Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
17 августа 1946 года первый полет пассажирского самолета Ил-18 с ПД АШ-73

История создания Ил-18 началась практически сразу после Великой Отечественной Войны. В СССР бурно развивались пассажирские авиаперевозки, и в первые послевоенные годы уже было ясно, что ни Ли-2, ни Ил-12, пришедший ему на смену, не способны коренным образом решить задачу растущих авиаперевозок.

Первый проект четырёхмоторного пассажирского лайнера был готов уже в 1945 году, а в 1946 взлетел первый опытный самолёт. Планировалось, что авиалайнер Ил-18 сможет перевозить 60-65 пассажиров на дальность до 3000 км. со скоростью 450 км/ч. Для полета на предельные расстояния в ночное время разрабатывали компоновку на 28 спальных мест. 

На экспериментальный самолёт Ил-18, первый полёт которого состоялся 17 августа 1946 года, были установлены 4 поршневых двигателя АШ-73ТК мощностью 2400 л.с. конструкции А.Д. Швецова. Сами двигатели были неплохими, однако они не позволяли самолёту дотянуть до требуемых характеристик, и уже тогда становилось ясно, что эра поршневых двигателей близится к концу. АШ-73ТК в итоге были применены на первом советском стратегическом бомбардировщике Ту-4, а разработку Ил-18 пришлось отложить на несколько лет.

В апреле 1956 года вышло Постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о разработке турбовинтового пассажирского лайнера с двигателями НК-4. Постановлением предусматривалась перевозка 75 пассажиров и 4000 кг грузов, включая багаж, с крейсерской скоростью 600-650 км/ч на высоте 8000 м на расстояние до 3000 км и 12000 кг коммерческой нагрузки на расстояние 2000 км. Описывались и взлетно-посадочные характеристики: разбег не должен был превышать 650, а пробег – 600 метров. Экипаж из пяти человек, включая стюардессу. В июле 1956 года КБ Ильюшина представило эскизный проект. Через месяц были утверждены технические требования (совместные ГВФ и ВВС), а в декабре был утверждён макет самолёта. И уже 24 июня 1957 года готовый прототип был передан на заводские испытания. Скорость разработки объясняется тем, что в КБ Ильюшина взяли за основу поршневой вариант Ил-18 и доработали его под турбовинтовые двигатели РК-4, внеся в конструкцию ряд изменений.

Ил-18 был первым советским самолётом, разработанным специально для перевозки пассажиров. С. В. Ильюшин отстаивал идею специализированного пассажирского самолета с присущей ему классической схемой, позволяющей создать высокоэффективную экономичную машину, полагая, что лётные и эксплуатационные характеристики многоцелевого самолета будут хуже. В итоге самолет Ил-18 с турбовинтовыми двигателями стал основным массовым и экономичным самолетом Аэрофлота, подтвердив тем самым правильность идеи С. В. Ильюшина. 

Самолет Ил-18  - самый массовый представитель первого поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями, воплотивший в себе все основные черты современного пассажирского лайнера. Он был построен и совершил свой первый полет в 1957 г. После успешных государственных эксплуатационных испытаний Ил-18 был запущен в серийное производство и с 1959 г. до настоящего времени находится в эксплуатации.

Ил-18 положил начало широкому развитию международных авиалиний Аэрофлота и массовому экспорту авиатехники. Именно при продаже Ил-18 во многие страны мира накопился богатый опыт не только торговых сделок, но и соответствующего оформления технической документации на основе международных стандартов. 

Самолет Ил-18 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовых двигателя АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко. Гондолы внутренних двигателей, несколько расширенные с нижней стороны крыла, используются для крепления и уборки основных опор шасси с четырехколесными тележками. 

Турбовинтовые двигатели семейства АИ-20 были выбраны из-за своей эффективности и надёжности. На первых модификациях Ил-18 устанавливались двигатели НК-4 сопоставимой мощности. Тягу двигателей выбирали из условия полета при отказе одного или двух двигателей. При остановке одного из двигателей можно продолжать взлет или совершать горизонтальный полет без снижения на высоте 8000 м, при этом дальность полета не уменьшается. При отказе двух двигателей горизонтальный полет производится на меньших высотах и скорости с некоторым уменьшением дальности полета. Это делало самолёт очень надёжным и безопасным.

Отличительной особенностью самолета Ил-18 является применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, обеспечившими нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полета. 




17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» первым из надводных кораблей достиг Северного полюса. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР.

Это событие имеет мировое значение и давно отмечается моряками-полярниками многих стран, как профессиональный праздник. Не все знают при этом, сколь непрост был путь «Арктики» к полюсу, а также о том, как сложилась судьба ледокола после выхода на «пенсию». Вот несколько малоизвестных фактов из его биографии.

1. В том легендарном походе экипаж ледокола долго не знал о том, куда и зачем судно идет. В пути радиооператору запретили выходить в эфир, чтобы не обнаружить себя. О том, что цель — Северный полюс морякам сказали лишь после того, как «Арктика» прошла пролив Вилькицкого, соединяющий моря Карское и Лаптевых. Кстати, первый иностранный корабль достиг полюса только спустя пятнадцать лет после советской «Арктики».

2. В течение четырех лет — с 1982 по 1986 гг. — «Арктика» носила имя «Леонид Брежнев». Переименование случилось вскоре после смерти многолетнего генсека СССР. Как потом говорили, это произошло по ошибке. Поначалу увековечить незабвенного Леонида Ильича, правившего страной восемнадцать лет, предполагалось, дав его имя другому, ещё только строящемуся ледоколу того же проекта 1052. Но в спешке или по невнимательности чиновников в соответствующем постановлении была указана для переименования «Арктика», к тому времени уже десять лет как спущенная на воду.

