Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
31 августа 1663 года родился Гийом Амонтон, французский физик и механик, член Французской академии наук , первооткрыватель концепции абсолютного нуля (-273 °C); один из основателей трибологии, давший свое имя одному из физических явлений в области трения и изобретатель барометра. Панегирик, написанный в 1705 году на смерть Амонтона писателем и ученым де Фонтенелем в книге "История Академии наук" , является единственным на сегодня источником биографических данных, известных об этом академике.

Гийом Амонтон родился в Париже, в семье нормандского адвоката, покинувшего провинцию ради столицы. В юности Гийом в результате болезни полностью потерял слух, и эта неприятность подвигла его к изучению наук и особенно механики – интерес к машинам больше никогда его не оставит. Изучение перпетуум-мобиле зародило в молодом исследователе мысли о том, что механика, как и любая из наук, должна действовать в соответствии с определенными принципами, и если бы он эти принципы знал, это позволило бы ему избежать многих ошибок. Поэтому Амонтон занялся изучением геометрии, вопреки воле своих родителей, которые не видели смысла в этом не слишком выгодном и бесполезном, по их мнению, занятии. 

Он никогда не учился в университете, но смог самостоятельно одолеть математику, физику и небесную механику, приобретя попутно недюжинные навыки в рисовании, геодезии и архитектуре. Вдобавок к теории, Амонтон, выполнявший заказы на общественные работы, освоил и практику, став неплохим инженером. Следующим шагом стало изучение механики – в первую очередь, конечно, доступной ему картезианской механики того времени.

Однако, несмотря на все эти приобретенные знания, любимой сферой Амонтона оставались машины и инструменты. В 1687 году 24-летний изобретатель представил в Академии наук новый гигрометр, который получил множество прекрасных отзывов. Де Фонтенель, между тем, описывает Гийома как очень простого, скромного, искреннего и даже наивного человека, неспособного превратить свои достижения в средство получения прибыли. Вместе с тем, он был талантливым экспериментатором, генерировавшим множество богатых идей. Амонтона временами сравнивают с основателем Академии наук Эдмом Мариоттом, хотя Гийом с 1699 года, момента вступления в Академию, до конца жизни оставался на положении ученика Академии (его руководителем был знаменитый астроном Жан ЛеФевр).

Чтобы показать нам гений Амонтона, де Фонтенель рассказывает об одном из его экспериментов, проводившимся два раза. Он состоял в том, чтобы передавать сообщения между двумя точками с помощью оптических сигналов, которые перехватывали на следующей позиции посредством телескопа, который в свою очередь передавал сигналы на следующую станцию, и так до конечной точки прибытия. Каждая буква алфавита имела свой сигнал, значение которого было известно только первой и последней станциям. Интересно, что это гениальное изобретение, своего рода 'оптический телеграф', так и осталось только в реестрах Академии.

Продолжая работу над интересными ему инструментами, Амонтон пришел к созданию барометра в 1695 году, гигрометра в 1687 и термометра в 1695 – особую пользу от их изобретения получил флот. Как видно, Амонтона все больше интересовала практическая реализация открытых им принципов и накопленных теоретических знаний.

Он умер 11 октября 1705 года, в возрасте 42 лет, от воспаления кишечника, хотя до тех пор чувствовал себя совершенно здоровым, за исключением глухоты, человеком. На Луне есть кратер, названный его именем.


31 августа 1821 года родился Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц, немецкий физик, врач, физиолог и психолог. В Москве именем Гельмгольца назван НИИ Глазных болезней на Садово-Черногрязской улице.

Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц родился в Потсдаме, близ Берлина, где его отец Фердинанд Гельмгольц служил учителем гимназии; мать его Каролина, урожденная Пенн, происходила из английской семьи, переселившейся в Германию. Герман фон Гельмгольц получил первоначальное образование в Потсдамской гимназии, а затем в 17 лет поступил студентом в королевский медико-хирургический институт, который окончил в 1842 году, защитив докторскую диссертацию «De fabrica systematis nervosi evertebratorum».

Обязательной для выпускников королевского медико-хирургического института была восьмилетняя военная служба, которую Гельмгольц проходил с 1843 года в Потсдаме, в качестве военного врача. В 1847 году Гельмгольц пишет свою знаменитую книгу «?ber die Erhaltung der Kraft» и по рекомендации Александра Гумбольдта в 1848 году ему разрешено преждевременно оставить военную службу и возвратиться в Берлин, чтобы занять место в Академии художеств в качестве преподавателя анатомии; одновременно Гельмгольц становится ассистентом при анатомическом музее.

В 1849 году по рекомендации своего учителя, знаменитого физиолога Иоганна Мюллера, он был приглашён на должность профессора физиологии и общей анатомии в Кёнигсберг. Гельмгольц высоко ценил воспитывающее влияние своего профессора-руководителя Иоганна Мюллера и держался его направления. Недаром он говорил о нём: «Кто раз пришёл в соприкосновение с человеком первоклассным, у того духовный масштаб изменён навсегда — тот пережил самое интересное, что может дать жизнь…». В 1855 году переезжает в Бонн, где руководит кафедрой анатомии и физиологии, с 1858 года — кафедрой физиологии в Гейдельберге. В 1870 году становится членом Прусской академии наук.

В Гейдельберге Гельмгольц оставался до 1871 года, когда по приглашению Берлинского университета возглавил вакантную, после смерти известного профессора физики Густава Магнуса, кафедру физики. После Магнуса Гельмгольц получил в наследие маленькую и неудобную лабораторию; она была первой в Европе по времени основания, а он — вторым по времени её руководителем. В маленькой лаборатории ему было тесно и неуютно, и тогда при содействии правительства он выстроил в 1877 году дворец науки, именуемый ныне Физическим институтом Берлинского университета, которым управлял до 1888 года, когда германский Рейхстаг основал в Шарлоттенбурге большое учреждение — физико-техническое имперское ведомство (Physicalish-Technische Reichsanstalt) и назначил Гельмгольца его президентом. С тех пор он покинул физический институт в Берлине, передав руководство профессору Августу Кундту, а сам читал лекции лишь теоретического характера.

Таким образом, деятельность Гельмгольца как профессора, разделяется на деятельность профессора физиолога до 1871 года и профессора физики с 1871 до 1894 года. Однако, к физике он обращался постоянно, даже до 1871 года. Благодаря разностороннему характеру своей педагогической деятельности он подарил Европе учеников — специалистов по различным отраслям естествознания. В частности, российские: Н. Н. Гезехаус, А. П. Соколов, Р. А. Колли, П. Ф. Зилов, Н. Н. Шиллер; из биологов и врачей — профессор Э. Адамюк, Николай Бакст, Л. Гиршман, И. Догель, В. Дыбковский, Эммануил-Макс Мандельштам, И. Сеченов, А. Ходин, Ф. Шереметьевский. Э. Юнге, из которых многие приобрели себе огромное имя в науке и основали школы в русских университетах.

