Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
23 июля 
23 июля Всемирный день китов и дельфинов 


 Проблема самых крупных и распространенных млекопитающих мирового океана, давно не давала покоя общественности. Еще бы, в течение двухсот лет человечество бесконтрольно истребляло китов, пока, наконец, этот вид деятельности не попал под запрет. Произошло это только в 1986 году. Число истребленных животных, к сожалению, никаким подсчетам не подлежит.

Торговля, распространение китового мяса строго запрещено и жестоко караются международными законами. Если численность китов удалось взять под контроль с помощью многочисленных запретов, то ситуация с дельфинами пока далека от идеала. Эти животные пользуется большим спросом со стороны многочисленных дельфинариев, зоопарков и прочих увеселительных учреждений. Ежегодно тысячи дельфинов попадают в неволю и чаще всего погибают через некоторое время, так и не найдя должный уход. 23 июля уже давно негласно имеет отношение не только к дельфинам и китам, но и ко всем другим морским млекопитающим.


Каждый день китов и дельфинов посвящается одному из морских животных, находящихся под угрозой исчезновения. Активисты направляют все свои силы и возможности, чтобы достучаться до правительств разных государств и донести важную информацию. С помощью слаженных действий международная команда экологов уже добилась того, чтобы поставить вопрос о полном запрете дельфинариев на территории Евросоюза. Постоянные новости о гибели животных, содержащихся в ужасных условиях, не оставляют другого выбора.


В территориальных водах нашей страны распространено несколько десятков видов морских млекопитающих, среди них дельфины, киты и тюлени. Большинство из них занесено в красную книгу и активисты России, наряду со своими западными коллегами, также в этот день участвуют в мероприятиях, посвященных охране морских животных.





 
23 июля
23 июля 1906 года вышел первый номер первой газеты на осетинском языке — «Ирон газет».
23 июля - День работников СМИ Южной Осетии





 Первый номер газеты вышел во Владикавказе
Газета имела большое значение для развития осетинской журналистики, функциональных стилей осетинского языка. В ней были опубликованы произведения многих впоследствии ставших знаменитыми авторов.
После выхода девяти номеров газета была закрыта приказом генерал-губернатора Терской области «по причине революционной направленности».

Недолго просуществовала «Ирон газет», но это первое посеянное зернышко дало прекрасный всход. В осетинской трудовой массе уже крепко засела мысль о воле, глубоко пустило корни стремление к культуре, к свету, к национальному росту».

Далее Гадиев отмечал, что «Ирон газет», несмотря на короткий срок своего существования, стала известна почти всей Осетии, отдельные ее номера проникали в самые темные осетинские трущобы, у газеты появились подписчики, сотрудники, добровольные агенты по ее распространению, корреспонденты в разных местах Осетии и вне ее.
В центре внимания «Ирон газет» был в основном трудовой народ, его нужды, чаяния и стремления. Она с удовлетворением отмечала образование в тех или иных местах советов рабочих уполномоченных, подсказывая этим своим читателям мысль о необходимости следовать этому примеру. Сотрудники газеты подбирали факты из общественной жизни, давали им революционное освещение, способствуя тем самым росту классовой и политической сознательности трудящихся. Газета, далее, в своих статьях призывала к миру и дружбе между трудящимися горцами, между горским и русским народами.

Она провела большую кампанию, и не безуспешно, против одного серьезного общественного зла. Черносотенные погромщики в целях борьбы с аграрным движением привлекали к себе на службу в качестве стражников наиболее отсталую, темную, несознательную часть молодежи горских народов.

В годы революции черносотенцы использовали этих стражников против народа, поднявшегося на борьбу с царизмом, помещиками и буржуазией. Использование горской молодежи в контрреволюционных целях вызывал о глубокое возмущение среди прогрессивных слоев горских народов.

«Осетинская газета» открыла борьбу против этого позорного явления и сыграла в этом немаловажную роль. В значительной степени под влиянием ее агитации «аульные общества,— писал Ц. Гадиев, — стали выносить постановления о запрещении своим односельчанам идти в стражники, о возвращении на родину уже отправившихся».

Вокруг этого позорного явления было создано общественное мнение, стражников «стали поднимать на: смех и на свист».

