Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
20 августа 1710 года родился Томас Симпсон, английский математик

Занимаясь частными уроками математики и ремеслом ткача шелковых тканей, Симпсон работал над своим первым сочинением «A new treatise of fluxions» (Лондон), напечатанным в 1737 году. В 1740 году вышло в свет второе сочинение Симпсона, посвящённое теории вероятностей: «A treatise on the nature and laws of change» (Лондон). Оригинальных решений, принадлежащих самому автору, немного.

Потом вышли «Essay on several subjects in speculative and mixed mathematics» (Лондон, 1740), «The doctrine of аnnuities and reversions» (там же, 1742), «Mathematical Dissertations on a variety of physical and analytical subjects» (там же, 1743). В одной из диссертаций этого сборника, озаглавленной «Of the areas of curves etc. by approximation» (стр. 109—119), выведена известная под названием правила Симпсона формула приближённого определения квадратур кривых, принимаемых по первоначальной идее Ньютона за параболы. Из других диссертаций одна содержит вывод удобной формулы рефракции..

В 1746 году Симпсон избран в члены Лондонского королевского общества, а ранее — в члены основанного в 1717 году в Лондоне Математического общества. В 1758 избран иностранным членом Шведской королевской академии наук. Назначенный профессором в Королевскую военную академию в Вулидже, Симпсон составил учебники по элементарной математике. В особых отделах геометрии рассматриваются задачи о наибольших и наименьших величинах, решаемые с помощью элементарной геометрии, правильные многогранники, измерение поверхностей, объёмы тел и, наконец, смешанные задачи.

Относительно учебника тригонометрии Симпсона следует заметить, что он отличается замечательною краткостью: он пользуется здесь, как изобретённым им новым средством доказательства, введением вспомогательного угла. Давно уже известное арабским ученым, это средство не было новостью в науке. Но в Европе до появления «Тригонометрии» Симпсона о нём не знали. Симпсон внёс упрощения в вычисление синусов и косинусов.

В 1750 году вышло второе сочинение Симпсона о методе флюкcий (т.е. дифференциальном исчислении) под заглавием «The doctrine and applications of fluxions» (2 тома, Лондон). В нём автор заявляет, что оно не должно быть считаемо вторым изданием вышедшего 13-ю годами ранее юношеского опыта. После этого вышли «Select exercises in the mathematics» (Лондон, 1752) и «Miscellaneous tracts» (там же, 1757)

Душевная болезнь свела Симпсона в могилу. Умер 14 мая 1761 года.


20 августа 1892 года родился Октав Оническу, румынский математик, педагог, профессор (с 1929), доктор философии (1920), действительный член Румынской академии (1965).

В 1913 окончил Бухарестский университет. С 1914 по 1916 работал учителем математики в гимназии, недалеко от Тырговиште.

С 1916 по 1918 год — участник Первой мировой войны. В 1919 продолжил обучение в Римском университете Ла Сапиенца под руководством Туллио Леви-Чивита.

В июне 1920 получил степень доктора философии.

В 1922 году вернулся в Бухарест, где начал свою 40-летнюю карьеру в местном университете. В 1924 году стал преподавать курс теории вероятностей.

С 1928 г. — профессор Бухарестского университета. В 1930 году организовал Школу статистики и создал Институт вычислений, на протяжении многих лет был его директором.

В 1936 вступил в ряды Железной гвардии.

В 1933 избран членом-корреспондентом, а с 4 февраля 1965 года — действительным членом Румынской академии.

Один из организаторов в 1934 Балканского союза математиков и президент его Румынского комитета.

Член Международного статистического института.

Основные работы относятся к алгебре, дифференциальной геометрии, топологии, анализу, функциональному анализу, теории функций комплексного переменного, теории функций действительного переменного, теории вероятностей, математической статистике, общей механике, статистической механике. Совместно с Г.Михоком работал над обобщением цепей Маркова.


20 августа 1898 года родился Леопольд Инфельд, польский физик-теоретик, член Польской АН (с 1952 г.)

Родился Леопольд Инфельд в Кракове. Окончил Краковский университет (1921 г.) и работал преподавателем средних школ. В 1930-1936 гг.- старший ассистент Львовского университета (в 1933-1935 гг. как рокфеллеровский стипендиат работал в Кембридже). В 1936-1938 гг. работал в Принстонском институте перспективных исследований, где сотрудничал с А. Эйнштейном, с 1939 г.- профессор университета в Торонто (Канада). После возвращения в Польшу (1950 г.) возглавил кафедру теоретической физики Варшавского университета, с 1951 г.- также директор института теоретической физики. Научные работы относятся к общей теории относительности, классической, релятивистской и квантовой теории поля. Совместно с М. Борном дал интерпретацию соотношения неопределенностей в нелинейной электродинамике и попытался преодолеть основную трудность классической электродинамики (теория Борна-Инфельда), вместе с А. Эйнштейном вывел из общей теории относительности уравнения движения двойных звезд, более точные, чем ньютоновские. Разрабатывал проблемы релятивистской теории гравитации.

Построил первую удовлетворительную теорию тяготеющих тел в гравитационном поле (теория Эйнштейна - Иифельда - Гоффмана), развил метод сингулярностей. Известен также как научный публицист и писатель. Широкую популярность приобрела его книга «Эволюция физики», написанная в соавторстве с А. Эйнштейном, выдержавшая много изданий и переведенная на разные языки мира. Является автором нескольких повестей, в частности повести о французском математике Э. Галуа «Избранник богов». Член многих академий наук, был активным борцом за мир.

Скончался 15 января 1968 г. (69 лет), Варшава, Польская Народная Республика.

 
21 августа 1954 года геолог Лариса Попугаева вместе с рабочим Федором Беликовым открыли первую в СССР алмазоносную кимберлитовую трубку, которая была названа «Зарницей». После десятилетних безуспешных поисков многочисленных геологических экспедиций и трат миллионов рублей это открытие показало, что в стране, наконец, найдено коренное месторождение алмазов. Причём, сделала это за два месяца поисков одна единственная ленинградская геологическая партия, состоящая всего из двух человек: начальника партии и рабочего. На следующий год, используя опыт Ларисы Попугаевой и новый для Якутии метод пироповой съёмки, было найдено десять кимберлитовых трубок, в том числе богатейшие алмазные трубки «Мир» и «Удачная». А через несколько лет СССР стал крупнейшей алмазодобывающей страной.

У победы много отцов. Открытие Л.А. Попугаевой администраторы мощной местной Амакинской экспедиции решили незаконно присвоить своей экспедиции, заодно и многолетний труд геологов ленинградской Центральной экспедиции, а заслуги геологов-первооткрывателей, Л.А. Попугаевой и Н.Н. Сарсадских, принизить. В итоге правда всё-таки восторжествовала, но только через несколько десятков лет.

Первое, что поражает и, конечно, восхищает, что открытие сделала молодая женщина-геолог, через четыре года после окончания университета. В студенческие годы я два неполных летних сезона работал рабочим в горных поисковых партиях на Алтае и в Саянах. Там всегда тон задавали геологи – крепкие мужики, лёгкие на ногу, сильные и выносливые, прекрасно ориентирующиеся в тайге, в том числе и по карте. Владение топором, умение разводить костёр в любую погоду, вьючить и седлать лошадей, – это считалась само собой разумеющимся делом. Распорядок дня: завтрак и на маршрут, вечером ужин из сваренных концентратов. На Алтае, в низинах, досаждал гнус. Если нет дождя – воздух рвётся от туч слепней, комаров и мошек. Мошкара лезет в рот, нос, уши. Придя в лагерь, вы обнаруживайте, что руки распухли, и обшлага рубашки снова уже не застёгиваются. Это в предгорьях. А там, в Якутии, в приполярной тайге летом ходить без накомарника можно только в дождь. Мне, двадцатилетнему человеку, приходилось работать на пределе своих физических возможностей.

Обычно в геологических партиях, состоящих из нескольких десятков человек, в маршрут ходят, как минимум, по двое. Это и разделение обязанностей, и соблюдение требований техники безопасности. Взаимоотношения здесь могут быть только дружескими – иначе пара распадается.

Так кто же эта удивительная женщина, которая в Приполярье, в тайге, где из-за вечной мерзлоты летом земля оттаивает всего на 80-90 сантиметров, открыла первую в стране алмазоносную кимберлитовую трубку? Её биография достойна современного детектива и уже послужила канвой не одной книги.


21 августа 1957 году осуществлен первый удачный запуск советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 с ЖРД РД-107 и РД-108 В.П.Глушко, созданный в ОКБ С.П.Королева

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7 и все технологическое оборудование по подготовке и проведению ее запусков разрабатывались под руководством и непосредственном участии выдающегося ученого и конструктора ракетно-космических систем С.П.Королева и созданного немного позднее Совета Главных Конструкторов. Создание Р-7 представляло собой одну из крупнейших по своим масштабам программ технических разработок, когда-либо осуществлявшихся в нашей стране, а ее реализация вызвала бурное развитие многих отраслей науки и техники, в том числе нового направления - ракетостроения. Первый удачный запуск Р-7 состоялся 21 августа 1957 года.

