Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
27 апреля
27 апреля 1521 года  на Филиппинах аборигены убили португальского мореплавателя Фернана Магеллана.








Магеллан так и не добрался до островов Пряностей, которые были его первоначальной целью. Не удалось ему самому и проплыть вокруг света. А из всех пяти кораблей его экспедиции на родину возвратился лишь один корабль с восемнадцатью людьми.

Магелланов пролив так и не стал великим торговым путём, чего жаждал мореплаватель. Почти все корабли, отправленные следом за Магелланом, терпели здесь крушение. Испанцы перетаскивали товары посуху в месте будущего Суэцкого канала, вместо того, чтобы слать суда в такую долгую и опасную экспедицию. Вскоре про пролив настолько основательно забывают, что пират Фрэнсис Дрэйк пользуется им как тайным убежищем для набегов на испанские корабли и колонии. А после прокладки Суэцкого канала в 1913 г. проход оказывается и вовсе практически бесполезным.

В том месте на островке Мактан близ Себу, где путешественника настигла смерть, был поставлен памятник Магеллану, а позднее — и памятник Лапу-Лапу, восставшему вождю. В честь последнего, ставшего национальным героем и символом независимости, также был назван город на Мактане.

Себу – крупнейший город Филиппин, гармонично сочетающий красоту тропической природы с городской архитектурой. Знаменитая святыня – крест Магеллана, древние храмы, современные отели, рестораны, торговые центры — все это собрано в одном месте, городе Себу. Именно здесь в начале 16 века Ф. Магеллан сошел на берег и открыл миру Филиппинские острова.


Картинки:
1,2.  Памятник Магеллану на месте его гибели и памятник вождю Лапу-Лапу рядом с ним
3. Город Себу
 
27 апреля

27 апреля 1791 года родился Сэмюэл Финли Бриз Морзе 
                     
          
Автпортрет.

(27 апреля 1791Чарлзтаун в штате Массачусетс — 2 апреля 1872Нью-Йорк) — американский изобретатель и художник. Наиболее известные изобретения — электромагнитный пишущий телеграф («аппарат Морзе», 1836) и код (азбука) Морзе.
24 мая 1844 года была послана первая депеша между Вашингтоном и Балтимором по способу Морзе с текстом «Дивны дела Твои, Господи».
Сэмюэл Морзе был одним из основателей и первым президентом (1826—1845) Национальной академии дизайна в Нью-Йорке.
Американский художник и изобретатель Морзе родился в богатой американской семье Джедида Морзе – прославленного проповедника в Новой Англии и известного географа и был старшим ребенком. Юноша отличался большой любознательностью и непоседливостью. 

Из Академии Филлипса, где Сэмюэл зарекомендовал себя эксцентричным студентом, отец в 1807 году перевёл его в Йельский университет. Морзе относился к науке равнодушно, к тому же, к беде строгих родителей, он любил рисовать миниатюрные портреты знакомых. 
После окончания университета Морзе в 1810 году вернулся в Бостоне и стал клерком. 
В это время он познакомился и стал студентом художника и литератора Вашингтона Олстона (1779 -1843), который был на двенадцать лет старше. Художника очень уважали в Бостоне за идеализм его пейзажей, в первой половине девятнадцатого века Олстон стал самым почитаемым художником Америки.
Живопись так увлекла Морзе, что в июле 1811 года родители, хотя и выступали против этого увлечения сына, всё же разрешили Сэмюэлю сопровождать Олстона в Англию. 
Морзе сразу же начал готовиться к поступлению в Школу Королевской Академии художеств, куда и был принят с первой попытки в октябре этого года. 
Морзе подавал большие надежды как художник, но его сковывало то обстоятельство, что он безоговорочно принял на веру модную тогда интеллектуальную концепцию, будто живопись, посвященная исторической старине, гораздо выше искусства, отображавшего жизнь современников.
...
После «творческого круиза» по Югу Морзе в 1818 году вернулся домой с тремя тысячами долларов, что позволило ему жениться на Лукреции Уокер из Конкорда. - (картинка1.)
...
А на изобретение телеграфа Морзе вдохновила случайная беседа на пароходе. Зашел разговор о европейских опытах по электромагнетизму. Незадолго до этого была опубликована книга Фарадея, а его опыты повторялись во многих европейских лабораториях. «Извлечение искр из магнита» было одним из чудес того времени.
Какой-то пассажир в ходе беседы сказал: «Если электрический ток можно сделать видимым на обоих концах провода, то я не вижу никаких причин, почему сообщения не могут быть им переданы». 
Морзе тут же высказал предположение, что сочетание искр может быть использовано как код для передачи сообщений по проводам. Эта идея захватила его, несмотря на то, что ему были почти неизвестны даже самые основные правила электричества. К тому же идея электрического телеграфа выдвигалась и до Морзе, но он-то полагал, что был первым.
Морзе в то время твердо верил, что американцы могут добиться чего угодно, стоит только крепко взяться за дело. Что из того, что нет специальных знаний и подготовки?
...
После того как в университете в 1836 году ему показали описание модели телеграфа, предложенной В. Вебером в 1833 году, он полностью отдал себя изобретательству.
...
Годы работы и учёбы потребовались, чтобы его телеграф заработал. 
В 1837 году изобретатель развил систему передачи букв точками и тире, ставшей известной во всём мире как азбука Морзе. 
В сентябре 1837 года Морзе демонстрировал свой телеграф в Нью-йоркском университете. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов. -      
СЭМЮЭЛЬ МОРЗЕ. ХУДОЖНИК, ПРИДУМАВШИЙ ТЕЛЕГРАФ)

