Блоги

А вы боитесь инклюзии?

Уважаемые коллеги, добрый день всем! Все чаще и чаще на просторах интернета обсуждаются вопросы инклюзивного образования. Педагоги паникуют, возмущаются. И нельзя сказать, что "раздувают из мухи слона". К сожалению, "умные" речи, читаемые нам на курсах или семинарах, не дают ответа на вопрос, как идею реализовать на практике.
Хотела рассказать об инклюзивном образования в нашем детском саду. Буду рада, если наш опыт окажется кому-то полезен. Из 6 групп в саду одна группа общеразвивающая, 4 комбинированных и одна компенсирующего вида. В каждой комбинированной - по 4 ребенка с нейросенсорной тугоухостью либо глухотой 3-4 степени, плюс 8-12 детей с тяжелыми нарушениями речи, плюс здоровые дети (до 28 чел. списочного состава получается!). В компенсирующей также, только без здоровых (всего 14 детей). Совсем тяжелые дети (которым реально трудно в общей группе) приходят несколько раз в неделю только на занятия со специалистами. Родители сами решают, какую группу будет посещать ребенок. Конечно, слышащие родители хотят максимально социализировать своего глухого ребенка и выбирают комбинированные группы. Воспитатели, работающие в таких группах, владеют жестовой речью (специально направляются на курсы, если не изучали в педколледже или институте), есть и дефектолог и логопеды.
Для того, чтобы дети "жили рядом и вместе" делается огромная работа. Все педагоги работают над обучением глобальному чтению всех детей (а не только глухих и слабослышащих) с младших групп, психолог проводит занятия по специальной программе для развития толерантности дошкольников. У воспитателей (молоденьких девочек!) есть еще какие-то свои фишки (кто-то увлечен Монтессори, кто-то театром и т.д.) Детки с особенностями (глухие, проще говоря) не чувствуют себя таковыми. Они проживают день вместе со всеми другими и наряду со всеми другими детьми. Их и не заметишь (не выделишь) во время игр или режимных моментов, если не знаешь, кто это. Успехи, конечно у всех разные, и зависят прежде всего от родителей. Работать нелегко, даже тяжело, но все же возможно. Правда, система отрабатывалась не один-два года, а в течение последних пяти лет. И в первую очередь, конечно, это заслуга заведующей, которая создала и отладила всю эту систему. Понимание со стороны родителей здоровых детей тоже очень ценно. В общем, думаю, многим руководителям есть чему поучиться, что взять на вооружение. А всем педагогам желаю терпения, спокойствия и профессионального роста!
1383 6
Комментарии:
Татьяна Леонидовна, это у Вас обычный детский сад?
Елена Алексеевна, даже не знаю, как ответить. Называется детский сад "комбинированного вида", т.е. как для здоровых, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Садов такой же категории немало, пожалуй, каждый третий. Но поработав в других садах, назвать этот сад "обычным" мне трудно. Но, пожалуй, я сужу по своим внутренним ощущениям. Думаю, для постороннего взгляда он мало отличается от соседних, где только здоровые дети.
Здравствуйте, тема очень острая, даже больная. Конечно, законодательно и теоретически все правильно и гуманно.На практике, инклюзивное образование в общеобразовательном учреждении - это "минное поле", где каждый день взрывается если не ребенок, то взрослый. Очень прискорбно, что все начинается с голой теории, а не с обоснованного материального оснащения, подбором и подготовкой кадров. Душа разрывается от бессилия...
Согласна, Елена Степановна. Когда инклюзия насаждается бездумно, для галочки, именно так и чувствует себя педагог. Я и сама со всем этим сталкивалась раньше, и была приятно удивлена, когда на новом месте работы увидела совершенно другую ситуацию. Когда руководство не только с тебя требует, что ты должен всем и вся, но и со своей стороны готово услышать твои проблемы и оказать реальную помощь.
Татьяна Леонидовна, какое чудо Ваш детский сад. Наш сад ( куда ходил мой ребенок) тоже назывался комбинированного типа, специфика только другая - логопедия. Остались только самые тягостные впечатления после ПМК и других гестаповских методах, наконец-то мы пошли в общеобразовательную школу. Как все -таки много зависит от преподавателя. Не нарадуюсь нашей учительницей, которая так же, как и Ваши девочки, просто растворяется в детках. Хочу искренне Вам пожелать успехов, терпения, и счастья в Вашем очень достойном и нелегком труде!
Спасибо большое за информацию.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.