Пересекает
Курмухчай Место расположения
Илису, Гахский район,Азербайджан КонструкцияМатериал
речной булыжник и тонкий обожжённый кирпич на известковом растворе
Число пролётов
1
Общая длина
15 м
Ширина моста
4,85 м
Полос движения
1
Во времена Илисуйского султаната мост служил единственным пунктом, который связывал Илису с низменностью. По словам же старожила из Илису, мастера-каменщика Н. Ю. Магеррамова Улу-кёрпю был построен на рубеже XIX—XX вв. народным мастером Омаром. Немного выше по течению реки некогда был другой мост, который не сохранился. Нынешний же мост получил своё название от более раннего. Ряд авторов (см. например Илья Адамия. Грузинское народное зодчество. «Хеловнеба». Тбилиси. 1979, стр. 67, 6 ошибочно сообщают, что мост Улу-кёрпю якобы называется ингилойцами «мост Тамары» и является одним из характерных одноарочных грузинских мостов XII-XIV вв, что опровергается более поздними исследованиями.
Ширина перехода в месте расположение моста составляет около 15 м. Правый берег ограничен горой, а левый — большой скалой. Проезжая часть моста достигает в ширину 4,85 м. В строительстве моста был применён речной булыжник и тонкий обожжённый кирпич на известковом растворе. Из кирпича толщиной в 4 ряда выложен арочныйсвод, который в пролёте составляет 14,60 м. При этом в основном использован речной булыжник. Обработанные камни встречаются над лицевой частью арки.
Нижняя части архивольтаарки восточного фасада имеет округлые очертания, в результате чего данная часть свода имеет кривизну как в продольном, так и поперечном направлениях. Эта характеристика моста придавала сооружению устойчивость и прочность во время селевых потоков. Свод моста имеет эллиптическое очертание. Благодаря этому свод представляет собой более сильно сжатую с обеих сторон жесткую конструкцию.
Связанные с паводками поправки были разновременными, о чём свидетельствуют различные границы кладок и манера исполнения лобовых стен над сводом.
Красный мост — мост, разделяющий Грузию и Азербайджан. Находится на дороге между Тбилиси и Гянджой. Мост был назван красным из-за красного цвета кирпича. Мост построен на реке Храми, в нейтральной приграничной полосе. Современный мост был построен в XVII веке, однако достоверно известно о существовании на этом месте моста уже в XII веке. Красный мост использовался до 1998 года, когда был построен новый, гораздо более широкий мост в рамках программы TRACECA.
Официальное название
азерб. Q?rm?z? K?rp?
груз. ?????? ????
Область применения
пешеходный
Пересекает
Храми Место расположения
Грузино-азербайджанская граница
В 1990-х на этой территории был большой рынок, управляемый азербайджанцами из грузинского города Марнеули и прилегающих к нему деревень и сёл. Рынок был закрыт весной 2006 года.
В 1837 году в Кусарах побывал Михаил Юрьевич Лермонтов (эти данные не подтверждаются научными источниками[1]), где он встретился с учёным-философом Гаджи Али-эфенди и там же он услышал от известного ашуга Лезги Ахмеда дастан «Ашуг Гариб» и после этого написал по мотивам известное произведение «Ашик-кериб». В городе сохранился дом-музей поэта с мемориальной доской, на которой написаны известные строчки Лермонтова:
"Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой. Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы"
Сумуг гала— оборонительная башня в селе Илису, Кахского района Республики Азербайджан. Сооружена в XVIII в. Один из образцов оборонительных сооружений горцев Кавказа, строившийся впритык к дому и предназначенный для обороны от врагов всей семьёй.
При строительстве были использованы булыжник, известняк и обожженный кирпич.
Есть ряд соображений, связанных с именем башни. По преданию башня была сооружена Илисуйским правителем Суму хан. Но в исторических источниках встречается имя не Sumu xan, a Usmi титул которого носил Илисуйский султан Магомет хан.