Технические характеристики первенца проекта: длина — 148 м, ширина — 30 м, водоизмещение — 23000 т, скорость хода по открытой воде — 20 узлов. Заложили ледокол 3 июля 1971 года на Балтийском заводе Ленинграда. В создании принимали участие более 350 объединений и предприятий СССР, около ста научно-исследовательских, проектно-конструкторских и эксплуатационных организаций. Государственный флаг подняли на «Арктике» в апреле 1975 года. Позднее на Балтийском заводе по тому же проекту было построено ещё пять атомных ледоколов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал»,"50 лет Победы".

3. В конце 1983 года экипажу «Арктики» (тогда — «Леонида Брежнева») выпало серьезное испытание в ситуации, случающейся, как говорили моряки, раз в столетие. Караваны судов торгового флота застряли во льдах. Пробиться в восточный район Северного морского пути казалось невозможным. Но команда атомохода рискнула, пробилась, и вывела из ледового плена в Айонском массиве транспортные суда и дизель-электрические ледоколы.

4. «Арктике» до сих пор принадлежит уникальное мировое достижение: с мая 1999-го по май 2000 года, т.е. ровно год, ледокол отработал без захода в порты. К тому времени судно отслужило уже 25 лет (проектный срок его эксплуатации), а было всё «как новенькое». Одна из главных причин — продление ресурса реакторной установки ледокола до 175 тысячи часов (при проектном ресурсе 100 тысяч часов).

5. Первым капитаном «Арктики» стал Юрий Кучиев. Он отдал арктическому флоту более 40 лет жизни. Начал служить в 1941 году матросом на буксире «Василий Молоков» в порту Диксон. В 2006 году, через 29 лет после легендарного похода 1977 года, и спустя год после смерти Юрия Сергеевича, в Мурманске побывала его дочь Татьяна. Приезжала она с миссией — доставить к северным льдам прах отца, как просил незадолго до кончины он сам. Волю капитана помогли исполнить моряки атомохода «Ямал». В районе Северного полюса с борта этого ледокола поднялся вертолет, высадивший родственников и близких капитана Кучиева на льдине, где прошел траурный митинг, после которого урну с его прахом опустили в полынью.

6. 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского регистра РФ. 3 октября была остановлена атомная энергетическая установка. В 2011-м с судна сняли экипаж, а потом исключили из Регистровой книги судов. Морское начальство заговорило о разработке проекта утилизации «Арктики» Были также предложения продать «Арктику» за рубеж. Но вмешалась общественность. Ветераны флота, в том числе, военного, моряки, а также полярники, ученые, историки, журналисты стали активно бороться за «Арктику». И — победили! Правительство РФ приняло решение сохранить этот ледокол как памятник, оборудовав в нем музей.


 
17 августа 1884 года родился Василий Андрианович Слесарёв, авиаконструктор. Разработал проект самого большого на то время самолёта "Святогор"

Родился Василий Андрианович Слесарёв в селе Следневе Мархоткинской волости Ельнинского уезда Смоленской губернии, в большой семье местного торговца Адриана Петровича Слесарева. Четверым своим детям отец сумел дать высшее образование, а младший из сыновей, Василий, в 1898 году был определён пансионером в Комиссаровское техническое училище, хотя оплата пансиона и обучения — 250 рублей в год — была для крестьянина-предпринимателя баснословно высокой.

Уже в 1904 году он поступил в Санкт-Петербургский электротехнический институт, однако в 1905 году занятия в высших учебных заведениях обеих столиц были временно прекращены и Слесарев уехал в Германию, где поступил в Дармштатское высшее техническое училище. В 1909 году, с дипломом I степени, он закончил Дармштатское училище и, прослушав последний курс высшего технического училища в Москве, получил в 1910 году второй диплом.

По рекомендации Жуковского был привлечён к созданию Аэродинамической лаборатории при Петербургском политехническом институте. По проекту Слесарева была построена, на тот момент наиболее совершенная в мире, испытательная аэродинамическая труба диаметром 2 метра и скоростью воздушного потока 20 м/с.

Под его руководством были проведены аэродинамические исследования деталей и узлов самолётов «Русский витязь» и «Илья Муромец», исследования по улучшению характеристик боевых самолётов типа «Ньюпор» и «Фарман». Одновременно Слесарев читал лекции на курсах авиации при Петербургском политехническом институте (изданы в 1912 году).

В 1914 году в журнале «Техника воздухоплавания» были напечатана его статья «Полет насекомых»; опыт по изучению полёта насекомых был использован для оптимизации тягового винта аэроплана. Слесарев — автор первого русского курса авиационного материаловедения.

По проекту, разработанному в 1913 году, в 1914 году был построен крупнейший для того времени двухмоторный самолет-бомбардировщик «Святогор».

Погиб 23 июля 1921 года.


17 августа 1887 года родился Адриан Даниэль Фоккер, нидерландский физик, член Нидерландской АН

Адриан Фоккер родился в Бейтензорге Нидерландской Ост-Индии. В 1913 году он окончил Лейденский университет, после чего год проработал в этом университете. С 1923 по 1927 год Фоккер работал профессором в Высшей технической школе. С 1923 по 1955 годы руководил физическим кабинетом Тейлоровского музея в Гарлеме. Работы Адриана Фоккера относятся к радиоактивности, рентгеновским лучам, электронной теории, теории относительности, гравитации, теории флуктуации. 

