Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
17 мая

17 мая 1944 года - в  этот день ликвидируется Крымская АССР.



В ночь на 18 мая около 200 тысяч крымских татар были вывезены из Крыма на поселения в районы Средней Азии, Приуралья и Верхнего Поволжья.
Официально основанием для высылки было объявлено массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армиив 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, "СД", полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей. При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымскотатарских коллаборационистов, так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию.
Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время "зачисток" в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было "выявлено" около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар — участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.
Действия советских властей всем соответствовали геноциду по этническому признаку. Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах.

Муса Джалиль - стихи

Лишь была бы волюшка
1

Если б ласточкой я был,
Если б крыльями я бил,
В час, когда рассвет блеснет
И Чулпан-звезда взойдет,
Дом родной, страна моя,
Прилетел к тебе бы я,
Только свет заря прольет.



2
Был бы рыбкой золотой,
В час, когда волной крутой
Белая кипит река,
Затопляя берега,
Тонкобедрая моя,
Верь, приплыл к тебе бы я,
Лишь туман падет в луга.



3
Был бы быстрым я конем,
В час, когда живым огнем
На траве роса блеснет,
Ветер гриву разовьет,
Дочь моя, звезда моя,
Прибежал к тебе бы я,
Лишь цветами ночь дохнет.



4
Нет, лишь воля мне мила,
Лишь бы воля мне была —
Я бы саблю в руки взял,
Карабин свой верный взял,
Край любимый мой, тебя
Защитил бы я, любя,
В славной битве храбро пал!


1942 год.


Ненависть рождает ненависть.
Любовь рождает жизнь.
Чтобы не было ненависти, надо учится любить
Картинки:
ЕВПАТОРИЯ. ВОКЗАЛ. ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ДЕПОРТАЦИИ
 
17 мая
17 мая 1866 года родился Николай Николаевич Бахтин

          (Псевдонимы: Николай НовичПр. Б., то есть «Провинциальный Библиограф» и одновременно — «Преподаватель Бахтин», и др.) р. 5(17) мая 1866Чири-ЮртТерская областьРоссийская империя — 2 апреля 1940Ленинград) — русский и советский поэтбиблиографпереводчиклитературоведпедагог, п
ервый заведующий педагогической частью ТЮЗа.           
     
Из дворян. Сын Н. И. Бахтина, государственного деятеля, литературного критика. Внук поэта Ивана Ивановича Бахтина. Обучался в Орловской военной гимназии и во 2-м Константиновском военном училище. С 1891 служил воспитателем в Орловском кадетском корпусе. Выйдя в отставку, с 1910 года жил в Петербурге, занимался переводческой и библиографической деятельностью, с 1886 публиковал статьи и рецензии на пед. темы в периодической печати («Русский филологический вестник», «Педагогический сборник», «Русская школа», «ЖМНП» и др.), взяв себе псевдоним Николай Нович, поскольку под своей фамилией офицеру печататься не полагалось.


