Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
27 ноября
27 ноября 1831 года родилась княгиня Александра Алексеевна Оболенская
   ...   
 (урожденная Дьякова; 27 ноября 1831, с. Черемошна Мценского уезда Орловской губернии — 8 декабря 1890, Санкт-Петербург) — поборница женского образования в России, основательница женской гимназии в Санкт-Петербурге.
Отец — помещик Алексей Николаевич Дьяков. Мать, вторая жена А. Н. Дьякова, (урожденная баронесса Дальгейм-де-Лимузен), выпускница Смольного института, дочь французского эмигранта. После окончания института она была приближена ко двору и стала фрейлиной. Ей покровительствовала императрица Мария Федоровна и вскоре выдала её замуж. После четырех лет замужества А. Н. Дьякова, родив трёх девочек, скончалась. Александра Алексеевна — средняя дочь. Вскоре А. Н. Дьяков женился в третий раз на Елизавете Алексеевне Окуловой. Через полтора года Дьяков умер, и его дочерей воспитала Елизавета Алексеевна.
Дом А. А. Оболенской в Калуге был местом частых собраний кружка деятелей по освобождению крестьян.
Создание гимназии

Приехав в 1868 году с мужем А. В. Оболенским в Петербург из Ковно Александра Алексеевна вошла в кружок образованных женщин (А. П. Философова, М. А. Быкова, Е. О. Лихачёва, М. В. Трубникова), в котором горячо обсуждался вопрос об открытии Высших женских курсов в Петербурге. Александра Алексеевна понимала, что учебные заведения для девочек не дают достаточной подготовки к университету. В 1869 году она решила открыть открыть перворазрядное женское учебное заведение, приближающееся к мужским реальным училищам, обучение в котором готовило бы к университетскому курсу.
Для составления программы преподавания в новой гимназии были приглашены такие компетентные лица, как А. Я. Герд и А. Н. Страннолюбский. Бюджет гимназии был рассчитан на первый год в сумме 8000 рублей, из которых половину давала княгиня Оболенская, а половину кружок учредительниц. Значительную часть бюджета составляли частные пожертвования. Зная, как трудно найти человека, которому можно было бы доверить заведование гимназией, княгиня Оболенская, несмотря на свои сорок лет, решила сама сдать экзамен на звание домашней учительницы, который она и сдала. Учебный курс вновь открытого (в ноябре 1870 г.) учебного заведения 1-го разряда, впоследствии получившего название "Женской гимназии княгини Оболенской", был составлен лучшими нашими педагогами. По своему объему, он равнялся курсу мужских реальных училищ с незначительными изменениями. Он был разделен на семь годичных классов, из которых при основании гимназии были открыты два младших. При оснований гимназии кн. Александра Алексеевна пожертвовала безвозвратно значительный капитал с таким расчетом, чтобы заведение могло, даже без всяких доходов, продержаться не менее двух лет и затем изъявила готовность пополнять и в следующие годы могущие быть дефициты, впредь до обеспечения училища его собственными доходами. Доходы же эти, как бы значительны они ни были впоследствии, в полном составе должны были, по мысли учредительницы, обращаться на расширение и улучшение самой гимназии.
Особенность вновь открытой гимназии заключалась в том, что родители учащихся в ней детей допускались к участию в педагогических совещаниях заведения и могли устно или письменно сообщать совету гимназии свои замечания о разных педагогических мерах, мнения о преподавании того или другого предмета, личные наблюдения над детьми.
Как женщина искренне религиозная, княгиня Обленская всегда выдвигала на первый план религиозно-нравственные начала воспитания. В тесной связи с этой чертой характера в педагогическом настроении княгини проявлялись две особенности, которые оставили глубокий след на всем учебно-воспитательном строе ее гимназии. Первую особенность составляло постоянное стремление к правде, вторую — сознание слабости своих личных сил. Она с величайшим вниманием прислушивалась ко всякому заявлению о недостатках гимназии, и сама была всегда самым строгим судьей этих недостатков.
Кн. Обленскую отличала удивительная способность прекрасно разбираться в людях, определяя их способности и дарования. Лучшим доказательством этого служит выбор А. Я. Герда, в течение десяти лет (с 1879 г. по 1888 включительно) руководившего учебной частью ее гимназии, а также многих преподавателей, между которыми встречаются такие имена как П. И. Вейнберга, математиков Н. И. Билибина и А. Н. Страннолюбского.
С 1880 года, т. е. с того времени, когда учебному заведению княгини Оболенской были дарованы права правительственных гимназий, в нем окончило курс семи классов 502 ученицы, из VIII же класса со званиями домашних наставниц и учительниц выпущено 440. Между тем, годы брали свое и княгиня, чувствуя сильное ухудшение здоровья, передала непосредственное заведование гимназией своей дочери, кн. М. А. Мещерской, но не переставала жить интересами гимназии и оказывать всестороннее на нее влияние. Лишенная возможности посещать гимназию, иногда по целым месяцам не будучи в состоянии лично участвовать в ежедневной ее жизни, княгиня из своей комнаты не переставала следить за ней, горячо интересуясь каждым ее шагом. Чувствуя ее приближение, княгиня вернулась из Крыма в Петербург, желая умереть в кругу своих детей, в стенах своей гимназии. 8 декабря 1890 года кн. Оболенская скончалась.

