Живописные фьорды Норвегии, привлекающие своим величием и удивительной красотой множество туристов, когда-то были предметом вдохновения выдающегося норвежского композитора. Творчество Эдварда Грига проникнуто любовью к родной земле. Последние годы жизни музыкант провёл в своей усадьбе на берегу фьорда с чудесным видом на залив Нуросваннет.
Как появилась усадьба Грига Знаменитый музыкальный деятель, прославивший свою страну, Эдвард Григ, находясь на пике своей творческой зрелости, много сил отдавал музыкально-общественной деятельности. Широкую известность ему принесла драма «Пер Гюнт», над музыкальным оформлением которой Григ работал почти полтора года. Успех постановки был грандиозным, всем очень нравилась музыка. О композиторе даже заговорили, как о полноправном создателе спектакля.
Растущая слава в какой-то момент стала причинять музыканту определенные неудобства, отвлекать от творческого процесса. Живя и работая в Бергене, он мечтал переехать в уютное спокойное местечко, горное поселение, чтобы всего себя посвятить творчеству. Осуществить желаемое композитору помог его троюродный брат, талантливый архитектор Шак Булль.
При проектировании усадьбы горячо обсуждалась каждая деталь, вплоть до последних мелочей. Все пожелания музыканта и его супруги были учтены. Результатом стал уютный дом мечты четы Григ, находящийся в одном из самых романтичных и таинственных уголков Норвегии – Тролльхауген.
Примечательно, что, располагая приличными средствами, Григ отказался от водопровода, электричества и даже телефона. Композитор слишком уставал во время многочисленных концертов. Находясь в дорогой сердцу летней резиденции, он стремился полностью погрузиться в атмосферу тишины и спокойствия. Треск электрических лампочек и звон телефона могли нарушить гармонию. Все удобства находились во дворе. В самом доме были огромные окна. А непритязательная обстановка комнат позволяла сохранить отличную акустику.
Из чего состоит усадьба Тролльхауген Усадьба Эдварда Грига стала доступна для посещения туристам в 1928 г. На её территории сохранился двухэтажный дом, ставший тихой обителью музыканта в последние годы жизни. К дому прилегает живописный парк, в котором располагается концертный зал и небольшая мастерская композитора.
Вилла, построенная специально для Грига, не похожа ни на одно из зданий Норвегии тех времён. Стиль, в котором она выполнена, больше напоминает викторианский. К дому пристроена просторная веранда, а на крыше расположена небольшая терраса с разбитым на ней садиком. Для посетителей дома-музея доступен лишь первый этаж, который включает гостиную, столовую и мемориальную комнату.
Внушительных размеров окна заполняют естественным светом залы, где развёрнута экспозиция. Интерьер довольно-таки скромный, минимум мебели. На стенах развешаны семейные портреты, фотографии, картины и скульптуры. В гостиной разместился прекрасный рояль – подарок семейной паре Григ на серебряную годовщину свадьбы. Сердце наполняется трепетом, когда замечаешь повсюду личные вещи композитора и его жены. Создаётся впечатление, что находишься в гостях у семьи Григ, а хозяева просто ненадолго отлучились.
В отдалении от виллы у самого берега фьорда располагается маленькая хижина, служившая Григу при жизни чем-то вроде рабочего кабинета. Здесь композитор мог уединиться и полностью погрузиться в творчество. Из обстановки здесь только письменный стол, пара стульев, крохотная библиотека с оркестровыми партитурами, софа для отдыха и небольшое пианино.
Удобное расположение усадьбы позволяло музыканту не только любоваться видами столь близкой сердцу суровой природы, но и совершать пешие прогулки в горы. Он любил бывать в крестьянских горных поселениях, где занимался изучением норвежского фольклора. На столе в его рабочем домике до сих пор лежит сборник народных песен, который при жизни представлял для Грига большую ценность.
Музыка Эдварда Грига очень точно передаёт не только красоту родных для него пейзажей, но и национальный дух Норвегии в целом. В его композициях угадываются потоки хрустальных водопадов, удары волн фьордов о могучие скалы, рокот бушующего Северного моря и вместе с тем незатейливые напевы крестьян, топот деревенских ребятишек.