Опубликовал стихи в сборнике «Русские символисты». Напечатал ряд стихотворных переводов со славянских языков.
Наиболее значительны работы Н. Бахтина о воспитательной роли театра («Театр и его роль в воспитании», в кн.: «В помощь семье и школе», 1911). Знакомство с театром, по его мнению, должно учитывать возрастные особенности детского восприятия: детям младшего возраста ближе спектакли кукольного, марионеточного, теневого театров, интересам юношества больше отвечают драматические спектакли. В посещении детьми театра необходима дозировка, у ребёнка должно быть время для переживания полученного в театре впечатления. Бахтин подчёркивал положительные стороны детской сценической деятельности («Детский театр и его воспитательное значение», «Игра», 1918, ч. 1).
В помощь самодеятельному театру издавал серию драматургических произведений «Детский и школьный театр» (в. 1-25, 1904—1919), в которой сам принял участие и как автор коротких пьес. Целям эстетического воспитания служили издававшаяся им (под псевд. Н. Нович) серия «Школа и праздники» (в. 1-4, 1902-17, песни и стихи для декламации) и публиковавшиеся в «Художественно-педагогическом журнале», в журналах «Русская школа», «Педагогическое образование» аннотированные списки и обзоры пьес для детского театра.
После Октябрьской революции организовал курсы по руководству детскими театральными представлениями при Театральном отделе Наркомпроса РСФСР. В 1921 вместе с А. А. Брянцевым стал одним из основателей Ленинградского ТЮЗа и до конца жизни возглавлял его педагогическую часть.
В 1895 году в газете «Петербургская жизнь» опубликовал первый русский перевод из Джона Китса — сонет «Моим братьям» (к столетию поэта). В 1896—1905 годах издал девять выпусков (из 25 предполагавшихся) «маленьких антологий» мировой поэзии:
  • «Китай и Япония в их поэзии»
  • «С чужих полей»
  • «Мадьярские поэты»
  • «Поэты Финляндии и Эстляндии»
  • «Поэты Швеции»
  • «Французские поэты»
  • «Словацкие поэты»
  • «Словинские поэты»
  • «Песни ста поэтов. Японская антология»
Отдельно им изданы: «С чужих полей» (СПб., 1896); «Подросткам» (СПб., 1902); «Песни детства» (с нотами, 2-е изд. СПб., 190 8) ; «Проект новой системы азбуки и орфографии» (Киев, 1886); «Основы русского правописания» (в «Русском Филологическом Вестнике», 1890 — 92, и отдельно: Варшава, 1892); библиографические работы (обзоры русской литературы, касающейся Шиллера и Шекспира, в издании Брокгауза-Ефрона, «Шиллер», СПб., 1902, и «Шекспир», СПб., 1904).



http://az.lib.ru/b/bahtin_n_n/ - переводы.

Личных произведений пока не нашла.
 
17 мая
17 мая 1871 года родилась Анна Петровна Остроумова-Лебедева 

         



 (5 [17] мая 1871Санкт-Петербург — 5 мая 1955Ленинград) — русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа.
 Родилась в 1871 году в Санкт-Петербурге в семье сенатора. В 1889-1892 годах обучалась искусству графики в классе Василия Васильевича Матэ в Училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица.
В 1892-1900 годах продолжила обучение в Петербургской Академии Художеств, ее преподавателями были Илья Ефимович Репин, Константин Аполлонович Савицкий и Павел Петрович Чистяков. В 1898-1899 Остроумова-Лебедева занималась в Париже в мастерской Джеймса Уистлера, и с этой же поры стала активно участвовать в деятельности нового художественного объединения «Мир искусства». Русское художественное объединение «Мир искусства» было создано Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители этого объединения отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, мирискусники часто уходили в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. На протяжении четверти века Остроумова-Лебедева вместе со своими единомышленниками Л. С. Бакстом, М. В. Добужинским, Е. Е. Лансере, К. А. Сомовым создавали живописные и графические произведения, которым были присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой художников «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.
После революции Остроумова-Лебедева преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники, в 1934-1935 годах преподавала в Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны осталась в Ленинграде, создала ряд пронзительных графических образов блокадного города. После войны в 1946 году Остроумова-Лебедева была удостоена звания народного художника РСФСР. С 1949 года избрана действительным членом АХ СССР. Анна Петровна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной хромолитографии и цветной ксилографии, в акварели изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей, создавала пейзажи, органично включающие в композицию архитектурные строения. Скончалась Остроумова-Лебедева в 1955 году в Ленинграде.


     


               
 
17 мая
17 мая 1873 года родился Анри Барбюс
                

 (17 мая 1873Аньер-сюр-Сен, Франция — 30 августа 1935Москва, СССР) —французский писатель, журналист и общественный деятель. Член Французской коммунистической партии (с 1923). Иностранный почётный член АН СССР (1933).


