Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
28 марта
28 марта 1776 года  основан 
Большой театр,  в этот день князь Пётр Урусов вместе с антрепренёром Мэддоком получили правительственную привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством построить театр, в котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли.
Историю театра принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) — был назван Петровским. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу. Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр. Театр получил название по улице Петровке, в начале которой он стоял на тесном участке, окружённый хаотичной застройкой.

(Читать больше)
Сайт: http://www.bolshoi.ru/


28 марта 1797 года в США запатентована стиральная машина.

28 марта 1797 года в США Натаниэль Бриггс из Нью Гемпшира запатентовал первую стиральную машину. Она представляла собой деревянный ящик с подвижной рамой.
В 1851 году американец Джеймс Кинг изобрел стиральную машину с вращающимся барабаном и ручным приводом.
Процесс распространения и совершенствования стиральных машин все больше набирал обороты. К 1875 году в Америке было зарегистрировано более 2000 патентов на устройства для стирки. (ИСТ)
Конечно же стиральные машины были изобретены для облегчения труда женщин. Ведь тогда стирали почти одни женщины.
Моряки стирали просто — они использовали движение своего судна для стирки белья. Белье привязывали к канату и отпускали за борт. Напористая струя воды хорошо смывала с одежды и белья всю грязь. А на берегу женщины терли белье о камни. И даже  использовали песок. грубое механическое воздействие на ткань..
Химическую стирку человек открыл тоже познал очень давно. При археологических раскопках в Риме были найдены остатки древнейшего мыла, для которого использовались зола и жир, приносимых в жертву богам животных.
Стирка труд очень тяжелый. Белье кипятили в котлах, а затем несли большую неподъемную корзину с мокрым бельем к воде —  реке, ручью,
пруду, морю. От весны до глубокой осени женщины стирали в проточной воде стоя на коленях, на деревянных мостках.
Женщины, которые не могли прибегнуть к услугам прачки, где-то  раз в месяц устраивали в доме большую стирку. Обычно, стирали  нижнее и постельное белье, полотенца, детскую одежду. Все остальное — не стирали вовсе. Грязные вещи держали над паром, а затем чистили щеткой. Лучшие изобретатели занимались проблемой механизации стирки.
В 1797 году было создано приспособление — стиральная доска. (ИСТ)

Washing Machine Museum - manually operated simple 
machines with cranks, pulleys, levers, and gears-


Галилео. История изобретений. Стиральная машина-
https://www.youtube.com/watch?v=61P1V1PCrNw
 
28 марта
28 марта 1910 года  в Марселе поднялся в воздух первый в мире гидроплан.
Гидроплан - приведенный в действие самолет с неподвижным крылом, способный к взлетанию и приземлению (посадки) на воде. Гидропланы, которые могут также взлететь и приземлиться на аэродромы, находятся в подклассе, названном земноводным самолетом. Гидропланы и амфибии обычно делятся на две категории, основанные на их технологических особенностях: гидросамолеты и летательные аппараты; последние вообще намного более крупные и могут нести намного больше. Типы
28 марта 1910 француз Анри Фабр управлял первым успешным приведенным в действие гидропланом, Гном.
Первый в мире гидросамолет А. Фабра, построенный и успешно испытанный в 1910 году был «Уткой»-монопланом.
Поплавковый гидросамолет А. Фабра (Франция, 1910). Двигатель — Гном», 50 л.с. Размах крыла — 14,00 м. Длина — 8,50 м. Площадь крыла — 17,00 м2. Полетный вес — 475 кг. Скорость максимальная — 89 км/ч.

Проект Р.Л.Бартини и другие


 На этот раз мы будем собирать из 3D конструктора гидроплан!
Мультик - Раскраска. Учим Цвета - Самолеты - Биплан
 Гидроплан, Бизнес-джет

LEGO Technic 42045 Гоночный гидроплан

Удивительный мир авиации Гидроплан-https://www.youtube.com/watch?v=V90zVLbxQ0k
Источники:

http://avia-museuz.narod.ru/air-tm/am-19.htm
http://kaketotak.ru/news/istorija_sozdanija_gidroplana/2013-01-29-243
http://ru.knowledgr.com/00192562/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%
D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD
http://picturehistory.livejournal.com/650180.html

Картинки:
1.Поплавковый гидросамолет А. Фабра
...
5  Разрабатывается первый гидросамолет-парусник
 
28 марта
28 марта 1940 года - американские учёные объявили об открытии нового изотопа урана  плутония-239.
  