Изделие 8К718 с головной частью М1-9 стартовало с Байконура, отработало активный участок траектории и головная часть попала в заданный квадрат полуострова Камчатка. Это дало повод ТАСС заявить 27 августа 1957 года о запуске в Советском Союзе «сверхдальней  межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты». С 22 сентября 1957  года на Байконуре началась подготовка к запуску первого ИСЗ, который был осуществлен 4 октября 1957 года. Параллельно с Р-7 шла разработка боевого ракетного комплекса Р-7А с большей дальностью полета, усовершенствованной системой управления, более надежными двигателями и облегченной боевой частью.

Именно эта «семерка» и ее наземное оборудование явились основой для создания базовых модификаций ракетно-космических комплексов типа «Восток», «Восход», «Союз» и «Молния». Многочисленные модификации Р-7А стартовали к далеким планетам, выводили на околоземные орбиты космические станции, в том числе и элементы действующий сегодня МКС, космические корабли и аппараты различного назначения.



Изменено: Елена Сальникова - 20.08.2016 19:18:03
 
21 августа 1789 года родился Огюстен Луи Коши, французский математик

Родился Огюстен Луи Коши в Париже, в семье чиновника, глубоко верующего монархиста. Первым учителем мальчика был его отец, который занимался со своими сыновьями историей и древними языками, заставляя их читать античных авторов в подлиннике. В 1802 Коши поступил в Центральную школу в Париже, где изучал главным образом древние языки. В 1805 сдал вступительный экзамен в Центральную школу общественных наук Пантеона (переименованную впоследствии в Политехническую школу). Профессорами были лучшие ученые того времени; многие выпускники школы рано начали карьеру и стали знаменитыми учеными (например, Пуансо, Био, Араго). Окончив школу, Коши поступил в Институт путей сообщения, затем работал в Шербуре инженером на строительстве порта.

С 1813 Коши начал публиковать работы по математике. В 1816 был назначен членом Парижской Академии наук вместо Г.Монжа, уволенного по политическим причинам. В том же году мемуар Коши по теории волн на поверхности тяжелой жидкости получил первую премию на конкурсе по математике, и его автор был приглашен в качестве преподавателя сразу в три учебных заведения – Политехническую школу, Сорбонну и Коллеж де Франс. После революции 1830 Коши, верный королю Карлу X, уехал за границу, давал уроки математики, физики и химии внуку короля – герцогу Бордоскому. В 1838 году Коши вернулся в Париж, но не пожелал из-за своей неприязни к новому режиму занять никаких государственных должностей. Он ограничился преподаванием в иезуитском колледже. Только после новой революции (1848 г.) он получил место в Сорбонне, хотя и не принёс присяги; Наполеон III оставил его в этой должности в 1852 году.

С тех пор ученый жил в Париже, занимаясь математикой. Научные работы Коши посвящены арифметике, теории чисел, алгебре, математическому анализу, дифференциальным уравнениям, механике, математической физике и т.д. Всего Коши написал свыше 800 работ, полное собрание его сочинений содержит 27 томов. Коши впервые дал четкое определение основным понятиям математического анализа – пределу, непрерывности функции, сходимости ряда и т.д. Он установил точные условия сходимости ряда Тейлора к данной функции и провел различие между сходимостью этого ряда вообще и его сходимостью к данной функции. Ввел понятие радиуса сходимости степенного ряда, дал определение интеграла как предела сумм, доказал существование интегралов от непрерывных функций. Нашел выражение аналитической функции в виде интеграла по контуру (интеграл Коши) и вывел из этого представления разложение функции в степенной ряд.

Таким образом, он развил теорию функций комплексного переменного: используя интеграл по контуру, нашел разложение функции в степенной ряд, определил радиус сходимости этого ряда, разработал теорию вычетов, а также ее приложения к различным вопросам анализа и т.д. В теории дифференциальных уравнений Коши впервые поставил общую задачу о нахождении решения дифференциального уравнения с заданными начальными условиями (называемую с тех пор задачей Коши), дал способ интегрирования дифференциальных уравнений в частных производных первого порядка. Коши занимался также геометрией (теорией многогранников, поверхностями 2-го порядка), алгеброй (симметрическими многочленами, свойствами определителей), теорией чисел (теоремой Ферма о многоугольных числах, законом взаимности). Ему принадлежат исследования по тригонометрии, механике, теории упругости, оптике, астрономии. Коши был членом Лондонского королевского общества, Санкт-Петербургской академии наук и ряда других академий Европы.

Умер Коши в Со (Франция) 23 мая 1857 года.


 
21 августа 1813 года родился Жан Серве Стас, бельгийский химик, член Бельгийской Академии Наук (1841)

Бельгийский химик Жан Серве Стас родился в небольшом фламандском городе Лувен. Изучал медицину и химию в Лувенском университете; в 1835 г. отправился в Париж, где с 1837 г. работал под руководством Ж.Б.А. Дюма в его лаборатории в Политехнической школе. В 1840-1865 гг. профессор Военной школы в Брюсселе. В 1865 г. принял предложение правительства занять пост комиссара Монетного двора, но в 1872 г. из-за своих либеральных взглядов был вынужден уйти в отставку. Член Королевской бельгийской академии наук, литературы и изящных искусств (с  1841); член-корреспондент Парижской академии наук (с 1880), почётный член многих научных обществ; член международной комиссии мер и весов.

Совместно с Дюма Стас изучал действие щелочей на спирты; они выработали ставший классическим приём перехода от спиртов к соответствующим кислотам, например, от метилового спирта к муравьиной кислоте. В 1850  г., выступая как эксперт в судебном процессе об отравлении ядом, природу которого затруднялись определить, Стас предложил способ открытия и выделения алкалоидов.

Важнейшие работы Стаса посвящены определению атомных масс химических элементов. В 1860 г. он предложил за единицу атомной массы принимать 1/16 часть массы атома кислорода (кислородная единица была принята в 1906 г. и использовалась до 1961 г.). Совместно с Дюма установил, что атомная масса углерода равна 12 (а не 6, как полагали ранее). Определённые Стасом значения атомных масс долгое время (вплоть до конца  XIX века) были непревзойдёнными по точности. При этом он показал, что самые разнообразные способы, основанные и на синтезе, и на анализе различных соединений, содержащих элемент, атомный вес которого подлежит определению, всегда приводят к тождественным результатам. Таким образом был окончательно доказан один из основных законов химии – закон постоянства состава химических соединений. Исследования Стаса опровергли гипотезу У. Праута, согласно которой из все элементы образовались путём конденсации самого лёгкого элемента – водорода, и, следовательно, относительные атомные массы всех элементов должны выражаться целыми числам. Как показал Стас, "между числами, выражающими весовые количества, в которых соединяются между собою простые тела, образуя сложные соединения, не существует общего делителя"


21 августа 1815 года родился Густав Адольф Гирн, французский физик и инженер, член-корреспондент Парижской Академии Наук

Родился Густав Адольф Гирн в Логельбахе (Эльзас). Получил домашнее образование, самостоятельно изучал физику и химию. Работал инженером в Логельбахе, был техническим директором ткацкой фабрики. Работы посвящены термодинамике и теплотехнике. Изучал свойства газов и водяных паров, в частности насыщенных и перегретых, работы пара в паровых машинах. Провел (1855-1858 г.) оригинальные исследования определения механического эквивалента теплоты в опытах по превращению тепла в работу, осуществленных в паровой машине, получил значение механического эквивалента теплоты, равное 413 кГм/ккал. 

Эти опыты сыграли большую роль в утверждении механической теории света. Выполнил (1850-е) большой цикл работ по экспериментальному исследованию работы паровых машин и их совершенствованию. Доказал (1857) преимущество применения в них перегретого пара по сравнению с насыщенным, указал на необходимость учитывать теплообмен между паром и стенками цилиндра, влияющий на расход пара, разработал теорию этого явления и метод так называемого калориметрического анализа паровых машин, дающий возможность определить количество тепла, поглощенное или отданное стенкой за период. Широко известна его книга «Механическая теория тепла» (1854). Исследования относятся также к климатологии и метеорологии. Член Санкт-Петербургской Академии Наук (1866) и Академии деи Линчеи (1888 г.). 

Умер 14 января 1890 года.


21 августа 1816 года родился Шарль Фредерик Жерар, эльзасский химик, член-корреспондент Академии наук в Париже (1856)

Первоначальное воспитание Шарль Фредерик Жерар получил в протестантской семинарии родного города, в пятнадцать лет поступил в Политехническое училище в Карлсруэ; именно там он приобрел любовь к химии. Отец Жерара владел вблизи Страсбурга химическим заводом; Шарль Жерар, по окончании курса в 1832, должен был отправиться в Лейпциг для изучения экономических наук.

