Блоги

Создание интерактивных игр в программе Microsoft PowerPoint

Повышение мотивации к учебной деятельности – одна из основополагающих задач профессиональной деятельности педагога. Современные ИКТ-средства позволяют нам значительно расширить привычный набор учебных упражнений, дополнив их интерактивными дидактическими играми. Такие игры позволяют снять рабочее напряжение с учащихся и при этом повысить их интерес и познавательную активность, их можно использовать на различных этапах: в качестве тренировочного упражнения, во время подведения итога и даже «домашнего задания».
рис1а.jpg
В чем принципиальное отличие интерактивной игры от обычной иллюстрации? Конечно же, активной работой играющего, возможностью самостоятельно выбрать вариант ответа и тут же увидеть верный он или нет. Для педагога же еще важна и ее дидактическая направленность.

Хочу поделиться своим опытом создания таких игр средствами программы Microsoft PowerPoint. И начну свой рассказ с описания создания самой, на мой взгляд, простой игры – «Четвертый лишний». Такая игра может быть использована на различных занятиях, так как позволяет комбинировать различные объекты. Так, на обучении грамоте это могут быть слоги, объединенные, например, по принципу твердости-мягкости звучания согласного (РА, КУ, ВО – ГИ), на математике – многоугольники (ромб, квадрат, трапеция – треугольник), на истории – объекты эпохи (пещера, копье, наскальные изображения – сапоги) и т. д.


Создание интерактивной игры происходит в несколько этапов:
1. Уточнение идеи (тема, задачи).
2. Подбор материала (формулировка заданий, выбор фона и объектов).
3. Создание макета презентации и наполнение ее содержанием.
4. Определение эффектов для верного и неверного выборов и добавление их в презентацию.


Рассмотрим каждый этап на конкретном примере.

1. Я захотела создать игру, которая позволила бы закрепить лексику по теме «Школа».

2. Определилась с материалом:
a. Сформулировала несколько заданий для выбора «лишней» картинки (ручка-ластик-мяч-тетрадь; портфель-глобус-учебник-яблоко; ученик-ученица-учитель-малыш)
b. Выбрала фон в Яндекс-картинках в виде школьной доски.
c. Там же подобрала изображения для своих заданий. Чтобы быстрее найти картинку на прозрачном фоне, к названию объекта в строке поиска добавляла слово «вектор» (рис. 2-1), а в критериях поиска обозначила тип файла – «PNG» (рис. 2-2).
рис 2.jpg

3. Создала новый файл презентации PowerPoint и стала наполнять его содержанием:
a. Для создания фона перешла на вкладку главного меню «Дизайн» (рис. 3-1) и выбрала в ленте подменю «Фон» (рис.3-2). В открывшейся форме «Формат фона» (рис.3-3) на закладке «Заливка» (рис. 3-4) установила переключатель в положение «Рисунок или текстура» (рис. 3-5). Для установки своего фона выбрала кнопку «Файл» (рис. 3-6), в открывшемся окне нашла на своем компьютере место сохраненного файла для фона и выбрала его.
рис 3.jpg
Для выравнивания краев изменила значения «Смещения» (рис. 4-1) на нужную мне величину, после чего последовательно нажала кнопки «Применить ко всем» (рис. 4-2) и «Закрыть» (рис. 4-3).
рис 4.jpg
b. Чтобы не повторяться на каждом слайде-задании, создавая его текстовое оформление, я решила создать единый макет для них. Для этого перешла на вкладку главного меню «Вид» (рис. 5-1) и выбрала пункт «Образец слайдов» (рис. 5-2).
рис 5.jpg
В открывшейся вкладке «Образец слайдов» (рис. 6-1) в Область слайдов (слева) добавила «Пользовательский макет», нажав кнопку «Вставить макет» (рис. 6-2).
рис 6.jpg
Затем, выделив его мышью в Области слайдов (рис. 7-1), удалила на нем все лишнее (в моем случае – элемент с заголовком, рис. 7-2), выделяя их на слайде и удаляя с клавиатуры клавишей Delete.
рис 7.jpg
После этого добавила на макет текстовые строки для записи текста заданий в удобных мне местах – вверху и внизу (щелчок мышью по «Вставить заполнитель», затем «Текст», рис. 8 ).
рис 8.jpg
Затем, перейдя на вкладку «Главная» (рис. 9-1), выделила (рис. 9-2) и отформатировала образцы текста «под себя»: убрала вывод списка, изменила цвет, добавила курсив и т.п. (рис. 9-3)
рис 9.jpg
После того как слайд стал отвечать моему замыслу, я вернулась на вкладку «Образец слайдов» (рис. 10-1) и нажала кнопку «Закрыть» (рис. 10-2).
рис 10.jpg
Теперь на вкладке «Главная» (рис. 11-1) при создании нового слайда я могу выбирать свой собственный макет для слайдов с заданиями (рис. 11-2).
рис 11.jpg
c. Мне захотелось сделать другой фон на титульном и заключительном слайдах, поэтому я создала их отдельно (см. пункт 3-а, только кнопку «Применить ко всем» уже не нажимала – это ведь единичные слайды), а макет выбрала готовый – «Титульный слайд» (рис. 12).
рис 12.jpg
d. Далее я создавала слайды (рис. 13), выбирая свой собственный макет («Пользовательский»), и наполняла их содержимым в соответствии с заданиями (вписывала в текстовые поля задания, перетаскивала картинки для заданий из папки, где их сохранила).
рис 13.jpg

