Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
11 ноября
11 ноября 1863 года родился Поль Синьяк
   ...   
«Синьяк любил искусство, 
человечество 
и 
море»

 (1863-1935) - французский живописец, график, теоретик искусства, общественный деятель, один из основоположников неоимпрессионизма.

Легкий характер — большое подспорье в жизни. Казалось бы, после того как Гоген выставил Синьяка с выставки импрессионистов, а Моне чрезвычайно холодно встретил его после восторженного письма, Поль Синьяк (Paul Signac) имел все шансы отвратиться от живописи навеки, и уж от импрессионистов — точно. Также можно было стать пациентом психотерапевта, дабы остаток жизни разбираться с травмами и лечить тонкую душевную организацию, а если и подходить к холсту, то с целью выразить протест против всех сразу. Но Поль Синьяк этого избежал, кушетку психотерапевта можно убирать, не понадобится. Он очень любил море, живопись, путешествия и даже, не поверите, людей. 

Крепкая любящая семья (Поль — единственный ребенок), отсутствие финансовых проблем и поддержка родных создали достаточно крепкую внутреннюю опору, которая позволяла такие моменты воспринимать именно как неприятные моменты (с кем не бывает), а не ключевые события. Отец Поля был владельцем лавки и сумел обеспечить семью так, что нуждаться им не пришлось и после его смерти — он умер,когда сыну исполнилось 17 лет. Мать поначалу не пришла в восторг от избранного сыном пути, тем более, что учился тот хорошо, в гуманитарных науках вообще обращал на себя внимание преподавателей особым талантом и мог бы получить более «толковую» профессию. Но окончив коллеж Роллен, Поль заявил, что единственный его интерес — живопись. О Школе изящных искусств он даже слышать не желал, академизм ему был не мил. На нет и суда нет, решила мать Поля Синьяка и вскоре стала самой рьяной поклонницей его искусства. 





П. Синьяк - Маяк в Груа. 1847

Первую яхту Поль Синьяк купил в 1883 году и назвал ее отнюдь не какой-нибудь«Чайкой» или «Победой». На борту было начертано «Мане — Золя — Вагнер». Поль Синьяк не только в живописи был силен, но также понимал и любил литературу, все же не зря его гуманитарные способности хвалили в юности. Синьяк был дружен со многими писателями, а в его мастерской, куда более комфортной, чем у большинства коллег по кисти — ведь финансовые проблемы ему были неведомы, — собирались поэты,писатели, художники и нередко засиживались до утра. За свою жизнь Поль Синьяк сменил 32 яхты.











 
11 ноября
11 ноября 1951 года родился Ким Пик 
   ...    
 - Kim Peek,  ( 11 ноября 1951 года -  19 декабря 2009 года),  американец с феноменальной памятью