Газета напечатала немало статей и сообщений о революционных выступлениях рабочих и крестьян на Кавказе и в России, которые несомненно будили революционное сознание осетинского народа.

Ц. Гадиев в передовой статье второго номера газеты писал: «Мы уже не можем жить по-прежнему,— говорит народ, — мы больше не в состоянии терпеть наши мучения и страдания. Наш гнев дошел до предела... Массы поняли, что власть одних над другими не является велением небес, и поднялись на борьбу, кто пером, а кто и делом».
В другой передовой газеты, в номере девятом, был и прямой призыв, по примеру русских рабочих и крестьян, к свержению царского строя, ибо «правители, которые до сих пор сидели на шее народа, пили его кровь... не согласятся добровольно установить новые порядки, изменить существующий строй» (Цит. по кн. X. Ардасенова. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959, стр. 221. ).

В газете впервые были опубликованы такие революционные стихотворения Коста, как «Тревога» и «Прислужник», ранее не пропущенные цензурой. Многие другие вопросы освещала на своих страницах «Осетинская газета», но в канцелярии начальника Терской области ей уже был подписан приговор. Газета была закрыта 20 августа 1906 г. по распоряжению генерал-губернатора Терской области, который усмотрел в ее некоторых статьях «призыв к вооруженному восстанию». Немалую роль в ее закрытии, как отмечал Гадиев, «сыграли и осетинские реакционеры, которые наводнили генерал-губернаторскую канцелярию, жандармское управление и охрану разного рода доносами, что якобы по вине этой газеты население перестало платить налоги, не подчиняется больше властям и готовится к восстанию»




С марта 1907 года начала издаваться газета «Ног цард» (Новая жизнь). Вышло 75 номеров.


Сегодня на осетинском языке выходит две крупные ежедневные газеты: «Растдзинад» и «Хурзарин». Кроме того, полностью или частично на осетинском языке выходят районные газеты, газеты ряда политических движений и общественных организаций.

Я русская, проживаю на территории респ. Коми.
10 июня 1918 года вышел первый номер общественно-политической газеты "Зырянская жизнь"
 - первой газеты, издававшейся частично на коми языке. Выпускал газету исполком Усть-Сысольского уездного Совета. В состав редколлегии входили Д. Я. Попов, В. А. Савин, В. И. Лыткин, В. М. Кочанов.
После создания в Усть-Сысольске первой большевистской ячейки 16 июня 1918 года, а затем уездного комитета партии газета "Зырянская жизнь" становится большевистской.
 
23 июля
23 июля 1923 года на базе больницы графа Н. П. Шереметьева открыт институт травматологии и неотложной помощи им. Н. В. Склифосовского, который через некоторое время был реорганизован в НИИ скорой помощи им. Н.В Склифосовского.
История на сайте:
   ...   
 
23 июля
23 июля 1985 года на боевое дежурство поставлены ракеты «Тополь».
     
Постановлением Правительства CCCР № 173-45 от 9 февраля 1987 года предписывалось создание боевого ракетного комплекса "Альбатрос", способного преодолевать перспективную многоэшелонированную систему ПРО США, о создании которой было объявлено администрацией президента Р. Рейгана. Предусматривалось три варианта базирования этого комплекса: подвижный грунтовый, стационарный шахтный и подвижный железнодорожный.
Трехступенчатая твердотопливная ракета "Альбатрос" должна была оснащаться планирующим крылатым боевым блоком с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на достаточно низкой высоте и маневрировать у цели. Все элементы ракеты, а также пусковой установки должны были обладать повышенной защищенностью от ПФЯВ и оружия, основанного на новых физических принципах (в первую очередь, лазерного), чтобы обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии вероятного противника. Разработка РК "Альбатрос" была поручена НПО Машиностроения (Генеральный конструктор Г. А. Ефремов) с выходом на ЛКИ в конце 1991 года. В постановлении отмечалась особая государственная важность выполнения этой разработки. В этом не было ничего удивительного, так как правительственные и военные круги нашей страны были серьезно озабочены проблемой преодоления американской ПРО и искали пути ее гарантированного решения, поскольку реализация планов США создавала реальную угрозу безопасности СССР, нарушая установившееся военно-стратегическое равновесие. В связи с этим парирование потенциальной угрозы со стороны США и сохранение стратегической стабильности становились для СССР важнейшей стратегической задачей. Как известно, в ответ на концепцию "звездных войн" СССР заявил, что принимаемые им меры будут носить "асимметричный" характер, отвечать концепциям "разумной достаточности", "равной безопасности" и будут существенно более экономичными. Предполагалось осуществить качественное совершенствование стратегических вооружений, повышающих их неуязвимость к новым средствам нападения и перехвата космическими силами США. Решение этой сложнейшей задачи шло в основном по двум направлениям:
  • создание ракет, способных стартовать непосредственно в условиях ядерного воздействия по позиционному району,
  • разработка ракет мобильного базирования, живучесть которых обеспечивалась бы за счет подвижности и неопределенности местонахождения.                                                       
Смотреть
 
