10 мая 1706 года (310 лет назад) со стапелей Адмиралтейства спущен на воду первый корабль
Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Оно было заложено 5 (16) ноября1704 года.
Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.
Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были ограждены земляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса. Эспланада — обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.
10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду.
К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.
«Основывает сии крепкие стены Гавань и корабельная верфь Петербурга»(Надпись на медали «В память основания Санкт-Петербурга. 1703 г.»)
«… 1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен», — из записи в «Журнале путешествий Петра I (1696 –1709 гг.)».
Заложенный Петром I «Адмиралтейский Дом» стал крупнейшим кораблестроительным производством: за три с лишним века с адмиралтейских стапелей сошли более 2600 кораблей и судов самого различного класса и назначения.
Первое известие о судостроении на Адмиралтейской верфи относится к 12 января 1705 г. А уже 29 апреля 1706 года на воду сошел первый прам «Arcanne» (плоскодонная плавучая артиллерийская батарея), построенный мастером Выбе Геренсом, а в мае — яхты «Екатерина» и «Любовь». 5 декабря 1709 года Петр І совместно с Федором Скляевым заложили первый линейный корабль – 54-пушечную «Полтаву».
10 мая 1883 г - В Москве зажглись первые 22 электрических дуговых фонаря.
Основоположником электротехнической науки является профессор В.В. Петров, открывший в 1802 году явление электрической дуги. Через несколько десятков лет, в 1875 году, русский ученый П.Н. Яблочков усовершенствовал его изобретение, что позволило создать фонари с ровным светом. «Свеча Яблочкова» сразу приобрела успех и стала широко использоваться в Европе, после освещения улиц в Париже в 1878 году получила название «Русский свет».
В Петербурге первую установку наружного электрического освещения произвели 10 мая 1880 года в на Литейном мосту. Вскоре дуговые лампы Яблочкова стали широко применяться для освещения городских улиц Петербурга, Москвы и других крупных городов. Первые электрические фонари осветили в Москве в 1880 году Петровские линии, вокзал Рязанской железной дороги, ресторан “Яръ” и сад “Эрмитаж”, в котором включение фонарей сопровождалось аплодисментами.
10 мая 1883 — в Москве загорелись 22 электрических дуговых фонаря. Ко дню коронации Александра III дуговые лампы осветили площадь вокруг храма Христа Спасителя, и тем же вечером была иллюминирована колокольня Ивана Великого. После празднеств от москвичей «посыпались» запросы генерал-губернатору на создание электрического освещения в их домах. Первой освещенной электричеством улицей стала Тверская.
в Госдуме заявил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
Некоторые идеи Столыпина:
Несмотря на сопротивление министра финансов В.Н. Коковцова, он собрался поставить перед царем вопрос о резком увеличении бюджета до 10 миллиардов рублей за счет повышения акцизов на вино и водку (т.е., поднять ставку налога с производителей алкогольных напитков) и, главное, переоценки недвижимости. При уплате налогов и сделках с недвижимостью учитывалась не её реальная рыночная стоимость, а заниженная в 10 раз оценка. Если бы Столыпин сумел провести переоценку, владельцам недвижимости – доходных домов, фабричных зданий, усадеб, частных домов – пришлось бы выплатить огромные суммы. Это ударило бы даже по дворянам-помещикам, которые хоть и были свободны от налогов, при продаже своей земли отчисляли бы казне налог со сделки. Так как в Государственном Совете такую идею было невозможно провести, Столыпин собирался действовать так же, как и с Западным земством.
На полученные от переоценки имущества средства Столыпин собирался развернуть строительство автомобильных дорог и кредитовать производителей автомобилей. На эту мысль его навел успех Форда, который уже три года выпускал «модель Т» - первый в истории массовый автомобиль. Планировалась также система социального страхования рабочих, которых Столыпин хотел превратить в класс мелких рантье, как во Франции.
Ещё одна реформа, план которой докладывался царю: Высшая академия для подготовки государственных руководителей. Государственная система, основанная на сделанных царем назначениях, оказывалась заложницей талантов высших чиновников. Столыпин предлагал вырастить особую элиту государственных деятелей, независимых от капиталистов и существующих в правительстве кланов, и допускать к управлению страной только лиц с дипломом Академии. С ведома Николая планировалось даже некоторое ограничение царской власти. Внутри правительства в то время существовали ведомства, неподотчетные председателю Совета министров. Военный министр, министр иностранных дел, министр внутренних дел (до Столыпина, возглавлявшего и правительство, и МВД) подчинялись только государю. По плану реформы системы управления государством, эти лица должны были представлять царю только доклады, согласованные с премьер-министром.