Родился в маленьком городке Аньер-сюр-Сен в протестантской семье, отец — француз, мать — англичанка. Первое поэтическое произведение «Плакальщицы» (фр. Pleureuses, 1895). Его первые романы "Умоляющие" (Les Suppliants,1903) и "Ад" (L'Enfer,190 8) не пользовались успехом. В 1914 году добровольно вступил во французскую армию, воевал против немцев во время Первой мировой войны, был ранен и комиссован в 1915 году. Награжден Военным крестом и союзной медалью Победы. Известность к Анри Барбюсу пришла благодаря антивоенному роману «Огонь» (фр. Le Feu, 1916), посвящённому революционизации сознания масс во время Первой мировой войны; для стиля Барбюса характерен натурализм. Кроме того, его перу принадлежат сборники новелл «Происшествия» и «Правдивые истории» (192 8) . Лауреат престижной французской Гонкуровской премии (1916) за роман «Огонь».
Октябрьскую революцию 1917 года в России Барбюс воспринял как основную веху в современной истории, всемирно-исторического значения, давшее надежду европейским народам на освобождение от гнёта капиталистической системы. Написал второй антивоенный роман "Ясность" (1919). Под влиянием событий в России вступил в ФКП. В 1924 году выступил против репрессий участников Татарбунарского восстания со стороны Румынии. В своих сочинениях «Свет из бездны» (1920), «Манифест интеллектуалов» (1927) Барбюс резко критиковал капиталистическую эксплуатацию и буржуазную цивилизацию, одновременно активно пропагандируя процессы строительства социализма в СССР и лично деятельность Сталина («Россия», 1930; сочинение «Сталин», изданное посмертно в 1935 году). Книга однако была вскоре запрещена в Советском Союзе из- за того,что многие упоминаемые там лица были репрессированы. Автор афоризма «Сталин — это Ленин сегодня». Посетил СССР в 1927, 1932, 1934 и 1935 гг.
Анри Барбюс был учредителем международного антивоенного объединения деятелей культуры «Кларте» (1919). В 1919—1924 годах совместно с Роменом Ролланом редактировал журнал «Кларте». Участник конгресса писателей в защиту культуры, прошедшего в Париже в 1935 году, и нескольких антивоенных конгрессов.
Его самое известное в России произведение далеко от политики, однако подарило ему огромную славу и успех в театрах всего мира. Это пьеса по рассказу «Нежность», герой которого получает в течение двадцати лет пять писем от своей любимой, жениться на которой ему не разрешили родители. Барбюса ценил Борхес.

«Только святоши и слабые нуждаются в обольщениях, 
как в лекарстве.»

«Я твержу себе, что нет сверхъестественных сил, 
что ничто не падает с неба, 
что все в нас 
и в наших руках. 
И, окрыленный этой уверенностью, я ласкаю взглядом великолепие пустого неба, земной пустыни, рай возможного.»


Нежность

 
18 мая
18 мая 1958 года на Втором Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» получил советский фильм «Летят журавли».
«Летят журавли» — драма, СССР, 1957. По мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля.
Краткое содержание
Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны.
Это рассказ о любви, которую не смогла уничтожить война. Борис погибает на фронте. Вероника, его невеста, раздавлена: сначала она потеряла любимого, потом родителей, родной кров. В порыве отчаяния она пытается обрести новую семью, но лишь теряет самоуважение. Спасённый ею из-под колёс машины ребёнок возвращает ей веру в жизнь. И рождается надежда: а вдруг Борис всё-таки жив? И Вероника начинает ждать его. Для неё жизнь — это любовь: предать любовь забвению равнозначно смерти…
Самая узнаваемая сцена — гибель Бориса, его последний взгляд на небо, на берёзы, кружащиеся в его слепнущих глазах.
В ролях
• Татьяна Самойлова — Вероника
• Алексей Баталов — Борис
• Александр Шворин — Марк
• Василий Меркурьев — Фёдор Иванович
• Антонина Богданова — бабушка Бориса и Ирины
• Валентин Зубков — Степан
• Валентина Ананьина — сотрудница Бориса
• Валентина Владимирова
• Леонид Князев
• Борис Коковкин — Чернов
• Екатерина Куприянова — Анна Михайловна
• Константин Никитин — Володя
• Николай Сморчков
• Светлана Харитонова — Ирина Бороздина
• Даниил Нетребин
Съёмочная группа
• Автор сценария: Розов, Виктор Сергеевич
• Режиссёр: Калатозов, Михаил Константинович
• Оператор-постановщик: Урусевский, Сергей Павлович
• Художник-постановщик: Свидетелев, Евгений Васильевич
• Композитор: Вайнберг, Моисей Самуилович
• Тексты песен: Коростылев, Вадим Николаевич
• Звукорежиссёр: Майоров, Игорь Петрович
• Художник по костюмам: Наумова, Лидия Ивановна
Интересные факты
• На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш.
• Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
Название в Каннах
Фильм «Летят Журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.
На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально «Когда пролетают аисты»).

Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.


 
Всемирный день информационного общества


В Азербайджане создание информационного общества является одним из основных приоритетов государственной политики.

Основными задачами создания информационного общества являются: создание юридических основ информационного общества, развитие человеческого фактора, права граждан на получение информации, ее распространение и использование, формирование прозрачного государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, электронного государства, электронной торговли, укрепление социального и интеллектуального потенциала.

Задачами создания такого общества также являются: создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, формирование единого национального информационного пространства, обеспечение информационной безопасности, интеграция в глобальное информационное пространство, производство национальных продуктов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), устранение отсталости страны в области ИКТ и другие необходимые задачи.  «Государственная программа по развитию связи и информационных технологий в Азербайджане» (Электронный Азербайджан), осуществляемая в стране, служит созданию информационного общества и развитию государства в целом.  

 http://www.calend.ru/holidays/0/0/44/50/     
 
18 мая

18 мая 1048 года родился Омар Хайям Нишапури 

 (18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131, там же) — персидский философматематикастроном и поэт.
Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как выдающийся философ и поэт. В Иране и Афганистане Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей[3]. Учениками Хайяма были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини.


Родился в городе Нишапур, который находится в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави). Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра по имени Аиша. В 8 лет начал глубоко заниматься математикой,астрономиейфилософией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Позднее обучался в медресе Балха,Самарканда и Бухары. Там он с отличием закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хаки?ма, то есть врача. Но медицинская практика его мало интересовала. Изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных.

В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинулСамарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.

В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире[5]. Работая на этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звездный каталог[6]. Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.) из трёх книг; во второй и третьей книгах исследовал теорию отношений и учение о числе[2]. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулька, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.

Хайяму принадлежит «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы», в котором даётся классификация уравнений и излагается решение уравнений 1-й, 2-й и 3-й степени.
Во введении к данному трактату Омар Хайям даёт первое дошедшее до нас определение алгебры как науки, утверждая: алгебра — это наука об определении неизвестных величин, состоящих в некоторых отношениях с величинами известными, причём такое определение осуществляется с помощью составления и решения уравнений.



В 1077 г. Хайям закончил работу над важным математическим трудом — «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида». Трактат состоял из трёх книг; первая содержала оригинальную теорию параллельных прямых, вторая и третья посвящены усовершенствованию теории отношений и пропорций. В первой книге Хайям пытается доказать V постулат Евклида и заменяет его более простым и очевидным эквивалентом: Две сходящиеся прямые должны пересечься; по сути, в ходе этих попыток Омар Хайям доказал первые теоремы геометрий Лобачевского и Римана.


Ещё одна математическая работа Хайяма — «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»[2] — посвящена классической задаче на смешение, впервые решённой ещё Архимедом.


При жизни Хайям был известен исключительно как выдающийся учёный. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании. С годами количество приписываемых Хайяму четверостиший росло в геометрической прогрессии и к XX веку превысило 5000. Очевидно, свои сочинения приписывали Хайяму все те, кто опасался преследований за вольнодумство и богохульство. Точно установить, какие из них действительно принадлежат Хайяму (если он вообще сочинял стихи), практически невозможно. Некоторые исследователи считают возможным авторство Хайяма в отношении 300—500 рубаи.