23 июля
23 июля 2002 года у чёные получили подтверждение одной из самых загадочных легенд — о существовании морских чудовищ.


На острове Тасмания на берег выбросило гигантского кальмара. Весил он четверть тонны, а длина его щупальцев превышала 15 метров.

 До 2002 года гигантские кальмары были лишь легендой. Потом они стали изредка попадаться рыбакам. Но сообщения о чудище длиной аж в 20 метров не нашли подтверждения учеными, пока не был сфотографирован настоящий живой гигантский кальмар. Причем, слово «гигантский» — это именно родовое биологическое название. В 2004 году ученые сделали снимки гигантских кальмаров в их естественной среде обитания.


По данным, которыми на сегодняшний день располагают специалисты, длина от конца плавников до кончиков ловчих щупалец гигантского кальмара в среднем составляет около 13 метров для самок и 10 метров для самцов. Длина кальмара без учета ловчих щупалец - около 5 метров.

 
23 июля
23 июля 1792 года родился Князь Пётр Андреевич Вяземский
   ....      
 (12 [23] июля 1792Москва — 10 [22] ноября 1878Баден-Баден) — русский поэт, литературный критикисторикпереводчикпублицистмемуарист, государственный деятель. Сооснователь и первый председатель Русского исторического общества (1866), действительный член Академии Российской (1839)[5], ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841). Отец историка литературы и археографаПавла Вяземского. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина; «их переписка — сокровищница остроумия, тонкой критики и хорошего русского языка» (Д. П. Мирский).


Принадлежал к старинному знатному роду. Большую роль в воспитании юного князя сыграл писатель и историк Н. М. Карамзин, ставший его опекуном после смерти родителей (1807 г.). Благодаря Карамзину Вяземский рано сблизился с кругом литераторов.

В 1815 г. он стал одним из создателей «Арзамасского общества безвестных людей» (литературный кружок «Арзамас»), объединившего в своих рядах В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Д. В. Давыдова, С. С. Уварова и других стихотворцев, где Вяземского в шутку нарекли Асмодеем (князь демонов).



Раньше многих Вяземский угадал гениальное дарование в самом юном «арзамасце» — А. С. Пушкине. Их дружба длилась двадцать лет, до смерти поэта.



В стихах Вяземского конца 10-х гг. XIX в. преобладали жанры элегии и дружеского послания («Негодование», «Первый снег», «Уныние», «Послание Тургеневу с пирогом»), характерные для поэзии пушкинского круга. Отличительной особенностью его поэтической индивидуальности явилось стремление к точности и афористичности мысли, в жертву которому подчас приносились гармония и лёгкость слога.



С началом Отечественной войны 1812 г. Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. С 1918 по 1921 г. служил в Варшаве чиновником дипломатического ведомства. Был отстранён от службы за оппозиционные взгляды, однако в тайные организации революционеров никогда не входил.



Один из литературоведов назвал этого писателя «декабристом без декабря». Глубоко скептическое настроение Вяземского после расправы над декабристами выразилось в сатирическом стихотворении «Русский бог» (1828 г.), распространявшемся в списках.

Поворотным моментом в жизни Вяземского стала гибель Пушкина, явившаяся для него глубоким потрясением (стихотворение «На память», 1837 г.).



В конце 50-х гг., с началом царствования Александра II, Вяземский значительно продвинулся по служебной лестнице. Товарищ министра просвещения, глава цензурного ведомства, член Государственного совета, сенатор, он вращался в придворных кругах, был вхож в царскую семью. Однако всегда сохранял внутреннюю независимость.



