Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Спасибо паразитам

Почему люди стали заниматься сексом

Гонка вооружений между двумя заклятыми врагами — паразитами и их хозяевами — считается чуть ли не основной движущей силой эволюции. Пока первые, включая вирусы, бактерии и беспозвоночных, развивают новые способности для заражения и распространения, последние обзаводятся улучшенными защитными системами. «Лента.ру» рассказывает о последствиях холодной войны между вирусами и животными.

Вирусы — пожалуй, наиболее серьезный противник человека и других животных. Они представляют собой неживые структуры, состоящие из белковой оболочки — капсида — и генов, в которых записана инструкция по воспроизводству. Каждый вирус должен уметь «взламывать» клетку, чтобы размножиться в ней. На поверхности капсида располагаются молекулы, которые выполняют функцию «отмычки»: если они вступают в реакцию со специфичными белками на внешней оболочке клетки-жертвы, то вирус получает возможность проникнуть внутрь. Именно поэтому многие вирусы используют для размножения отдельные виды организмов, поскольку их «ключи» приспособлены только к определенным «замкам».

Вирусный геном способен к достаточно быстрым изменениям, в результате чего вирусы могут непрерывно мутировать. Это дает захватчикам определенные преимущества: иммунитет распознает врагов по определенным белкам — антигенам, однако мутации в генах вирусов изменяют последовательность аминокислот в белках, и защитные системы организма не успевают научиться распознавать антигены. Самым известным примером быстро мутирующего вируса является ВИЧ. Более того, вирусные инфекции справляются и с лекарствами, поскольку действие противовирусных препаратов основано на реакциях с белками специфической структуры.

Если же в геноме вируса, например, гриппа по каким-то причинам происходят масштабные изменения, то иммунная система большинства людей оказывается неспособной быстро справиться с вирусом. Возникает пандемия — эпидемия глобального характера, которая охватывает территорию целой страны, континента или всего мира.

Бесполое размножение дает организмам мощное преимущество. Они могут произвести большое количество потомства, что увеличивает вероятность выживания какого-то числа особей из нового поколения. В этом случае мутации, которые могли бы привести к появлению полового размножения, не смогли бы закрепиться. Однако если окружающая среда очень быстро меняется, то картина становится принципиально другой. Секс позволяет перетасовывать гены, получая новые комбинации, которые могут повышать устойчивость против постоянно мутирующих паразитов. Бесполые организмы на это неспособны.

Поэтому можно сказать, что все, что имеет то или иное отношение к половому размножению человека и животных — сексуальное поведение, привлекательность, создание семей — обязано своим существованием вирусам.

Однако насколько все это действительно соответствует реальности? До сих пор ученые не имели возможности подтвердить, что борьба между паразитами и их хозяевами является движущей силой эволюции. Лишь недавно появились первые свидетельства, подтверждающие эту точку зрения.

Множество компонентов иммунной системы являются белками (полипептидами). Это прежде всего антитела или иммуноглобулины — молекулы, присутствующие на поверхности лимфоцитов (клеток гуморального иммунитета) и связывающиеся с конкретными чужеродными веществами — антигенами. Другие белки — интерфероны — выделяются организмом в ответ на инфекцию. Они запускают цепь реакций, которая препятствует размножению вирусов, нарушая сборку их белков и предотвращая их выход из клетки. Кроме того, интерфероны стимулируют всю иммунную систему, поднимая ее на борьбу с врагом.

Естественно предположить, что мутации должны происходить именно в иммунных белках, чтобы они могли эффективно бороться с вирусами. Однако новое исследование показало, что почти каждый полипептид, который входит в контакт с инфекциями, может вносить вклад в общую адаптацию. Молекулы, не участвующие в защитных реакциях, составляли 50 процентов от всего числа белков, измененных вирусами.

Ученые изучили несколько десятков тысяч научных работ, чтобы определить общее число белков, взаимодействующих с вирусами. В список вошли 1300 полипептидов, присутствующих в организмах разных животных. На втором этапе работы исследователи написали алгоритмы для обработки огромных объемов информации, представленных в геномных базах данных, чтобы сравнить эволюцию белков, связанных с вирусами, с изменениями в аминокислотных последовательностях других молекул.

Результаты показали, что вирусы предпочитают взаимодействовать с белками, которые эволюционно ограничены в своих клеточных функциях, однако, несмотря на это, в генах, кодирующих данные полипептиды, произошла треть всех мутационных изменений. Ученые объясняют это тем, что инфекции контактируют со многими молекулами клетки, в том числе с теми, которые отвечают за синтез органических веществ и репликацию ДНК. Вирусы используют их для размножения и распространения, а мутации в клеточных генах препятствуют успешному заражению.

Исследование помогает ответить на некоторые вопросы — например, почему у близкородственных видов животных различные молекулы выполняют идентичные клеточные функции, такие как репликация ДНК или синтез мембран. В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что вирусы действительно являются одним из основных факторов эволюционных изменений млекопитающих, в том числе человека.

Ученые сделали шаг к созданию первого "плаща-невидимки"

Британские физики смогли заставить выпуклый объект исчезнуть с лица Земли и стать плоским при помощи многослойного наноматериала, меняющего то, как волны света отражаются от их поверхности распространяются вдоль нее, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Мы показали, что нанокомпозитные материалы можно использовать для управления распространением поверхностных волн. Самое важно, что этот подход можно использовать применительно и к другим физическим феноменам, чье поведение описывается волновыми уравнениями, такие как звук, к примеру. По этой причине мы верим, что наше открытие окажет огромное влияние на промышленность", — заявил Луиджи Ла Спада (Luigi La Spada) из университета королевы Марии в Лондоне (Великобритания).

В последние годы физики создали множество устройств, позволяющих делать объекты невидимыми в том или ином диапазоне излучения. Как правило, функциональность таких плащей-невидимок крайне ограничена — некоторые из них умеют прятать только двухмерные предметы, другие работают лишь при ограниченном угле обзора или строго заданной температуре. Частичная невидимость обеспечивается свойствами так называемых метаматериалов — специальных соединений с экзотическими оптическими свойствами.

Ла Спада и его коллеги по университету создали принципиально новый метаматериал, который делает любой выпуклый предмет "плоским" для электромагнитных волн, движущихся вдоль его поверхности.

Их "плащ-невидимка" представляет собой своеобразный бутерброд из семи слоев наночастиц из диэлектрических материалов, выстроенных на поверхности таким образом, что каждая из них особым образом меняет и трансформирует лучи света и другие виды электромагнитного излучения, падающие на них.

Благодаря им любая волна, падающая на покрытый ими "горб", будет словно проходить через него, как по плоской поверхности, не замечая выпуклой формы предмета, покрытого данным плащом-невидимкой, и не будет рассеиваться.

Последнее свойство важно не только для потенциальных военных применений такого плаща, но и для инженеров, занимающихся разработкой электронных приборов и излучателей – подобные композитные наноструктуры, как отмечают Ла Спада и его коллеги, помогут им защищать антенны от наводок и устанавливать их в самых неудобных для этого точках внутри различных гаджетов и даже микрочипов.


Телескоп MeerKAT "открыл глаза" и открыл тысячи новых галактик

Южноафриканская часть мегателескопа SKA —  телескоп MeerKAT – официально начала свою работу еще до завершения его постройки и открыла тысячи ранее неизвестных галактик в первый же сеанс своей работы, сообщает пресс-служба проекта SKA.

"Те результаты наблюдений, которые мы показали вам сегодня, наполняют нас уверенностью в том, что до открытия SKA наш MeerKAT будет ведущим радиотелескопом мира после того, как будут установлены все 64 радиотарелки", — заявил Джастин Джонас (Justin Jonas), главный инженер южноафриканской части SKA.