В 1888 году император Германии Фридрих III возвёл его в дворянское достоинство, а в 1891 году уже император Вильгельм II пожаловал его чином действительного тайного советника, титулом Excellenz и орденом Чёрного Орла. В том же 1891 году удостоился высшей награды Франции — звезды ордена «Почётного легиона». Город Берлин избрал его своим почётным гражданином.

После того как первая жена умерла, Гельмгольц женился второй раз. Сын Роберт — молодой ученый физик, успевший получить премию за свою работу «О лучеиспускании пламени» умер в 1889 году.

Умер Гельмгольц в Берлине 8 сентября 1894 года.


Изменено: Елена Сальникова - 31.08.2016 18:18:52
 
Гигантский астероид едва не столкнулся с Землей

Полет крайне опасного для Земли астероида в непосредственной близости с нашей планетой не был спрогнозирован астрономами. Неожиданность явления застала специалистов врасплох, так как астероид был необычайно крупным. Для того, чтобы человек мог визуализировать небесное тело, эксперты сравнивают его объем с размерами здания МГУ.

Впервые о существовании астероида узнали американские астрономы в 2008 году. Он был частым «гостем» в пределах околоземной орбиты в тот момент когда максимально отдалялся от Солнца. Такие виды астероидов, как правило, вращаются на небольшом расстоянии от светила и иногда «отрываются» от него.

В этот раз произошел именно такой процесс. Астероид вышел из зоны влияния Солнца и устремился по направлению к околоземному пространству. Удаленность объекта от Земли в момент полета оценивается астрономами в 17 миллионов километров, что все же меньше, чем прошлогодний показатель в 6,5 миллиона километров.

По словам ученых, астероидная орбита проявляет в последнее время очень опасные тенденции к смещению, что делает непредсказуемым появление вредоносных космических тел в пределах орбитального пространства Земли. Специалисты не отрицают, что через 50 лет катастрофическое столкновение все же может случиться.

Астрономы NASA обнаружили самое древнее скопление галактик

Платформой для находки послужила рентгеновская обсерватория Chandra. Она является структурным подразделением американского космического агентства NASA. Астрономам удалось обнаружить не только самую древнюю галактику из всех известных на данный момент в пределах Вселенной, но и самую удаленную от орбитального пространства Земли.

Галактическое скопление представлено в виде кластера, который был зарегистрирован учеными под кодом CL J1001 + 0220. Расстояние от кластера до крайних точек Солнечной системы составляет 11,1 миллиарда световых лет.

Особенностью скопления, которую удалось выявить экспертам, является его нетипичная структура. Кластер состоит из одиннадцати крупных галактик, которые каждый год формируют около трех тысяч новых светил.

На данный момент находка представляет огромный интерес всему астрономическому научному сообществу. Древнейшие галактические скопления дают возможность более детально изучить процессы образования небесных тел и их развития.


История космоса отображена на впечатляющей 3D-карте

Астрономам удалось охватить практически всю историю существования космического пространства. Международная коллаборация астрофизиков отобразила в своей впечатляющей работе, каким образом галактики поднимались и падали на протяжении всей космической истории. Руководил сенсационным проектом профессор Эрик Перссон.

Измерения, проведенные специалистами, являются крайне ценными, исходя из сложности и чувствительности фиксирования движения небесных тел. Полный отчет проделанной астрономами работы опубликовало издание The Astrophysical Journal.

Карта представляет собой своего рода разноцветный альбом. На нем изображены галактики, а также наглядно визуализирован процесс их роста и превращения в мощные галактические структуры. Учеными были изучены более семидесяти тысяч галактик, оценены всевозможные межгалактические расстояния и яркости. Общий период исторического наблюдения составляет 12 миллиардов лет.

В результате, специалисты разработали трехмерную карту, на которой можно рассмотреть, насколько удалены от Млечного Пути другие небесные тела и галактические системы.

 
1 сентября 325 года на Первом Вселенском соборе в Никее было принято решение о перенесении нового года с 1 марта на 1 сентября

После краткой истории выработки и развития разных календарных систем в древнем мире, особенно Египте, в жизнь вошла система, известная как Юлианский календарь. Юлианский календарь просуществовал недолго - от реформы своего основателя (46 год до нашей эры) до Первого Вселенского собора в Никее, созванного Константином Великим в 325 году нашей эры. Именно в этот день в 312 году император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. На Соборе святыми отцами было установлено празднование церковного новолетия 1 сентября (ст.ст) вместо 1 марта.

Но довести в России реформу летоисчисления до конца тогда так и не удалось. 20 декабря 1699 года был издан именной указ Петра Первого «О праздновании Нового года», который предписывал производить счисление лет не «от сотворения мира», а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. В день 1 января, когда по старому летоисчислению шел 7208 год, по введенному новому летоисчислению наступал год 1700-й.

Согласно правительственному предписанию, празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. В Петровском указе также писалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...». Кстати, первая в России елка в московских дворцах появилась в канун 1700 года, так что вместе с встречей 2005 года мы отметили и 305-летний юбилей ели в новом качестве. После реформы Петра в России церковный Новый год продолжал отмечаться с 1 сентября, а день 1 января считался праздником светским. И лишь с течением времени день 1 января превратился в новый праздник, которому народные традиции придали ни с чем не сравнимое очарование и особый смысл.


1 сентября 1910 года открылась первая русская фабрика граммофонных пластинок - Апрелевский завод грампластинок

Производство грампластинок в России было налажено 1 сентября 1910 года, когда в подмосковном селе Апрелевка открылась первая русская фабрика массы для граммофонных пластинок и их прессовки. Позднее она получила название Апрелевский завод грампластинок

Завод построили два немецких предпринимателя (финансист и специалист по звукозаписи). В первый год было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков под марками Metropol и Record. Они все разошлись по ярмаркам, базарам, магазинам и лавкам империи в считанные недели. Их стали крутить на свадьбах и именинах, проводах, посиделках и чаепитиях, семейных вечерах. Огромные трубы граммофонов разносили русские народные песни, частушки, романсы, арии, марши. Первые пластинки имели два отверстия в центре и проигрывались от середины к краю. Затем диаметр постепенно увеличивался и даже достигал полуметра. Но столь внушительные габариты вели к увеличению размеров граммофона. 

После революции был создан отдел «Советская пластинка». На пластинках тех лет красовалась ласточка, державшая в клюве нотный знак золотистого цвета. Она стала эмблемой Апрелевского завода. 