Несмотря на успешную карьеру, в нём нарастал внутренний разлад с современностью. С годами он всё больше идеализировал эпоху своей молодости, всё острее чувствовал связь с ушедшим поколением (стихотворения «Поминки», «Все сверстники мои давно уж на покое…», «Друзьям».).



На склоне лет Пётр Андреевич признался в одном из писем: «…Я создан как-то поштучно, и вся жизнь моя шла отрывочно». Большое место в позднем творчестве Вяземского заняли воспоминания — об известных деятелях русской культуры, о «допожарной», «грибоедовской» Москве.

«Записная книжка», которую он вёл с 1813 г. до самой смерти, — бесценная летопись эпохи, зафиксировавшая анекдоты, шутки, свидетельства неименитых современников.



С 1863 г. в основном жил за границей и умер в Баден-Бадене (Германия) 22 ноября 1878 г. Похоронен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

А. И. Вяземский в честь рождения сына Петра 9 августа 1792 года приобрел за 26 тысяч рублей подмосковное село Остафьево, где был выстроен в 1800-1807 гг. двухэтажный усадебный дом 
(ныне музей «Русский Парнас»).     





Прогулка по осеннему Остафьево. - смотреть
 
С "грядки"
23.07.2016


Что можно сделать за 11 дней

Знаменитый российский путешественник Федор Конюхов побил мировой рекорд. У него получилось совершить самый скоростной кругосветный полет на воздушном шаре. Он облетел Землю чуть более чем за 11 дней.


Сегодня он достиг конечной точки своего маршрута городка Нортхэм на западе Австралии, оттуда и стартовал. 
Теперь перед Конюховым стоит непростая задача - приземлиться до полуночи. 
За время путешествия воздухоплаватель пролетел над Тихим океаном, Южной Америкой, Атлантикой, Мысом Доброй Надежды и Индийским океаном. 
Спал урывками по 30 минут, но не больше четырех часов в сутки, а из-за большой высоты в семь с половиной тысяч метров приходилось пользоваться кислородной маской.


Предыдущий рекорд принадлежал американцу Стиву Фоссету. Он облетел мир на воздушном шаре за 13 дней.
 Федор Конюхов улучшил результат на два дня. Сын путешественника и один из членов команды Оскар описал достижение отца как чудо.





Небо над австралийским городом Перт закрыто для любых воздушных судов. Диспетчеры держат коридор для Федора Конюхова.
Вот он, тот самый момент, которого ждали одиннадцать дней: шар Федора Конюхова снова виден в небе!
Сначала маленькая блестящая точка где-то на горизонте. Потом нашему самолету удается подойти поближе. Даже невооруженным глазом видно — шар в отличном состоянии. Без каких-либо деформаций, повреждений. Камера не может снять это, а вообще заметно — с гондолы падают куски льда. Оттаивают на солнце.


Коллеги, сколько раз за время отпуска мы можем облететь Землю?
А если все? И каждый на своём шаре?
Вот зрелище!
Каков проект!?
 
23 июля
23 июля 1826 года родился Александр Николаевич Афанасьев
   ...      

 (11 [23] июля 1826 — 23 сентября [5 октября1871) — русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед.


