Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
30 июня
30 июня 1860 года родился Владимир Александрович Михельсон 

   ...      (18 [30] июня 1860Тульчин Подольской губернии (ныне Винницкой обл. Украины) — 27 февраля 1927Москва) — российский и советский физик и геофизик, метеоролог, один из основоположников отечественной актинометриипрофессор. Ученик А. Г. Столетова.




По окончании курса на физико-математическом факультете московского университета в 1883 г., был оставлен при нём, а в 1886 г. зачислен приват-доцентом. В 1887 г. командирован за рубеж. Получив уровень доктора физики в 1894 г., назначен профессором московского сельскохозяйственного института по кафедре физики и метеорологии. С 1895—1897 г. Михельсон организовал «Среднерусскую сельскохозяйственно-метеорологическую сеть», но в 1898 г. за неассигнованием обещанных средств от ведения её отказался. С 1895 г. редактирует «Наблюдения Метеорологической Обсерватории Московского Сельскохозяйственного Института».
Михельсон первым применил методы статистической физики для определения функции распределения энергии в спектре излучения совершенно чёрного тела. Обобщил результат Доплера на происшествие, когда свет проходит сквозь среду с изменяющимся показателем преломления. Установил подневольность скорости распространения фронта воспламенения от состава горючей газовой смеси. Заложил основы теории взрывного горения и развил теорию горения газовой смеси в горелке Р. Бунзена. Михельсон — единственный из основоположников отечественной актинометрии. Создал строй актинометрических приборов (мерзлый пиргелиометр, биметаллический актинометр и др.). Занимался ещё вопросами применения метеорологии в сельском хозяйстве.
Сочинения:
«Опыт теоретического объяснения распределения энергии в спектре твердого тела» (СПб., Париж и Лондон, 1887);
«О нормальной скорости воспламенения гремучих газовых смесей» (M., 1890, диссертация);
«О многообразии механических теорий физических явлений» (СПб., 1891);
«О применении ледяного калориметра в актинометрии» (СПб., 1894);
«Физика перед судом прошедшего и перед запросами будущего» (М. и Варшава, 1901);
«Очерки по спектральному анализу» (Варшава, 1901);
«Обзор новейших исследований по термодинамике лучистой энергии» (СПб., 1902).
[JUSTIFY] С 1886 г. здесь впервые в России начали проводиться актинометрические наблюдения.
 
Особое место в развитии обсерватории принадлежит выдающемуся физику и метеорологу профессору В.А.Михельсону, возглавлявшему ее с 1894 по 1927 гг. Он расширил исследования солнечной радиации, сконструировал ряд актинометрических приборов. 
    В 1895 г. по поручению Министерства земледелия В.А.Михельсоном впервые в нашей стране была организована сельскохозяйственная сеть, насчитывающая 161 пункт наблюдений. Обсерватория стала научно-методическим центром этой сети. Ее учеными были разработаны методики, руководства, инструкции по метеорологическим наблюдениям для сельского хозяйства, которые и сегодня являются основополагающими в области сельскохозяйственной метеорологии.[/JUSTIFY] 
В 20-х годах ХХ столетия, когда еще не была восстановлена единая метеорологическая служба, обсерватория ТСХА являлась одним из немногих опорных пунктов, которая непрерывно выполняла полную программу метеорологических наблюдений и проводила анализ сложившихся и ожидаемых погодных ситуаций. Примечательно в этом отношении составленное В.А.Михельсоном в конце 1920 г. предупреждение для Наркомзема о возможности сильной засухи в 1921 г. Предсказание ученого имело общественный резонанс и, как известно, сбылось.
 

    С 1927 г. обсерватория носит имя В.А.Михельсона. Через несколько лет обсерватория стала учебной базой кафедры метеорологии, сохранив при этом свое значение старейшего метеорологического пункта наблюдений.



Обсерватории, носящей имя Владимира Алексеевича Михельсона, решением Управления Государственного контроля охраны памятников г. Москвы присвоен статус памятника истории, науки и культуры г. Москвы.
 
30 июня
30 июня 1922 года родился Юрий Яковлевич Яковлев

    ...                    (настоящая фамилия — Ховкин26 июня 1922Петроград — 29 декабря 1995Москва) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, отец известного израильского писателя Эзры Ховкина.
В ноябре 1940 года призван на военную службу, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
Окончил Литературный институт имени М.Горького (1952).
В автобиографии писал, что «сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии».
В прозе Яковлев с 1960 года (повесть «Станция Мальчики»), в кино - с 1961 года.
В традиции «героической» детской литературы Яковлев развивает идеи Аркадия Гайдара.
Основные темы прозы Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Основные идеи прозы писателя — благородство как следование внутренним нравственным идеалам («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а также проблема «истинного» и «ложного» отца.
Достаточно подробно художественно-педагогическая позиция Яковлева изложена им в произведении «Мистерия. Страсти по четырем девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).
Яковлев - автор сценариев игровых и анимационных фильмов:
1969 - «Умка»
1970 - «Умка ищет друга»
1972 - «Зимородок»
1973 - «Был настоящим трубачом»
1974 - «Верный друг Санчо»
1975 - «У меня есть лев»
1976 - «Колыбельная для мужчин»
1977 - «Девочка, хочешь сниматься в кино?»
1980 - «Мы смерти смотрели в лицо»
1982 - «Родился я в Сибири»
1982 - «Семеро солдатиков»
1985 - «Площадь Восстания
(И)
        



 
А я поверил героическому материнскому Театру, был слишком молод, не замечал, что буквы кривые, строки неровные, не догадался, что их выводила рука, лишенная сил, для которой перо было тяжелым, как топор.

