Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
30 апреля 
30 апреля 1883 года родился Ярослав Гашек

        (30 апреля 1883Прага — 3 января 1923Липнице) — чешский писатель-сатирик,анархистдраматургфельетонистжурналист, комиссар Красной Армии. Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих произведений, из которых мировую известность получил его неоконченный роман «Похождения бравого солдата Швейка».


Родился в Праге в учительской семье. Отец умер, когда Ярославу было тринадцать лет, и мальчику пришлось оставить гимназию и идти работать. 
Несколько лет спустя он окончил торговое училище - и отправился бродяжить: обошел Чехию, Словакию, Венгрию и Галицию. Впечатления от этих скитаний легли в основу первых рассказов Гашека. Довольно быстро он обнаружил в себе талант сатирика. 

Из-под его пера выходили рассказы, фельетоны, памфлеты, и "продукция" Гашека была нарасхват у пражских газетчиков. 

В 1911 году Гашек едва не угодил в тюрьму за насмешки над государством: в одном из кабачков он устроил целое представление, посвященное созданию фиктивной партии "умеренного прогресса в рамках закона". 
В 1914 году Гашека призвали в армию и отправили на Восточный фронт. Он попал в плен к русским, был сослан в Сибирь, где и встретил революцию; в Сибири же он вступил в коммунистическую партию и вскоре в составе Пятой армии прошел победным маршем от Бугульмы до Иркутска. 
В Чехословакию Гашек вернулся в 1920 году исразу же сел за работу над "Похождениями бравого солдата Швейка". Роман печатался отдельными выпусками; закончить его Гашек не успел - помешала смерть.
"Никогда так не было, чтоб никак не было. 
Всегда так было, чтобы как-нибудь да было."
"Скромность украшает мужчину,
 но настоящий мужчина украшение не носит."
"В то время как здесь короля били тузом, 
далеко на фронте короли били друг друга своими подданными."
В какой-то момент Гашек на полученные гонорары смог купить двухэтажный домик под Замком в Липнице-над-Сазавой (Картинка 2.) Именно здесь он прожил последние четыре месяца своей жизни, то есть сентябрь-декабрь 1922г. Здесь он писал Швейка и здесь Гашек умер. Перед домом установленна некая композиция, специалистами определенная как фальшивая. Дело в том, что Гашек не писал свои тексты. Он их надиктовывал.

Памятник Гашеку в Праге
Читать книги  или   здесь  

Прага Ярослава Гашека и бравого солдата Швейка.

Е. А. ВЕДЕРНИКОВ: Гашек - опыт иллюстрирования





Гении и злодеи. Ярослав Гашек. 2000-

https://www.youtube.com/watch?v=w76pFWYcSkQ

Похождение бравого солдата Швейка 1 серия(ФРГ-Австрия 1972) Х/ф


Похождение бравого солдата Швейка (2012) мультфильм


Изменено: Елена Харьковская - 30.04.2016 18:02:11
 
30 апреля
30 апреля 1905 года родился Сергей Михайлович Никольский 

                 (17 [30] апреля 1905Пермская губерния — 9 ноября 2012Москва) — советский и российский математик, академик Российской академии наук (1991; академик АН СССР с 1972 года).