Однако склонность к химии заставила его посещать лекции и лабораторию профессора Эрдмана, и здесь окончательно определилось направление его будущей деятельности. В то же время, прежде чем попасть на избранную дорогу, Жерар был принужден вынести тяжёлую борьбу с отцовской волей. В 1835 Жерар убежал из отцовского дома и поступил в уланский полк в Гагенау; здесь свободное время он посвящал химии, но скоро откупился от службы и уехал в Гиссен. Сюда его привлекала слава Юстуса Либиха, под руководством которого в течение трёх лет он с большим успехом занимался химией.

Сдав университетский экзамен, Жерар поехал в Париж, не располагая почти никакими денежными средствами. В Париже Жерара приняли очень хорошо Тенар и Дюма. Давая уроки химии и переводя сочинения Либиха, Жерар перебивался некоторое время, посвящая свои главные силы химическим исследованиям. Его убедили, для улучшения его материального положения, приобрести степень доктора. В 1841, двадцати четырёх лет от роду, Жерар получил кафедру химии в Монпелье, где оставался профессором в течение восьми лет.

В 1844, за несколько месяцев до его женитьбы, последовало примирение с отцом. В это же время Жерар написал «Precis de Chimie organique», одно из главных сочинений, заключающее основные идеи его учения. Химия в эпоху Жерара развивалась с изумительной быстротой, но успехи её были лишь фактические.

Приступая к изложению химии с кафедры, Жерар встретился, так сказать, лицом к лицу с дуалистической системой, которая, хотя и расшатанная усилиями Дюма, служила в то время основой для преподавания химии. Жерар выдвинул свое унитарное учение, в котором он рассматривал всякое химическое соединение как некоторое стройное целое, подчиненное законам замещения (металепсии).

Желая классифицировать многочисленные органические соединения, Жерар в 1842 высказал следующий принцип классификации: органические соединения должны быть распределены на группы, «связь между членами которых должна быть такова, чтобы можно было при помощи состава химических функций и превращений какого-нибудь отдельного индивида данной группы предвидеть состав и превращения всякого другого вещества, входящего в ту же группу». Этот принцип позволил его автору расположить органические соединения в виде особой лестницы, верхними ступенями которой являются сложнейшие органические тела, нижними — вода и углекислота.

Используя известные реактивы, химик может просматривать эту лестницу во всех направлениях и устанавливать таким образом связь между различными соединениями. Эта echelle de combustion привела к понятию о гомологах и о химических рядах. О взглядах Жерара на задачи и пределы химических исследований, свидетельствуют следующие слова: «химия занимается изменениями вещества; её внимание сосредоточено на превращениях, в этом её основный характер. Она исследует происхождение тел; она отмечает их прошедшее и указывает будущее; она следит за веществом в его различных фазах до его возвращения в первоначальное состояние, я не говорю до его конца, потому что конца у него нет. Вещество не разрушаемо, оно только видоизменяется» («Introduction a la chimie unitaire»).

Новые идеи должны были найти новый способ своего отображения, поэтому Жерар стал творцом новой химической номенклатуры, новых химических формул, отвергнутых большинством современных Жерару химиков, но получивших впоследствии самое широкое распространение. Работы Жерара над замещениями, радикалами, анилидами, органическими щелочами, альдегидами и прочее всегда подтверждали его взгляды.

Изложению этих взглядов, отражению яростных нападок на них со стороны химиков школы Берцелиуса была посвящена эта первая фаза научной жизни Жерара. В 1848 Жерар уехал в отпуск в Париж, но в Монпелье уже не вернулся, подав в отставку. Тесная рамка университетского курса не позволяла ему разрабатывать высшие вопросы химии, а недостаточность лабораторных средств в Монпелье не позволяла проверять и утверждать унитарную теорию новыми фактами. Приехав в Париж он обнародовал свое учение в сочинении «Introduction a l'etude de la chimie par le systeme unitaire».

В 1851 Жерар вместе с Лораном основал частную лабораторию, куда стекались многочисленные ученики. Этой лабораторией Жерар заведовал в течение 4 лет. За это время Жерар написал большую часть «Traite de chimie organique», предназначая её для конкурса на ежегодную премию Жекера в 10000 франков за сочинение, наиболее способствовавшее прогрессу органической химии. Но время признания идей Жерара не настало, и книга не получила премию; крушение совершенно законных надежд принесло много огорчения Жерару и способствовало его преждевременной смерти.

«Traite de chimie organique» есть resume всей научной деятельности Жерар; она содержит учение, ещё более плодотворное, чем изложенное в « Precis…»; во вторую, более короткую часть своей учёной жизни Жерар углубил и подтвердил фактами унитарное учение. Одним из лучших открытий в области химии этого времени было открытие Жераром кислотных ангидридов. Результатом этого открытия стала теория химических типов. Жерар соединил в ней работы Бадримона, Дюма, Лорана, Стерри Гента и Александра Уильямсона со своими и вывел стройную теорию. Все многочисленные химические соединения Жерар свел к четырём основным типам по водороду, хлористо-водородной кислоте, воде и аммиаку.

Эта теория дала ещё более широкое основание для рациональной классификации химических соединений, чем изложенная ранее теория гомологических групп; она привела к так называемым рациональным формулам и, по введении типа по метану (болотному газу), стала основанием структурной теории, охватывавшей всю органическую химию до появления стереохимических воззрений. Идеи Жерара произвели плодотворную революцию в области химии и были причиной её быстрого и пышного расцвета.

Жераром впервые была синтезирована ацетилсалициловая кислота в 1853 году.

Необходимо упомянуть ещё о двух руководствах по химическому анализу (качественном и количественном), написанных Жераром вместе с Шанселем — они были широко распространены. Неустанный труд, борьба за идеи, сопровождаемая неизбежно волнениями, кажущийся неуспех на излюбленном жизненном поприще, всё это оказало своё губительное действие на организм Жерара.

Позднее признание, запоздалые отличия и награды едва успели скрасить конец жизни Жерара. В 1855 он вернулся на житье в родной Страсбург, получив, благодаря Дюма, двойную профессуру в университете и фармацевтической школе. Вскоре после избрания в члены лондонского Королевского общества. Жерар был избран в апреле 1856 членом-корреспондентом французского Института.

В августе того же года его уже не стало. Он умер в сорок лет, оставив вдову с тремя детьми почти без средств. Тенар, «который знал, что свет не интересуется бедными научными работниками и что общественная благотворительность их не знает» (Eloge de Thenard, par Dubois), основал «Societe de secours des amis der sciences», первым шагом работы которого было назначение m-me Жерар пенсии в 3000 франков. После смерти Жерара Французская академия номинально (nominativement) присудила ему награду Жекера (Jecker).

Изменено: Елена Сальникова - 20.08.2016 20:16:08
 
21 августа - День воздушного флота РФ

День Воздушного Флота России — профессиональный праздник авиаторов и работников авиационной инфраструктуры страны. Этот день отмечается в Российской Федерации ежегодно в третье воскресенье августа в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года "Об установлении праздника День Воздушного Флота России".

В 2016 году День Воздушного Флота России приходится на 21 августа.

Ранее этот праздник отмечался, как День Воздушного Флота СССР. Он был учрежден постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 апреля 1933 года в честь выдающихся достижений ученых, авиаконструкторов, летного и технического состава Военно-воздушных сил в деле укрепления обороноспособности Советского государства.

Проводить его предписывалось ежегодно 18 августа.

Праздник был установлен как для военных и гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.

Первое празднование Дня Воздушного Флота прошло 18 августа 1933 года. В этот день в Москве, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе (на территории Ходынского поля) был проведен авиационный праздник, в ходе которого были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе со Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День "всего" воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию Военно-морского флота, Гражданского воздушного флота, Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР (Осоавиахим) и др., Военно-воздушные силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

Начиная с 1935 года авиапарады, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино в выходные дни, т.е. не были жестко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям.

После Великой Отечественной войны воздушные парады проводились не каждый год, иногда их проводили в июле (в 1951 году — 8 июля, в 1952 году — 27 июля). Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года. В дальнейшем воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники проводились в Домодедово. Последний из них прошел в 1967 году.

В 1970-е и 1980-е годы центральные авиапарады не проводились. Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвященных Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами летчиков-испытателей Летно-исследовательского института имени М. М. Громова), в Монино, в Кубинке и других авиационных центрах страны.

С 1972 года праздник стали отмечать в третье воскресенье августа.

