Как часто мы в своих классах наблюдаем такую картину: перемена, дети сидят за партами (по одному или кучкам) и играют в игру, установленную на телефоне. Телефон/смартфон/планшет – это часть повседневной жизни современного человека, следовательно, задача учителя – познакомить детей с возможностями продуктивного использования этого инструмента.
Не так давно в одном из сетевых сообществ прочитала статью. Её заголовок, "За" или "против" использования мобильных телефонов на уроках", в очередной раз заставил задуматься и вспомнить о том, как часто учителя на своих уроках говорят фразу "Убрали свои телефоны!". А я поступаю с точностью до наоборот!
У моих второклассников пока только кнопочные телефоны, смартфоны ожидаются детьми в качестве подарков на день рождения. Поэтому я даю детям свой смартфон или планшет. Однажды коллега увидела, как дети выполняют работу и при этом используют мой планшет. Вы бы видели её округлившиеся глаза и немые вопросы в них: Зачем!?! Это что за панибратство?!?! Вещи учителя брать нельзя! А если разобьют!?!
Я понимаю и принимаю все риски, всегда доверяла детям и буду доверять! В классе предлагаю воспользоваться гаджетом для выполнения интерактивных заданий онлайн сервиса learningapps.org. Для быстрого поиска задания распечатала карточки с их QR кодами. Именно тогда пояснила детям, что это не просто картинки, а закодированная информация, которую можно считать с помощью специального приложения QR Code Reader. Когда дети впервые попробовали сканировать коды, и интерактивное задание автоматически открылось, то восприняли это как волшебство!
Что можно сканировать стало понятно, но вот как информация превращается в код – это предстояло ещё выяснить. Участвуя с детьми в сетевом проекте "Унылая пора! Очей очарованье!" придумывали загадки об овощах и фруктах, которые люди собирают осенью, а затем с помощью онлайн сервиса превращали загадки в QR коды. Выяснили и этот вопрос.
Теперь я знаю точно, что мои 7 – 8-летние ученики обратят внимание на QR коды при посещении музеев или в других общественных местах, смогут отсканировать их и познакомиться с информацией, закодированной в них.
Вне стен классной комнаты мы тоже смогли найти применение мобильным устройствам. В начале сентября всей школой ходили в поход. Решили с ребятами протестировать приложение LikeThat Garde. Увы, листья вяза оно опознало как лещину. Сразу обсудили, почему так произошло - листья очень похожи. Но лещина - это кустарник, а вяз - дерево. Вспомнили, что изучали на уроках окружающего мира. Учу детей во всём находить положительные стороны!
[JUSTIFY]Даже просто сфотографировать гнездо, лежащее на земле очень интересно!
Около школы начали наблюдение за березой: где больше пожелтевшей листвы сверху или снизу, снаружи кроны или внутри. С помощью планшета сделали первый снимок дерева, который сразу же загрузился в Dropbox и уже "ждал" нас в папке компьютера. Быстро и удобно! При использовании фотоаппарата пришлось бы повозиться со шнурами или флеш-накопителем.
Позже приступили к фенологическим наблюдениям и начали заполнение Дневника погоды. Температуру воздуха ребята каждое утро записывали дома, определяя её по термометрам, которые висят у них за окошками. А вот флюгера на крыше дома не оказалось ни у кого. Но эту проблему мы смогли решить: ребята из 3 класса, которые тоже участвовали в проекте, сделали переносной флюгер и разрешили нам им пользоваться.
Возникла другая проблема: где взять компас, чтобы правильно выставить стороны света? Раньше в школе были компасы, теперь их не стало, не знаю по какой причине и куда делись. Но это нас не остановило - скачали приложение на планшет и вышли на улицу.
Мои второклассники самостоятельно определили стороны света, установили флюгер и стали наблюдать. Выяснили направление ветра и решили проверить, не ошиблись ли мы. Приложение Гизметео показало восточное направление, а у нас юго-восточное. Отклонение есть, но небольшое.