Родился 30 апреля 1905 года в поселке Завод Талица Пермской губернии (ныне город Талица Свердловской области). Его отец был преподавателем в лесной школе. В 1929 году Сергей окончил Екатеринославский институт народного образования и в течение десяти лет там же работал. Окончив аспирантуру Московского государственного университета, он в 1935 году защитил диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук.
   В 1942 году Никольский – уже доктор физико-математических наук, а в 1944 году стал профессором. С 1940 года Никольский работал в МИАН, а в 1947 году пришел на кафедру высшей математики Московского физико-технического института, где проработал 50 лет, до 1997 года (ему в то время исполнилось 92 года).
   С 1972 года он являлся действительным членом Академии наук СССР (РАН). В 2005 году в Москве прошла конференция, посвященная столетию Сергея Михайловича, и он сам принял в ней участие.
    Никольский внес большой вклад в развитие теории функций и ее приложений. Он опубликовал более 10 научных работ, среди которых три монографии, разработал два учебника по математике для вузов и семь – для школ. Его работы переведены на многие языки мира. Никольский – лауреат Сталинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами и медалями, в том числе орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, Ленина, золотой медалью Российской академии наук, медалями имени Больцано Чешской Академии Наук, имени Коперника Польской Академии Наук... Почётный профессор Днепропетровского Университета, Московского Физико-технического института, заслуженный профессор МГУ, иностранный член Венгерской Академии Наук, Польской Академии Наук - Никольский является лауреатом множества научных премий.
    Умер Сергей Михайлович Никольский 9 ноября 2012 года в Москве на 108-м году жизни, был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.
Автор более 100 научных публикаций, в том числе трёх монографий, двух учебников для вузов, семи учебников для школ.

В середине 1990-х годов, накануне своего 90-летия, оценивая научную атмосферу в России, Никольский признался: 
«Сейчас, конечно, плохое время для научной работы — засилие серых людей. Кто всё же может заниматься наукой, и фактически ею занимается, достоин восхищения»


«Трудно только первые 80 лет!», — шутил Никольский. Увлекался плаванием, греблей, много времени проводил на Днепре, позже, живя в Подмосковье, каждую зиму совершал лыжные прогулки, много ходил пешком, однажды за сутки прошёл с друзьями 100 км. Жить Никольскому было всегда интересно, он следил за событиями по телевидению, читал газеты, интересовался политикой, где своё место видел на левом фланге, продолжал решать математические задачи.
 
30 апреля

30 апреля 1916 года родился Клод Элвуд Шеннон
     (30 апреля 1916Петоцки (англ.)русск.МичиганСША — 24 февраля 2001МедфордМассачусетсСША) — американский инженер и математик, его работы являются синтезом математических идей с конкретным анализом чрезвычайно сложных проблем их технической реализации.
Является основателем теории информации, нашедшей применение в современных высокотехнологических системах связи. Шеннон внес огромный вклад в теорию вероятностных схем, теорию автоматов и теорию систем управления — области наук, входящие в понятие «кибернетика». В 1948 году предложил использовать слово «бит» для обозначения наименьшей единицы информации (в статье «Математическая теория связи»). 
Человек, которого называют отцом современных теорий информации и связи.
 - Одним из первых Шеннон высказал мысль о том, что машины могут играть в игры и самообучаться. В 1950 году он сделал механическую дистанционно управляемую электронной схемой мышку по имени Тесей, которая училась находить выход из лабиринта.

- Шеннон очень увлекался жонглированием. На пенсии он построил несколько жонглирующих машин и даже создал общую теорию жонглирования, которая, впрочем, не помогла ему побить личный рекорд — жонглирование четырьмя мячиками.

- Шеннон любил кататься по коридорам Bell Labs на одноколесном велосипеде и одновременно жонглировать.

- Самые необычные приборы, созданные Шенноном — семерка шахматных машин, цирковой шест с пружиной и бензиновым двигателем, складной нож с сотней лезвий, двухместный одноколесный велосипед, жонглирующий манекен и компьютер, вычисляющий в римской системе счисления.


В 50-е годы Шеннон создал машину, которая "читала мысли" при игре в "монетку": человек загадывал "орел" или "решку", а машина отгадывала с вероятностью выше 50%, потому что человек никак не может избежать каких-либо закономерностей, которые машина может использовать. -Здесь


Приходившийся дальним родственником знаменитому изобретателю Томасу Эдисону, Клод Шеннон с детства обожал делать разные автоматические игрушки — модели самолетов, радиотехнические цепи, лодки на радиоуправлении. Как-то он даже смастерил телеграфную сеть между соседским и своим домами. Забегая вперед, именно он стал автором первой в мире серийной игрушки на радиоуправлении, которая производилась в Японии в пятидесятых.