4. Осталось добавить эффекты. Для этого я перешла на вкладку «Анимация» (рис. 14-1) и открыла область «Настройка анимации», нажав одноименную кнопку в меню (рис. 14-2).
рис 14.jpg
a. Для правильных ответов я решила использовать эффект «Выход – Выскакивание» для мяча и яблока и «Выход – Сдвиг» для малыша в третьем задании. Для этого выделяла объект (рис. 14-3) и выбирала в области настройки анимации вышеперечисленные параметры (рис. 14-4). Мячу мне захотелось прибавить скорости и я изменила ее значение на «Быстро» в области «Настройка анимации».
b. Для ошибочных ответов я решила использовать эффект «Выделение – Вращение». Для этого опять-таки необходимо было поочередно выделять картинки и выбирать параметры, как в пункте 4-а (рис. 15).
рис 15.jpg
c. Как сделать так, чтобы эффекты работали только при щелчке мышкой по конкретному объекту, а не по любому месту?! Для этого необходимо задать такие условия в «Параметрах эффектов» каждому из них. Поочередно выбираем объекты-картинки на слайде щелчком мыши (рис. 16-1), при этом в списке объектов в области «Настройка анимации» строка с его именем будет выделяться серым цветом и справа на ней появится кнопка со стрелкой, раскрывающая список действий с выделенным объектом. Щелкнув мышью по кнопке со стрелкой (рис. 16-2), выбираем в списке строку «Параметры эффектов». В открывшемся окне переходим на вкладку «Время» (рис. 16-3), нажимаем кнопку «Переключатели» (рис. 16-4), и устанавливаем переключатель в положение «Начать выполнение эффекта при щелчке» (рис. 16-5). Затем раскрываем строку выбора справа (рис. 16-6) и щелкаем по названию нашей картинки (оно должно совпадать с названием в списке объектов!). Сохраняем изменения, нажав кнопку ОК. При наличии одинаковых названий картинок, необходимо проверить правильность выбора, нажав на кнопку «Показ слайдов» (рис. 16-7). В случае ошибки – изменить строку, повторив действия этого пункта. Так настраиваем все картинки-объекты на слайдах.
рис 16.jpg
d. При желании можно добавить и звуковые эффекты. Их устанавливают в тех же «Параметрах» только на вкладке «Эффект». Для правильного выбора я установила «Апплодисменты» (рис. 17-1), для ошибочного – «Бластер».
рис 17.jpg
e. И последнее. Чтобы слайды не перескакивали при щелчке мыши в неподходящий момент, необходимо задать новое условие для смены слайдов. Для этого снимем флажок «По щелчку» в меню «Смена слайда» (рис. 17-2) и добавим кнопку перехода на следующий слайд на слайды с заданиями. Для последнего условия перейдем на вкладку «Вставка» (рис. 18-1), раскроем меню «Фигуры» (рис. 18-2) и выберем в подменю «Управляющие кнопки» управляющую кнопку Далее (рис. 18-3).
рис 18.jpg
Я ограничилась просто выбором готового варианта ее оформления в подменю «Стили фигур» (рис. 19-2) закладки «Формат» (рис. 19-1).
рис 19.jpg
Получившуюся кнопку нужно скопировать и вставить на следующие слайды с заданиями удобным вам способом. Я люблю пользоваться клавиатурой: выделяю объект (в нашем случае созданную кнопку), нажимаю одновременно клавиши Ctrl и C для копирования, перехожу на следующий слайд и нажимаю на клавиатуре Ctrl и V для вставки.