 Его телеграф 1837 г. хранится в Национальном музее США, а загородный дом признан историческим памятником.     





http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/065b5dc8-fd65-44ec-8b3f-87e1a386230e/Morze-biog.htm



http://ru.calameo.com/read/003279761d90be879005a


Картины


Картинки:
4. Портрет Лукреции, первой жены изобретателя с детьми

5." Умирающий Геркулес"
6. “Суд Юпитера”.

8.  Картина называется “Муза” и является одной из последних работ художника. 
9. Когда Морзе путешествовал по Европе с 1830 по 1832 годы, он написал миниатюрные копии тридцати восьми известных картин Лувра на одном холсте. 
Изменено: Елена Харьковская - 27.04.2016 01:08:28
 
28 апреля
28 апреля - Всемирный день охраны труда. 
Это также международный день памяти рабочих, погибших или получивших травмы на работе
Эмблема праздника
История Всемирного дня охраны труда начинается с 1989 года, когда профсоюзами и работниками был проведён «День памяти погибших работников» в США и Канаде в память о тех, кто пострадал или погиб на рабочем месте. 

Десять лет спустя более чем в 100 государствах планеты проводятся акции и мероприятия, направленные на привлечение внимания людей и чиновников к различным проблемам, связанным с охраной труда.


Под нынешним названием ВДОТ впервые отмечался в 2003 году по инициативе Международной организация труда. МОТ, официально учредив этот день, преследовала цель привлечь внимание к масштабам проблемы. По данным МОТ, на рабочем месте ежедневно в мире погибает 5-6 тысяч человек, причём ежегодно эта цифра увеличивается приблизительно на 10 %.  Нередки случаи, когда эти жертвы связаны с желанием работодателя сэкономить расходы по производству за счёт частичного или полного игнорирования сводов и правил техники безопасности.


МОТ никогда не признавала удобного для нанимателей утверждения, что несчастные случаи на производстве и профзаболевания это «неотъемлемая часть работы».


О работе Уполномоченного по правам участников образовательного процесса



(Охрана труда учителя - белое пятно правового поля России. 
Это такая целина!... Пахать и пахать, коллеги!)


Картинки:
Примеры визуализации статистики
 
27 апреля

27 апреля 1946 года на экраны вышел фильм Александра Птушко «Каменный цветок».


После окончания ВОВ на экраны страны стали выходить, одна за другой, киносказки. Александр Птушко, работавший в этом жанре много лет, снимает очередной фильм - «Каменный цветок», по мотивам уральских сказок Павла Бажова.   
      
На главную роль Данилы - мастера пригласили Владимира Дружникова, актера с былинной внешностью и потрясающим голосом, которым разговаривали многие герои дублированных в СССР зарубежных фильмов. Коварную красавицу - Хозяйку Медной Горы сыграла потрясающая, необычайно красивая актриса советского кино Тамара Макарова.
Фильм «Каменный цветок» был восстановлен в 1964 году, и сейчас, смотрится впечатляюще — не случайно в 1946 году фильм был удостоен приза Канского фестиваля в номинации приз за лучший цвет.

