Учителя в большинстве своем считают, что знать особенности регулирования труда им не обязательно, юристы же утверждают обратное – каждый педагог должен знать свои права, так как далеко не каждый учитель сегодня юридически «подкован». На площадке Салона образования преподаватели смогли узнать больше о своих правах и получить от экспертов ответы на главные вопросы.
Сергей Хмельков, заведующий правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования, рассказал об основных нормативно-правовых актах, которые регулируют трудовую деятельность педагогов. В первую очередь, это Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «Об образовании». Не менее важным является акт, содержащий номенклатуру должностей педагогических работников.
«Первое, на что нужно обращать внимание при оформлении на работу – это название должности: в сфере образования их около 40. Именно в этом нормативном акте все должности проименованы так, как они должны звучать в действительности. От того, как указывается должность в трудовом договоре, зависят права работника на пенсионное обеспечение. За неправильное название людям часто отказывают в получении пенсии. Также от должности зависит продолжительность рабочего времени», — поясняет эксперт.
В любом договоре важным является указание даты и места его заключения. Последнее важно, потому что в каждом субъекте РФ могут быть свои нормативные акты, которые регулируют труд работников сферы образования. Дата указывается для исчисления срока трудовой деятельности и определения стажа педагога. Подобные знания могут помочь работнику в случае судебного разбирательства защитить свои права.
Как работать в каникулярное время и должны ли вообще учителя работать в каникулы? По словам Сергея Хмелькова, согласно приказу Минобрнауки России о продолжительности рабочего времени и приказу об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, учителя должны работать в объеме той нагрузки, которая была у них до начала каникул.
Также прозвучал вопрос о замене учителей, которые уходят в декрет или увольняются. На практике получается, что освобождается место, появляется вакансия, учителям ставят замену часов, отсутствующего работника, а платят только 70% от ставки. Тут, по словам эксперта, на помощь придет закон о режиме рабочего времени. С учителем, который берет на себя обязанности основного работника, должен заключаться дополнительный договор или дополнительное соглашение, где сказано, что ему передаются часы работника, ушедшего в отпуск или в декрет. При этом педагог выполняет весь объем работы только на время отсутствия основного работника.
«В любом случае, педагог может обратиться в профсоюз педагогов, который есть в каждом регионе и где работают профессиональные юристы», – дополнила Татьяна Куприянова, заместитель председателя профсоюза работников образования.
На мероприятии также обсуждалась роль профсоюзов в изменении сроков аттестации педагогических работников с 5 до 4 лет. Татьяна Куприянова напомнила, что действующие профстандарты применяются до 1 января 2020 года только в части подготовки кадров, а не трудовых отношений. Сегодня каждый руководитель должен составить план переподготовки кадров. Сроки сокращения аттестации не меняются – сейчас они составляют 5 лет.
http://mmco-expo.ru/2017/04/13/yuristy-obyasnili-pochemu-pedagog-obyazan-znat-svoi-prava/