Я верил, и в ответ на это письмо писал свои первые военные стихи:

Между стройных сосен корабельных,

По полям в пургу и снегопад

Две холодных рельсы параллельных

Убегают прямо в Ленинград.

Здесь давно колеса не гремели,

Над путями не клубился дым.

Рельсы поржавели, потускнели

И покрылись инеем седым.

Но я верю, пробегут недели,

Рельсы снова оживут тогда.

С шумом, с громом через все метели

Побегут на север поезда.

Ржавчина исчезнет, стает иней.

Ближние леса заговорят.

И меня две рельсы темно-синих

Возвратят обратно в Ленинград.

Мои стихи уже не застали маму. Она умерла в блокадном Ленинграде.

Таким был мой фронтовой Театр. Такой была эта театральная правда.





Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и - поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей - ждут своей очереди. И в их глазах написано: "Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель!"
И тогда Учитель сразу забудет об ушедшем поезде и о пустой платформе. Да никакой платформы и не было. Черная доска, как инеем, покрыта пыльцой мела. На окнах цветы примулы. На стене портрет академика Павлова...

Учитель

 
30 июня
30 июня 1925 года  основан заповедник «Столбы» на правом берегу Енисея
вблизи Красноярска.


   ...          ...   

Заповедник "Столбы" – выдающееся творение природы. Ему посвящено множество фильмов, о нем написана уникальная коллекция книг. Этому неповторимому уголку поэты посвящают свои стихи, музыканты – песни, а художники здесь находят вдохновение. Красоту места можно оценить по фото.
Заповедник «Столбы» был создан в 1925 году. Он расположен к югу от Красноярска, одна из его границ вплотную прилегает к пригородной зоне. Общая площадь охраняемой зоны составляет 47154 га.
Заповедник занимает территорию на отрогах Восточного Саяна, Куйсумском хребте, выходящем в Красноярскую степную котловину. Гористая местность постепенно повышается от 200 до 800 метров над уровнем моря, ее разделяют две основные реки, впадающие в Енисей – Мана и Базаиха. Кроме них также имеется много других узких ручьев и речек, разделенных малыми хребтами (Главным Атабеком, Листвяжным и Кайтынским), делящих пополам территорию заповедника.
Около 3 % всей охраняемой зоны занимает своеобразный национальный парк, примыкающий к городу участок, куда допускаются экскурсии и туристы. На площади в 1400 га находится главная достопримечательность заповедника – Столбы, представляющие собой около 80 групп скал, высота которых не превышает 100 метров. Состоят они из сиенитов – кристаллических пород, сходных по свойствам с гранитом. Поднявшись в доисторические времена из земных глубин в результате тектонических процессов, они застывали и со временем разрушались и разламывались в результате выветривания. Менялись не только размеры и форма, но и окраска скал, вследствие распада соединений железа к серым и розовым тонам добавились желтые и красные оттенки. Многие скалы получили собственные имена, соответствующие их форме: «Колокольня», «Баба», «Перья», «Крепость», «Дед», «Беркут».
Климат здесь гораздо мягче, чем в самом Красноярске. Самое теплое время – июль (максимальная температура +32 градуса), самое холодное – январь(температура может опуститься до -45 градусов). Зима обычно снежная, толщина покрова достигает 70 см.
Почти всю территория заповедника – 45 392 га – занимают таежные угодья. Сами природные зоны меняются в зависимости от высоты над уровнем моря. Так, участки, прилегающие к Енисею и Базаихе, заняты степью, подобно Красноярской котловине. На низкогорье (до 500 метров над уровнем моря) в основном растут хвойные леса из лиственниц и сосен, местами перемешанные с березняками и осинниками. Более высокие зоны занимает темнохвойная тайга, основу которой составляют пихты и кедры. В долинах рек и ручьев произрастают ели, березы и осины. Сосняки растут на южных склонах, а также на самом нагорье, где расположены «столбы». В горах много ягод: алтайская жимолость, черника, малина, брусника, черная и красная смородина встречаются здесь достаточно часто. Всего в заповеднике имеется свыше 500 видов растений.
Что касается животного мира, то он типичен для таежной местности. Широко распространен медведь, часто встречаются росомаха, рысь, соболь, барсук и лисица, редко можно увидеть горностая, выдру, ондатру. Из крупных зверей стоит отметить марала, кабаргу, лося, косуль. Многие животные содержатся в вольерах, где за ними наблюдают и ухаживают. Также насчитывается около 150 видов разнообразных птиц.
Птицы: лебедь малый, лебедь-кликун, рябчик, сокол сапсан, сыч домовой, сычик ворбьиный, филин, чеглок, ястреб-перепелятник, ястреб-тетеревятник
Млекопитающие: бурундук сибирский, волк, выдра, кабарга, колонок, косуля, медведь бурый, ночница бурая, олень благородный, росомаха, рысь, хорёк степной
Рыбы костные: сиг проходной, стерлядь, тугун, хариус
Насекомые: аполлон, махаон, мертвоед четырёхточечный





   ...   