«Каменный цветок» сразу полюбился советскому зрителю Сказка - совершенно неподцензурная сфера, можно было сочинять, снимать и слушать без оглядки. И в кино выражать неподдельные детские эмоции - восторг, испуг, радость. Фильм «Каменный цветок» посмотрели в 1946 году 26 миллионов советских зрителей.
Заслуга всего съемочного коллектива в том, что фильм «Каменный цветок» получился таким красивым, интересным, и по-сказочному интригующим. Над фильмом работали художник - оператор Федор Проворов, художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, и композитор Лев Щварц.

[img]http://www.playing-field.ru/img/2015/051807/0448117[/img]Каменный цветок. Фильм-сказка. Мосфильм 1946 год.-
https://www.youtube.com/watch?v=p0Irerd0n2g&feature=player_embedded



Фильм-спектакль по мотивам сказов П.Бажова 
"Каменный цветок" и "Горный мастер"
 в постановке Государственного академического Малого театра.




Великий сказочник Александр Птушко


http://www.playing-field.ru/coloring/%D0%B1%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0/
Бажов Каменный цветок - картики, раскраски
 
28 апреля
28 апреля 1862 года родился Георгий Иванович Челпанов 

    (16 [28] апреля 1862МариупольРоссийская империя — 13 февраля 1936Москва,СССР) — русский философлогик и психолог.

Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская Мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских Известиях»; в последнем издании Челпанов помещал обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта.
С 1897 года Челпанов руководил психологической семинарией при Киевском университете св. Владимира (см. «Отчет о деятельности психологической семинарии при университете св. Владимира за 18971902 гг.», Киев1903).


В 1897 году защитил диссертацию «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», ч. 1 (оппонентами на защите выступали Н. Я. Грот и Л. М. Лопатин), за что историко-филологическим факультетом Московского университета был удостоен степени магистра философии. В 1904 году вторую часть того же сочинения защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета, с присуждением степени доктора философии. За подготовленный «Учебник психологии» был удостоен Макариевской премии.
В 20-е гг. XX века в ходе дискуссии о предмете социальной психологии предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию.

Читать: 1. 
Популярный этюд                      
 
29 апреля
29 апреля родился Князь Григорий Григорьевич Гагарин 

     (29 апреля (11 мая1810Санкт-Петербург — 30 января 1893Шательро,Франция) — русский художник-любитель, исследователь искусства, архитектор, обер-гофмейстер двора Его Императорского Величества, вице-президент Императорской Академии художеств.



Г. Г. Гагарин родился в аристократической семье, был сыном известного дипломата. Художественного образования он не получил, но, проживая с 1816 г. в Италии, пользовался советами и урокамиК.П.Брюллова.
 Возвратившись в 1832 г. в Петербург, продолжал любительские занятия искусством. В 1834-36 гг. он совершил поездку на бриге "Фемистокл" от Афин до Константинополя, куда был послан на дипломатическую службу.
В 1839 г., после возвращения в Россию, ему довелось съездить с писателем В. А. Соллогубом в Казань. Впечатления от поездки были использованы Соллогубом для написания повести "Тарантас", а Гагариным - для создания иллюстраций к ней (опубликованы. в 1845). Остроумные, исполненные в сатирическом духе, эти рисунки принадлежат к числу лучших произведений русской книжной графики.
Сдружившись с М. Ю. Лермонтовым, Гагарин в 1840 г. последовал за ним на Кавказ, где участвовал в военных действиях (даже был награжден орденом за храбрость в бою) и исполнил много портретов, пейзажей, военных сцен, зарисовок памятников старины. Часть их он в первой половине 1840-х гг. использовал для картин, посвященных Кавказу ("Лагерь у второй Муганлинской переправы через реку Алазань", "Группа горцев", "Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 года" и др.).
 С 1848 г. Гагарин жил в Тифлисе, ездил по Закавказью, запечатлевая виденное. Диапазон его творческой деятельности этого периода необычайно широк: он построил в Тифлисе театр по собственному проекту, реставрировал фрески древних грузинских храмов, расписал в "византийском" стиле тифлисский кафедральный собор Сиони, руководил художественной частью на гранильной фабрике. Дом его был своего рода культурным центром Тифлиса.
 С середины 1850-х гг. Гагарин продолжил свою деятельность в Петербурге: участвовал в составлении нового устава Академии Художеств, издал альбомы "Живописный Кавказ" и "Костюмы Кавказа", расписывал церкви, готовил труды по истории искусства. В 1859 г. был избран вице-президентом АХ. Не желая и не умея противостоять натиску консервативно-бюрократических сил, был вынужден оставить этот пост в 1872 г.    
 И талантом, и профессиональным уровнем Гагарин не уступал многим крупным мастерам, но предрассудки аристократической среды мешали ему полностью посвятить себя творчеству, и оттого вклад художника в искусство оказался скромнее его возможностей.