Расцвет предприятия пришелся на советское время. В 1964 году в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», в структуру которой вошел и Апрелевский завод. В эпоху «Мелодии» на нем выпускалось до 60% всех производившихся в стране грампластинок. После 1991 года структура «Мелодии» (прежде всего централизованная система заказов и сбыта) стала разваливаться, а входящие в нее заводы грамзаписи получили неожиданную и, как оказалось, обременительную свободу. Спрос на пластинки начал резко снижаться: упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей, а на рынок вышла новая продукция – CD. 

В 1991 году, когда Апрелевский завод выпустил около 33 млн. пластинок, он уже работал в убыток. На сегодняшний день Апрелевский завод не производит грамплаcтинки, последняя партия была выпущена в 1997 году. Пластинки стали частью истории, которую бережно хранит в Апрелевке музей завода граммофонных пластинок.



 
Аналитик рассказал, почему F-35 не победить Су-35 "даже через миллион лет"

Американский истребитель F-35, на разработку которого в США тратят около триллиона долларов, имеет недостатки, из-за которых он никогда не сможет одержать победу в бою с российским истребителем Су-35, "даже через миллион лет", считает научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований Великобритании Джастин Бронк. Об этом пишет Business Insider.

На ранних стадиях разработки эксперты отмечали, что способности F-35 вести воздушный бой уступают даже F-16, на замену которого должен прийти истребитель. Позже некоторые недочеты были исправлены, однако упор в F-35 больше сделан на невидимость, при этом меньшее внимание уделяется его боевым характеристикам. 
"Именно по этой причине более старые бойцы, такие как Су-35 или Typhoon, вероятно, смогут уничтожить F-35 в бою на близком расстоянии", — пишет автор.

Хотя каждый заслуживающий доверия отчет, продолжает Бронк, указывает на то, что F-35 будет превосходить в невидимости, все же эффективность в воздушном бою зависит от других показателей.


"Typhoon и Су-35 обладают положительным значением тяговооруженности (отношение тяги к весу летательного аппарата – ред.) при боевых нагрузках, а это означает, что они гораздо более эффективно могут разгоняться, в том числе и вертикально, чем F-35. При этом Су-35 намного маневреннее", — объяснил Бронк.


У F-35 также положительное значение тяговооруженности, но при этом не до конца ясно, принесет ли это пользу истребителю, ведь его небольшие крылья и весь дизайн больше ориентированы на скрытность, чем на его маневренность, что негативно повлияет на боевые характеристики истребителя.


"Таким образом, F-35, скорее всего, не сможет одержать победу в воздушном бою над Су-35 или Typhoon", — подводит итог автор.




Источник.
Изменено: Елена Сальникова - 31.08.2016 18:49:06
 
1 сентября 1859 года произведен первый пульмановский спальный вагон. Вместе с деловым партнером Пульман подписал контракт с чикагской компанией, занимавшейся производством спальных вагонов, на их усовершенствование и дальнейшую продажу на западе Штатов — тогда еще не утратившем прилагательное “дикий”. 

Первые два построенных вагона стали первыми, заслужившими право называться “спальными”: диваны для сидения днем на ночь легко раскладывались в столь же удобные постельные места. Но вскоре разразилась Гражданская война, и о подобных излишествах пришлось на время забыть. Перспектива погибнуть Пульмана не вдохновляла, и он вульгарно дезертировал, убравшись подальше от кровопролитной свары Севера и Юга — на Дикий Запад, в штат Колорадо, где как раз нашли золото. Там новоиспеченному золотоискателю, видимо, здорово повезло, потому что в Чикаго он вернулся в 1863-м с состоянием, увеличенным в разы по сравнению с довоенным. 

Теперь у Пульмана хватало денег, чтобы самостоятельно довести свою идею-фикс до ума. Спустя год предприниматель презентовал свое детище — первый пульмановский спальный вагон (названный, естественно, “Пионером”). Стоил он $20 тысяч — впятеро дороже обычного вагона, но зато там имелось то, что позволяло забыть об эпохе “жестких полок” раз и навсегда: роскошные просторные купе с раскладными диванами-кроватями, для пущего комфорта снабженными пуховыми подушками и перинами. Пассажирам нравились новые вагоны, но хозяева железных дорог покупали их неохотно. Пульмановские вагоны были слишком высоки для стандартных мостов и слишком широки для железнодорожных платформ, так что мосты и платформы приходилось перестраивать. 

Чтобы подтолкнут владельцев железных дорог к этим переменам, Пульман ухитрился включить один спальный вагон в траурный поезд президента Линкольна в апреле 1865 года, а через не сколько лет — в официальный поезд президента Гранта. При росте спроса пассажиров на спальные вагоны хозяевам железных дорог пришлось-таки поднять мосты и перестроить платформы. Скоро пульмановские вагоны появились на всех американских железных дорогах. В 1867 году был выпущен новый роскошный вагон “Президент”. Журналисты тут же окрестили его “отелем на колесах”, потому что в комплекте к данному вагону были выпущены еще два — первые в мире вагон-ресторан и вагон-кухня. 

Теперь состоятельные пассажиры могли претендовать в поездке на угощение не хуже того, которое подавалось в лучших ресторанах крупных городов. Через год был выпущен новый “отель на колесах”, названный именем одного из лучших нью-йоркских ресторанов — Delmonico, чьи повара готовили еду и для пассажиров одноименного вагона. Чтобы пассажирам было удобно переходить из вагона в вагон, Пульман сделал также «вагонный вестибюль» с эластичными диафрагмами, соединяющими вагоны. Он также стал строить роскошные персональные вагоны, ставшие новым символом очень богатых людей. Конные экипажи уступили место таким вагонам — с витражами, мебелью из красного дерева, салонами, канделябрами и даже органами. Пульман, один из богатейших людей своего времени, и сам пользовался таким личным вагоном «Монитор».


1 сентября 1866 года состоялось торжественное открытие Московской консерватории, основанной на базе организованных в 1860 г. музыкальных классов Русского музыкального общества

Ныне - Московская государственная консерватория. Крупнейшее высшее музыкальное учебное заведение России было основано на базе организованных в 1860 г. Музыкальных классов Русского музыкального общества. С первых лет своего существования Московская консерватория завоевала широкое признание музыкальной общественности серьезностью постановки учебного процесса. Успехам консерватории во многом способствовали организаторский талант, целеустремленность и энергия ее основателя и первого директора Н.Г.Рубинштейна, которому удалось привлечь к педагогической работе многих видных русских и зарубежных музыкантов.