Официально перенос даты празднования Дня Воздушного Флота СССР на третье воскресенье августа был узаконен указом Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

В 1997 году у военных летчиков появился свой праздник — День Военно-воздушных сил, отмечаемый 12 августа. Поэтому с 1997 года День Воздушного Флота является профессиональным праздником для коллективов предприятий и организаций, работников и ветеранов гражданской авиации.

Гражданская авиация в России начала свое развитие с того момента, как в феврале 1923 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации", положившее начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в стране.

В 1923 году в Москве создано первое авиационное общество "Добролет" для организации на коммерческой основе перевозок пассажиров, почты, производства аэрофотосъемок и других работ. К июню 1923 года "Добролетом" была оборудована первая в СССР регулярная пассажирская авиалиния Москва — Нижний Новгород.

В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в стране пассажирский аэровокзал. 25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — Аэрофлот. В 1932 году Президиум Центрального исполнительного комитета СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР. В 1936 году СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).

В годы Великой Отечественной войны, авиаторы гражданского воздушного флота внесли весомый вклад в победу над врагом. Специальные подразделения Аэрофлота участвовали в боевых операциях. За годы войны летчики совершили более полутора миллионов боевых вылетов, из них около 40 тысяч в тыл врага, перевезли 1,6 миллиона человек, свыше 400 тысяч тонн военных грузов.

После окончания войны в Советском Союзе восстановили разрушенные объекты гражданской авиации и продолжили развивать сеть союзных и местных линий, сооружать новые аэровокзалы и взлетно-посадочные полосы. На трассы Аэрофлота стали выходить представители нового поколения авиационной техники.

В 1970 году СССР вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В рамках этой организации советские специалисты участвовали в подготовке международных правовых норм, связанных с ответственностью за ущерб, причиненный воздушным судном, внесли вклад в разработку конвенции о правах и обязанностях командира воздушного судна.

К концу 1980 х годов "Аэрофлот" перевозил ежегодно более 120 миллионов пассажиров, около трех тысяч тонн грузов, свыше 400 тысяч тонн почты.

На долю воздушного транспорта приходилось до 20% общего пассажирооборота СССР, а на дальних магистралях (4 тысяч километров и более) — свыше 80%. Доля авиаперевозок в грузообороте страны была невелика (менее 0,1%). Самолеты гражданской авиации СССР выполняли регулярные полеты в 4000 городов и населенных пунктов Советского Союза и в аэропорты почти 100 зарубежных государств.

В 1991 году, после распада СССР и провозглашения Россией суверенитета, наступил новый этап в истории отечественной гражданской авиации. В бывших союзных республиках и регионах России были созданы собственные авиакомпании. "Аэрофлот" перестал быть общесоюзной структурой и стал одной из нескольких сотен авиакомпаний и производственных объединений гражданской авиации.

В 1992 году началась работа по реструктуризации отрасли, акционированию и приватизации. Авиапредприятия разделились на самостоятельные аэропорты и авиакомпании.

19 марта 1997 года был принят Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. В соответствии с кодексом разработаны федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила.

Сегодня отечественная гражданская авиация демонстрирует высокие темпы роста, расширяется география полетов российских авиакомпаний. На основе международных и региональных узловых аэропортов — хабов формируется маршрутная сеть, обеспечивающая растущие потребности в магистральных, региональных и местных авиационных перевозках пассажиров и грузов.

По состоянию на 2016 год, в реестр аэродромов гражданской авиации РФ включено 259 аэродромов, из них 81 аэропорт допущен к международным полетам.

В транспортной системе государства гражданская авиация является важной составляющей. В 2015 году российскими авиапредприятиями было перевезено около 92,1 миллиона пассажиров и более одного миллиона тонн грузов и почты.

За первое полугодие 2016 года авиаторы перевезли около 38,1 миллиона человек и более 436,9 тысяч тонн грузов и почты.

В жизни России с ее огромной территорией значение воздушного транспорта огромно. Он обеспечивает мобильность людей, решает важнейшие социальные задачи по снабжению жителей труднодоступных районов продуктами питания, медикаментами и другими предметами первой необходимости, содействует развитию деловой активности, обеспечивает межрегиональные связи.

 
У жителя Индии из желудка вынули 40 ножей

В индийском городе Гурдаспур (штат Пенджаб) хирурги во время операции извлекли из желудка мужчины 40 ножей. Об этом в субботу, 20 августа, пишет The Telegraph.

42-летний мужчина, имя которого не называется, был госпитализирован с жалобами на боль в животе и слабость. Управляющий больницы доктор Джитиндера Малхотра (Jitinder Malhotra) рассказал, что больного отправили на УЗИ, которое показало, что внутри у него находится некая «твердая масса».

Пациент признался, что в течение двух месяцев испытывал «неконтролируемое желание» поглощать столовые приборы потому, что ему «нравился их вкус». После этого пациента успешно прооперировали, в ближайшее время он будет выписан из больницы.

Малхотра признался, что это самый шокирующий случай за всю его 20-летнюю карьеру.

В сентябре прошлого года издание Shanghaiist писало о китаянке, проглотившей 15-сантиметровую ложку во время поедания лапши. Врачи, оперировавшие 27-летнюю женщину, усомнились, что подобный инцидент мог произойти случайно.


Теория здорового ожирения оказалась мифом

Шведские ученые признали несостоятельной концепцию метаболически здорового ожирения. Эта теория получила распространение примерно 15 лет назад и предполагает, что в некоторых случаях лишний вес является физиологически нормальным и не приводит к нарушению обмена веществ. Исследование опубликовано в журнале Cell Reports, кратко о нем сообщает издание EurekAlert!

Ученые взяли образцы белой жировой ткани у людей с лишним весом, обмен веществ которых был признан физиологически приемлемым. Проведенный анализ показал, что клетки этих тканей примерно так же реагируют на стимуляции инсулином, как и у лиц с диагностированным ожирением, то есть приводят к аномальной экспрессии специфической группы генов.

Ученые полагают, что именно ожирение, а не другие факторы риска, приводят к изменению в регуляции генов. В наблюдениях приняли участие 15 здоровых и 50 страдающих лишним весом людей, у которых из брюшной области были взяты биопсии белой жировой ткани до и спустя два часа инъекций инсулина и глюкозы.

Сторонники теории метаболически здорового ожирения полагают, что примерно 30 процентов страдающих лишним весом людей имеют нормальный обмен веществ. Это означает, что эти лица не нуждаются в специальном медицинском обслуживании. Отличительной особенностью людей со здоровым ожирением считается высокая чувствительность к инсулину, приводящая к быстрому усвоению глюкозы в организме.


Биологи создали неуязвимую бактерию

Американские ученые полностью переписали генетический код кишечной палочки Escherichia coli, внеся в ее геном более 62 тысяч изменений. Полученный микроорганизм будет полностью устойчив ко всем известным вирусам, не сможет обмениваться генами с другими бактериями и будет синтезировать ранее не существующие белки. Предварительные результаты работы опубликованы в журнале Science.

Обычно белки состоят из 20 типов аминокислот, однако модифицированная E.coli использует для синтеза полипептидов четыре дополнительные искусственные аминокислоты. Так как последние не существуют в естественной среде, организм не сможет расти и размножаться вне лабораторных условий.

ДНК любого живого организма образована четырьмя типами нуклеотидов: A, Т, G и C. Каждый триплет (тройка) нуклеотидов кодирует одну из 20 белковых аминокислот. Так как общее число возможных комбинаций достигает 64, множество триплетов являются избыточными. Например, целых три комбинации — TAG, TAA и TGA — являются стоп-кодонами, то есть сигнализируют о прекращении синтеза белка в процессе трансляции. Однако ученые решили использовать лишние триплеты для кодирования новых аминокислот.

Ранее исследователи смогли отредактировать 314 триплетов TAG в кишечной палочке, теперь они планируют изменить семь различных кодонов. Поскольку это требует внести в геном бактерии 62 тысячи изменений, биологи сначала синтезировали короткие отрезки ДНК длиной около двух тысяч нуклеотидов. Они были сшиты вместе, а затем внедрены в E.coli.

Исследователи выявили ряд возникших летальных мутаций, однако они надеются, что дефекты удастся быстро исправить. По оценкам авторов работы, синтетическая бактерия появится на свет максимум через четыре года.

В будущем исследователи планируют создать невосприимчивые к вирусам стволовые клетки человека и сельскохозяйственных животных. Такие клетки могут быть использованы для производства вакцин и органов для пересадки.

 
СМАРТФОНЫ «ОСВОБОЖДАЮТ» МОЗГ, НО РАЗРУШАЮТ ПАМЯТЬ

Быстрый доступ к значимой информации через разнообразные гаджеты освобождает часть когнитивных ресурсов, но негативно сказывается на способности запоминать детали, выяснили специалисты из Университетского колледжа Лондона.

