Когда в 2011 году в силу вступил федеральный государственный стандарт начального общего образования, написанный сложным научным языком, учителя запаниковали. Но были и те, кто сумел разобраться в этом документе (буквально разложили по полочкам) и объяснить остальным на понятных и доступных примерах, что всё не так уж и страшно. Это , и , которые написали учебник , изданный в 2015 году в издательстве «Академия». Стало понятно, что многие формы и методы организации учебного процесса сохранились, изменились лишь подходы к его организации и появились новые инструменты, пользуясь которыми и ученики, и учителя способны достичь высоких результатов в обучении.
Всем известно, что в основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который является основным подходом к формированию универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.
Проект направлен на достижение уникального результата, а его важной составляющей, способной повысить мотивацию к познавательной деятельности и развить творческие способности, является свобода самостоятельного выбора. Мотивация - это интерес, ребёнок выбирает то, что ему интересно, значит, он будет с энтузиазмом исследовать, изучать интересующие его вопросы, создавать уникальные продукты, взаимодействовать с другими людьми, приобретая при этом компетенции, так необходимые человеку в 21 веке.
Основываясь на стандарте, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность обеспечивает условия:
- для формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- для построения образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Таким образом, проектная деятельность создаёт условия для организации дифференцированного обучения, позволяет включать в работу детей с различными познавательными потребностями.
Это хорошо можно проследить даже на одном примере – проекте , проведённом на площадке .
Для участия в проекте обучающиеся группы и роли, которые им наиболее интересны. При этом нет строго разделения и дети имеют возможность проявить себя в разных ролях, чтобы прийти к самоопределению. При этом ученики становятся активными участниками образовательного процесса, а учитель их консультантом, дети учатся вместе с учителем планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
Системно-деятельностный подход предлагает учителю новое содержание, новые ценности образования, но, к сожалению, не предлагает обновления средств обучения. Именно поэтому ценность сетевой проектной деятельности увеличивается. Участие в сетевых проектах даёт толчок к саморазвитию и непрерывному образованию не только обучающимся, но и учителям. Получая опыт участия в проектах, они пересматривают свои подходы, средства, методы и формы организации учебной деятельности, то есть происходит обновление средств обучения.
Стандарт выдвигает системные требования:
- к представлению содержания обучения (ориентация на самостоятельную работу обучающихся, возможность составления индивидуального маршрута, использование средств ИКТ, межпредметные связи);
- к выбору образовательных технологий, где ведущая роль принадлежит обучающимся, деятельность имеет проблемный, продуктивный характер и присутствуют коммуникации;
- к оцениванию результатов образовательного процесса (участие обучающихся, критериальное оценивание, оценивание сформированности компетенций).
Каждое из этих требований можно реализовать с помощью проектной деятельности, как урочной, так и внеурочной. Задача учителя - вовлечь детей в учебный процесс, а это требует от него определённых усилий. Проект должен быть продуман и спланирован с учётом системных требований Стандарта (а не переложен на плечи родителей). Он должен основываться на междисциплинарных связях в контексте окружающего нас мира и его проблем, обеспечить условия для развития у обучающихся умений высокого уровня. Всё это соответствует ФГОС НОО, так как он ориентирован на достижение высоких результатов и становление личностных характеристик обучающихся, которые должны соответствовать портрету выпускника начальной школы, определяемому Стандартом.
Становится очевидно, что проектная методика обучения основана на Стандарте, личностно-ориентирована, предоставляет возможность каждому ученику проявить себя, быть в центре событий. В ходе работы над проектом обучающиеся взаимодействуют, принимают решения, используют различные инструменты оценивания, то есть овладевают универсальными учебными действиями. Здесь не учителя показывают, что они знают и умеют, как они работают, а сами ученики.



Не желает ребёнок участвовать в проекте, не заставляйте. У меня была девочка, которая систематически отказывалась работать над проектом в группе, но и одна не желала. Она сидела, дулась, а работа у ребят кипела, им было интересно, они были увлечены. В конечном итоге, любопытство всегда брало верх. Она не выдерживала и присоединялась.
Так я учу родителей вместе с детьми работать над проектами.