В биографии Кима Пика было два прозвища, приклеившихся на всю жизнь: Человек дождя - в честь фильма, герой которого во многом списан с него, и Ким пьютер - за уникальные возможности мозга.
Когда в 1951 году 11 ноября у жителя штата Юта Фрэнка Пика и его жены родился долгожданный малыш, разочарованию родителей не было предела. Огромная голова на почти безжизненном тельце... Врачи сочувственно вздохнули и предложили Пикам отказаться от уродца.
Ким Пик - нестандартный младенец
Молодые родители решили забрать ребенка, хотя еще в роддоме у него диагностировали черепно-мозговую грыжу. Малыша долго лечили, и результаты лечения были хорошими, но множество отклонений вселяли тревогу. В отличие от других младенцев Ким почти не плакал, а когда пришло время, даже не делал попыток ползать. Врачи не торопились обнадеживать родителей, считая, что их сыну уготована жизнь растения.
Однако уже через полгода Фрэнк увидел, что сын не так уж и плох. Да, Ким по-прежнему не мог ползать и даже сидеть, но когда он разговаривал с ним, то видел внимательный взгляд ребенка. Малыш не просто улыбался, а наблюдал и пытался что-то повторить. В итоге в возрасте 16 месяцев Ким... научился грамоте. Всего раз показав ему буквы, отец и не рассчитывал, что тот запомнит их и начнет складывать в слова. Однажды, читая на диване газету, мужчина вдруг заметил: сидящий рядом сын делает то же самое! Уже в три года чтение стало для Кима обычным делом. Незнакомые слова он уточнял в толковом словаре, а через год таковых просто не осталось.
Зато с физическим развитием у Кима были серьезные проблемы. Низкий мышечный тонус лишал его тех возможностей, которые были у обычных детей. Ходить он научился только к четырем годам, а манипуляции, связанные с мелкой моторикой - например, застегнуть пуговицы или завязать шнурки, - подчинились ему только во взрослом возрасте, да и то не полностью. При таком здоровье никакого другого досуга, кроме чтения и просмотра телевизора, Ким Пик не знал. К семи годам он практически наизусть знал Библию, а остальные несколько сотен книг - близко к тексту. Чтобы не читать одну и ту же книгу дважды, Ким ставил ее на полку корешком вверх. Хотя это было излишним: его память удерживала огромное количество фактов.
В обычную школу мальчика не приняли. В Америке 1960-х годов еще не было программы реабилитации инвалидов. Взамен Фрэнку предложили отправить сына в школу для умственно отсталых. Побывав там, мужчина понял, что его сын знает куда больше, чем директор этой школы, и решил обучать его дома сам. Тем более что и учить Кима особо не требовалось. Фрэнк лишь давал задания и иногда проверял их выполнение.
...
В 1984 году, после долгих уговоров отца, 33-летний Ким решил принять участие в Национальной конференции Ассоциации умственно отсталых граждан в техасском городе Арлингтон. Почетным гостем на этой конференции был голливудский сценарист Барри Морроу. После демонстрации способностей Кима он подошел познакомиться. Феноменальные результаты поразили сценариста настолько, что он решил написать историю этого парня. А чтобы лучше понять его, Морроу напросился в гости к Пикам и несколько недель жил у них. 
Итогом такого знакомства стал сценарий мелодрамы «Человек дождя», в котором главный герой - аутист по имени Рэймонд (в исполнении Дастина Хоффмана) становится обладателем многомиллионного наследства, а его брат (в исполнении Тома Круза) опекает его. Фильм стал мегахитом, завоевав 4 «Оскара», премии «Золотой медведь» и «Золотой глобус».
Вся Америка желала знать, с кого списан главный персонаж фильма, и Барри представил Кима широкой публике. Его начали приглашать на шоу и телевидение, а газеты и журналы печатали о нем статьи. Обрушившаяся слава положительно повлияла на характер Кима. Частые встречи в аудиториях помогли ему раскрепоститься и стать более общительным. Настоящий «Человек дождя» перестал бояться людей и даже на улице давал прохожим автографы, улыбаясь своей детской улыбкой. Отец гения как-то подсчитал, что за последние 20 лет жизни Ким пролетел больше 5 млн километров и встретился с 64 млн человек! Кроме того, слава помогла получить Пику долгожданный диплом о среднем образовании.





Другим парадоксом было то, что с возрастом способности Пика не угасали, а прогрессировали. В 51 год он научился играть на рояле, причем все произведения играл по памяти и часто перекладывал партии инструментов из опер для фортепиано. Профессиональные музыканты только удивлялись, как Пик мог помнить каждую деталь произведений, которые слышал всего раз несколько лет назад.








Синдром саванта


Люди дождя, или жадный мозг


Люди с острова гениальности







Он помнил всё - смотреть
 
12 ноября




Ранее ЗДЕСЬ:


12 ноября 1833 года родился Александр Бородин  
русский композитор и ученый-химик  

12 ноября 1840 года родился Огюст Роден  
французский скульптор  

 
12 ноября
12 ноября 1717 года Иоганн Бесслер-Орфиреус 
  ...                   продемонстрировал изобретённый им «вечный двигатель». 


Немецкий алхимик, врач, механик и легендарный мошенник-авантюрист Иоганн Эрнст Элиас Бесслер-Орфиреус 12 ноября 1717 года в присутствии известных физиков продемонстрировал работу изобретённого им «вечного двигателя». 
   Бесслер-Орфиреус запустил своё «изобретение». После запуска машины её заперли, а проверив через две недели, убедились, что колесо двигателя вращается с прежней скоростью. Через два месяца проверку повторили. Колесо по-прежнему вращалось, а скорость его не снизилась ни на оборот. Когда об этом узнала широкая общественность, слава Орфиреуса прогремела по всей Европе. Но секрет своего устройства он тщательно скрывал. Свой «вечный двигатель» изобретатель хотел продать за 100 тысяч талеров (около двух с половиной миллионов долларов по современному курсу) и никому не соглашался раскрыть секрет «изобретения» до продажи. При малейшем подозрении, при малейшем намёке на то, что секрет хотят похитить, Иоганн Бесслер уничтожал чертежи и прототипы и переезжал в другой город. 