Учёные обнаружили, что водители, пользовавшиеся GPS-навигатором, хуже запоминали поездки и не могли их повторить без помощи гаджета. А люди, которые фотографировали в музеях, помнили об экспонатах меньше, тех, кто не делал фото.

По данным другого недавнего исследования, большинство маленьких детей способны двигать компьютерной мышкой, играть в компьютерную игру и использовать смартфон. Но при этом они не умеют завязывать шнурки или готовить завтрак. Примечательно: если матери ребенка было 35 лет и больше, то жизненно важные навыки дети осваивали лучше, чем дети более молодых матерей.


ЭДВАРД СНОУДЕН ИЗОБРЕЛ ЧЕХОЛ ДЛЯ СМАРТФОНА, ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОТ СЛЕЖКИ

Бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден и известный хакер Эндрю Хуанг вместе работают над созданием устройства, защищающим iPhone от слежки.

Внешне оно напоминает чехол для смартфона и пока что существует в виде модели. Прибор имеет собственную батарею и небольшой дисплей.

По задумке разработчиков, он должен подключаться к слоту для SIM-карт (сама карта при этом вставляется в гнездо чехла) и отслеживать передачу сигналов сотовой сети, GPS, Wi-Fi, Bluetooth, предупреждая владельца смартфона о передаче устройством сигнала, который раскрывает его местоположение.

По словам изобретателей, их разработка является более надежным решением, чем используемый многими владельцами смартфонов авиарежим, не гарантирующий, что их устройства полностью отключат передачу сигналов. Если прибор обнаружит, что смартфон, находящийся в авиарежиме, начал передачу, он немедленно отключит питание.

Пока неизвестно, когда разработка Сноудена и Хуанга может появиться на рынке. Сейчас партнеры намереваются создать рабочий прототип устройства в течение ближайшего года.


НОВЫЙ САХАРОЗАМЕНИТЕЛЬ СЛАЩЕ ОРИГИНАЛА В 2000 РАЗ

Последняя разработка учёных – фруктовый белок браззеин, на радость сладкоежкам намного слаще обычного сахара и содержит меньше калорий, рассказывает Lab Manager со ссылкой на статью в Journal of Agricultural and Food Chemistry. Но получать его непосредственно из фрукта, растущего в Западной Африке, весьма затратно. Поэтому учёные «приучили» грибки вырабатывать белок в лабораторных условиях и в большом количестве.

Работа велась с Kluyveromyces lactis. Данный тип грибка «заставили»  производить два белка, важных для формирования браззеина. Такой подход позволил получить в 2,6 раза больше браззеина, чем раньше. По отзывам добровольцев, получившийся белок слаще сахара более чем в 2000 раз.

 
22 августа 1941 года вошло в историю как «день рождения» знаменитых «наркомовских ста граммов». В этот день Председатель Государственного комитета обороны (ГКО) Советского Союза Иосиф Сталин подписал Постановление №562 «О введении водки на снабжение в действующей Красной армии», согласно которому бойцам ежедневно полагалось выдавать по полстакана «горючего». Текст документа гласил: «Начиная с 1 сентября 1941 года, тем, кто находится на передовой линии действующей армии, будет выдаваться 100 граммов водки (крепостью 40 градусов) в день». 

Снабжением армии водкой лично руководил член Политбюро ЦК ВКП(б), нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян, много сделавший для того, чтобы советский солдат не испытывал на фронте нужды в самом необходимом. За распределением напитка обязаны были следить лично командующие фронтами. Впоследствии (с мая 1942-го по ноябрь 1943 года) порядок снабжения красноармейцев «горючим» неоднократно менялся. Круг бойцов, имеющих право на водочное довольствие, служивших в разных родах войск и на различных боевых позициях: то сужался, то расширялся; а нормы выдачи заветного «пития»: то несколько увеличивались, то уменьшались.

С 25 ноября по 31 декабря 1942 года, с началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, в пору наших первых побед под Сталинградом, Закавказский фронт выпил – 1,2 миллиона литров водки, Западный фронт – около 1 млн., Карельский фронт 364 тысячи, а Сталинградский фронт – 407 тысяч литров. 23 ноября 1943 года, через 3 месяца после Курской битвы и форсирования Днепра, ознаменовавших завершение перелома, Сталин окончательно утвердил «наркомовские» нормы: 100 г для бойцов на передовой и 50 г для остальных. И было так до самой Победы. 


22 августа - День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг в России появился на рубеже XVII-XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят  на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. «Орел» недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, был там сожжен восставшими крестьянами Степана Разина. 

Законным же отцом триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ,  согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. В разных вариациях трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг. 

В 1858 году Александр II утвердил рисунок «с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях». А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы «государственными цветами России». Черно-желто-белый флаг просуществовал до 1883 года. 28 апреля 1883 года было объявлено повеление Александра III, в котором говорилось: «Чтобы в тех торжественных  случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употреблен исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов». 

В 1896 году Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными».  Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий - цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России. После Февральской революции Временное правительство употребляло в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 

8 апреля 1918 года Я.М.Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. 22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, а указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации. В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором говорится: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа». 

25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал Закон, в соответствии с которым Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

 
22 августа 1942 году в Челябинске Кировский завод начал выпуск танков Т-34

4 июля 1942 года Кировскому заводу в Челябинске было поручено чрезвычайно срочное задание: одновременно с выпуском тяжелых танков КВ организовать массовое производство средних танков Т-34. Производственные мощности завода не расширились. На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины. С августа 1942 года ежемесячный выпуск КВ был определен в 150 штук, а производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 - в сентябре, а в октябре - уже 350. Завод как бы делился на два независимых производства. Здесь должны были появиться самостоятельные цехи для выпуска тяжелых машин и отдельно для средних танков, а в некоторых цехах предстояло организовать смешанное производство.

История не знала таких примеров, чтобы в течение всего одного месяца весь производственный цикл предприятия перестроили бы на новую машину. Считалось, что это технически невозможно. Но это было нужно для Победы, и танкоградцы это сделали.

Заводу предстояла крупнейшая реконструкция. Создавался новый механический цех, чтобы обеспечивать тяжелые и средние танки деталями и узлами ходовой части. На месте бывшего главного конвейера сборки тракторов организовали цех сборки средних танков - цех СБ-34. От мелкосерийной технологии, все еще сохранившейся на отдельных участках, следовало перейти к технологии массового производства.

В считанные дни нужно было установить 1200 дополнительных станков и около 700 переместить из цеха в цех. Предстояло спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи людей работе над новой машиной. Уже 22 июля 1942 года конструкторы выдали рабочие чертежи деталей "тридцатьчетверки", а через четыре дня каждый цех получил конкретные задания по номенклатуре деталей, которые он должен производить…

22 августа 1942 года из сборочного корпуса вышла первая челябинская "тридцатьчетверка".

Т-34: битва заводов

В конце 1941 - первой половине 1942 года выпуск танков Т-34 осуществлялся на трех заводах: № 183 в Нижнем Тагиле, Сталинградском тракторном (СТЗ) и № 112 «Красное Сормово» в Горьком. Головным считался завод № 183, так же, как и его КБ - отдел 520. Предполагалось, что все изменения, вносимые в конструкцию тридцатьчетверки другими предприятиями, будут утверждаться именно здесь. На деле все выглядело несколько иначе. Незыблемыми оставались только ТТХ танка, в деталях же машины разных заводов-изготовителей существенно отличались друг от друга.

Например, с 25 октября 1941 года на заводе № 112 приступили к изготовлению опытных образцов упрощенных бронекорпусов - без механической обработки кромок листов после газовой резки, с соединением деталей в «четверть» и шиповым соединением лобового листа с бортами и подкрылками.

На чертежах головного завода, поступивших на «Красное Сормово», в задней стенке башни имелся люк, закрываемый съемным броневым листом с креплением на шести болтах. Люк предназначался для демонтажа в полевых условиях поврежденной пушки. Металлурги завода по своей технологии кормовую стенку башни отливали сплошной, а отверстие под люк вырезалось на фрезерном станке. Вскоре выяснилось, что при обстреле из пулемета в съемном листе возникает вибрация, приводящая к отрыву болтов и срыву его с места.

Попытки отказаться от люка предпринимались неоднократно, однако каждый раз возражали представители заказчика. Тогда начальник сектора вооружения А. С. Окунев предложил с помощью двух танковых домкратов поднимать кормовую часть башни. При этом в образовавшееся отверстие между ее погоном и крышей корпуса пушка, снятая с цапф, свободно выкатывалась на крышу МТО. На испытаниях на переднюю кромку крыши корпуса приварили упор, предохранявший башню от сползания во время подъема.

Выпуск таких башен начался на заводе № 112 с 1 марта 1942 года. Военпред А. А. Афанасьев предложил вместо упорной планки на всю ширину крыши корпуса приварить броневой козырек, который одновременно служил бы упором и защищал от пуль и осколков зазор между торцом башни и крышей корпуса. Позже этот козырек и отсутствие люка в задней стенке башни стали отличительными чертами сормовских танков.

