Буквально на прошлой неделе прошел семинар для молодых педагогов нашего района. Одним из ключевых вопросов стал вопрос мотивации ученика. Много написано. Много сказано. И, казалось бы, все очень понятно: без мотивации учебная деятельность не приобретет значимость и личный смысл. Но для меня вопрос мотивации остается открытым. В силу маленького опыта или отсутствия педагогического образования (специальность у меня педагогическая, но получена в техническом университете, о чем, впрочем, не жалею) или и того и другого, раз за разом встает вопрос: как же начать урок?
1. Интересный факт Пример:Какая знаменитая игрушка стала побочным продуктом разработки для нужд военно-морского флота?
Ответ: В 1943 году инженер Ричард Джеймс Томпсон работал над пружинящим устройством, которое позволяло бы компенсировать морскую качку для чувствительных корабельных приборов.
Ответ на вопрос учащиеся могут искать в ходе урока. В качестве загадок также могут выступать фрагменты из фильмов, рекламы, видеофрагменты опытов.
2.Удивительное рядом Большинство детей увлечены видеоиграми, популярными сериалами, комиксами. Стоит чуть поискать и находится та невидимая нить, которая связывает любимого персонажа с физикой.
Пример: представленное на слайде революционное приспособление способно активизировать огненную субстанцию, флогистон, наличествующую во всех воспламеняемых существах, то есть, по сути, во всех. Обладает ли физическим смыслом конструкция данного оружия? Ответ: флогистон — в истории химии — гипотетическая «сверхтонкая материя» — «огненная субстанция», якобы наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при горении. Термин введён в 1667 году Иоганном Бехером. Теория флогистона опровергнута наукой. (для первого урока по теме МКТ, 10 класс)
Не всегда удается воспользоваться этим приемом, но иногда событие выпадает подходящее. Кстати, оно может быть достаточно косвенно связано с темой урока. Смотрим событие в календаре и соотносим с темой урока.
Пример: В 1820 году датский профессор физики 43-летний Ганс Кристиан Эрстед демонстрировал на лекции несложный опыт по электричеству. При демонстрации он обнаружил, что электрический ток, проходящий по проволоке, оказывает воздействие на магнитную стрелку компаса, находящуюся под ней. По одной из версий это произошло 15 февраля 1820 года. (к уроку по теме "Электромагнитное поле" )
Пример: Сегодня мы совершим экскурсию на настоящую подводную лодку (показ на экране фрагмента экскурсии). Если бы Вы оказались на настоящей подводной лодке, то какие вопросы Вы бы хотели задать экскурсоводу? (вход в тему "Сила Архимеда" )
Вера Юрьевна, спасибо за описанные техники и сервисы! И учителю с немалым опытом работы будет полезна информация от молодых педагогов. Часто в работе использую: проблемные вопросы, противоречивые факты, столкновение мнений.
В нашей школе мы используем прием "умная перемена", на экране транслируется что то интересное, слайд, видеоролик, эпиграф, кроссворд, загадка, которая наталкивает ребенка на поиск нового знания. Хорошо использовать проблемное задание или противоречие.
А я часто начинаю урок с вопроса или загадки. Подслушала у Сергея Волкова такой приём: написать на доске букву (с неё начинается имя главного героя или понятие, которое будет изучаться на уроке и т.п.) и спросить у детей, что бы это значило. В ходе урока можно неоднократно к ней возвращаться.
Вера Юрьевна, спасибо за интересную и полезную информацию. Книга Гина - настольная книга. Действительно, мотивация настраивает на урок ученика, дает старт к полету мысли. У нас физиков это и проблемные опыты и проблемные ситуации...Использую в среднем звене и такой прием: на доске окружность и по этой линии распределяю название темы ( или термин) - буквы расположены хаотично, между собой в названии соединены ломаной линией, надо найти ключ и расшифровать, что написано (это вместо ребусов)
Понравилась книга Анатолия Гина, очень много полезной информации в ней. Нужная книга в работе!
Спасибо.