Таблицы – это самый распространённый способ графической организации материала. В ТРКМЧП существуют разные варианты таблиц.
Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Графическая форма таблицы отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Задачи, которые позволяет решать данная стратегия:
1. Формирование умения определять уровень собственных знаний, планировать работу для дальнейшего изучения материала и восполнения пробелов в знаниях.
2. Создание условий для повышения мотивации к учению и проявления интереса к изучаемому материалу.
3. Формирование умения соотносить полученную информацию с собственными представлениями по изучаемой теме.
Работа с таблицей ведётся на всех трёх стадиях урока.
На «стадии вызова» обучающиеся заполняют первый столбец таблицы «Знаю». Они составляют список того, что уже знают или думают, что знают, по данной теме.
Учитель ставит перед детьми задачу: вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.
Работая с учениками старшего школьного возраста и используя данную таблицу на уроках систематически, можно попросить детей здесь же перечислить источники информации, откуда получены имеющиеся сведения. Можно предложить детям систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, что позволит вывести аналитическую работу на качественно новый уровень.
Второй столбец таблицы «Интересуюсь» или «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся получают новые представления на основании уже имеющихся знаний.
Учитель предлагает детям поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения. Что было бы интересно узнать?
Последняя часть таблицы «Узнал» заполняется по завершению работы с книгой, просмотра фильма, обсуждения изученного материала в группе в ходе урока или в конце урока.
Учитель спрашивает, нашли ли дети ответы на все вопросы, которые ставили вначале урока. Если да, то ответьте на них в третьей графе. Если нет, предложите свои варианты информационных источников, где будете искать ответы.
Учитель спрашивает, нашли ли дети ответы на все вопросы, которые ставили вначале урока. Если да, то ответьте на них в третьей графе. Если нет, предложите свои варианты информационных источников, где будете искать ответы.
В 1 классе часто мы с учениками проговаривали все три части таблицы устно, чтобы не тратить много времени на запись, поэтому во 2 классе особых трудностей с разъяснением и ходом выполнения данного вида работы не возникло.
В качестве примера фотографии с урока окружающего мира во 2 классе. Тема «Твоё здоровье».
И пусть наши таблицы пока с орфографическими ошибками, мысли в них очень даже разумные. Посмотрите, почти ни у кого в ответах нет повторов, каждый вспомнил по изучаемой теме что-то своё.
Бывают и такие вопросы
Бывают и такие вопросы
Вспомните, уважаемые коллеги, как часто читая учебную или методическую литературу, мы пользуемся с вами маркировкой текста, т.е. выделяем ручкой или карандашом самые значимые моменты, что позволяет структурировать большой объём информации, выделять главное и отсекать второстепенное. Так же и на уроках мы должны научить детей выделять главную информацию, учить удивляться при изучении новой темы, задавать вопросы. Для решения этих задач отлично подходит приём «Инсерт».
Во время чтения текста дети делают на полях пометки (которые потом легко стереть), а после прочтения текста, заполняют таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы:
«V» – уже знал;
«+» – новое;
«–» – думал иначе;
«?» – не понял, есть вопросы.
В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот прием отлично работает на стадии осмысления. При заполнении таблицы ученикам вновь и вновь приходится возвращаться к тексту, что обеспечивает вдумчивое и внимательное чтение. В конце такой продуктивной работы обязателен этап обсуждения, чтобы дети могли высказать свои мысли: задать вопросы, поделиться открытием, возможно, даже поспорить.
Используемые источники:
Очень хороший материал. Замечательный и доступный пример применения технологии развития критического мышления. Вы провели очень полезное мероприятие.
Как Вы поступили с тем, кто хочет узнать как заболеть. Думаю, здесь не обошлось без открытых вопросов?
К сожалению есть дети, которые любят болеть. Болеют дома за компьютером. А родители верят. У нас в прошлом году закончил 9 классов ребёнок, к которому уже врачи перестали выезжать по вызову.
Но самое ужасное в том, что такие дети в итоге действительно заболевают.
Замечательный пример эффективного применения передовой технологии!
Огромное спасибо!