Были у Столыпина и внешнеполитические идеи. Он не раз говорил, что «погубить Россию может только война». Сознавая, что союз с Францией и Англией (Антанта) втянет Российскую империю в войну с Германией и Австрией, Столыпин собирался со временем покинуть Антанту и заключить союз с Соединенными Штатами – единственной державой, с которой России нечего делить. Для этого было нужно, во-первых, расплатиться с долгами, сделанными во Франции, во-вторых, навести порядок в национальном вопросе, который был основным препятствием в развитии отношений с Америкой. Такие шаги можно было провести лишь после увеличения бюджета и реформы системы управления государством. Обе эти задачи оказались непосильными для министра-одиночки. Реальным достижением Столыпина было сохранение мира во время боснийского кризиса 1908-1909 годов, когда военные рвались в бой «отомстить за братьев-славян», а на самом деле – загладить позор русско-японской войны. Тут у премьер-министра появился неожиданный союзник – Распутин, который говорил царю, что «немцы – это сила, а братушки (то есть южные славяне) – свиньи, за которых не стоит отдавать жизнь и одного русского человека». Необъяснимое влияние Распутин на царя не нравилось Столыпину. Первый министр невзлюбил «старца» и вступил с ним в борьбу, не предвещавшую ничего хорошего.
Содержание документов с программой Столыпина на будущее известно нам только со слов близких к нему мемуаристов.
Картинки: 1. Проект памятника бесплатно выполнил известный итальянский скульптор Э. Ксименес (автор открытого 30 августа памятника Александру ІІ), местом для установки монумента была выбрана площадь перед городской думой на Крещатике. 6 сентября 1913 года - ровно через два года после смерти премьер-министра - памятник был освящен и торжественно открыт. На лицевой стороне памятника была надпись "Петру Аркадьевичу Столыпину — русские люди", рядом — цитаты из его выступлений "Твердо верю, что затеплившийся на Западе России свет русской национальной идеи не погаснет и вскоре озарит всю Россию" и "Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия"
2. Могила П.А. Столыпина в Киеве находится у стен трапезной церкви святых Антония и Феодосия Киево-Печерской Лавры
Инициатором экранизации сказки о Золушке стал театральный художник и режиссер из Ленинграда Николай Павлович Акимов. К реализации своего замысла Акимов приступил почти сразу же после окончания Великой Отечественной войны в сотрудничестве с известным драматургом Евгением Шварцем и режиссером Надеждой Кошеверовой. Сам же Акимов был не только генератором идей и движущей силой проекта, но и принял в нем участие как автор костюмов и декораций.
Для исполнительницы главной роли Янины Жеймо "Золушка" стала одной из последних работ в кино. Через несколько лет актриса перестала сниматься и полностью переключилась на дубляж иностранных фильмов, а затем, выйдя замуж за режиссера Леонида Жанно, переехала вместе с ним в Польшу.
Съемки фильма "Золушка" начались летом 1946 года. Сначала в Риге и ее окрестностях были отсняты натурные эпизоды, а затем в ленфильмовских павильонах снимали сцены в интерьерах. Специально для комбинированных съемок Николаем Акимовым были изготовлены великолепные макеты дворца и окружающего его парка.
Интересные факты о фильме Золушка
— «Хрустальные» туфельки для Золушки были изготовлены из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо, у которой был 31-й размер ноги. В них нельзя было ни танцевать, ни даже ходить. Пара прозрачных туфель использовалась только как реквизит, и только пару раз Жеймо вошла в них в кадр.
— Среди претендентов на роль короля были известные артисты Юрий Толубеев и Константин Адашевский.
— Фаина Раневская, не избалованная предложениями сниматься в кино, полностью отдавала себя работе над фильмом. За время съемок Фаина Георгиевна сильно потеряла в весе, а когда она гримировалась, то изменяла свое лицо до неузнаваемости: поднимала нос с помощью «пластыря» из кусочков ткани и лака, засовывала за щеки комочки ваты. На просьбы членов съемочной группы пожалеть себя, Раневская безапелляционно заявляла: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли!»
