Блоги

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках

Не так давно прочитала в блоге Пряженниковой Ольги пост, посвящённый технологии развития критического мышления школьников, где она предложила делиться приёмами, которые используют участники Edcommunity.ru на своих уроках. Учитывая, что ни один из моих уроков не обходится без использования элементов (некоторых методических приёмов) данной технологии, решила предложить вам, коллеги, не просто делиться названиями приёмов, а уже разработанными (или находящимися в процессе разработки) фрагментами уроков с использованием элементов ТРКМ, с методическим обоснованием целесообразности использования данного приёма. Предполагаю, что совместными усилиями мы сможем собрать большую коллекцию примеров.
Что же такое критическое мышление? Для чего необходимо формировать и развивать его?
В настоящее время существует множество определений критического мышления.
«Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» (Сорина Г.В., профессор философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор философских наук).
Один из авторов ТРКМ Дэвид Клустер (профессор, преподаватель американской литературы Хоуп-колледжа, Холланд, штат Мичиган) в своей статье «Что такое критическое мышление?» в международном журнале о развитии критического мышления «Перемена» (2001, № 4) выделяет следующие параметры критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Википедия предлагает такое определение:
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.
Критическое мышление - способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.
Становится очевидным, что целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение работать с информацией, анализировать, принимать обдуманные решения и т.п.).

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Методические приемы ТРКМ:
Ключевые слова
Верные и неверные утверждения
Кластеры
Дерево предсказаний
Таблицы
Толстые и тонкие вопросы
Чтение с остановками
Инсерт
Дневники и бортовые журналы
Лови ошибку
Зигзаг
Мудрые совы
Решение творческих задач
Стратегия «РАФТ» и другие.

Приведу пример фрагмента урока литературного чтения по произведению Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина», 3 класс. Использовался методический приём "Кластер".
К сожалению, в современных учебниках литературного чтения нет страниц, посвящённых биографиям поэтов и писателей. Лишь иногда встречаются коротенькие справки из 2-3 предложений. Поэтому проводим работу с дополнительными источниками информации. Чаще всего адаптирую собранную для урока информацию и раздаю группам листы с текстом, с которым они работают .

На этапе актуализации знаний детям было предложено рассказать всё, что они знают о Б. Полевом (дети могут ничего и не знать о нём на данном этапе урока).
Затем, учитель демонстрирует портрет писателя, называет годы его жизни.
Дети говорят, что это корреспондент, писатель.
Учитель спрашивает, могут ли дети связать цифры и имя.
Дети отвечают.
Учитель: Принимал ли участие в военных действиях писатель Борис Николаевич Полевой? (В учебнике есть информационная справка об этом)
Дети: Нет, он был военным корреспондентом. Он писал заметки в газету о ходе войны, о людях, которые воевали и становились героями.
Учитель: Кто из вас может сказать, что уже много знает о Борисе Полевом?
Ответы детей.
Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с его биографией, поработать группами в течение четырёх минут, выбрать наиболее значимые факты биографии Б. Полевого и познакомить с ними класс.
Дети работают группами.
Каждая группа получает свой шаблон. Заполняют кластеры:

Скриншот 2015-08-29 18.58.01.png
Скриншот 2015-08-29 18.58.28.png

Скриншот 2015-08-29 18.58.33.png
По истечении 4-х минут выслушиваются выступления групп, через документ-камеру выводится изображение кластеров на экран, части которых (овалы с текстом) вырезаются с помощью инструмента «Захват экрана» и составляется 1 общий кластер.

Скриншот 2015-08-29 19.03.05.png

Скриншот 2015-08-29 19.03.18.png

Дети анализируют совместный «продукт» (кластер), задают вопросы по содержанию, в случае необходимости.
Таким образом, использование приёма «Кластер» позволило создать на уроке условия:
- для продуктивной работы с информацией и её анализа;
- для структурирования информации;
- для выявления причинно-следственных связей;
- для отделения главного от второстепенного в тексте и умения акцентироваться на главном.
- для критической оценки новых знаний, выводов и обобщения.
Используемые источники:
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
http://o-ch.ru/reviews/critiacal/
http://festival.1september.ru/articles/625679/
9398 10
Комментарии:
Юлия Николаевна, а я как раз только что написала о дидактическом синквейне и методе наглядного моделирования, который подходит для работы с младшими школьниками и дошкольниками.
Синквейн - очень хороший прием для этапа рефлексии.
Очень интересно! Спасибо за примеры! А как работает прем "Дерево предсказаний ", "Инсерт ", "Зигзаг"? Можно примеры? Буду очень благодарна!
С новым учебным годом! Успехов и благополучия!
Для меня новое - стратегия «РАФТ». Надо посмотреть...
Юлия Николаевна, спасибо за подсказку.
Елена Юрьевна, думаю, что в сентябре смогу подготовить и опубликовать несколько примеров с приёмами "Дерево предсказаний ", "Инсерт ", "Зигзаг". Горячая пора наступает!
Елена Алексеевна, я тоже ещё не использовала этот приём на своих уроках, планирую в будущем. Надеюсь, поделитесь своими идеями после изучения.
РАФТ
Что это и откуда:
Социоигровой приём РАФТ заимствован у американских педагогов, развивающих идеи технологии критического мышления. Название приёма произошло от первых букв слов.

R – role (роль)

A – audience (аудитория)

F - format – (форма)

T - topic (тема)
Источник: http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-raft/
Ещё смотрите: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5706_raft_tehnologiya
Дальше, когда придумаю, как с этим быть на математике.
Елена Алексеевна, дополню:
Этот приём подразумевает описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. При этом, персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается (отсюда и такое название РАФТ).
Думаю, правильней было бы начать с темы. Например, День Знаний. Потом выбираем роль: директор, завуч, первоклассник или выпускник. Определим аудиторию (родители, ученики, учителя, попутчик в транспорте, подруга, ...) и форму (письмо, рассказ, эссе, монолог и т.п.).
Предполагаю, что в математике это может быть спор учёных, в роли которых выступают ученики.
Или защита диссертации, например, Декартом.
А если ещё элементы одежды того времени добавить... Продумать все четыре элемента. Предвосхитить все случайности. Может получиться интересно.
Ведь детям надо будет овладеть материалом и змоционально вынести его на публику. А публика (аудитория) должна быть готова затеять спор. И пусть каждый продумает, что он будет оспаривать.
Есть другие варианты.
Елена Алексеевна, будет очень здорово!
Ведь, чтобы доказать какую-то теорию, ученику придётся самому в ней разобраться.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.