Он установил закон распределения средней энергии вращающегося электрического диполя в поле излучения (уравнение Фоккера – Планка), усовершенствовав метод, впервые использованный Эйнштейном для описания броуновского движения – хаотического зигзагообразного движения мельчайших частиц, взвешенных в жидкости. В 1914 года с А.Эйнштейном Фоккер развил теорию гравитации Нордстрема с применением тензорного анализа. В 1933 году Адриан Фоккер основал международный физический журнал и являлся его редактором до 1959 года. Скончался Адриан Фоккер 24 сентября 1972 года в Апелдорне (Нидерланды). 


17 августа 1893 года Вальтер Карл Фридрих Ноддак, немецкий физикохимик, первооткрыватель рения

Родился Вальтер Карл Фридрих Ноддак в Берлине. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1912—1914, 1919—1920). С 1922 г. работал в Институте химии Берлинского университета. В 1935—1941 гг. — директор Института физической химии Фрайбургского университета, в 1941—1946 гг. — профессор Страсбургского университета, в 1946—1957 гг. — Философско-теологической высшей школы в Бамберге. С 1956 г. — директор исследовательского института геохимии в Бамберге.

Основные исследования посвящены геохимии редких и рассеянных элементов. В начале 1920-х годов под его руководством в лаборатории Siemens & Halske были начаты работы по обнаружению химических элементов с атомными номерами 43 и 75. Их существование было предсказано Д. И. Менделеевым ещё в 1871 году, по аналогии свойств элементов в группе периодической системы («экамарганец» и «двимарганец»). Существование ещё неоткрытых элементов в 7 группе периодической системы было подтверждено Г. Мозли в 1914 году.

В 1925 году В. Ноддак на собрании немецких химиков в Нюрнберге сообщил об открытии рентгеноспектральным анализом нового химического элемента с атомным номером 75 в платиновой руде и колумбите. Научная группа Ноддака при активном участии жены Иды Такке (Ноддак) и Отто Берга также обнаружила следы новооткрытого элемента в гадолините и молибдените. Новый элемент был назван рением (от лат. Rhenus  — наименование реки Рейн, в честь Рейнской провинции Германии — родины Иды Ноддак). В следующем году из норвежского молибденита удалось выделить первые 2 мг рения. Относительно чистый рений удалось получить только в 1928 году. Для получения 1 грамма рения требовалось переработать 660 кг молибденита.

Одновременно с рением было объявлено об открытии элемента с атомным номером 43, названном мазурием (по названию исторической области Мазурия в Восточной Пруссии). Однако, это открытие оказалось ошибочным: этот элемент был обнаружен только в 1937 году группой Э. Сегре в продуктах ядерного синтеза и в 1947 году назван технецием.

В 1931 году вместе с женой Ноддак был награждён медалью Юстуса Либиха Немецкого химического общества. Совместно с немецким физикохимиком Дж. Эггертом исследовал (1921—1929) квантовый выход процесса фотохимического образования металлического серебра и кристаллов галоидного серебра фотоэмульсии. Изучил (1933) процесс образования перрената калия — исходного продукта для получения большинства других соединений рения.

Умер в Берлине 7 декабря 1960 года. Вальтер Ноддак похоронен в Бамберге.

Изменено: Елена Сальникова - 16.08.2016 15:14:07
 
17 августа 1896 года родилась Лотта Джоанна Александра Якоби, немецкий и американский фотограф; известна своими портретами знаменитостей

Родилась Лотта Джоанна Александра Якоби в семье фотографов (ее прадед в 1840 г. начинал как профессиональный дагерротипист). Изучала историю искусств и литературу в Академии Лозена (1912-1916) и училась в Баварской государственной академии фотографов (Мюнхен) и Мюнхенском университете (1925-1927). 

«Я родилась для фотографии», – говорила Лотта Джоанна Александра Якоби. Ее имя ставили в один ряд с именами великих фотохудожников – Альфреда Штиглица, Ман Рэя, Ричарда Аведона. Она прожила 94 года, из которых более 70 отданы были фотографии. 

Ее прадедушка еще в 1840 г. встретился с Луи Дагерром и купил лицензию и оборудование для производства дагерротипов. Вернувшись в Германию, он занялся фотобизнесом. Лотта начала свою карьеру в 12 лет, помогая отцу. Через несколько лет она стала одним из самых успешных фотографов в Берлине. 

На ее «германских» портретах – те, кто фашизма принять не мог и не принял: знаменитый клоун Грок, актеры Лотта Ленья, Эрнст Буш, Фриц Картнер, Лоттар Мюттель, Ханс Альберс, Генрих фон Твардовски. В начале 1930-х Лотта Якоби побывала в СССР и сделала серию замечательных снимков, одним из лучших среди которых был портрет К.С.Станиславского. Лотту очень тронуло, что великий Станиславский опекал и консультировал «Габиму». 

По возвращении в Германию ее арестовали и направили в концлагерь, откуда она чудом вырвалась. Чудотворцем оказался фотохудожник Лео Кац – друг и советчик Лотты на протяжении всей жизни. Позже, в конце 40-х, именно Лео вдохновил ее на эксперименты и всячески поддерживал в создании абстрактной фотографии – экспрессия, эротика, мысль, взрыв фантазии. Лотта экспериментировала в жанре фотогеники – в темной комнате фотографировала причудливо подсвеченные прозрачные ткани. 

В 1935 г. Лотта эмигрировала в США. Здесь ей пришлось начать с нуля, но ее талант и работоспособность быстро превратили ее в преуспевающего фотографа. Поначалу ее моделями были такие же, как и она сама, беглецы из Германии. Великолепны портреты: Томас Манн, Макс Рейнхардт, Альберт Эйнштейн – целая серия снимков, задачей которой было показать не только гениального ученого, но и человека. Многие годы известная всему миру фотостудия Якоби находилась на Манхэттене. С ней связаны такие хрестоматийные шедевры фотографии, как портреты Поля Робсона, Элеоноры Рузвельт, Ширли Грэм, директора музея современного искусства Эдварда Стэйкена, писателей Роберта Фроста и Скотта Ниринга. 

