Блоги
Чулихина Елена 24.10.2015 14:19

Имею право на ошибку! Имею право на ошибку???

Итак, уважаемые коллеги, за прошедшую неделю дважды я была побеждена и повержена железной логикой моих четвероклассников. Два раза за неделю в голове всплывала фраза В.Жуковского, обращённая к А.Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя!»
Вообще, современные дети все больше и больше поражают меня своими умозаключениями. В логике и критическом мышлении им не откажешь.

Железная логика современных детей

А несколько дней назад я буквально прокололась, как говорят, на мелочи! Урок русского языка, 4класс, тема "Орфограммы корня". Повторяем парные согласные в корне. Сделала задание для интерактивной доски. Суть: прочитать слово, устно вставить букву, объяснить свой выбор, для проверки переместить слово ("повесить яблоко";) на соответствующее дерево. Активно работаем!


И вдруг "Вовочка" (Женя С.) задает вполне резонный вопрос: а почему мы вешаем яблоки на дерево? Логичнее было бы "срывать" яблоко со со словом и помещать его в корзину с нужной буквой! В классе тишина! 22 пары глаз смотрят и ждут моей реакции.
Я:
- Даааа! Согласна! Что-то я не подумала! Переделаю задание!
Коллективный выдох и обсуждение.
Урок продолжается...

Задание переделала. Правда, тема другая - «Наречие». На следующем уроке поработаем с ним.



И снова я сыплюсь на русском языке! Новая тема для четвероклассников «Наречие». Вывели правило, что наречие – это неизменяемая часть речи (значит нет окончания), которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? откуда? куда? и т.д.





Выполняем упражнение в учебнике "Русский язык" (4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, "Посвещение, 2014 г.)



Обратите внимание на подчёркнутое мной красной линией слово. А теперь обратите внимание на утверждение, подчёркнутое мной синей линией. Двое ребят заметили, что слово «вечером» - это не наречие, а существительное, ведь у него есть изменяемая часть слова (окончание –ом). Кто-то из учеников робко заметил, что может быть это наречие, выраженное существительным…Мы посмеялись. Я долго смотрела на предложение, потом на утверждение, что все выделенные слова наречия и… согласилась, что да, это не наречие, а существительное. В учебнике ошибка! В классе оживление.

Но не дает мне покоя это «вечером». Информация в Сети по этому вопросу ввергла меня в небольшой ступор. Оказывается, есть знаменательные наречия, которые обладают номинативным значением и образованы от знаменательных слов, то есть наречия называют какой-либо признак прямо (хорошо, очень, пешком, наизусть, тихо, громко, вечером). Источник

Если честно, я не очень хорошо поняла… А самое главное, как теперь это объяснить детям???

Коллеги, посоветуйте, что делать?
  • Теги:
2702 4
Комментарии:
Елена Александровна, не грустите.
Я, например, тоже этого не знала. А сейчас узнала благодаря Вам. Тоже порылась:
Обстоятельственные наречия времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B5
Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос
Жизнь очень интересна, если вы делаете ошибки. Жорж Карпентье
Когда не делаешь ошибок, перестаешь совершенствоваться. Джордж Мартин.

Может сказать, что Вам это слово в роли наречия не встречалось, что Вы сомневались. Чтобы разрешить сомнения отправились в поиск. А финал:
ТАК ЛЮДИ ПОЛУЧАЮТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ДАЖЕ ДЕЛАЮТ ОТКРЫТИЯ!
(Это мои размышления)
А Вам от меня спасибо, я узнала новое.
Смотрите, какого я классного смайла нашла!
http://smayli.ru/smile/emocii-2199.html
Уважаемая Елена Александровна, огромное Вам спасибо за такое "открытие"!
"О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг..."(А.С. Пушкин)
Ребятам сказать: "Вот уж действительно "Век живи-век учись". Как замечательно, что я вместе с вами, дети, открываю новое и для себя!"
Елена Александровна, тоже работаю в 4 классе по Школе России и это «вечером» тоже не давало мне покоя. Спасибо за полезную информацию. Как объяснить следующее: в предложном падеже окончания имен существительных 2 склонения – е, а в дательном – у. В каком падеже тогда в саду, на носу, на боку и т.д.? :)
Ольга Ринатовна, действительно интересный вопрос. Варианты падежных окончаний:
http://sci.house/russkiy-yazyik/variantyi-padejnyih-okonchaniy-68525.html
Оказывается есть ещё местный падеж:
http://bodnia.ru/index.php/interesnye-fakty-o-rodnom-yazyke/594-skolko-zhe-padezhej-v-russkom-yazyke.html
Спасибо за тему.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.