Из-за потери многих смежников танкостроителям приходилось проявлять чудеса изобретательности. Так, в связи с прекращением поставок из Днепропетровска воздушных баллонов для аварийного запуска двигателя на «Красном Сормове» стали использовать для их изготовления выбракованные по мехобработке корпуса артиллерийских снарядов.

Выкручивались, как могли, и на СТЗ: с августа 1941 года начались перебои с поставкой резины из Ярославля, поэтому с 29 октября все тридцатьчетверки на СТЗ стали оснащаться литыми опорными катками с внутренней амортизацией. В результате характерной внешней особенностью сталинградских танков являлось отсутствие резиновых бандажей на всех опорных катках. Была разработана и новая конструкция трака со спрямленной беговой дорожкой, позволившая снизить шум при движении машины. Ликвидировали «обрезинку» и на ведущих и направляющих колесах.

Еще одной характерной особенностью танков СТЗ стали корпус и башня, изготавливавшиеся по упрощенной технологии, разработанной заводом № 264 по примеру «Красного Сормова». Броневые детали корпуса соединялись между собой в «шип». Варианты в «замок» и в «четверть» сохранились лишь в соединении верхнего лобового листа корпуса с крышей и днища с нижними листами носа и кормы. В результате значительного уменьшения объема механической обработки деталей цикл сборки корпусов сократился с девяти суток до двух. Что касается башни, то ее принялись сваривать из листов сырой брони с последующей закалкой уже в собранном виде. При этом совершенно отпала необходимость в правке деталей после закалки и облегчилась подгонка их при сборке «по месту».

Сталинградский тракторный выпускал и ремонтировал танки вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. 5 октября 1942 года в соответствии с приказом Наркомата тяжелой промышленности (НКТП) все работы на СТЗ были прекращены, а оставшиеся рабочие эвакуированы.

Основным же производителем тридцатьчетверок в 1942 году оставался завод № 183, хотя после эвакуации выйти на требуемый режим ему удалось не сразу. В частности, план первых трех месяцев 1942 года выполнен не был. Последующий рост выпуска танков основывался, с одной стороны, на четкой и рациональной организации производства, а с другой - на снижении трудоемкости изготовления Т-34. Был произведен подетальный пересмотр конструкции машины, в результате которого упростили изготовление 770 и совсем отменили изготовление 5641 наименования деталей. Были отменены также и 206 покупных изделий. Трудоемкость механической обработки корпуса снизилась с 260 до 80 нормочасов.

Существенным изменениям подверглась ходовая часть. В Нижнем Тагиле стали отливать опорные катки по типу сталинградских - без резиновых бандажей. Начиная с января 1942 года применительно к одному борту на танк устанавливалось три или четыре таких катка. Дефицитную резину убрали и с направляющего и ведущего колес. Последнее, кроме того, изготавливали цельнолитым - без роликов.

Из системы смазки двигателя исключили масляный радиатор и увеличили до 50 л емкость масляного бака. В системе питания шестеренчатый насос заменили насосом коловратного типа. Из-за недопоставки комплектующих электроприборов до весны 1942 года на большинстве танков не устанавливались некоторые контрольно-измерительные приборы, фары, задний фонарь, электромотор вентилятора, сигнал и ТПУ.

Следует особо подчеркнуть, что в ряде случаев изменения, направленные на упрощение конструкции и снижение трудоемкости изготовления боевых машин, не были оправданны. Некоторые из них впоследствии обернулись снижением эксплуатационных характеристик Т-34.

ПОМОГЛИ НАУКА И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ

Наращиванию выпуска тридцатьчетверок в 1942 году способствовало внедрение сначала на заводе № 183, а затем и на других предприятиях автоматической сварки под слоем флюса, разработанной академиком Е. О. Патоном. 183-й завод оказался в этом деле лидером не случайно - решением СНК СССР Институт электросварки Академии наук УССР был эвакуирован в Нижний Тагил, причем на территорию Уральского танкового завода. 

В январе 1942 года в порядке эксперимента изготовили корпус, у которого один борт был сварен вручную, а другой борт и нос - под слоем флюса. После этого для определения прочности швов корпус отправили на полигон. Как рассказывал Е. О. Патон в своих воспоминаниях, «танк подвергли жестокому обстрелу с весьма короткой дистанции бронебойными и фугасными снарядами. Первые же попадания в борт, сваренный вручную, вызвали солидное разрушение шва. После этого танк повернули и под огонь попал второй борт, сваренный автоматом... Семь попаданий подряд! Наши швы выдержали, не поддались! Они оказались крепче самой брони. Также выдержали проверку огнем швы носовой части. Это была полная победа автоматической скоростной сварки».

На заводе сварку поставили на конвейер. В цех закатили несколько вагонных тележек, оставшихся с довоенного производства, вырезали в их рамах скосы по конфигурации бортов корпуса танка. Над линией тележек поставили шатер из балок так, чтобы сварочные головки могли передвигаться по балкам вдоль и поперек корпуса, и соединив вместе все тележки, получили конвейер. На первой позиции сваривали поперечные швы, на следующей - продольные, затем переставляли корпус на ребро, сначала одной стороной, потом другой. Завершали сварку, повернув корпус днищем вверх. Некоторые места, где нельзя было использовать автомат, варились вручную. Благодаря применению автоматической сварки трудоемкость изготовления корпуса снизилась в пять раз. К концу 1942 года только на заводе № 183 работало шесть сварочных автоматов. К концу 1943-го их количество на танковых заводах достигло 15, а еще через год - 30.

Наряду с проблемами сварки узким местом оставалось производство литых башен, которые формовали в землю. Эта технология требовала большего объема работ по обрубке и газовой обрезке литников и заливин в швы между блоками формы. Главный металлург завода П. П. Маляров и начальник сталелитейного цеха И. И. Атопов предложили внедрить машинную формовку. Но для этого требовалась совершенно новая конструкция башни. Ее проект весной 1942 года разработал М. А. Набутовский. Она вошла в историю как башня так называемой шестигранной или улучшенной формы. И то, и другое название весьма условно, так как предыдущая башня тоже имела шестигранную форму, разве что более вытянутую и пластичную. Что же касается «улучшенности», то это определение целиком относится к технологии изготовления, поскольку новая башня по-прежнему оставалась очень тесной и неудобной для экипажа. У танкистов за свою близкую к правильному шестиграннику форму она получила прозвище «гайка».

БОЛЬШЕ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ, ХУЖЕ КАЧЕСТВО

В соответствии с распоряжением ГКО от 31 октября 1941 года к бронекорпусному производству для Т-34 и КВ был подключен Уралмашзавод (Уральский завод тяжелого машиностроения, УЗТМ). Однако до марта 1942-го он выдавал только раскрой корпусов, который поставлял на «Красное Сормово» и в Нижний Тагил. В апреле 1942 года здесь начались полная сборка корпусов и изготовление башен тридцатьчетверок для завода № 183. А 28 июля 1942 года УЗТМ поручили организовать производство уже всего танка Т-34 и удвоить выпуск башен для него ввиду остановки завода № 264.

Серийный выпуск Т-34 начался на Уралмаше в сентябре 1942-го. При этом возникло немало проблем, например с башнями - из-за увеличения программы литейные цехи не могли обеспечить выполнение плана. По решению директора завода Б. Г. Музурукова были задействованы свободные мощности 10 000-тонного пресса «Шлеман». Конструктор И. Ф. Вахрушев и технолог В. С. Ананьев разработали конструкцию штампованной башни, и с октября 1942 по март 1944 года их изготовили 2050 единиц. При этом УЗТМ не только полностью обеспечил свою программу, но и поставил значительное число таких башен на Челябинский Кировский завод (ЧКЗ).

Впрочем, танки Уралмаш выпускал недолго - до августа 1943 года. Затем это предприятие стало основным производителем САУ на базе Т-34.

Стремясь компенсировать неизбежную потерю Сталинградского тракторного, в июле 1942 года ГКО дал задание приступить к выпуску тридцатьчетверок на ЧКЗ. Первые танки покинули его цехи уже 22 августа. В марте 1944-го их выпуск на этом предприятии прекратили с целью наращивания производства тяжелых танков ИС-2.

В 1942 году к производству Т-34 подключился и завод № 174 имени К. Е. Ворошилова, эвакуированный из Ленинграда в Омск. Конструкторскую и технологическую документацию ему передали завод № 183 и УЗТМ.

Говоря о выпуске танков Т-34 в 1942-1943 годах, следует отметить, что к осени 1942-го наступил кризис их качества. К этому привели постоянный количественный рост изготовления тридцатьчетверок и привлечение к нему все новых и новых предприятий. Проблема рассматривалась на конференции заводов НКТП, проведенной 11-13 сентября 1942 года в Нижнем Тагиле. Вел ее замнаркома танковой промышленности Ж. Я. Котин. В выступлениях его и главного инспектора НКТП Г. О. Гутмана прозвучала жесткая критика в адрес заводских коллективов.

