Первая жизнь Вселенной могла родиться на "алмазных" планетах
Гарвардские астрофизики полагают, что первые живые существа Вселенной могли родиться не на каменистой планете, аналогичной Земле, а в углеродных мирах, состоящих в основном из графита, карбида и алмазов.
"Наше исследование показало, что даже те звезды, чьи недра содержат в себе лишь небольшую долю углерода, характерную для миров Солнечной системы, могут обладать планетами. У нас есть масса причин полагать, что жизнь вне пределов Земли будет углеродной по своей природе, и поэтому сам факт наличия планет у таких звезд говорит в пользу существования жизни в ранней Вселенной", — заявила Натали Машьян (Natalie Mashian) из Гарвардского университета (США).
Как объясняют ученые, в первые эпохи жизни Вселенной звезды состояли почти на все 100% из водорода и гелия. Все остальные элементы, включая углерод, кислород, неон и железо возникли в их недрах в ходе термоядерных реакций и были затем разбросаны по галактикам взрывами сверхновых. Последующие поколения звезд породили еще большую массу астрономических "металлов" – элементов тяжелее водорода и гелия.
Небольшое количество этих "металлов" в ранней Вселенной заставляет большинство астрономов считать, что жизнь в первые эпохи просто не могла существовать – для ее появления необходимы планеты, которые не могли родиться из-за элементарной нехватки стройматериалов.
Машьян и Абрахам Лоеб (Abraham Loeb) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США) проверили, так ли это на самом деле, изучая небольшие звезды на окраинах галактики. Их недра содержат в себе мало железа, одного из основных индикаторов "металличности" звезд, и при этом относительно богаты углеродом.
Такие светила, как сегодня считают астрономы, родились в первые 2-3 миллиарда лет жизни Вселенной, когда она еще не была обогащена металлами. Изначально их недра не содержали в себе много углерода и железа. Углерод попал в них позже, когда соседние с ними звезды из первого поколения светил мироздания закончили жизнь в виде сверхновой и "засеяли" окружающее пространство углеродом, но не железом.
Используя данные наблюдений за такими светилами, Машьян и Лоеб попытались вычислить, как много газа и пыли окружало такие звезды в момент их рождения. Эти расчеты, в свою очередь, помогли им оценить вероятность рождения планет в их окрестностях в ту эпоху.
Как оказалось, массы "металлов" в протопланетных дисках вокруг таких звезд должно было хватить для появления нескольких "зародышей" планет и небольших планет. Эти планеты были необычными по своей природе – они состояли не из привычных нам горных пород, а из соединений и аллотропных форм углерода – карбида, графита и алмазов.
С точки зрения облика они могут напоминать как нормальные каменистые планеты вроде Земли, обладающие атмосферой и гидрологией, так и причудливые миры со сверхплотным алмазным ядром, радиус которых будет уменьшаться вместе с их массой.
На некоторых из них, по словам Лоеба и Машьян, вполне может зародиться жизнь, если они будут находиться внутри "зоны жизни" – в "бублике" орбит у звезды, где вода может существовать в жидкой форме.
Как можно проверить, существуют ли подобные планеты, и может ли на их поверхности прятаться инопланетная жизнь? Как отмечают ученые, поиск их будет весьма сложным, хотя есть несколько отличительных черт, которые позволят найти подобные "живые алмазы" при помощи "Кеплера" и других орбитальных телескопов, способных видеть сдвиги в яркости звезд в 0,01% и менее.
По словам Лоеба, такие планеты будут отличать от их "каменистых" кузин две вещи – высокая доля углеводородов и их синтез в верхних слоях атмосферы, а также пониженная концентрация кислорода в их породах и атмосфере. Их поиск, как считает ученый, поможет нам понять, существует ли иная жизнь во Вселенной и раскрыть детали ее жизни на самых ранних этапах.
Астрономы проекта "РадиоАстрон" говорят Аресибо "спасибо и прощай"
Закрытие Аресибо, крупнейшей радиообсерватории мира, огорчает ученых, работающих на российском наземно-космическом комплексе "РадиоАстрон", однако ее уничтожение не будет болезненным ударом для работы телескопа, заявил РИА "Новости" руководитель научной программы "РадиоАстрона" Юрий Ковалев.
В конце мая и в начале июня среди ученых и в СМИ появились слухи о том, что Национальный научный фонд США планирует прекратить финансирование 300-метрового радиотелескопа Аресибо, крупнейшего прибора подобного рода на Земле, построенного в 1960-х годах на острове Пуэрто-Рико. Подобный шаг, по словам чиновников фонда, может быть осуществлен уже в 2017 году.
