Уважаемые коллеги, добрый день всем! Все чаще и чаще на просторах интернета обсуждаются вопросы инклюзивного образования. Педагоги паникуют, возмущаются. И нельзя сказать, что "раздувают из мухи слона". К сожалению, "умные" речи, читаемые нам на курсах или семинарах, не дают ответа на вопрос, как идею реализовать на практике.
Хотела рассказать об инклюзивном образования в нашем детском саду. Буду рада, если наш опыт окажется кому-то полезен. Из 6 групп в саду одна группа общеразвивающая, 4 комбинированных и одна компенсирующего вида. В каждой комбинированной - по 4 ребенка с нейросенсорной тугоухостью либо глухотой 3-4 степени, плюс 8-12 детей с тяжелыми нарушениями речи, плюс здоровые дети (до 28 чел. списочного состава получается!). В компенсирующей также, только без здоровых (всего 14 детей). Совсем тяжелые дети (которым реально трудно в общей группе) приходят несколько раз в неделю только на занятия со специалистами. Родители сами решают, какую группу будет посещать ребенок. Конечно, слышащие родители хотят максимально социализировать своего глухого ребенка и выбирают комбинированные группы. Воспитатели, работающие в таких группах, владеют жестовой речью (специально направляются на курсы, если не изучали в педколледже или институте), есть и дефектолог и логопеды.
Для того, чтобы дети "жили рядом и вместе" делается огромная работа. Все педагоги работают над обучением глобальному чтению всех детей (а не только глухих и слабослышащих) с младших групп, психолог проводит занятия по специальной программе для развития толерантности дошкольников. У воспитателей (молоденьких девочек!) есть еще какие-то свои фишки (кто-то увлечен Монтессори, кто-то театром и т.д.) Детки с особенностями (глухие, проще говоря) не чувствуют себя таковыми. Они проживают день вместе со всеми другими и наряду со всеми другими детьми. Их и не заметишь (не выделишь) во время игр или режимных моментов, если не знаешь, кто это. Успехи, конечно у всех разные, и зависят прежде всего от родителей. Работать нелегко, даже тяжело, но все же возможно. Правда, система отрабатывалась не один-два года, а в течение последних пяти лет. И в первую очередь, конечно, это заслуга заведующей, которая создала и отладила всю эту систему. Понимание со стороны родителей здоровых детей тоже очень ценно. В общем, думаю, многим руководителям есть чему поучиться, что взять на вооружение. А всем педагогам желаю терпения, спокойствия и профессионального роста!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.