Чирах-кала — крепость на территории Азербайджана, приблизительно в 20-25 км к югу от города Шабран близ селения Гала-алты, на вершине горы. Данная крепость была воздвигнута в IV—VI веках нашей эры на высоте 1232 метров над уровнем моря. По предположениям специалистов являлась дозорно-смотровым сооружением. Её месторасположение позволяет обозревать большую территорию и предупреждать об угрозе с помощью огней, зажигаемых на башнях. Вероятнее именно это и послужило поводом для её названия: «Чыраггала – Крепость-светильник».
Вместе с Бакинской и Дербентской крепостями входила в мощнейшую систему прикаспийских оборонительных сооружений, являлась основным элементом Гильгильчайской оборонительной стены. Выполняла оборонительную функцию до 18-го века. За последние 200 лет практически разрушена.
Крепость
Чирах-кала
Торпаккала (азерб. Torpaqqala) — городище, расположенное в Гахском районеАзербайджана, на левом берегу рекиГаных (на месте впадения в неё реки Айричай). Длина холма, на котором расположено городище составляет 500 м, ширина — 15-160 м, а высота — 20-25 м. Общая площадь — 4,5 га.
В результате археологических раскопок 1958—1967 гг. были обнаружены остатки крепостных стен из сырого и обожжённого кирпича, остатки жилых зданий, различные предметы быта из глины, метала, камня и стекла. Население занималось в основном земледелием, скотоводством и ремесленничеством. Особенно было развито гончарное дело. В Торпаккала было обнаружено значительное количество глиняных изделий[1]. Результатами археологических работ на холме Торпаккала в 1959—1962 гг. стали находки двух гончарных печей для обжига бытовой и строительной керамики. Первая печь — двухъярусная эллипсовидной формы и длиной 4 м была обнаружена на северо-восточной окраине холма. Здесь сохранились топочная камера с тремя парами рукавов. Вторая печь, обнаруженная на верхнем срезе юго-восточного склона холма, также двухъярусная. У ней сохранились четырёхугольная топочная камера размером 1,4?0,8 м. Эта печь имеет 11 жаропроводных рукавов.
В ходе раскопок на территории Торпаккала были обнаружены остатки мастерской для производства стеклянных изделий. Это остатки самой ранней известной на территории Азербайджана мастерской подобного рода. На территории кладбища к северо-востоку от Торпаккала обследованы кувшинные и христианский погребения.
В ходе исследований было установлено, что Торпаккала представляет собой остатки города (название неизвестно), развивавшейся с первых столетий нашей эры до XIV—XV вв.
Городище
Торпаккала
азерб. Torpaqqala
СтранаАзербайджанРайонГахский район, левый берег реки Ганых istochnik
Трёхсвятительская церковь — недействующая церковь в городе ШекиАзербайджанской Республики. Появилась не позднее 1853 года и действовала до начала XX в. Ныне здесь функционирует Музей народного прикладного искусства.
Трёхсвятительская церковь
Основная информация
Предстоятель в настоящее времяЦерковь не задействует
ЦентрШеки,Азербайджан Резиденция ПредстоятеляНухинская крепость
В 1853—1861 годах священником церкви был отец Евстафий Хуциев.
В 1894—1896 годах в церкви служил псаломщиком Гавриил Печинский. «Церковныя ведомости» (том 1905 года издания указывает имя другого священника, Давида Утиева. Также отмечается, что церковь относилась к Грузинской епархии (Грузинская епархия, заключающая в своём составе 12 монастырей и 485 приходских церквейТифлисской, Бакинской, Елизаветпольской и Эриванской губерний и областей Карской, Дагестанской иЗакаспийской, управлялась экзархом Грузии, имевщим пребывание в Тифлисе; при экзархе два викария, епископыГорийский и Алавердский).
В наше время действительно могила Давида Утиева находится в одной из южных абцисс церкви.
Построенная в XIX веке мечеть Омара Эфенди сохранила свой первозданный вид до наших дней. В советский период здание мечети использовалось в качестве склада. После 1950 года мечеть возобновила свою деятельность. В1986 году мечеть сгорела в результате стихийного бедствия. В 1987 году, по инициативе имама Джума-мечети городаШеки — Гаджи Селима Эфенди, а также при помощи пожертвований местных жителей, мечеть была отреставрирована и восстановлена.