Разнос возымел действие: в течение второй половины 1942 - первой половины 1943 года на Т-34 было введено много изменений и усовершенствований. С осени 1942-го на танках начали устанавливать наружные топливные баки - кормовые прямоугольной или бортовые цилиндрической (на машинах ЧКЗ) формы. В конце ноября на тридцатьчетверку вернули ведущее колесо с роликами, ввели штампованные опорные катки с резиновыми бандажами. С января 1943 года танки оснащаются воздухоочистителями «Циклон», а с марта - июня - пятискоростными коробками передач. Кроме того, до 100 артвыстрелов был увеличен боекомплект, введен вытяжной башенный вентилятор. В 1943 году перископический прицел ПТ-4-7 заменили командирской панорамой ПТК-5, внедрили много других, более мелких усовершенствований, как, например, десантные поручни на башне.

Серийное производство танков Т-34 образца 1942 года (так неофициально, но наиболее часто они именуются в литературе) осуществлялось на заводах № 183 в Нижнем Тагиле, № 174 в Омске, УЗТМ в Свердловске и ЧКЗ в Челябинске. До июля 1943-го был выпущен 11 461 танк этой модификации.

Летом 1943 года на Т-34 начали устанавливать командирскую башенку. Интересная деталь: приоритет в этом вопросе отстаивают в своих отчетах по танкостроению за период Великой Отечественной войны три завода - № 183, Уралмаш и «Красное Сормово». На самом деле тагильчане предложили разместить башенку в корме башни за люками и посадить в башню третьего танкиста, как на опытном танке Т-43. Но и двум членам экипажа было тесно в «гайке», какой уж там третий! Уралмашевская башенка хоть и находилась над левым командирским башенным люком, но была штампованной конструкции, и ее тоже отвергли. И лишь литая сормовская «прописалась» на тридцатьчетверке.

В таком виде Т-34 серийно выпускались до середины 1944 года, причем последним завершил их производство завод № 174 в Омске.

ВСТРЕЧА С «ТИГРАМИ»

Именно эти машины вынесли на себе основную тяжесть жесточайшего танкового противоборства на Курской дуге (в частях Воронежского и Центрального фронтов тридцатьчетверки составляли 62%), в том числе и знаменитого Прохоровского сражения. Последнее вопреки сложившемуся стереотипу проходило не на каком-то отдельно взятом поле, вроде Бородинского, а развернулось на фронте протяженностью до 35 км и представляло собой ряд отдельных танковых боев.

Вечером 10 июля 1943 года командование Воронежского фронта получило приказ Ставки ВГК о нанесении контрудара по группировке немецких войск, наступавшей на прохоровском направлении. Для этой цели из резервного Степного фронта в состав Воронежского были переданы 5-я гвардейская армия генерал-лейтенанта А. С. Жадова и 5-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта танковых войск П. А. Ротмистрова (первая танковая армия однородного состава). Ее формирование началось 10 февраля 1943 года. К началу Курской битвы она дислоцировалась в районе Острогожска (Воронежская область) и имела в своем составе 18-й и 29-й танковые корпуса, а также 5-й гвардейский механизированный корпус.

6 июля в 23.00 был получен приказ, требовавший сосредоточения армии на правом берегу реки Оскол. Уже в 23.15 тронулся с места передовой отряд объединения, а спустя 45 минут за ним двинулись главные силы. Необходимо отметить безукоризненную организацию передислокации. По маршрутам следования колонн было запрещено встречное движение. Армия шла круглосуточно, с короткими привалами для заправки машин. Марш надежно прикрывался зенитной артиллерией и авиацией и благодаря этому остался незамеченным вражеской разведкой. За трое суток объединение переместилось на 330- 380 км. При этом почти не было случаев выхода боевых машин из строя по техническим причинам, что свидетельствует как о возросшей надежности танков, так и о грамотном их обслуживании.

9 июля 5-я гвардейская танковая армия сосредоточилась в районе Прохоровки. Предполагалось, что объединение с двумя приданными ему танковыми корпусами - 2-м и 2-м гвардейским в 10.00 12 июля атакует германские войска и совместно с 5-й и 6-й гвардейскими общевойсковыми армиями, а также 1-й танковой армией уничтожит вклинившуюся на обоянском направлении группировку противника, не допустив ее отступления на юг. Однако подготовка контрудара, начавшаяся 11 июля, была сорвана немцами, которые нанесли по нашей обороне два мощных удара: один - в направлении Обояни, другой - на Прохоровку. В результате частичного отхода наших войск артиллерия, которой в контрударе отводилась значительная роль, понесла потери и на позициях развертывания, и в движении к линии фронта.

12 июля в 8.30 главные силы немецких войск в составе моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова», насчитывавших до 500 танков и штурмовых орудий, перешли в наступление в направлении станции Прохоровка. В то же самое время после 15-минутной артподготовки немецкая группировка была атакована основными силами 5-й гвардейской танковой армии, что привело к развертыванию встречного танкового сражения, в котором с обеих сторон приняло участие около 1200 бронированных машин. Несмотря на то, что 5-я гвардейская танковая армия, действовавшая в полосе 17-19 км, смогла добиться плотности боевых порядков до 45 танков на 1 км, выполнить поставленную задачу она не смогла. Потери армии составили 328 танков и САУ, а вместе с приданными соединениями достигли 60% первоначальной численности.

Так что новые немецкие тяжелые танки оказались для Т-34 твердым орешком. «Боялись мы этих «Тигров» на Курской дуге, - вспоминал бывший командир тридцатьчетверки Е. Носков, - честно признаюсь. Из своей 88-мм пушки он, «Тигр», болванкой, то есть бронебойным снарядом с дистанции две тысячи метров прошивал нашу тридцатьчетверку насквозь. А мы из 76-мм пушки могли поразить этого толстобронированного зверя лишь с дистанции пятьсот метров и ближе новым подкалиберным снарядом...»

Еще одно свидетельство участника Курской битвы - командира танковой роты 10-го танкового корпуса П. И. Громцева: «Сначала стреляли по «Тиграм» метров с 700. Видишь - попадаешь, искры бронебойные высекают, а он идет хоть бы что и один за другим расстреливает наши танки. Благоприятствовала лишь сильная июльская жара - «Тигры» то там, то здесь загорались. Оказалось потом, что нередко вспыхивали бензиновые пары, скапливающиеся в моторном отделении танка. Напрямую удавалось подбить «Тигр» или «Пантеру» лишь метров с 300 и то только в борт. Много тогда наших танков сгорело, однако наша бригада все же потеснила немцев километра на два. Но мы были на пределе, больше такого боя не выдержать».

Такого же мнения о «Тиграх» придерживался и ветеран 63-й гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса Н. Я. Железнов: «...Пользуясь тем, что у нас 76-мм пушки, которые в лоб могут взять их броню только с 500 метров, они стояли на открытом месте. А попробуй подойди? Он тебя сожжет за 1200- 1500 метров! Наглые были. По существу пока 85-мм пушки не было, мы, как зайцы, от «Тигров» бегали и искали возможность как бы так вывернуться и ему в борт влепить. Тяжело было. Если ты видишь, что на расстоянии 800-1000 метров стоит «Тигр» и начинает тебя «крестить», то пока водит стволом горизонтально, ты еще можешь сидеть в танке. Как только начал водить вертикально - лучше выпрыгивай. Сгоришь! Со мной такого не было, а вот ребята выпрыгивали. Ну а когда появился Т-34-85, тут уже можно было выходить один на один...»





 
22 августа 1647 года родился Дени Папен,  французский математик, физик и изобретатель

Дени Папен родился в Блуа, изучал медицину в университете Анжера, где получил степень доктора медицины. Французский физик, один из изобретателей теплового двигателя.

Папен переезжает в Париж и становится ассистентом Христиана Гюйгенса, для которого конструирует воздушный насос и некоторые другие устройства.

Покинув по религиозным соображениям Францию, Папен в 1675 г. обосновался в Лондоне, где сошелся с Робертом Бойлем и другими членами Королевского общества. Через пять лет он представил Обществу так называемый "Папенов котел" - толстостенный сосуд, снабженный предохранительным клапаном с рычажной нагрузкой, с помощью которого ему удалось установить зависимость температуры парообразования от давления. Стремясь извлечь из открытия практическую пользу, Папен направил свои усилия на службу кулинарии. Поместив механизм внутрь небольшого котла, изобретатель представил на суд научного королевского общества первую в мире скороварку. «Благодаря этому аппарату самая старая и жесткая говядина станет мягкой и вкусной, как телятина», - гласила рекламная аннотация.