Якоби быстро и энергично вошла в американскую жизнь. Изменилась эстетика ее фотографий. Но фокусировать внимание на душе – было и осталось ее творческим правилом. Она пробовала себя в различных жанрах, ее считают родоначальницей абстрактной фотографии, наибольшего успеха она добилась в фотопортрете. В разное время в ее объектив попадали Хаим Вейцман, Альфред Штиглиц, Томас Манн, Анри Барбюс, Джером Сэлинджер. В 1945 г. она фотографировала Марка Шагала и его дочь Иду. Художник долго рассматривал пробные отпечатки снимков, а потом произнес: «Теперь я понимаю, фотография – это искусство». 

Начало 50-х стало для Якоби временем трагических потерь: умерла мать, год спустя – муж, еще через два года – ближайший друг семьи, бывший для Лоттыопорой после смерти мужа. Художница уезжает к сыну в штат Нью-Гемпшир. Появились новые друзья, а следом – их портреты. И снова – фотогеника Якоби, говорящей языком экспрессионизма. Цвет так же подвластен ей, как и черно-белая печать. Она «шла в ногу» с развитием фототехники, с разработкой принципиально новых методов и приемов фотографирования, предлагая собственные, всегда оригинальные, всегда поражающие новизной и изобретательностью. Умерла в 1990 году. 


17 августа 1922 года родился Олег Николаевич Коротцев, астроном, автор книг военно-исторической и естественно-научной тематики

Олег Николаевич Коротцев - участник Великой Отечественной войны, артиллерист-ефрейтор, ветеран Красносельской Краснознаменной ордена Кутузова 2-й степени стрелковой дивизии. В 1954 окончил Московский институт инженеров землеустройства по геодезической специальности. Работал научным консультантом в Ленинградском планетарии. В 1971 году обратился через «Комсомольскую правду» к советским астрономам с призывом назвать одну из малых планет Солнечной системы в честь Зои Космодемьянской (планета Зоя № 1793), став инициатором создания Космического мемориала героев Великой Отечественной войны.

Действительный член Астрономо-геодезического общества России. Лауреат Диплома имени Ю. А. Гагарина Центра подготовки космонавтов Звездного городка. Инициатор создания музея «Звёздный мемориал», открывшегося в 1987 году в ленинградском лицее № 101. 1 сентября 1993 года Международный астрономический союз по предложению Института теоретической астрономии РАН утвердил за малой планетой Солнечной системы № 3501, открытой советским астрономом Т. М. Смирновой, название Олегия (Olegiya) в честь Коротцева.

Умер в 2011 году. Похоронен на Смоленском православном кладбище.


17 августа 1923 года родился Юрий Николаевич Павлов, заслуженный лётчик-испытатель СССР (17 августа 1979), капитан

Родился Юрий Николаевич Павлов в городе Наманган (Узбекистан). Детство провёл в городе Бугуруслан Оренбургской области. В армии с 1941. В 1941 учился в Чкаловском кавалерийском училище (г.Оренбург), в 1942 окончил Одесское пехотное училище. Служил в строевых пехотных частях. Участник Великой Отечественной войны: в апреле 1943-мае 1945 -командир миномётного взвода 463-го стрелкового полка (Центральный, 1-й и 4-й Украинские фронты). 

После войны продолжал службу в армии. С 1946 - в запасе. В 1946-1948 учился в Куйбышевском индустриальном техникуме, в 1952 окончил Киевский институт инженеров ГВФ. В 1952-1962 работал инженером, старшим инженером, ведущим инженером в НИИ ГВФ. В 1950-1952 занимался планерным и самолётным спортом в Киевском аэроклубе. В 1958 окончил Сасовское лётное училище ГВФ, в 1962 - вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей. 

С декабря 1962 по ноябрь 1983 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл много испытательных работ на вертолётах Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-24 по тематике института. Живёт в Москве. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

 
В бухте Севастополя начались подводные археологические работы

Подводные археологи начали изучение обнаруженных на дне Севастопольской бухты двух кораблей, сообщил РИА Новости руководитель экспедиции, научный сотрудник института востоковедения Виктор Лебединский.

"Первоначально корабли были найдены в результате подводно-археологической разведки с помощью гидролокатора бокового обзора в прошлом году. В этом году мы погрузились на них и провели фото и видеофиксацию. Место их положения – центр Севастопольской бухты, примерно в 380 метрах от памятника затонувшим кораблям лежит один корабль, на выходе из бухты – второй", — сказал Лебединский.
В центре бухты корабль покоится на 18-метровой глубине, это клепаное металлическое судно постройки примерно начала века. По мнению археологов, оно могло затонуть во время второй обороны города во время Великой отечественной войны в результате взрыва. Установить причины гибели корабля и провести его идентификацию ученые намерены в ближайшее время.

"Второе судно – это деревянный корабль, он находится на глубине 20 метров. Этот корабль практически наверняка относится ко времени первой обороны города во время Крымской войны, возможно, он был одним из тех кораблей, которые затопили специально", — сказал Лебединский.

Работы водолазов продолжаются, сказал ученый. Есть идея установить у затонувшего корабля в центре бухты подводные камеры и транслировать изображение на монитор, расположенный на набережной, подчеркнул он.

Исследования кораблей проводит институт Востоковедения РАН совместно с Севастопольским госуниверситетом при поддержке севастопольского отделения РГО и ЦСКА МО РФ.


Ученые выяснили, какие народы дольше остаются молодыми

Исследователи из Университета Калифорнии выяснили, что народы, относящиеся к латиноамериканской этнической группе стареют медленнее.

