Блоги
Игнатьева Вера 24.11.2016 21:23

Создаем задачи сами. Есть вопросы.

Второй год предлагаю учащимся составить СВОИ задачи по одной из тем физики. Основные задачи этой работы - это развитие творческих способностей и повторение материала по теме (после того как материал усвоен).

Технологии семиклассникам я предлагала разные, в каждой вижу свои плюсы и минусы.

Итак, какой бы вариант не выбрал ученик, какой бы вариант я ему не предложила, в любом случае ученики придерживаются следующего АЛГОРИТМА:

1. Выпишите формулу и вспомните, какой физический смысл имеет величина, стоящая в ее левой части. ПРИМЕР: A=FS
2. Придумайте ситуацию, т.е. содержание задачи (СИТУАЦИЮ МОЖНО ВЗЯТЬ ИЗ ЖИЗНИ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ТЕХНИКИ, МЕДИЦИНЫ, БИОЛОГИИ). ПРИМЕР. Ученица с планшетом в руках поднимается по лестнице.
3. Добудьте необходимые числовые данные (Их можно найти путем измерений, обращения к таблицам в справочнике, опроса родителей, чтения паспорта прибора и установки, обдумывания собственного наблюдения, постановки опыта) ПРИМЕР. Этаж- 2 (высота этажа 3 м), масса девочки 60 кг, масса планшета 764 г
4. Сформулируйте вопрос (требование) к задаче, т.е. что нужно найти. ПРИМЕР. Какую работу совершает ученица 9 класса по подъему своего планшета, когда она поднимается на 2 этаж?
5. Придумайте или найдите в интернете рисунок, чертеж, иллюстрацию к задаче.
6. Оформите задачу (плюс решите ее).

Вариант оформления №1
Учащимся предлагается скачать ШАБЛОН и выслать мне его на почту. Либо дать доступ (если будут делать в GoogleDoc), в крайнем случае, высылают в VK.


Вариант оформления №2 (для мини-задачника)

1) Учащиеся изучают краткую ИНСТРУКЦИЮ К СЕРВИСУ storybird.com.

larger_storybird_flying_birds_logo.png

2) Получают от меня пароль для входа в класс на сайте (родители тоже могут посмотреть работу по паролю).
Screenshot (15).png
3) Выбирают набор иллюстраций для задачника.

4) В задачник включают минимум 4 задачи (качественные или количественные).

5) Приводят решение этих 4-х задач в тетради.

ПРИМЕР 1 ПРИМЕР 2

Вариант №3 (доступен для тех, кто не любит цифровые варианты)

Задания ученик выполняет те, что в двух предыдущих вариантах, только оформляет на отдельном листе, используя карандаши, фломастеры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

1) Отсутствие физических ошибок (и ошибок в вычислениях) в формулировке и решении задачи (3- ошибок нет, 2- небольшой недочет, 1- наличие грубой ошибки, 0- наличие двух и более ошибок)
2) Подбор задач (2- придуманы самостоятельно, 1- за основу взяты задачи из задачника, 0- полностью взяты из задачника)

5-4 балла соответствуют отметке 5 ("отлично" )
3-2 балла соответствует отметке 4 ("хорошо" )
2-1 балла соответствуют отметке 3 ("удовлетворительно" )

Коллеги, предлагаю вам познакомиться с этими вариантами и выбрать тот, который вам кажется наиболее продуктивным. Или предложите свой альтернативный вариант. Или не стоит тратить на это время?
1639 4
Комментарии:
Спасибо за идеи!!! Очень понравились. Беру в работу.
Стоит, стоит - это замечательная идея. Убеждена, что если ученик может придумать задачу по определённой теме, то он тему усвоил.

Мы раньше делали такую работу. Правда у нас был только 3 вариант. По каждой (или почти по каждой) теме ребята 5-6 классов (по желанию) составляли задачи по пройденной теме. Мы оформляли на альбомном листе. С одной стороны условие задачи, ребята старались (по моей наводке) составлять задачи где фигурировали интересные герои. А с обратной стороны составитель задачи показывал свое решение + красочные рисунки. Все задачи собирали в папки "задачники".И сейчас нынешние шестиклассники пользуются данными задачниками, на переменках разбирают, да и на уроках, когда не совсем интересно решать "сухие" задачки из учебника берем в руки наши "задачники", задачки идут "как горячи пирожки".

Спасибо Вам за поднятый вопрос. Наверное надо вновь взяться за данную работу. Спасибо! В понедельник сфотографирую парочку наших задач (уже выпускников школы) покажу в блоге. Это действительно интересно!
Такой подход, Вера Юрьевна, ум в порядок приводит. Как говорил автор УМК Генденштейн Лев Элевич "Хочешь научиться решать задачи-решай их!" Вот вы это с ребятами и делаете. И будет от этого только польза, так как почему-то решение задач остается самым трудным местом в изучении физики (практически, что не задача, то что-то новое в условии, двух совершенно одинаковых задач нет, да и на отработку времени в программе почти не отводится при 2-х часах)
А попробуйте еще один вид (использую в работе) - перекодирование информации ( вы это предлагаете сделать - подобрать рисунок к тексту задачи), а можно и в график, и таблицу, и экспериментальную установку, и в диаграмму.... (тогда будет разнообразие задач: текстовые, графические, экспериментальные, задачи -рисунки, задачи-оценки...) Я описывала этот метод в книге "Преподавание физики, развивающее ученика" под редакцией ЭМ Браверман.
Творческих Вам успехов!
Наталья Владимировна, серия книг под редакцией Браверман Э.М. замечательная, тираж только небольшой, я заказывала лично у нее.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.