В числе первых крупнейших деятелей Московской консерватории были П.Чайковский, С.Танеев, В.Сафонов, М.Ипполитов-Иванов, Ф.Лауб, И.Гржимали. В 1871 г. состоялся переезд в новое здание - дом Воронцова на Большой Никитской улице (прежде РМО арендовало дом на Воздвиженке), и в 1878 г. Русское музыкального общества приобрело его в собственность. Русское музыкального общества и Московская консерватория сыграли важную роль в деле музыкального просвещения Москвы. Дирекция Русского музыкального общества неоднократно подчеркивала, что консерватория - не коммерческое предприятие и что ее дело - принести большую общественную пользу. В рамках активной просветительской деятельности с первых же дней существования консерватории устраивались концерты.

С 7 февраля 1867 г. начались ученические вечера, первоначально 2 раза в месяц, затем еженедельно. В первые годы эти вечера носили закрытый характер (публика на них не допускалась). Публичные выступления учеников происходили в концертах-показах консерватории и в симфонических и камерных собраниях Русского музыкального общества. Наиболее подготовленные ученики уже с сезона 1869/70 года начали выступать в качестве солистов симфонических концертов Русского музыкального общества, и вскоре участие в концертах Русского музыкального общества стало важнейшей формой "производственной практики" учащихся. В 1880-е годы положение изменилось.

Хор и оркестр, усилиями С.Танеева, составились собственные, и центр тяжести концертной практики учеников переместился на консерваторские публичные концерты с участием солистов, хора и оркестра, и вскоре такие вечера стали устраиваться дважды в течение учебного года. В декабре 1901 г. в Большом зале (торжественное открытие которого состоялось 7 апреля 1901 г.) стали проводиться общедоступные концерты. В учебном году 1917/1918 состоялось 11 закрытых и 5 публичных концертов учеников, 1922/23 гг. - 22 и 18, в 1925/1926 - 20 показательных вузовских концертов, в 1927/1928 - 42. В Гостелерадиофонде есть записи, сделанные по трансляции в концертных залах консерватории: БЗК - 234 штуки (1947-1995) МЗК - 6 штук (1958-1984) Рахманиновский зал - 4 штуки (1883-2003) Среди исполнителей на ранних записях - А.Гольденвейзер, К.Игумнов, Л.Оборин, С.Рихтер, Э.Гилельс, Д.Ойстрах, А.Иванов, С.Лемешев. Записи конкурсов: вокалистов имени М.Мусоргского (1964) Всесоюзного вокалистов имени Глинки (1962-1979) Всесоюзного дирижеров (1966-1983) Всесоюзного исполнителей имени Рахманинова (1983-1990) Международного контрабасистов памяти С.Кусевицкого (1995) Международного исполнителей имени П.Чайковского (1958-1994).

В настоящее время Московской консерватории присвоен статус университета, который не имеет больше ни один музыкальный вуз страны. Сбылись надежды Рубинштейна о том, что выпускники Консерватории станут виртуозными исполнителями, а произведения русских композиторов — мировым достоянием.


Изменено: Елена Сальникова - 31.08.2016 19:04:55
 
1 сентября 1823 году родился Александр Ильич Шпаковский, полковник, изобретатель различных приборов и машин

В небольшой деревеньке в Смоленской губернии появился на свет Александр Ильич Шпаковский. О его детстве и юношеских годах сведений практически не осталось. Известно только одно: к тому времени, когда мальчишка подрос, его отец Илья Шпаковский решил перебраться с семье в столицу, именно в Санкт-Петербурге Саша пошел в гимназию.

Учился он хорошо по всем предметам. Но более всего его привлекали химия и физика, и даже когда занятия в гимназии заканчивались, он не спешил покидать альма-матер, помогая преподавателю по химии готовить реактивы для завтрашних опытов. Да и в физической лаборатории он был частым гостем.

Как это было принято в среде прогрессивной молодежи в середине XIX века, после окончания гимназии Саша поступил вольноопределяющимся в гренадерский полк. Служба ему, по большому счету, понравилась, и он с радостью откликнулся на предложение поступить в Павловский кадетский корпус, где он через пять лет стал преподавать физику. Параллельно ему предложили проводить занятия по этому предмету и в Павловском военном училище, на что он тоже согласился.

Впрочем, многочисленные лекции не мешали главному – систематической работе над усовершенствованием различных механизмов, разработке новых направлений, скажем, в таком слаборазвитом на тот момент направлении, как электрическое освещение. Целью Александра Ильича в начале 50-х годов стало создание автоматического регулятора расстояния между электродами дуговой лампы. Это было важно для увеличения срока службы лампы, повышения ее яркости, простоты при обращении с нею.

Новый автоматический регулятор Шпаковский изобрел в 1850 году, но еще три года понадобилось для того, чтобы довести его до ума. И только в 1856 году у Александра Ильича получилось производить лампы в таком количестве, что их можно было продавать. Одними из первых лампы Шпаковского приобрели в апреле 1856 г. С. Левицкий для своего фотографического ателье (напротив Казанского собора) и Рихтер для оптического магазина на Исаакиевской площади.

Чуть позже был объявлен конкурс на освещение Красной площади в Москве во время коронации императора Александра II. Среди прочих соискателей предложил свои услуги и преподаватель физики Павловского кадетского корпуса. Конечно, он втайне рассчитывал на успех, но приглашение приехать в Москву и начать установку ламп, все же застало его врасплох. Он планировал разместить вокруг площади 15 осветительных приборов, но в наличии оказалась только 11 ламп, пришлось зажигать их на башнях Кремля.

День, а точнее вечер 7 сентября 1856 года надолго запомнился жителям нынешней российской столицы. Такой иллюминации они до того никогда не видели, было светло как днем. А победителю вручили такой мизерный гонорар, что он невольно подумал: «Главное не победа, а участие…».

Очень многое сделал Александр Ильич для флота. В начале 60-х годов он оборудовал в Петербурге на Васильевском острове механическую мастерскую, в которой проводил большинство своих опытов. Забегая вперед, скажу, что со временем она разрослась до завода, который просуществовал около 15 лет. А первым «массовым продуктом», который выпускался в мастерских, стал фонарь для проведения подводных работ. Первоначально он использовался для нужд российского флота, но почти сразу же его начали покупать и англичане, чьи изобретатели практически топтались на месте.

Еще чуть позже Александр Ильич создает принципиально новый метод использования жидкого топлива – его пульверизации в пламя горелки. Это открывает новые возможности для развития такого направления, как электрическое освещение. Уже в 1866 году в табель имущества российских кораблей, которые отправляются в заграничное плавание, введен фонарь для ночной сигнализации с использованием скипидара. Годом позже его закупили англичане, а в 1868 году им были оснащены все корабли отечественного флота.