Среди изобретений Клода Шеннона есть устройство, собирающее кубик Рубика , мини компьютер для настольной игры Гекс (он всегда побеждал). Шеннон был обладателем отменного чувства юмора — тому подтверждение созданная им Абсолютная Машина (The Ultimate Machine).-Здесь

Создатель цифровых технологий




Клод Шеннон (Claude Shannon) 100 лет со дня...
 
1 мая
1 мая  1006 года в созвездии  Волк вспыхнула  сверхновая звезда SN 1006. 

Изображение остатков сверхновой SN 1006

На Земле её зарегистрировали 1 мая 1006 года, однако из-за южного склонения звезды сверхновую можно было уверенно наблюдать только на юге Центральной и в Южной Европе (к югу от 48° с. ш.). Она находится на расстоянии около 6850 световых лет от нас от нас. звезда появилась  в созвездии Ди, восточнее от Волка и на один градус западнее от Центавра.  Китайский астроном писал, что звезда светила столь ярко, что ночью были хорошо различимы предметы. Некоторые источники говорят, что днём от её света падала тень. А египетский арабский астроном  Али ибн Ридван  отметил,  что звезда была ярче Венеры в 2,5 -3 раза  в 2,5—3 раза. Бенедиктинские монахи  монастыря Святого Галла  подтвердили наблюдения Али ибн Ридвана, добавив: «Чудесным образом она то сжималась в размерах, то расплывалась, а иногда совсем гасла 

Авиценна в своей "Книге исцеления" написал отчет о взрыве сверхновой звезды

Запечатлена сверхновая SN 1006



В этом созвездии вспыхнула историческая сверхновая 1006 года (SN 1006).


Вспышка сверхновой звезды


Brightest Supernova Ever [SN 1006]


Картинки:
1. 
На месте исторической сверхновой, вспыхнувшей в 1006 году в созвездии Волка и оставившей след в китайских и арабских хрониках, астрономы находят лишь одну нить слабо светящегося вещества. Однако такую картину показывают оптические телескопы. Что увидела здесь рентгеновская обсерватория «Чандра», смотрите на следующем снимке. 

2. Остаток сверхновой SN 1006 в радио-, оптическом и рентгеновском диапазонах. Основные детали показывают наблюдения в рентгеновских лучах. Хорошо заметно, что нить вещества, наблюдаемая в оптике составляет лишь малую часть этой туманности. 


3. Детальное изображение нити SN 1006, полученное телескопом «Хаббл». В момент вспышки звезда, вероятно, была самой яркой из всех, когда-либо наблюдавшихся человечеством (разумеется, за исключением Солнца). 
(И)
 
1 мая
1 мая 1924 года родился Виктор Петрович Астафьев

    (1 мая 1924, с. ОвсянкаЕнисейская губернияСССР — 29 ноября 2001Красноярск,Россия) — выдающийся советский и российский писатель. Лауреат двух Государственных премий СССР (19781991) и трёх Государственных премий РФ (197519952003)

родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен.

В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.
В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
"Кто держится на своих собственных ногах, живет своим умом, при любом соблазне хлебает только под своим краем, не хватая жирных кусков из общего котла, характер свой на дешевку не разменивает, в вине себя не топит, пути своей жизни не кривит – у того человека свое отдельное место в жизни и на земле, заработанное им и отвоеванное. Остальное все в хлам, в утиль, на помойку!"