Образованное сердце: княгиня Александра Алексеевна Оболенская
 
28 ноября
Ранее здесь и на след. стр.:
 28 ноября 1915 года родился Константин Симонов
28 ноября 1880 года родился Александр Блок  
28 ноября 1829 года родился Антон Рубинштейн   
российский композитор, основатель первой русской консерватории
28 ноября 1757 года родился Уильям Блейк  
английский поэт и художник  


 
28 ноября


28 ноября 1792 года родился Виктор Кузен
       ...    
"Основания нравственности
 суть неизменные инстинкты,
 подобно аксиомам геометрии." ...   

(1792-1867),  французский философ, деятель образования и историк, родился в Париже 28 ноября 1792 в семье ремесленника. 
Благодаря случаю получил образование в лицее Карла Великого, а затем в Высшем педагогическом институте. 
Начал преподавательскую деятельность в Высшем педагогическом институте в 1815 с лекций о философии здравого смысла. 
Испытал влияние И.Канта. 
Путешествовал по Германии, где встречался с Г.В.Ф.Гегелем, Ф.Шеллингом и Ф.Якоби.
 Защита Кузеном конституционного правления привела к его увольнению в 1820. В 1828 был восстановлен в должности, а с 1830, после возведения на престол Луи Филиппа, пользовался всемерной поддержкой правительства, стал пэром Франции и членом Государственного совета, членом Французской академии и с 1834 – ректором Высшего педагогического института.



Кузен разработал философскую систему, которой он сам дал (по-видимому, неудачное) наименование эклектизма, а его критики (с большим основанием) – спиритуализма. Он разделял всю философию на следующие четыре типа систем: сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм, видя в каждой из них элементы истины. Философия эклектизма – кульминация исторического процесса; она возникает из элементов, составляющих ту или иную историческую эпоху. 

Кузен был во всех отношениях человеком умеренным и склонным к компромиссам. Благодаря своей осторожности, направленной против крайностей, с одной стороны, сенсуализма Кондильяка и атеизма и детерминизма, к которым тот приводил, а с другой стороны – католицизма и традиций схоластики, он завоевал широкое общественное признание.
 Редкий ораторский талант сделал философа популярным у нескольких поколений студентов. 
В 1840, после того как Гизо стал премьер-министром, Кузен был назначен министром просвещения. 
Вопреки пожеланиям католиков он сохранил преподавание философии в средней школе, однако заставил учителей подчиниться его представлениям о том, какую именно философию преподавать.
 В 1848 был вынужден уйти в отставку. 
Кузен плодотворно работал в области истории философии, благодаря ему этот предмет вошел в моду. Издавал работы Прокла, Абеляра, Декарта и Мен де Бирана, переводил Платона.



Первым за­ново открыл Франции Абеляра и Паскаля. Поднял из «небытия» много философских имен.

Это было его страстью. Как писал И. Тэн: «Страсть Кузена к неизведанным тек­стам походит на любовь рыцаря к своей даме» (Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. СПб. 1896.С.115). Осваивая мысли других философов, он искренне проникался их мыслями, восхищался красотой и глубиной их мысли – большего он и не хотел. А потому основная его работа историко-философская - это его восьмитомный «Курс истории философии» (1815-1829).

В 1818 году встречался в Германии с Шеллингом и Гегелем, был встречен крайне бла­годушно, сделавшись последователем их учений. Был другом Ф. Гизо. Прекрасный оратор, на его лекции стекались люди как на оперу. Когда он из­лагал философию того или иного мыслителя вся его душа «светилась», сама интонация его речь была проник­нута светом любви к философии.


"Власть над людьми приобретается лишь посредством служения им – это правило, не имеющее исключений."  ...   
 
