Лекари стали его лечить. День ото дня они пытались что-то сделать, но лучше не становилось!
Проходили дни, проходили месяцы, проходили годы, а он как лежал парализованный, так и лежит. Столько государств он покорил, какие народы поставил на колени' Завоевав полмира, он оказался бессильным перед болезнью. Однажды от беспомощности он пришел в ярость:
– Всем лекарям, которые не смогли меня вылечить, отрубите головы и сложите их на городской стене.
Прошло время. И километры стен побелели от иссушенных черепов ученых мужей. Однажды император позвал своего главного визиря;
– Визирь! Где твои лекари?
– О, мой повелитель! Их больше нет. Вы же сами приказали казнить их.
– Неужели не осталось ни одного?
– Да. Не осталось ни одного достойного Вашего взора врача во всем государстве.
– Так им и надо…
И опять потянулись долгие безрадостные дни. Однажды император снова спросил:
– Визирь, помнишь, ты сказал, что не осталось лекаря, достойного моего взора? Объясни, что это значит.
– Мой повелитель, в нашем государстве остался один-единственный лекарь. Он живет тут неподалеку.
– Он умеет лечить?
– Да, умеет. Я был у него тогда, но он такой невоспитанный, некультурный, он такой грубиян! Как рот откроет, так слышна отборная брань. А недавно он сказал, что знает секрет лечения самого императора.
– Тогда почему ты мне не сказал?!
– Но если я его приведу, Вы, мой повелитель, меня казните за его поведение.
– Обещаю, что не сделаю этого. Приведи его сюда! Через некоторое время визирь привел лекаря.
– Говорят, ты умеешь лечить? В ответ молчание.
– Почему молчишь? Отвечай! – приказал император.
– Мой повелитель, я запретил ему открывать рот, – сказал визирь.
– Говори, разрешаю! Что? Неужели твоих способностей хватит, чтобы меня вылечить?!
– Не твое собачье дело! Ты можешь усомниться в моих способностях по управлению государством, потому что ты – царь. Но почему ты своим государственным умом лезешь в медицину? Как ты можешь разбираться там? Ты велик в своей работе, но в медицине ты ничем не лучше сапожника.
– Стража!! – яростно заревел император. – Отрубите ему голову… Нет… Сначала посадите на кол, потом облейте кипящим маслом, а потом разрубите на мелкие кусочки.
Что дальше?
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 









Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Школьник нарисовал на шпаргалке "Слово о полку Игореве"!
Учитель, заметив шпаргалку, был настолько шокирован, что разрешил ученику ей пользоваться во время ответа. Это был урок литературы, на который было задано выучить отрывок из этого произведения.
Древние памятники и исторические места, экскурсия по историческим местам
 
ЛЮБЧАНСКИЙ ЗАМОК. БЕЛАРУСЬ


Интересные сайты для многих
 


Много материала для любознательных