Картинки:
1. "Крещение Христово"
(И)


2.  "Рождество Христово"
(И)


3.
Князь Гагарин Григорий Григорьевич. Автопортрет, 1840-е. Государственный Исторический музей, Москва
4. Г.Гагарин. Сражение при Ахатле 8 мая 1841 года, 1841-42. Музей Александра III (Государственный Русский музей), Санкт-Петербург

5. Г.Гагарин. Переправа горцев через реку. Государственная Третьяковская галерея, Москва
(И)
 
29 апреля
29 апреля 1854 года родился Жюль Анри Пуанкаре 
   (29 апреля 1854НансиФранция — 17 июля 1912Париж, Франция) — французский математикмеханикфизикастроном и философ. Глава Парижской академии наук (1906), член Французской академии (1908) и ещё более 30 академий мира, в том числе иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1895).

Историки причисляют Анри Пуанкаре к величайшим математикам всех времён.



Основоположник качественных методов теории дифференциальных уравнений и топологии. Создал основы теории устойчивости движения. В его статьях до работ Эйнштейна были сформулированы основные положения специальной теории относительности, такие как, условность понятия одновременности, принцип относительности, постоянство скорости света, синхронизация часов световыми сигналами, преобразования Лоренца, инвариантность уравнений Максвелла. Разработал и применил метод малого параметра к задачам небесной механики, провел классическое исследование задачи трех тел. В философии создал новое направление, получившее название конвенционализма.
Удивляла и тревожила родственников необычная рассеянность маленького Анри. От этого недостатка ему никогда не избавиться, и со временем о рассеянности знаменитого Пуанкаре будут рассказывать целые легенды. Никому еще невдомек, что рассеянность Анри свидетельствует о врожденной способности почти полностью отвлекаться от окружающей действительности, глубоко уходя в свой внутренний мир.
В детстве он перенёс дифтерию, которая осложнилась временным параличом ног и мягкого нёба. Паралич ног отступил быстрее, но шли месяцы, а Анри по-прежнему был бессловесным. Он стал особенно внимательным к звуковой стороне жизни, текущей совсем рядом, за дверями комнаты. Слух стал единственным связующим звеном между ним и остальной частью дома. Анри стал вместилищем невысказанных звуков. Много лет спустя психологи, обследуя гениального ученого, отметят у него нечасто встречающуюся особенность – красочное восприятие звуков. Каждый гласный звук ассоциируется у Пуанкаре с каким-нибудь цветом. Обычно способность эта, если она имеется, сильнее всего проявляется в детском возрасте. У Анри Пуанкаре она сохранилась до конца жизни.
К счастью, самые худшие опасения не оправдались: Анри обрел способность говорить.
Домашним обучением Анри, ослабленного болезнью, занимается Альфонс Гинцелин, давний друг семьи Пуанкаре – широко образованный и эрудированный человек, прирожденный преподаватель. Урок за уроком проходил Анри своеобразный курс обучения. Не обошли они своим вниманием биологию, географию, историю, правила грамматики, четыре действия арифметики. Учитель не без удивления убедился, что Анри неплохо считает в уме. Но, чем бы они ни занимались, Анри редко приходилось брать в руки перо или карандаш. С него не спрашивали письменных заданий, не загружали его рутиной. Постороннему наблюдателю могло показаться, что учитель просто беседует со своим учеником о всякой всячине. От природы великолепная слуховая память Анри еще больше окрепла и обострилась от этих упражнений. Опыт усвоения знаний почти без фиксации на бумаге, с минимумом письменной работы, попав на "благодатную" почву, вырос в глубоко своеобразную, резко индивидуальную манеру. На всю жизнь останется у него если не отвращение, то, по крайней мере, пренебрежение к писанине, к процессу графического закрепления своих знаний. Эту его черту не смогли исправить все последующие годы учебы.
5 августа 1871 года лицеист Пуанкаре успешно сдал экзамены на бакалавра словесности с оценкой "хорошо". Его латинское сочинение превзошло даже сочинение на французском языке и заслужило наивысшей оценки. Ряды словесников Франции могли бы пополниться весьма талантливым, незаурядным мыслителем, если бы Анри избрал филологический факультет университета. Но этим надеждам некоторых преподавателей лицея не суждено было сбыться. Через несколько дней Анри изъявил желание участвовать в экзаменах на степень бакалавра наук.
Экзамен состоялся 7 ноября 1871 года. Пуанкаре выдержал его, но лишь с оценкой "удовлетворительно". Подвела его письменная работа по математике, которую Анри попросту провалил. История этого казуса такова: опоздав на экзамен, весьма возбужденный и выбитый из колеи, Анри плохо понял задание. Требовалось вывести формулу для суммы геометрической прогрессии. Но Пуанкаре отклонился от темы и начал излагать совершенно другой вопрос. В результате написанная им работа заслуживала лишь неудовлетворительной оценки. По формальным правилам Анри должен был в этом случае выбыть из числа экзаменующихся. Но слава о его необычных математических способностях достигла даже стен университета, где происходили экзамены на бакалавра. Университетские профессора отнеслись к его провалу как к досадному недоразумению и закрыли глаза на некоторое нарушение формальных канонов ради торжества справедливости. Им не пришлось об этом пожалеть, когда они присутствовали на устном экзамене. Анри отвечал уверенно и блестяще, продемонстрировав свободное владение материалом. Ему была присуждена степень бакалавра наук.
Среди его самых крупных достижений:
  • создание топологии
  • качественная теория дифференциальных уравнений
  • теория автоморфных функций
  • разработка новых, чрезвычайно эффективных методов небесной механики
  • создание математических основ теории относительности
  • наглядная модель геометрии Лобачевского.