29 ноября
Ранее здесь:
29 ноября - День буквы Ё 
29 ноября 1802 года родился Вильгельм Гауф 
немецкий писатель-сказочник, автор «Маленького Мука»
29 ноября 1905 года родился Гавриил Троепольский  
советский писатель, автор повести «Белый Бим Черное ухо»  
29 ноября 1843 года родилась Гертруда Джекилл
британский дизайнер, писательница и художник 
 
29 ноября

29 ноября 1766 года родился Мен де Биран
   ...    
- (1766–1824), настоящее имя Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран, французский философ и политический деятель. Родился в Бержераке 29 ноября 1766 в семье врача. После окончания учебы поступил в 1784 на службу в королевскую гвардию и в октябрьские дни 1789 находился в Версале, где был ранен. В период революционного террора укрылся в родовом имении Грателу близ Бержерака. Испытал влияние идей Руссо. После падения Робеспьера вернулся в политику, был избран в Совет Пятисот. Вновь оказавшись в провинции, с 1802 по 1814 написал основные сочинения:



  Заметки о влиянии привычки на способность мышления
Заметки о разложении мышления 
Заметки о непосредственной апперцепции
Заметки об отношении физического и духовного в человеке
За ними последовал самый значительный труд Мен де Бирана 
Опыт об основаниях психологии и о ее отношениях с изучением природы
При Наполеоне Мен де Биран был супрефектом в Бержераке, при Людовике XVIII – членом палаты депутатов и Государственного совета. В 1816 обосновался в Париже, где продолжил философскую деятельность, входил в кружок интеллектуалов, среди которых были В.Кузен, Кювье, Гизо и др. Последний его труд, 
Новые опыты по антропологии, начатый в 1823, остался незавершенным.
Продолжая традиции Руссо, Паскаля и Бюффона, отталкиваясь от идей Кондильяка и его последователей – т.н. «идеологов» (les id?ologues), Мен де Биран критически переосмыслил учение сенсуализма, подчеркнув активную сторону познания. В центре его внимания – человек как духовно-телесное существо. Будучи самоучкой в философии, он разработал концепцию фактов сознания, близкую учениям Фихте и Шопенгауэра и основанную на методе психологического анализа, где главную роль играет самонаблюдение. В противоположность Декарту, рассматривавшему cogito как мыслящую субстанцию, впервые исследовал мысль в форме не абстрактного, а индивидуального Я. 
Внутренний опыт, полагал Мен де Биран, не открывает никаких субстанций, а декартовское cogito как попытка рефлексии Я над самим собой, без учета взаимодействия с телом, ведет к отрыву мыслящей субстанции от субстанции протяженной. В акте рефлексии нет ничего интеллектуального:  - дальше

В своём завещании Мен де Биран назначил своим душеприказчиком некоего Жозефа Ленэ, который при жизни считался его другом. Однако Ленэ воздержался от публикации его сочинений, решив, что такая публикация не покроет финансовых затрат. Его поддержали родственники Бирана, считавшие, что философская ценность его сочинений невелика и их публикация только «скомпрометирует репутацию покойного». Попытки В. Кузена и других почитателей философского таланта Бирана получить доступ к его рукописям остались безрезультатными. Рукописи философа долгие годы пылились в сундуках, а часть из них даже была отдана бакалейщику, который использовал их как обёртку при выдаче товаров.





Тем временем Виктор Кузен, бывший горячим последователем Бирана, принялся за самостоятельное издание его сочинений. Он рылся в архивах парижского Национального института, связывался с берлинской и копенгагенской Академиями наук и добывал фрагменты рукописей философа у его знакомых. Итогом этой работы стали четыре тома «Философских произведений» Бирана.






- местечко  вызывает интерес





Ирина Блауберг.Анри Бергсон 

страница 3



Мен де Биран  и 
 
30 ноября
Ранее здесь:

30 ноября 1913 года родился Виктор Драгунский 
советский писатель 


30 ноября 1835 года родился Марк Твен  
американский писатель, журналист  

 
30 ноября
30 ноября 1869 года родился Константин Андреевич Сомов 
    ...    
«Он мастер линий, он маг линий»

 А. Н. Бенуа
(1869-1939), – русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна.  Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова.  Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения.
 