Ещё Сумуг гала известна во всем бывшем СССР фильмом «Не бойся я с тобой». В этом музыкально-приключенческом фильме, который снял Юлий Гусман, снялись такие звёзды советской эстрады и кино, как Полад Бюль-Бюль Оглы и Лев Дуров.
Рашид Меджид оглы Бейбутов
Дата рождения
14 декабря1915 Место рождения
Тифлис, Российская империя Дата смерти
9 июня1989 (73 года)
Место смерти
Москва, РСФСР, СССР Страна
СССР Профессии
эстрадный певец,
оперный певец,
актёр Певческий голос
тенор Инструменты
фортепиано, тар Жанры
народные песни, опера, камерные произведения
Коллективы
Азербайджанский государственный концертный ансамбль
Награды Рашид Бейбутов родился 1 (14) декабря1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Его отец Меджид Бейбутов был известным народным певцом-ханенде из Шуши. Мать, Фируза Векилова, была преподавателем русского языка, а также руководителем драматического кружка в Тифлисском клубе.
В 1933 году Рашид Бейбутов поступил в железнодорожный техникум, где стал организатором самодеятельного студенческого оркестра. Затем служил в РККА, где был солистом армейского ансамбля.
После службы недолго поет в одном из тбилисских эстрадных коллективов. С 1934 года — солист Ереванской филармонии. В 1938—1944 годах — солист Государственного джазового оркестра Армении под управлением композитора А. Айвазяна, гастролировал с джазом по стране. Одновременно начал петь в Армянском театре оперы и балета им. А. А. Спендиарова в Ереване. В годы войны выступает на Крымском фронте.
Дом в Баку, в котором жил Рашид Бейбутов
В 1943 годуБакинская киностудия решила создать фильм «Аршин Мал-Алан» по одноимённой оперетте Узеира Гаджибекова. Один из постановщиков фильма случайно оказался на концерте в доме офицеров в Баку, где Бейбутов исполнял арию Аскера, и пригласил Рашида на главную роль в фильме. Вышедший в 1945 году фильм с огромным успехом прошёл на экранах СССР и многих зарубежных стран.
В 1944—1956 годах Р. Бейбутов — солист Азербайджанской филармонии, в 1953—1960 годах — Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, где исполнял главные партии в опере «Севиль» Ф. Амирова (Балаш) и в музыкальной комедии «Аршин мал алан» У. Гаджибекова (Аскер).
В 1957 году создал при Азербайджанской филармонии концертный ансамбль, объединяющий стилистику джаза и азербайджанские народные инструменты, был его художественным руководителем (1957—1959).
В 1966 году Бейбутов организовал Азербайджанский театр песни (сейчас носящий его имя), был художественным руководителем и солистом этого театра до конца своих дней.
В 1930—1940-х годах на волне моды на высокие мягкие мужские голоса Бейбутов обрёл широкую популярность как в республиках Кавказа и Закавказья, так и в России. Голос Бейбутова — высокий тенор (тенор-альтино), приятного нежного и тёплого тембра, широкого диапазона, сочетающий в себе европейскую постановку и певческое дыхание и свободную гортанную манеру пения, характерную для мугама. Бейбутов прекрасно владел русским языком, пел совершенно без кавказского акцента. Манера исполнения — немного наигранная, характерная для культур Кавказа и Турции, сентиментальная, очень радостная и оптимистическая. В популярности с Бейбутовым среди выходцев с Кавказа может сравниться только Муслим Магомаев.
В начале 1950-х годов побывал на гастролях в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. Выступал также в Сирии, Турции, Египте, Иордании,Иране, Ираке, Финляндии, Польше и в странах Латинской Америки.
Много и успешно гастролировал по различным регионам СССР и зарубежным странам, обязательно включая в свой репертуар песни на языках народов тех стран, где он выступал. Известен случай, когда жители одной из индийских деревень перекрыли движение на железной дороге и не отпускали состав с советскими артистами, пока перед ними не выступил Бейбутов.
Бейбутов много сделал для становления национальной оперы и музыкальной комедии. Выигрышная сценическая внешность, большой артистический талант и обаяние, способность к пониманию любой национальной музыки принесли Бейбутову огромный успех, сопровождавший его на протяжении всей жизни.