— Янине Жеймо – Золушке – в начале съемок было 38 лет. Чтобы возраст актрсы был менее заметен, сцены с ее участием снимались только в вечернее время, когда ее лицо находилось «в лучшей форме». Алексею Консовскому, сыгравшему Принца во время работы над фильмом было 35 лет, а снявшемуся в роли отца главной героини Василию Меркурьеву – 43 года.
Илья Николаевич Тюрин родился в семье журналистов.
До восьмого класса Илья учился в школе с углублённым изучением английского языка, потом — в лицее при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ, Москва).
С раннего детства писал стихи, но основной цикл, вошедший затем в сборник, был создан в 1995—1997 годы.
В лицее организовал рок-группу «Пожарный Кран» (совместно с Давидом Тер-Оганьяном, Петром Быстровым, Михаилом Местецким и др.), был её бас-гитаристом (сценическое имя — Гавриил Семёнофф), автором большинства текстов. В 17 лет написал драматические сцены в стихах «Шекспир».
После окончания лицея Илья год работал санитаром в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, затем поступил в Российский государственный медицинский университет (РГМУ, Москва) и продолжал писать эссе и статьи, которые публиковались в центральной прессе.
Прекрасно зная английский язык, Илья в свободное время читал в подлиннике Шекспира, Байрона, Блейка и других английских поэтов.
24 августа 1999 Илья Тюрин погиб, утонув в Москве-реке.
В 2000 году создан Фонд памяти Ильи Тюрина и учреждена Премия памяти Ильи Тюрина в области литературы (стихи, эссе, пьеса) — Илья-Премия, по итогам которой в одноименной книжной серии издаются книги победителей. На основе работ финалистов Илья-Премии выпускается ежегодный литературный альманах «Илья».
Рождается один из тех, кто позже
Согнет главу под рост дверной щели,
Чьи руки как влитые примут вожжи,
А голос, подчинившись, станет проще,
Чем пенье трав, жужжание пчелы.
Он будет знать без слов и выражений
Значенье каждой части бытия,
Усиленной десятком отражений
В воде и небе, в стеклышках жилья.
И слово «Русь», услышанное где-то,
Не выделится для него среди
Шуршанья поджигаемой газеты,
Нытья машин, увязнувших в грязи,
Раскатов приближающейся бури,
Нелепых и беспечных матюгов,
Дорожной пыли и манящей дури
Цветов и злаков с голубых лугов.
Он был старшим из пяти детей, которым отец, несмотря на низкое происхождение и относительную бедность семьи, постарался обеспечить самое лучшее образование из доступного в то время для выходцев из незнатного сословия. Его второй сын, Луи, стал профессором математики и астрономии, младший — Жан — также профессором математики, гидрографии и навигации. Гаспар получил первоначальное образование в городской школе ордена ораторианцев. Окончив её в 1762 году лучшим учеником, он поступил в колледж г.Лиона, также принадлежавший ораторианцам. Вскоре Гаспару доверяют там преподавание физики.
Летом 1764 года Монж составил замечательный по точности план родного города Бона. Необходимые при этом способы и приборы для измерения углов и черчения линий были изобретены самим составителем. Во время обучения в Лионе получил предложение вступить в орден и остаться преподавателем колледжа, однако, вместо этого, проявив большие способности к математике, черчению и рисованию, сумел поступить в Мезьерскую школу военных инженеров, но (из-за происхождения) только на вспомогательное унтер-офицерское отделение и без денежного содержания. Тем не менее, успехи в точных науках и оригинальное решение одной из важных задач фортификации (о размещении укреплений в зависимости от расположения артиллерии противника) позволили ему в 1769 году стать ассистентом (помощником преподавателя) математики, а затем и физики, причём уже с приличным жалованием в 1800 ливров в год.
В 1770 году в возрасте 24 лет Монж занимает должность профессора одновременно по двум кафедрам — математики и физики, и, кроме того, ведёт занятия по резанию камней. Начав с задачи точной резки камней по заданным эскизам применительно к архитектуре и фортификации, Монж пришёл к созданию методов, обобщённых им впоследствии в новой науке — начертательной геометрии, творцом которой он по праву считается. Учитывая возможность применения методов начертательной геометрии в военных целях при строительстве укреплений, руководство Мезьерской школы не допускало открытой публикации вплоть до 1799 года (стенографическая запись лекций была сделана в 1795 году).