Из-за его нежелания раскрыть тайну устройства начали появляться слухи о том, что «самодвижущееся колесо» приводится в движение людьми. Эти слухи были подкреплены служанкой Бесслера, рассказавшей после ссоры с учёным, что так называемый «вечный двигатель» приводился в движение ею самой и братом Бесслера, дергавшими за шнурок через специальную передачу в соседней комнате. В итоге Бесслер собственноручно разрушил своё устройство, тайна которого так и канула в Лету вместе со своим создателем. После смерти Бесслера официальная наука признала, что вечные двигатели невозможно создать в рамках механики Ньютона.   




За семь лет активных экспериментов (1712–19) Бесслер построил более трехсот прототипов двух моделей вечного двигателя. В первых прототипах колесо вращалось только в одну сторону, и, чтобы его остановить, требовалось приложить значительные усилия, в поздних — вал мог крутиться в любом направлении и останавливался довольно легко. Любая из конструкций Бесслера не просто находилась на энергетическом самообеспечении. Энергии хватало и на то, чтобы выполнять какую-нибудь работу: например, поднимать тяжести.

Но ни многочисленные сертификаты, выданные независимыми комиссиями, ни публичные демонстрации не принесли Бесслеру денег, на которые он собирался построить школу для инженеров. Максимум, что он смог получить от власть имущих, — четыре тысячи талеров единовременно и дом в подарок от ландграфа Карла, хозяина замка Вайсенштайн (Weissenstein). 



Решимость Бесслера создать (построить) «вечный двигатель» указывает на наличие у него сильного характера. Всеобщее увлечение механическими игрушками-автоматами в то время, к числу которых как будто относился загадочный вечный двигатель, способствовало замыслу Бесслера. Правда, ему не хватало средств и недоставало звучного имени. В самом деле, что такое Бесслер? Малообещающая фамилия. А вот Орфиреус, к примеру, звучит очень солидно и благородно! Так в начале XVIII века появился Иоганн Элиас Орфиреус. Но это только догадки тех, кто завидовал Бесслеру. Причину изменения имени в конце 1715 года толком никто не знает. Вроде бы, сам Бесслер сказал, что это имя появляется при выстраивании букв алфавита по кругу. Буквы O-R-F-F-Y-R-E были получены как диаметрально противоположные буквам B-E-S-S-L-E-R. Наверное, это было символическим изображением того, как его колесо работает, либо это имело некоторое теологическое значение. Изменение имени, похоже, принесло ему изменение в жизни. Кроме того, имя Карл он меняет на Иоганн.

...