Пуанкаре опубликовал статью "Об измерении времени", содержавшую принцип относительности, за десять лет до Эйнштейна (который эту работу прочитал, но ссылаться на неё стал лишь полувеком позже). А в 1905 году одновременно и независимо от Эйнштейна Пуанкаре выпустил монографию "Динамика электрона", где содержались основные положения специальной теории относительности.
"Наука – это кладбище гипотез."

"Всякой истине суждено одно мгновение торжества между бесконечностью, когда ее считают неверной, и бесконечностью, когда ее считают тривиальной."


Фрагменты статьи французского математика Анри Пуанкаре "Математическое творчество" - 
читать

«Лекции по небесной механике»-читать

Плагиат А.Эйнштейна-
https://www.youtube.com/watch?v=pVMa4XM6DWY
 
29 апреля
29 апреля 1875 года родился Рафаэль Сабатини 


(29 апреля 1875Ези близ АнконыИталия — 13 февраля 1950Швейцария) — итальянский писатель, прославившийся приключенческими историческими романами, в частности, романами о Капитане Бладе.
 Его родители, итальянец Винченцо Сабатини, и мать Анна Траффорд, родом из-под Ливерпуля, были известными в своё время оперными певцами. После рождения сына они продолжали выступать и, решив, что гастрольная жизнь не для ребёнка, отправили маленького Рафаэля в Англию, к родителям Анны, которые жили в маленькой деревне у Ливерпуля. Уже тогда он пристрастился к книгам и впоследствии говорил, что по-английски начал писать потому, что лучшие рассказы прочитал именно на английском языке.

В середине 1890-х годов Рафаэль Сабатини начал писать, а в 1899 году уже сумел заинтересовать своими рассказами ведущие английские журналы. В 1901 году он получил контракт на роман, пока ещё не написав ни единого, в 1904 годувышла его первая книга.
"Я никогда не думаю о невозможном, сударь."
Читать книги

Одиссея капитана Блада 1серия1991-https://www.youtube.com/watch?v=ArkAl3aeLI4
 
30 апреля
30 апреля 1877 года Французский поэт Шарль Кро  передал Академии Наук описание первого граммофона.