Любите ли вы сказки? Что за вопрос! Конечно, любите, даже если вы уже совсем взрослые и очень серьезные. 
    Вы ведь знаете их огромное множество: о мышке-норушке и лягушке-квакушке, о хитром мужике и глупом барине, о богатырях и королевнах, о Змее-Горыныче и Бабе Яге, о волшебных приключениях и чудесных превращениях…
    Сказки - это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем мудрее станешь!
    Таким мудрым человеком был Александр Николаевич Афанасьев, наш замечательный земляк. За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок: волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных. 
    Так их и называют теперь - «Сказки Афанасьева».
Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания народных сказок, которое по богатству можно сравнить с афанасьевским.
    «Шестьсот сказок - не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, - шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев». Так написал в замечательной книге «А рассказать тебе сказку?..», посвященной нашему земляку, В. Порудоминский.
    Выдающийся русский ученый-фольклорист и сказочник родился 11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии. Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим - мелким судейским чиновником.
    Когда Саше исполняется 11 лет, он поступает в воронежскую губернскую гимназию. Она размещалась на Большой Девиченской улице, в одном из старых районов города, неподалеку от Акатова монастыря. Трехэтажное здание бывшей гимназии частично сохранилось до наших дней. Сейчас адрес его - ул. Сакко и Ванцетти, д.102 
    Гимназические годы остались в воспоминаниях будущего фольклориста не только зубрежкой, но и первыми попытками бороться за свои права и убеждения, против несправедливых наказаний. Уже тогда в мальчике проявились те черты, которые со временем переросли в сильный характер. В годы учебы в гимназии для А. Афанасьева - это и определение своих дальнейших путей: в нем проявляется интерес к литературе и истории, к творческой деятельности.
    После окончания гимназии Александр уезжает в Москву, где поступает на юридический факультет университета.
    По окончании университета А.Н. Афанасьев находит работу в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Внешне в его жизни нет ярких событий, кроме, пожалуй, заграничных путешествий по Европе. Но его внутренняя жизнь удивительно богата и насыщенна. Она полна научными поисками, находками и открытиями.
    Афанасьев А.Н. занимается собиранием песен, заговоров, пословиц, примет и загадок, описывает обряды, еще сохранившиеся в русских деревнях. Открываются интереснейшие вещи. Оказывается, известная песня «Во поле березонька стояла» не так проста, как кажется на первый взгляд. Это одна из песен, тайно исполнявшихся девушками в лесу в «русальи дни» и обращенных к этим мифическим обитательницам рек и озер.
    Разные герои живут в сказках А.Н.Афанасьева: необычайные, волшебные - Кощей и Марья Моревна, Жар-Птица и Баба Яга; самые обыкновенные - солдат и крестьянин, бедняк и богач, поп и работник. В каждом сказочном образе показаны хорошие и дурные стороны человека, заложен «добрым молодцам урок». Ведь даже животные в сказках учат нас не бояться и не завидовать, быть храбрыми и находчивыми.
    Последним трудом нашего земляка стало издание «Русских детских сказок», куда он отобрал самые интересные сказки для ребят, приспособив фольклорные произведения для детского чтения. Сказки о Лисе и Журавле, о Теремке, о Пузыре, Соломинке и Лапте, о Колобке - такие родные для всех нас сказки! Несмотря на тяжелую болезнь, А. Н. Афанасьев упорно трудился над составлением этой книги. Он очень хотел, чтобы маленькие читатели узнали и полюбили народную сказку. 
    Собирание произведений народного творчества продолжалось и в последующие годы другими учеными-фольклористами. Выходят все новые сборники сказок, пословиц, поговорок, песен и легенд. Но почти в каждой книге сказок мы встретим знакомые пометки: «из сборника А.Н.Афанасьева». Значит, дело всей жизни нашего замечательного земляка продолжает жить.
    А.Н.Афанасьев навсегда остался в истории русской культуры - своим трудом и любовью к родному слову, воплощенным в «Народных русских сказках Александра Николаевича Афанасьева».
- Замечательный источник






Мудрые ответы

Русская народная сказка
Служил солдат в полку целые двадцать пять лет, а царя в лицо не видал. Пришел домой; стали его спрашивать про царя, а он не знает, что и сказать-то. Вот и зачали его корить родичи да знакомцы: «Вишь, — говорят, — двадцать пять лет прослужил, а царя в глаза не видал!» Обидно это ему показалось; собрался и пошел царя смотреть. Пришел во дворец. Царь спрашивает: «Зачем, солдат?» — «Так и так, ваше царское величество, служил я тебе да богу целые двадцать пять лет, а тебя в лицо не видал; пришел посмотреть!» — «Ну, смотри». Солдат три раза обошел кругом царя, все оглядывал. Царь спрашивает: «Хорош ли я?» — «Хорош», — отвечает солдат. «Ну теперь, служивый, скажи: высоко ли небо от земли?» — «Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно». — «А широка ли земля?» — «Вон там солнце всходит, а там заходит — столь широка!» — «А глубока ли земля?» — «Да был у меня дед, умер тому назад с девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока!» Потом отослал царь солдата в темницу и сказал ему: «Не плошай, служба! Я пошлю к тебе тридцать гусей; умей по перу выдернуть». — «Ладно!»
Призвал царь тридцать богатых купцов и загадал им те же загадки, что и солдату загадывал; они думали-думали, не смогли ответу дать, и велел их царь посадить за то в темницу. Спрашивает их солдат: «Купцы-молодцы, вас за что посадили?» — «Да вишь, государь нас допрашивал: далеко ли небо от земли, и сколь земля широка, и сколь она глубока; а мы — люди темные, не смогли ответу дать». — «Дайте мне каждый по тысяче рублев — я вам правду скажу». — «Изволь, брат; только научи». Взял с них солдат по тысяче и научил, как отгадать царские загадки. Дня через два призвал царь к себе и купцов и солдата; задал купцам те же самые загадки, и как скоро они отгадали — отпустил их по своим местам. «Ну, служба, сумел по перу сдернуть?» — «Сумел, царь-государь, да еще по золотому!» — «А далеко ль тебе до дому?» — «Отсюда не видно — далеко, стало быть!» — «Вот тебе тысяча рублев; ступай с богом!» Воротился солдат домой и зажил себе привольно, богато.