В России Петр I тоже заинтересовался двигателем Орфиреуса; ведь если его данные соответствовали рекламе, то такая машина могла принести огромную пользу. Но Петр был опытным государственным деятелем; он не любил принимать необоснованных решений и не бросал деньги на «пустые прожекты». Петр поручил в 1715г. канцлеру А. И. Остерману собрать сведения о машине Орфиреуса. Доклад Остермана не удовлетворил царя. Поэтому, когда он в 1721 г. направил в Европу библиотекаря И. Шумахера с рядом заданий по приобретению научной литературы, экспонатов для кунсткамеры и произведений искусства, то велел ему собрать информацию и о двигателе Орфиреуса. Шумахер, не будучи слишком ученым человеком, все же подходил для выполнения поручений императора; он был обходителен, энергичен, знал европейские языки и отличался исполнительностью и аккуратностью. Среди многочисленных поручений (посетить Парижскую Академию наук и продемонстрировать там карту Каспийского моря и другие материалы; пригласить в Россию разных ученых; привезти мастера, «который бы с экспериментами обходиться и инструменты, к тому принадлежащие, изготовлять мог», закупить книги и т. д.) было и относящееся к Орфиреусу. «С Орфиреусом о перепетуе мобиле говорить, если возможно будет и господин Вольф за полезное рассудит».
Таким образом, Петр указал в качестве основного эксперта уже упоминавшегося нами известного ученого X. Вольфа. Пространный отчет Шумахера Петру I о командировке в Европу сохранился. Параграф 7 полностью посвящен переговорам с Орфиреусом. Начинается он с изложения того, как выполнены пожелания императора: «Прежде разговора с инвентором (изобретателем) перепетуи мобилис Орфиреем, аз с господином профессором Вольфом о том рассуждал, и оному Вашего Императорского величества высокое намерение объявил, яко хотя для пользы всенародной охотно некоторую сумму денег выдать, однако же не напрасно бросить, желаете. Того ради просил, дабы мнение свое о том верно мне сказал». Вольф не отверг в принципе возможность ppm. Он ответил довольно осторожно: «Хотя Орфирей колесо сделал, которое без внешней силы кругом вертится и тяжелое к себе притягивает», однако «не возможно сказать, яко оное во истину перпетуум мобиле есть и великую пользу в народе чинить будет, понеже внутреннюю структуру (строение) видеть не можно». Поэтому Вольф посоветовал Шумахеру переговорить с Орфиреусом, посмотреть машину и рассказать о том, что увидит. После этого Вольф пообещал дать «свое мнение письменно». Далее в отчете подробно описана история переговоров с Орфиреусом (это было в 1721 г.). Шумахер уже не нашел его в Касселе и Вейсенштейне, так как еще до его приезда изобретатель сам разбил свою машину.
Шумахер описывает эту историю так: «Господин ландграф призвал г-на Сгравезанда из Лейдена, дабы тот ему эксперименты физико-математические демонстрировал, и при сем напали на дискурс (дискуссию) о перепетуе мобиле - прямой и воистину ли перпетуум мобиле колесо Орфиреево? Ландграф то утверждал и велел Ор-фирею оное г-ну Сгравезанду показать, однакож-де ему не объявил, что есть Сгравезанд. Орфирей послушен был повелению и свою машину в присутствии г. ландграфа показал; но Сгравезанд столико вопросов делати стал, и так жестоко внутреннюю структуру ведати желал, явно Орфирей в мнение пришел, будто хотят арканум (тайну) его выведать; того ради больше показывать не стал, и сколь скоро оные отлучились, машину разбил, дабы не было чего опасаться». Поэтому Шумахер машину увидеть не мог, и разговор с Орфиреусом принял чисто коммерческий характер. «...Первый его вопрос был: господин Шумахер имеет ли деньги? Аз отвещал: ...Его Императорское Величество желают великую милость и плату за издание (изделие) его воздать, егда оное - пробу выдержит. Всеконечно же выдержит пробу, и я главу свою потерять готов, аще не правда есть». Однако предложение Шумахера «...воспримем двух славнейших математиков, которые егда учинят сперва присягу об оном никаким образом упоминать даже да (когда) инвентор в депозите положенные деньги примет, и тогда машину свидетельствовать к оному мы удовольствуемся» Орфиреус не принял. Последняя речь его была: «На одной стороне положите 100000 ефимков (около 100000 руб.), а на другой я положу машину». С этим Шумахер и возвратился в Галле к профессору Вольфу и доложил ему обо всем. Полученные от Шумахера сведения Петра не удовлетворили, поэтому он намеревался сам разобраться в этом деле во время намечавшегося в 1725 г. путешествия за границу, но его смерть не дала осуществиться этому плану.

 
12 ноября

12 ноября 1775 года родился Каченовский Михаил Трофимович

   ...   
- (01.(12).11.1775 - 19.04(01.05).1842) 


 Окончил Харьковский коллегиум (1788 ).
Магистр философии (1805). Доктор философии и изящных искусств (1806). Академик отделения русского языка и словесности Санкт-Петербургской АН (1841, член-корреспондент с 1832).
Ординарный профессор кафедры теории изящных искусств и археологии (1810–1821); ординарный профессор кафедры истории, статистики и географии Российского государства (1821–1835); ординарный профессор кафедры красноречия, стихотворства и языка российского (1830–1831); ординарный профессор кафедры всеобщей истории, географии и статистики (1832/1833–1835), декан (1813–1815, 1833–1835) отделения словесных наук. Ординарный профессор кафедры истории и литературы славянских наречий (1835–1842), декан (1836–1842) историко-филологического отделения философского факультета.
Член Временной комиссии по восстановлению университета после Московского пожара 1812 г. Член университетского комитета по борьбе с холерой (1830). Начальник университетской типографии (1815–1816). Директор Педагогического института (1830–1835).
Ректор (1837–1842). В этот период в университете защищена первая в России докторская диссертация по математике, начали читать лекции Т.Н.Грановский и К.Ф.Рулье. Освящена домовая церковь св. Татианы, окончено строительство химической лаборатории.
Заслуженный профессор Московского университета (1835).
Награждён орденами св. Владимира (III ст. – 1838, IV ст. – 1817), св. Анны (II ст. – 1831, 1834).
Область научных интересов: философия, славянская история и литература. В торжественном собрании университета произнёс речь «О художественных произведениях, как памятниках древних народов, которые более или менее известны потомству по мере успехов их в изящных искусствах» (1819). Участвовал в споре с А.С.Пушкиным по проблеме подлинности «Слова о полку Игореве», во время посещения поэтом Московского университета 27 сент. 1832 г.
Читал лекции по русской истории от начала Российского государства до Ивана III, археологии.
Основные труды: «Учебная книжка древнего греческого языка» (1807).