Граммофон является видоизменением фонографа, независимо изобретённого в 1877 году Шарлем Кро и Томасом Эдисоном[1]. Эмиль Берлинер, ознакомившись с работами Кро, решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать диски. Новое изобретение, названное граммофоном, было запатентовано Берлинером 26 сентября 1887 года[2]. Грампластинки первоначально изготовлялись из эбонита, затем шеллака. Первая в мире грампластинка была цинковой. Резец, прикреплённый через поводок к вибрирующей, воспринимающей звуки мембране, наносит на лаковом диске (изначально — на слое сажи, затем воска) модулированный спиральный след, который при тиражировании переносится на пластинку. При вращении диска посредством пружинного механизма граммофонная игла движется по спирали диска и вызывает соответствующие колебания вибрирующей пластинки. Основное преимущество граммофона над фонографом — поперечная запись, обеспечивающая снижение искажений в десятки раз, а также более громкий звук (уже в первых моделях — в 16 раз, или на 24 дБ). Вкупе с лёгкостью тиражирования записей это обеспечило быструю победу граммофона. -Дальше

«Смычок»

У нее были косы густые
И струились до пят, развитые,
Точно колос полей, золотые.

Голос фей, но странней и нежней,
И ресницы казались у ней
От зеленого блеска черней.

Но ему, когда конь мимо пашен
Мчался, нежной добычей украшен,
Был соперник ревнивый не страшен,

Потому что она никогда
До него, холодна и горда,
Никому не ответила: "Да".     - дальше


    * * *
Я вечные стихи слагать умею. Люди 

Правдивым голосом моим восхищены.

Я знанье высшее, какому нет цены, 

В наследство получил, как дивный клад в сосуде.


Я трогал женский стан, огонь, плоды на блюде, 

Я испытал жару, мороз, приход весны, 

Я не свернул с пути ни у одной стены... 

Удача, твой секрет в каком искать талмуде? - Дальше
[JUSTIFY]

Бесконечные празднования, сидения в кабаках принесли ему славу гуляки, легкомысленного шансонье, но все же талантливого литератора. Но в какой-то момент его безудержная страсть остыла, и он увлекается наукой, которой занимается с самого детства. Огромное время он уделяет работе над цветной фотографией, в итоге чего ему удалось создать первый фонограф, причем еще до его официального изобретения [/JUSTIFY]Эдисоном. В 1867 году Кро на Всемирной выставке в Париже демонстрировал уже автоматический телеграф. В том же году он подал заявку на изобретение устройства «для записи и воспроизведения в цвете форм и движений». В 27 лет Шарль опубликовал труд под названием «Общее решение проблем цветной фотографии» (Solution g?n?rale du probl?me de la photographie des couleurs), а также «Обзор возможных связей с планетами». http://www.people.su/127772

 
30 апреля

30 апреля 1777 года родился Иоганн Карл Фридрих Гаусс 


     (30 апреля  1777, Брауншвейг — 23 февраля 1855Гёттинген) — немецкий  математикмеханикфизикастроном и геодезист.
 Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков». Лауреат медали Копли (1838, иностранный член Шведской (1821) и Российской(1824) Академий наук, английского 
Королевского общества.
Карл Фридрих Гаусс родился в небольшом немецком городе Брауншвейге. Отец его был водопроводчиком и в своем горо­де был известен как хороший вычислитель, так что его часто приглашали для ведения расчетов.
Маленький Карл Фридрих очень рано обна­ружил поразительные способности к счету. Впоследствии Гаусс говорил друзьям, что он научился раньше считать, чем говорить. Рас­сказывают, что, когда ребенку было 3 года, про­изошел следующий удивительный случай: как-то в присутствии сына отец производил расчет, сколько следует заплатить за работу каменщикам, учитывая, что некоторые из них работали и в обеденные часы. Окончив счет, он собирался уже приступить к выплате денег, как вдруг маленький Карл сказал, что расчет неверен и должно быть столько-то. Оказывается, мальчик в уме повторял все выкладки отца. Велико было удивление последнего, когда, проверив снова счет, он убедился, что сын прав!