f. Ну, вот и все! Проверяем, как работают эффекты на слайдах – запускаем демонстрацию слайдов с самого начала. Опять-таки, есть несколько способов сделать это. Я нажимаю кнопку «Показ слайдов» в строке, находясь на нужном мне слайде (в нашем случае – самом первом, рис. 19-3). Для удобства воспроизведения сохраняем презентацию в режиме демонстрации (Кнопка Офис – Сохранить как – Демонстрация PowerPoint, рис. 20).
рис 20.jpg
Et voilа! Интерактивная игра готова!
24986 16
Комментарии:
Татьяна Леонидовна, спасибо! Очень интересный и нужный материал. Попробую сама создать что - то для своих учеников. Успехов Вам!
Очень подробные инструкции по работе с триггерами.Буде полезно для новичков. Спасибо!
Спасибо, коллеги, за отзывы!
Люблю во всём разбираться сама. Но времени не всегда хватает. Татьяна Леонидовна, СПАСИБО за информацию.
Спасибо, Татьяна Леонидовна! Ваше подробное описание создания презентации экономит время для творчества. Очень нужное сообщение. С уважением.
Елена Алексеевна, я тоже предпочитаю осваивать "новые пространства" виртуального мира самостоятельно. И здорово, что сейчас есть возможность делиться и обмениваться своим опытом. Пользуйтесь на здоровье и экономьте время для других открытий!
Надежда Васильевна! Буду рада, если пригодится!
Татьяна Леонидовна, спасибо за добротную и полезную информацию. Казалось бы, уж до чего всем знакома программа PowerPoint, а вот ведь и еще один пример, который позволяет удивляться и брать на заметку возможности программы.
Для меня знакомая программа открылась с другой стороны после знакомства с документом, выложенным Розенфельдом А.Б. в Сети творческих учителей. Я узнала, что можно перемещать объекты, как в программе для интерактивной доски, создавать тестовые задания.http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=105173&BoardId=105176&tmpl=Thread&ThreadId=233123&page=1
Спасибо, Валентина Ивановна за отзыв! Всегда приятно оказаться полезной.
Да, Наталья Валерьевна, макросы способны на многое! Презентаций с Drag&Drop по своему профилю (логопедии) я встречала немного. Сама пользуюсь макросами только в "личных целях". В сети не выкладываю: боюсь, посыпятся вопросы, на которые не всегда есть время отвечать, к сожалению. Но уверена - уже скоро использование макросов станет само собой разумеющимся. И устрашающие предупреждения Microsoft не будут "парализовывать" работу пользователей.
Ольга Светославовна Дмитриева разместила на страницах сообщества замечательную презентацию "Виртуальное путешествие по картинам В. И. Сурикова в Третьяковской галерее" http://edcommunity.ru/lessons/virtualnoe-puteshestvie-po-kartinam-v-i-surikova-v-tretyakovskoy-galeree-/ Просто СУПЕР! Вот и привычная программа!
Да, Наталья Валерьевна! Вот такое (и не только) волшебство спрятано на закладке "Анимация" в PowerPoint!
Просто супер, не знала на что способен PowerPoint.
Кроме того, спасибо за точную инструкцию. Также спасибо Щербаковой Наталье Валерьевне за ссылку на интересный урок.
22.12.2019 15:57
А как всё-таки сохранить Демонстрацию, чтобы можно было её отправить кому нибудь и открыть на телефоне

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.