На территории усадьбы через несколько десятков лет поле смерти композитора достроили концертный зал. Снаружи он имеет причудливый вид: череда ступенчатых скатов крыши полностью покрыта мхом, а сам он как будто врастает в скалу. Возле концертного зала стоит памятник Эдварду Григу, выполненный Ингебригтом Виком.
От усадьбы Тролльхауген можно спуститься вниз к фьорду. По пути встречается семейная могила Эдварда и Нины Григ. Урны с их прахом хранятся в скале, в гроте. Всё выглядит очень естественно, как бы символизируя целостность, единство человеческой личности с создавшей его природой.
Вдали от городской суеты в любимом доме на берегу залива великий композитор восстанавливал силы и здоровье, черпал вдохновение для будущих произведений. Это место стало для него и последним пристанищем перед уходом в вечность.
Есть храм, где в каждом камушке мозаики, каждом самоцвете и преломленном луче солнца читается одна молитва – молитва о безграничной любви. Любви, обретшей бессмертие благодаря красивейшему архитектурному сооружению мира. Тадж-Махал в Индии – памятник величайшему чувству и гимн бессмертной верности.
«Величайший Дворец» (именно так переводится с персидского Тадж-Махал) при дневном свете идеально белый, на закате кажется, будто бы мечеть парит в небе в розово-пурпурном свете, а когда всходит луна – стены отливают серебром.
История любви, которой покорилось время Падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан очень любил свою жену Мумтаз-Махал. Еще будучи наследным шехзаде, он сделал своей любимой женой 19-летнюю красавицу Арджуманад Бану Бегам, дочь первого визиря. Отец Шах-Джахана, тогдашний падишах Джангир, назвал девушку «украшением дворца» — Мумтаз-Махал.
Пышная свадьба состоялась 10 мая 1612 года, в день, который выбрали астрологи, как «самый благоприятный для счастливого брака».
В распоряжении будущего падишаха был гарем с бесчисленным количеством самых красивых девушек со всего мира, но он не видел никого, кроме своей любимой Мумтаз. Восемь мальчиков и шесть девочек родила ему любимица. Мумтаз-Махал была не только верной женой, она сопровождала своего падишаха в военных походах. Шах-Джахан считал ее своим самым лучшим советником, надежной опорой и утешением. Самое главное – она была ему близким другом.
17 лет счастливой семейной жизни прожили падишах и его супруга. Когда Мумтаз было 36 лет (на то время женщины за 30 считались «в возрасте»), она забеременела 14-м ребенком. Но роды оказались очень тяжелыми. Смерть жены потрясла падишаха. Горе Пятого императора Шах-Джахана было велико. Он объявил 2-летний траур и закрылся от мира. А через год решился воплотить в жизнь обещание, которое дал жене – построить в память о ней самое красивое сооружение в мире.
Новое чудо света – по праву В 2007 был реализован беспрецедентный проект. Всемирное голосование через Интернет, определило новые 7 чудес света. По мнению 90 миллионов человек по всему миру, в этот список вошел мавзолей-мечеть Тадж-Махал, восточная архитектура которого поражает уже много веков.
По приказу Шах-Джахана, первый камень был заложен в 1632 году. За 20 лет на безжизненном пустыре появился мраморный комплекс, символизирующий красоту Мумтаз, и благоухающий сад с фонтанами, олицетворяющий рай на земле. Комплекс состоит из мавзолея, мечети, главного входа, садов и гостевого дома. Над главными вратами входа в Тадж-Махал – 22 башни, символизирующие количество лет строительства храма.
Храм Тадж-Махал — это пятикупольный ансамбль высотою 74 м, по четырем сторонам величественно возвышаются 40 метровые минареты. Идеально гладкие стены – это композиция из полированного полупрозрачного мрамора. Его привозили с горной разработки, находившейся за 300 км от места строительства.
Это интересно! Стоимость этого, беспрецедентного по своему масштабу, строительства обошлась империи в 32 миллионов рупий.
Архитектура Тадж-Махала – гениальное сочетание персидского, индийского и исламского стилей, считается жемчужиной мусульманского искусства и творчества. Удивительная ювелирная работа мастеров инкрустации, отнявшая зрение у десятков мастеров, одна из лучших в мире.
Весь комплекс венчает огромный 35 метровый белый мраморный купол.