 "Война и тайга – самая верная проверка человеку."
Читать книги





Виктор Петрович Астафьев - Творец и мыслитель
 
1 мая
  Впервые о 1 мая как о дне, связанном с борьбой рабочих за свои права, заговорили в 1886 году. В этот день в Чикаго (США) рабочий класс организовал массовую забастовку с требованием восьмичасового рабочего дня. Это был конец 19-ого века, когда в странах господства капитала активно формировался рабочий класс, эксплуатируемый хозяевами капитала как новый, дешёвый трудовой ресурс. Практически везде рабочий класс возникал из среды бедных крестьян, которых загоняли на заводы и фабрики, обучали новому делу и заставляли в нечеловеческих условиях работать на благо капитала, зарабатывая владельцам заводов прибавочную стоимость. США не были исключением, условия труда тогда были тяжелыми: низкая заработная плата, продолжительность рабочего дня в 12-15 часов, использование детского труда, отсутствие социальных гарантий. Всё это привело к тому, что рабочий народ вышел на улицы требовать лучшей жизни и лучших условий труда. В забастовке участвовало 350 тысяч американских рабочих – в Нью-Йорке 10 000 человек, в Детройте 11 000 человек. Центром сопротивления стал Чикаго, в котором в забастовке участвовало около 40 тысяч рабочих.
После первомайской забастовки – очень дерзкой выходки для власть имущих, на одном из заводов Чикаго были уволены 1,5 тысячи рабочих. Это вызвало взрыв возмущения в среде пролетариата. Не только не были услышаны требования бастовавших, но и начались в отношении их репрессии. Возмущённые рабочие объявили ещё одну забастовку, которая закончилось кровопролитным столкновением с полицией. Стоить помнить, что в то время в среде рабочего класса значительное влияние имели анархисты, придерживавшиеся методов индивидуального террора.
На том митинге в Чикаго имела место провокация, были брошены бомбы в полицию, что развязало слугам капиталистической системы руки. В ответ полиция открыла огонь на поражение, что привело к массовым жертвам среди демонстрантов. Именно в память об этих событиях и жертвах среди рабочих через три года Парижский конгресс II-го Интернационала объявил 1-е мая «Днем солидарности рабочих всего мира» и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.
После этого решения пролетарии во всём мире 1-ого мая выходят на демонстрации с социальными требованиями. В Российской империи впервые 1-ое мая был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На этой демонстрации собралось около 10 000 человек. По мере роста рядов рабочего класса и ухудшения условий труда, жизни, 1 мая в России стал носить всё более и более политический и социальный характер. Уже в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах первомайские демонстрации впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!» Происходили столкновения с полицией и армией в лице казаков, которые были особенно агрессивны по отношению к пролетариям. В 1917 году 1-е мая впервые отметили открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами большевиков: «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов», «Долой империалистические войны!» С этого момента началась новая страница в истории этого великого дня.
После Великой Октябрьской Социалистической революции 1-е мая был принят официальным днём «Интернационала», чем подчёркивалась солидарность пролетариев различных наций в своей борьбе за лучшее будущее. Позднее он стал называться «День международной солидарности трудящихся». 

ПЕРВОМАЙСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ В СССР


                            СОВЕТСКИЕ ОТКРЫТКИ С 1 МАЯ
 
1 мая
1 мая 1945 года - ЗНАМЯ ПОБЕДЫ над Рейхстагом




Знамя Победы — штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый около 3-х часов утра 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем БерестомМихаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
Российским законодательством установлено, что «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, государственной реликвией России» и «находится на вечном хранении в условиях, обеспечивающих его сохранность и доступность для обозрения». Также Знамя Победы является официальным символом Победы в Белоруссии (с 1996), в Приднестровье (с 2009) и на Украине (с 2011).
По внешнему виду Знамя Победы — это изготовленный в военно-полевых условиях импровизированный Государственный флаг СССР, представляющий собой прикреплённое к древку однослойное прямоугольное красное полотнище размером 82 см на 188 см, на лицевой стороне которого вверху у древка изображены серебряные пятиконечная звездасерп и молот, а на остальной части полотнища надпись белыми буквами в четыре строки: «150 стр. ордена Кутузова II ст. идрицк. див. 79 С. К. 3 У. А. 1 Б. Ф.» (150-я стрелковая ордена Кутузова II степени идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта), на обратной стороне полотнища в нижнем углу у древка — надпись «№ 5».