Открытие плутония группой сотрудников Калифорнийского университета в Беркли под руководством Г. Т. Сиборга было совершено с помощью 60-дюймового циклотрона, имевшегося в распоряжении университета. Первая бомбардировка октаоксида триурана-238 дейтронами, разогнанными в циклотроне до 14—22 МэВ и проходящими через алюминиевую фольгу толщиной 0,002 дюйма, была произведена 14 декабря 1940 года. Сравнивая образцы, полученные и выдержанные в течение 2,3 суток, с выделенной фракцией чистого нептуния, учёные обнаружили существенную разницу в их альфа-активностях и предположили, что её рост через 2 суток обусловлен влиянием нового элемента, являющегося дочерним по отношению к нептунию. Дальнейшие физические и химические исследования продолжались 2 месяца. 
28 марта 1941 года проведённые эксперименты показали, что Pu способен делиться под действием медленных нейтронов, с сечением, весьма значительно превышающим сечение для U, причём нейтроны, полученные в процессе деления, пригодны для получения следующих актов ядерного деления, то есть позволяют расчитывать на осуществление цепной ядерной реакции. С этого момента были начаты опыты по созданию плутониевой ядерной бомбы и строительства реакторов для его наработки. Первое чистое соединение элемента было получено в 1942 году, а первые весовые количества металлического плутония — в 1943 году.
Первое печатное упоминание термина плутоний датируется 21 марта 1942 года. Название 94-му химическому элементу было предложено Артуром Валем и Гленном Сиборгом. В 1948 году Эдвин Макмиллан предложил назвать 93-й химический элемент нептунием, так как планета Нептун — первая за Ураном. По аналогии в честь второй планеты за Ураном, Плутона, был назван плутоний. Открытие плутония произошло через 10 лет после открытия карликовой планеты.
Первоначально Сиборг предложил назвать новый элемент «плутием», однако позже решил, что название «плутоний» звучит лучше.
Стронций-90 и Плутоний-239-https://www.youtube.com/watch?v=L2csQw7MxY8
Источники: http://www.chem100.ru/elem.php?n=92



28 марта 1971 года начат выпуск автомобиля «Жигули».

Как мы знаем, "копейка" — имя обиходное, оно "прилипло" к автомобилю в конце восьмидесятых — начале девяностых. До этого машину в народе называли "однёрка" и "единичка", а зубоскалы именовали ВАЗ-2101 "консервной банкой" за очень тонкий по сравнению с Москвичами и Волгами кузовной металл, имевший неслыханную по советским меркам толщину — "всего" 0,8 мм. Считалось, что такая машина небезопасна, ведь она чуть что сразу мнется! О том, что кузов в принципе должен поглощать энергию удара, сминаясь, а европейский стандарт в толщине стального листа позволяет неслабо экономить металл в масштабах страны, в то время было очевидно далеко не всем обывателям.
Что до официального названия модели — Жигули — то судьба его тоже непроста. В частности, практически сразу стало понятно, что на экспорт в Европу модель с таким именем пускать нельзя, потому как оно созвучно с интернациональным словом "gigolo", варианты перевода которого ранжируются от "наемный партнер в танцах" до "мужчина, живущий за счет женщин"...

Впрочем, для внутреннего рынка имя подходило неплохо, ведь на самом деле так называются живописные горы в окрестностях Тольятти.
Сейчас в фондах музея АВТОВАЗа хранятся два автомобиля, каждый из которых в определенном смысле можно считать первой "копейкой". Один из них, вишневый, — это первый реализованный через дилерскую сеть ВАЗа автомобиль; он был продан в том самом августе 70-го, а спустя 19 лет бережной эксплуатации владелец вернул машину заводу и взамен получил подарок, новый ВАЗ-21093.
А второй автомобиль, белого цвета, имеет на табличке номер для запчастей 0000001, именно он показывает порядковый номер автомобиля, сошедшего с конвейера. 

