Блоги

Шесть думающих шляп

______.jpg

Однажды во время шоппинга я совершенно случайно зашла в отдел, где продавались шляпки.
Мне вдруг захотелось примерить некоторые из них, но увы, ни одна мне не понравилась, даже ощущение возникло - "нет, не моё".
Сразу же пришла мысль: "Вот и не все ученики, надевая "красную шляпу" на уроке могут чувствовать себя комфортно".

Шесть думающих шляп


2.png1.png3.png
5.png6.png4.png



Цитата

Цитата
Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной
информации, и подумать о том, где ее раздобыть.



Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.



Сам автор метода"Шесть шляп мышления" Эдвард Де Боно выделяет следующие «плюсы» в пользу использования метода: "Шляпу очень легко надеть и снять".


Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу.

Надевание шляпы призвано помочь человеку сосредоточиться на выполнении определенных мыслительных операций, учит эффективно управлять своим мышлением.

«Шляпы» дают чёткую структуру для использования мышления. Использование шляп дают возможность прийти к согласию
с собеседником. Символика в шляпах хороша для того,
чтобы кто-нибудь направил поток мыслей в нужном направлении
. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержатся в его идее, надеть другую и попросить высказаться о плюсах.

Игра в 6 шляп мышления проходит по определенным правилам.

Э. де Боно показывает 4 основных способа использования шляп:
Надеть шляпу,
Снять шляпу,
Сменить шляпу,
Обозначить свое мышление (распознать шляпу).


Метод шести шляп сейчас довольно успешно используют в бизнесе, в компаниях, где предполагается работа в командах.

На уроке делового английского языка я поставила перед учащимися задачу высказаться на тему «Школьная форма». Данное задание выполнялось в группах с использованием метода « Шесть шляп». Каждая группа должна была проанализировать предложенный план с позиции способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы или каждый участник группы должен был высказаться, надев цветную шляпу.

Белая шляпа - Подготовьте рассказ о школьной форме, используя только факты и цифры.
Красная шляпа - Подготовьте рассказ о школьной форме, используя как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных.
Черная шляпа - Подготовьте рассказ о школьной форме, используя как можно больше негатива.
Желтая шляпа - Подготовьте рассказ о школьной форме, используя как можно больше позитива.
Зеленая шляпа - Подготовьте рассказ о школьной форме, используя как можно больше современных тенденций в сфере модной одежды.
Синяя шляпа - Подготовьте рассказ о школьной форме, используя как можно больше интересных идей, представленных другими группами.

Хочу заметить, что работа моим старшеклассникам пришлась по душе. Они с лёгкостью меняли шляпки. Но, когда пришлось выступать, примерив одну из шляп, дело немного приостановилось... Было трудно найти аргументы, доводы. Пришлось некоторым ученикам и совсем поменять шляпку.

Тут-то и налицо проявились качества, которые при использовании других методов, так бы и остались незаметными.


Часто одна из причин конфликтов находится во мнении участников, считающих,
что только их аргументы наиболее весомы и ценны и они не хотят его менять.

Метод шести шляп помогает изменить мнение, прийти к общему мнению.

Учитель должен направлять учеников и помогать ученикам стать увереннее в себе.

Примечание
Э. де Боно:
Цитата
«Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет одежды нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью. Кроме того, шляпы указывают на роль.
Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа

указывает. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их».

Метод шести шляп требует от учителя подготовительной работы и времени, но он стоит того, чтобы его применять на уроках.
А что думаете Вы, коллеги?
1947 8
Комментарии:
С методом 6 шляп знакома уже давно и частенько применяла его на педагогических советах и семинарах. При вступлении в силу ФГОС дошкольного образования рассматривали этот документ с позиции данного метода. Многие непонятные "вещи" стали более понятнее, четко определили "+" и "-" данного документа. Очень интересный метод!!!
Нина Владимировна! Спасибо огромное.
Интересный метод!
Интересно. Надо попробовать . Спасибо.
Метод действительно действенный. Его можно применять в работе с детьми и со взрослыми. Частенько используется в психологических целях - личная рефлексия. Спасибо, что поделились своей находкой!
Елена Степановна, да, действительно этот метод применяется в работе со взрослыми, особенно в бизнесе.
Этот прием используем в работе как с детьми, так и с педагогами. Все, включаясь в деятельность, могут высказать свои позиции по определенной теме. И мышление развивается и речь и умение дискутировать...
Коллеги, благодарю Вас за интересные и подробные отзывы о данном методе.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.