"Латиноамериканцы живут дольше, чем европейцы, несмотря на более высокие показатели заболеваемости диабетом и другими заболеваниями. Ученые называют это "латиноамериканский парадокс," — рассказал профессор генетики Стив Хорват. По его словам, исследование показывает, что латиноамериканцы стареют более медленно на молекулярном уровне.

Хорват и его коллеги проанализировали 18 наборов данных по образцам ДНК почти 6000 человек. Среди испытуемых были представители семи этнических групп: две африканские группы, афро-американцы, европейцы, жители Восточной Азии, латиноамериканцы и еще одна группа, генетически связанная с латиноамериканцами.

Когда ученые исследовали ДНК, они были поражены различиями, связанными с этнической принадлежностью. В частности, исследователи заметили, что кровь латиноамериканцев стареет медленнее.

Хорват также планирует изучить скорость старения других человеческих тканей и определить молекулярный механизм, который защищает латиноамериканцев от старения.


Мозг толстяков оказался на 10 лет старее, чем у стройных людей

Лишний вес может ускорять старение мозга – наблюдения за состоянием нервной системы у стройных и тучных людей показало, что мозговая ткань толстяков в среднем выглядит на 10 лет старше, чем у их сверстников, не имеющих проблем с весом, говорится в статье.

"По мере старения наш мозг постепенно уменьшается в объеме, и у тучных людей этот процесс почему-то идет быстрее, чем у людей с нормальным весом. Мы не знаем, почему это происходит, и можем только гадать, вызывает ли ожирение ускоренное "усыхание" мозга, или наоборот, приводят ли к ожирению те процессы, которые заставляют мозг стареть быстрее", — заявила Лиза Ронан (Lisa Ronan) из Кембриджского университета (Великобритания).

Ронан и ее коллеги открыли этот необычный феномен, изучив снимки мозга более 500 жителей Кембриджа в возрасте от 20 до 87 лет, полученные при помощи магнитно-резонансного томографа в одной из больниц города. 

Ученых интересовало то, как диетические привычки, состояние метаболизма и другие вещи, связанные с ожирением и диабетом влияют на скорость старения мозга и на подверженность его клеток смерти. Используя данные МРТ, британские нейрофизиологи вычисляли объем белого вещества у своих подопечных, толщину коры их мозга и ее площадь у толстых и стройных людей, и сравнивали их между собой.

Как показал их анализ, различия в структуре мозга у них действительно существовали, и они начинали заметно проявляться только после 40 лет жизни. После наступления этой отметки мозг тучных людей начинал стремительно стареть и сокращаться в объеме, и к 50 годам его объем и устройство соответствовали тому, как выглядел мозг у стройных людей в 60 лет.

Что интересно, данный процесс в основном затрагивал белое вещество мозга и почти не касался коры, чья площадь и толщина была примерно одинаковой как у толстых, так и у худых пожилых людей. Это в целом соответствует тому, что когнитивные способности и IQ толстых и худых людей в этой возрастной категории примерно равны друг другу.

Пока ученые не знают, что является причиной и следствием в этом феномене ускоренного старения мозга у толстяков. Ответ на этот вопрос, по мнению Ронан, крайне важен, так как население Земли стремительно стареет и толстеет, и защита мозга от увядания может стать одной из главных задач медицины в последующие десятилетия.

 
Почему РНК проиграла ДНК «спор за наследство»

В двуспиральной РНК невозможны структурные перестройки, которые в ДНК обеспечивают устойчивость молекулы к химическим модификациям.

Мы часто слышим о том, что жизнь на Земле началась с РНК – именно рибонуклеиновые кислоты стали первыми, кто научился не только хранить информацию, но и передавать её из поколения в поколение и, что немаловажно, допускать при этом определённый процент ошибок, открывающий путь отбору.

По гипотезе РНК-мира, в древнейшем океане на нашей планете плавали молекулы РНК, которые копировали сами себя и соревновались друг с другом за ресурсы – например, за нуклеотиды, которые служат для РНК строительными «кирпичиками».

Однако со временем РНК отошла на второй план, и у современных организмов (за исключением некоторых вирусов) вся наследственная информация хранится в ДНК, а РНК стала копией-посредником, которая синтезируется на определённом гене, а потом направляется к белок-синтезирующей машине. Ещё есть масса разновидностей РНК, выполняющих в клетках важнейшие регуляторные функции, но, так или иначе, хранением наследственной информации и РНК сейчас не занимается.

Почему так произошло? Известно, что ДНК намного устойчивее, чем РНК, и один из механизмов такой устойчивости описывают в своей статье в Nature Structural and Molecular Biology Хашим Аль-Хашими (Hashim M Al-Hashimi) и его коллеги из Университета Дьюка. Но прежде чем перейти к сути их работы, нужно вспомнить, что представляет собой ДНК.

Мы знаем, что это двуспиральная молекула, напоминающая винтовую лестницу – каждая нить ДНК сложена последовательностью рибонуклеотидов, в состав которых входят остаток фосфорной кислоты, сахар дезоксирибоза и азотистое основание. Именно азотистые основания, числом четыре (аденин А, тимин Т, гуанин G, цитозин С), и образуют генетический текст.

 В ДНК основания обращены внутрь «лестницы», причём азотистые основания одной нити ДНК соединяются с основаниями другой нити, образуя «перекладины». Однако основания соединяются с собой не абы как, а по определённому правилу комплементарности: аденин – с тимином, гуанин – с цитозином. Заслуга Уотсона и Крика, построивших модель ДНК, именно в том, что они поняли, что именно такое соединение нуклеотидов в разных цепях позволяет сделать устойчивую длинную молекулу, которая сможет передавать информацию своей «дочке».