Имя Константина Сомова в искусстве стало почти синонимом слова "мирискусник", настолько его творчество воплотило все идеи этого художественного объединения. Манера Сомова соответствовала эстетике "мирискусников", соединяя мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Сомов был признанным мастером "галантных жанров", начало которым было положено еще в годы учения в Академии Художеств. Сюжеты небольших, тщательно сделанных картинок отличались преднамеренно поверхностной интригой; живописец любил сочинять незатейливые сценки с капризными манерными героями в комических, по большей части, ситуациях с эротической подоплекой. Присутствовала, однако, в этих милых, изящных пустячках нота драматизма, не дававшая очаровательным картинкам Сомова превратиться в карикатурный анекдот. Курьезные персонажи, изображенные с легкой иронией, были в то же время и любимыми персонажами. Во всех галантных сценках Сомова подспудно присутствовал оттенок щемящего душу переживания, своеобразное memento mori.
Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге, в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Мать была хорошим музыкантом, образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.
В 1889 г. Сомов поступает в Академию Художеств, где учился в мастерской И.Репина. Но учеба в Академии не удовлетворяла его, и в 1897 г. художник добровольно покидает ее и уезжает в Париж, где прожил два года.
В Париже в это же время работали А.Бенуа, Е,Лансере, А.Остроумова и другие "мирискусники". Здесь Сомов сблизился с А.Бенуа.
В 1898 г. Сомов вернулся в Россию, поселился в Петербурге. И занялся портретной живописью.
Сомов принимал участие в оформлении журнала "Мир искусства", а также периодического издания "Художественные сокровища России" (1901-1907), создал иллюстрации к "Графу Нулину" А.Пушкина (1899), повестям Н.Гоголя "Нос" и "Невский проспект", нарисовал обложки поэтических сборников К.Бальмонта "Жар-птица.Свирель славянина", титульный лист книги А.Блока "Театр" и другие.
Наряду с портретной и пейзажной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905) и другие.
Сомов экспонировал свои произведения на выставках "Мир искусства", Союза русских художников, на персональной выставке в Петербурге (1903), в берлинском и парижском салонах, чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе.
После Октябрсской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу. В декабре 1923 г. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петербурга. Но на родину он не вернулся, навсегда оставшись во Франции.
 - 
"Портрет матери"




 
1 декабря
Ранее здесь:
1 декабря 1792 года родился Николай Лобачевский  
 
1 декабря
1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков
   ...    
"С чистой совестью могу сказать:
 «Я сделал все, чтобы выполнить этот долг»."***
(19 ноября (1 декабря) 1896 — 18 июня 1974) — советский военачальник, Маршал Советского Союза (1943), министр обороны СССР (1955—1957).
Будущий Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков родился в Калужской области, в крестьянской семье.
Его отец - Константин Артемьевич, мать - Устинья Артемьевна. Георгий закончил церковно-приходскую школу с похвальным листом, учился он в ней три класса.
Затем был учеником в скорняжской мастерской в Москве, а по вечерам, в течение 2 лет, обучался в училище. 
В армию призван в 1915г. в кавалерию.
В годы Первой Мировой Войны его призвали в армию и зачислили в полк, стоявший в Харьковской губернии. Весной 1916 года был зачислен в группу, направленную на офицерские курсы.
После учебы Жуков стал унтер–офицером, и направился в драгунский полк, в составе которого участвовал в боях Великой Войны.
Вскоре получил контузию от взрыва мины, и был отправлен в госпиталь. Успел проявить себя, и за взятие в плен немецкого офицера был награжден Георгиевским крестом.
В годы гражданской войны в России, пошел служить в Красную Армию добровольцем. Сначала командовал взводом, позже – эскадроном. В одном из боев получил ранение, выжил. После гражданской войны, он окончил курсы красных командиров. Командовал кавалерийским полком, потом бригадой. Был помощником инспектора кавалерии РККА.
В мае 1940 года Жукова вызывает к себе Сталин. После их встречи последовало назначение Георгия Константиновича командующим Киевским Особым военным округом. В том же, 40-ом году  было принято решение присвоить высшему командному составу РККА генеральских званий. Естественно, что он, получил генеральские погоны.
Приступив к исполнению своих обязанностей в Киеве, Георгий Константинович первым делом потребовал от командиров частей обучать войска в условиях максимально приближенных к военному времени. После этого в округе прошли командно – штабные учения и смотр войск. В декабре этого же года он выступал с докладом на заседании Генштаба. В своем выступлении генерал подчеркнул неизбежность нападения Германии на СССР и необходимость создания в срочном режиме танковых и механизированных корпусов.
В январе 1941 года, незадолго до вторжения Германии на территорию СССР, Жуков был назначен начальником Генштаба, заместителем наркома обороны страны. Он быстро освоился на новой должности, видел недостатки системы и многое сделал для укрепления обороны государства в короткое время. Деятельность Генштаба под его руководством активизировалась, были предприняты попытки подготовки войск к противостоянию с серьезным оппонентом.
С началом Великой Отечественной Войны Генштаб перешел на круглосуточную работу. Жуков находился на фронте в центре событий и пытался оперативно и максимально адекватно реагировать на быстро менявшуюся обстановку. В конце лета он руководил действиями резервного фронта, который успешно осуществил наступательную операцию. Это было первое наступление Советских Войск в Великой Отечественной Войне. В боях под Ельней, воины Красной Армии смогли заставить противника отступить, и ликвидировать немецкий плацдарм, грозивший фронту большими проблемами.
Георгий Жуков руководил обороной Ленинграда. Благодаря усилиям талантливого полководца, а также героизму простых русских солдат и работников тыла, удалось остановить немецкие войска. Пока генерал оборонял Ленинград, ситуация на западном фронте сложилась почти критическая. Сердце нашей Родины - Москва, была под угрозой захвата немецкими армиями. Сталин назначает Жукова командующим западным фронтом, и ценной невероятных усилий, в ходе кровопролитных боев под Москвой, Красной армии удается отстоять город.
В августе 1942 года Георгий Константинович стал первым заместителем наркома обороны государства, а также заместителем Верховного Главнокомандующего. Был координатором действий фронтов под Сталинградом, Ленинградом, на Курской дуге, в битвах за Днепр. Вскоре Жукову было поручено возглавить первый Украинский фронт. Под его командованием фронт  освободил огромное количество городов и сёл от немцев. За заслуги перед Родиной, был награжден орденом «Победы».
В 1944 году Жуков координировал действия Белорусских фронтов и, в ходе блестящий операции, территория Белоруссии была освобождена от иноземных захватчиков. Через некоторое время Маршал был назначен командующим первым Белорусским фронтом, который действовал на Берлинском направлении. В ходе боев весны 1945 года, войска разгромили большую группировку немецких войск, а вскоре был взят Берлин. После окончания Великой отечественной Войны, Жукову было доверено принимать парад Победы на Красной Площади.
В послевоенные годы, он занимал руководящие военные и правительственные должности, был  министром обороны страны. Маршал Жуков выдающаяся личность в Отечественной истории. Любовь народа к Георгию Константиновичу безгранична. Заслуги его были всецело оценены, как государством, так и его гражданами. Он четырежды Герой Советского Союза, дважды обладатель ордена «Победа», награжден 6-тью орденами Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, орденом Суворова, а так же наградами  других государств воевавших с Германией.