Это наши первые шаги в использовании мобильных устройств в образовательных целях. Надеюсь, что когда у детей появятся собственные гаджеты, родители не буду против, чтобы установить на них парочку полезных приложений.
Итак, я голосую "ЗА" использование мобильных устройств в обучении! Коллеги, а вы?
[/JUSTIFY]
Целая естественно-научная лаборатория получилась! Замечательно, Юлия Николаевна, как мама, для сынишки - первоклассника тоже была бы "за" использование таких полезных навыков, а вот для своих уроков русского пока применения не придумала. В классе не разрешаю детям телефоны (5-11), все перемены у нас по 20 минут, играют в игры, от которых еще пол-урока в себя приходят, поэтому прошу их общаться друг с другом или повторять домашнее задание. На литературе тексты произведений с мобильных телефонов читают - разрешаю, даже удобно.
С математикой всё гораздо проще. Ищем решебник, списываем, ничего не знаем, ничего сами не можем.
Согласна, можно найти полезное применение, но вреда слишком много. Не перевесит польза вред, поэтому скорее НЕТ.
А на издание и распространение решебников, считаю, необходим запрет. Весь деятельностный метод перечёркивают.
не согласна. Как мама помогала дочке с физикой, которой не занималась 20 лет. Грамотное использование на пользу. Сама же на дом не даю заданию по учебнику
А я - ЗА! Тоже даю пользоваться детям и планшетом и смартфоном, при необходимости и за компьютер. У меня единственный запрет - калькулятором пользоваться нельзя!!! А задания стараюсь давать, чтобы его нельзя было нигде списать. Часто работаем на сайте Гущина, в онлайн решаем задачи и без детских гаджетов никак не обойтись. Интернета в школе нет. Приношу свой модем + планшет+ смартфон и если у кого нет возможности из своего телефона выйти на сайт делюсь своими. Так же большинство учителей воспринимают все это - за мое чудачество. Раньше обижалась, сейчас - не реагирую. Считаю, что ребята при этом понимают, что оказывается все гаджеты не только для игр, а можно еще извлекать из них кучу "интересностей" и новой информации.
Я думаю, что пробовать стоит. Тем более опыт коллег показывает, что это актуально для наших учеников и эффективно при продуманной организации работы. Для меня же это пока «зона ближайшего развития»
Юлия Николаевна, спасибо за ссылки на интересные и для физиков приложения для работы с гаджетами. Интересная идея для исследовательских работ для малышей.
Юлия Николаевна, восхищаюсь Вашим опытом. Как повезло Вашим ученикам! Конечно, я считаю, что использовать нужно, но оправданно. У нас в школе блокируется выход на Googl, на многие сайты, учителя жалуются, что элементарные картинки не могут найти. Приходится пользоваться только своим Интернетом.
Можно спорить, ведь поэтому статья называется "за" и "против", но если у Вас получилось, то это самое важное для Ваших детей. Значит, опыт удался. А мы, читатели, каждый сам для себя решит применять опыт или нет.
Юля, спасибо за замечательную статью! Не устаю удивляться, сколько разных идей у тебя. Сколько технических умений приходится применять. Как повезло твоим ученикам: их учитель научит использовать гаджеты не только для игры! В данном аспекте использования смартфонов- планшетов и т.п., конечно, "ЗА"!! Дорогу осилит идущий!
Я согласна с Вами, Юлия. Я тоже "ЗА" Кто? Если не мы - учителя будем направлять своих подопечных и раскрывать действительное назначение их гаджетов. Ведь родители покупают их - "лишь бы дитя не плакало" как говорится и не беспокоило своих родителей. Спасибо, Юлия, за статью!
Юлия Николаевна, спасибо за ссылки на интересные приложения для работы с гаджетами. Интересная идея для исследовательских работ.Я тоже "ЗА" Кто - учителям будет направлять и раскрывать действительное назначение гаджетов, как не опыт коллег.Спасибо.
Согласна, можно найти полезное применение, но вреда слишком много. Не перевесит польза вред, поэтому скорее НЕТ.
А на издание и распространение решебников, считаю, необходим запрет. Весь деятельностный метод перечёркивают.