Это интересно! Над строительством трудились 20 000 рабочих: ремесленников, архитекторов, каллиграфов, мастеров инкрустации, каменотесов. Для украшения мечети инкрустированными самоцветами (использовались бирюза, агат, малахит) и мозаичного искусства, были приглашены самые лучшие мастера со всего мира. Белый мрамор украсили 28 типов драгоценных и полудрагоценных камней. А резьба по камню заставляет склонить голову перед мастерством талантливых рук, выполнивших это. Вдохновение для украшения Тадж-Махала черпалось буквально со всего мира.
Идеально симметричный восьмиугольник – это внутренний зал мечети. Высота потолка здесь 25 м. На убранство храма падишах не жалел средств, ведь Тадж-Махал – история любви.
Сегодня Тадж-Махал – это музей, который посещают 20 000 туристов каждый день. Храм открыт для гостей все дни, кроме пятницы, когда здесь совершается священный намаз. Открыт комплекс и в ночное время. А в дни полнолуния можно увидеть сияющее серебряное великолепие Тадж-Махала.
«Солнце и луна уронили слезы из своих глаз» Именно так считал падишах, глядя на свое произведение. 8 лет после смерти любимой жены прожил Шах-Джахан, созерцая Тадж-Махал – свою большую, запечатанную в мрамор, любовьвсей жизни. Когда падишах упокоился с миром, его тело похоронили рядом с горячо любимой им Мумтаз – усыпальница для Шах-Джахана была построена еще тогда, когда хоронили жену. Поэтому, внутри мечети рядом друг с другом находится две гробницы.
Великолепие Тадж-Махала описать словами невозможно. С первого взора пленяет и навсегда остается в мыслях. Чудо света – в чем его секрет? В красоте или величии? В масштабности и богатстве? Отнюдь. Тадж-Махал – это величайший символ любви. Проходят годы, идут столетия, сменяются века. А прекрасный мрамор в лучах вечернего солнца всегда отливает пурпурным светом – символом двух бьющихся в камне сердец. Это сказка, которую стоит увидеть хотя бы раз в жизни!
Как обманывает кукушка? Эта птица широко известна всем за своё мастерство подбрасывать свои яйца в чужие гнёзда, что по-научному называют семейным паразитизмом, хотя из многочисленного семейства кукушек такую модель поведения поддерживают немногие. Самой маленькой птицей среди них является 20-сантиметровая желторотая кукушка, обитающая в тропических лесах Африки, а самой большой – фазановая кукушка, достигающая 80 см в высоту. Эти птицы научились выживать, отточив до совершенства технику обмана и до секунды рассчитав каждый свой взмах крыльев.
Кукушата всегда вылупляются из яиц, опережая сводных братьев и сестёр, - причём рождаются более окрепшими, и ухитряются избавиться от лишних ртов, простите – клювов, - в гнезде. Как же кукушка дарит своим ещё не вылупившимся наследникам тайный козырь в игре за выживание? Как обманутые птицы не догадываются о подмене? И что изобретают сами кукушата ради сытого и счастливого детства в чужом гнезде? Обо всём по порядку!
Яйца кукушки
Ещё в 18 веке исследователям было известно, что на момент кладки эмбрионы яиц кукушки находятся на продвинутой стадии роста. Они предположили, что секрет кукушки заключён во внутренней инкубации, но проверять и доказывать это никто не брался до нашего времени. Исследования Шеффилдского университета, после изучения зародышей под микроскопом, подтвердили этот, удивительный для птичьего мира, факт. Что же в нем необычного? Всё дело в том, что птицы обычно не могут удерживать яйца в себе, когда они уже готовы к процессу откладывания. У большинства видов кладка яиц происходит спустя сутки после овуляции и оплодотворения яйцеклетки, а эмбрион начинает развиваться спустя шесть часов.
Через сутки яйцо готово – белок и скорлупа уже сформированы. К тому моменту, когда птица сносит яйцо, зародыш вмещает в себе всего около 10 тысяч клеток. Спустя двое суток после начала высиживания развивающийся за стенками скорлупы эмбрион едва можно было бы разглядеть невооружённым глазом.
