Мавзолей шейха Джунейда (азерб. ?eyx C?neyd t?rb?si) — мавзолей, расположенный в селе ХазраГусарского районаАзербайджана, в историческом Ширване.
В 1460 году на этом месте был похоронен погибший в бою с войсками ширваншахаХалил-уллы Iардебильскийшейх Джунейд, дед Шаха Исмаила I. После того, как его останки были перезахоронены в Ардебиле по велению шаха Тахмаспа I здесь был воздвигнут мавзолей. На китабе, расположенном на фасаде памятника, указана дата 1544 год.
Построенный из обожжённого кирпича памятник в плане квадратный и состоит из главной комнаты и расположенных по углам вспомогательных комнат худжр (кельи). На каждой из четырёх стенах мавзолея имеются входы. Внутри четвёртой вспомогательной комнаты (худжры) имеется лестница, ведущая в купол.
Высота комнат мавзолея 1,42 метра. Изнутри мавзолей покрыт голубыми и чёрно-фиолетовыми кафельными плитами. Верхние части интерьера покрыты сумахом.
Переход к куполу выполнен системой сталактитов. Снаружи купола сохранились фрагменты декора, выполненные из застекленного кирпича.
В последующие годы в мавзолее были произведены некоторые изменения.
[img]http://s3-eu-west-1.amazonaws.com/youroute-media/system/photos/images/000/032/221/2b5dbfbc026cc10425e9e180b8ab8681a280c560_big.jpg?1339209783[/img]
Мавзолей Шейх-Дурсуна — мавзолей XV века, расположенный в 3 км от города АхсуАзербайджанской Республики.
В плане мавзолей восьмигранный и увенчан пирамидальнымшатром. В сдержанной архитектуре фасада и интерьера отсутствует убраносто. Также мавзолей лишён курватур, характерных для этой группы мавзолеев (как в мавзолее Яхьи Бакуви в Баку). Отличительной особенностью этого мавзолея, как и мавзолеев данной группы, является то, что где внутренний абрис повторяет наружную форму шатра.
Над входом в мавзолей иммется надпись. Ранее считалось, что она сообщает, что «это могила покойного, чистого духом, светлого муштехида шейх Дурсуна бен Ахмед-бен Гиляни, зилькааде 806 г.» (Зилькааде 806 г. х. — май-июнь 1404 года). Позднейшие исследования выявили, что данная строительная надпись сообщает, что мавзолей построен над могилой муштехида Шейх-Дурсуна, сына Ахмеда Падари, в 861 г. х. (1457 год).
Согласно распоряжению Кабинета Министров Азербайджанской Республики об исторических и культурных памятниках мавзолей Шейх-Дурсуна является «архитектурным памятником истории и культуры национального значения».
Ахсадан-баба — мавзолей XIV века, расположенный в городе Барда, в Азербайджане.
Считается, что мавзолей был построен Ахмедом, сыном Эйюба. Мавзолей ранее принадлежал к группе цилиндрических «башенных» мавзолеев. Ныне от сооружения сохранился лишь полуподземный склеп. Также отмечается, что мавзолей привлекает внимание чертами, выделяющими его среди памятников нахичеванской школы. Организация внутреннего пространства в виде шестиконечного креста более нигде не встречается. Отмечаютаскетическую строгость интерьеров контрастирующих с мозаичным убранством сводов и распалубок перекрытия.
Мавзолей
Ахсадан-баба
азерб. Axsadan Baba
План мавзолея
СтранаАзербайджан ГородБарда Автор проектаАхмед, сын Эйюба
Дата основанияXIV век
Ханега Ханега на реке Пирсагат
азерб. Pirsaat xan?gah?
СтранаАзербайджан РайонГаджигабульский район, село Губалы Балоглан
АрхитекторШейх Гаджи сын Гаджи Мухаммед Шейхзаде Хабибуллах
Дата основанияXIII век Статус«Памятник истории и культуры национального значения»
План ханеги
«Ханега на реке Пирсагат» (азерб. Pirsaat xan?gah?) — укрепление Пир-Ханега с гробницей Пир-Гусейна, расположенное на крутом берегу реки Пирсагат, на древнем торговом пути из Шемахи в Иран и другие страныБлижнего Востока. Расположена Ханега близ села Губалы Балоглан Гаджигабульского районаАзербайджана.
История ханеги
Об этом памятнике имеется ряд сообщений академика Б. Дорна, проф. Б. ДеНике и В. Сысоева.
Весь комплекс сооружений укрепления состоял из следующих частей:
Четырёх крепостных стен, ориентированных по странам света, с некоторым отклонением от меридиана;
Мечети с гробницей и прочими помещениями у западной стены;
Помещения неизвестного назначения у северной стены
Ряда мелких помещений в юго-западной, северной частях.