Телескоп SKA, который начнет работать в 2019 году, будет представлять собой массив более чем из 3 тысяч антенн, объединенных в одну гигантскую виртуальную антенну площадью в один квадратный километр. Ожидается, что мегателескоп начнет первые наблюдения не раньше 2019 года и сможет помочь ученым исследовать процессы формирования галактик и черные дыры, а также поучаствовать в поиске внеземной жизни.

Общая стоимость проекта оценивается в 2,5 миллиарда долларов. За право разместить массив на своей территории боролись ЮАР и "дуэт" из Австралии и Новой Зеландии, но в марте 2012 года Консультативный совет проекта заключил, что "жизнь на два дома" будет лучшим вариантом для мегателескопа. Было решено, что среднечастотные антенны MeerKAT будут размещены в Южной Африке, антенны низкой частоты SKA — в Австралии и Новой Зеландии.

Сегодня руководство MeerKAT объявило о завершении первой фазы постройки телескопа и вводе в эксплуатацию первых 16 радиоантенн комплекса. Для получения первых данных и фотографий ученые проекта избрали небольшой участок ночного неба, где ранее почти ничего не находили, кроме нескольких десятков галактик.

Первые же фотографии с MeerKAT показали, что на самом деле в этой "пустыне" обитает свыше 1,2 тысячи галактик, а также множество черных дыр и других объектов, излучающих в радиодиапазоне. Высокое разрешение телескопа даже позволило ученым заглянуть в центр одной из далеких галактик и получить изображение сверхмассивной черной дыры, поглощающей материю и выплевывающей часть ее в виде тонких пучков плазмы, разогнанной до околосветовых скоростей.

Так как этот снимок покрывает всего 0,01% от общей площади ночного неба, можно ожидать, что MeerKAT и полный SKA откроют миллионы новых галактик и принципиально новые объекты, о которых астрономы сегодня еще и не знают.


 
Утята способны к абстрактному мышлению

Утята могут сравнивать группы объектов по абстрактным признакам сходства и различия.

Только что вылупившиеся из яйца утята воспринимают первый движущийся объект рядом с собой как свою мать, и будут следовать за ним, даже если это не утка, а, например, человек. Феномен называется импринтингом, или запечатлением, и считается особой формой обучения.

Запечатляться могут родители, братья и сёстры, пища, враги и т. д.; обучение происходит быстро, необратимо и не требует никаких подкреплений, вроде награды в виде еды и прочего. В дальнейшем детёныш ведёт себя, сообразуясь с тем, что у него запечатлилось; самый знаменитый пример импринтинга – реакция следования, которую мы только что описали на примере утят.

Изучать импринтинг начали со знаменитого зоолога и этолога Конрада Лоренца, который впервые и открыл его в экспериментах с дикими гусями; в дальнейшем оказалось, что учиться запечатлением могут и другие животные, причём не обязательно в первые дни после рождения – разные фазы импринтинга могут растягиваться на годы.

Вернёмся, однако, к нашим утятам. Исследователи из Оксфорда поставили с ними следующий эксперимент: новорождённым птенцам показывали пару геометрических объектов, связанных друг с другом и двигавшихся по кругу. Это могли быть цилиндр и пирамида, или шар и куб, или куб и цилиндр, и т. д., окрашенные в определённый цвет – синий, красный, жёлтый. Утята объекты запечатлевали у себя в уме и начинали за ними бегать. Но потом им показывали уже другие геометрические композиции, которые формой и цветом отличались от тех, что утята видели раньше, хотя пары в целом были чем-то похожи. Например, утёнку с запечатлённой парой сфер демонстрировали пару пирамид или же пару из пирамиды и цилиндра. Ни пирамида, ни цилиндр не похожи на сферу, но пара сфер похожа на пару пирамид тем, что оба объекта в них одинаковой формы.

Иными словами, цель была в том, чтобы выяснить, могут ли птенцы оперировать такими признаками сходства и различия, могут ли они их обобщать. Как оказалось, могут: в статье в Science авторы пишут, что большинство утят, которым показывали две сферы, следовали потом за двумя пирамидами, но не за двумя разнородными предметами.

Если же запечатлеванию подвергались именно разнородные предметы, то есть если птенцы сначала видели, например, цилиндр и шар, то потом они следовали не за пирамидой и пирамидой, а за пирамидой и кубом – потому что новая пара несходных предметов была больше похожа на первую пару из цилиндра и шара. (Напомним, что предметы из новых пар им до этого не показывали.) То же самое происходило и тогда когда, меняли цвет предметов.

Другие животные, способные анализировать абстрактные признаки сходства и различия – человекообразные обезьяны, вороны и попугаи. Но у них такую способность до сих обнаруживали только при специальном обучении, вознаграждая «учеников» за правильные ответы; утята же оценивают сходства и различия спонтанно, благодаря процедуре импринтинга.

Скорее всего, насущная биологическая необходимость заставила их в ходе эволюции освоить стремительное абстрактное мышление: вспомним, что импринтинг нужен птенцам, чтобы запомнить, как выглядит мать. И если бы они просто делали что-то вроде мгновенного фотоснимка и потом сравнивали её с ним, они бы быстро потерялись – ведь настоящая утка-мать ходит, плавает, машет крыльями, поворачивается то одним боком, то другим, и всякий раз выглядит в определённом смысле иначе. Так что, глядя на неё, утятам приходится держать в голове какие-то признаки, которые позволяли бы узнать мать в любой ситуации.


 
17 июля 1698 года родился Пьер Луи Моро де Мопертюи, французский математик, естествоиспытатель, механик, астроном, физик и геодезист, член-пенсионер Парижской академии наук (1731; адъюнкт с 1723 г.), член Французской академии (1743). Член Лондонского Королевского общества (1728 г.), Берлинской академии наук (1742), почётный член Петербургской АН (1738 г.).

Родился в местечке Сен-Жуан-де-Гере близ города Сен-Мало; получив блестящее домашнее образование, первоначально избрал себе военную карьеру. В 1718 году он был зачислен в мушкетёры и служил в кавалерии (сначала в звании лейтенанта, позже — капитана). Однако природные наклонности к точным наукам побудили его в 1722 году выйти в отставку и поселиться в Париже, наслаждаясь интеллектуальной жизнью парижских кафе и продолжая при этом усиленно заниматься математикой. Начиная с 1724 года Мопертюи публикует ряд научных работ; в первой из них — «О форме музыкальных инструментов» («Sur la forme des instruments de musique») — исследуется влияние формы инструмента на характеристики извлекаемых из него звуков, а затем молодой учёный занимается задачами на максимумы и минимумы, изучает свойства циклоиды и других плоских кривых.

Побывав в 1728 году в Англии (где он был избран членом Лондонского Королевского общества) и изучив в Базеле (1729—1730 гг.) под руководством Иоганна Бернулли труды Лейбница и Ньютона, Мопертюи вернулся во Францию приверженцем и распространителем идей Ньютона, тогда ещё мало известных в континентальной Европе. В 1731 году Мопертюи был избран членом Парижской академии наук и затем назначен главой геодезической экспедиции, посланной в Лапландию для измерения длины земного меридиана (1736—1737 гг.).

Результаты экспедиции стали убедительным опровержением гипотезы Кассини (династия французских астрономов) о вытянутости земного эллипсоида и принесли Мопертюи всеевропейскую известность. Отражена была лапландская экспедиция и в философско-фантастическом романе Вольтера «Микромегас», в котором житель Сириуса Микромегас беседует с участниками этой экспедиции. Вольтер в это время очень высоко ставил Мопертюи, прославляя его деятельность в стихах и прозе, составил надпись для его портрета и в письменных обращениях к учёному называл его «mon cher applatisseur des mondes et des Cassinis» ‘мой дорогой, приплюснувший миры и Кассини’.