«Хранители сказок»


   ...    - !!!
 
23 июля
23 июля 1884 года родился Альберт Уорнер (Albert Warner; ум. 1967), второй из четырёх братьев — основателей голливудской кинокомпании «Warner Brothers».

   
Братья Уорнер родились в многодетной еврейской семье в горожке Красносельч, что под Варшавой, в Польше, тогда входившей в Российскую империю. Их отец Бенджамин, сапожник, едва наскребавший денег на то, чтобы прокормить многочисленное семейство, иммигрировал в США в 1883 г. , а в 1889 г. вывез в Новый Свет всю свою семью. Уорнеры перебрались в Канаду, где братья попробовали себя в самых разных профессиях, от продажи олова и покупки мехов у трапперов в Онтарио, до починки обувь и торгуя масом в шахтерском городке в Огайо, и до продажи велосипедов...
 
Ни одно из начинаний братьев не позволило им прокормить все растущую семью, и в 1905 г. они, продав все, что у них было, вложили собранные деньги в новомодную индустрию кинематографа - купили старое здание в Ньюкастле (Пенсильвания). Здание было переименовано в кинотеатр Cascade, где братья начали показывать фильм  “The Great Train Robbery”.  Идея была настолько удачной, что к 1907 году они смогли купить 15 (!) кинотеатров по всему штату.






Елена Мищенко
Александр Штейнберг
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА 



Популярные американские бренды, берущие свои корни в России и СССР
 
23 июля
23 июля родился Борис Дмитриевич Григорьев 
   ...    

(11 (23) июля 1886Москва — 7 февраля 1939Франция) — российский художник.

Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Именно Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией и, по сути, воспитали в нем отношение к рисунку и линии как основе любого произведения, как самоценному жанру. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов - объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.
Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели - вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.




Галерея - 











У меня всегда была слабость к театру, но представьте себе — слабость не художника — а литературная. И не один раз я уже пробовал писать пьесу сам… Мне не страшно писать Вам, уже признанному писателю, ибо именно Вы — настоящий, поймете уже по той первой моей книжке “Юные лучи”, что я обреченный деятель и на этом пути».
Обращаясь к литературному наследию Бориса Григорьева, мы отчетливо видим его слитность с миром изобразительным, ощущаем их органическое единство.
Две черты определяли, по наблюдениям современников, Бориса Григорьева, его творческую индивидуальность: «одержимость линией» и «литературность». Его эссе «Линия» стало своего рода манифестом Григорьева как художника и писателя:
«Сдвиг, пропуск, ироническая гипербола делают линию мудрой. Линия самое минимальное средство в руках художника. Вот почему она требует и “культуры” глаза и изобразительной воли.
Линия есть ближайший и скорейший изобразительный способ в творчестве.
Стихотворная форма рождается в длительном средоточии.
Искусство “глаза”, искусство “видеть”, обладая линией, через нее освобождается от формы немедленно. Ее творческий процесс так краток, как самая молния в сознании глаза».
Тот же образ художник развивает в поэме «Расея»:
И линией премудрой
разрежу скуку глаз,
как молния, как утро,
она разбудит вас!
- Читать ЗДЕСЬ
Читают тему (гостей: 2)