В литературной жизни Каченовский вёл активную борьбу с обществом «Арзамас»А. С. Пушкин, член этого общества, посвятил Каченовскому несколько едких эпиграмм:




ЖИВ, ЖИВ КУРИЛКА![1]


Как! жив ещё Курилка журналист?
— Живёхонек! всё так же сух и скучен,
И груб, и глуп, и завистью размучен,
Всё тискает в свой непотребный лист —
И старый вздор, и вздорную новинку.
— Фу! надоел Курилка журналист!
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. — Да... плюнуть на него.


<1825>







Каченовский Михаил Трофимович: Собрание сочинений





Михаил Каченовский - постылое дитя русской истории







Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую, — что ж? изба светлее стала.
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два.
 
13 ноября


Ранее здесь:


13 ноября 1872 г. вышло в свет  первое издание «Азбуки» Льва Толстого
 13 ноября 1850года родился Роберт Стивенсон  шотландский писатель и поэт
 
13 ноября

13 ноября 1889 года родился   Остап Вишня 
   ...     

«Всю жизнь юмористом! Господи! С ума сойти можно от грусти!»


(настоящее имя — Павел Михайлович Губенко, (13.11.1889-28.09.1956)
- украинский писатель, юморист и сатирик.
 Начальник медико-санитарного управления Министерства железных дорог УНР.
  Узник сталинских концлагерей (1933—1943).


Губенко родился на хуторе Чечва Полтавской губернии в многодетной крестьянской семье. В родном селе окончил начальную школу, а после отправился в Киев поступать в военно-фельдшерскую школу. Лишь годами позже будущий писатель осознает, в чем его истинное призвание. А пока — учеба, служба в армиях России и УНР, медицинская практика в госпиталях и упорное самообразование. В разгаре гражданской войны Остап Вишня попал в плен и длительное время содержался в тюрьме НКВД в Харькове. После освобождения возвратился в Киев и устроился на работу в газету «Вести ВУЦИК». Пожалуй, с этого момента и начался наиболее активный и плодотворный период в жизни писателя. Остап Вишня стал печататься практически во всех украинских изданиях, а его сборники буквально разлетались с полок. Поговаривают, что неграмотные жители сел учились читать лишь с той целью, чтобы одолеть пару-тройку смешных «вишневых усмешек».

Кроме сочинительства Остап Вишня активно участвовал в общественной жизни: курировал работу украинских литературных объединений, помогал в создании новых печатных изданий. Только вот его деятельность не совпадала с настроениями властей, и очень вскоре писателя окрестили «неблагонадежным» гражданином. Его преследовали, запугивали, пытались убить и, в конце концов, арестовали по ложному обвинению и приговорили к десяти годам лагерей. Остап Вишня чудом пережил все ужасы ГУЛАГа, а по возвращении в Киев все равно вернулся к литературе и журналистике.

Незадолго до смерти Остапа Вишни решением суда СССР он был полностью реабилитирован. До конца своих дней писатель неустанно работал, но подорванное здоровье уже было не вернуть. Причиной смерти Остапа Вишни послужил сердечный приступ. Похороны Вишни состоялись на Байковом кладбище в Киеве. Немногим позже не могиле Остапа Вишни, расположенной на центральной аллее кладбища, появился гранитный памятник работы украинского скульптора Декерменджи.