Впервые идея водружения Знамени Победы была озвучена 6 ноября 1944 года Иосифом Сталиным на торжественном заседании Моссовета, посвящённом 27-й годовщине Октябрьской революции.


9 апреля 1945 года на совещании начальников политотделов всех армий 1-го Белорусского фронта было дано указание о том, чтобы в каждой наступающей на Берлин армии были изготовлены красные флаги, которые могли бы быть водружены над Рейхстагом.
В находившейся на направлении главного удара 3-й ударной армии было изготовлено 9 таких знамён, по количеству дивизий в составе армии. Каждое из знамён было пронумеровано.

Вопрос о том, на каком из берлинских зданий должно было быть установлено главное Знамя Победы, адресовали лично Сталину. Вождь указал на Рейхстаг. Разумеется, Иосиф Виссарионович причин своего выбора не объяснял. Возможно, причиной стало то, что именно с поджога Рейхстага начиналась гитлеровская диктатура в Германии, вылившаяся впоследствии в мировую войну.

То, что флаг, установленный группой Алексея Береста, не был первым на крыше Рейхстага, — чистая правда. Это знамя было четвёртым по счёту, однако три первых были сбиты огнём продолжавших сопротивление нацистов.
Знаменем Победы флаг, поднятый бойцами 150-й стрелковой дивизии, был назван по двум причинам. Во-первых, он был «номерным», то есть официально выданным для установления, во-вторых, он не был сбит гитлеровским огнём.

История первых трёх знамён на крыше Рейхстага, сбитых гитлеровцами, не являлась большим секретом. В частности, она описана в издании «История Второй мировой войны», вышедшем в 1979 году.




Первый комендант Берлина генерал-полковник Николай Берзарин торжественно провожает Знамя Победы в Москву. 

Согласно официальной советской историографии, Знамя Победы над рейхстагом водрузили
 сержант 
Михаил Егоров  
   и младший сержант Мелитон Кантария  

 
. На самом деле героев было трое. 
Группу возглавлял украинец лейтенант 
Алексей Берест  
.





 
1 мая

1 мая 1830 года родился Гвидо Гезелле 
   (1 мая 1830Брюгге в Бельгии — 27 ноября 1899, там же) —фламандский поэтфилологфольклористлирик, член Королевской фламандской академии языка и литературы; сын городского садовника и крестьянки, по профессии католический священник. Владел 15 языками и считался одним из лучших знатоков древнегерманских текстов.
Поэзия Гезелле произвела революцию во фламандской литературе: он в период господства романтизма писал свободным стихом. Гезелле предвосхитил все требования ставшего популярным лишь через 30 лет раннего натурализма.
Знаменитые сборники стихов Гезелле — «Dichtoefningen» (1858), «Kerkhofblommen» (1858) и «Gedichten, Gesangen en Gebeden» (1861). Основное их содержание — идиллические сцены из жизни крестьян, натуралистические, фиксирующие мельчайшие детали, картинки из жизни животных и природы, написанные яркими, кричащими красками. Современная Гезелле критика резко осудила его за разрушение традиционной поэтической формы, и Гезелле в течение 30 лет ничего не писал. И лишь в 1880-х гг., когда в Нидерландах возникло движение «De Nieuwe Gids», a во Фландрии выступила группа «Van Nu en Straks» (1893), Гезелле был признан литературным вождём и новатором. Произведения свои Гезелле писал на нидерландском языке, но с сильным влиянием родного западно-фламандского наречия, так как был противником использования единого с нидерландцами литературного языка. Его произведения оказали влияние на развитие литературы на западно-фламандском наречии.