"Копейке" — 45!
Источники:
http://chronograph.livejournal.com/196287.html

https://www.drive2.ru/b/288230376151879725/

http://www.zr.ru/content/articles/356531-istorija_zhigulej_simvol_minuvshego_veka/
 
28 марта
28 марта 1976 года польская путешественница Кристина Хойновская-Лискевич (Польша) начала из Лас-Пальмаса первое женское одиночное кругосветное плавание на бермудском шлюпе «Мазурек» 
   

Именно польская инженер-судостроитель Кристина Хойновская-Лискевич стала первой женщиной, совершившей одиночное кругосветное плавание.
Разумеется, за ней стоял большой коллектив. Это путешествие готовилось полгода по решению Польского союза парусного спорта, спонсорами рейса также выступали Объединение судостроительной промышленности и внешнеторговое предприятие «Навимор». Кругосветное плавание было приурочено к Году женщины




28 марта 1472 года родился  Фра Бартоломео 

Фра Бартоломео (Fra-Bartollommeo ди Сан-Марко, собственно Баччио делла Порта28 марта 1472ВианоТоскана — (6 октября 1517Флоренция) — один из выдающихся представителей флорентийской школы живописи.

Первым учителем Фра Бартоломео был Козимо Росселли; дальнейшим своим творческим развитием Фра Бартоломео обязан изучению произведений Леонардо да Винчи.
Ревностный приверженец Савонаролы, Фра Бартоломео после трагической кончины последнего в 1500 г. поступил монахом доминиканского монастыря Св. Марка воФлоренции и надолго отказался от искусства, к которому, однако, вернулся впоследствии.
Положительное влияние оказал на Фра Бартоломео молодой Рафаэль, прибывший в1504 г. во Флоренцию. В свою очередь Рафаэль познакомился с творческим опытом значительно более зрелого Фра Бартоломео, в особенности в отношении колорита. Оба мастера до конца жизни были связаны узами тесной дружбы. (ИСТ)

Во Флоренции находятся большинство его работ, в особенности в галерее Палаццо Питти.
(ИСТ)


ФРА БАРТОЛОМЕО. Библейский сюжет-
https://www.youtube.com/watch?v=fIpi9OnzbVw

Источники:
https://my.mail.ru/community/artpainting/photo/6672
http://www.art-drawing.ru/gallery/540-fra-bartolomeo/detail/3467-fra-bartolomeo1
http://www.benua-history.ru/264-Fra-Bartollommeo.html
Картинки:
1-3- яхта "Мазурка"
4- работы Фра Бартоломео
 
28 марта
28 марта родился 1483 года родился Рафаэль Санти 
 
(28 марта 1483Урбино — 6 апреля 1520Рим) — великий итальянский живописецграфик и архитектор, представитель умбрийской школы.
Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой.
Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.
В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации», «Сон рыцаря» и знаменитая «Мадонна Конестабиле». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве.
Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью.
В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. 
В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.
Последнее произведение – «Преображение» (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.
(Читать больше)

Дом-музей Рафаэля в Урбино – это тот самый дом, в котором в 1483-м году появился на свет один из величайших мастеров итальянского Возрождения Рафаэль Санти. В этом доме он провел первые несколько лет своей жизни в окружении работ своего отца, Джованни Санти, выдающегося художника и декоратора. Сегодня дом-музей с его очаровательным внутренним двориком с колодцем, раковиной и пестиками для растирания красок является одной из самых популярных достопримечательностей города. Внутри можно увидеть спальню Рафаэля, на стенах которой хорошо сохранилась фреска с изображением Мадонны с Младенцем – это одна из ранних работ художника. (ИСТ)
Рафаэль Санти-
https://www.youtube.com/watch?v=EKJFvz-AplE
Станцы Рафаэля.-
Источники:
1.
Изменено: Елена Харьковская - 26.03.2016 11:09:50
 




Сабит Рахман





Сабит Рахман (азерб. Sabit Rehman, наст. Сабит Керим оглы Махмудов азерб. Sabit Kerim oqlu Mahmudov; 26 марта 1910 года, Нуха (Шеки) — 23 сентября 1970 года, Баку) — азербайджанский советский писатель, драматург  и сценарист, заслуженный деятель искусст  Азербайджанской ССР (1943).

Один из зачинателей азербайджанской советской комедии.

В 1932 году окончил педагогический институт в Баку.