При репликации (то есть при удвоении ДНК) на каждой её цепи в соответствии с правилом комплементарности синтезируется новая цепь, и благодаря строгому соединению А с Т и G с С две новые двуспиральные молекулы ДНК выглядят так же, как и прежняя материнская молекула. (Тут стоит заметить, что на самом деле старая молекула расходится на две цепи, и каждая из старых цепей отходит по наследству дочерним молекулам, но в молекулярные тонкости репликации мы сейчас погружаться не будем.)

Но довольно скоро оказалось, что нуклеотиды в комплементарных цепях могут спариваться друг с другом по-разному. Это не значит, что аденин вдруг встанет в пару с гуанином – сами напарники будут те же, просто химические связи между ними будут немного иные. Схему неканонического спаривания нуклеотидов предложил Карст Хугстин, и с тех пор кроме стандартных уотсон-криковских пар существуют ещё и хугстиновские пары. Повторим ещё раз, что при спаривании по Хугстину аденин по-прежнему стоит в паре с тимином, а гуанин с цитозином, просто в их молекулах связи образуются между другими атомами, и сами азотистые основания несколько иначе развёрнуты в пространстве друг относительно друга.

Разные виды спаривания нуклеотидов действительно есть в природной ДНК: несколько лет назад Аль-Хашими и его сотрудники показали, что пары нуклеотидов переходят в хугстиновскую форму, когда ДНК связывается белками или же когда в ней случатся химические повреждения. Когда белок покидает ДНК и когда повреждения устраняются, пары оснований возвращаются в обычное, уотсон-криковское состояние.

В РНК же, как оказалось, никаких хугстиновских взаимодействий не получается. РНК тоже может существовать в форме двойной спирали, однако основания в ней всегда спарены по Уотсону и Крику, вне зависимости от внешних условий и вне зависимости от нуклеотидной последовательности самой РНК.

Более того, когда в РНК вносили химическую модификацию, которая в ДНК заставляла азотистые основания перейти в хугстиновскую конфигурацию, то цепи РНК в таком случае просто расходились друг с другом. Вообще говоря, параметры двуцепочечных спиралей ДНК и РНК отличаются, и, по мнению авторов работы, поскольку спираль РНК более плотная, то никакие переходы от одной схемы взаимодействия к другой в ней просто невозможны.

Иными словами, взаимодействия по Хугстину добавляют ДНК гибкости и прочности: в случае каких-то химических неприятностей её цепи не разойдутся друг с другом, а подождут, когда их отремонтируют. Возможно, хугстиновские взаимодействия оказываются кстати вообще при работе с белками – а ведь ДНК постоянно приходится работать с белками, которые приходят либо для того, чтобы активировать какой-то ген, или чтобы начать репликацию, или для того, чтобы исправить мутацию. Двуспиральная молекула РНК в этом смысле оказывается более жёсткой и хрупкой, и потому менее подходящей на роль хранителя генетической информации.

 
Осадочные воды станут удобрением

Задумывались ли люди когда-то о том, что вода, которая льется с неба — это не просто осадки. Это возможность улучшить свойства грунта, ведь осадочные воды отлично могут подойти на роль удобрений. Об этом опубликовал статью журнал Frontiers. Такой подход обеспечит максимально эффективный кругооборот фосфатов в природе.

Растения не могут обходиться без фосфора, равно, как и человек. Живые существа, испытывающие недостаток этого элемента, сталкиваются с различными заболеваниями, слабостью. Недостаток фосфора в грунте отрицательно сказывается на качестве растительности и урожаев.

Обеспечить грунты достаточным количеством этого элемента позволит эффективная переработка вторичного сырья, в котором содержится фосфор.

Ученые предложили использовать осадочную воду, как вторичный источник фосфора, потому что это намного дешевле, чем изготовление удобрений на коммерческих предприятиях.

Светящиеся рыбы со дна океана

Обнаружено несколько новых видов уникальных глубоководных рыб из семейства Opisthoproctidae. Ранее ученые сообщали, что эти уникальные животные — обладатели прозрачных голов и неповторимого свечения. Теперь станет известно еще больше об этих рыбах.

Пока что ученым удалось описать только 19 видов таких рыб. Это связано с тем, что все добытые образцы отличаются хрупкостью и изучать их неимоверно сложно. Это не просто новые рыбы, это новые светящиеся рыбы, у которых есть специальный орган, источающий световые волны.

Понять, что перед биологами новые виды, помогли митохондриальный геном и пигментация животных. Новых рыб, отловленных вблизи Новой Зеландии, Самоа, сравнили с видами, ранее добытыми возле Австралии. Было ясно, что это совершенно разные животные.

Opisthoproctidae обитают на такой глубине, куда иногда проникает свет. Вероятно, они используют свое внутреннее свечение для маскировки, а также для передачи сигналов.


В Мексике открыли новые виды змей

Сокровищница мексиканских рептилий пополнилась еще несколькими видами. Ученые обнаружили змей, обитающих в земле. Эти уникальные, доселе неизвестные виды змей обитают в горах Пуэбла и Веракрус, которые находятся в центральной части Мексики.

Ученые уже рассказали о своей находке нескольким журналам о природе. Найти таких змей проблематично из-за их способа жизни. Точно так же сложно уберечь их от вымирания. Это связано с тем, что их ареал часто ограничен небольшой территорией, которую тяжело защитить.

Мексиканские ученые стали собирать данные об этих удивительных роющих змеях, чтобы понять путь их эволюции. Первая особенность, которая бросилась в глаза — это их полосатая окраска. Всего было изучено четыре вида змей. Но ученые полагают, что это не конец — исследования горных склонов откроют еще больше видов этих рептилий.