Мечеть Омара Эфенди имеет прямоугольную форму. Кирпичный карниз на фасаде, а также стены между окнами, украшенные несколько выступающими вперед тонкими узорами, дополняют её архитектурный вид.
Площадь мечети составляет 105 квадратных метров, территория прилегающего участка — 525 квадратных метров. При строительстве мечети были использованы такие местные стройматериалы, как галька и жженый кирпич. Крыша мечети покрыта железными листами, пол и потолок выполнены из дерева.
Перед входной дверью мечети расположен открытый балкон. Молящиеся совершают омовение в бассейне, расположенном во дворе мечети, а затем проходят для совершения молитвы в просторный и светлый зал. В главном молельном зале установлено 14 окон. В передней части главного молельного зала расположено ещё большее по размерам молельное помещение, общей площадью 80 квадратных метров. 45 из них отданы женщинам, а остальная часть используется в качестве коридора.
Минбар (трибуна) мечети изготовлен из дерева и украшен элегантными ручными узорами. Высота михраба, оформленного растительным орнаментом — три метра.
Минарет мечети, также построенный из жженого кирпича, имеет округлую форму. Её высота составляет 14 метров. Кирпичный узоры минарета, входящего в основной комплекс мечети, подчеркивают искусность мастера.
Религиозная община мечети «Омар Эфенди» города Шеки зарегистрирована Государственным Комитетом Азербайджанской Республики по Работе с Религиозными Образованиями
Ханский платан, или Ханский чинар — знаменитое дерево, местная достопримечательность. Растёт в городе Шеки (Азербайджан) на территории Дворца шекинских ханов, входящего в Государственный историко-архитекртурный заповедник «Юхары-баш». Возраст дерева оценивается примерно в 5 веков.
остопримечательность
Ханский платан
(азерб.) Xan ?inar?
Ханский чинарСтранаАзербайджанГородШеки
Построена текийе из обожженных кирпичей размером 20 ? 20 ? 5 см.. Первый мавзолей представляет собой портально-купольное сооружение. Нижняя часть здания имеет форму куба, а верхняя — восьмигранника. С помощью же скошенных углов осуществляется переход от куба к восьмиграннику. Восьмигранная часть мавзолея в свою очередь состоит из двух частей: нижней — несколько большего размера и верхней — значительно меньшей (стоит отметить, что верхняя часть сдвинута под некоторым углом к нижней).
Дверной проём представляет собой прямоугольную раму, состоящую из богато орнаментированных полок обрамления. Над самым входом расположена вырезанная по гипсу трёхстрочная надпись, сообщающая датировку памятника — XIII век.
В плане мавзолей почти правильный квадрат со стороной, равной в среднем 5,5 м. Путём устройства в углахсталактитовыхтромпов с тремя ярусами ячеек осуществлён переход от квадратного плана к куполу. Тромпы же создают переход к восьмиграннику, который с помощью являющихся продолжением верхнего яруса сталактитов декоративныхниш переходит к шестнадцатиугольнику.
К порталу этого мавзолея в XV веке был пристроен второй мавзолей. В южной стене этого мавзолея расположен михраб, под которым помещается надпись с датой возведения здания — 1495 год.
В 2008 году в оборот была введена почтовая марка Азербайджана стоимостью 10 коп. с изображением ханаки.
Мавзолей Ноя, или Гробница пророка Нуха — мавзолей-тюрбе в южной части городаНахичевань (Азербайджан) на территории Кёхня-галы (Старой крепости).
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, некоторые персидские и армянские историки относят основание гробницы к 1539 году до н. э.. В настоящем виде мавзолей восстановлен по решению местных властей от2006 года. Гробница состоит из остатков нижнего этажа бывшего храма. В склеп спускаются по лестнице. Посреди склепа стоит каменный столп. По преданию, под этим столпом находятся мощи Ноя. В Национальном Музее искусств Азербайджана сохранилась картина Бахруза Кенгерли, изображающая состояние могилы Ноя, в котором она находилась 100 лет назад.
Её описание есть в дневниках К. де Брюина и А. Олеария, а также в работе Б. Дорна. Мавзолей стоит на высеченной в отвесной скале площадке. Сама постройка двухэтажная. Первый ярус имеет зал, покрытый стрельчатым сводом, в который есть проход из небольшого вестибюля с восьмигранным куполом. В скале высечена лестница, которая ведёт в зал второго этажа. Сферический купол с заострённой макушкой имеет тромпы, украшенные растительным орнаментом.