Исследования показали, что яйца кукушки в те же временные интервалы проходят аналогичные этапы развития. Однако кукушка доказала своё право на то, чтобы считаться исключением из правила: она оставляет яйцо в яйцеводе ещё на целые сутки. Добавьте сюда тот факт, что температура этих дополнительных 24 часов внутри организма кукушки равна 40 градусам Цельсия, и развитие происходит даже быстрее, чем под родительским крылышком, где эмбрионы получают всего 36 градусов. В целом у кукушат есть 31 запасной час, чтобы успеть вылупиться и привлечь к себе внимание новых родителей. Поэтому-то будущие птенцы и способны дать фору любым другим желторотым!
При этом каждая кукушка специализируется на подбрасывании яиц определённым видам птиц, и маскирует их и по цвету, и по размеру. Причём, учитывая вес взрослой птицы, приближающейся к 100 граммам, и опережающее развитие эмбрионов, невероятно что масса откладываемых яиц не превышает 2-3 граммов, и при необходимости размер может приближаться к скромным габаритам воробьиных яиц.
Диверсия на опушке
Когда кукушка собирается подложить яйцо в чужое гнездо, она отпугивает птиц-наседок. Помогает ей в этом внешнее сходство раскраски, размеров и манеры летать как ястреб-перепелятник. Кроме того, кукушка в наших краях достойно заменяет тропических попугаев, даже умудряясь подражать крикам хищной птицы. Летая над травой, почти задевая её, или над кромкой деревьев, изобретательная птица хлопает крыльями, - и наседки, всполошившись от вида «охотницы», спасаются бегством. Кукушка только этого и ждёт, чтобы поскорее подбросить яйцо – ведь длительное промедление лишит кукушат всех преимуществ, и они даже могут не дождаться конца высиживания. Иногда до гнёзд трудно добраться отягощённой драгоценной ношей птице, или оно попросту слишком мало для неё – тогда кукушка приносит только что снесённое яйцо в клюве, - и всегда одно настоящее забирает тем же путём, чтобы родители не догадались о подмене.
Иногда в диверсии участвует и самец: он пролетает над гнездом, садится на видном месте и отвлекает внимание птиц, пытающихся отогнать его криками. Тем временем самка всего за 5-8 секунд сносит яйцо и исчезает среди зелени. Так за одно лето одна пара кукушек оставляет потомство в двух десятках чужих гнёзд.
Пришелец прибыл!
Вылупившийся кукушонок весит всего около трёх граммов, но силён настолько, что может поднять вес вдвое больше себя. Эту способность он использует, чтобы выбросить из гнезда «аборигенов». Делают это кукушата не со зла – они подсознательно выполняют такую программу. Всё дело в чувствительной спинке птенцов – стоит к ней притронуться, как они рефлексивно становится в позу «выбрасывателя», причём работает этот инстинкт всего лишь первые четыре дня, после чего бесследно исчезает. Если за это время кукушонок не избавится от других претендентов на корм, то уже никогда этого не сделает.
Почему же приёмные родители продолжают кормить незваного гостя как своего собственного птенца? Тут родичам попугаев (по духу) помогает их способность подражать звукам, которые издают настоящие птенцы того вида птиц, к которым кукушонок попал. Но самое удивительное даже не это. Дело в том, что выбрасывая из гнезда яйца или новорожденных пернатых, кукушата не слышат тех звуков, которым потом подражают! Так же как и цвет, и размер яиц уже заложены в «программу» самки, - так и звуки, которые нужно издавать, птенцы понимают интуитивно. Причём, превратившись во взрослых особей, все кукушки «поют» одинаково: самки издают нечто на подобие «кли-кли» и своеобразный хохот, а вот кукуканьем на самом деле нас радуют исключительно самцы. Но и это не предел их возможностям: иногда молодая кукушка ошибается, или рядом не оказывается подходящих гнёзд, - и кукушонок попадает не к тому виду птиц, который задуман природой. В результате птенец издаёт характерные звуки новых родителей, экспериментируя и корректируя свой «вокал», если понимают, что им не достаётся корм.
Маленький кукушонок очень прожорлив, и от зари до зари приёмыша приходится то и дело кормить. Причём раскрытый клюв этого птенца такой большой и оранжево-красный, что часто чужие птицы не могут остаться безразличными, и кормят кукушонка. Так продолжается три недели, - затем он покидает гнездо, ещё месяц-полтора, «столоваясь» у родителей, а в августе молодая птица обычно отправляется на зимовку в Индию или Африку.