Долгое время Омар Хайям был забыт. По счастливой случайности тетрадь с его стихами попала в викторианскую эпоху в руки английского поэта Эдварда Фицджеральда, который перевёл многие рубаи сначала на латынь, а потом на английский. В начале XX века рубаи в весьма вольном и оригинальном переложении Фицджеральда стали едва ли не самым популярным произведением викторианской поэзии. Всемирная известность Омара Хайяма как глашатая гедонизма, отрицающего посмертное воздаяние, пробудила интерес и к его научным достижениям, которые были открыты заново и переосознаны.



Когда уходите на пять минут
Не забывайте оставлять тепло в ладонях
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят.
Не забывайте заглянуть в глаза,
С улыбкой робкой и покорною надеждой.
Они в пути заменят образа
Святых, даже неведомых вам прежде.
Когда уходите на пять минут
Не закрывайте за собою двери-
Оставьте это тем, которые поймут,
Которые сумеют в вас поверить.
Когда уходите на пять минут,
Не опоздайте вовремя вернуться,
Чтобы ладони тех, которые вас ждут,
За это время не успели разомкнуться.



Чем ниже человек душой, 
тем выше задирает нос. 
Он носом тянется туда, 
куда душою не дорос.



         





ФИЛОСОФИЯ ЖИТЕЛЯ КОСМОСА ОМАР ХАЙЯМА



Мудрость жизни mp3

          - Памятники математикам
 
18 мая
18 мая 1850 года родился Оливер Хевисайд 

        (18 мая 1850 — 3 февраля 1925) — английский учёный-самоучка, инженер,математик и физик. Впервые применил комплексные числа для изучения электрических цепей, разработал технику применения преобразования Лапласа для решения дифференциальных уравнений, переформулировал уравнения Максвелла в терминах трехмерных векторов, напряжённостей электрического и магнитного полей и электрической имагнитной индукций, и, независимо от других математиков, создал векторный анализ. Несмотря на то, что Хевисайд большую часть жизни был не в ладах с научным сообществом, его работы изменили облик математики и физики.

Отец работал гравером и художником. В раннем детстве Оливер переболел скарлатиной, в результате чего серьёзно пострадал его слух, и он был слабослышащим всю оставшуюся жизнь. Это обстоятельство серьёзно повлияло на его детство, так как из-за проблем со слухом он не мог нормально общаться с ровесниками. Несмотря на хорошую успеваемость (в 1865 году был 5-м из 500 учеников), Оливер бросил школу в 16 лет и самостоятельно изучал азбуку Морзе, теорию электричества, электротехнику и занимался языками — немецким и датским.
В 1880 году Хевисайд исследовал скин-эффект в телеграфных линиях передачи и переписал результаты Максвелла из их первоначальной формы к форме, выраженной в терминах современного векторного анализа, таким образом сведя систему из 20 уравнений с 12 переменными к 4 дифференциальным уравнениям, известным как уравнения Максвелла. Четыре уравнения Максвелла описывают природу неподвижных и движущихся заряженных частиц и магнитных диполей, и отношения между ними, а именно электромагнитную индукцию.
Между 1880 и 1887 годами, Оливер Хевисайд разрабатывал операционное исчисление (он ввёл обозначение D для дифференциального оператора), метод решения дифференциальных уравнений с помощью сведения к обыкновенным алгебраическим уравнениям, который поначалу вызвал бурную полемику из-за отсутствия строгого обоснования. Тогда он произнёс известную фразу: «Математика есть наука экспериментальная, определения появляются последними». Это было ответом на критику за использование ещё не вполне определённых операторов.
В двух работах 1888 года и 1889 года Хевисайд вычислил деформацию электрического и магнитного полей вокруг движущегося заряда, а также эффекты вхождения заряда в плотную среду. Он предсказал излучение Вавилова — Черенкова и вдохновил Дж.Фитцджеральда предложить понятие так называемого сокращения Лоренца — Фитцджеральда.
В 1889 году, после открытия Томсоном электрона, Хевисайд начал работу над концепцией электромагнитной массы. Хевисайд считал её настолько же настоящей, как и массу материальную, способной производить такие же эффекты. Вильгельм Вин позднее проверил результат Хевисайда для малых ускорений.
В 1891 году Британское королевское общество признало вклад Хевисайда в математическое описание электромагнитных явлений, присвоив звание члена Королевского общества. В 1905 году Хевисайд стал почётным доктором Университета Гёттингена.
Хевисайд развил идею ионосферы, предсказав существование слоя Кеннелли — Хевисайда. Хевисайд разработал теорию линий передач (известную как «телеграфные уравнения»). Хевисайд независимо ввёл вектор Пойнтинга и за три года доЛоренца нашел выражение для силы Лоренца.
Хевисайд упростил для использования учёными оригинальные результаты Максвелла. Эта новая формулировка дала четыре векторных уравнения, известных теперь как уравнения Максвелла. Хевисайд ввёл так называемую функцию Хевисайда, используемую для моделирования электрического тока в цепи. Хевисайд разработал понятие вектора и векторный анализ. Хевисайд создал операторный метод для линейных дифференциальных уравнений.