...
А вообще родители были ничего себе люди. Подходящие. За двадцать четыре года совместной их жизни послал им господь, как тогда говорили, всего только семнадцать детей, потому что они умели молиться милосердному.
Стал, значит, я расти.
-- Будет писать, -- сказал как-то отец, когда я, сидя на полу, размазывал рукой лужу.
Оправдалось, как видите, отцовское пророчество.
...



 
13 ноября


13 ноября 1745 года родился Валентин Гаюи
   ...   

(1745-1822), французский просветитель, основоположник тифлопедагогики, создатель первых учебных заведений для слепых и методик обучения слепых. 


В ряде стран в день рождения Валентина Гаюи отмечают День слепых.


Валентин Гаюи родился во Франции в деревне Сен-Жюст близ Амьена в семье бедного ткача. 
Первоначальное образование он получил вместе со старшим братом Рене Жюстом (28.02.1743-03.06.1822) у монахов местного монастыря. По окончании школы братья отправились в Париж, чтобы продолжить обучение.
 Каждый избрал свой путь: Рене Жюст впоследствии стал известным минерологом, создателем научной кристаллографии, открывателем одного из основных законов кристаллографии - "закона Гаюи". 
Валентин проявил интерес к иностранным языкам, преодолевая трудности и лишения он получил высшее образование, свободно владел европейскими языками, латынью, греческим, древнееврейским, читал на восточных языках. 



Он поступил на дипломатическую службу в Министерство иностранных дел Франции, где ему поручили разбор шифрованных депеш. Вскоре его назначили членом комиссии, в обязанности которой входило экзаменация учителей и рассмотрение методических руководств по вопросам педагогики. Кроме официальных занятий он столкнулся с вопросами призрения в широком значении этого слова. Все свободное время он посвятил изысканию способов, с помощью которых можно было бы облегчить участь тех, кто беден и страдает физическими ограничениями здоровья. 
Существует предание, что Гаюи проявил большой интерес к постановке дела обучения и воспитания глухонемых: в 1770 г. в Париже французским аббатом Шарлем де Лэпе (1712-1789) было открыто первое в мире учебное заведение для глухонемых детей. 

Пример де Лэпе, заложившего основы сурдопедагогики как науки, побудил Валентина Гаюи сделать то же самое в отношении слепых.


Окончательному и бесповоротному решению встать на стезю просвещения людей, лишенных зрения, способствовал случай. 

В 1771 г. на ярмарке в Париже, Гаюи стал очевидцем поразившей его картины. Около десятка слепых музыкантов выступали перед толпой зрителей. Наблюдательный Гаюи заметил, что один из музыкантов, собирая деньги, с необычайной ловкостью различал монеты на ощупь. Тогда у Гаюи зародилась мысль - нельзя ли воспользоваться необычайно тонким чувством осязания слепых для того, чтобы создать практические методы обучения их грамоте.


До XVIII в. не существовало учебных заведений для незрячих, не было методики приобщения их к систематическим знаниям и трудовым навыкам. Валентину Гаюи понадобилось тринадцать лет, чтобы приобрести необходимые знания и найти деньги для осуществления своего плана.
Он изучил книгу французского философа Д. Дидро (1715-1764) - "Письмо о слепых в назидание зрячим", изданную в Париже в 1749 г. В ней автор убедительно показал способности незрячих к различным видам деятельности, высказал гипотезу о разработке специальной письменности для незрячих, о возможности овладения слепыми сложными профессиями. 



В период поиска педагогических методов, подходящих для обучения слепых, Валентин Гаюи опирался не только на теоретические положения, выдвинутые Дидро, но и накапливал опыт личных наблюдений за жизнью незрячих, проявляющих незаурядные способности в той или иной профессии. 

Познакомившись с незрячей австрийской пианисткой и композитором Марией Терезией Парадис (1759-1824), выступавшей с концертами в Париже, он был удивлен ее высокой образованностью. Парадис блестяще знала античную и немецкую литературу, организовала в Вене музыкальную школу для незрячих девушек. Успешному продвижению Марии Терезии в жизни способствовали не только талант и упорный труд, но и помощь состоятельных родителей.


Валентин Гаюи принимает решение основать учебное и ремесленное заведение, рассчитанное не только для исключительно одаренных натур и детей богатых родителей, но также для детей средних способностей из бедных сословий.