"Да, действительно, такая опасность существует. Это, вероятно, связано с громадными тратами NSF на ежегодное оперативное сопровождение новой уникальной миллиметровой решетки ALMA. Эти расходы уже привели к серьезным сокращениям бюджетов других американских инструментов, включая Arecibo, GBT и VLBA", — прокомментировал ситуацию Ковалев, заведующий лабораторией Астрокосмического центра ФИАН.
"Подчеркну, что на сегодня Аресибо — самый чувствительный наземный телескоп, однако есть два "но". Во-первых, это справедливо только для радиоволн длиннее 4 сантиметров, а во-вторых, Аресибо способен наблюдать крайне ограниченную часть неба", — продолжает ученый.
Как рассказал Ковалев, обсерватория не является чем-то далеким и чужим для российских астрономов. Аресибо, вместе с несколькими десятками других наземных радиотелескопов в России, Европе, США, Африке, Австралии, Китае, Южной Корее и Японии участвует в работе комплекса "Радиоастрон" — уникального наземно-космического интерферометра, объединяющего ресурсы наземных тарелок и космического телескопа "Спектр-Р" в гигантскую виртуальную радиоантенну.
В рамках "Радиоастрона" Аресибо непосредственно участвовал в открытии экстремальной яркости квазаров, нового эффекта рассеяния радиоволн на межзвездной плазме, измерениях параметров межзвездной среды и пульсаров, а также совершил множество других открытий, публикации по которым готовятся научными группами проекта РадиоАстрон.
"Конечно, закрытие Аресибо будет печальным для нас событием, но совсем не "концом света". Не стоит забывать, что сегодня в Китае активно строится более крупный конкурент Аресибо, 500-метровый телескоп FAST. В любом случае, мы бы предпочли, чтобы телескоп не закрывали. Пока наши совместные наблюдения успешно продолжаются", — заключает Ковалев.
Ученые нашли способ получить снимок черной дыры
Ученые планируют собрать данные с радиотелескопов, расположенных по всей планете, и «склеить» их в единое изображение. Они отмечают, что с помощью обычных телескопов посмотреть на черную дыру невозможно.
«Ближайшая к нам черная дыра настолько мала, что разглядеть ее так же сложно, как один грейпфрут на Луне. Для изучения таких объектов понадобится телескоп размером с Землю», — рассказала аспирант института Кэти Бауман (Katie Bouman), разработавшая новый метод.
Бауман предложила использовать радиосигналы и вести наблюдения с разных точек Земли. «Радиосигналы, проходящие сквозь стены, пройдут и сквозь облака галактической пыли. Именно из-за последних мы не можем заглянуть в центр нашей галактики (где располагается черная дыра — прим. «Лента.ру») в видимом диапазоне», — отметила она.
Новый алгоритм визуализации черных дыр позволит, среди прочего, получить дополнительное доказательство общей теории относительности Альберта Эйнштейна — если размер черной дыры окажется именно таким, каким его определяет эта теория.
Пока свое согласие на участие в проекте дали шесть обсерваторий. Наблюдения за объектом начнутся весной 2017 года, когда условия для работы телескопов лучше всего. В течение того же года ученые планируют получить первое изображение.
Ученые записали музыку древнейших звезд Млечного Пути
Андреа Мильо (Andrea Miglio) и ее коллеги обратились к данным, собранным космическим телескопом НАСА «Кеплер». Они измерили акустические колебания нескольких древних звезд в скоплении M4 и на их основе воссоздали звуки, которые издают эти светила.
Для человеческого слуха звуки представляются какофоничными, однако они не лишены музыкальности и, как отмечают журналисты, легко могут встраиваться в композиции в стиле эмбиент-хаус.
Помимо эстетической, музыка звезд имеет и научную ценность. Измерив тон каждой звезды, исследователи вывели формулу, позволяющую более точно определять массу и возраст космических объектов. Полученная информация позволит лучше понять первые эпохи жизни Вселенной.
«Подобно тому, как археологи узнают о прошлом, копая землю, мы занимаемся галактической археологией, исследуя скрытые внутри звезд звуки», — заявил соавтор статьи Билл Чэплин (Bill Chaplin).
В феврале океанологи записали шум ежедневной миграции миллионов особей рыб, кальмаров, креветок и медуз к приповерхностным водам (за добычей). Гудит биомасса не очень громко — всего на три-шесть децибелов выше фонового шума океана, так что просто так человеку эти звуки не услышать. Сами звуки можно послушать на сайте Американского геофизического союза.