Член КПСС с 1943 года.

Печатался  конца 1920-х годов в журнале «Молла Насреддин».

В городе Шеки установлен памятник в его честь перед театром, названным в его честь.

Автор комедий: «Свадьба», «Счастливцы», «Добро пожаловать», «Невеста», «Ложь», «Хиджран», а также повести «Последняя трагедия» и романа «Великие дни».
Изменено: Гюльнара Аббасова - 26.03.2016 12:06:17
 
Алескер Алекперов

Алескер Казым оглы Алекперов в 1895 году в городе Баку, в семье ремесленника. Учился в Молла-хане и так называемой русско-татарской школе.

В 1906 году был определён в пансион Бакинского Реального училища, которое окончил в 1914 году. После поступил в Киевский коммерческий институт. В 1926 году окончил Восточный отдел Азербайджанского государственногоуниверситета, участвовал в работе Азербайджанского археологического комитета. Ещё студентом Алекперов принимал участие в этнографических и археологических экспедициях под руководством И. И. Мещанинова.

С 1927 года Алескер Алекперов сам руководил экспедициями (в том числе в 1928 году— в Талышское зоне и районе Гянджи, в 1931 году— в Карабахе и Курдистане).

Принимал участие в организации I Всесоюзного тюркологического съезда, был помощником ответственного секретаря. В 1926-28 ответственный секретарь ООИАз. С 1927 года был членом Яфетидологического кружка Азербайджанского государственного научно-исследовательского института (АзГНИИ), где выступал с докладами по вопросам магии и религиозной палеонтологии. С 1929года  — научный сотрудник, с 1931 года — заведующий сектором археологии АзГНИИ, собирал материал по азербайджанскому народномутеатру. Изучал культуру и быт айрумов и живущих вАзербайджане курдов.

С 1933 года — руководитель секцией истории материальной культуры в Института истории Азербайджанского филиала Академии наук СССР. В 1935 году выступал в Москве на II Международном конгрессе по искусству Ирана на тему культуры кувшинных погребений. Изучение культуры кувшинных погребений в археологии Азербайджана связано с именем Алескера Алекперова. В 1936 году был утверждён в учёную степень кандидата общественных наук по разделу этнографии без защиты диссертации. В 1935-37 возглавлял археологического исследования в Нахичеванском районе. Был одним из организаторов раскопок в Орен-Кале.

Составил этнографические карты Азербайджана, в том числе и первую этнографическую карту Азербайджана, на которой было указано более 5 тысяч населённых пунктов. Был членом редакционной коллегии журнала «Советская этнография».
В конце 1937 году стал жертвой сталинских репрессий и был арестован. Погиб в заключении в 1938 году

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%80_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%BC_%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%8B
 
Алескер Гаджи Ага оглы Алекперов ( 1910 — 1963) — азербайджанский советский актёр. Народный артист СССР(1961).

Алескер Алекперов родился 15 ноября 1910 года, (по другим источникам - 26 марта) в Баку.

В 19271930 годах учился в Бакинском театральном техникуме.

Сценическую деятельность начал в 1927 году в Бакинском Рабочем театре (ныне Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна.

В 19301933 годах выступал на сценах Тифлисского азербайджанского и Гянджинского драматического театров, куда был переведён Бакинский Рабочий театр.

С 1933 года и до конца жизни — актёр Азербайджанского драматического театра имени М.А. Азизбекова, где его основными ролями были Отелло («Отелло» У. Шекспира) и Вагиф («Вагиф» С. Вургуна). Только роль Вагифа на сцене театра исполнил свыше 500 раз.

Сниматься в кино начал в 1927 году, сыграв образ Гасана в художественном фильме «Дом на вулкане» (1928).

Член ВКП(б) с 1944 года. Депутат ВС СССР 6 созыва.

