Окружающий мир – это один из курсов, который более всего подходит для реализации принципов проектного метода обучения. Поэтому на каждом уроке старюсь построить работу так, чтобы дети в сотрудничестве познавали окружающий мир, проявляли творческие способности, согласовывали свои действия в паре или группе для достижения общей цели и общего результата.
Не так давно мы с первоклассниками изучили большой раздел «Разнообразие растений». На уроках, во время прогулок дети учились наблюдать растения в природе, характеризовать условия, необходимые для их жизни, описывать внешний вид растений, группировать их по заданным основаниям (деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья).
На завершающих уроках мы приступили к реализации проекта «Деревья и кустарники», который состоял из нескольких этапов:
1. Работа с бумажным носителем (моделирование дерева или кустарника, выявление его принадлежности к группе лиственных или хвойных деревьев, соотнесение дерева и его ветки/листа, определение вида листа (простой или сложный), развитие мелкой моторики рук, сотрудничество в группе при выполнении задания).
2. Работа с электронным носителем (знакомство с приложением «Создатель газеты» интерактивного стола ActivTable и его инструментами, определение обязанностей "писателя", " дизайнера" и "исследователя" при совместной работе на столе, анализ различных источников информации с помощью учителя, развитие мелкой моторики рук, сотрудничество в группе при выполнении задания).
Первый этап занял 1 урок. Второй этап, ввиду своей сложности, был реализован с каждой группой отдельно после уроков.
На первом этапе каждая из пяти групп получила задание собрать из частей модель (рисунок) определённого дерева или кустарника и принадлежащие ему листья или ветки. Деревья выбрала такие, чтобы лист был простой (берёза) и сложный (рябина), чтобы проявили умение различать по хвоинкам и шишкам ель и сосну.
Дети обсудили в группах, как выглядит заданное дерево/кустарник, выбрали того, кто пойдёт к столу за деталями.
Сначала разложили, а затем наклеили части растения на ватман.
Приступили к раскрашиванию.
В завершении каждая группа описала своё дерево, рассказала о его особенностях.
На следующем этапе приступили к созданию электронной газеты на интерактивном столе
Писатели печатали заголовки и помогали редактировать текст, скопированный из Интернета.
Дизайнеры рисовали листья и ветки растений с помощью инструмента «Рабочая панель», редактировали сохранённые изображения, изучали «Каталог ресурсов» интерактивного стола.
Исследователи искали необходимую информацию в учебнике и Интернете.
Конечно, содержательная сторона газет оставляет желать лучшего, так как основное внимание было уделено изучению инструментов и способов работы с ними.
Процесс получился очень долгим и трудоёмким, но вызвал большой интерес и способствовал повышению мотивации. Девочка, которая с большим трудом осваивает грамоту, с помощью ребят из своей группы набирала текст на клавиатуре интерактивного стола, перечитывала его несколько раз. Её глаза сияли, а сегодня она очень чистенько прочитала 12 слов (среди которых были даже трёхсложные и четырёхсложные слова!) за 1 минуту. Несколько ребят так заинтересовались процессом создания газеты на столе, что оставались после уроков в качестве консультантов для других групп.
Когда есть интерес, появляется и мотивация, а мотивация – главный двигатель обучения. Будем двигаться дальше!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.