http://militera.lib.ru/research/sokolov2/01.html
Маршал Георгий Жуков рассказывает. 

Операция "Уран" Сталинград, 1942-1943,
 кинохроника-интервью, 1965








Маршал Жуков и победа 
Музыка: Е. Колмановский
 Слова: Е. Долматовский
Изменено: Елена Харьковская - 28.11.2017 09:15:13
 
1 декабря
1 декабря 1716 года родился Этьен Морис Фальконе
         ...     

- "Слишком обычный, такой, каких много.
 Идеи его банальны, а техника тривиальна". 
***
- (1716 – 1791), 
французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма середины - второй половины 18 в. Автор «Медного всадника».

Родился в Париже в семье столяра. В детстве не получивший никакого образования мальчик был отдан в ученики к столяру, изготовлявшему болванки для париков. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Одаренный юноша привлек внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана, который взял его к себе в ученики. Фальконе стал развивать свои задатки скульптора, а также усиленно занялся самообразованием, изучая классические языки, историю и литературу. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.

В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу «Милон Кротонский» (ныне в Лувре) был причислен к Парижской академии художеств. В 1754 году был избран в действительные члены Академии и получил в ней место адъюнкт-профессора. Был известен работами по мрамору. С 1757 по 1766 года Фальконе занимал пост директора скульптурных мастерских в Королевской мануфактуре Севрского фарфора.



В 1766 году Екатерина II по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила Фальконе в Россию для сооружения памятника Петру I в столице. 

В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. Отливка конной статуи Петра была окончена в 1775 году, еще несколько лет Фальконе занимался отделкой статуи. В 1778 году скульптор покинул Россию, не дожидаясь официального открытия памятника, так как устал от постоянных конфликтов с президентом Императорской Академии искусств Иваном Бецким.



Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций, изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». В эстетической концепции Фальконе соединялись идеал и чувство и, соответственно, классицизм и рококо. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств.


 Последние годы жизни был парализован и не мог работать.

Подлинным шедевром мастера явилась статуя "Зима" (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. 

    - "Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша"
Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды.  




   ***
„Природу живую, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне.“ ***
Читают тему (гостей: 2)