На одном из них есть фрагмент надписи, сообщающий дату — 1402 год, а также часть имени зодчего — «…сын устада Гаджи». С этим местом связано много легенд и преданий. Дири Баба украшен, выполненный наборной мозаикой, эффектной надписью, начертанной каллиграфом по имени «Дервиш».
По дороге из Баку в Шемаху, в селе Мараза, есть уникальный памятник — двухэтажный мавзолей-мечеть XV века под названием «Дири-Баба», расположенный напротив старого кладбища. Долгое время местные жители хранили предание о том, что здесь погребен и остался нетленным святой по имени Дири-Баба. Впрочем, с этим памятником связано много легенд и мистических подробностей. Поэтому уже с XVII века он привлекает сюда множество паломников и просто любопытных глаз. Особенность строения в том, что зодчий как бы «вмонтировал» гробницу в скалу. О на будто держится «на весу», оторванная от земли. Гробница восхищает строгостью архитектуры, чистотой линий, на фоне неровностей темной скалы светлая и гладкая поверхность стен, выделяясь, кажется торжественной. Примечательно, что главным в здании считается не первый, а второй этаж. Предваряет зал небольшая прихожая, покрытая восьмигранный куполом, где разувались посетители. Из прихожей имеется выход на высеченную в толще скалы полутемную лестницу, которая, выводит на второй этаж усыпальницы. Зал — площадью около 15 квадратных метров — перекрыт сферическим куполом. На стене высечен поминальный текст, в котором упоминается имя ширваншаха -Шейха Ибрагима I. Отделяет один этаж от другого — декоративный ярус с надписью, как бы опоясывающий здание. Мавзолей примыкает вплотную к скале, в массиве которой вырезан грот. Это и есть место захоронения святого. Сюда ведет узкий ход в северной стене.
Архитектура Дири-баба гармонично вписывается в живописное окружение здания — пейзаж на фоне скал и зелени деревьев. Здание мавзолея — шедевр ширванской архитектурной школы, прекрасное творение искусства древних умельцев. Памятник находится под охраной государства.
На гробнице Дири-Баба полное имя зодчего не сохранилось, остался лишь кусок камня с частью надписи «…сын устада Гаджи» и дата строительства гробницы — 1402 год.
Мавзолей Йахйи ибн Мухаммада ал-Хаджа — мавзолей XIV века, расположенный на возвышенности близ реки Аракс на юге Закавказья.
Де-юре исторический памятник находится в селе Мамедбейли Зангеланского районаАзербайджана Построил мавзолей в 1305 году архитектор Али Маджд ад-Дин на «Шелковом пути». В 1975 году в мавзолее были проведены подземные очистительные работы, в результате которых и была обнаружена гробница.
Она имеет прямоугольнообразный план размерами 2,95x3,30 м. Вход в гробницу расположен с западной стороны. Ширина двери 76 см, а высота 88 см. Согласно правилам Ислама вход в мавзолей не должен был превышать 120 см, чтобы вошедший, кланяясь, чтил память умершего. В средние века такого рода мавзолеи сооружались над могилами феодальной знати, известных людей. Верхняя часть мавзолея в настоящее время немного разрушена. Верхняя часть мавзолея, построенная в форме восьмигранной призмы, дополнена крышей в форме пирамиды. Её стены очень аккуратно обложены снаружи и изнутри точёными камнями, а её гробница внутри представляет собой квадрат. Дверь мавзолея расположена на высоте 1,8 м. Внутренний свод имеет сферическую, внешний же пирамидальную форму. Такой тип строений характерен для многих памятников
Памятник-усыпальница
Мавзолей Вагифа
Изображение мавзолея Вагифа на почтовом конверте издания 1983 года.СтранаАзербайджанГородШушаСтроительА. В. Саламзаде и Э. И. КануковСтроительство ???—1982 годы
Мавзолей Вагифа (азерб. Vagifin m?qb?r?si) — мавзолей, воздвигнутый 1982 году на могиле азербайджанскогопоэта и государственного деятеля, визиря Карабахского ханства в XVIII векеМоллы Панаха Вагифа в Шуше.
Мавзолей был воздвигнут в 1982 году архитекторами А. В. Саламзаде и Э. И. Кануковым. Мавзолей имеет четырёхугольную форму и украшен резным мрамором. В настоящий момент мавзолей заметно повреждён.