В Москву приехала 25 марта рано утром, встреча с Еленой Чулихиной (моей подругой, коллегой, соавтором, соведущей...) состоялась на Ленинградском вокзале. Уже в поезде мы начали подготовку к одному из мастер-классов, который планировали посетить. Возможно, это было ошибкой, так как мы заранее поставили себя в определённые рамки. Но осознание этого пришло позже.
Санкт-Петербург встретил нас холодным ветром и совсем неудобным номером в гостинице (повезло, так повезло).
Но это такая малость по сравнению с предстоящими событиями! Прогулка по Невскому проспекту и приятно проведённое время в кондитерской "Метрополь", ожидание встречи и развиртуализации с коллегами из разных уголков нашей необъятной страны окончательно настроили нас на позитив. Развиртулизация-тёплая встреча началась в полночь, а продолжилась утром следующего дня.
Наконец-то, после 5 лет общения в виртуальной реальности мы встретились с Ириной Вырвич.
День 2. Открытие конференции
Открытие состоялось в необыкновенно большом и красивом здании ГБОУ Гимназии №209 г. Санкт-Петербурга. В коридорах была организована выставка современного интерактивного оборудования.
Знакомство с техническими новинками сопровождалось общением со старыми и новыми друзьями.
Приятно порадовала встреча с абсолютным победителем Всероссийского конкурса "Учитель года - 2013" - Андреем Сиденко.
Огромный зал с высоким потолком и большими люстрами вместил в себя большое количество людей. Мероприятия первого дня конференции настолько разнообразны, что определиться с выбором было непросто.
Цитатой дня стала фраза:
"Мы все как карандаши. Каждый рисует свою судьбу. Кто-то ломается, кто-то тупит, а кто-то затачивается и движется вперед."
Поэтому "затупить" и пропустить открытие было бы непростительно.
Этот день оказался для нас с Еленой очень напряжённым - мы проводили два мастер-класса подряд для разных аудиторий. Тема мастер-класса - «Интерактивный стол — инструмент организации совместной деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности». Главный герой - интерактивный стол ActivTable, который никак не могли подключить к проектору, чтобы вывести изображение на экран. В аудитории 30 слушателей, они должны видеть всё, что происходит на поверхности стола во время работы. Начинается МК первой волны в той же аудитории, где будем работать и мы. Нас вместе со столом выдворяют в коридор. Хорошо, что ведущий специалист компании Polymedia-Санкт-Петербург, Андрей Леонов, который осуществлял доставку и наладку оборудования, быстро нашёл причину неполадки - нерабочий переходник, который сразу же заменил.
Прямо в коридоре мы с Еленой провели последние приготовления к мастер-классу, попутно отвечая на вопросы мимо проходящих участников конференции, которые поработав с этим мощнейшим инструментом, уже мечтали иметь его не только в школе, но и дома.
Мастер-класс состоял из нескольких частей:
1. Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС НОО.
2. Возможности интерактивного стола ActivTable для организации группового взаимодействия обучающихся.
Мы познакомили слушателей с упражнением «Поиск животных в зоопарке» и шаблоном «Создатель газеты», которые предлагает программное обеспечение интерактивного стола ActivTable. Этот контент направлен на создание условий для формирования метапредметных универсальных учебных действий:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Рассмотрели возможности использования упражнений и опросов, созданных в программе ActivInspire, которую можно установить на интерактивный стол.
- разработка проекта урока с использованием интерактивного оборудования.
4. Рефлексия.
Всё, что мы запланировали, - удалось реализовать. Надеемся, что слушатели смогли найти ответы на интересовавшие их вопросы и не пожалели о том, что провели в нашем обществе 2 часа.
Завершился этот день встречей с прибывшим на конференцию Алексеем Овчинниковым, моим земляком и, конечно же, абсолютным победителем Всероссийского конкурса "Учитель года - 2011".
День 4. Объясняшки и вкусные пироги
В этот день нас ждало грандиозное мероприятие - мастер-класс Сергея Гевлича. "Объясняшки" - это приложение для IPad, которое позволяет создавать скрайбинг-презентации.
Скажу честно, отправляясь на 5-ти часовой мастер-класс, я подумала, что не смогу столько времени слушать. С понятием "скрайбинг" я не была знакома и с трудом представляла насколько технически трудно или легко воплощать идеи в жизнь в этой технике. Было сомнение, что 40 человек-участников мастер-класса, многие из которых никогда не слышали ничего про Объясняшки, смогут создать что-то необыкновенное в конечном итоге.