В мае 1784 г. Валентин Гаюи встретил на паперти церкви Святые Камни 17-летнего нищего слепца - Франсуа Лезюэра (1767-1827), собиравшего милостыню и на нее содержавшего себя и своих родителей. Гаюи решил взяться за его обучение, но родители Лезюэра не сразу согласились отпустить сына, они были довольны его положением попрошайки и ежедневными подаяниями, которые он приносил. Тогда Валентин Гаюи заключил с ними сделку о том, что он обязуется выплачивать Лезюэру из своих скудных средств из расчета суммы, которую тот ежедневно собирает на церковной паперти.
Гаюи взял юношу к себе домой и приступил к его обучению. Незрячий от рождения Лезюэр оказался очень способным и старательным учеником. Он научился решать арифметические задачи, различал на ощупь рельефный ландшафт, нанесенный на географическую карту, овладел несколькими несложными ремеслами и игрой на фортепьяно.



Весть об успехах Лазюэра распространилась по Парижу. 12 февраля 1785 г. Валентин Гаюи вместе со своим первым учеником был приглашен в Академию наук, где продемонстрировал перед учеными разработанные им методы обучения слепых. С этого времени Гаюи стал получать моральную и материальную поддержку на дело просвещения незрячих.

...

В 1803 г. Валентин Гаюи получил предложение от российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых детей. Приняв предложение, Гаюи составил проект, назвав его "Об основании в Петербурге заведения для полезного занятия слепых, по примеру учрежденных уже во Франции заведений в пользу сих людей, столь несчастных и достойных сожаления". Указав на сложное положение слепых, Гаюи настаивал на том, чтобы каждому слепому ребенку семьей и правительством были предоставлены условия для получения образования и овладения профессиями. 
Свои мысли о постановке дела просвещения незрячих в России Гаюи развил в записке "О вернейшем и скорейшем способе учреждения в Петербурге училища для слепых", направленной в 1805 г. российскому правительству. За весь период переписки он ни разу не обмолвился о тех требованиях, которые касались лично его, т. е. устройства его жизни и быта на новом месте, хотя он был человеком небогатым.
В сентябре 1805 г. Валентин Гаюи получил известие, что все его предложения приняты императором и его просят прибыть в Россию безотлагательно.

...

Результаты своих научных наблюдений и размышлений Гаюи изложил в книге "Очерк обучения слепых", вышедшей в Санкт-Петербурге в феврале 1817 г. В апреле 1817 г. он подает прошение об отставке. Труды В. Гаюи на поприще просвещения слепых в России получили высокую оценку русского правительства - он был награжден орденом Святого Владимира IV степени.
Валентин Гаюи является основоположником систематического просвещения слепых и создателем методов их обучения и воспитания. Он разработал рельефно-линейный алфавит для слепых, положил начало рельефному книгопечатанию и изготовлению наглядных пособий для восприятия на осязание. В основе его системы обучения и воспитания незрячих лежал принцип: дать возможность всем слепым работать, заниматься каким-либо ремеслом, избавив их от тяжкого и опасного бремени праздности, способствующей усвоению плохих привычек и даже пороков. 

...

В 1903 г. в городе Сен-Жюст установлен бронзовый памятник, на нем изображены братья Гаюи: Валентин сидит, ласково прижимая к себе слепого мальчика, рядом с ним стоит Рене Жюст, в руках он держит большой кристалл.











 
14 ноября
Ранее здесь:

14 ноября 1765 года, родился Роберт Фултон  
американский изобретатель,  
создатель первого парохода
14 ноября 1840 года родился Клод Моне  
французский художник, один из основателей импрессионизма 
14 ноября 1907 года родился Уильям Стейг   
американский художник-мультипликатор, график, скульптор и писатель, 
автор многих книг для детей и юношества. Среди них — «Шрек!»
14 ноября 1907 года родилась Астрид Линдгрен 
 шведская писательница 
Ранее здесь

 
14 ноября
14 ноября 1923 года родился Лев Ефимович Устинов 
   ...    

(14 ноября 1923, Москва — 9 января 2009, там же) — русский советский детский писатель и драматург.
Родился в Москве 14 ноября 1923. С 1941 участник Великой отечественной войны. Учился в Литературном институте, но не окончил. Начал печататься с 1947 года.
В начале 1960-х годов совместно с Олегом Табаковым поставил для московского театра «Современник» и в 1963 году для Рижского ТЮЗа сказку «Белоснежка и семь гномов». В 1960-е — 1970-е годы был самым репертуарным детским драматургом — его пьесы с успехом шли в СССР и за рубежом — в Англии, США, Финляндии, Японии, Греции и др. Его произведения стали яркой иллюстрацией основных чаяний шестидесятников и общего направления в литературе того времени.
В 1990-е годы написал много детских сказок. Наиболее известные: «Лесная песенка», «Большая погоня».
Награждён национальной премией университета Феррары, президентским грантом «За особые заслуги перед Российской Федерацией».