Идея использовать паровой двигатель в мореплавании тоже принадлежит Папену. Правда, пароход появился уже после смерти изобретателя. Модификация парового двигателя - паровая турбина - сегодня вырабатывает электричество на всех тепловых электростанциях мира.

Затем Папен переезжает в Венецию, где в течение трех лет занимает должность куратора экспериментов в академии Амброза Саротти, а с 1684 по 1687 гг. руководит экспериментами в лондонском Королевском обществе.

Отмена Нантского эдикта позволила ему вернуться на род ину, и в 1687 г. по приглашению ландграфа Карла Гессенского он занял место профессора математики Марбургского университета. К этому времени относится его работа над пароатмосферным двигателем - прообразом паровой машины, созданной в первое десятилетие XVIII в. Ньюкоменом и Коули.

В 1695 г. Дени Папен покидает университет и становится придворным инженером ландграфа, конструируя для своего патрона различные водоподъемные устройства. Служба его оплачивалась весьма скудно, и поэтому, имея большую семью и постоянно нуждаясь в деньгах, Папен решает вновь поискать счастья в Англии. В 1707 г. он приезжает в Лондон. Но старые друзья по Королевскому обществу умерли, а щедрых покровителей или прибыльной службы ему найти не удалось. Всеми забытый и покинутый, в жестокой нужде, он умирает в 1714, по другим данным 1712 году.

Паровой двигатель, преобразующий тепловую энергию в работу, изобрел в 1679 году французский врач Дени Папен.

Как физик Папен понял и оценил энергетические свойства водяного пара, но как техник не смог реализовать их в конструкции двигателя. С 1707 года он жил в Лондоне. Последняя информация о жизни Дени Папена — его письмо от 23 января 1712 года.


22 августа 1773 года родился Эме Жак Александр Бонплан, французский географ и ботаник, естествоиспытатель и путешественник первой половины XIX века

Родился Эме Жак Александр Бонплан в деревне Сен-Морис возле Ла-Рошель, Франция. Бонплан был сыном главного хирурга госпиталя Ла-Рошель Симона-Жака Гужо-Бонплана и Маргарит-Олив, урождённой де ла Кост. С 1791 года изучал медицину в Париже у Корвисара, испытал влияние ведущих ботаников того времени А. Л. Жюссьё и Дефонтена. Был призван на военную службу в качестве хирурга в порту Тулона (до 1795 года). Вернувшись в Париж, встретил Александра фон Гумбольдта, с которым завязалась дружба, основанная на увлечениях биологией и путешествиями. В январе—мае 1799 года Бонплан и Гумбольдт совершили экспедицию по Испании от Барселоны через Мадрид до Ла-Коруньи. Во время аудиенции в Мадриде испанский монарх ответил любезностью на просьбу учёных провести исследования в испанских владениях в Америке. Более того, он предписал своим американским наместникам оказывать исследователям всяческое содействие.

В июне 1799 года Бонплан под началом Гумбольдта (и на его собственные средства) отправился из порта Ла-Корунья через Канарские острова, где они подымались с научными целями на Тенерифский пик. 16 июля 1799 года экспедиция сошла на берег Венесуэлы в порту Кумана. Богатство и разнообразие природы тропических районов Нового Света поразило путешественников. Гумбольдт писал брату: Бонплан уверяет, что сойдёт с ума, если эти чудеса не скоро исчерпаются. Но еще прекраснее всех отдельных чудес общее впечатление этой природы — могучей, роскошной и в то же время легкой, веселой и мягкой… Из Куманы путешественники отправились в Каракас, столицу Венесуэлы, затем на юг в сторону городка Апуре. В Апуре путешественники наняли пирогу с пятью индейцами. На шестой день плавания путешественники достигли реки Ориноко, несколько дней провели в миссии Атурес и отправились далее по Ориноко. 

Они поднялись по реке до места, где от неё отходит на юго-запад рукав Касикьяре, впадающий в Риу-Негру, приток Амазонки. Учёные выяснили, что бассейны великих рек Ориноко и Амазонки взаимосвязаны. Путешественники спустились по Ориноко до Ангостуры, главного города Гвианы.

В ноябре 1800 года Александр и Эме перебрались на остров Куба и провели несколько месяцев в Гаване, совершая вылазки в различные районы Кубы, изучая природу Антильских островов. Гумбольдт и Бонплан у вулкана Чимборасо. Картина Фридриха Георга Вейтша, 1810. Затем путешественники переправились в Бразилию, поднялись по реке Магдалене до Онды, откуда проехали в Боготу. Посвятив довольно много времени изучению плато Санта-Фе, путешественники отправились в Кито через проход Квиндиу в Кордильерах. На пути и в провинции Кито они исследовали вулканы Экваториальных Анд, в июне поднимались на потухший вулкан Чимборасо (6 267 метров) и достигли высоты 5 759 метров — мировой рекорд того времени. Далее последовал поход по Перуанским Андам. В октябре 1801 года учёные прибыли в Лиму, в январе 1802 года — в Кито. В Перу они провели около года, изучая богатую природу этой части Америки. В декабре 1802 — марте 1803 годов исследователи перешли морем через Гуаякиль к порту Акапулько в Мексике и через три недели были в Мехико.

Там они прожили до января 1804 года, совершая экскурсии по стране. Наконец, 9 июля 1804 года Гумбольдт и Бонплан отплыли в Европу и 3 августа высадились в Бордо. Во время этой грандиозной экспедиции, которая продолжалась почти 5 лет, до 1804 года, Бонплан собрал до 6 000 растений и описал более 3 500, большая часть которых представляла новые для науки роды и виды. Огромный интерес представляют также данные по геологии, зоологии, метеорологии, картографии и другим наукам. За глубину и широту новых данных эта экспедиция позднее была названа «научным открытием Америки».В 1807—1834 годах вышло 30-томное описание экспедиции «Voyage aux regions йquinoxiales du Nouveau Continent, fait en 1799, 1800, 1801, 1802, 1803 et 1804» («Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799—1804 гг.»; практически одновременно вышло немецкое издание).

За составление гербария из дубликатов растений, собранных им совместно с Гумбольдтом и пожертвованных Ботаническому саду Национального музея естественной истории в Париже, Бонплан получил от Наполеона ежегодную пенсию в 3 000 франков, звание придворного ботаника императрицы Жозефины и пост директора (суперинтенданта) садов в Наварре (Нормандия) и Мальмезоне, описание которых издал под заглавием «Description des plantes rares cultivйes а Malmaison et а Navarre / par Aime Bonpland» (Paris: De l’Imprimerie de P. Didot, 1812—1817, в 11 частях, с 64 гравюрами на меди). Время от времени Бонплан совершал ботанические экскурсии по Европе. Смерть в 1814 году главной покровительницы Бонплана заставила его вновь искать счастья в Южной Америке (1816).

По прибытии в Буэнос-Айрес Бонплан был назначен там профессором естественной истории (1818 г.). Отсюда Бонплан предпринял в октябре того же года путешествие с научной целью вверх по течению Параны, успел, однако, достигнуть только Санта-Аны, провинция Корриентес на восточном берегу Параны, где устроил плантации чая и основал индейскую колонию, когда был в 1821 году внезапно арестован солдатами Доктора Хосе Гаспара Родригеса де Франсия, тогдашнего диктатора Парагвая, и вместе с индейцами, жителями новой колонии, отвезён в столицу Парагвая Асунсьон. Причиной этого было желание Франсии воспрепятствовать разведению парагвайского чая матэ в Аргентине. Из Асунсьона Бонплан был вначале послан в качестве гарнизонного врача в один из фортов, затем ему было предоставлено право продолжать свои научные занятия и даже совершать небольшие ботанические походы в глубь страны. Бонплан был освобождён только в мае 1829 года и поселился в Бразилии в Сан-Боржа, провинция Риу-Гранди-ду-Сул, основав поместье (второе — в Санта-Ане), где с успехом выращивал цитрусовые.

Отсюда писал он несколько раз Гумбольдту и Делессеру (Benjamin Delessert), что ожидает только возвращения своих коллекций из Парагвая, чтобы тотчас же вернуться в Европу. Но вместо того он сам поехал в Парагвай, где женился на индеанке. В Европе Гумбольдт, Делессер и другие ботаники продолжали помнить о нём. В Ганновере в 1853 году Зееманом был начат изданием журнал под характерным названием «Bonplandia». В 1857 году Бонплан был избран членом Академии Caesaro-Leopoldina. Последние годы Бонплан поддерживал себя лишь медицинской практикой и умер в бедности 4 мая 1858 года. Парагвайские его коллекции, которые он ещё при жизни подарил парижскому музею, были после смерти Бонплана утеряны.

Изменено: Елена Сальникова - 21.08.2016 20:48:31
Читают тему (гостей: 2)