 
1 июля
1 июля 1751 года  напечатан первый том «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», изданный Дени Дидро и Жаном Лероном Д’Аламбером

   ...   
Проект создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» представляет собой одну из выдающихся попыток философского и научного характера, с которыми можно встретиться в XVIII в. Вместе с тем «Энциклопедия» является первым трудом, в котором предметом научного интереса становится не только то, что было традиционной сферой науки, но и описание ремесел и человеческого труда как такового. В написании отдельных статей участвовали ряд ведущих французских философов и ученых эпохи Просвещения, работающих в области естественных и общественных наук. Среди энциклопедистов мы находим наиболее известных представителей механистического материализма — Кондильяка, Гольбаха, а также Монтескье, Вольтера и Руссо. Идейным вождем энциклопедистов был Д. Дидро. Со своим ближайшим сотрудником Д'Аламбером он составил план «Энциклопедии» и определил ее концепцию.
«Энциклопедия» должна была содержать сведения из всех областей. Дидро исходил из идеи, что вещи нельзя познавать без выяснения взаимосвязи и отношений. Создание «Энциклопедии» было основано на просветительском энтузиазме, на убеждении в силе человеческого разума, в необходимости все надежно познать и объяснить. Согласно намерениям составителей, «Энциклопедия» не должна быть лишь обзором достигнутого уровня человеческого познания, но наиболее систематической разработкой новейших научных подходов, опирающихся на прогрессивные философские концепции. Именно по этому поводу организаторы создания «Энциклопедии» столкнулись с рядом трудностей. Трудности были вызваны не только официальным вмешательством правящих кругов тогдашней Франции, но весьма часто нерешительностью и перестраховкой буржуазных предпринимательских и политических кругов, которые материально обеспечивали организацию этого обширного издания.
Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс. Поэтому такое большое внимание они уделяли проблемам образования и воспитания, подчеркивали определяющее значение «хороших законов». Значение, которое они придавали «Энциклопедии», было поэтому гораздо шире, чем эта работа на самом деле могла иметь. Они считали, что уже сам факт систематически представленного прогрессивного знания «приведет к изменениям общественной действительности». На самом деле они пришли лишь к образованию идейных предпосылок этих изменений. Это, однако, ничуть не умаляет заслуг, которые энциклопедисты имели в деле развития прогрессивного философского и научного мышления своего времени.
Дени Дидро (1713—1784) был одним из наиболее всесторонне образованных французских мыслителей в эпоху, предшествующую Великой французской буржуазной революции. Кроме подготовительной и организационной работы над проектом «Энциклопедии» он написал для нее ряд статей. Дидро является также автором ряда литературных произведений. Наиболее известны среди них романы «Жак-фаталист и его хозяин» и «Племянник Рамо». Важнейшие философские идеи Дидро содержатся в работах «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д'Аламбера с Дидро» и «Философские принципы материи и движения».
Основные философские воззрения Дидро перекликаются с воззрениями механистических материалистов своего времени. Он считает мир объективным и материальным. Материя и движение, согласно ему, являются единственной существующей реальностью. Почти во всех его философских трактатах присутствует идея о материальном единстве и бесконечности мира.
Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция постоянного развития. Как и другие материалисты этого периода, он отвергает любые вмешательства «извне» в развитие материального мира. В единый процесс развития мира он помещает и человека.
Дидро был знаком не только с философией Декарта и Локка, но и с философским наследием Спинозы, Лейбница и Бэкона. Глубокая философская эрудиция позволяет ему преодолеть некоторые упрощения, которые встречаются в трудах других механистических материалистов, например Гельвеция. Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Материя наделена лишь общим свойством «чувствовать».
В связи с работой над «Энциклопедией» Дидро занимается и методологическими вопросами, и проблематикой систематизации наук. И хотя он исходным источником познания считает чувства, но признает значение работы ума, т. е. мышления, и подчеркивает их взаимосвязь. Мышление, которое отрывается от фактов, легко впадает в пустые спекуляции, так же как и накопление фактов без их рациональной обработки ведет скорее к хаосу, чем к углублению познания.
В своей классификации наук Дидро во многом близок к идеям Бэкона. При этом он учитывает и возможности практического использования научного знания.
С позиций механистически понимаемого детерминизма Дидро выступает с критикой теологии и фатализма (в художественно-популярной форме в своем «Жаке-фаталисте»).
Ближайший помощник Д. Дидро по подготовке «Энциклопедии» — Жан Батист Д'Аламбер (1717— 1783). Главной сферой его интересов была математика, затем физика и астрономия. Как философ он не достигает глубины Дидро или систематичности Гольбаха. В наиболее цельной форме его философские взгляды выражены в работе «Основы философии», а также во «Введении к Энциклопедии». За исходный пункт своей философии он берет сенсуализм Локка. С этих позиций он выступает против картезианской философии, в частности против ее дуализма. Однако сам он не может преодолеть его в ряде моментов.
Сотрудничество с Д. Дидро при выработке концепции и подготовке текста «Энциклопедии» во многом ускорило и философскую эволюцию Д'Аламбера (это видно при сравнении философских идей, которые содержатся в его статьях и исследованиях, написанных до участия в работе над «Энциклопедией», с «Введением к Энциклопедии», которое было написано под влиянием сотрудничества с Дидро).
Во «Введении к Энциклопедии» выражены идеи, которые совершенно однозначно свидетельствуют о материалистической ориентации Д'Аламбера. Все знания, которые человек приобретает, Д'Аламбер делит на непосредственные (полученные непосредственно восприятием, без вмешательства воли) и приобретенные путем рассуждений, мышления. Он подчеркивает, что «все наше познание прямо ограничено познаниями, которые мы приобретаем посредством чувств» (в этом тезисе полностью проецируется принятие сенсуалистского принципа Локка). «Познания, полученные рассуждением, — это те, которых дух достигает, воздействуя на познания прямые, соединяя их и комбинируя» 18 (в этом можно усмотреть признание роли разума). В соответствии с уровнем развития тогдашнего естествознания и материалистической философии Д'Аламбер подчеркивает главную роль чувственного познания. Как непосредственные знания, так и знания, приобретенные размышлением, информируют нас, согласно его взглядам, о двух вещах: о существовании нас самих и о существовании вещей внешнего (объективного) мира. Признание существования объективного мира (включая объективное существование субъекта) — так во «Введении к Энциклопедии» представлена основная исходная точка принципа познания Д'Аламбера.
Своей жизнью и деятельностью Д'Аламбер тесно связан (так же как Вольтер) с высшими кругами «третьего сословия». Однако по сравнению с Вольтером он находился под их определенной опекой и влиянием. Это явилось в конце концов одной из причин его философской непоследовательности и ограниченности. Он не смог найти правильное решение взаимного отношения материи и духа, во многом у него проявляется влияние декартовской концепции субъекта (хотя он и резко рыступал против врожденных идей Декарта). Все это ведет к тому, что в его философии можно встретить элементы дуализма. Именно в этом отношении философские воззрения Д'Аламбера становятся предметом критики его друга и сотрудника Д. Дидро (в частности, в работах Дидро «Разговор Д'Аламбера с Дидро» и «Сон Д'Аламбера»).
Когда под давлением реакционных кругов было остановлено дальнейшее издание и распространение уже вышедших томов «Энциклопедии», Д'Аламбер расходится с Д. Дидро и другими энциклопедистами.
Разрыв с тогдашними передовыми мыслителями негативно сказывается на его дальнейшем идейном развитии. Так, собственно, «Введение к Энциклопедии» остается вершиной его философского творчества.