"Теперь есть более благородный смысл в доктрине о бессмертии души. В этом смысле бессмертие души не вопpоc веры, а факт. Каждый живущий приготовляет мир для тех, кто придет позднее. Каждый оказывает влияние на мир, хорошее или плохое, и затем умирает. Сделанное при жизни добро или зло остается; и следы этого сохраняются на все времена. Не только жизнь окружающих нас людей, но и жизнь последующих поколений изменяется вследствие наших действий.
Приверженец бессмертия, не удовлетворенный старыми общепринятыми представлениями, может воскликнуть «Весь я не умру!» Часть нас самих живет после нас, растворенная более или менее во всем человечестве и во всей природе. Это и есть бессмертие души.

Существуют большие души и маленькие души. Бессмертная душа сайнтикулиста настолько мала, что ее не видно. Ее существование даже сомнительно. Душа Шекспира или Ньютона изумительно велика. Такие люди живут самую лучшую часть своей жизни после того, как они умирают. Максвелл - один из таких людей. Его душа будет жить и расти в веках и будет сотни лет сиять как одна из ярких звезд прошлого, свет от которой распространяется целую эпоху, чтобы дойти до нас"

(И-1)        (И-2)
Хевисайду принадлежит приоритет в следующих научных открытиях:
  • создание векторного анализа;
  • создание операционного исчисления (теория преобразований Лапласа);
  • создание операторного метода для линейных дифференциальных уравнений;
  • применение комплексных чисел для изучения электрических цепей;
  • упрощение 20 уравнений Максвелла с 12 переменными и  сведение их к 4 уравнениям с двумя переменными – векторами  электрического и магнитного поля. Независимо это проделал и Герц. В течение ряда лет уравнения электродинамики  в новой форме назывались уравнениями Герца–Хевисайда, молодой Эйнштейн  называл их уравнениями Максвелла–Герца, а сегодня эти уравнения носят имя только  Максвелла;
Большая часть теоретической работы была проведена одновременно с Герцем, который в своей книге по электрическим волнам любезно заметил, что "Г-ну Хевисайду принадлежит приоритет". Джордж Фрэнсис Фицджеральд из Тринити-колледж в Дублине писал, что "Трактат Максвелла загроможден остатками блестяще выбранных им рубежей атаки, окапавшихся лагерей и следами боев. Оливер Хевисайд очистил его от всего этого, выбрал прямой маршрут, проложил широкую дорогу, а также обследовал значительную часть сельской местности".
  • в 1890 году, за пятнадцать лет до Эйнштейна, Хевисайд получил знаменитую формулу E=mc2;
  • предсказал наличие особого слоя озона у атмосферы (ионосферы), благодаря этому возможна сверхдальняя радиосвязь;
  • предсказание в 1895 году излучения Вавилова–Черенкова. Последнему в 1958 году  была присуждена Нобелевская премия (вместе еще с двумя советскими  теоретиками И.Е. Таммом и И.М. Франком);
  • ввел в физику дельта-функцию (функция Дирака);
  • на тридцать лет раньше Дирака обосновал магнитный монополь.