Но…
Весь мастер-класс был чётко спланирован. На каждый этап отводилось определённое время. Ни минутой больше, ни минутой меньше. Работали группами. В составе нашей группы Елена Чулихина, Татьяна Гончарова и я.
В завершении каждого этапа группы «переопылялись», то есть презентовали другим группам свою работу. При этом слушатели выступали в роли «инопланетян», то есть задавали представляющим свой проект самые неожиданные, иногда даже глупые вопросы. Затем группы менялись ролями. Суть этого процесса в том, чтобы каждый из участников смог вникнуть в содержание того материала, который будет представлять группа, чтобы вскрыть его смысл и затем визуализировать.
Идея с такими вопросами мне очень понравилась. Бывает, зациклишься на чём-то и перестаёшь видеть элементарные вещи, а взгляд со стороны и вовремя заданный вопрос, открывает глаза, заставляет посмотреть на проблему с другой стороны.
Удивило, что технически сложный на первый взгляд, процесс создания такого ролика-объясняшки, на деле оказался совсем простым.
Сначала необходимо придумать текст, который должен быть в виде коротких, но содержательных предложений, придумать сценарий и его визуализацию, записать звук и нарисовать сцены в соответствии с выделенными смысловыми фрагментами. Далее программа сама синхронизирует звук и картинку. Очень удобно. Думаю, что даже дети начальной школы смогут научиться работать с этим приложением, а какую работу с текстом можно развернуть!
Пять часов пролетели незаметно, настолько все участники мастер-класса были погружены в работу! Создано столько замечательных видеороликов! Не перестаю удивляться, сколько вокруг талантливых людей, которые без устали генерируют идеи и тут же многие из них воплощают в жизнь.
Несмотря на то, что «награда нашла своих героев», мы понимали, что наш видеоролик – это не совсем «упаковка смысла». Мы визуализировали стихотворение, заранее подготовленное. Именно это и поставило нас в определённые рамки, из которых выйти нам не удалось (об этом-то я и писала в самом начале). Но, думаю, что в таком виде Объясняшки тоже имеют место быть, да и многие коллеги в обсуждениях(1) с этим согласились. Как оказалось, нарисовать и озвучить это не такая большая проблема (хотя художники мы так себе), необходимы время и опыт, чтобы добраться до смысла и суметь его упаковать. (Ой, как тяжело, когда у тебя совсем отсутствует пространственное воображение.)
В продолжение дня - «Педагогический клуб сетевого взаимодействия», работа которого обещала быть продуктивной и продолжительной. Спасибо коллегам за припасённые бутерброды и необыкновенный пирогЕлены Ворониной, который был с удовольствием съеден прямо в ходе мероприятия.
Тема, предложенная Людмилой Рождественской для работы клуба, «Учить тому, чего сам не знаешь?» сегодня очень актуальна. Мы снова работали в группах, но теперь уже над созданием проекта дистанционного курса. Признаюсь честно, нами было озвучено много идей, но сил полноценно выполнить работу уже не хватило.
Усталые, но довольные последним днём конференции и его результатами, мы дружной командой Началки отправились на прощальный ужин. Некоторые из нас уезжали домой уже ночью…
Послесловие
В 10.30 следующего дня мы с Еленой были уже в Москве. До расставания у нас было ещё 2 часа. Чтобы не терять времени даром мы решили создать ещё один ролик-объясняшку, который стал своеобразным отчётом о проведённых днях на конференции. Сочиняли, озвучивали и рисовали на Ленинградском вокзале, буквально на ходу.
Чувствую, зацепили меня Объясняшки, придётся покупать IPad…
Фото: Елена Чулихина, Жанна Ховрычева, Мария Смирнова, Ирина Вырвич, Андрей Рожков, Светлана Застрелина.
Юль, а это интересная мысль -заиметь дома ActivTable
Позвал друзей на чашечку кофе и партию в шашки или шахматы.
Ребенок пригласил друзей после школы для совместной работы над газетой.
Вечерком - виртуальный тур по странам и континентам.
Забрали малыша из детского сада и включили развивашки всякие, чтобы дома не скучал.
Позвал друзей на чашечку кофе и партию в шашки или шахматы.
Ребенок пригласил друзей после школы для совместной работы над газетой.
Вечерком - виртуальный тур по странам и континентам.
Забрали малыша из детского сада и включили развивашки всякие, чтобы дома не скучал.