По приглашению короля Фридриха II Мопертюи в 1740 году переселился в Пруссию; после начала первой Силезской войны Мопертюи, вспомнив свои кавалерийские навыки, сопровождал короля во время похода в Силезию и в битве при Мольвице (1741) попал в плен к австрийцам, но вскоре был освобождён по указанию Марии Терезии и вернулся в Берлин. После двухлетнего пребывания (1742—1744 гг.) во Франции (где 27 июня 1743 года он был избран членом Парижской академии наук) Мопертюи осенью 1744 г. возвратился в Берлин и в 1745—1753 годах был президентом Физико-математического класса Берлинской академии наук.

Однако развернувшаяся вокруг предложенного Мопертюи принципа наименьшего действия полемика (см. далее) и в особенности написанная Вольтером (выступившим на стороне Кёнига) остроумная «Диатриба доктора Акакия, папского лекаря» (Diatribe du Docteur Akakia, m?decin du pape, 1752), имевшая среди просвещённой публики колоссальный успех, нанесли серьёзнейший удар по репутации учёного (против него, писал Вольтер, ополчилась вся литературная Европа — кроме Эйлера и Мериана). В результате Мопертюи пришлось в 1756 году уехать из Берлина в Париж, где он в основном и провёл свои последние годы.

Умер Мопертюи в Базеле в присутствии двух монахов-капуцинов; перед смертью он признал, что христианство «ведёт человека к величайшему благу при помощи величайших возможных средств».

Помимо уже упоминавшихся произведений Вольтера, к Мопертюи обращены два стихотворных послания прусского короля Фридриха II Великого (написанные — как и все стихотворения Фридриха — на французском языке). С немецкого перевода их перевёл на русский язык прозой молодой Г. Р. Державин — в составе знаменитых «Од, сочинённых при горе Читалагае». Под пером Державина, не знавшего французского языка и не так разобравшего имя, Мопертюи превратился в «Мовтерпия».

В честь Мопертюи названы кратер на Луне (Кратер Мопертюи) и астероид 3281 Мопертюи, открытый в 1938 г. финским астрономом И. Вяйсяля.


17 июля 1787 года родился Фридрих Крупп, немецкий промышленник, член династии Крупп, основатель фирмы Friedrich Krupp AG Hoesch-Krupp

Фридрих Крупп родился в семье буржуа в Эссене. Главой семьи была бабушка, Элене Амалия Крупп (1732—1810), урожденная Ашерфельд. Она превратила лавку колониальных товаров, которую унаследовала от своего мужа, Фридриха Йодокуса Круппа, в комплекс различных промышленно-торговых предприятий.

В 1807 году Крупп получил в подарок от своей бабушки металлургический завод «Добрая надежда» в Штеркраде, который она купила на торгах. Крупп быстро привел дела в упадок. Бабушка аннулирует дарственную, и в 1808 году передаёт завод братьям Францу и Герхарду Ханиэль и Генриху Хайсен, которые превратили завод в крупнейшего работодателя в Оберхаузене.

Бабушка умерла в 1810 году. Наследство получает Фридрих Крупп, с этим стартовым капиталом он основывает мастерскую, которую 20 ноября 1811 года переименовывает в фирму «Фридрих Крупп в защиту английской литой стали и изделий из неё». Его компаньонами становятся братья Георг Карл Готфрид и Вильгельм Георг Людвиг фон Кехель, которые утверждали, что имеют большой опыт в производстве литой стали. Целью Круппа было произвести пользующийся большим спросом материал, который со времен континентальной блокады 1806 года Наполеоном Бонапартом Великобритании больше не попадал в Европу. Впрочем, он не был первым, производство английской литой стали было уже известно на континенте, с тех пор как в 1804 году Иоганн Конрад Фишер (1773—1854) в Шафхаузене прекратил английскую монополию. Таким образом, ниша в рынке была, и она была ещё не заполнена.

Первоначально Крупп мог производить только цементную сталь, в 1812 году он впервые выпустил напильники из этого материала. Сталелитейная фабрика была пущена только в 1813 году, после того как в неё были инвестированы 30 000 имперских талеров — при минимальных доходах. Крупп уничтожил последние остатки семейного капитала. Кроме того, его компаньоны оказались ненадёжными: их так называемые знания в области сталелитейного дела оказались фикцией. Почти банкрот Крупп в 1816 году расстался с ними и стал единоличным хозяином фирмы. В этом же году он впервые выпустил английскую сталь. К этому времени континентальная блокада уже три года как была снята, и настоящая английская литая сталь снова появилась на континенте в больших количествах.

В 1817 году его фирма начала выпускать инструменты для кожевенного производства, свёрла, токарные резцы, монетные штампы и вальцы.

В 1818 году он расширил производство и построил новый завод в западной части города, который был пущен 18 октября 1819 года. Завод был рассчитан на 60 плавильных печей, но на первых порах работало только восемь из них. В это же время он построил дом смотрителей, который позже стал главным зданием фирмы «Крупп».

В 1820 году он начал выпускать режущие инструменты, пилы и колокольчики.

Но фирма никогда не будет процветающей. При строительстве нового завода Крупп очень задолжал, он часто болел. 8 октября 1826 года он умер от отёка лёгких. Предприятие Круппа состояло на тот момент из семи рабочих. Его 14-летний сын Альфред Крупп унаследовал его предприятие, которое в течение последующих десятилетий стало всемирно известным и сейчас входит в состав промышленного конгломерата «ThyssenKrupp AG».


17 июля 1827 года родился Фредерик Август Абель, английский химик

Родился Фредерик Август Абель в Лондоне. Как директору химической лаборатории английского военного министерства в Вулвиче в 1862 г. ему было поручено произвести новые всесторонние исследования пироксилина, незадолго перед этим отвергнутого во всех государствах континентальной Европы из-за его опасности.

Путём исследований, выполненных по весьма обширной программе, Абелю удалось подробно изучить свойства этого вещества, а также существенно усовершенствовать способ его фабричного производства. Благодаря этому пироксилин снова стал применяться для военных целей во всех государствах Старого и Нового Света.

Целый ряд классических работ Абеля, посвящённых этому вопросу, был напечатан в «Phil. Trans.» в 1866-67 гг., «Annal. de Chimie et de Phys.» в 1870—74 г. и др. Ему принадлежат также труды по исследованию детонации взрывчатых веществ и приведению в более удобный для употребления вид гремучего студня.

В 1883 году Абель был правительственным комиссаром на электрической выставке в Вене, по возвращении откуда был возведён в дворянское звание. В течение многих лет Абель являлся членом артиллерийской комиссии и Королевского инженерного общества, а с 1889 г. — президентом Committee on Explosives. В том же году им совместно с профессором Дьюаром разработан новый тип бездымного нитроглицеринового пороха, известный под именем кордита, который был принят на вооружение в Англии.

Умер в Лондоне 6 сентября 1902 года.

 
17 июля 1920 года родился Хуан Антонио Самаранч, видный испанский политик и бизнесмен, седьмой по счёту президент МОК (1980–2001), признан одним из наиболее выдающихся деятелей олимпийского движения XX века. Пожизненный почётный президент МОК

Самаранч родился Именно во время правления МОК Самаранчем было введено правило обращения к нему, как к председателю МОК, «Ваше Превосходительство». Также всегда Самаранча повсюду встречал и провожал лимузин с шофером и ожидали президентские номера гостиниц в любом городе, где бы и когда бы он ни появился. Так, во время остановки президента в швейцарской Лозанне в год на его проживание тратилось приблизительно 500 000 долларов США.