Монж приветствовал Французскую революцию, провозгласившую социальную справедливость и равенство.
...
Сосредоточивший в своих руках всю власть Бонапарт назначил Монжа пожизненным сенатором, в Политехнической школе он читает курсы приложения алгебры и анализа к геометрии, составляет устав и план работы школы. В августе 1803 года Монж назначен вице-президентом Сената, а в сентябре — сенатором Льежа с поручением организовать там производство пушек. Преданность новой власти и заслуги перед Империей были вознаграждены — он получил высшую степень ордена Почётного легиона, в 1806 году назначен президентом Сената на очередной годичный срок, ещё через год получил титул графа Пелузского и 100 000 франков для покупки имения.
Руже де Лиль был военным инженером, дослужился до звания капитана. Песня, обессмертившая его имя, Марсельеза, была написана в Страсбурге, где в апреле 1792 года была расквартирована его часть. Первая часть песни называласьChant de guerre de l’arm?e du Rhin («Боевая песня Рейнской армии»), а название Марсельеза получил позднее благодаря политику Шарлю Жану Мари Барбару, уроженцу Марселя.
Сапёрный офицер Руже де Лиль был умеренным республиканцем. После прихода к власти якобинцев он подает в отставку, а затем он был обвинён в контрреволюционной деятельности и брошен в тюрьму. Только падение Робеспьера спасло его. Был освобождён после термидорианского переворота.
Руже де Лиль написал несколько других песен на манер Марсельезы, которые опубликовал в 1825 году в сборнике Chants fran?ais (Французские песни), где также было около 50 песен разных авторов, музыку к которым написал Руже де Лиль. Его Essais en vers et en prose (Эссе в стихах и прозе, 1797) содержат Марсельезу; рассказы Adelaide et Monville о сентиментальном ребёнке; а также несколько других стихотворений.
Перевёл на французский басни И. А. Крылова.
Входил в двжение сен-симонистов написал для них "Гимн индустриалов".
В конце декабря 1830 года Берлиозу вручили письмо. Адрес отправителя был ему неизвествен: «Шуази ле Руа», Письмо писала старческая рука: «Мы с Вами незнакомы, господин Берлиоз, не хотите ли познакомиться? Ваша голова подобна постоянно действующему вулкану, а в моей никогда не было ничего, кроме горящей соломы, которая, погаснув, продолжает ещё слегка дымиться… И все же из богатств Вашего вулкана и остатков моего соломенного пламени, соединенных вместе, может что-нибудь получиться…» Подпись: «Руже де Лиль». Забытый, всеми брошенный, одинокий старик...
Был профессором в Мюнстере. Его основные работы относятся к неевклидовой геометрии и теории непрерывных групп. Совместно с Э. Картан описал структуру всех комплексных простых групп (1894). Его именем назван один из многочленов в теории алгебр. В теории квазигрупп и луп известно понятие «Киллингова форма». За работу «Введение в основания геометрии» удостоен Международной премии им. Лобачевского (1900). С его именем связаны некоторые теоремы, классы, уравнения, векторное поле и др.
Учился в университете Мюнстера, а затем работал над диссертацией под руководством Карла Вейерштрасса и Эрнста Куммера в Берлине в 1872 году.
Он преподавал в гимназии с 1868 по 1872 год.
В 1882 году стал профессором математики в колледже Collegium Hosianum в Браунсберге, а позже — ректором колледжа и главой местного городского совета. В качестве профессора и администратора Киллинг был очень любим и уважаем.
В 1892 году он стал профессором в университете Мюнстера.
Истинная ценность исследований Киллинга открылась в 1894 году, когда Эли Картан в своей диссертации заново вывел всю его теорию, а также сделал значительный шаг вперед в классификации не только простых алгебр Ли, но и их представлений в терминах матриц. Картан проявил щепетильность и воздал Киллингу по заслугам практически за все его идеи; сам он лишь привел все в порядок, заполнил несколько пробелов (некоторые из них были весьма серьезными) и модернизировал терминологию. Однако быстро распространился миф о том, что работа Киллинга изобиловала дырами и что по-настоящему все сделал Картан. Математики нечасто оказываются хорошими историками, а потому они стремятся цитировать скорее известные им работы, нежели те, которые лежат в их основании. Таким образом имя Картана оказалось связанным со многими из идей Киллинга.