         


В 1891 г. Оливер Хевисайд был избран членом Королевского общества, но ничего не сделал для того, чтобы приехать в Лондон для <<прохождения формальностей>>.  Вместо этого он написал следующие строки: 

Но чтобы все оформить без изъяна, 
Три фунта нам внеси из своего кармана 
И в город приезжай, и вот таким путем 
Тебя мы к Обществу допустим и причтем. 
А если этого ты делать не желаешь, 
То к нам не поступай, а поступай, как знаешь.

«Рукописи Хевисайда» или "Завещание прошлому"-научная фантастика


          
http://www.lookatme.ru/mag/people/listings/209669-weird-scientists


 Эксцентричное поведение и самые странные поступки гениев


Оливер Хевисайд. Человек, без которого ИТ выглядели бы иначе


Картинки:
1Рисунок с надписью Хевисайда: "Упряжная лошадь. Оливер Хевисайд, 11 лет"

2,3. Техника - молодёжи 1965-10
 
18 мая
18 мая 1869 года родился Сулейман Стальский 

                 (настоящая фамилия — Гасанбеков,  18 мая 1869 — 23 ноября 1937) —лезгинский поэт-ашуг[4], основоположник лезгинскойдагестанской, досоветской поэзии, один из крупнейших дагестанских поэтов XX века, народный поэт Дагестанской АССР (1934). Писал на лезгинском и азербайджанском языках. 
М. Горький на 1-м съезде писателей назвал Сулеймана Стальского «Гомером XX века»[5].

Сулейман Стальский родился в ауле Ашага-Стал (отсюда Стальский) Кюринского округа Дагестанской области, в бедной крестьянской семье. По этнической принадлежности — лезгин. Мать умерла рано и до 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошёл одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет работал по найму. Был рабочим нефтяных промыслов в Баку, работал в Самарканде на железной дороге, батрачил у богатеев. Годы скитаний не прошли даром. Сулейман хорошо узнал жизнь и стал известен как «ашуг» (бродячий певец), в 1909 году, вызвав на соревнование народных бродячих певцов (ашугов).
Поэтическую деятельность Сулейман Стальский начал со стихов на азербайджанском языке. Стихи С. Стальский начал слагать в зрелом возрасте. «Вот мои книги, — показывал на своих односельчан Сулейман, — у них в голове записаны все песни, что я сложил». «Эй! Песня вышла!» — кричал он сельчанам, когда выдумывал свежие стихи, и не удивляясь такому вторжению поэзии в быт, крестьяне всегда просто и весело собирались вокруг своего соседа слушать его новую песню.
Излюбленная форма стиха у Стальского — обычные ашугские «рубайи»: три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях).
В далеких горах Дагестана есть аулы златокузнецов, канатоходцев, лудильщиков. Как ни странно, есть в Дагестане и аул поэтов. В этом ауле почти в каждом доме живет певец. Обыкновенный певец, прежде чем начать песню, спрашивает у народа, какую песню петь: о любви или ненависти, о радости или печали? Народ просит певца петь о любви, но так, чтобы там была и ненависть; петь о ненависти, но так, чтобы там была и любовь; петь о печали, но так, чтобы там было и немного радости; петь о радости, но так, чтобы там было хоть немного грусти. Эти требования, которые веками предъявлял маленький дагестанский народ к своим ашугам и певцам, и определяют сущность и характер настоящей, большой поэзии. Без боли, без радости не рождаются стихи и поэмы. «Одной и той же иголкой шьют в горах и свадебные платья, и саван. Так и перо поэта должно передать все чувства сердца» — сказал Эфенди Капиев.
В книге «Жизнь, прожитая набело» Наталья Капиева отметила: «Известный ученый-лингвист Гаджибек Гаджибеков под диктовку Стальского записывал его песни, начиная от созданных в 1900 г. Записи длились часами. Иногда целыми днями. Сулейман помнил наизусть тысячи своих строк». - Читать дальше


ГНЕВНЫЕ СТРОКИ 
Иной готов прослыть ослом, 
Найти сумеет в этом прок. 
Под выжженным на лбу тавром 
Сумеет притаить порок.