Задумывалась как перевод энциклопедического словаря Эфраима Чамберса (Ephraim Chambers (1689?-1740)) на французский язык. После двух неудачных попыток найти подходящего редактора, в 1747 году, инициатор «Энциклопедии», парижский книгоиздатель А. Бретон остановил свой выбор на Дени Дидро. Тот занимался энциклопедией в течение 25 последующих лет. Он был организатором, ответственным редактором, составителем проспекта и автором большинства статей по точным наукам.
   ...         Работа состояла из 35 томов, насчитывала 71818 статей и 3129 иллюстраций. Первые 28 томов (17 томов текста (60 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту), опубликованные между 1751 и 1766 годами, были созданы под редакцией Дидро (хотя некоторые тома, состоящие из одних иллюстраций, не были напечетанны до 1772). Оставшиеся пять томов энциклопедии были написаны другими авторами в 1777, а 2 тома индекса (указателей) — в 1780. Много видных фигур эпохи просвещения приложили руку к созданию статей, включая Вольтера, Руссо, Монтескьё. Человеком, который внёс наибольший вклад, является Луи де Жокур, который написал 17266 статей, или примерно по 8 в день с 1759 по 1765.

Среди именитых людей, так или иначе причастных к её написанию были:

· Ж. Л. д'Аламбер — редактор, математика, науки, философия, религия.

· Э. Б. Кондильяк — философия.

· Даубентон — естественная история.

· Дени Дидро — главный редактор, экономика, механика, философия, политика, религия.

· П. Гольбах — химия и минералогия, политика и религия.

· Луи Де Жокур — экономика, литература, медицина, политика.

· Ш. Л. Монтескьё — часть статьи «о вкусе».

· Франсуа Кёне — статьи «крестьяне» и «злаки».

· Анн Робер Жак Тюрго — экономика, этимология, философия, физика.

· Вольтер— история, литература, философия.

· Ж. Ж. Руссо — музыка, политическая теория.

Создатели Энциклопедии видели в ней инструмент, при помощи которого они уничтожат суеверия, предоставляя доступ к знаниям человечества. Это было квинтэссенцией мыслей Просвещения. 
 - Гравюры из 
«Энциклопедии»



Книга "Философия в "Энциклопедии" Дидро и Даламбера" - читать онлайн





   ...   
Французские философы- энциклопедисты не скупились на лестные отзывы о Екатерине II, которую они окрестили "философом на троне", "северной Семирамидой" и прочими патетическими прозвищами. 
 
1 июля
1 июля 1968 года - Первая персональная выставка Джона Леннона как художника.

       

 Свой творческий путь бывший "битл" начал как художник с учебы в Ливерпульском художественном колледже. Именно тогда возникли многочисленные рисунки, карикатуры и даже комиксы. Джон Леннон продолжал рисовать и во времена триумфального шествия "Битлз".


                             ...                                     


 Самые ранние работы Леннона  датируются 1964 годом.  Джон до самой смерти в 1980 году мечтал получить признание не только как музыкант, но и как художник.
Он рисовал просто и быстро. Герои его произведений, обычно изображенные простым или черным карандашом, возникали по воле вдохновения в самых неожиданных местах: на листе картона, обороте черновиков стихов, чеках.
   ...   
После поездки в Японию в июне 1977 года с женой Йоко и маленьким Шоном Джон Леннон стал осваивать новую технику письма — чернилами суми. На его рисунках появляется также маленькая красная печать — так художники Востока, в частности Японии, подписывают свои работы. Печать Леннона в переводе с японского означает «Прекрасный, как облако, звук».
В рисунках Леннона отражены как моменты его личной жизни, так и его философские представления о единстве людей, мире, свободе.
   ...   
Протест Леннона против войны во Вьетнаме
 

  


   ...   


Рассказы Джона Леннона
 
День работников полиции Азербайджана



День работников полиции Азербайджана — профессиональный праздник работников правоохранительных органов Республики, отмечаемый ежегодно 2 июля. Дата для учреждения праздника была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1918 году министр внутренних дел Азербайджанской Демократической Республики подписал «Циркуляр о кадровых назначениях в полиции». Этот документ стал основой для создания национальной полиции молодого независимого государства. С тех пор эта дата и считается днем рождения азербайджанской полиции. В законе Азербайджанской Республики «О полиции» M727-IQ от 28 октября 1999 года дается следующее определение полиции: единый централизованный правоохранительный орган, принадлежащий исполнительной власти Азербайджанской Республики. 