Некоторые из них имеют настолько малый ареал, что обитают лишь в определенном типе растительности. Такие животные уязвимы и нуждаются в охране.

 
Командир экипажа МКС сообщил об увиденном им НЛО — видео

В воскресенье, 14 августа, во время плановой прямой трансляции с Международной космической станции, в объектив камеры попал неопознанный летающий объект (смотрите видео ниже).

Видеокамера зафиксировала объект овальной формы серого цвета, поверхность которого напоминает металлическую, в 15:51.
Далее на видео можно наблюдать, как объект отдаляется от Земли на большой скорости, что несвойственно каким-либо образованиям естественного природы.

В 15:55 бортового времени странная конструкция, по очевидным причинам напоминающая объект искусственного происхождения, находилась уже на значительном расстоянии от первоначального места своего обнаружения. Впоследствии скорость движения странного объекта значительно снизилась.

В 17:24 командир экипажа МКС передал сообщение в центр управления полетами, состоящее всего лишь из одной фразы: «Это совершенно странно.»

Таким образом, можно предположить, что НЛО был замечен не случайно — именно за ним и наблюдали камеры станции.



Источник.
 
Аораки – «большое белое облако» Новой Зеландии

Новая Зеландия – сокровищница для любителей красивой природы, неописуемо живописных ландшафтов и уникальных национальных парков.

А еще Новую Зеландию обожают поклонники легендарной саги «Властелин Колец», потому что каждый снимок этого острова напоминает место съёмок того или иного эпизода.

Новая Зеландия славится своими национальными парками и заповедниками. Об одном из них мы расскажем сегодня. Им станет национальный парк Маунт-Кук или, как его еще называют, Аораки. Найти это прекрасное место можно на Южном острове неподалеку от городка Твизел.

Национальный парк называется «Маунт-Кук» от словосочетания «Гора Кука» (Mount Cook). На территории заповедника располагается эта точка, которая является высочайшей в Южных Альпах и всей Новой Зеландии. Гора Кука возвышается над поверхностью моря на 3754 метра. Гору назвали в честь путешественника Джеймса Кука, а вот маори, местное народонаселение, называет ее Аораки, что означает «большое белое облако».

Большая часть заповедника – это горная местность и ледники, поэтому флора и фауна там соответствующая. Большинство растений – это альпийские виды, среди которых уникальные лилии Маунт Кук, являющиеся крупнейшими представителями своего типа.

В новозеландских горах обитает множество птиц, например, кеа и коньки, а также много копытных животных, которым свойственно жить на горных склонах. Среди них серны, олени, гималайские тары. На этих животных можно было бы охотиться, но с 1953 года территория принадлежит заповеднику, и об охоте речь идти не может.

По территории Маунт-Кука проложено немало пешеходных маршрутов, как для опытных туристов, так и для новичков. Поэтому все, кто приехал сюда, могут полюбоваться красотами природы южной части Новой Зеландии.



Источник.
 
18 августа 1782 года в Санкт-Петербурге торжественно открыт памятник Петру I

Памятник Петру I, бронзовый монумент всадника на вздыбленном коне, взлетевшем на вершину скалы, больше известный благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина как «Медный всадник» - неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга. До XVIII века памятников в России, даже царям, не ставили. Однако Петр I, создавая северную столицу, по примеру крупных городов Италии, Франции, Испании не представлял себе город без монументальной скульптуры. Сам Петр не возражал против установления памятника самому себе еще при жизни. Первым скульптором, создавшим и конную статую императора, стал Карло Растрелли. Однако в бронзе монумент был отлит только в царствование Елизаветы Петровны, но так и не был при ней установлен. 

Екатерина II забраковала статую Петра, созданную Растрелли, решив поставить основателю города другой памятник. Она объявила конкурс на создание проекта не только в России, но и во Франции. Лучшим был признан проект француза Этьена-Мориса Фальконе. По замыслу Фальконе, основанием конной статуи Петра должна была  служить огромная естественная скала, своими очертаниями напоминающая морскую волну. Гранитный камень нужных размеров был найден в Лахте. Доставка 1600-тонного монолита в Петербург заняла полтора года. В течение трех лет модель памятника была изготовлена в ту величину, в какую ее планировалось отлить из бронзы. В то же время встал вопрос о выборе места для памятника. Одни предлагали поставить памятник на площади перед Зимним дворцом, другие - перед главным фасадом Адмиралтейства, третьи считали, что лучше всего поместить его между боковым фасадом Адмиралтейства и Зимним дворцом. 

Наконец было решено установить памятник между зданиями правительственных учреждений, созданных Петром - Сенатом и Адмиралтейством, ближе к Неве. 11 октября 1770 года скала была поставлена на свое место. Установленный на предназначенное место камень вызвал удивление и восторг. На него приходили смотреть как на чудо, не меньшее, чем сам памятник. Окончательной установки памятника пришлось ждать еще 12 лет. Около трех лет ушло на подготовку к отливке статуи в металле. Отливка, порученная артиллерийскому литейщику Хайлову, началась в 1774 году. Чтобы избежать образования швов между отдельными частями статуи, Фальконе решил отлить ее за один прием, но сделать это не удалось - в литейной форме образовались трещины. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но прошла без происшествий. Еще год ушел на соединение частей скульптуры, заделку шва, чеканку и шлифовку. 

В память о завершении отделки памятника Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Дожидаться открытия памятника Фальконе не стал. В августе 1778 года он покинул Россию. Работы по подъему и установке монумента выполнил архитектор Фельтен по расчетам Фальконе. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа 1782 года. Благодаря Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть не иначе как «Медный всадник».

Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

В настоящее время «Медный всадник» является популярным местом для молодожёнов.

Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. «Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.



 
Русское Географическое общество основано в Санкт-Петербурге по Высочайшему повелению императора Николая I, который 18 августа 1845 года утвердил представление министра внутренних дел России Л.А.Перовского

Общество учреждалось при Министерстве внутренних дел, что подчеркивало его государственный статус.

В первой половине XIX века Географические общества были созданы в целом ряде стран, наше Общество стало четвертым по возрасту в Европе.

К этому времени Россия уже имела немалый опыт географических исследований. Были организованы экспедиции для изучения Сибири, Закаспийского края, отдаленных восточных и северных окраин страны.

Такие мероприятия, как Вторая Камчатская экспедиция 1733—1742 гг. и Академические экспедиции 1768—1774 гг., не знали равных по масштабам в истории географических исследований XVIII века.

Мировую славу России и ее науке принесли кругосветные плавания в начале XIX века, во время одного из которых, под началом Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.К. Лазарева в 1820—1821 гг., был достигнут выдающийся успех — открыт новый материк, первый участок Антарктической суши.

За первые десятилетия XIX века было снаряжено немало экспедиций и на территории самой России, среди них замечательная по своим научным результатам экспедиция А.Ф. Миддендорфа (1843—1844 гг.) в Восточную Сибирь.
 
Развитие капиталистических отношений на обширных территориях Европейской России стимулировало интерес к собиранию детальных сведений о природных ресурсах, о состоянии населения, промыслов, земледелия, торговли и т. д. Некоторые шаги в этом направлении предпринимали правительственные учреждения.

И все же для такой огромной страны всего этого было ничтожно мало, что прекрасно понимали не только наиболее дальновидные ученые, но и другие прогрессивные, либерально настроенные интеллигенты, осознававшие необходимость реформ и видевшие, что без серьезного всестороннего знания своей страны (для чего была необходима специальная организация, координирующая такую работу) вряд ли можно добиться хозяйственного прогресса.
 
В 1843 году под руководством П.И. Кеппена, ученого-энциклопедиста, выдающегося статистика и этнографа, стал регулярно собираться кружок статистиков и путешественников для обсуждения острых вопросов состояния хозяйства в стране, составления ее статистического описания.

Позднее к кружку присоединились известный натуралист и путешественник К.М. Бэр, ученый с необычайной широтой научных интересов, и знаменитый мореплаватель адмирал Ф.П. Литке, исследователь Новой Земли, начальник кругосветной экспедиции 1826—1829 гг.

Это собрание можно считать предшественником Географического общества. Вопрос об его организации обсуждался весной 1845 года по инициативе К.М. Бэра.

Основную «организационную подготовку» взяли на себя К.М. Бэр, Ф.П. Литке и Ф.П. Врангель, начальник Колымской экспедиции 1820—1824 гг. и кругосветной экспедиции 1825—1827 гг. Ф.П. Литке подготовил проект Устава, который был подписан членами-учредителями.

В их числе, кроме упомянутых выше, И.Ф. Крузенштерн, В.И. Даль, В.Я. Струве, Г.П. Гельмерсен, Ф.Ф. Берг, М.П. Вронченко, М.Н. Муравьев, К.И. Арсеньев, П.А. Чихачев, В.А. Перовский, В.Ф. Одоевский — фамилии, известные и сегодня.

За Высочайшим повелением последовало первое собрание учредителей 1 октября 1845 года, на котором были избраны первые действительные члены РГО.

Здание Русского Географического общества было построено в 1908 году в  Демидовском переулке Санкт-Петербурга  (ныне пер. Гривцова, д. 10).

19 октября 1845 года в конференц-зале Императорской Академии наук и художеств состоялось первое общее собрание действительных членов РГО, избравшее Совет Общества. Открывая это собрание, Ф.П. Литке определил главной задачей Русского Географического общества «возделывание географии России».

При создании Общества предусматривалось 4 Отделения: географии общей, географии России, статистики России и этнографии России. Согласно постоянному Уставу 1849 года перечень отделений стал иным: отделения географии физической, географии математической, статистики и этнографии.

В начале 50-х годов XIX века в Обществе появились первые региональные отделы — Кавказский (в Тифлисе) и Сибирский (в Иркутске). Затем открываются Оренбургский и Северо-Западный (в Вильно, Юго-Западный (в Киеве), Западно-Сибирский (в Омске), Приамурский (в Хабаровске), Туркестанский (в Ташкенте) отделы, с большой энергией взявшиеся за изучение своих регионов.

Первым Председателем Общества стал Великий князь Константин (1821— 1892), второй сын Николая I. Его воспитателем был в свое время Ф.П.Литке. Константин Николаевич был одним из образованнейших людей той эпохи, поэтому принимал активное     участие в проведении крестьянской реформы.

После его смерти Великого князя Константина Николаевича Общество возглавил Великий князь Николай Михайлович, а, начиная с 1917 года, председатели (позднее — президенты) стали избираться.

Первым фактическим руководителем РГО был его вице-председатель Ф.П. Литке — с 1845 по 1850 год. Затем его на 7 лет сменил сенатор М.Н.Муравьев, а с 1857 по 1873 год Обществом снова управлял Ф.П. Литке. После смерти знаменитого адмирала Общество возглавил П.П. Семенов, получивший впоследствии к своей фамилии прибавление Тян-Шанский и руководивший обществом в течение 41 года до своей кончины в 1914 году.
 
Уже в первые десятилетия деятельности Общество объединило наиболее передовых и образованных людей России, которым были близки острые социально-экономические проблемы эпохи. Русское географическое общество заняло видное место в научной и общественной жизни страны.


Изменено: Елена Сальникова - 17.08.2016 23:01:13
Читают тему (гостей: 19)