Песенный репертуар певца был очень широк. Основное место в нём занимали произведения азербайджанских композиторов, азербайджанские народные песни (в том числе «Кавказская застольная» и «Песня нефтяника» Т. Кулиева, «Баку» С. Рустамова на стихи Ю. Гасанбекова (русский текст В. Татаринова). Помимо песен народов Кавказа, Бейбутов пел русские народные песни, классические романсыXIX века, песни советских композиторов, выступая очень тонким и чувствительным интерпретатором (в том числе «Подмосковные вечера» В. Соловьёва-Седого на стихи М. Матусовского, «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина).
Снялся в нескольких художественных фильмах.
ДепутатСовета НациональностейВерховного Совета СССР 7—11 созывов (1966—1989) от Нахичеванской АССР.
Супруга — Джейран ханум Бейбутова. В 1965 году в семье родилась дочь, Рашида Бейбутова, которая продолжила дело своего отца. Сейчас Рашида Бейбутова — певица, заслуженная артистка Азербайджана.
Скончался Рашид Бейбутов 9 июня1989 года в Москве после неудачной хирургической операции. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.
[img]http://megabook.ru/stream/mediapreview?Key=%d0%91%d0%b5%d0%b9%d0%b1%d1%83%d1%82%d0%be%d0%b2%20%d0%a0%d0%b0%d1%88%d0%b8%d0%b4%20%d0%9c%d0%b0%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%b4%20%d0%be%d0%b3%d0%bb%d1%8b&Width=200[/img]
Жители Санкт-Петербурга (а к ним могут присоединиться и другие россияне) сегодня отмечают День петербургских котов и кошек. Его объявили в 2005 году «митьки» (так называет себя группа местных художников), разместив на карнизе своей мастерской скульптуру кошки, получившей имя Тишка Матроскина. Фамилию выбрали неслучайно: по случаю праздника кошку нарядили в тельняшку, которая давно стала своего рода униформой «митьков». История этого события началась еще в 1999 году А история этого события началась еще в 1999 году, когда петербургский предприниматель Илья Ботка подарил городу две скульптуры — кота Елисея и кошку Василису. По предложению историка Сергея Лебедева они «поселились» на карнизах Малой Садовой улицы. Третья кошка, созданная скульптором Владимиром Петровичевым, долгое время «жила» сначала у Ботки, а затем у Лебедева — пока в 2005 году историк не вручил ее «митькам». Спустя несколько дней художники установили металлическую фигурку на карнизе дома по улице Правды. Кстати, когда «митьки» переехали на улицу Марата, туда же перебралась и кошка.
Что касается «всемирного» статуса праздника, то в этом вопросе «митьки» руководствовались простой логикой. Если есть Всемирный клуб петербуржцев, почему бы не быть и Всемирному дню петербуржских кошек и котов? Хотя пока особой активности в праздновании этого Дня у широкой российской, не говоря уже о мировой, общественности не наблюдается, но и историю свою праздник ведет еще пока недолгую. Что же касается традиций празднования, то в этот День художники предлагают всем владельцам усатых питомцев баловать их каким-нибудь лакомством, а всем работодателям – отпускать пораньше сотрудников по фамилии Котов, Кошкин, Кошечкин… Тишка Матроскина Кстати, Тишка Матроскина — не единственная петербургская кошка, в честь которой учрежден праздник.
Каждый год весной отмечается День эрмитажного кота; до 2012 года он назывался День Мартовского кота в Эрмитаже. В этот день чествуют 70 кошек, которые обитают в музее и охраняют его экспонаты от крыс и мышей. Кстати, изначально кошки (точнее, их предки) жили в деревянном Зимнем дворце, где их поселил Петр I; а его дочь, императрица Елизавета, в свое время даже издала указ «О высылке ко двору котов», который начинался так: «Сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей…». Позже коты переселились в новое здание, отстроенное при Екатерине II. Напомним, что ежегодно 1 марта отмечается также День кошек в России, а 8 августа — Всемирный день кошек.