Законодательство о полиции состоит из Конституции Азербайджанской Республики, вышеуказанного закона «О полиции», других нормативно-правовых актов Азербайджанской Республики, международных договоров, поддерживаемых Азербайджанской Республикой. Сегодня поздравляют с праздником сотрудников и ветеранов азербайджанской полиции (Фото: song-cops.in) В 2008 году азербайджанская полиция отмечала 90-ю годовщину своей деятельности. Личный состав органов Внутренних дел Азербайджанской Республики имеет исключительную заслугу в укреплении государственности, в обеспечении упрочнения независимости, а также достиг большого успеха в деятельности, направленной на взятие под контроль криминогенного состояния и обеспечение общественной безопасности. Сейчас основной служебный показатель полиции — это еще более эффективная служба, привязанность народу, верность государству. Сегодня азербайджанский гражданин с полной уверенностью имеет основание говорить: «Моя полиция меня бережет». И 2 июля в Азербайджане поздравляют с профессиональным праздником и чествуют всех сотрудников и ветеранов азербайджанской полиции и, конечно же, вспоминают полицейских, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2213/
© Calend.ru
 
День ветеранов боевых действий 2016




Этот праздник, который отмечают 1 июля, сродни Дню Победы, ведь он тоже «со слезами на глазах». Ох, далеко не все воины, принимавшие участие в боевых действиях или при ликвидации локальных конфликтов сегодня живы. А потому светлая минута памяти о героях — это обязательная дань, которую отдают ветераны своим сослуживцам 1 июля. 

И пусть сначала праздник отмечался как-то стихийно, несогласованно, главное, что инициативная группа добилась результата. И теперь в День ветеранов боевых действий организованно возлагаются венки к Вечному огню, к памятникам воинам-интернационалистам в разных российских городах. А в столице проводятся концерты, перед ветеранами выступают артисты, которые пели для раненых в военных госпиталях, выступают исполнители, для которых слово «ветеран» — не пустой звук. Пусть же живется мирно нашим ветеранам, в заботе и должном уважении.









istochnik
 
1 июля
1 июля 965 года родился Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам аль-Басри


   ...    
 ( 965Басра — 1039Каир) — арабский учёный-универсал: математикмеханикфизик и астроном. В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альхазен).

 Уроженец Басры (Ирак), из-за чего при жизни получил прозвище «аль-Басри». Благодаря своим выдающимся способностям занимал на родине должность визиря, но любовь к науке заставила его оставить эту должность. Ибн аль-Хайсам был выдающимся математиком, физиком и астрономом, врачом и философом, комментатором Аристотеля.
Ибн аль-Хайсам считается одним из основоположников экспериментального метода в науке. Тщательные эксперименты он сочетал со строгим математическим доказательством своих выводов.
Фатимидский халиф Хаким би-амри-лла (996–1021), узнав о том, что Ибн аль-Хайсам составил проект регулирования вод Нила с помощью плотины южнее города Асуан, пригласил его в Египет. Но, прибыв на место, ибн аль-Хайсам убедился в том, что уровень имеющихся в его распоряжении технических средств не позволяет реализовать этот проект (это стало возможным только в середине 20 в.). Халиф разгневался и конфисковал имущество Ибн аль-Хайсама, а самого подверг домашнему аресту. В ожидании своей участи и зная о крутом нраве халифа, Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие. Чтобы иметь средства к существованию, аль-Хайсам несколько лет переписывал книги по математике и точным наукам, и только после смерти халифа в 1021 получил возможность вернуться к нормальной жизни. Он оставался в Каире до конца своей жизни, занимаясь наукой.
В Европе ибн аль-Хайсам известен как «Аль-Хазен» (Alhazen). Его труды знали многие ученые средневековья. В Источнике сведений о различных классах врачей cирийского врача Ибн Аби Усайби' (1194–1270) упомянуто 92 произведения, автором которых был Аль-Хайсам, 89 из них посвящены математике, астрономии, оптике и механике.
Наиболее известны трактаты, посвященные измерениям шара, квадратуре круга, о построении семиугольника, вписанного в круг, пятиугольника, вписанного в квадрат, об определении основания куба из кубического числа, о свете светил, о формах затмений, о движении Луны; об определении азимута киблы (направлении на молитву); об определении меридиана, о сущности следов, видимых на поверхности Луны. Часть работ Ибн аль-Хайсама являются комментариями и дополнениями к Началам Евклида.
Особе место среди его трудов занимает Книга оптики (Китаб аль-Маназир). Ибн аль-Хайсам продолжил исследования Евклида о природе света. До него оптика древних знала только простейшие эмпирические законы световых явлений: закон прямолинейного распространения света в однородной среде; закон отражения света от поверхностей зеркал; явление преломления света на границе двух прозрачных сред.
Вслед за древнеримским ученым-медиком Галеном, Аль-Хайсам исследовал строение глаза, доказав несостоятельность идей Платона и Евклида о человеческом зрении. Аль-Хайсам разработал концепцию бинокулярного зрения (видения двумя глазами). Он первым объяснил феномен зрения как процесс, в котором лучи, поступающие в глаз от объектов, формируют внутри хрусталика изображение.
Ибн аль-Хайсам ввел в научный оборот понятие тяжести воздуха, связал плотность воздуха с высотой. После него ученые стали заниматься проблемами преломления света. Однако до начала 17 в. больших открытий в сфере оптической науки не было. В 14 в. Кемаль ад-дин Абу-ль Хасан аль-Фариси (ум. в 1320) составил к труду Аль-Хайсама комментарий, который попал в Европу. В 1572 Книга оптики была переведена на латинский язык, по этому переводу знакомился с проблемами оптики Иоганн Кеплер.