В те же годы Шпаковский упорно работает над усовершенствованием устройства с пульверизацией горючего. В 1869 году он создает нагревательную лампу, названную «Вулкан». Это была предшественница современных бензиновых и спиртовых паяльных ламп. Она же была отмечена на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге серебряной медалью.

Параллельно он дорабатывает нефтяную форсунку и паровой водометный инжектор для судовых паровых котлов. Но это не означает, что Александр Ильич замыкался только на изобретениях в интересах укрепления обороноспособности. Работал он и на общественные нужды. Так, именно Шпаковский разработал конструкцию паровой пожарной машины и наладил ее производство.

К числу «невоенных» заказов можно отнести и другие изобретения Шпаковского: аппарат для получения светильного газа из каменноугольной смолы и печь непрерывного действия для сухой перегонки каменного угля, способ брикетирования торфа. Все это тоже дело рук Александра Ильича. Это не считая того, что он был первопроходцем в освоении новых способов фотографирования и одним из основателей журнала «Фотограф».

Но, повторюсь, чаще всего ему приходилось работать на военные нужды, тем более что в 60-70-годы позапрошлого столетия существовало негласное соперничество между русскими и англичанами в разработке самодвижущихся торпедных аппаратов. Полковник инженерной службы Александр Ильич Шпаковский долгие годы бился над изобретением особого «ракетного состава», предназначенного для использования его в качестве горючего в двигателе. Свою конструкцию он в 1879 году предложил Морскому техническому комитету. В чем была принципиальная разница? Конструктор для обеспечения устойчивости торпеды на курсе решил применить гироскопический прибор.

К сожалению, во время испытания эта торпеда взорвалась прямо в минной мастерской. Александр Ильич был тяжело ранен, а когда казалось, что выздоровление не за горами, случилось непредвиденное: конструктора разбил паралич.

Но он не замкнулся в себе, продолжал изобретать. Только теперь его руками стали его ученики, которые работали по чертежам мастера. К сожалению, организм, подорванный ранением, долго не выдержал. 25 июня 1881 года Александр Ильич скончался на своей даче в Удельной под Санкт-Петербургом.

А его изобретения до сих пор приносят пользу людям…


1 сентября 1843 года родилась Надежда Прокофьевна Суслова, первая из русских женщин, ставшая врачом. Сестра Аполлинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского

Имя Надежды Прокофьевны Сусловой в 60 - 70-е годы прошлого столетия было знаменем борьбы передовых русских людей за осуществление высшего женского медицинского образования в царской России.

Родилась Н.П.Суслова в семье крепостных, получивших «вольную». Приехав в 1860 году в Петербург, она много занимается самообразованием. Под влиянием революционных идей Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова активно участвует в работе молодежных кружков. За связь с революционными организациями, участие в работе I Интернационала была взята «под негласный бдительный надзор полиции».

В царской России для женщин были закрыты двери всех университетов. Только в Медико-хирургической академии некоторые профессора (И..М. Сеченов, С. П. Боткин) разрешили в 1862 году трем женщинам, в том числе Н.П.Сусловой, посещать их лекции. Однако в 1863 году правительство запретило женщинам учебу и в академии.

Н. П. Суслова уехала в Швейцарию, где в виде исключения была принята на медицинский факультет Цюрихского университета, который блестяще окончила в 1867 году. Вскоре она успешно защитила диссертацию, выполненную под руководством и при самой непосредственной помощи Ивана Михайловича Сеченова.

Вместе со своим мужем Ф. Ф. Эрисманом (впоследствии известным гигиенистом, нашедшим в России вторую родину) в 1868 году Суслова приезжает в Петербург. По российским законам женщина не могла получить звание доктора медицины. А лица, удостоенные его в заграничных университетах, держали специальные экзамены. Медицинская комиссия под председательством профессора С. П. Боткина дала Н. П. Сусловой право на врачебную практику в России. Но предстояло еще доказать, что женщина может заниматься врачеванием, в чем сомневались многие мужчины-медики того времени.

Вся последующая врачебная деятельность Н. П. Сусловой в Петербурге, Нижнем Новгороде опровергла эти сомнения. Переехав в 1892 году на жительство в Крым, Надежда Прокофьевна много занимается благотворительной деятельностью. Свои медицинские инструменты, лекарства, библиотеку после смерти (1918 год) она завещала лечебным учреждениям.

То уважение, которое снискала Н. П. Суслова, сломало барьер, преграждавший женщинам путь в медицину. В 1872 году в Петербурге открылись первые Женские врачебные курсы, просуществовавшие 14 лет. И лишь в 1897 году был открыт Петербургский женский медицинский институт.

Сегодня в нашей стране профессия врача для женщины престижна и популярна.


1 сентября 1848 года родился Огюст Анри Форель, известный швейцарский невропатолог, психиатр, энтомолог и общественный деятель

Родился Огюст Анри Форель в Ла-Грасьёз (La Gracieuse) кантон Во, Швейцария. Форель изучал медицину в Цюрихе и Вене, в 1873 году назначен врачом-ассистентом при лечебнице для умалишённых в Мюнхене и в 1877 году читал лекции по психиатрии в университете этого города; в 1879 году. Форель перешёл в Цюрих профессором психиатрии и директором кантональной лечебницы для умалишённых. В 1896 году он стал почетным доктором университета Цюриха.

Заслуги Фореля очень многосторонни, и его научные исследования касаются как строения и отправления центральной нервной системы человека, гипнотизма и других психических явлений, так и систематики, анатомии и биологии муравьев и, наконец, вопросов об алкоголизме, о вменяемости умалишённых и т. п.

Форель предпринял путешествия с научной целью в Болгарию (1891), Тунис и Алжир (1889), Алжир (1893), Вест-Индию и Колумбию (1896) и Северную Америку (1899).

Форель основывал в 1909 году Международный союз медицинской психологии и психотерапии.

Умер 27 июля 1931 года в Иворне (Yvorne; кантон Во, Швейцария).

 
Ученые нашли связь между полнолунием и рождаемостью

Исследования в области факторов, влияющих на уровень рождаемости, проводились группой ученых в Университете Токио. Специалисты хотели выяснить, каким образом лунные циклы влияют на предрасположенность коров к рождению потомства. 

Воздействие Луны на поведение живых организмов было выявлено уже давно. Японские эксперты изучили периоды новолуния и полнолуния в их связи с естественными процессами в жизни крупного рогатого скота. Выяснилось, что Луна оказывает влияние не только на человека, она также способна управлять животными, причем не только на психологическом, но и на физиологическом уровне.

Наблюдения за коровами проводились на ферме около Токио. Специалисты провели в таких условиях три года – с 2011 по 2013. Они анализировали показатели месячной и дневной рождаемости. Всего за период исследования родилось 428 детенышей коров.