Семи лет Гаусс поступил в народную школу. Первые два года, пока учили чтению и пись­му, мальчик не выделялся среди других. Но на третьем году началась арифметика,— тут-то и проявились его замечательные способности. Учитель как-то задал мальчикам сосчитать сумму чисел: 1+2+3+ ...+40. В то время как другие ученики принялись подряд складывать числа, Гаусс почти сразу подал учителю свою грифельную доску с правильным ответом. Он заметил, что числа, стоящие на одинаковом расстоянии от начала и конца, дают при сло­жении одинаковое число:
1+40 = 2+39=3+38= ... =20+21=41.
Но всего таких пар чисел будет 20, следователь­но, искомая сумма равна: 41•20 = 820.
В это время на мальчика обратил внима­ние молодой помощник учителя Бартельс. Он начал вместе с Гауссом читать книги по ма­тематике. Он же сумел заинтересовать герцога Брауншвейского, рассказав ему о математической одаренности мальчика, и добился, чтобы Гауссу была оказана материальная помощь и он смог продолжать учение.

В гимназии Гаусс очень быстро овладел древ­ними языками и изучил несколько европейских. Окончив ее, юноша поступил в 1795 г. в Гёттингенский университет. Первое время он по­сещал лекции и по математике, и по филоло­гии, не зная, что ему избрать. В это время у Гаусса были уже собственные математические результаты и он самостоятельно изучал великие творения И. Ньютона, Ж. Лагранжа и Л. Эйле­ра. Однако посвятить себя математике Гаусс решил только после своего знаменитого открытия о возможности построения правильного 17-угольника с помощью циркуля и линейки. Откры­тие 19-летнего Гаусса произвело сенсацию: после Евклида, указавшего способы постро­ения правильных многоугольников с чис­лом сторон 3, 4, 5, 3•2k, 5•2k, 4•2k, 15, ни одному математику не удавалось продол­жить этот ряд, хотя эта проблема занимала очень многих. Гаусс дал полное решение проблемы, доказав, что если —про­стое число вида 22k+1, то соответствующий n-угольник может быть построен циркулем и линейкой. В частности, полагая k=0, 1, 2, 3, получим, что правильные 3-, 5-, 17- и 257- уголь­ники можно построить циркулем и линейкой (а 7-угольник — нельзя). Эта работа была опубликована в 1801 г.
Как ни замечателен сам факт, открытый Гаус­сом, еще большее значение имел метод, который он применил. Гаусс связал проблему построе­ния правильных многоугольников с вопросом: когда корень уравнения хn-1=0 выражается с помощью одних только квадратных радика­лов? Гаусс доказал, что это уравнение всегда решается в радикалах, а при nпростом и имею­щем вид 22k+1 корень его выражается с по­мощью одних только квадратных радикалов. Он развил при этом методы, которые позднее лег­ли в основу теории Галуа.


С этого момента начинается героический пе­риод творчества Гаусса. На следующие 5 лет падает большая часть его величайших открытий в теории чисел, алгебре и анализе. Вспоминая об этом времени, Гаусс говорил, что новые идеи в таком обилии появлялись у него в голо­ве, что он едва справлялся с ними в сознании, а коротко записывать успевал только часть из них. Это же видно и из дневника Гаусса, в котором он отмечал свои открытия. Так, построе­ние правильного 17-угольника там датировано 30 марта 1796 г., а 8 апреля того же года — пер­вое доказательство квадратичного закона вза­имности, одного из основных законов теории чисел. Этот закон был открыт Л. Эйлером, но сам Эйлер не смог доказать его. Гаусс дал это­му закону 8 различных доказательств!

В 1797 г. Гаусс предложил новое доказа­тельство основной теоремы алгебры, утверж­дающей, что всякое алгебраическое уравнение имеет корень (действительный или комплекс­ный), опубликовав эту работу в 1799 г. За нее Гауссу была присуждена степень доктора.
Все свои работы по теории чисел Гаусс соб­рал в замечательном сочинении, которое поло­жило начало новой эпохе в истории математи­ки, — «Арифметические исследования» (1801).
Эта книга сразу поставила молодого Гаусса в ряд таких математиков, как П. Ферма и Л. Эйлер. В ней впервые строилась теория сравнений и доказывались важные теоремы тео­рии групп.