   ...   
Аль-Хайсама можно считать основателем фотодела, поскольку именно он первым открыл или, вернее, описанил камеру-обскуры.
Арабский ученый использовал камеру-обскуру для наблюдения за солнцем, что позволило ему сохранить свое зрение. Кроме того, эксперименты натолкнули ученого на мысль о прямолинейном распространении света. До появления трудов Ибн ал-Хайсама, считалось, что человеческое зрение работает по принципу радара — из глаз исходят какие-то лучи, которые исследуют все вокруг, позволяя человеку видеть. Арабский ученый в буквальном смысле перевернул это представление, заявив, что лучи не исходят из глаз, а наоборот — попадают в них, взаимодействуя с человеческим органом зрения.
Многие из открытий, предположений и исследований, сделанных этим человеком, поражают своей дальновидностью. Например, в своих сочинениях Ибн ал-Хайсам делает удивительное умозаключение о конечном значении скорости света.
Возможно, первый нейроанатомическом рисунок был когда-либо сделанных арабским врачом Ибн аль-Хайтам, около 1027 г. н.
   ...   

 Это показывает зрительные нервы, ведущие от двух глаз, во время встречи в хиазмы, а затем переходить к мозгу. (Таков перевод)



Способ Альхазена по определению высоты атмосферы нов и интересен. До него принимали, что земная атмосфера распространяется очень далеко, быть может, за пределы Луны. Альхазен же заключил, на основании границы сумерек, которую он, по примеру древних, считает равною 18°, что высота атмосферы не превосходит 52 000 шагов. Позднейшие оптики, например Кеплер, доказали неточность этого результата.

Нам известно
 только одно арабское сочинение по механике: «Книга о весах мудрости», которую Альгацини написал в 515 году по эреджры. Об этом труде узнали от русского генерального консула Н. Ханыкова в середине XI века. Тогда же этот труд и был издан.

 Он не только знал, что воздух имеет вес, но что плотность воздуха уменьшается с высотой, и этим уменьшением объяснял атмосферную рефракцию. Наблюдая за продолжительностью сумерек, Альгазен оценивал высоту атмосферы примерно в 40 километров
...

   ...   




ВКЛАД АРАБОВ В НАУКУ

Переведите кто-нибудь
Арабские видео его преподносят как личность исключительно в исламе, 
а жаль...
 
1 июля
1 июля 1646 года родился Готфрид Вильгельм Лейбниц


   ...      21 июня (1 июля1646 — 14 ноября 1716) — саксонский философлогик,математикмеханикфизикюристисторикдипломатизобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук
Отец его был преподавателем этики. В раннем возрасте, Готфрида отправляют в Никольскую школу г. Лейпцига. До момента своей смерти в 1652 г., отец сам обучал сына истории. К восьми годам мальчик уже освоил латынь. К двенадцати годам, свободно читая на латыни, он приступает к изучению греческого языка. Следом за этим, он намеревается изучить логику, и даже берётся за совершенствование её доктрин, а далее начинает своё знакомство с трудами схоластиков и протестантских богословов. В пятнадцать лет Лейбниц становится студентом-законоведом Лейпцигского университета. Проведённые там два года мальчик посвящает изучению философии под руководством Якова Томазия, последователя нео-Аристотелизма. Имя этого преподавателя было широко известно, поскольку считалось, что именно он возвёл историю и философию в Германии в ранг наук. Поэтому Лейбниц получает прекрасную возможность ознакомиться с идеями современных ему мыслителей, внесших свой вклад и совершивших переворот в науке и философии. В это же время Лейбниц принимается за изучение математики, и летом 1663 г., во время путешествия в Париж, Лейбниц, остановившись в г. Йена, с отличием оканчивает курс математики под руководством Е. Вайгеля. Последующие три года Лейбниц посвящает изучению права. В 1666 г. он получает степень «доктора правоведческих наук», после чего намеревается добиться должности асессора. Но, в виду того, что Лейбниц был ещё слишком молод, университет его кандидатуру на этот пост даже не рассматривает. В расстроенных чувствах, Лейбниц навсегда покидает свою родину. Он поступит в Альтдорфский университет, где напишет докторскую диссертацию «Вступительные рассуждения на тему двойственного характера юриспруденции». В ноябре 1666 г. Лейбниц получает степень доктора правоведческих наук и позволение заниматься юридической практикой. Предложение поступить на преподавательскую должность Лейбниц не приминает, заявляя, что у него другие планы на будущее.




К тому времени, как ему исполнился двадцать один год, Лейбниц успел написать ряд научных очерков. Один из них получил высокую оценку специалистов, как за то, что автор предпринял попытку восстановления свода законов римского права, так и за то, что он доступно и чётко доказал необходимость использования исторического метода в юриспруденции.




В 1674  году Лейбниц пишет свою работу «Размышления на тему общественной безопасности». В книге он рассуждает на тему защиты границ Германии и формирования нового союза немецких монархий, и заявляет о том, что европейским государствам не следует терять сил на междоусобные войны, а, вместо этого, направить совместные усилия на покорение нехристианского мира, а также окончательно присоединить Египет к землям Франции. После этой публикации, 2 февраля 1672 г., по приглашению государственного советника Франции Симона Арно де Помпонна, Лейбниц отправляется в Париж. Помимо высокого политического статуса, Франция достигла также значительных успехов в развитии наук и математики, что оказало большое влияние на Лейбница. Ещё находясь в Майнце, он задался вопросом причинной связи между старыми и новыми методами философии. Результатом его размышлений стало письмо Якову Томазию, в котором давалось механическое объяснение природы с точки зрения величины, движения и формы. Перед отъездом из Майнца, Лейбниц обнародует свои открытия, самым значимым из которых стала счётная машина, способная выполнять операции умножения, сложения, вычитания, деления и извлечения корня. Эта машина была представлена в Парижской академии наук и в Королевском обществе в Лондоне. Именно благодаря этому изобретению в апреле 1673 г. Лейбница принимают в Королевское общество.




