День национального спасения в Азербайджане установлен в связи с тем, что 15 июня 1993 года Гейдар Алиев вернулся к руководству Республикой и был избран Председателем Верховного Совета Азербайджана. А в июне 1997 года Милли Меджлис Республики (Парламент Азербайджана) объявил этот день государственным праздником. В Азербайджане, после установления независимости в 1991 году, наблюдался кризис власти. В молодой Азербайджанской Республике шла борьба за руководство страной между отдельными лицами и группами. После прихода к власти 14 мая 1992 года Народный фронт с первого дня своей деятельностью показал полную неспособность управлять страной. Во всех сферах общественной жизни государства наблюдался хаос, населения находилось на грани обнищания, и, как результат, началось нарастание социальной напряженности. Летом 1993 года в Азербайджане создалась реальная угроза гражданской войны. Тогда Народный фронт пригласил из Нахчывана выдающегося лидера Азербайджана — Гейдара Алиева, который принял приглашения народа и руководства страны и прибыл в Баку 9 июня, а 15 июня был избран председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики.
За очень короткое время Алиев своими грамотными действиями на посту главы Республики смог снять социальную напряженность и предотвратить в Азербайджане гражданскую войну. Он же начал процесс построения независимого и сильного государства в соответствии с международными нормами и принципами, создал условия для позитивных перемен в общественно-политической, социальной, экономической, научной и культурной жизни страны. Таким образом, дата 15 июня вошла в историю страны как День национального спасения. И в честь этого праздника по всей стране проходит множество торжественных и массовых мероприятий, праздничных концертов и народных гуляний.
Ханский платан, или Ханский чинар — знаменитое дерево, местная достопримечательность. Растёт в городе Шеки (Азербайджан) на территории Дворца шекинских ханов, входящего в Государственный историко-архитекртурный заповедник «Юхары-баш». Возраст дерева оценивается примерно в 5 веков.
остопримечательность
Ханский платан
(азерб.) Xan ?inar?
Ханский чинарСтранаАзербайджанГородШеки
Построенная в XIX веке мечеть Омара Эфенди сохранила свой первозданный вид до наших дней. В советский период здание мечети использовалось в качестве склада. После 1950 года мечеть возобновила свою деятельность. В1986 году мечеть сгорела в результате стихийного бедствия. В 1987 году, по инициативе имама Джума-мечети городаШеки — Гаджи Селима Эфенди, а также при помощи пожертвований местных жителей, мечеть была отреставрирована и восстановлена.
Мечеть Омара Эфенди имеет прямоугольную форму. Кирпичный карниз на фасаде, а также стены между окнами, украшенные несколько выступающими вперед тонкими узорами, дополняют её архитектурный вид.
Площадь мечети составляет 105 квадратных метров, территория прилегающего участка — 525 квадратных метров. При строительстве мечети были использованы такие местные стройматериалы, как галька и жженый кирпич. Крыша мечети покрыта железными листами, пол и потолок выполнены из дерева.
Перед входной дверью мечети расположен открытый балкон. Молящиеся совершают омовение в бассейне, расположенном во дворе мечети, а затем проходят для совершения молитвы в просторный и светлый зал. В главном молельном зале установлено 14 окон. В передней части главного молельного зала расположено ещё большее по размерам молельное помещение, общей площадью 80 квадратных метров. 45 из них отданы женщинам, а остальная часть используется в качестве коридора.
Минбар (трибуна) мечети изготовлен из дерева и украшен элегантными ручными узорами. Высота михраба, оформленного растительным орнаментом — три метра.
Минарет мечети, также построенный из жженого кирпича, имеет округлую форму. Её высота составляет 14 метров. Кирпичный узоры минарета, входящего в основной комплекс мечети, подчеркивают искусность мастера.