Но некоторые мамы кукушки не забывают о своём потомстве, и подкармливают кукушат вместе с приёмными родителями.
Отголоски семейной жизни
Наблюдения за этими птицами в природных условиях доказывают, что кукушки не всегда вели такой хитрый образ жизни. К примеру, ухаживая за самкой, самец иногда приносит ей веточки и травинки, намекая на совместное строительство гнезда, которого кукушки, понятное дело, не планируют. Выходит, ритуальные брачные танцы ещё хранят отголоски прошлого.
Кроме того, в тропической Африке обитают кукушки с противоположными инстинктами: они не подбрасывают яйца другим птицам. Напротив, - они строят семейное гнездо, куда всей стаей, насчитывающей порядка двадцати особей, откладывают яйца, - а высиживают их птицы постарше, пока молодняк резвится в банановых зарослях!
Пройти мимо клумбы гималайских голубых маков и не остановиться около нее как минимум на минуточку, воистину невозможно! Тот, кто хотя бы один раз имел удачу увидеть цветение этих необычных творений матушки-природы, навсегда запомнит сие великолепное зрелище. Сказочной красоты растения поражают воображение и пробуждают фантазию.
Глядя на небесно-голубые, лазоревые и ультрамариновые венчики гималайских маков, поневоле начинаешь думать, что их семена на нашу Землю занес космический ветер, дующий с иных планет. На самом же деле прародина этих экзотических цветов находится к нам значительно ближе, чем другие миры.
Происхождение голубых маков и их биологические особенности Свое происхождение гималайский голубой мак, иначе называемый меконопсис буквицелистный, ведет из предгорий Гималаев. Именно там, в прохладных тенистых лесах и на влажных альпийских лугах и растут многолетние травянистые красавцы, относящиеся к многочисленному роду меконопсисов.
Среди представителей этого рода встречаются как низкорослые «карлики», так и настоящие двухметровые «великаны», причем далеко не все из них обладают лазоревыми цветками — у некоторых меконопсисов лепестки окрашены в сливочно-белый, алый или кремово-желтый цвет.
Большинство гималайских меконопсисов – монокарпики. Такие растения взрослеют на протяжении нескольких лет и после первого и единственного в их жизни цветения отмирают. Однако знаменитые голубые гималайские цветы не относятся к их числу – они в отличие от своих сородичей настоящие многолетники.
Голубой мак меконопсис формирует несколько мощных розеток светлых сизо-зеленых черешковых листьев, из середины которых поднимаются высокие цветоносы, несущие на себе до десятка бутонов. Стебель, листья и даже чашелистики бутонов меканопсиса покрыты густым желтовато-бурым «ворсом».
После зимнего «сна» мак меконопсис пробуждается одним из первых. Его необычные пушистыелиствяные розетки украшают альпийские горки и клумбы уже в середине весны. А к концу первой декады июня голубой мак зацветает. Завораживающее своей дивной красотой цветение меконопсиса длится не менее месяца. Бутоны раскрываются поочередно. Цветы, количество лепестков у которых может варьироваться от 4 до 8, имеют темно-голубую окраску и крупные ярко-желтые тычинки. Последние венчики на цветоносах могут быть нежно-лавандовыми или даже светло-фиолетовыми.
По окончании цветения листья в розетках увядают и отмирают, но на их месте постепенно вырастают новые. Осенью вся надземная зеленая масса меконопсиса отмирает, а с приходом весны из почек, расположенных на его корневище, вырастают новые молодые розетки, число которых при правильном уходе год от года лишь увеличивается.
Меконопсис : выращивание на приусадебном участке При желании можно попытаться вырастить меконопсис из семян, но такой способ его размножения не всегда дает ожидаемый результат. Трудность данного метода разведения голубого мака обусловлена сложностями, возникающими на стадии проращивания и сохранения взошедших ростков.
Семена гималайского мака не всходят без стратификации, поэтому перед посадкой их приходится неделю выдерживать при t 18°С, а потом два месяца закалять в холодильнике, температура в котором составляет 4-5°С. Сажать семена следует в прохладную мини-тепличку, в которой поддерживается постоянная высокая влажность, ибо в сухом и жарком воздухе проклюнувшиеся семядольные листочки просто не раскроются.