ШЕЛЕСТЯЩИЙ ТРОСТНИК


О шелестящий мой тростник!
Напев твой горестен и дик!
Когда пролетный ветр с полей
твоих касается стеблей,—
смиренно гнешься, отрешен,
и, вспрянув, вновь творишь поклон,
и шепчешь… — в глубь души проник
твой зов печальный, о тростник!

О шелестящий мой тростник!
Как редко, встав от дел, от книг,
один сидел я над рекой;
был безграничен мой покой,
и я взирал на ток струи,
на стебли слабые твои,
на рябь… — и постигать привык
твой зов печальный, о тростник!...  
       - Здесь



СПЯЩИЕ ПОЧКИ

    Еще не рождены,
они, уже зачаты,
    не обретенья, нет,
еще, но не утраты, -
    так ворох разных рифм
лежит во мне и ждет,
    когда – для каждой свой –
рожденья миг придет.

    Так дремлет под корой
упрятанная почка,
    таясь, и до поры
не выпустит листочка, -
    но лист, и цвет, и плод
уже хранит она –
    наступит день и час
очнуться им от сна.

1895
Перевод Ирины Михайловой и Алексея Пурина    - Здесь

Дом, в котором родился поэт Гидо Гезелле


Картинки:
1.  Памятник молодой паре, читающей стихи. Юноша — не кто иной, как великий поэт Фландрии Гвидо Гезелле, памятник которому в пожилом возрасте можно увидеть в Брюгге. Ну а в Кортрейке он юн и романтичен))
 
1 мая 
1 мая 1909 года родился Яннис Рицос 
    (1 мая 1909Монемвасия — 11 ноября 1990Афины) — греческий поэт и левый политический активист, участник греческого Сопротивления, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1977). Творческое наследие поэта насчитывает более ста поэтических сборников, девять романов, четыре театральных произведения, переводы, дорожные записки и другие публикации.
Несмотря на тяжёлую судьбу и угрозу смерти, Рицос, который с детства ощущает себя поэтом, непрерывно пишет. В поэзии он находил утешение и убежище. В поэзии и, с 1929 года в социалистических идеалах, которые он впитал от их последователей: в санаториях, где он проходил лечение, было много социалистов. Вера в эти идеалы будущего вдохновляла всю его поэзию.
С 1930 по 1935 год он издал два поэтических сборника "Тракторы" (издание 1934 г.) и "Пирамиды" (изд. 1935). В 1936 году, после кровавых репрессий против демонстрации работников табачной промышленности в Салониках, он написал своё знаменитое стихотворение "Эпитафия". Диктатура Метаксаса включила его в список запрещённых литературных произведений, которые сжигали рядом с колоннами храма Зевса Олимпийского в Афинах.

В это время, до войны, Рицос служит актёром и танцором в различных театрах, в том числе и в Национальном. Во время оккупации он становится членом литературного отдела Фронта национального освобождения. Новый рецидив болезни приковывает его к постели, однако он продолжает писать. (Большинство работ этого периода были уничтожены сразу после гражданских столкновений в декабре 1944 года). В декабре 1944 года покидает столицу вслед за приверженцами левых сил. Прибыв в город Козани в северной Греции, он пишет драматическое произведение "Вооружённые Афины", которое немедленно было поставлено на сцене.

В первые послевоенные годы Рицос работает корректором и литературным редактором в известном афинском издательстве и сотрудничает с одним из журналов.

С 1948 по август 1952 года по обвинению во вредной политической поэт содержался в различных тюрьмах, где ему запрещалось заниматься литературным творчеством, однако он продолжал тайно писать.

В 1978 году он получил докторскую степень Бирмингенского университета, в 1984 году -- Университета имени Карла Маркса в Лейпциге, а в 1987 году -- Афинского университета. В 1977 году он стал лауреатом Ленинской премии за мир.

СССР
Здравствуй, Россия, товарищ!
Комбинезон твой рабочий
солнечным знаменем реет
на горизонте времен.