осле недолгого путешествия в Лондон, в 1676 г. Лейбниц оказывается в Ганновере. Как раз во время этой поездки Ньютон и обвиняет Лейбница в том, что тот украл его неизданную работу по исчислениям. На своём пути в Ганновер, Лейбниц останавливался в Гааге, где встречался с Левенгуком – учёным, открывшим существование микроорганизмов. В Ганновере Лейбниц поступает на пост тайного советника юстиции, который и будет занимать всю оставшуюся жизнь. В герцогстве Брунсвик он становится историком и куратором герцогской библиотеки, а также и политическим советником. Его труды в этот период затрагивают вопросы политики, теологии и истории.
В 1666 году Готфрид Вильгельм Лейбниц написал одно из своих многочисленных сочинений – «Об искусстве комбинаторики». Опередив время на два века, 21-летний Лейбниц задумал проект математизации логики Будущую теорию (которую он так и не завершил) он называет «всеобщая характеристика». Она включала все логические операции, свойства которых он ясно представлял. Идеалом для Лейбница было создание такого языка науки, который позволил бы заменить содержательные рассуждения исчислением на основе арифметики и алгебры: «... с помощью таких средств можно достичь... удивительного искусства в открытиях и найти анализ, который в других областях даст нечто подобное тому, что алгебра дала в области чисел». Лейбниц многократно возвращался к задаче «математизации» формальной логики, пробуя применять при этом арифметику, геометрию и комбинаторику – область математики, основным создателем которой являлся он сам; материалом для этого ему служила традиционная силлогистика, достигшая к тому времени высокой степени совершенства.

В одном из своих писем Лейбниц говорит, что после Галилея и Декарта он более всего обязан своим математическим образованием Гюйгенсу. Из бесед с ним, из чтения его сочинений и указанных им трактатов Лейбниц увидел всё ничтожество своих прежних математических сведений. «Я вдруг просветился, – пишет Лейбниц, – и неожиданно для себя и других, не знавших вовсе, что я новичок в этом деле, сделал много открытий». Лейбниц ещё в то время открыл замечательную теорему, по которой число «пи», выражающее отношение длины окружности к диаметру может быть выражено очень простым бесконечным рядом:

В последний год своего пребывания в Париже в 1676 году Лейбниц выработал первые основания великого математического метода, известного под названием «дифференциальное исчисление». Совершенно такой же метод был изобретён около 1665 года Ньютоном; но основные начала, из которых исходили оба изобретателя, были различны, и, сверх того, Лейбниц мог иметь лишь самое смутное представление о методе Ньютона, в то время не опубликованном.
Лейбниц продолжает математические исследования, открывает «основную теорему анализа», обменивается с Ньютоном несколькими любезными письмами, в которых просил разъяснить неясные места в теории рядов. Уже в 1676 году Лейбниц в письмах излагает основы математического анализа. Объём его переписки колоссален. Переписка Лейбница достигала поистине огромного числа – примерно 15 000 писем.
[JUSTIFY]Лейбниц ввел много математических терминов, которые теперь прочно вошли в научную практику (функция, дифференциал, дифференциальное исчисление, дифференциальное уравнение, алгоритм, абсцисса, ордината, координата), а также знаки дифференциала, интеграла, логическую символику. В геологии сформулировал идею о том, что Земля имеет историю. Высказал правильное предположение о происхождении ископаемых остатков животных и растений, отстаивал важную для биологии мысль об эволюции. Создал собственную научную школу, в которую входили братья Бернулли, Г.Ф. Лопиталь и др. математики. Первым нарушил традицию писать науч. труды только на латыни.
Именем Лейбница названы горный хребет на видимой стороне Луны и крагер на обратной стороне Луны.
 Первым, кто выдвинул понятие бессознательных "малых перцепций" и развил учение о бессознательной психической жизни, был именно Готфрид Лейбниц. В своей концепции он подробно описывал существование смутно осознаваемых и совсем не осознаваемых сознанием психических процессов. Теория бессознательных восприятий и влечений оказала огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли — от Шеллинга и Шопенгауэра до Фрейда.
Интересно, что на создание Академии наук в Петербурге (1724) косвенно повлиял Готфрид Лейбниц. Дело в том, что в 1697 году, в ходе путешествия Петра I по Европе, немецкий учёный и русский царь случайно встретились на герцогском приёме в замке в Ганновере, что стало началом тесного общения и сотрудничества двух выдающихся личностей. Одним из плодов этого общения стала концепция создания Академий наук в Европе и последующее развитие российской науки по западноевропейскому образцу. В 1711 - 1716 годах деятели также неоднократно встречались. Лейбниц выступил автором проектов реформирования российских систем образования и госуправления, активно участвовал в развитии наук в России. Пётр I высоко ценил деятельность немецкого учёного, даровал ему титул тайного советника юстиции и назначил пенсию в 2000 гульденов. Лейбниц высоко отзывался о русском самодержце: "Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом".
                   ...   
Первый лист работы Лейбница «Монадология»
[/JUSTIFY]

Книги автора -Готфрид Вильгельм Лейбниц - читать
   ...   
 
