19 июня
19 июня 1786 года родился Фёдор Николаевич Глинка
Воспитывался в 1-м кадетском корпусе, в 1802 выпущен прапорщиком в Апшеронский полк.
В 1805—1806 участвует в военных действиях против Наполеона как адъютант графа Милорадовича, по окончании войны выходит в отставку и полностью отдается литературе и этнографическим изысканиям.
В 1812 Федор Николаевич вновь вступает в армию, участвует в Бородинском сражении и в заграничном походе 1813—14. Окончив войну в чине полковника, награжденный за храбрость золотым оружием, Глинка затем служит в штабе гвардии, а с 1819 — при Милорадовиче, петербургском генерал-губернаторе.
В 1808 на основе военного дневника Федор Николаевич выпускает «Письма русского офицера...», затем дополнив их материалом войны 1812. Книга Глинки Ф.Н., имевшая шумный успех, изображала войну как народное движение и была проникнута идеей самобытного национального развития.
...
Федор Николаевич был в курсе деятельности Северного общества, но все больше расходился с его радикальным крылом в своем отрицании насильственной революции. Руководитель Вольного общества любителей российской словесности, связанного с умеренным Союзом благоденствия, он следует в своей поэзии программным установкам «Зеленой книги», культивируя преимущественно нравоучительную и «духовную» поэзию. Исключением были более ранние «Опыты двух трагических явлений в стихах без рифмы» (1817) и переводы отрывков из «Фарсалии» (181 , где под видом стихового и ритмического эксперимента в печати содержались прямые призывы к свержению «тиранов». Свои произведения 1-й половины 1820-х гг. Глинка Ф.Н. объединил в две книги:
«Опыты священной поэзии» (Спб., 1826),
«Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе» (Спб., 1826).
...
В псалмах Федора Николаевича явственно слышатся мотивы гражданской лирики, призывы к божьему суду над земными властителями («К богу правды», «Горе и благодать»), отражается этический идеал «небесного гражданина» («Блаженство праведного»).
...
Вместе с тем уже в стихах 1820 — 25 обнаруживается умеренность политической и литературной программы Глинки, элегические и религиозно-моралистические тенденции, противостоявшие радикальному крылу декабристской поэзии.
В 1826 Глинка Ф.Н. был арестован и после заключения в Петропавловской крепости выслан в Олонецкую губернию.
В стихах (1826—31) годов усиливаются религиозно-медитативная струя, мотивы тоски и одиночества. Характерно появление тюремной темы («Песнь узника»). Во многих стихотворениях варьируется тема носимого волнами челна, гибели пловцов в водовороте («Молитва», «Два счастья», «Призвание»). В годы олонецкой ссылки Глинка обращается и к эпическим, описательным жанрам, прямо или косвенно вплетая в художественную ткань автобиографические мотивы. Так, он перерабатывает «Книгу Иова» («Иов. Свободное подражание священной книге Иова») — опосредствованное отражение переживаний Глинки во время следствия; из-за отступлений от канонической трактовки Библии переложение было запрещено и вышло полностью отдельным изданием лишь в 1859.
В 1828 следуя традиции романтической поэмы, Федор Николаевич Глинка создает «Деву карельских лесов» (полностью опубликовано в 1939), где наряду с образом «естественного человека», «дочери природы» в духе руссоизма возникает образ таинственного пришельца, в котором без труда угадываются черты политического ссыльного (по-видимому, декабриста). Утопические надежды Глинки на амнистию реализованы здесь в «Манифесте», освобождающем изгнанников.
В 1830 Глинка создает свою лучшую описательную поэму — «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой».
...
На положении ссыльного и поднадзорного Глинка Ф.Н. жил до 1835, сначала в Петрозаводске, потом в Твери и Орле.
В 1835 поэт поселился в Москве, затем в Петербурге, а с 1862 окончательно обосновался в Твери. В позднем творчестве Глинки религиозно-мистические и дидактические элементы, несколько отошедшие на задний план в карельских поэмах, все более усиливаются (поэма «Таинственная капля», опубликованная в Берлине в 1861); он сближается с представителями «официальной народности» и становится в резкую оппозицию к передовой литературе. Среди его поздних произведений лишь немногие представляют историко-литературную ценность («Очерки Бородинского сражения», 1839; патриотическое стихотворение «Москва», 1840, опубликованное в 1841; некоторые элегии, главным образом автобиографического характера).
Звезда
Ты не спрашивай, друг!
Как мой долгий досуг
В тишине провожу:
Я сижу и гляжу
Далеко в высоту;
День пришел и исчез,
И покатость небес
В голубую тафту,
Мне неведомо, кто одевает,
И на той высоте,
В голубой пустоте
Бриллиант одинокий сияет:
Он дрожит и горит,
Он меня веселит,
И к нему я парю
«
«