Слушают люди с надеждой:

в гулком безмолвии ночи
громко стучит твое сердце,
дальний доносится звон.


Песню на клавишах трактора

ты вдохновенно играешь
теплой и братской рукою.
Сколько мозолей на ней!


Ты в богатырском порыве

радостный мир созидаешь,
сеешь ты розы и звезды
в ширях бескрайных полей!


Сеешь — сама собираешь.

Трактор ведет твой свобода.
Свет – без границы, без края.
Тысячи дел пред тобой!


Гнутся колосья тяжелые –

мостики к счастью народа,
в солнечном свете сияет
твой урожай золотой.


Домны глазами огромными

снежную даль озирают,
зубы огня молодого
уголь блестящий грызут.


Реки по воле народа

гордые шеи сгибают,
Вожжи плотин натянулись,
стройки-гиганты встают...
[перевод С.Ботвинника]

"Свобода — наша мать, и Мир — ее ребенок."



ЯННИС РИЦОС – ПОД СЕНЬЮ КИПАРИСОВ
[LEFT]Драма в трех действиях - читать
[/LEFT]
 МЕРТВЫЙ ДОМ
[LEFT]Фантастическая и подлинная история древнейшей греческой семьи - читать
[/LEFT]
 
1 мая

1 мая 1917 года родился Фёдор Савельевич Хитрук 
     (18 апреля [1 мая1917Тверь — 3 декабря 2012Москва) — советский и российский мультипликаторрежиссёрсценаристпедагогпереводчикНародный артист СССР (1987).
Лауреат двух Государственных премий СССР (1976, 1982), Национальной премии ГДР (1971).

С 1931 по 1934 год семья Хитруков жила в Германии, в Штутгарте, где Фёдор учился в художественно-ремесленном училище. Тогда же в немецком журнале впервые были опубликованы его рисунки. В Москве в 1936 году окончил художественный техникум ОГИЗа, затем — Институт повышения квалификации художников-графиков (мастерская Николая Вышеславцева). Мультипликацией заинтересовался после просмотров мультфильмов У. Диснея на I Московском международном кинофестивале в 1935 году. По совету знакомого художника решил поступить на студию «Союзмультфильм», но в течение трёх лет получал отказ.
С ноября 1937 года был принят мультипликатором-стажёром на студию «Союзмультфильм». С 1938 года начал работать мультипликатором на студии «Союзмультфильм». Участвовал в мультпроизводстве в Армении (1940). В августе 1941 года, после начала Великой Отечественной войны Хитрука отправили на полгода учиться в Институт иностранных языков, который эвакуировался в Ставрополь-на-Волге. После окончания института был направлен в штаб 3-го Украинского фронта, где служил переводчиком. Командовал взводом радиоперехвата 17-й воздушной армии. После войны Фёдор Хитрук прослужил переводчиком в Берлине ещё 2 года и затем вернулся на студию. Член ВКП(б) с 1949 года.

В 1937-1941 и в 1948-1983 годах – на «Союзмультфильме». 
Аниматор около 200 мультфильмов.

Снимался в документальных фильмах: «Фёдор Хитрук. Профессия – аниматор» (1999), «Портреты эпохи. Фёдор Хитрук» (2002), «Русская магия» (Израиль, 2004), «Волшебная Русь» (2004), «Невесомая жизнь» (2006), документальных сериалах «Анимация от А до Я» (1998 ), «Союзмультфильм: Сказки и были» (серии «Старые стены», 2003; «Хитрук и все-все-все», 2003), «Фабрика чудес» (серии «Режиссёр-мультипликатор», 2005; «От лица зрителя», 2008 ).
В апреле 1993 Хитрук и три других ведущих мультипликатора (Юрий НорштейнАндрей Хржановский и Эдуард Назаров) основали мультипликационную Школу-студию «ШАР».    

- Здесь ЗДОРОВО!!!
Читают тему (гостей: 5)