В историю Олимпийского движения Хуан Антонио Самаранч вошёл как человек, возродивший начинавшее угасать олимпийское движение.

За вклад в олимпийское движение король Испании в 1991 году присвоил Самаранчу титул маркиза (дона).

16 июля 2001 года избран Почётным пожизненным президентом МОК.

20 апреля 2010 года Самаранч был доставлен в госпиталь Барселоны с диагнозом острой сердечной недостаточности. 21 апреля он скончался.
в Барселоне, Испания, в богатой семье. В детстве занимался хоккеем на роликовых коньках. Во время гражданской войны в Испании он был призван санитаром в Республиканские силы в 1938 году, в возрасте 18 лет. После поражения республики в 1939 году Самаранч изучал торговлю в бизнес-школе IESE (IESE Business School) в Барселоне. Сделал короткую карьеру как спортивный журналист в газете «Ла Пренса», которая завершилась его увольнением в 1943 году за критику в адрес сторонников футбольного клуба «Реал Мадрид» после победы со счётом 11–1 в игре с «Барселоной». После этого вернулся в текстильный бизнес своей семьи. Он стал членом совета директоров la Caixa, крупнейшего сберегательного банка Испании, в 1984 году и занимал пост президента с 1987 по 1999 год. Он остался почетным президентом и после своей отставки в 1999 году, до своей смерти.

Самаранч работал в муниципальном правительстве Барселоны, причем был ответственным за спорт, начиная с 1955 по 1962 год. Являлся прокурадором – членом нижней палаты парламента в течение последнего десятилетия режима Франко, с 1967 до восстановления демократии в 1977 году.

1955–1962 годы – советник по спорту Муниципального совета Барселоны.

Неоднократно возглавлял испанскую делегацию на всевозможных событиях, связанных с олимпийским движением, и был назначен на должность председателя Олимпийского комитета Испании диктатором Франсиско Франко в 1966 году. В том же году Самаранч стал членом МОК.

В 1967 году – национальный делегат по физическому воспитанию и спорту.

С 1973 года – председатель Провинциального совета Барселоны.

С 1974 по 1978 годы занимает пост вице-президента МОК.

С 1977 по 1980 годы занимает пост Чрезвычайного и Полномочного Посла Испании в СССР и Монголии.

Хуан Антонио Самаранч был выбран Президентом МОК в канун Московской Олимпиады-80. В своих действиях он неоднократно высказывал поддержку Москве.

Во время своего правления Самаранч сумел сделать олимпийское движение финансово самостоятельным, организовав спонсорство мероприятий и договорные телевизионные трансляции, приносящие большие суммы в бюджет МОК. Невзирая на бойкот летних Олимпийских игр 1984 года Советским Союзом и странами Восточного блока, число стран-участниц Олимпийских игр постоянно росло от мероприятия к мероприятию, также рос и уровень атлетов, состязавшихся в соревнованиях – за счет повышения общего уровня и планок вхождения в число атлетов-представителей стран.

Правление Самаранча было безусловным спасением для МОК, практически погибшего финансово во время кризиса 1970-х, когда был даже момент, когда город-организатор игр (Денвер) отказался их принимать в 1976 году. До этого все финансовые траты в одиночку несла принимающая сторона – Олимпийский Комитет той страны, в которой проходили игры. Во многом, именно факт поисков финансовой поддержки и факт допуска к играм только спортсменов-профессионалов послужил противникам Самаранча на руку, дав старт слухам об излишней коммерциализации Олимпийского движения и послуживший причиной обвинения его в коррупции.








 
18 июля 1968 года Роберт Нойс и Гордон Мур зарегистрировали компанию «Intel»

18 июля 1968 года можно смело считать одним из дней, который перевернул жизнь человечества. Хотя произошло достаточно заурядное для американской экономики событие – была зарегистрирована еще одна фирма. Но какая! Фирма носила название «Intel» (первоначальное название «NM Electronics»). Зарегистрировали компанию американские инженеры Роберт Нойс и Гордон Мур. Перед этим они получили кредит под обещание развернуть разработки больших интегральных схем (БИС). Как видим, у них все получилось, и они выполнили свое обещание, иначе бы вы не читали эту статью.

Первым продуктом компании, который она начала производить, была оперативная память, но высокая конкуренция в этом секторе производства, заставила Нойса и Мура переключиться на разработку и производство микропроцессоров. И им это блестяще удалость и вскоре они стали мировыми лидерами в производстве процессоров.

Конечно, не обошлось без некоторых недочетов. К примеру, в 1994 году в процессорах «Pentium» была обнаружена ошибка в операциях с плавающей точкой. Чтобы сохранить свой имидж, компания пошла на то, что предложила поменять процессоры за свой счет. Эта акция благоприятно сказалась на имидже компании, и даже далекие от компьютеров люди узнали такие слова как «Intel», «Pentium», «Celeron».

18 июля 1985 года создан «Тетрис»

После того, как был создан компьютер, тут же были созданы компьютерные игры. Перебирать цифры и буквы вычислений довольно скучно, а вот зарубиться в «Тетрис» это было намного интереснее. Кстати, «Тетрису» 18 июля исполняется четвертьвековой юбилей. Ровно 25 лет назад российский программист Алексей Пажитнов реализовал концепцию игры. Далее уже были нюансы.

Основу «Тетриса» составила головоломка «Pentomino Puzzle», как вы понимаете из названия состоящая из пяти квадратов, которые необходимо было расположить в определенном порядке.Реализуя идею «Пентомино», а сначала Пажитнов создавал компьютерный вариант этой игры, он придумал, чтобы фигурки собирались в реальном масштабе времени и могли переворачиваться. Однако производительность тогдашних ЭВМ, персональных компьютеров еще не было, слишком мало, чтобы реализовать алгоритм «Пентамино». И тогда пришлось сократить число падающих фигурок до четырех. По количеству фигурок игру назвали «Тетрамино». Сокращение «Тетрис» появилось несколько позже.

Пажитнов на создании этой игры не заработал ни копейки. Он с друзьями просто раздавал дискеты с игрой всем желающим. Вскоре об игре узнал весь Советский Союз, а затем и весь мир. Все, чего удостоился Пажитнов за свою игру – это несколько наград Американской Ассоциации Разработчиков Программного Обеспечения: как лучшему потребительскому софту, лучшей оригинальной разработке и лучшей развлекательной программе.

За четверть века «Тетрис» разошелся по миру фантастическим тиражом, в четверть миллиарда экземпляров. А я уверен, что в «Тетрис» сыграл каждый человек, кто хоть когда-нибудь садился за клавиатуру компьютера.




 
18 июля 1954 году Постановлением Совета Министров СССР было введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах СССР

В дореволюционной России по принципу раздельного обучения учеников работали все без исключения учебные заведения. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях. Причем первая женская гимназия открылась лишь 19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современная улица Рубинштейна).

До этого времени девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы, девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье.

Над осуществлением проекта по созданию женской гимназии работал талантливый педагог, профессор Николай Алексеевич Вышнеградский.

В 1857 году Вышнеградский составил проект учебного заведения «для приходящих девиц» и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому. Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю, и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить ее к открытию — покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей.

В конце марта 1858 года был подписан «высочайший» указ об открытии учебного заведения, а еще через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери. Новое учебное заведение получило название «Мариинская женская гимназия» в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования. Учебное заведение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной.

Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки.

В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет — дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров.

Вышнеградский пригласил работать в гимназии лучших учителей Петербурга, и благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек. Гимназистки вспоминали впоследствии, что душой школы был, конечно же, сам Николай Вышнеградский, который по-настоящему умел любить и понимать детей.

Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, «с убеждением в видимой пользе образования». Однако находились и такие, кому не нравилось нововведение, ведь в одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца, шли и разговоры о том, что низкая плата за обучение «порождает образованных женщин-пролетариев».

С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, В их программу впервые были включены анатомия и физиология — предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание «домашней наставницы» и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.

Вслед за Мариинской гимназией в Петербурге, а затем и в других городах открылись еще несколько подобных женских учебных заведений, дав, таким образом, начало распространению женского образования в стране.

Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло после революции на волне борьбы за равноправие, и с 1918 года мальчики и девочки стали учиться вместе.

Вернулись к разделению в 1943 году, но уже через 11 лет учащихся снова объединили. Произошло это после смерти Сталина, на волне либерализации общественной жизни в СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1954 года введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах Москвы, Ленинграда и других городов.

Сегодня педагогическая общественность вновь активно обсуждает вопрос о возвращении к раздельному обучению по гендерному (половому) признаку в средних общеобразовательных школах России.

В порядке эксперимента во многих регионах России в школах уже создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. Следует заметить, что Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако и для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база — ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Благодаря им, в последние пять-шесть лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах.

Например, в Республике Коми — 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае — больше 100, в Москве — полтора десятка. О том, насколько эффективен эксперимент, говорит хотя бы то, что в этом году школа N 6 города Воткинска (Удмуртия), где практикуется гендерная педагогика, получила президентский грант в 1 млн. рублей.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинина и Владимир Базарный. В то время В. Базарный создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей — советская школа.

Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку.

«Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту — вещь непростительная», считает Владимир Базарный. — Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника».

В школах, создаваемых по его модели, мальчики и девочки занимаются «через стенку», встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Однако экспертов настораживают «перегибы на местах». Так, в некоторых школах внедрены специальные учебные программы: главные акценты «мальчикового» расписания делаются на точных науках, а девочек загружают гуманитарными дисциплинами. Объясняют это педагоги тем, что якобы существуют «гендерные» особенности мозга. Девочки, мол, существа с более активным левым полушарием, а у мальчиков сильнее правое.

Однако, последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников — отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации — всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ. А все потому, что они перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола.

Раздельное обучение в Санкт-Петербурге осуществляется в двух гимназиях – № 628 и № 664. В первой учатся только юные леди. Во второй работают два отдельных корпуса – для девочек и для мальчиков, куда дети поступают с 8 по 11-й класс. «Мы создали детям условия для полного погружения в обучающую среду, – рассказывает Елена Ягунова, директор гимназии 664. – Мальчишки самого опасного переходного возраста, в которых играют гормоны, очень довольны, что рядом в классах нет девчонок, говорят, что ничто не отвлекает их от учебы». При этом в гимназии отмечают, что дети не изолированы от противоположного пола – практикуется ряд совместных уроков, их ведут как мужчины, так и женщины.

Пионером раздельного обучения в Москве стала школа № 760. Методику Базарного в ней стали внедрять еще в начале 90-х, потом эксперимент на несколько лет пришлось свернуть. Сегодня у нее статус образовательного центра-лаборатории. К тому, что можно видеть в других подобных школах России, здесь прибавили свои «ноу-хау».

С первого класса мальчиков посвящают в «богатыри земли русской» и присваивают воинское звание, закладывая тем самым уважение к будущей службе в армии. А всех девочек наделяют статусом «невесты», вручая белые венки и люльки с игрушечными младенцами.

Наиболее строгие критики методики Базарного говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на «таких же, как я» и «других». Поделив учеников сначала по гендерному признаку, предполагают эти оппоненты, надо продолжить их делить по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам.

Феминизация общества, о которой предупреждает учителей Владимир Базарный, сказывается и на том, что мужчины все реже идут работать в школы. А ведь в первую очередь мальчикам, по словам академика, призвана помочь его система.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Социологи объясняют это прежде всего тем, что в моде опять «имперский стиль». Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство «разделенных» школ – гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть «мальчиковым» и «девчачьим». Кроме того, учиться «не в такой школе, как все», престижно.

Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует Русская Православная Церковь. Так, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) вышел с таким предложением на областной комитет образования. «Я вот был за границей, – рассказал архиепископ, – и видел, как там обучаются девушки в пансионе. Вы бы только посмотрели на этих девушек!».

Так что у России на сегодняшний день есть все шансы вернуться к принципам гендерного образования.

 
18 июля 1635 года родился Роберт Гук, знаменитый английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист

Гука можно смело назвать одним из отцов физики, в особенности экспериментальной, но и во многих других науках ему принадлежат зачастую одни из первых основополагающих работ и множество открытий. Родился во Фрешуотере (графство Айл-оф-Уайт) в семье священника местной церкви. Отец Гука, пастор, подготавливал его первоначально к духовной деятельности, но ввиду слабого здоровья мальчика и проявляемой им способности к занятию механикой предназначил его к изучению часового мастерства. Впоследствии, однако, молодой Гук получил интерес к научным занятиям и вследствие этого был отправлен в Вестминстерскую школу, где успешно изучал языки латинский, древнегреческий, еврейский, но в особенности интересовался математикой и выказал большую способность к изобретениям по физике и механике. Способность его к занятиям физикой и химией была признана и оценена учёными Оксфордского университета, в котором он стал заниматься с 1653 года; он сначала стал помощником химика Виллиса, а потом известного Роберта Бойля.

C 1662 был куратором экспериментов при Лондонском Королевском обществе (с момента его создания). В 1663 Королевское общество, признав полезность и важность его открытий, сделало его своим членом. В 1677—1683 был секретарём этого общества. С 1664 — профессор Лондонского университета (профессор геометрии в Gresham College). В 1665 публикует «Микрографию», где описаны его микроскопические и телескопические наблюдения, содержащую публикацию существенных открытий в биологии. С 1667 Гук читает «Кутлеровские (Cutlerian or Cutler) лекции» по механике. В течение своей 68-летней жизни Роберт Гук, несмотря на слабость здоровья, был неутомим в занятиях, сделал много научных открытий, изобретений и усовершенствований. Более 300 лет назад он открыл клетку, женскую яйцеклетку и мужские сперматозоиды.

К числу открытий Гука принадлежат: открытие пропорциональности между упругими растяжениями, сжатиями и изгибами, и производящими их напряжениями (закон Гука); правильная формулировка закона всемирного тяготения (приоритет Гука оспаривался Ньютоном, но, по-видимому, не в части формулировки; кроме того, Ньютон утверждал о независимом и более раннем открытии этой формулы, которую, однако, до открытия Гуком никому не сообщал); открытие цветов тонких пластинок (то есть, в конечном итоге, явления интерференции света); идея о волнообразном распространении света (более или менее одновременно с Гюйгенсом), экспериментальное обоснование её открытой Гуком интерференцией света, волновая теория света; гипотеза о поперечном характере световых волн; открытия в акустике, например, демонстрация того, что высота звука определяется частотой колебаний; теоретическое положение о сущности теплоты как движения частиц тела; открытие постоянства температуры таяния льда и кипения воды; закон Бойля (каков здесь вклад Гука, Бойля и его ученика Ричарда Таунли (Richard Townley) — не до конца ясно); живая клетка (с помощью усовершенствованного им микроскопа; Гуку же принадлежит сам термин «клетка» — cell); непосредственное доказательство вращения Земли вокруг Солнца изменением параллакса звезды Дракона (во второй половине 1669 г.). 