Скончался 31 января 1963 года. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%80_%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8_%D0%90%D0%B3%D0%B0_%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%8B
Изменено: Гюльнара Аббасова - 26.03.2016 12:20:14
 
28 марта
28 марта - День учителя в Чехии и Словакии
Этот профессиональный праздник введен в 1955 во времена существования Чехословакии. Празднуется в честь дня рождения известного чешского педагога Яна Амоса Коменского. 
28 марта 1592 года родился
Ян Амос Коменский 
   
Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский педагог, писатель, общественный деятель и епископ Чешскобратской церкви. Он является основоположником классно-урочной системы, систематизатором и новатором в области педагогики и преподавательской деятельности.
Ян Коменский родился в небольшом городке Нивнице. Его родители были очень религиозными людьми и полностью посвящали себя церкви, поэтому маленький Ян практически с самого рождения стремился быть похожим на своих родителей и всячески подражал им.
Как только ребенку исполняется 7 лет, его отдают в школу с религиозным уклоном. Однако в 1602 году в маленьком городке случается трагедия – наступает эпидемия чумы, которая выкашивает половину здорового населения. Маленький Ян становится свидетелем чудовищной гибели обоих родителей и сестры, после чего на долгие годы замыкается в себе. Тем не менее, обучение он продолжает, ведь так хотели его умершие родители, и к 1611 году его крестят, после чего он получает второе имя – Амос.
После окончания религиозной школы Ян решает, что ему просто необходимо поступить в Хернборнскую академию, чтобы в будущем добиться чего-то значительного. Проучившись немного там, он бросает академию и поступает в Гейдельбергский университет, который в те времена был одним из наиболее знаменитых учебных заведений. Отметив для себя тот факт, что данный университет выпускает отличных педагогов и профессоров, Ян решает тоже податься в преподавательскую деятельность.
Его первым трудом является наиболее полный и очень полезный словарь под названием «Сокровищница чешского языка», где он не только даёт перевод многих непонятных для того времени слов, но даже указывает сферу их применения и особенности употребления. К слову, словарь сразу же входит во всеобщее употребление, и впоследствии не раз отмечается историками и лингвоисследователями как наиболее полная энциклопедия чешского языка XVII века.
После этого в 1614 году Ян Коменский уезжает в Пршеров, где становится учителем в одной из братских школ. К тому моменту он решает написать книгу о традициях и обычаях своей родной страны – Моравии. К 1618 году книга полностью готова и даже обладает подробнейшей картой страны.
Создание педагогических трудов
С 1627 года Коменский начинает создавать свой первый труд по дидактике. Он уверен, что годы преподавательской деятельности в школе не прошли даром, и он может поделиться своими наблюдениями и даже открытиями со всеми остальными. Книга выходит более чем успешной, после чего Коменский лично переводит её с чешского на латинский, чтобы можно было быстрее и проще распространять среди преподавателей. Далее из-под его пера выходят такие книги, как «Открывая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632), «Физика» (1633) и многие другие учебники, которые становятся полезной литературой не только для преподавателей, но и для студентов разных направлений.
Однако написание книг Коменским ненадолго останавливается, так как мужчина начинает подвергаться религиозным гонениям из-за своих убеждений. Несмотря на тот факт, что Ян был исключительно верующим человеком, его занятия педагогикой ставили под сомнения его взгляды на жизнь, что больше всего нервировало местных фанатиков. В результате Коменский вынужден бежать в Польшу, где он продолжает писать и издавать книги.
Методики и школьные реформы  Коменского                      
Из желания научить детей сразу нескольким наукам Яну приходит в голову идея о создании пансофии – обучения всех всему. Говоря более простым языком, мужчина решает внедрить в школьное образование сразу несколько предметов, которым будут обучаться ученики для того, чтобы у них сформировалось устойчивое и расширенное видение мира.
Первым городом, где Коменскому разрешают открыть так называемую «пансофическую школу», является Шарошпатак. Благодаря накопленным знаниям и умениям, он не только успешно начинает процесс обучения, но и демонстрирует положительные результаты своей деятельности в виде заинтересованных учеников, которые жаждут изучения таких наук, как математика, физика, астрономия.
Кроме всего прочего, Ян придумывает еще одно не менее интересное и полезное педагогическое нововведение – драматизацию учебного материала. И если раньше знания преподавались педагогами исключительно в формате обычной лекции, то с приходом Коменского учебные заведения начинают ставить сценки и проводить творческие вечера, возбуждая у студентов еще большую тягу к знаниям.
(Источник)
Педагогический музей Я.А.Коменского
входит в число старейших музеев не только на территории Чехии, но и в мире. Он был основан в конце XIX столетия, в 1892 году. 
Новая дидактика в противоположность Дидактике Яна Амоса Коменского-

https://www.youtube.com/watch?v=wiLoytmxsvI
Третьяков А.А. Система Коменского и СМД-педагогика - 1-