Выяснилось, что наиболее плодовитыми животные были в периоды полнолуния, причем не только в момент полной Луны, но и за несколько дней до явления, а также после. Спутник оказывал максимально сильное воздействие на ранее рожавших животных.


У высоких людей есть преимущества

Многие высокие люди жалуются на свою жизнь Им тяжело найти одежду, мебель кажется маленькой, а многие потолки низкими, общение с людьми из-за роста усложняется — это лишь самые популярные жалобы. Но ученые доказали, что у высокого роста есть свои преимущества.

Особенные свойства организма высоких людей, прежде всего, относятся к физиологическим явлениям и способности ориентироваться в пространстве. У высоких людей лучше развиты участки мозга, отвечающие за определение расстояния до предметов.

Это значит, что высокому человеку проще определить, как близко или далеко находится предмет. Доказать это удалось благодаря эксперименту над 24 добровольцами, рост которых был более 175 сантиметров.

Участникам эксперимента нужно было в меняющихся условиях освещения определять расстояние между предметами. Как показал опыт, у более высоких людей это получалось лучше, чем у тех, кто был несколько ниже.


Лосось появился в рационе людей 12 тысяч лет назад

Сведения о рационе древних людей значительно помогают ученым разобраться с тем, как жили люди в определенную эпоху. Удалось обнаружить, что уже 12 тысяч лет назад в рацион людей вошла такая рыба, как лосось. Обитатели Аляски регулярно употребляли в пищу это животное.

Сделать такой вывод историкам и биологам удалось на основании исследований, которые были проведены в 17 поселениях древних жителей Аляски. Также удалось добыть сведения и о других находках, которые связаны с питанием древних людей в этом регионе.

Самые древние жители Аляски предпочитали мясо животных, а также водоплавающих птиц. К этим древним обитателям относят те, кто жил на Аляске порядка 13 тысяч лет назад. А уже через тысячелетие рацион несколько изменился. Это значит, что в него стали входить рыбные продукты речного и морского происхождения.

Очевидно, что одна из немногих рыб, которая там обитает — это лосось. Его и ели древние люди. Отметим, что растительная пища практически не была в их рационе.


Жизнь в Гренландии существовала еще 3,7 миллиарда лет назад

Исследователям удалось обнаружить древнейшие следы жизни, которые указывают на то, что это гениальное явление еще более древнее, чем мы думали раньше. Своей находкой они поделились с читателями журнала Nature. Открытием стало нахождение очень древних палеонтологических останков, которые относятся к доисторическому периоду, считают ученые.

Ранее австралийские исследователи смогли найти доказательства того, что жизнь на Земле существовала уже 3,5 миллиарда лет назад, но гренландские находки отодвигают эту дату еще на 0,2 миллиарда лет. Таким образом, стало ясно, что возраст жизни на Земле — 3,7 миллиарда лет.

Помочь сделать такие выводы смогли древнейшие следы жизни — строматолиты, которые являются производными жизнедеятельности бактерий на дне протоокеана.

Для ученых это важный прорыв, ведь до недавнего времени самые доисторические находки имели давность всего 220 миллионов лет. Теперь же известно, что Гренландия была обитаема еще очень давно, являясь островком жизни.


 
Студенты помогли таежной отшельнице Агафье Лыковой собрать урожай и кедровые шишки

Студенты-волонтеры помогли таежной отшельнице Агафье Лыковой подготовить дом к зиме, заготовить дрова и собрать урожай. Об этом сообщили в пресс-службе обладминистрации.

"За время пребывания добровольцы накосили траву для коз и кур, заготовили дрова, помогли убрать урожай на огороде и собрать спелые кедровые шишки, поправили оконные и дверные проемы в доме. Студентов очень заинтересовала речь Агафьи Карповны. Они записывали говор, песни и сказания староверки", - сказали в пресс-службе.

Как уточнили ТАСС в администрации Таштагольского района, в общей сложности группа из 10 человек - 8 студентов из Московского госуниверситета информтехнологий, радиотехники и электроники, одной студентки Кемеровского госуниверситета, а также руководителя - пробыла у староверки 10 дней. В выходные добровольцев забрал вертолет, вылетевший из Таштагольского района Кемеровской области для облета территории на границе с Хакасией и оценки лесопожарной обстановки.

Также на борту воздушного судна был врач центральной райбольницы Таштагола, которая осмотрела Лыкову. По заключению медика, состояние здоровья староверки удовлетворительное. "Доктор привезла медикаменты и рассказала, как их принимать", - отметили в обладминистрации.

Агафья Лыкова - единственная оставшаяся в живых представительница семьи отшельников-староверов, найденных советскими геологами в 1978 году в Западных Саянах. Семейство состояло из пяти человек: Карпа Иосифовича, двух его сыновей и двух дочерей, в том числе 34-летней Агафьи. Долгие годы они жили в тайге, в 1981 году один за другим умерли трое из детей, в 1988 году ушел из жизни Карп Иосифович.

Несмотря на то, что территориально заимка отшельницы относится к Хакасии, глава Кемеровской области в течение многих лет шефствует над Лыковой. Впервые они встретились осенью 1997 года, когда он побывал на заимке. Письма от староверки с различными просьбами Тулееву чаще всего доставляет глава Таштагольского района Владимир Макута.



"Внеземной сигнал", обнаруженный российскими астрофизиками, оказался земной помехой

Необычный сигнал, зафиксированный радиотелескопом РАТАН-600 Зеленчукской обсерватории (Карачаево-Черкесия), является помехой земного происхождения, а не сигналом от внеземной цивилизации. Об этом сообщила корреспонденту ТАСС научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН Юлия Сотникова, курирующая исследовательские работы на телескопе.

"В прошлом и нынешнем году на телескопе ведутся работы по поиску солнцеобразных звезд. Научных результатов в рамках этого исследования пока нет. Некоторое время назад - весной нынешнего года - был получен необычный сигнал, но его обработка показала, что, скорее всего, он является помехой земного происхождения", - сказала она, добавив, что обсерватория готовит текст официального опровержения распространяемой в СМИ информации об обнаружении сигнала внеземной цивилизации.

Директор Института прикладной астрономии РАН Александр Ипатов рассказал корреспонденту ТАСС, что в советское время во время работы в Специальной астрофизической обсерватории он входил в группу молодых астрономов, которые вели поиск сигналов от внеземных цивилизаций. "Мы действительно нашли необычный сигнал. Однако при проведении дополнительной проверки оказалось, что он исходил от советского военного спутника, который не был внесен ни в один из каталогов небесных объектов", - сказал Ипатов.