Ростки меконопсиса очень капризны, жизненная сила всходов столь мала, что им трудно бывает даже укорениться, из-за чего пересаживать их на постоянное место следует с великой осторожностью. Маки, выращенные из семян, зацветают только на третий, а то и на четвертый год.
Еще одним недостатком такого способа разведения меконопсисов является отсутствие гарантии получения растений именно с голубыми венчиками. Порой бывает так, что после трех лет трудов, цветовод обнаруживает на своей клумбе маки с алыми или желтыми лепестками.
Дабы не обременять себя излишними хлопотами и волнениями, можно купить меконопсис в горшочке — такие годовалые саженцы в контейнерах сейчас продаются во многих цветочных магазинах. Разводя гималайские маки таким образом, следует помнить, что меконопсисы не любят тесноты, поэтому купленный цветок нужно будет поскорее высадить на клумбу, благо что делать это можно на протяжении всего лета.
Еще один удачный способ заполучить вожделенный голубой мак на своем приусадебном участке — в конце зимы приобрести спящее корневище этого замечательного растения. Однако такой метод разведения меконопсисов имеет одну особенность. Дело тут в том, что деленку можно высаживать в грунт только в последней декаде апреля. Для того чтобы корневище не проснулось раньше срока, его до посадки нужно будет хранить на нижней полке холодильника.
Меконопсис : уход и условия произрастания Меконопсисы растения не просто теневыносливые, а скорее даже тенелюбивые, поэтому яркие солнечные лучи им противопоказаны. Лучше всего голубые маки чувствуют себя под пологом высоких деревьев, расположенных на северной или восточной стороне усадьбы.
Почву голубые маки предпочитают рыхлую и плодородную с нейтральной или слабокислой реакцией.
Корневища меконопсисов не переносят застойного увлажнения, поэтому нельзя сажать голубые гималайские маки в низинах.
Для нормального развития гималайских цветов грунт под ними не должен пересыхать и перегреваться, поэтому землю вокруг кустов меконопсиса следует замульчировать торфом или древесной щепой.
В первый год произрастания голубые маки дважды за лето подкармливают сернокислым аммонием.
Холода голубые маки переносят легко и потому в специальных зимовочных укрытиях не нуждаются. Осенью кустики меконопсисов обрезают, как кусты пионов, и оставшиеся на поверхности пеньки засыпают чистой листвой или опилками.
Как светится светлячок? О светлячках слышал каждый, многие люди даже их не раз видели. Распространены они практически по всему свету, и каждый из двух тысяч видов обладает способностью излучать загадочный, золотисто-зелёный свет. Таким образом насекомые не только сигнализируют о своём местоположении, но и отличают «своих» и «чужих» по особой частоте мерцания. Но задумывались ли вы, как именно происходит эта магия? Ведь крохотный жучок работает не от розетки…
Устройство «фонаря»
Чаще всего орган свечения этих жуков — фотофор — располагается на конце брюшка и по своему принципу действительно напоминает обычный карманный фонарик. Фотофор состоит из трёх слоев. Нижний слой, зеркальный, способен отражать свет. Верхний слой представляет собой светопрозрачную кутикулу. Но самое интересное происходит в среднем слое, где находятся фотогенные клетки, или фотоциты. Они вырабатывают свет благодаря интенсивному использованию кислорода.
У насекомых нет лёгких, а кислород передается посредством разветвлённой сети трубочек (трахеол) и запасается в митохондриях клеток. Для быстрого выделения необходимого количества кислорода, организм светлячка вырабатывает окись азота, которая, поступая в митохондрии, вытесняет из них кислород. Включение и выключение этих процессов регулируется нервной системой насекомых.
Люминесценция или флюоресценция?
В популярной прессе светящимися называют организмы, обладающие и флюоресценцией, и люминесценцией. Оба процесса встречаются в природе (порой у одних и тех же организмов) и в настоящий момент активно исследуются биологами, генетиками, фармацевтами и инженерами. Но если флюоресценция предполагает пассивное переизлучение света с небольшим уменьшением энергии и соответствующим сдвигом в длине волны, то люминесценция — это активный процесс, в ходе которого химическая энергия преобразуется в свет.