Источники:
http://www.aphorisme.ru/by-authors/komenskiy/?q=4531
http://quotesbook.info/calendar/28-3
http://anydaylife.com/calendar/1866
http://www.skolstvomartin.sk/new/?clanok=1174822304
Картинки:
Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани 
Памятник
Рукопись Я. А. Коменского, обнаруженная в Ленинградской публичной библиотеке в 1931 г.
Изменено: Елена Харьковская - 26.03.2016 17:47:23
 
28 марта
28 марта 1743 года родилась Екатерина Дашкова
      

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (17 (28) марта 1743, по другим сведениям 1744Санкт-Петербург —4 (16) января 1810Москва), урождённая графиня Воронцова. Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота 1762 года. После восшествия на престол Екатерина II охладела к подруге, и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления. Одна из заметных личностей Российского Просвещения, стоявшая у истоков Академии Российской. В её мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II.

Воспитывалась в доме дяди, вице-канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. «Превосходное», по понятиям того времени, воспитание её ограничивалось обучением новым языкам, танцам и рисованию. Только благодаря охоте к чтению Екатерина сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Она хорошо разбиралась в математике. Её любимыми писателями были МонтескьёВольтерБуало и Гельвеций.
В шестнадцать лет вышла замуж за князя Михаила Дашкова, отпрыска смоленских Рюриковичей, и переехала с ним в Москву.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 30 сентября (11 октября) 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её первым председателем[3].
По назначении директором Академии наук Дашкова в своей речи выражала уверенность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью по её инициативе были организованы при академии публичные лекции (ежегодно, в течение 4 летних месяцев), имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей. Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50 и воспитанников академии художеств — с 21 до 40. В продолжение 11 лет директорства Дашковой академическая гимназия проявляла свою деятельность не только на бумаге. Несколько молодых людей отправлены были для довершения образования в Гёттинген.
 При Дашковой начата новая серия мемуаров академии, под заголовком «Nova acta acad. scientiarum petropolitanae» (с 1783 года). По мысли Дашковой издавался сборник при академии: «Российский театр». Главным научным предприятием российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашковой принадлежит собирание слов на буквы ЦШ,Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов (преимущественно обозначающих нравственные качества). 29 ноября 1783 года на заседании Российской академии Дашкова предложила использовать печатную букву «Ё». На академическом заседании Екатерина Романовна спросила у ДержавинаФонвизина, Княжнина и прочих присутствовавших, правомерно ли писать «iолка» и не разумнее ли заменить диграф «iо» на одну литеру «ё».
 Дашкова писала стихи на русском и французском языках (большею частью в письмах к императрице Екатерине), перевела «Опыт о эпическом стихотворстве» Вольтера («Невинное упражнение», 1763, и отд., СПб., 1781).
 Ей принадлежит также комедия «Тоисиоков, или человек бесхарактерный», написанная по желанию Екатерины для эрмитажного театра (1786), и драма «Свадьба Фабиана, или алчность к богатству наказанная» (продолжение драмы Коцебу: «Бедность и благородство души»). 
(Читать больше)
***
Лишь скажет кто из бар: «Учение есть вредно,
Невежество одно полезно и безбедно»,
Тут все поклонятся – и умный и дурак –
И скажут не стыдясь: конечно, сударь, так».
А если молвит он, что глуп и Ломоносов,
Хоть славный он  пит, и честь, си слава россов,
Тут улыбнется всяк
И повторит пред ним: «Конечно, сударь, так ».

"Русский язык красотою, изобилием, важностью и разнообразными родами мер в стихотворстве, каких нет в других, превосходит многие европейские языки, а потому и сожалительно, что россияне, пренебрегая столь сильный и выразительный язык, ревностно домогаются говорить или писать несовершенно, языком весьма низким для твердости нашего духа и обильный чувствований сердца. До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего!"


Читать о ней здесь, здесь здесьздесь
Екатерина Дашкова-

Источники:
http://www.aphorisme.ru/by-authors/dashkova/?q=4785
Читают тему (гостей: 3)