Но Гаусс был не только великим математи­ком, пролагавшим своими исследованиями но­вые пути развития этой науки; он был и заме­чательным естествоиспытателем. Так, в 1832— 1833 гг. он построил в Гёттингене электромагнитный телеграф.  Он основал также первую в мире магнитную обсерваторию.

Очень рано внимание Гаусса привлекли про­блемы астрономии. Ему удалось определить ор­биту малой планеты Цереры. Решение этой чрез­вычайно сложной математической задачи при­несло 24-летнему Гауссу широкую известность. В 1807 г. он был приглашен на пост директора Гёттингенской обсерватории, который не по­кидал до конца жизни. Одновременно он начал преподавать астрономию в Гёттингенском уни­верситете. Результаты своих исследований по астрономии Гаусс объединил в фундаменталь­ном труде «Теория движения небесных тел».


С 1820 г. Гаусс непосредственно руководил геодезическими съемками Ганноверского коро­левства. Исходя из чисто практических задач, он, во-первых, разработал саму геодезию как науку, а во-вторых, создал свою знаменитую теорию поверхностей. До Гаусса были изучены геометрии только на двух поверхностях: на плоскости (планиметрия Евклида) и на сфере (сферическая геометрия). Гаусс нашел способ построения геометрии на любой поверхности, определив, какие линии играют на поверхности роль прямых, как мерить расстояния между точками на поверхности и т. д. Теория Гаусса получила название внутренней геометрии.


Идеи Гаусса оказали определяющее влия­ние не только на развитие геометрии, но и на формирование современной физики. Творец тео­рии относительности Л. Эйнштейн писал, что его учение очень похоже на теорию поверхно­стей Гаусса. И действительно, риманова гео­метрия, созданная по образцу гауссовой тео­рии поверхностей, но только для пространств любого числа измерений, легла в основу теории относительности, так же как евклидова геомет­рия — в основу классической механики Ньютона.



Современники рисуют Гаусса жизнерадост­ным человеком, наделенным большим чувством юмора. Гаусс живо интересовался литературой, философией, политикой, экономикой. Его вни­мание привлек расцвет культуры России на­чала XIX в. Он поддерживал научные связи с Петербургской академией наук, которая еще в 1801 г. избрала его своим членом-корре­спондентом, а в. 1824 г.— иностранным членом. В возрасте 62 лет Гаусс выучил русский язык и в своих письмах в Петербургскую академию наук жаловался на недостаток русской литера­туры в Гёттингене, просил присылать ему рус­ские журналы и книги, в частности «Капитан­скую дочку» Пушкина.

Из многих происшествий, которые могли лишить Архимеда и Ньютона их собрата в математике, Гаусс вспоминает об одном случившемся с ним в младенчестве. Весенний разлив резко поднял воду в канале, и игравший на его берегу Гаусс был смыт водой. Лишь благодаря счастливой случайности он не утонул.
Лента Мёбиуса – простейший пример односторонней поверхности и одна из самых необычных математических фигур. Её независимо друг от друга в 1858 году открыли двое учеников выдающегося математика Карла Фридриха Гаусса: Август Фердинанд Мёбиус и Иоганн Бенедикт Листинг. Лента известна во всём мире благодаря её удивительным свойствам. Познакомьтесь с ними в инфографике МИА "Россия сегодня".
Гелиотроп немецкого профессора Карла Фридриха Гаусса


"Мои результаты мне давно известны, я только не знаю, как я к ним приду."
В честь Гаусса названы: 


• кратер на Луне
• малая планета № 1001 (Gaussia)
• Гаусс — единица измерения магнитной индукции в системе СГС; сама эта система единиц часто именуется гауссовой
• одна из фундаментальных астрономических постоянных — постоянная Гаусса
• вулкан Гауссберг в Антарктиде.

Карл Фридрих Гаусс — король математиков



КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС И ЕГО ЗАНЯТИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ





Картинки:
1. Домгде родился Гаусс (не сохранился) .


3. До 1807 года Гаусс жил в Брауншвейге, а затем переехал в Геттинген, где по рекомендации другого великого немецкого ученого и исследователя Александра Гумбольдта был назначен на должность директора местной обсерватории. Здесь он проработал до самой смерти, 23 февраля 1855 года.

(И)
4. Гаусс и Вебер

Последняя-вулкан Гауссберг в Антарктиде.
Читают тему (гостей: 1)