Ферменты, которые проводят преобразование химической энергии в свечение, называются люциферазами, а их субстраты (органические пигменты) — люциферинами. Оба слова происходят от латинского «lucifer», который, в свою очередь, состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу». Несмотря на одинаковое название, между люциферазами и люциферинами, помимо собственно функции, очень мало общего: они имеют разное строение, разное происхождение и по-разному работают.
Наиболее изученной является система свечения жуков-светляков - биолюминисценция. Люцифераза катализирует реакцию, в ходе которой молекула АТФ (универсальная единица клеточной энергии) активирует пигмент люциферин, после чего к нему присоединяется кислород. «Магия» происходит в тот момент, когда от окисленного люциферина отделяется CO2: молекула красителя оказывается в возбужденном состоянии, покидая которое она испускает квант света. Интересно, что у всех организмов, несмотря на независимое возникновение системы свечения, оно так или иначе связано именно с окислением.
От чего зависит цвет свечения?
В принципе свет, производимый люциферазой, может иметь почти любой оттенок - от сине-зелёного до красного. У светлячков, в частности, свечение относится к видимой желто-зелёной части спектра, соответствующей длинам волн от 500 до 600 нм. При этом свет, излучаемый светлячками, не даёт тепла – в нём нет инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. В отличие от обычной электрической лампы, где основная часть энергии переходит в бесполезное тепло, а КПД составляет 5-10%, светлячки переводят в световое излучение до 98% затраченной энергии.
Однако в природе есть множество других живых организмов, излучающих свет - коралы, медузы, глубоководные рыбы… В их клетках встречаются одновременно и люцифераза, и флюоресцирующие белки (например, небезызвестный GFP). Они не просто находятся в одной клетке, но и настолько тесно связаны друг с другом, что возникает квантовый эффект переноса возбуждения: фотон, произведенный люциферазой, не излучаясь, переносится на GFP, который его выбрасывает уже с измененной длиной волны.
Поэтому обитатели морских глубин, а также созданные на основе извлечённого из них белка GFP светящиеся мыши, поросята, рыбки и прочая живность, светятся зелёным – хотя их люцефераза изначально настроена на синий цвет. Использование GFP позволяет увеличить эффективность излучения за счёт того, что флюоресцентный белок по сравнению с люциферином таких организмов менее склонен терять возбужденное состояние без излучения кванта света. У жуков-светляков (как и у люминесцентных бактерий) нет белков, подобных GFP, и в этом отношении их система свечения устроена проще.
Немного романтики…
Учёные считают, что биолюминисценция для светлячков является средством межполового общения. Тропические и североамериканские виды светлячков иногда исполняют целые хоровые серенады для своих партнёрш. Собравшись на одном дереве, они сначала мигают каждый в своё время. Затем пара насекомых начинает делать это синхронно. Проходит немного времени, и постепенно все насекомые начинают дружно и в одно и то же время испускать короткие вспышки света. Через полчаса целое дерево ведёт себя как единый живой организм, и может показаться, что оно просто украшено электрической гирляндой лампочек.
Самки отвечают им такой же светомузыкой, вспыхивая и затухая всей стайкой. Правда, по нашим меркам «прекрасным полом» их не назовёшь: своим внешним видом бескрылые самки светлячков напоминают личинок. Светлячок, не заморачиваясь на такие мелочи, летит к своей подруге… но бывает съеден. Например, самки светлячков вида Photuris подражают свечению вида Photinus и привлекают к себе чужих мужских особей. Съедая обманутых (и горько разочарованных в любви) самцов, хищницы получают не только пищу, но и защиту от птиц и пауков, поскольку их добыча содержит особое химическое вещество.
Впрочем, способность светится помогает привлекать противоположный пол даже другим видам – в частности, нам, людям. Известный энтомолог Эвелин Чисман в 1932 году в своих статьях писала, что некоторые экстравагантные дамы перед вечерними праздниками украшали светлячками свои платья и даже прическу, и в темноте казались усыпанными бриллиантами. Впрочем, у основной «романтической» версии свечения этих насекомых есть и непонятные моменты. Она не объясняет, почему светятся (только чуть слабее) личинки, куколки и даже яйца светлячков, которые обычно закопаны в почву.
Чудеса природы встречаются по всему свету. Сегодня речь пойдёт о фантастическом, романтическом и сказочном месте — тоннеле из Глициний в японском саду цветов Кавати Фудзи (Kawachi Fuji Garden).