Религиозная община мечети «Омар Эфенди» города Шеки зарегистрирована Государственным Комитетом Азербайджанской Республики по Работе с Религиозными Образованиями
Трёхсвятительская церковь — недействующая церковь в городе ШекиАзербайджанской Республики. Появилась не позднее 1853 года и действовала до начала XX в. Ныне здесь функционирует Музей народного прикладного искусства.
Трёхсвятительская церковь
Основная информация
Предстоятель в настоящее времяЦерковь не задействует
ЦентрШеки,Азербайджан Резиденция ПредстоятеляНухинская крепость
В 1853—1861 годах священником церкви был отец Евстафий Хуциев.
В 1894—1896 годах в церкви служил псаломщиком Гавриил Печинский. «Церковныя ведомости» (том 1905 года издания указывает имя другого священника, Давида Утиева. Также отмечается, что церковь относилась к Грузинской епархии (Грузинская епархия, заключающая в своём составе 12 монастырей и 485 приходских церквейТифлисской, Бакинской, Елизаветпольской и Эриванской губерний и областей Карской, Дагестанской иЗакаспийской, управлялась экзархом Грузии, имевщим пребывание в Тифлисе; при экзархе два викария, епископыГорийский и Алавердский).
В наше время действительно могила Давида Утиева находится в одной из южных абцисс церкви.
Торпаккала (азерб. Torpaqqala) — городище, расположенное в Гахском районеАзербайджана, на левом берегу рекиГаных (на месте впадения в неё реки Айричай). Длина холма, на котором расположено городище составляет 500 м, ширина — 15-160 м, а высота — 20-25 м. Общая площадь — 4,5 га.
В результате археологических раскопок 1958—1967 гг. были обнаружены остатки крепостных стен из сырого и обожжённого кирпича, остатки жилых зданий, различные предметы быта из глины, метала, камня и стекла. Население занималось в основном земледелием, скотоводством и ремесленничеством. Особенно было развито гончарное дело. В Торпаккала было обнаружено значительное количество глиняных изделий[1]. Результатами археологических работ на холме Торпаккала в 1959—1962 гг. стали находки двух гончарных печей для обжига бытовой и строительной керамики. Первая печь — двухъярусная эллипсовидной формы и длиной 4 м была обнаружена на северо-восточной окраине холма. Здесь сохранились топочная камера с тремя парами рукавов. Вторая печь, обнаруженная на верхнем срезе юго-восточного склона холма, также двухъярусная. У ней сохранились четырёхугольная топочная камера размером 1,4?0,8 м. Эта печь имеет 11 жаропроводных рукавов.
В ходе раскопок на территории Торпаккала были обнаружены остатки мастерской для производства стеклянных изделий. Это остатки самой ранней известной на территории Азербайджана мастерской подобного рода. На территории кладбища к северо-востоку от Торпаккала обследованы кувшинные и христианский погребения.
В ходе исследований было установлено, что Торпаккала представляет собой остатки города (название неизвестно), развивавшейся с первых столетий нашей эры до XIV—XV вв.
Городище
Торпаккала
азерб. Torpaqqala
СтранаАзербайджанРайонГахский район, левый берег реки Ганых istochnik
Чирах-кала — крепость на территории Азербайджана, приблизительно в 20-25 км к югу от города Шабран близ селения Гала-алты, на вершине горы. Данная крепость была воздвигнута в IV—VI веках нашей эры на высоте 1232 метров над уровнем моря. По предположениям специалистов являлась дозорно-смотровым сооружением. Её месторасположение позволяет обозревать большую территорию и предупреждать об угрозе с помощью огней, зажигаемых на башнях. Вероятнее именно это и послужило поводом для её названия: «Чыраггала – Крепость-светильник».
Вместе с Бакинской и Дербентской крепостями входила в мощнейшую систему прикаспийских оборонительных сооружений, являлась основным элементом Гильгильчайской оборонительной стены. Выполняла оборонительную функцию до 18-го века. За последние 200 лет практически разрушена.
Крепость
Чирах-кала