Приходит время, когда перед каждым учителем встаёт вопрос: где и какие курсы повышения квалификации проходить?
Здесь важно учитывать несколько аспектов. Первый – тема, которую хотелось бы глубже изучить, второй – статус организации, которая проводит курсы и третий – цена.
Для себя определилась с выбором несколько лет назад. Обучаюсь на дистанционных курсах издательского дома
В этот раз один из модулей курса посвящён формирующему оцениванию. Автор курса - Пинская Марина Александровна (кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Разработка программ помощи школам с низкими результатами» НИУ ВШЭ).
Многое, из того, что описывается в курсе, уже было известно и применялось мной в учебном процессе, но некоторые факты удивили.
Часто мы осваиваем что-то новое для себя с помощью проб и ошибок, подчас не зная, что всему есть описание и дано название. Так оказалось, что некоторые формы работы, которые я использую уже давно на своих уроках, являются техниками формирующего оценивания.
Система формирующего оценивания построена на следующих основаниях:
1) оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
2) оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
3) критерии оценивания алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Это «оценивание для обучения».
Методы, приёмы и техники формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разных классов.
В начале урока мы выясняем потребности учеников, чтобы учитывать их в ходе обучения. Это может быть беседа с детьми, в ходе которой учитель наблюдает и оценивает, как происходит учение или таблицы «ЗИУ», о пользе использования которых я уже
Во время урока письменные работы детей обсуждаются и оцениваются вместе с детьми, т.е. проводится анализ работ. Мы это делаем, начиная с 1 класса, используя документ-камеру.
Данный вид работы очень мотивирует и стимулирует детей. Когда в классе доброжелательная обстановка и анализ работы проходит по точным, заранее всем известным критериям, дети не зажимаются и не боятся, что у них вдруг кто-то обнаружит ошибку. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! – вот наш девиз.
Проведение экспресс-опроса или опроса по заготовленным вопросам, позволяет сразу же оценить вместе с детьми их знания, получить мгновенную обратную связь, которая является основой формирующего оценивания.
Вовлечение детей в рефлексию позволяет развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.
Данный вид работы для нас с детьми тоже не нов, но для себя открыла ещё один инструмент - «Опросник самодиагностики работы с партнёром». Он очень простой (дети сразу же поняли, как с ним работать), но позволяет решать много задач:
Данный вид работы для нас с детьми тоже не нов, но для себя открыла ещё один инструмент - «Опросник самодиагностики работы с партнёром». Он очень простой (дети сразу же поняли, как с ним работать), но позволяет решать много задач:
1. Работа с инструкцией. Именно с неё начинается работа с этим опросником.
2. Не только контроль со стороны учителя, но и проверка собственных знаний детьми.
3. Определение учениками степени своего знания/незнания и осознание необходимости дополнительной работы, повторения материала.
4. Развитие навыков сотрудничества.
5. Умение аргументировать свою точку зрения.
6. Умение прислушиваться к мнению своего партнёра.
7. Находить и исправлять ошибки.
Инструкция
1. Сначала работай индивидуально! При каждом ответе отметь знаком «галочка», верным или неверным ты считаешь данное утверждение. Обоснуй!
2. Объясни партнёру свой выбор. Слушай внимательно, когда он будет тебе объяснять свой выбор. Если ты обнаружишь ошибку, исправь её!
3. Если ты что-то исправляешь в своих ответах, используй для этого карандаш другого цвета, чтобы учитель мог определить, кому из вас, возможно, нужна помощь.
Конечно, на распечатку подобных таблиц уходит много бумаги и краски. Поэтому, помимо бумажных таблиц самодиагностики начали использовать для этих целей систему опроса ActivExpression 2.
Дети, анализируя диаграммы результатов ответов, могут самостоятельно сравнивать качество и результативность своей работы на уроке с работой детей класса и ставить перед собой цель: улучшить этот результат на следующем уроке. Именно так наши ученики вырабатывают в себе привычку к самоконтролю.
Дети, анализируя диаграммы результатов ответов, могут самостоятельно сравнивать качество и результативность своей работы на уроке с работой детей класса и ставить перед собой цель: улучшить этот результат на следующем уроке. Именно так наши ученики вырабатывают в себе привычку к самоконтролю.
Таким образом, оценивание – один из важнейших элементов процесса обучения. Без него не получает обратной связи о результатах своей деятельности ни ученик, ни учитель, которая так необходима для корректировки как учения, так и преподавания.
Литература
М.А. Пинская, Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.
Расскажите,пожалуйста ,как выглядели (если они были) эти листы в первом классе. У меня это идет с трудом.
Интересную тему Вы подняли.