“Я — сказочник”, — любит повторять писатель Лев Устинов. Но разве они в самом деле существуют на свете, современные сказочники? Факт есть факт: перед нами драматург и прозаик, живой классик современной сказки. Как раз сегодня ему исполняется 80.




— Сказки — это для детей. Но иногда может показаться, что многие пассажи из ваших пьес адресованы взрослым.
— Не вижу здесь особых противоречий. Ребенок всегда хочет лезть вверх. Ему всегда импонирует взрослый человек, потому что он сам хочет быть им. Так что я пишу не просто для детей, а для детей, которые готовятся стать взрослыми — и все равно станут ими. Другое дело, какие на этом пути возникают порожденные нашей эпохой курьезы и парадоксы. Так было, например, с пьесой “Белоснежка и семь гномов”, которую лет сорок назад мы вместе с актером и режиссером Олегом Табаковым сделали для театра “Современник”. Только что прошел двадцатый съезд КПСС. Эзопов язык для тогдашней публики был практически разговорным, и мы “духарились” вовсю. В результате Главлит (орган цензуры) после долгих колебаний выпустил спектакль в самый последний момент и с беспрецедентным, по-моему, для мировой культуры вердиктом: “Без права показа для взрослых”.



— Но с годами ваши сказки становятся чуть-чуть печальнее и страшнее, в них даже иногда встречается не слишком счастливый конец. С возрастом смотрите на жизнь пессимистичнее?
— К моему восьмидесятилетию мои дети сделали мне подарок — выпустили сборник мыслей и афоризмов, которые частью хранились в моих записных книжках, частью разбросаны по сказкам. Среди них есть и такой: пессимизм — это отдых оптимиста. Имеется там и такое наблюдение: длина жизни — это и есть расстояние от веселого до печального. А если серьезно… Однажды я спросил маленькую девочку, которая посмотрела подряд несколько детских спектаклей, какой из них ей больше всего понравился. Она ответила: “Этот”. “А почему?” — спросил я. “Этот страшнее”. Умение побеждать в себе страх... Короче, нет чувства более унижающего, чем страх, и нет чувства более возвышающего, чем преодоление страха.



— И все-таки больше всего в ваших пьесах королей и королев, министров и генералов. Откуда такое пристрастие к сильным мира сего?
— Мне нравится изучать поведение начальства, его отношения с народом. Иногда это приводит к совершенно неожиданным результатам. Году в шестьдесят втором я написал сказку “Остров пополам”, фабула которой состояла в том, что на одной половине острова люди поют каждый свою песню, а на другой — только ту песню, которую поет король. И объединиться остров сможет лишь тогда, когда все его жители запоют общую песню. Но вот что интересно: детскую эту пьесу поставило не меньше полусотни взрослых западногерманских театров, в ГДР же ее передавали друг другу из-под полы, как диссидентскую литературу. Что же касается любимых генералами войн... Я считаю: если все начнут жертвовать жизнью ради своего народа, от народа скоро ничего не останется. Но, с другой стороны, я ведь протопал пешком всю войну от Москвы до Праги, и в моей записной книжке есть такая строчка: “Смерть — не самое худшее, что может случиться с человеком…”



— Могли бы сформулировать свое кредо?
— Истины приходят и уходят, а остаются в основном сомнения… Ну вот, пожалуй. Это, кстати, тоже из сказки: “Надо быть честным и осторожным. Но не настолько осторожным, чтобы перестать быть честным”.


"Мой «Мастер» всегда говорит, что если хочешь увидеть больше, чем видишь, — закрой глаза…"
"Одиночество – убежище сильных. Слабые всегда жмутся к толпе."
"Самые большие удачи в этом мире были у тех, кто брался за безнадежное дело, не зная про его безнадежность."

"Хочешь узнать что-нибудь новое – войди в дверь с надписью «Нет входа!» и выйди из той, где написано «Нет выхода!»." 














Читают тему (гостей: 4)