Сравнительно недавно в сети появился новый вид организации информации по определённой теме в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с иностранным (как в последнее время часто бывает) названием лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – интерактивная папка для детей на заданную тематику, которая представляет собой инструмент для организации проектного метода обучения.
В дословном переводе с английского языка лэпбук - это «книга на коленях», которая содержит различные кармашки, окошки, где можно размещать различную информацию в виде картинок, схем, таблиц, диаграмм.
Побродив по просторам Интернета я нашла не только большое количество ужеготовых лэпбуков, но изаготовокк ним. Чем больше я проникалась этой темой, тем навязчивее была мысль, что это не лэпбук, это наша старая добрая книжка-малышка, она же книжка-раскладушка, с которой мы работали ещё в те времена, когда я училась в школе.
Конечно, лэпбук выглядит наряднее, благодаря различным формам цветных кармашков, но суть-то остаётся прежней – постановка цели, сбор и организация информации на заданную тематику с обязательным присутствием выводов.
Не давала покоя ещё одна мысль – лэпбук пришёл к нам издалека, где в классах не по 30 человек, а по 20-25, где вместе с учителем в классе присутствует его помощник, где хорошо налажена система работы с техникой (в классе на своём компьютере учитель выбрал принтер любого формата, нажал кнопочку «Печать», а его помощник пошёл в специально оборудованную комнату и забрал свеженапечатанный документ). Я видела это всёсвоими глазами.
Мы, к сожалению, такого удовольствия не имеем, поэтому печать даже одного варианта лэпбука требует определённых временных, материальных и т.п. затрат.
Кроме того, рассматривая различные варианты работы с подобной папкой, я пришла к выводу, что это больше индивидуальная или парная/групповая (не более 5 человек) работа, которую можно организовать при проведении исследования в рамках внеурочной деятельности. В том, что это самый оптимальный вариант, я убедилась, когда предложила ребятам создать подобную папку в качестве повторения, обобщения и систематизации материала по теме «Проращивание фасоли из семян в различных условиях».
Хотя мы вели журнал наблюдений за нашими растениями, получилось, что все материалы оказались разрозненными: схема с названиями частей ростка, фотографии, рисунки и записи - всё отдельно. О нашем исследовании в прошлом учебном году я писала: Вьётся длинная лиана … или как мы растим фасоль на подоконнике.
Учебный год уже завершился, к тому моменту, когда мы собрали первый урожай нашей фасоли, выращенной на подоконнике.
В этом году мы планируем представить наше исследование на конференции школьного научного общества «Мысль».
Но, … идея организовать учебный материал в виде книжки-раскладушки, не оставляла, поэтому попыталась это сделать сегодня на уроке окружающего мира.
Тема «Осенние изменения в жизни животных».
Каждая из 5 групп получила свой рабочий лист с вопросами, ответы на которые они должны были найти в учебнике.
Отдельно на столе были разложены карточки с животными, о которых шла речь в учебнике, а также детали, которые необходимо было приклеить каждой команде на свой кармашек.
Например, на кармашек №1 с перелётными птицами дети наклеили насекомых, которые осенью исчезают первыми, поэтому и насекомоядные птицы улетают первыми. А на кармашек №3 – волны, означающие, что последними улетают водоплавающие птицы, когда вода начинает замерзать.
После изучения материала по два представителя от каждой команды выбрали нужные им карточки, наклеили детали на кармашки. При выступлении вложили карточки с животными в них.
Групповая работа в этот раз получилась ещё и дифференцированной. Группам, где собрались ребята посильнее, предстояло собрать и систематизировать больше информации, у них было предложено к заполнению по 3 кармашка.
Основа была напечатана не на цветном принтере, поэтому дети с удовольствием начали раскрашивать буквы и картинки на перемене, попутно доставая и рассматривая карточки с животными ещё раз. Учитывая то, что не все дети могут по картинке определить название птицы, специально для этого урока подготовила упражнение для интерактивного стола для закрепления материала, где изображение птицы было подписано, оставалось их только распределить по группам.
Здесь у нас возникло с ребятами разногласие: в учебнике написано, что синицы – птицы осёдлые, а в задании я синиц причислила к кочующим, на что указывают различныеисточники. Нам предстоит обсудить этот вопрос ещё раз.
Это мой первый опыт в создании лэпбука на уроке с целым классом. Я организовала работу так, возможно вы, уважаемые коллеги, можете что-то добавить. Буду этому очень рада! Делитесь своими идеями!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.