1 июля
1 июля 1788 года родился Жан-Виктор Понселе 
   ...       (1 июля 1788Мец, — 22 декабря 1867Париж) — французский математикмеханик и инженер, создатель проективной геометрии, один из основоположников изучения свойства усталости материалов в материаловедении. Член Парижской АН (1834), её президент в 1842 г. Член-корреспондент Петербургской АН (1857)

 В 1812 году Жан Виктор Понселе участвовал в походе Наполеона в Россию и был взят в плен.
 В 1814 году он вернулся во Францию. Наиболее известный труд Жана Виктора Понселе: Трактат о проективных свойствах фигур /  Trait? des propri?t?s projectives des figures был написан автором в русском плену в Саратове. В этом труде впервые были выделены в особую группу проективные свойства геометрических фигур и рассмотрены методы их исследования.   «Новая жизнь проективной геометрии началась в работах Гаспара Монжа (1746-1818 ) и его учеников, среди которых был Виктор Понселе (1788-1867). В работах Понселе, по словам Феликса Клейна (1849-1925), появляется новый вид геометрического мышления - проективное мышление. Находясь в плену в Саратове после похода Наполеона 1812 г., Понселе предавался буйной геометрической фантазии, делясь своими открытиями с товарищами по Политехнической школе, учениками Монжа. Свои результаты он собрал в «Трактат о проективных свойствах фигур», вышедший лишь через десять лет. К систематическим занятиям геометрией он больше не вернулся: отвлекали государственные и военные дела, преподавание, занятия фортификацией, теорией машин («водяное колесо Понселе»). […] Понселе исходит из того, что так как на проективной плоскости не бывает исключений во взаимном положении прямых, то не должно быть исключений и во взаимном положении кривых второго порядка. Но почему же тогда эллипсы обычно пересекаются в четырёх точках, а их частный случай - окружности - только в двух? И Понселе находит ответ: все окружности проходят через две фиксированные точки (их называют циклическими). Однако мы не замечаем этих точек, поскольку они, с одной стороны, являются бесконечно удаленными, а с другой - мнимыми. Так в вещественной геометрии впервые появились комплексные числа (к которым и в алгебре только начинали привыкать!). Циклические точки стали одним из основных объектов геометрии: с их помощью можно объяснить все вещественные метрические соотношения на плоскости. Другое поразительное открытие Понселе, честь которого он делит с Жозефом Жергонном (1771 - 1859), - это закон двойственности - новый способ получения геометрических утверждений. Грубо говоря, он состоит в том, что в теореме о взаимном положении точек и прямых на проективной плоскости можно всюду поменять местами слова «прямая» и «точка» и несколько отредактировать текст (заменить «пересекается» на «проходит» и т.д.), чтобы сделать его осмысленным, после чего получается новая теорема. Например, утверждение «Две различные прямые имеют единственную общую точку» (пересекаются) переходит в новое утверждение «Через две различные точки проходит единственная прямая». Отныне проективизм становится господствующим методом в геометрии. Впрочем, долгое время проективные идеи воспринимались как некоторое устройство («чёрный ящик») для получения евклидовых теорем. Бесконечно удаленные элементы воспринимались как идеальные чужеродные элементы, упрощающие рассмотрения (так сначала воспринимались и комплексные числа). Однако последовательный проективизм требует рассматривать бесконечно удаленные точки как неотличимые от конечных и при этом не интересуется, например, поведением кривых на бесконечности (асимптотами и т. д.). Дискуссии об идеях проективной геометрии надолго заняли умы геометров. Это становится особенно заметным, если обратиться к немецкой геометрии середины XIX века, когда творили такие замечательные геометры, как Фердинанд Мёбиус (1790-1868 ), Юлиус Плюккер, Якоб Штейнер (1796 - 1863), Кристиан фон Штаудт (1798-1867). Их деятельность проходила в обстановке ожесточенной борьбы между «аналитиками» и «синтетиками», разногласия между которыми могут показаться сегодня не более аргументированными, чем противоречия между остроконечниками и тупоконечниками у Свифта.  Аналитики пользовались преимущественно координатным представлением геометрических образов, открывавшим возможность для использования методов алгебры и анализа».



   ...   
Поризм Понселе




   ...        
Понселе колесо

КПД колеса Понселе достигало 70%, что было совершенно недостижимо для других типов водяных двигателей. Секрет успеха заключался в том, что лопаткам колеса была придана особая полукруглая форма, так что подводимая вода поступала на них в направлении их кривизны, проходила некоторое расстояние вверх по лопатке, а затем, опускаясь, выходила наружу.

При таких условиях совершенно устранялся удар воды о лопатки при входе, на который обычно терялась значительная часть энергии водяной струи. Изобретение Понселе стало важным шагом на пути к водяной турбине....

Отчасти Понселе современные механика и физика обязаны введением термина «работа» в том его значении, которое применяется и поныне. До этого та же величина встречалась под различными наименованиями («количество движения», «динамический эффект» и т. п., а также и «работа», но не систематически) у А.Навье и Г.Прони. Есть этот термин и у Ж.Кристиана, но именно Понселе и одновременно с ним Г.Г.Кориолис ввели в регулярное употребление понятие работы силы на элементарном перемещении точки её приложения. Опираясь на понятие работы, Понселе и Кориолис разработали энергетические принципы индустриальной механики (т. е. принципы сравнения затраченной и полезной работы машины), войдя в число основоположников динамики машин, которая именно в школе индустриальной механики оформляется как самостоятельная дисциплина
...   

Читают тему (гостей: 17)