В хорошем состоянии до нас дошли только мечеть, находящаяся внутри четырёхугольной крепостной стены, усыпальница Пир-Гусейна и минарет.
Архитектура
Вход в мечеть проходил через помещение, которое примыкало в прошлом к её восточной стене. Резное шебекеукрашает южную внутреннюю стену мечети. В центре расположен михраб, по бокам которой — два покрытых орнаментом панно. Только в одной, средней надписи михраба сохранились фрагменты глазури.
Гробница Пир-Гусейна находится в помещении, стены которого были покрыты полихромными керамическими плитками с люстровыми росписями.
Минарет имеет в плане квадрат сечением 3?3 м высотою около 17 м. Минарет имеет внутри винтовую лестницу и сложен из камня на известковом растворе.
К юго-востоку от укрепления располагалась конюшня с помещением для конюхов.
Об оборонительном характере всего комплекса сооружений свидетельствуют бойницы в крепостных стенах, а также высокие угловые башни.
В Музее истории Азербайджана в Баку экспонируется каменная плита, располагавшаяся над воротами ханеги. На этой плите на арабском стилем сулюс написано имя архитектора: Шейх Гаджи сын Гаджи Мухаммеда Шейхзаде Хабибуллах
Мавзолей в селении Хачин-Дорбатлы — мавзолей-тюрбе Катавы Ходжа, сына Мусы неподалёку от селения Хачин-Дорбатлы в Карабахе, построенная устадом Шахензи в 1314 году. Расположен мавзолей в 23 км к северу от Агдама и считается видным памятником мемориального зодчества средневекового Азербайджана.
Гробница Юсифа ибн Кусейра построена в 1161—1162 годах в городе Нахичевань. Архитектором гробницы являетсяАджеми ибн Абубекр Нахчивани.
Это небольшое восьмигранное сооружение, возведено из хорошо обожженного кирпича и завершено пирамидальным шатром. В её верхней части есть широкая фризовая полоса с куфической надписью из Корана. Западная грань мавзолея несколько иная. Верхняя её часть заполнена геометрическим узором, под которым расположена строительная надпись. В ней упоминаются имя захороненного и время постройки гробницы. Внутреннее пространство гробницы разделено на просторную верхнюю камеру и склеп. Имя Аджеми Абубекр оглы Нахчивани вписано вверху первой грани, слева от входа.
Мавзолей в селении Карабаглар (азерб. Qaraba?lar t?rb?si) — мавзолей, расположенный в селении КарабагларШарурского районаАзербайджана, в 30 км к северо-западу от Нахичевани. Мавзолей, построенный в первой половинеXIV века, частично разрушен и имеет форму цилиндра с двенадцатью полукруглыми гранями. Высота башни, имеющей внутри форму круга, составляет 30 м. На расстоянии 30 м к западу от мавзолея расположены два минарета, имеющие в нижней части в основании форму квадрата. Минареты ансамбля принадлежат XII веку.
Общий вид мавзолея в 2008 году (до реставрации)
СтранаАзербайджан ГородБарда АрхитекторАхмед сын Хафиза Эйюба, архитектора Нахичеванского
Дата основания1322 Статус«Памятник истории и культуры мирового значения»
Мавзолей в Барде, известный также как Тюрбе «Аллах-Аллах» —мавзолей, расположенный в городе Барда в Азербайджане. Состоит мавзолей из подземной усыпальницы и внутренней камеры в виде десятигранника с выходами.
История мавзолея
Мавзолей был построен в 1322 году зодчим Ахмедом сыном Хафиз Эйюба, архитектора Нахичеванского.
После советизации Азербайджана надгробия монумента были разрушены, а часть надписей на арабском алфавитестерта. Ворота мавзолея, который долгое время оставался без присмотра, были разрушены, сам мавзолей пришёл в негодность, деревья во дворе высохли или были вырублены. Значительная часть территории памятника была захвачена отдельными лицами и использовалась в различных целях.
В 2011 году в связи с начатыми восстановительными работами в Бардинском районе по указанию президента Азербайджана Ильхама Алиева в повестку дня был внесён ремонт мавзолея. Государственной службой по охране, развитию и реставрации культурного наследия при Министерстве культуры и туризма были начаты реставрационные работы в мавзолее. В марте 2015 года с работами, проводимыми в мавзолее, ознакомился сам Алиев.