Первое из этих открытий, как утверждает он сам в своём сочинении «De potentia restitutiva», опубликованном в 1678, сделано им за 18 лет до этого времени, а в 1676 было помещено в другой его книге под видом анаграммы «ceiiinosssttuv», означающей «Ut tensio sic vis». По объяснению автора, вышесказанный закон пропорциональности применяется не только к металлам, но и к дереву, камням, рогу, костям, стеклу, шёлку, волосу и проч. В настоящее время этот закон Гука в обобщённом виде служит основанием математической теории упругости. Что касается до прочих его открытий, то в них он не имеет такого исключительного первенства; так, цвета тонких пластинок в мыльных пузырях Бойль заметил за 9 лет ранее; но Гук, наблюдая цвета тонких пластинок гипса, подметил периодичность цветов в зависимости от толщины: постоянство температуры таяния льда он открыл не ранее членов флорентийской академии, но постоянство температуры кипения воды подмечено им ранее Ренальдини; идея о волнообразном распространении света высказана им позже Гримальди.

Идею же об универсальной силе тяготения, следуя Кеплеру, Гук имел с середины 1660-х годов, затем, ещё в недостаточно определённой форме, он выразил её в 1674 в трактате «Попытка доказательства движения Земли», но уже в письме 6 января 1680 года Ньютону Гук впервые ясно формулирует закон всемирного тяготения и предлагает Ньютону, как математически более компетентному исследователю, строго математически обосновать его, показав связь с первым законом Кеплера для некруговых орбит (вполне вероятно, уже имея приближённое решение). С этого письма, насколько сейчас известно, начинается документальная история закона всемирного тяготения.

Непосредственными предшественниками Гука называют Кеплера, Борелли и Буллиальда, хотя их взгляды достаточно далеки от ясной правильной формулировки. Ньютону также принадлежат некоторые работы по тяготению, предшествовавшие результатам Гука, однако большинство самых важных результатов, о которых позднее вспоминал Ньютон, во всяком случае не было им никому сообщено. В.И.Арнольд в книге «Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук» аргументирует, в том числе документально, утверждение, что именно Гуком был открыт закон всемирного тяготения (закон обратных квадратов для центральной гравитационной силы), и даже вполне корректно обоснован им для случая круговых орбит, Ньютон же доделал это обоснование для случая орбит эллиптических (по инициативе Гука: последний сообщил ему свои результаты и попросил заняться этой задачей). Приводимые там цитаты Ньютона, оспаривающего приоритет Гука, говорят лишь о том, что Ньютон придавал своей части доказательства несоизмеримо большую значимость (в силу её трудности и т. д.), но отнюдь не отрицает принадлежность Гуку формулировки закона.

Таким образом, приоритет формулировки и первоначального обоснования следует отдать Гуку (если, конечно, не кому-то до него), и он же, судя по всему, ясно сформулировал Ньютону задачу завершения обоснования. Ньютон, впрочем, утверждал, что сделал это же открытие независимо и раньше, но он никому об этом не сообщал, и не осталось никаких документальных свидетельств этого; кроме того, в любом случае, Ньютон забросил работы по этой теме, которые возобновил, по его признанию, под влиянием письма Гука. Ряд современных авторов полагают, что главным вкладом Гука в небесную механику было представление движения Земли в виде суперпозиции движения по инерции (по касательной к траектории) и падения на Солнце как тяготеющий центр, что оказало, в частности, серьёзное влияние на Ньютона. В частности, этот способ рассмотрения давал непосредственную базу для выяснения природы второго закона Кеплера (сохранения момента импульса при центральной силе), что явилось ключом и к полному решению кеплеровой задачи.

В упомянутой выше книге Арнольда указывается, что Гуку принадлежит открытие закона, который в современной литературе принято называть законом Бойля, причём утверждается, что сам Бойль не только не оспаривает это, но явно об этом пишет (самому же Бойлю принадлежит лишь первенство публикации). Впрочем, реальный вклад Бойля и его ученика Ричарда Таунли (Richard Townley) в открытие этого закона мог быть и достаточно велик. С помощью усовершенствованного им микроскопа Гук наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение пробки (термин «клетка» был введён Гуком). В своей работе «Микрография» (Micrographia, 1665) он описал клетки бузины, укропа, моркови, привел изображения весьма мелких объектов, таких как глаз мухи, комара и его личинки, детально описал клеточное строение пробки, крыла пчелы, плесени, мха. В этой же работе Гук изложил свою теорию цветов, объяснил окраску тонких слоёв отражением света от их верхней и нижней границ. Гук придерживался волновой теории света и оспаривал корпускулярную; теплоту считал результатом механического движения частиц вещества. Изобретения Гука весьма разнообразны.

Во-первых, следует сказать о спиральной пружине для регулирования хода часов; изобретение это было сделано им в течение времени от 1656 до 1658. По указаниям Гука часовой мастер Томпсон сделал для Карла II первые часы с регулирующей пружиной. Нидерландский механик, физик и математик Христиан Гюйгенс применил регулирующую спираль позже Гука, но независимо от него; зацепляющие части (echappement), придуманные ими, неодинаковы. Идею о применении конического маятника к регулированию часов Гук приписывал себе и оспаривал первенство у Гюйгенса. В 1666 он изобрёл спиртовой уровень, в 1665 представил королевскому обществу малый квадрант, в котором алидада перемещалась помощью микрометренного винта, так что представлялась возможность отсчитывать минуты и секунды; далее, когда найдено было удобным заменить диоптры астрономических инструментов трубами, он предложил помещать в окуляр нитяную сетку.

Вообще Гук сделал немало усовершенствований в конструкции телескопов диоптрических и катоптрических; стёкла он шлифовал сам и много занимался наблюдениями; между прочим, он обратил внимание на пятна на поверхности Юпитера и Марса и по движению их определил, одновременно с Джованни Кассини, скорости вращений этих планет вокруг осей. В 1684 изобрёл первую в мире систему оптического телеграфа. Изобрёл множество различных механизмов, в частности для построения различных геометрических кривых (эллипсов, парабол). Предложил прототип тепловых машин. Кроме того, он изобрёл оптический телеграф, термометр-минима, усовершенствованный барометр, гигрометр, анемометр, регистрирующий дождемер; делал наблюдения с целью определить влияние вращения Земли на падение тел и занимался многими физическими вопросами, например, о влияниях волосности, сцепления, о взвешивании воздуха, об удельном весе льда, изобрёл особый ареометр для определения степени пресности речной воды (water-poise).

В 1666 Гук представил Королевскому обществу модель изобретённых им винтовых зубчатых колёс, описанных им впоследствии в «Lectiones Cutlerianae» (1674). Эти винтовые колёса известны теперь под именем Вайтовых колёс. Карданово сочленение, служащее для подвеса ламп и компасных коробок на судах, Гук применил для передачи вращений между двумя валами, пересекающимися под произвольным углом. Установив постоянство температур замерзания и кипения воды, вместе с Гюйгенсом, около 1660 предложил эти точки в качестве реперных для шкалы термометра. Гук был главным помощником Кристофера Рена при восстановлении Лондона после великого пожара 1666. В сотрудничестве с Реном и самостоятельно построил в качестве архитектора множество зданий (например, Гринвичскую обсерваторию, церковь Вилленского прихода в Милтон Кинсе). В частности, сотрудничал с Реном в строительстве лондонского Собора святого Павла, купол которого построен с использованием метода, придуманного Гуком. Внёс серьёзный вклад в градостроительство, предложив новую схему планировки улиц при восстановлении Лондона.

В 1665 году он опубликовал книгу под названием Micrographia, содержащую описание ряда исследований с использованием микроскопа и телескопа, а также оригинальных наблюдений в биологии. Умер Гук в Лондоне 3 марта 1703 года, и был похоронен в церкви Св.Елены.