Иной решает — я силен, 
Вынослив и могуч, как слон, — 
Но, тяжкой кладью нагружен, 
В дороге свалится он с ног.

Собой гордится он весьма, 
Хоть нет и зернышка ума. 
В башке пустой — густая тьма, 
Но хвастает—как я глубок!

Иной спесив, а не поймет, 
Где горький яд, где сладкий мед. 
Сует пирог сладчайший в рот, 
Но превратится в яд пирог.

Бесчестье у него в груди, 
В бою всегда он позади. 
Ударишь — стерпит. . . А гляди: 
Он важничает, как пророк!

Во всем, что скажет он, расчет, 
Солгать  прикажут — он  солжет. 
Мерзавцу лошади помет 
Щитом сумеет стать на срок!

Его лицо светло, как бязь, 
Его нутро — сплошная грязь. 
Он всех, угодливо смеясь, 
Скрутить в бараний хочет рог.

С кем, Сулейман, вступил ты в 
Пусть узнает себя любой, 
Идущий грязною тропой, 
Сраженный силой гневных строк. 

"Я, Сулейман, не знаю книг,
Но хорошо одно постиг:
С трудом, с трудом даётся стих-
Стиха пустого быть не может!"


Сулейман Стальский - читает свои стихи 


Стихи.



ПЕРЕПИСКА СТАЛЬСКОГО

     

 В ночь с 21 на 22  марта 2016 года сгорел 
уникальный дом-музей великого лезгинского поэта Сулеймана Стальского.


Фотогалерея

Сулейман Стальский (П. Павленко, 1938 — К. Рябинов, 198 8)



"Так рождается песня" - фильм про Сулеймана Стальского.
 
19 мая


19 мая 1888 года родился Владимир Михайлович Конашевич 


               (18881963) — русский советский художникграфик, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), один из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации. Автор классических иллюстраций к произведениям Самуила МаршакаКорнея Чуковского и др.



Родился в Новочеркасске 7 (19) мая 1888 года в семье инженера. С 1897 по 1908 год жил с семьёй в Чернигове. В период 1908–1913 годов занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были Константин КоровинСергей Малютин и Леонид Пастернак.
В 1915 году переселился в Петроград. В 1922—1924 был членом «Мира искусства». Сменив в 1920-х годах ряд занятий, в конце концов полностью сосредоточил свои интересы на графике. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1921—1930), а также в художественных училищах.

С 1920-х гг. его интересы полностью сосредоточились на графике. В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А. Фета (1921), затем к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М. М. Зощенко, К. А. Федина и др.; одним из высших его достижений стали иллюстрации к "Манон Леско" аббата Прево (1931).


В детской книге он дебютировал еще в 1918 г. книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е. Е. Соловьевой. Сотрудничая с издательством "Радуга", затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства".
Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема. Больше всего его увлекали произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах; среди них выделяется роскошный сборник "Сказки", выпущенный издательством "Academia" в 1935 г. Из-за этой книги Конашевич подвергся, вместе с В. В. Лебедевым, несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги.
В 1941 г. художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провел здесь всю блокаду, работая сначала над воспоминаниями о своем детстве, а потом над иллюстрациями к сказкам Х.-К. Андерсена (1943). 
После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность. 
Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику "Плывет, плывет кораблик", в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками. Затем последовали десятки книг, в их числе "Чудо-дерево" К. И. Чуковского, "Приходи, сказка!", "Старик-годовик" В. И. Даля. Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина (1961-62).
(И-1)   


 

"Сказка о рыбаке и рыбке" 
Читают тему (гостей: 6)