Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счётных палочек не счесть,
И он читать старается,
То, значит, он (вернее — я),
То, значит, он (вернее — я),
Он в школу собирается!
И. Токмакова
Поступление в школу — это новый этап в жизни каждого ребенка. Родители и педагоги стараются приложить все усилия для того, чтобы переход на новую ступень обучения был для ребенка максимально комфортным. Но у многих детей в самом начале школьного обучения возникают трудности, связанные с тем, что они (дети) вовремя не научились строить межличностные взаимоотношения, не умеют подчинять свои желания и поступки интересам своих товарищей и требованиям взрослых.
Для развития навыков общения и совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста можно проводить игровые занятия с использованием интерактивного стола Activ Table.
В качестве примера, приведу описание игры «Поиск животных в зоопарке» из коллекции готовых игр и заданий ПО Activ Table (для группы 4 – 6 чел.).
Цель задания «Поиск животных в зоопарке»: формирование умений работать в группе (в сотрудничестве) над решением общей задачи.
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре; активно взаимодействует со сверстниками и взрослым для достижения целей игры, способен договариваться о выполнении определенных правил игры, сам выполняет правила в ходе игры, успешно взаимодействует со сверстниками в ходе спорных ситуаций;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к своим сверстникам и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, адекватно проявляет свои чувства, умеет сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Ход игры
Интерфейс задания «Поиск животных в зоопарке» представляет собой изображение природного зоопарка, в котором произошла неразбериха. Все животные сбежали из своих мест обитания. Детям необходимо договориться и создать команды, которые будут искать определённых животных и возвращать их в свои вольеры. Животные могут «прятаться» в зарослях кустарника, в лесу, под камнями, под берегами реки. Особенность данного задания заключается в том, чтобы увидеть всю территорию парка, детям нужно перемещать фоновое изображение на сенсорной поверхности стола. Поэтому ребята должны обязательно договориться, как они будут выполнять задание: можно сначала найти и «вернуть в вольер» одну группу животных, затем другую и т.д. Можно распределить всех животных между собой и искать их всех одновременно и т.п.
Методические рекомендации по организации совместной деятельности
1) Участники группы обнаруживают и формулируют проблему, определяют цель, возникшую перед ними (поиск животных), выдвигают версии, выбирают средства достижения цели в группе, распределяют роли (договариваются), определяют критерии успешности совместной деятельности.
Педагог помогает сформулировать проблему, поставить цель, определить критерии оценивания результата совместной деятельности, координирует работу по составлению плана.
Примерные критерии (т.к. дети могут предложить свой вариант):
- работа выполнена полностью (найдены все животные);
- работа выполнена частично (найдена часть животных);
- работа не выполнена.
Примечание: для подведения итогов можно использовать медальки или цветные жетончики.
2) Ребята для выполнения задания могут разделиться на пары или тройки, которые ищут определённых животных и возвращают их в свои вольеры.
3) После того как дети решат, что нашли и возвратили в вольеры всех животных, нужно будет «вытянуть» таблицу и отметить в ней количество найденных животных (выполняется касанием и удерживанием соответствующей ячейки таблицы в течении нескольких секунд).
3) Заполненная таблица сравнивается с тестовым ключом, представленным в виде диаграммы (попутно формируем предпосылки умений читать и соотносить информацию, представленную в различных видах). Если таблица и диаграмма (тестовый ключ) показывают разное количество животных, необходимо снова посетить зоопарк всей командой и найти оставшихся животных.
Педагог наблюдает за деятельностью детей, советует, отвечает на вопросы, при необходимости оказывает помощь.
4) Дети анализируют и оценивают свою работу и работу товарищей в соответствии с ранее разработанными критериями, определяют степень успешности выполнения задания и причины неудач (если они были).
В качестве дополнительного задания, каждому участнику группы можно предложить ответить на вопросы, связанные с ходом игры. Например, «Сколько всего животных живёт в зоопарке?» или «Попугаи в зоопарке любят сидеть на спинах жирафов. Если каждый попугай сидит на спине отдельного жирафа, на спинах скольких жирафов не будет попугая?».
Небольшой фоторепортаж с места событий.
Работали увлеченно, дружно и слаженно. Практически с первой попытки нашли и вернули всех «беглецов». Справились даже с заполнением таблицы и проверкой по тестовому ключу в виде диаграммы. Признаюсь, от 6-леток не ожидала результата, предложила (так, на всякий случай) попробовать детям свои силы и была приятно удивлена.
Еще меня удивило то, как они интуитивно почувствовали друг друга и,особо не договариваясь, использовали очень интересную тактику поиска (описать сложно, надо бы показать, но снять на видео не догадалась ).
Вот вам и Супердетки!
Готовьтесь учителя начальной школы!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.