Как выглядел Роберт Гук, неизвестно. Длительное время считалось, что на портрете, опубликованном 3 июля 1939 года в журнале «Тайм», изображен Гук. Лайза Джардин даже поместила его на обложку своей книги о Гуке. Однако позже исследователи пришли к заключению, что на портрете изображён фламандский химик и физиолог Ян Баптиста ван Гельмонт (1580—1644). 



 
Ученые нашли молекулу, которая поможет печатать микросхемы из пластика

Ученые из МГУ совместно с коллегами из Германии выяснили, что молекула под названием [3]-радиален, известная науке уже около 30 лет, может использоваться при создании органических полупроводников. Дмитрий Иванов, заведующий лабораторией инженерного материаловедения при факультете фундаментальной физико-химической инженерии МГУ, считает, что достижение ученых значительно поможет развитию органической электроники и, в частности, созданию органических светодиодов и новых классов органических солнечных батарей.

Органическая или «пластиковая» электроника — сравнительно молодое научное направление, возникшее около 15-20 лет назад. Его цель — разработка электронных устройств на органических материалах. Такая электроника пока уступает стандартной кремниевой в быстродействии, она также пока менее долговечна. Но у нее есть и преимущества — легкость, тонкость, гибкость, прозрачность. И самое главное — пластиковая электроника значительно дешевле кремниевой. К основным применениям органической электроники следует отнести создание солнечных батарей, намного более дешевых, чем батареи на кремнии (высокая стоимость — одна из причин, которая не позволяет последним покрывать большие площади и, таким образом,более полно использовать энергию солнечного света). Также органическая электроника может применяться при создании светоизлучающих устройств и органических полевых транзисторов.

Молекула, о которой идет речь, представляет собой так называемый допант (что означает «легирующая примесь»), добавление которого к полимерной основе существенно увеличивает ее электрическую проводимость. Подобные допанты для неорганических полупроводников разрабатываются уже в течение нескольких десятилетий, однако, по словам одного из соавторов статьи Дмитрия Иванова, в отношении органических проводников это направление изучено значительно скромнее. В настоящее время чаще всего применяются фторированные допанты. В сочетании с разными органическими полупроводниками они способны резко увеличивать их электрическую проводимость, однако подходят далеко не для всех полимеров, использующихся сегодня в «пластиковой» электронике.

«Вместе с коллегами из Дрездена мы решили предложить совершенно новый тип низкомолекулярного допанта для органических полупроводников, — сообщает Дмитрий Иванов. — И здесь важно было подобрать такую молекулу, чтобы она не только подходила по своим энергетическим уровням на роль допанта, но, что самое главное, важно было, чтобы допант хорошо смешивался с полимером, чтобы он при контакте с полимером не выделялся в отдельную фазу, кристаллизовавшись и, фактически, потеряв контакт с полимером».

Главный вклад лаборатории Иванова в эту работу свелся к исследованию физики фазовых превращений, физики смешивания в таких бинарных системах, иначе говоря — поиск подходящего кандидата с позиций полимерной физики.

И такой кандидат был найден. Им оказалась производная молекулы под названием [3]-радиален. Это небольшая плоская молекула, в которой атомы углерода соединены в структуру треугольной формы. Среди других потенциально интересных соединений [3]-радиален имеет самую подходящую по энергии незанятую молекулярную орбиталь с минимальной энергией. Это означает, что электроны относительно легко с нее соскакивают, становясь свободными зарядами и увеличивая проводимость материала. [3]-Радилен таким образом становится сильнейшим допантом для органических полупроводников из тех, что известны в научной литературе.

Эксперименты с радиаленом подтвердили результаты квантово-химических расчетов, показав, что вещество прекрасно смешивается с полимерами и позволяет увеличивать их электрическую проводимость в десятки и даже сотни раз. Было установлено, что вплоть до 50-процентного содержания допанта в полимере не происходит фазового расслоения, зато кристаллическая структура полимера постепенно изменяется. Это означало, что молекулы допанта встраиваются в полимерную кристаллическую решетку и формируют там так называемый со-кристалл. А образование со-кристаллов, по словам Иванова, как раз и является одной из основных причин высокой эффективности нового соединения.

«Новый допант, точно так же, как и его фторированные и на сегодня наиболее популярные аналоги, относится к разряду электрон-дефицитных органических допантов, — сообщает Дмитрий Иванов. — Фтор, как известно, сильно оттягивает электроны от центральной группы, что способствует увеличению дырочной проводимости полимера. В нашем случае химическая структура совершенно иная, и, собственно, она даже лучше. Хорошее смешение нашего допанта с полимерной матрицей представляет собой, мне кажется, залог успеха в его использовании. Это позволит создавать новые классы солнечных батарей. Мы также думаем о производстве органических полевых транзисторов. Я думаю, это даст существенный толчок в развитии электронных устройств на органической основе».

 
18 июля 1768 года родился Жан Робер Аргбн, непрофессиональный математик. В 1806 году, управляя книжным магазином в Париже, он издал идею геометрической интерпретации комплексных чисел, известную сейчас как диаграмма Аргана. Позже он ввёл термин «модуль комплексного числа» (1814—1815).

Арган родился в Женеве, Швейцария. О его образовании в основном ничего неизвестно. Поскольку в изучении математики он был самоучкой, и он не принадлежит ни к одной математической организаций, то он скорее всего рассматривал математику как хобби, а не профессию.

В 1806 году он с семьей переехал в Париж и, управляя книжным магазином там, издал свое «Эссе о методе представления мнимых величин» («Essai sur une mani?re de repr?senter les quantit?s imaginaires dans les постройки g?om?triques»). В 1813 году оно было переиздано во французском журнале «Annales de Math?matiques».

В эссе обсуждался метод изображения в виде графика комплексных чисел через аналитическую геометрию. Темой комплексных чисел также занимались другие математики, особенно Карл Фридрих Гаусс и Каспар Вессель.

Жан Робер Арган умер по неизвестным причинам 13 августа 1822 года в Париже.


18 июля 1811 года родился Джеймс Бэйтман, британскийботаник, садовод, коллекционер и специалист по орхидеям, один из первых разработчиков культуры орхидей

Джеймс Бэйтман родился в городе Бери.

Отец Бэйтмана поощрял своего сына в садоводстве, и в 1833 году молодой Бэйтман нанял коллекционера растений по имени Колли для поиска орхидей.

В Оксфорде он получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1834 году и магистра в 1845 году.

Как и многие другие знаменитые специалисты по орхидеям, Бэйтман проявил ранний и прочный интерес к ботанике.

Бэйтман был одним из первых разработчиков культуры орхидей. Он спонсировал экспедиции в Мексику и Южную Америку, благодаря чему коллекционеры собирали редкие экземпляры.

Джеймс Бэйтман был трудолюбивым человеком, увлечённым своим хобби. Он стремился установить знакомство с любым, кто жил в тех областях, где орхидеи росли в естественных условиях.

С 1833 года он был членом Лондонского Линнеевского общества, а с 1838 года — членом Лондонского королевского общества.

В 1837—1843 годах была опубликована его работа The Orchidaceae of Mexico and Guatemala.

В 1867 году была опубликована его работа A Second Century of Orchidaceous Plants.

В 1864—1874 годах была опубликована его работа Monograph of Odontoglossums.

Джеймс Бэйтман умер в графстве Суссекс 27 ноября 1897 года в возрасте 86 лет.

Около десяти лет назад оригинальный фолиант работы Джеймса Бэйтмана The Orchidaceae of Mexico and Guatemala был продан на аукционе за $ 250,000.

Орхидеи увековечены в коллекционных серебрянных монетах Сиграпура достоинствами 1 доллар и 5 долларов.