Как сообщил известный американский астроном-любитель Пола Гилстер на сайте Centairu Dreams, радиотелескоп Зеленчукской обсерватории мог зафиксировать сигнал внеземной цивилизации, отправленный из звездной системы HD164595 в созвездии Геркулеса. Отмечается, что сигнал был обнаружен на длине волны 2,7 см. По утверждению Гилстера, сигнал может быть свидетельством существования внеземной цивилизации, так как он был в 8-10 раз ярче, чем типичный пульсар или Луна.

Российский радиотелескоп РАТАН-600 является самым крупным в мире с диаметром кольца в 600 метров. Одна из главных задач телескопа - изучение Солнца, однако на нем параллельно выполняется много научных программ. Программа, в рамках которой был обнаружен необычный сигнал, осуществляется Специальной астрофизической обсерваторией совместно с МГУ.


Ученые нашли огромные запасы кобальта и редкоземельных металлов у японского острова

Группа японских ученых из Токийского университета обнаружила огромные запасы кобальта и некоторых редкоземельных металлов на дне Тихого океана в районе японского острова Минамиторисима, расположенного в 2 тыс. км к юго-востоку от Токио.

Сами металлы обнаружены в составе шарообразных минеральных образований - железомарганцевых конкреций. На кадрах, снятых учеными во время погружения на глубину 5,5 тыс. метров, видно, что обширная часть океанического дна буквально усыпана коричнево-черными конкрециями диаметром от 5 до 10 см.

В результате анализа выяснилось, что в составе этих образований содержится марганец, кобальт и некоторые редкоземельные металлы. Аналогичные залежи на площади 44 тыс. кв. км уже ранее были обнаружены у побережья острова Кюсю, однако находка в районе Минамиторисимы значительно более существенная, говорят ученые.

"Объемы этих придонных залежей кобальта сопоставимы с объемом его потребления в Японии на протяжении 1600 лет. То, что он был обнаружен в исключительной экономической зоне Японии, имеет большое значение. Я бы хотел, чтобы в будущем в Японии стала бы возможной собственная добыча природных ресурсов", - рассказал о находке профессор Токийского университета Ясухиро Като.

Редкоземельные металлы, обнаруженные в конкрециях, используются при производстве аккумуляторов для электромобилей, а также других важных деталей в автомобильной промышленности. Японским компаниям приходится закупать такие металлы за рубежом. Разработка обнаруженного месторождения позволит снять зависимость от импорта, однако для этого придется разработать технологию подъема конкреций со дна океана.

Изменено: Елена Сальникова - 01.09.2016 15:55:05
 
2 сентября 1834 года Сэмюэль Кольт запатентовал револьвер и навсегда прославил свое имя, хотя путь к успеху у него был нелегким

Сэмюэл Кольт родился в маленьком городке Хертфорд в штате Коннектикут. Когда мальчику исполнилось четыре года, ему подарили игрушечный пистолет. Маленький экспериментатор утащил из отцовского охотничьего рога кучку пороха, и вскоре в доме прогремел взрыв. Сэм, к счастью, не пострадал, но этот случай можно считать началом его карьеры изобретателя оружия. Когда Сэмюэл начал работать на текстильной фабрике отца, то не оставил своего увлечения и постоянно мастерил взрывоопасные игрушки. Опасаясь, что Сэмюэль разнесет фабрику, отец отправил его учиться в университет. Но изобретатель продолжал свои опыты и в храме науки. Результатом стал сильный пожар, вспыхнувший в университетском здании. Учебу пришлось оставить.

Самюэль Кольт нанялся матросом на грузовое судно, но не отказался от своей идеи - фикс - создать легкий многозарядный револьвер, из которого можно было бы стрелять несколько раз подряд простым нажатием курка.

Этот интерес родился не на пустом месте. До Сэмюэла Кольта на протяжении столетий стрельба была делом хлопотным и многотрудным. Перед очередным выстрелом нужно было засыпать в ствол порох, закладывать пыж, затем пулю, и уметь при этом исправно орудовать шомполом и прочим инструментом. По легенде, как-то раз, когда Сэм наблюдал за тем, как крутится штурвал, он придумал сконструировать оружие с барабаном, который, поворачиваясь, посылает пулю в ствол.

Сначала никто не верил в успех его изобретения, но он был настойчив, нашел спонсоров и открыл производство револьверов, которые назвал по своему имени – кольт. Военные скептически отнеслись к новинке, но вооружили ею отряд, воевавший с индейцами во Флориде и Техасе. Простым солдатам понравился револьвер, который можно было заряжать заранее и делать с его помощью 6 выстрелов подряд. К началу Гражданской войны револьверы Кольта пользовались огромным спросом. Ими пользовались и мирные жители, и бандиты и служители закона.

Эти револьверы были надежными, простыми по конструкции, имели легкосменяемые части, а главное - обладали высокой скорострельностью, что в бою и в поединке – было вопросом жизни и смерти. Револьверы Кольта пользовались фантастическим спросом, особенно у переселенцев, отправлявшихся осваивать Дикий Запад. Чуть ли не каждый второй благодарный пионер готов был назвать сына Сэмом, а лошадь - Кольтом. Появилась даже пословица: «Бог создал людей, а Кольт дал им равные права».

Когда в 1862 году Сэмюэль Кольт умер, его бизнес наследовала его жена. С годами конструкция и дизайн револьвера практически не изменились. Кроме продукции "для всех", на фабриках Кольта выпускали и эксклюзивное оружие, настоящие шедевры для ценителей. Их часто преподносили в подарок царственным особам, подарочные "кольты" хранились в коллекциях Николая I и Александра II, датского короля Фредерика 7 и шведского Карла 15.

Сегодня компания "Кольт" - ведущий производитель стрелкового оружия. Ассортимент его огромен - от маленьких дамских пистолетов до армейских пулеметов и "стингеров". Среди хитов компании - знаменитые на весь мир пистолеты 45 калибра и армейская винтовка M16.