Любой, кто прочитает статьи Киллинга, быстро обнаружит, что миф — это всего лишь миф. Идеи Киллинга ясно и хорошо сформулированы, доказательства, возможно, несколько старомодны, но почти все правильны. Что более важно, общий охват его идей прекрасно выбран для того, чтобы получить желаемый результат. Все это — математика высшего порядка, и сделана она именно им.
К сожалению, статей Киллинга почти никто не читал. Все читали Картана и не обращали внимания на реверансы в адрес Киллинга. В конце концов, однако, работа Киллинга начала получать должное признание. В 1900 году он получил премию Лобачевского, присуждаемую Казанским физико-математическим обществом. То был второй раз, когда присуждалась эта премия; в первый раз награжден был Ли.
Киллинг умер в 1923 году. Даже сегодня его имя известно не так хорошо, как оно того заслуживает. Он был одним из величайших когда-либо живших математиков. По крайней мере, его наследие бессмертно. -Здесь: (Глава 10. Несостоявшийся солдат и хилый книжный червь / Истина и красота. Всемирная история симметрии. Иэн Стюарт)
Штайнер родился в театральной семье, его дед, Максимилиан Штайнер, был директором венского театра «Театр ан дер Вин», его отец, Габор Штайнер, был импресарио венского колеса обозрения на Пратере. Крёстным отцом будущего композитора стал Рихард Штраус.
Штайнер с детства имел выдающиеся музыкальные способности, уже в 16 лет он окончил Венскую высшую школу музыки и изобразительных искусств, пройдя четырёхлетний курс обучения за два года. Среди его преподавателей были в числе прочих Иоганнес Брамс и Густав Малер. В 15 лет состоялся его дебют в качестве композитора и дирижёра с опереттой «Прекрасная гречанка».
...
В 1929 году на Стайнера обратил своё внимание Голливуд и пригласил его для оркестровки киноверсии шоу бродвейского импресариоФлоренза Зигфелда «Рио Рита» для кинокомпании «RKO Pictures», затем последовали ещё несколько фильмов. Дебют Стайнера в качестве кинокомпозитора состоялся в фильме «Симаррон» в 1931 году.
Настоящий успех пришёл к композитору после выхода на экраны в 1933 году фильма «Кинг-Конг». Музыку к этому фильму он писал в соавторстве с начинающим композитором Бернхардом Кауном. Впервые в истории кино они наложили диалоги на музыку, что значительно усилило драматический эффект фильма, и создали один из первых в истории кино музыкальных сценариев.
...
В 1939 году Селзник «одалживает» Стайнера у «Warner Bros.» для написания музыки к фильму «Унесённые ветром», на весь сценарий у него было только три месяца времени. Одновременно с этим он работал над музыкой ещё к трём фильмам «Warner Bros.»: «Мы не одиноки», «Мрачная победа» («Победить темноту») и «Четыре женщины». Стайнер был номинирован на «Оскар» 1940 года за оба фильма: «Унесённые ветром» и «Мрачная победа», но проиграл «Волшебнику страны Оз» композитора Герберта Стотхарта. Тем не менее, «Унесённые ветром» стал по оценке Американского института киноискусства вторым в списке «Лучшая музыка в американских фильмах за 100 лет».
...
В 1953 году Стайнер открыл своё собственное музыкальное издательство.
В 1956 году он закончил своё сотрудничество с Уильямом Уайлером фильмом «Искатели», признанным лучшим вестерном всех времён и народов.
Стайнер стал одним из первых композиторов, писавших музыку для кино, поэтому его часто упоминают как «отца музыки для фильмов».
Валентина Гризодубова — дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 27 апреля (по старому стилю 14 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове; официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года).
Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.
После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.
4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.
Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.
В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах
Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 АвиаполкомАвиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.
В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила.
В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.
6 января 1986 года за большие заслуги в развитии авиации удостоена звания Героя Социалистического Труда.