18 июля 1853  года родился Хендрик Антон Лоренц, нидерландский физик, создатель электронной теории

Родился Хендрик Антон Лоренц в Арнеме. Учился в Лейденском университете (1870—1872), в 1878—1923 профессор этого университета. С 1923 директор исследовательского института Тейлора в Харлеме. В своей докторской диссертации (1875) Лоренц рассмотрел отражение и преломление света с позиций электромагнитной теории Дж. Максвелла и показал, что на границе 2 сред возникают 4 условия (а не 6, как требовала механическая теория света). Это свидетельствовало о поперечности световых волн и служило доказательством электромагнитной теории света. В 1878 Лоренц объяснил дисперсию света интерференцией падающих волн и вторичных волн, возникающих при колебаниях заряженных частиц под действием падающих волн. Эта работа была первым шагом к разработке электронной теории, основные положения которой Лоренц сформулировал в 1892.

С точки зрения теории Лоренца всякое вещество состоит из положительных и отрицательных дискретных зарядов, движением и взаимодействием которых обусловлены электромагнитные явления, а также электрические, магнитные и оптические свойства вещества (Лоренца — Максвелла уравнения). Лоренц вывел выражение для силы, действующей со стороны электромагнитного поля на движущийся заряд (Лоренца сила). С помощью электронной теории Лоренцу удалось объяснить многие явления (соотношение между коэффициентом преломления вещества и поляризуемостью — Лоренц — Лоренца формула, связь между коэффициентами тепло- и электропроводности металлов, эффекты Холла, Керра и другое). Лоренц объяснил Зеемана эффект и предсказал поляризацию компонент зеемановского расщепления (Нобелевская премия, 1902, совместно с П.Зееманом). Классическая электронная теория нашла своё завершение в монографии Лоренца «Теория электронов» (1909). 

Электронная теория в том виде, в каком она была создана Лоренцом, не только полностью сохранила своё значение до настоящего времени, но и явилась фундаментом многих современных физических представлений. Лоренц — автор классических работ по электродинамике движущихся сред. В 1895 он формально ввёл понятие «местного времени» и показал, что уравнения Максвелла приближённо справедливы во всех равномерно и прямолинейно движущихся системах отсчёта. Для объяснения Майкельсона опыта Лоренц использовал предположение о сокращении продольных размеров в направлении движения тел, высказанное им (и независимо от него ирландским физиком Дж.Ф.Фицджеральдом) в 1892.

Ввёл пространственно-временные преобразования, описывающие переход от одной инерциальной системы отсчёта к другой и оставляющие инвариантными уравнения Максвелла (Лоренца преобразования, 1904), а также нашёл зависимость массы от скорости. Эти работы Лоренца сыграли большую роль в подготовке относительности теории. Лоренцу принадлежит также ряд работ по термодинамике и статистической физике (применение теоремы вириала к кинетической теории газов, термодинамика термоэлектрических явлений, молекулярная теория разбавленных растворов, применение статистических методов к электронной теории металлов и так далее).

Некоторые работы Лоренца посвящены квантовой теории излучения, общей теории относительности. Лоренц был председателем комитета по подготовке проекта частичного осушения залива Зёйдер-Зе (1918—1926); для этого проекта он разработал новые математические методы гидродинамических расчётов. Был организатором и председателем Сольвеевских конгрессов по физике (1911—1927). Член Комитета Лиги Наций по интеллектуальному сотрудничеству (с 1923, президент с 1927). Член многих академий и научных обществ мира. Умер Лоренц в Харлеме 4 февраля 1928.года. В 1925 году Нидерландская королевская академия наук учредила золотую медаль Лоренца, которая присуждается раз в четыре года за достижения в области теоретической физики. Имя Лоренца носит система шлюзов (Lorentzsluizen), которая входит в комплекс сооружений дамбы Афслёйтдейк, отделяющей залив Зёйдерзе от Северного моря. Именем Лоренца названы многочисленные объекты (улицы, площади, школы и так далее) в Нидерландах.

В 1931 году в Арнеме, в парке Сонсбек (Sonsbeek), был открыт памятник Лоренцу работы скульптора Освальда Венкебаха (нидерл. Oswald Wenckebach). В Харлеме на площади Лоренца и в Лейдене у входа в Институт теоретической физики находятся бюсты учёного. На зданиях, связанных с его жизнью и деятельностью, расположены мемориальные доски. В 1953 году, к столетнему юбилею знаменитого физика, была учреждена стипендия Лоренца для студентов из Арнема, обучающихся в голландских университетах. В Лейденском университете имя Лоренца носят институт теоретической физики (Instituut-Lorentz), почётная кафедра (Lorentz Chair), которую каждый год занимает кто-либо из видных физиков-теоретиков, и международный центр по проведению научных конференций. Шлюз Лоренца. Один из лунных кратеров назван именем Лоренца.



Изменено: Елена Сальникова - 17.07.2016 20:05:52
 
Искусственные подсластители заставляют больше есть

Специальная система в мозге, сравнивающая вкус еды с её калорийностью, чувствует в подсластителях обман и стимулирует чувство голода, чтобы пополнить кажущийся недостаток энергии.

Искусственные подсластители используют, чтобы уменьшить калорийность продуктов: например, подсластитель сукралоза в 600 раз слаще сахара, поэтому, хотя она, как и сахароза, представляет собой углевод, её нужно добавить во много раз меньше, чтобы добиться такого же сладкого вкуса, что и с намного большей порцией обычного сахара.

И если у человека ожирение или диабет, такие вещества оказываются очень кстати – они помогают безболезненно скорректировать количество калорий и сахара, поступающих в организм. Но со временем у подсластителей обнаружился странный и неприятный побочный эффект: оказалось, что из-за них сильнее хочется есть. И причиной тому, как пишут в Cell Metabolism исследователи из Сиднейского университета и Медицинского института Гарвана, кроется в нейронной системе, которая оценивает одновременно калорийность еды и её сладкий вкус.

В эксперименте мух дрозофил несколько дней кормили едой с добавкой сукралозы, наблюдая за их поведением и анализируя процессы, происходящие в нервной системе насекомых. Оказалось, что дрозофилы под конец начинали поглощать на 30% больше калорий, чем если бы они сидели на пище с обычным сахаром. Более того, мухи становились гиперактивны, у них начиналась бессонница, а если они засыпали, то сон у них был плохой. Подобные симптомы случаются при лёгком голодании (как у животных, так и у людей), но ведь в данном случае дрозофил никто специально голодом не морил.

Оказалось, что использование подсластителя сказывается на работе нервных центров, которые следят за энергетическим балансом. Сладкий вкус служит тут важным параметром, поскольку он указывает на содержание углеводов, а углеводы – высокоэффективный источник энергии. И вот система энергетической оценки в какой-то момент понимает, что прежнему сладкому вкусу соответствует более низкое, чем раньше, количество калорий – и в этот момент, по словам авторов работы, происходит рекалибровка соответствия между сладостью и калорийностью. В результате возникает «добавочное» чувство голода.

То же самое происходило и с подопытными мышами, которых держали на корме с сукралозой: животные начинали больше есть и, что самое главное, в мозге у них срабатывали те же самые молекулярные цепочки сигналов, что и у дрозофил.

Очевидно, механизм, связывающий сладкий вкус с энергетической ценностью, весьма консервативен, и нечто подобное можно найти и у человека. И, скорее всего, разновидность подсластителя тут не играет никакой роли.

Возможно, выходом из положения здесь стали бы какие-нибудь вещества, которые успокаивали бы нейронные центры, сравнивающие сладость и калории, и не давали бы им провоцировать нас на обжорство.

Читают тему (гостей: 2)