Цветочный сад находится в четырёх часах езды от Токио в небольшом городке Китакюшу. Весь сад усыпан множеством цветущих растений и деревьев.
Но жемчужиной сада Кавати Фудзи по праву считается Тоннель Вистерия — тоннель из цветов, свисающих сверху радужными водопадами.
Название тоннеля происходит от латинского названия растения, покрывающего его арку — Глициния. В Японии её называют Фудзи, а по-латински она звучит как Вистерия.
Глициния — это вьющееся субтропическое растение с крупными кистями цветов. Пышнее всего она цветёт в середине мая.
Цветовая гамма Глициний может быть различной. В саду Кавати Фудзи можно встретить белые, голубые, розовые, пурпурные, фиолетовые и фиолетово-синие кисти.
Высота растения достигает 15 метров. С годами навесы над деревьями перерастают в целые цветочные тоннели.
В Японии Глициния символизирует защиту, исцеление, чистую женскую красоту, поэзию и молодость.
Женщина - загадка, Дорогие коллеги! Наступили очередные праздничные дни! Женщины с весной пробудились, преобразились и каждая - индивидуальность. Предлагаю немного поразмышлять: а какая она женщина?
курс по прикладному творчеству «Учимся у великих цивилизаций» Курс проводит Татьяна Николаевна Проснякова, автор курса «Технология» для начальной школы и более 30-ти книг и методик творческого развития для детей и педагогов, заместитель директора Федерального Научно-методического центра им. Л.В. Занкова, автор и руководитель сайта Страна Мастеров.
Краткое содержание курса:
Доисторический мир. Наше путешествие начнётся с самого далёкого прошлого земли. Мы изобразим вулканы, представляя, как формировалась поверхность планеты. Посадим самые первые растения. Заселим землю первыми обитателями. Начнём создавать летопись времён так, как это делала первая художница – Природа.
Древний человек. Мы будем зажигать огонь в пещере древнего человека и экспериментировать вместе с ним, превращая глину (пластилин) в шедевры керамики и неолитической скульптуры. Освоим первое земледелие и получим вкусный урожай. Получим первые ткани на примитивном станке. Ну а летопись времён оставим в виде петроглифов, изображениях, высеченных на камне. Мы научимся их создавать в оригинальной технике.
Древнейшая цивилизация шумеров. Эти загадочные люди уже 6 тысяч лет назад изобрели всё то, чем мы пользуемся и сейчас: земледелие, колесо, письменность, ювелирное искусство, астрономию… И многое-многое другое. И мы вместе с ними откроем искусство мозаики, расписной керамики, барельефа, скульптуры. Девочки смогут смастерить золотое царское украшение, а мальчики – первую в мире колесницу и запрячь в неё лошадей. Первую нашу книгу мы напишем по-шумерски, но, конечно… про себя. Ведь в каждой цивилизации мы ищем, прежде всего то, что может пригодиться для нашей жизни.
Древний Египет. Эта цивилизация оказала значительное влияние на историю и технологии последующих времён. И здесь нам никак не обойтись без изучения одного из семи чудес света – египетских пирамид. Можно изучать разные версии их создания и назначения. Но мы просто научимся их конструировать. Каждый должен иметь дома хотя бы небольшую пирамидку, хотя бы для того, чтобы проверить её необыкновенные свойства! А если вы не знаете, что пирамида может складываться, то на занятии узнаете и смастерите оригинальные открытки. Это будет очень насыщенное занятие! Сфинкс, богиня-кошка, драгоценные скарабеи, папирусы и боевые колесницы… Множество техник и тем на любой возраст.
Древняя Греция. Цивилизация, подарившая нам каноны красоты человека и архитектуры. Создав своими руками колонны греческих храмов по доступной технологии, вы запомните, в чём их отличие. Научившись мастерить маски эмоций греческого театра, вы сможете создавать маски на любые другие темы. Знакомство с греческой мифологией поможет вам разбираться в сюжетах мирового искусства. Ну а книжки, выполненные в стиле греческих пергаментов, могут стать очень оригинальным подарком.
Выпускное занятие. Помимо арт-проекта вас также ожидают оригинальные призовые фотоконкурсы. Мы подведём итоги наших исторических и современных исследований, наградим победителей, вручим памятные дипломы.