Мавзолей представляет собой цилиндрическую башню высотой 14 м. Венчающая часть башни не сохранилась. Диаметр башни — 10 м. На южном портале мавзолея имеется надпись, определяющая дату постройки: «В шаввале года второго и двадцатого и семисотого» (то есть 722 года хиджры или 1322 год). Надпись на северном портале сообщает имя зодчего: «Работа Ахмеда сына Хафиза Эйюба, архитектора Нахичеванского».
В мавзолей ведут два входа, ориентированных по меридиану (север — юг). Усыпальница имеет один вход с севера. Сложен мавзолей из кирпича. Облицовка значительной части башни выполнена из глазурованных кирпичей зеленовато-голубого цвета и из обычного красного кирпича хорошего качества. Глазурные кирпичи поставлены вертикально, а обычные горизонтально, вследствие чего вся поверхность башни покрыта повторяющимся словом «Аллах», повернутым под углом 45 градусов. Слово «Аллах» повторяется свыше 200 раз.
Верхний фриз мавзолея составлен из четырёх поясов. Два нижних пояса и один верхний покрыты орнаментом, а расположенный между ними четвёртый широкий пояс несёт надпись. Входы в мавзолей с севера и с юга подчёркнуты порталами, которые чётко выделяются на общем гладком фоне башни. Северный вход мавзолея акцентирован более богатой отделкой и выступает из тела башни на 30 см.
Почтовая марка Азербайджана, 2014
Профили портала, сталактиты, архивольты и тимпаны украшены орнаментом геометрического и растительного характера, вырезанным и выточенным из больших кусков обожженных плит, которые покрыты глазурью в соответствии с рисунком и шаблонами. Интерьер наземной и подземной частей в плане решён разным образом. При внешней цилиндрической форме внутри план наземной части только в основании имеет окружность. На высоте одиннадцатого ряда кирпичной кладки цилиндр переходит в десятигранник с нишей в каждой из его граней. Ниши заканчиваются стрельчатыми арками. Над арками десятигранник вновь переходит в цилиндр, и посредством трёх рядов нависающих сталактитов диаметр внутреннего кольца суживается на один метр.
Наличие в верхней части башни следов двух стенок с фасадной и с внутренней сторон дает основание полагать, что сооружение имело двойное покрытие. Этим объясняется уменьшение внутреннего диаметра. Усыпальница в плане крестообразная и была перекрыта центральной части куполом, а по концам «креста» — сводами. Решение подземной части в форме разноконечного креста встречается как в мавзолеях Азербайджана, так и в Средней Азии.
Купол, перекрывавший центральную часть «креста», не сохранился, остались только паруса. Своды боковых концов, по форме стрельчатые, срезаны в верхней замковой части и образуют плоские плафоны, выложенные бирюзовыми и обычными кирпичами. Рисунок плафона в каждом из четырёх сводов отличный. Сохранившиеся остатки стен и парусов центрального купола позволяют предполагать, что стены и купол были также облицованы поливными кирпичами.
Ахмедалларский мавзолей — мавзолей в селе АхмедалларФизулинского районаАзербайджана, построенный в XIII веке.
Архитектура
Мавзолей — восьмигранный и покрыт сомкнутым сводом. Идентичен расположенному неподалёку мавзолею Шейх Баби Иа’куба. Входит в группу восьмигранных мавзолеев без выраженной башенности, наряду с мавзолеем Шейх Баби Иа’куба, сейида Яхья Бакуви в Баку, мавзолеем в селении Xазра Габалинского района и др..
Внутреннее пространство расчленено на подземный склеп и просторную верхнюю камеру. В мавзолее имеются два портала, декорированных резным геометрическим орнаментом. В верхней камере нет сеней
Общий вид мавзолея «Гюлистан»
СтранаАзербайджан айонДжульфинский район, село Гюлистан
Дата основанияXII — начало XIII века СтатусВ Азербайджане официально «Памятник истории и культуры мирового значения»
«Гюлистан» — мавзолей, расположенный в селении ГюлистанДжульфинского районаАзербайджана, близ города Джульфы. Расположен мавзолей в зелёной лощине, непосредственно на берегу рекиАракс.
Мавзолей представляет собой двенадцатигранную башню, стоящую на мощном постаменте. В плане башня квадратная и с помощью клинообразно срезанных в двух плоскостях углов, переходит во втором ярусе в двенадцатигранник. Сильно развитый карниз завершает постамент. Над карнизом высится основной объём гюмбеза. Сложная и тонкая орнаментация покрывает плоскости граней верхнего объёма. Шатёр, который должет был венчать сооружение, не сохранился.
По словам К. М. Мамед-заде, в членениях и архитектурном декоре двенадцатигранного корпуса мавзолея явственно прослеживаются приемы, выработанные мусульманским зодчим Аджеми Нахчивани.
Ориентировочно памятник датируется концом XII или началом XIII века.