 
2 сентября 1942 года состоялся первый полет танка планера Антонова "КТ" (А-40)

В начале Великой Отечественной войны ряд конструкторских коллективов получил срочное задание Наркомата авиационной промышленности на создание десантно-транспортных планеров. К работам был привлечен О.К. Антонов, имевший к тому времени опыт создания спортивных планеров. В конце 1941 года он предложил вариант крылатого танка, который на буксире за самолетом мог быстро перебрасываться в район боевых действий. Предполагалось, что планер, представлявший собой танк, снабженный крыльями, будет отцепляться от самолета за 20-26 км от цели, бесшумно перемещаться и производить посадку, после чего крылья будут сбрасываться, а машина вступать в бой. Для реализации проекта который назвали "крылья танка" и обозначили индексом "КТ", выбрали состоявшие на вооружении Красной Армии легкий танк Т-60 и бомбардировщик ТБ-3. Крыло планера представляло собой бипланную коробку, что позволило уменьшить его в размерах. Хвостовое оперение бипланного типа с разнесенными килями было установлено на двух балках, соединенных с нижней плоскостью крыла. Корпус танка выполнял функции гондолы, в которой располагались пилот (он же водитель) и стрелок. Управление планером в воздухе осуществлялось рулями и элеронами. Для уменьшения на них нагрузок: аэродинамической компенсации - дополнительно установили небольшие крылышки. Пилот сбрасывал крыло, не выходя из танка, с помощью специального приспособления. Планер имел длину 12 м, размах крыла 18 м, площадь коробки крыльев 86 кв.м. Облегченный танк Т-60 с полезной нагрузкой весил 6800 кг, масса планера составляла 2000 кг. Полная полетная масса летательного аппарата приблежалась к 7,8 т, а удельная нагрузка на крыло равнялась 90 кг/кв.м.

Испытания "КТ" начались под Москвой в летно-исследовательском институте (ЛИИ) 7 августа 1942 г. с пробежек облегченного танка по грунтовой взлетно-посадочной полосе и бетонке. При этом ставилось целью узнать, выдержит ли ходовая часть машины скорость 110-116 км/ч (скорость Т-60 составляла 45 км/ч). Затем были выполнены три полета "КТ" на высоте 4 м, в которых опробовали систему управления.

Первый полет "КТ" состоялся 2 сентября 1942 года. Самолетом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными до 970 л.с. моторами АМ-34РН командовал П.А. Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Планером управлял летчик-испытатель опытно-испытательного полигона воздушно-десантных войск Красной Армии С.Н. Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости "КТ" буксировка велась на близкой и максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подьема аэропоезда оказалась недостаточной. Самолет едва достиг высоты 40 м. Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/с. Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер. Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома. Не будучи предупрежденным о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полетов аэродрома по боевой тревоге поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом доставили в поселок Стаханово (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ. Так закончился первый и последний полет летающего танка.

В акте об испытаниях опытного планера указывалось на необходимость увеличения триммера руля высоты, постановки штурвального управления с червячной передачей и внесения конструктивных изменений в аэродинамическую компенсацию элеронов и управление закрылками. Отмечалось, что задача создания летающего танка решена, но были допущены ошибки. Модель планера и танка для продувок в аэродинамической трубе была выполнена в упрощенном варианте (без тросов, соединяющих бипланную коробку крыла и оперение, и без моделирования гусениц танка), что привело к ошибке в расчетах аэродинамических свойств "КТ" и требуемой мощности двигателей самолета-буксировщика. Кроме того, не было учтено сопротивление воздуха, что не позводило двигателям ТБ-3 поднять планер на требуемую высоту и усложнило управление им в полете. Из более мощных самолетов, способных поднять в воздух планер "КТ", на вооружении в то время находился лишь стратегический бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7) конструкции В.М. Петлякова. Однако в годы войны было построено всего 80 таких машин. Пе-8 использовали для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина, и рассчитывать на его использование в качестве буксировщика "КТ" по меньшей мере было нереально. В связи с этим дальнейшие летные испытания крылатого танка прекратились.


02 сентября 1985 года  началась разработка Ил-114

В первой половине 80-х годов в связи с ростом воздушных перевозок на местных и средних авиалиниях возникла потребность в более вместительных самолётах, способных перевозить 60–70 пассажиров. Кроме того, парк Ан-24 начал постепенно сокращаться из-за списания выработавших ресурс самолётов. В начале 1982 года генеральный конструктор ОКБ им. С. В. Ильюшина Г. В. Новожилов выступил с инициативой разработки нового пассажирского самолёта Ил-114. Инициатива была поддержана руководством МАП и, несмотря на загрузку ОКБ работами по доводке Ил-96-300, было принято решение параллельно начать подборку материалов по Ил-114. Главным конструктором по самолёту был назначен Н. Д. Таликов.
 
К октябрю 1983 года были разработаны техничские предложения и аванпроект. Рабочее проектирование началось 2 сентября 1985 года. К июлю 1987 года был построен полномасштабный макет. Постановлением СМ СССР срок ввода самолёта в эксплуатацию был определён II кварталом 1991 года. Серийное производство предполагалось сразу на двух заводах: ТАПО им. В. П. Чкалова и «Знамя Труда» в Москве. Изготовление первого прототипа Ил-114 завершилось к концу 1989 года. 29 марта 1990 года экипаж лётчика-испытателя В.Белоусова впервые поднял его в небо с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе. Самолёт прошёл комплекс испытаний в Жуковском, Ташкенте и Якутске. Из-за кризиса в экономике и развала страны испытания сильно затянулись. Подготовка к серийному производству на ТАПОиЧ началась в ноябре 1994 года. Сертификат лётной годности от Авиарегистра международного авиационного комитета был получен только 26 апреля 1997 года (№ 130–114). В июне 1998 года Ил-114 совершил перелёт по городам России для демонстрации возможностей самолёта региональным авиакомпаниям. В июне 1999 года узбекская авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» начала первые пассажирские рейсы на Ил-114.
 
Ил-114 предназначен для перевозки 64 пассажиров на местных воздушных трассах протяжённостью не менее 1000 км. Возможна эксплуатация с небольших аэродромов, имеющих как бетонные, так грунтовые полосы.
 
Ил-114 выполнен по схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 2,86 м). Крыло прямое, трапецевидное в плане, большого удлинения. Механизация крыла состоит из выдвижных двухщелевых закрылков с фиксированным дефлектором. Шасси убирающееся, трёхопорное, с передней стойкой. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117С с малошумными шестилопастными винтами СВ-34 диаметром 3,6 м. На самолёте установлен пилотажно-навигационный комплекс ЦНПК-114, позволяющий пилотировать самолёт в дюбое время суток в любых метеоусловиях. Предусмотрена установка двигателей и авионики западного производства. Все средства отображения информации, органы управления бортовыми системами объединены в единую информационно-управляющую систему с выводом данных, необходимых для пилотирования и навигации, а также данных о работе самолётных систем, на 5 цветными многофункциональных дисплеев.
 
В настоящее время изготовлено не менее 11 самолётов. В 1996 году поступило предложение от Ирана об организации лицензионного производство Ил-114 в этой стране. Но из-за натянутых отношений между Узбекистаном и Ираном сделка сорвалась и освободившееся место занял украинский Ан-140. В настоящее время в России самолёты Ил-114 эксплуатируются авиакомпанией «Выборг».


Читают тему (гостей: 2)